Меню

Акб inr 18650 13b samsung sdi 1e61 напряжение

Как восстановить литиевый аккумулятор от шуруповёрта DeWalt?

Реанимируем аккумулятор DCB 145

Литиевые аккумуляторы находят всё большее применение в быту. В настоящее время они всё чаще встречаются в качестве сменных аккумуляторов для шуруповёртов и другого электроинструмента. Несмотря на свои достоинства, литиевые аккумуляторы также не лишены недостатков.

Так, после 1,5 года эксплуатации аккумуляторы от шуруповёрта DeWalt стали быстро разряжаться, работать стало невозможно. Аккумуляторы заряжались максимум до 14,4 вольт, хотя для этого использовалось штатное зарядное устройство DCB-107. Кроме этого, зарядка происходила очень быстро, вместо положенных 60 минут, от силы минут 15.

Прежде чем рассказывать о том, как удалось решить данную проблему, мне бы хотелось познакомить читателя с устройством литиевого аккумулятора от шуруповёрта.

Вот так выглядит штатный аккумулятор DeWalt DCB-145.

Чтобы вскрыть такой аккумулятор потребуется шестигранная отвёртка типа TORX. Аккумуляторная батарея состоит из 4 литиевых (Li-ion) «банок» SAMSUNG SDI INR18650-13B ёмкостью 1300 mA/h каждая. Все четыре «банки» установлены в пластиковый бокс и соединены последовательно при помощи токоведущих пластин. Пластины приварены к контактам аккумуляторов точечной сваркой. Видно, что это качественная заводская сборка.

Не советую разделять «банки» составного аккумулятора, перекусывая соединительные токоведущие пластины. Я так сделал и пожалел. Далее я расскажу, почему этого делать не стоит.

Сами аккумуляторы SAMSUNG SDI INR18650-13B не имеют встроенного контроллера заряда/разряда. К сожалению, найти документацию на аккумуляторы конкретно этой модели (с индексом 13B) мне не удалось. Но, судя по параметрам аккумуляторов данной линейки, максимальный непрерывный ток разряда (Max Continuous Discharge Current) может быть от 18 (INR18650-13L) до 23 (INR18650-13M) ампер! Не удивительно, что в них нет встроенного контроллера.

Также в корпусе батареи установлен 5-ти контактный разъём и небольшая печатная плата.

Многоконтактный разъём необходим для того, чтобы при заряде была возможность контролировать заряд каждого из четырёх аккумуляторов INR18650-13B отдельно. Как известно, напряжение более 4,1

4,2V для литиевых аккумуляторов опасно и может привести к повреждению или даже возгоранию. Поэтому зарядное устройство выравнивает (балансирует) ток через каждую «банку» составной батареи так, чтобы напряжение на каждой из них не превышало 4,1V.

Также на печатной плате установлен датчик температуры, который прилегает к одной из литиевых «банок».

Благодаря датчику штатная зарядка DeWalt DCB-107 измеряет температуру аккумулятора и отключает режим заряда в том случае, если батарея перегрета или имеет температуру ниже +4°C. Кроме термодатчика на плате смонтирована какая-то схема, но она залита герметиком.

Такая аккумуляторная сборка называется «Pack for Power Tool«, то есть «Пакет» или аккумуляторная сборка для электроинструмента. Вот так она выглядит.

Крупные компания вроде Samsung поставляют такие вот сборки для производителей силового электроинструмента под заказ. Возможно, поэтому мне и не удалось найти точные характеристики под аккумуляторы INR18650-13B.

С устройством Li-ion аккумулятора для электроинструмента мы ознакомились. Вернёмся к нашим «дохлым» аккумуляторам.

Перед тем, как аккумуляторы «сдохли» их очень сильно разрядили. Пользовались шуруповёртом до тех пор, пока аккумулятор не разрядился, а затем, сделав передышку, поработали им ещё некоторое время. После этого аккумуляторы и стали плохо заряжаться, и не держали ёмкость.

После замера напряжения на каждой «банке» АКБ выяснилось, что 3 «банки» из 4 заряжены не польностью — до 3,5 вольт. Лишь одна зарядилась до необходимых 4,1 вольт (для Li-ion).

Если сложить напряжение всех банок, то получим как раз те самые 14,4V. Напомню, что штатное зарядное устройство очень быстро заряжало аккумулятор и отключалось.

Первое, что пришло на ум, это заменить те литиевые «банки», которые заряжались не полностью. Но, поиск оригинальных INR18650-13B не дал результатов. Возможно из-за того, что такие сборки поставляются только под заказ и в розницу не поступают. Да и стоимость четырёх новых аккумуляторов, например, INR18650-22R практически равнялась цене одной АКБ DeWalt DCB-145. Поэтому от замены аккумуляторов я решил на тот момент отказаться.

И, тут в голову пришла дельная мысль, а она как всегда, запаздывает. Что, если штатная зарядка не смогла правильно отбалансировать составную литиевую АКБ после глубокого разряда? То есть штатная ДеВольт’овская зарядка заряжала одну «банку» до необходимых 4,1V и отключалась. При этом оставшиеся 3 литиевые «банки» заряжались не полностью, а всего лишь до 3,5V.

Было решено проверить штатное зарядное устройство DCB-107 на предмет наличия какой бы то ни было неисправности, но оно оказалось исправно. Да и новые аккумуляторы зарядка заряжала прекрасно.

Читайте также:  Как избавиться от просадок напряжения в доме

Таким образом, я пришёл к выводу, что штатное зарядное устройство не смогло правильно отбалансировать составную литиевую батарею после глубокой разрядки.

Было решено разрядить/зарядить каждую литиевую банку 18650 отдельно с помощью стороннего зарядного устройства. Для этого использовалась зарядное устройство Turnigy Accucell 6 (аналог IMAX B6), о котором я уже рассказывал.

Разряжал каждую банку 18650 до 3V током 0,3А. Затем заряжал до 4,1V током 0,5А. Далее снова разряжал с целью определить, сколько же тока заливается в каждую конкретную «банку». Это необходимо для того, чтобы оценить их ёмкость. Как выяснилось, аккумуляторы исправны и в каждую из них было «залито» от 1164 до 1186 mA. Что не так далеко от заявленной ёмкости в 1300 mA/h. Таким образом я убедился, что аккумуляторы исправны, и заменять их не стоит.

После теста (заряда-разряда) каждого аккумулятора меряем напряжение на каждой литиевой «банке». Оно должно быть в пределах 3,1

3,3V на каждой. Таким образом составной аккумулятор будет разряжен до 12,4

Затем я собрал все «банки» в бокс, припаял плату с разъёмом и установил в корпус. Поставил полностью разряженный аккумулятор DeWalt DCB-145 уже в штатную ДеВольт’овскую зарядку и засёк время начала процесса зарядки. Как я и ожидал, спустя 1 час (60 минут, как и указано в инструкции) зарядка была завершена.

В качестве «контрольного выстрела» замерил напряжение на клеммах B+ и B-. Оно составило 16,4V, как и положено для полностью заряженной АКБ.

Таким образом удалось восстановить два аккумулятора DeWalt DCB-145 и избежать пустой траты денег на покупку новых аккумуляторов, суммарная стоимость которых практически равна стоимости недорогого шуруповёрта.

Теперь расскажу о «граблях», на которые наступил.

Внимание! Сборку надо производить очень аккуратно и не допускать короткого замыкания между выводами «банок» и тех выводов, которые идут на балансировочный разъём. Если замкнёте что пассатижами или пинцетом, то фейерверк из искр обеспечен! Я в этом убедился на практике. Токи такие, что провод сечением 0,5 мм. плавятся так, будто это тончайший проводок плавкого предохранителя.

Также категорически не советую разделять литиевые банки, разрезая или перекусывая соединительные токоведущие пластины, которые приварены сваркой.

Во-первых, в этом нет необходимости. Зарядить каждую «банку» можно просто подключаясь выводами зарядного устройства к полюсам нужного аккумулятора. Единственное, что может потребоваться, так это отпаять выводы балансировочного разъёма и временно снять сам разъём со сборки.

Во-вторых, можно повредить изоляцию литиевых аккумуляторов и из-за этого замкнуть их.

В третьих, после того, как литиевые «банки» будут протестированы, встанет вопрос о соединении их вместе. И даже если пластины удастся спаять между собой, то поместить такую сборку обратно в корпус будет весьма трудоёмкой задачей. Корпус аккумулятора очень плотно подогнан под габариты сборки.

Где купить литиевые аккумуляторы для замены неисправных?

Ну, и напоследок, затрону тему замены литиевых аккумуляторов. Если случилось так, что аккумуляторы в вашем шуруповёрте пришли в негодность и их надо заменить, то на данный момент не составляет труда найти им достойную замену. Например, на АлиЭкспресс можно найти литиевые аккумуляторы от Samsung, LG, Sanyo, Panasonic, Sony.

Для апгрейда своего 12V шуруповёрта с никель-кадмиевым аккумулятором, я приобрёл аккумуляторы Samsung INR18650-25RM.

Покупал в хорошо знакомом многим и проверенном магазине LiitoKala. Судя по всему, аккумуляторы оригинальные. Во всяком случае, разницы в весе, ёмкости, качестве изготовления я не заметил. Продавец прямым текстом пишет, что аккумуляторы оригинальные, но, «светить» бренд Samsung они, видимо, не имеют права. Поэтому на всех аккумуляторах маркировка Samsung заклеена фирменной наклейкой магазина.

Переделка удалась. С платами защиты и заряда я заморачиваться не стал, просто вывел наружу силовые проводники, а также провода под балансировочный разъём. Заряжаю всё напрямую от универсальной зарядки Turnigy Accucell 6. Делал всё на быструю руку, так как лето было на исходе.

Под замену никелевых (NiCd, NiMh) аккумуляторов на литий лучше брать те, что с приваренными «лепестками». Так будет легче спаять составную батарею.

Стоит отметить, что аккумуляторы INR18650-25RM как раз-таки и используются в тех самых «Pack for Power Tool» для электроинструмента. Перед покупкой советую погуглить даташит на аккумулятор (например, так: «samsung inr18650-25rm datasheet»). В нём указано всё, что необходимо знать: типовой ток заряда и разряда, назначение (инструмент, игрушки), графики потери ёмкости после нескольких циклов и много чего ещё.

Читайте также:  Отклонение напряжения в линии

Источник

Маркировка аккумуляторов 18650

Маркировка аккумуляторов формата 18650 разных производителей очень похожа. Например, Samsung выпускает аккумуляторы INR18650-25R, INR18650-30Q, INR18650-35E. Что же скрывается за этими буквами и цифрами?

Материал катода

Первые две буквы обозначают элементы на основе каких химических элементов построен катод данного аккумулятора.

ICR – аккумуляторы с катодом из кобальтата лития. Емкость ICR аккумуляторов небольшая – 2000-2500 мА*ч, допустимые токи разряда также небольшие – 1-2С. Преимуществом данных аккумуляторов является их невысокая цена. Аккумуляторы формата 18650 данного типа применяются, например, в батареях ноутбуков, где не требуются высокие токи нагрузки. Минимальное напряжение, ниже которого разряжать ICR-аккумулятор нельзя, составляет 2,75 В. Срок службы – примерно 300 циклов заряда/разряда. ICR-аккумуляторы самый небезопасный тип аккумуляторов. Не рекомендуется использовать данный тип аккумуляторов без плат защиты (PCB) в устройствах, потребляющих относительно высокие токи (более 0,5C-1C).

IMR – аккумуляторы с литий-марганцевым катодом. Являются высокотоковыми аккумуляторами, способны выдавать токи до 4C-10C. Аккумуляторы с литий-марганцевым катодом имеют более низкое внутренне сопротивление, чем ICR аккумуляторы. Обладают небольшой емкостью. Минимальное напряжение, ниже которого разряжать IMR-аккумулятор нельзя, составляет 2,75 В. Стоимость данных аккумуляторов выше, чем у аккумуляторов ICR-типа. Данные аккумуляторы более безопасны в эксплуатации, чем ICR, т.к. способны выдерживать более высокие температуры без деградации. Кроме того, при работе на средних токах, аккумуляторы данного типа греются довольно слабо.

INR – аккумуляторы с катодом из никелата лития. Одна из самых современных на сегодня технологий производства аккумуляторов формата 18650 . Конструкция катода обеспечивает высокий ток разряда в сочетании с довольно высокой емкостью аккумулятора. Являются также высокотоковыми аккумуляторами, способны выдавать токи до 4C-10C, как и аккумуляторы IMR-типа. Обладают емкостью выше, чем IMR-аккумуляторы. Минимальное напряжение, ниже которого разряжать IMR-аккумулятор нельзя, составляет 2,5 В (2,65 и 2,75 В – у отдельных моделей аккумуляторов). Стоимость данных аккумуляторов выше, чем у аккумуляторов IMR-типа. Аккумуляторы данного типа подходят для высокотоковых потребителей (шуруповерты, вейп-девайсы, электротранспорт). Срок службы – примерно 200-300 циклов заряда/разряда.

NCR (NCA) – аккумуляторы с катодом из никелата лития и кобальта, в качестве изолятора используется оксид алюминия. АккумуляторыNCR-типа входят в число лидеров по емкости (до 3600 мА*ч). Кроме большой емкости, у аккумуляторов NCR-типа самый долгий срок службы, они выдерживают более 500 циклов заряда/разряда. Допустимые токи разряда небольшие – 1-2С. Минимальное напряжение составляет 2,5 В. Аккумуляторы данного типа используются в электроавтомобилях Tesla и электровелосипедах. Если не требуются большие токи и необходима высокая емкость и долгий срок службы, то именно аккумуляторы NCR-типа будут оптимальным выбором.

Обозначение размера аккумулятора

Далее идет обозначение 18650 . Это обозначение размеров аккумулятора в миллиметрах. 18 мм – диаметр, 65 мм – длина аккумулятора. Следует помнить, что у аккумуляторов с платой защиты (PCB) длина аккумулятора увеличивается на 1-2 мм и составляет 66-67 мм, вместо стандартных 65 мм.

Обозначение модели и емкости

Буквы, которые находятся дальше, условная маркировка емкости. Данное обозначение у каждого производителя индивидуальное. Например, у аккумулятора NCR18650B – «B» у Panasonic обозначает емкость 3400 мА*ч. NCR18650A – аналогичная модель, но с емкостью 3000 мА*ч. У аккумуляторов Samsung две цифры в конце маркировки также обозначают емкость. INR18650-30Q – емкость 3000 мА*ч, INR18650-25R – емкость 2500 мА*ч.

Дата производства аккумуляторов 18650

Дата производства li-ion аккумуляторов формата 18650 у всех производителей располагается в маркировке на внешней части аккумуляторов (на термоусадочной оболочке). У разных производителей принцип маркировки даты производства аккумуляторов отличается.

Аккумуляторы Panasonic

Наименование модели аккумулятора располагается в первой строчке маркировки между значками «+» и «-«. Далее идет блок с предупреждением об осторожности использования аккумулятора. Также сквозь термоусадку просвечивает квадратный QR-code. QR-code индивидуальный для каждого аккумулятора и никогда не повторяется.

Маркировка с датой производства аккумуляторов располагается в двух местах: на металлической оболочке корпуса под термоусадкой и на самой термоусадке в нижней части корпуса около минусового контакта. Маркировка, нанесенная на металлический корпус, немного просвечивает через термоусадку. У поддельных аккумуляторов Panasonic маркировка даты производства на металлическом корпусе, как правило, отсутствует. Нанесена маркировка только на термоусадку.

Первый символ обозначает ГОД, второй — МЕСЯЦ, третий-четвертый – ДЕНЬ МЕСЯЦА.

Первый символ Второй символ Третий и четвертый символы
ГОД МЕСЯЦ ЧИСЛО
4 — 2014 год 1 — январь 01 — 1 число
5 — 2015 год 2 — февраль 02 — 2 число
6 — 2016 год 3 — март 03 — 3 число
7 — 2017 год 4 — апрель
8 — 2018 год 5 — май 11 — 11 число
9 — 2019 год 6 — июнь 12 — 12 число
7 — июль 13 — 13 число
8 — август 14 — 14 число
9 — сентябрь
X -октябрь 29 — 29 число
Y — ноябрь 30 — 30 число
Z — декабрь 31 — 31 число
Читайте также:  Регулятор напряжения стартера это

Аккумуляторы Samsung SDI


Наименование модели аккумулятора расположено в первой строчке маркировки. Во второй строчке — наименование производителя (Samsung SDI или Samsung SDIEM).

У аккумуляторов Samsung с обозначением SDI маркировка с датой производства находится в правой части третьей строчки надписи на термоусадке. Маркировка содержит четыре символа, первый символ неважен), второй символ обозначает ГОД, третий — МЕСЯЦ, четвертый – НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА.

Второй символ Третий символ Четвертый символ
ГОД МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ
E — 2014 год 1 — январь 1 — 1 неделя
F — 2015 год 2 — февраль 2 — 2 неделя
G — 2016 год 3 — март 3 — 3 неделя
H — 2017 год 4 — апрель 4 — 4 неделя
I — 2018 год 5 — май
J — 2019 год 6 — июнь
K — 2020 год 7 — июль
L — 2021 год 8 — август
9 — сентябрь
A -октябрь
B — ноябрь
C — декабрь

Второй вариант маркировки для аккумуляторов Samsung SDI

Существует еще второй вариант маркировки аккумуляторов Samsung SDI. Он отличается от первого только маркировкой даты производства. Если последний символ третьей строчки маркировки «T», то дата выпуска зашифрована в первых трех символах (первый символ — год, второй — месяц, третий — неделя месяца).

В этом случае расшифровка даты будет осуществляться следующим образом:

Первый символ Второй символ Третий символ
ГОД МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ
E — 2014 год D — январь 1 — 1 неделя
F — 2015 год E — февраль 2 — 2 неделя
G — 2016 год F — март 3 — 3 неделя
H — 2017 год G — апрель 4 — 4 неделя
I — 2018 год H — май
J — 2019 год I — июнь
K — 2020 год J — июль
L — 2021 год K — август
L — сентябрь
M -октябрь
N — ноябрь
O — декабрь

Последняя буква «T» — обозначает завод Samsung SDI в городе Tianjin.

Аккумуляторы Samsung SDIEM


Наименование модели аккумулятора расположено в первой строчке маркировки. Во второй строчке — наименование производителя (Samsung SDI или Samsung SDIEM). SDIEM — это подразделение Samsung в Малайзии.

У аккумуляторов Samsung c обозначением SDIEM маркировка с датой производства находится в правой части третьей строчки надписи на термоусадке. Маркировка содержит четыре символа, первый символ неважен, второй символ обозначает ГОД, третий — МЕСЯЦ, четвертый – НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА. Структура обозначения даты такая же, как и у аккумуляторов Samsung SDI. Но расшифровка обозначения немного другая.

Второй символ Третий символ Четвертый символ
ГОД МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ
E — 2014 год P — январь 1 — 1 неделя
F — 2015 год Q — февраль 2 — 2 неделя
G — 2016 год R — март 3 — 3 неделя
H — 2017 год S — апрель 4 — 4 неделя
I — 2018 год T — май
J — 2019 год U — июнь
K — 2020 год V — июль
L — 2021 год W — август
X — сентябрь
Y — октябрь
Z — ноябрь
— декабрь

Аккумуляторы LG

Дата производства аккумуляторов LG находится в первых четырех символах второй строчки на термоусадке. Первый символ обозначает ГОД, следующие три символа обозначают ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР ДНЯ в году (001 – 1 января, 365 – 31 декабря).

Каждый аккумулятор имеет квадратный QR-code. QR-code индивидуальный для каждого аккумулятора и никогда не повторяется.

Первый символ Второй, третий и четвертый символы
ГОД ДЕНЬ ГОДА
N — 2014 год 001 — 1 января
O — 2015 год 244 — 1 сентября
P — 2016 год 365 — 31 декабря
Q — 2017 год
R — 2018 год
S — 2019 год

Новая маркировка аккумуляторов LG (с 2019 года)

В 1 квартале 2019 года LG CHEM анонсировала изменение маркировки своих li-ion аккумуляторов. Наименование модели приведено к стандартному виду (INR18650***), также добавился блок с предупреждением об опасности неправильного использования li-ion аккумуляторов.

Наименование модели находится в первой строчке маркировки. Первый символ второй строчки обозначает завод-изготовитель аккумулятора, следующие четыре символа — дату производства. Первый символ даты обозначает ГОД, следующие три символа обозначают ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР ДНЯ в году (001 – 1 января, 365 – 31 декабря). Также сохранился индивидуальный QR-code для каждого аккумулятора, который никогда не повторяется.

Источник

Adblock
detector