Меню

Аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения

Черты аттитюда по Олпорту. Функции и структура аттитюдов.

Относительно определения Г. Олпорта, то социальная установки — это сугубо индивидуальное образование. Г. Олпорт проследил три основных источника возникновения понятия «аттитюд». Одно из первых источников — экспериментальная психология конца XIX века, которая в своей практике использовала предшественников аттитюду — мышечную установку, установку на задания и др. Считается, что именно в это время были заложены основы типологизации установок, экспериментальная база их обнаружения и дифференциации.

Вторым источником являются социология, в частности, классические социологические доработки В. Томаса и Ф. Знанецкого. Третьим источником возникновения аттитюда стал психоанализ. Разрабатывая эту категорию, Д. Узнадзе и представители его школы рассматривали установку как готовность к определенной активности. При этом готовность определяется взаимодействием конкретной потребности и ситуации ее удовлетворения.

Поэтому предполагается, таким образом, разделение установок на две разновидности — актуальные и фиксированные, где первые оказываются в форме диффузного, недифференцированного состояния, а вторые — вполне дифференцированные, полученные в результате повторного воздействия ситуации, т.е. основанные на опыте.

Исходя именно из этих признаков, установка измеряется на основании вербальных самоотчетов опрашиваемых. Такой самоотчет является ничем иным, как обобщенной оценкой личности собственного ощущения склонности или несклонности к конкретному объекту.

То есть аттитюд — это мера чувства (аффекта), вызванного конкретным объектом ( «за» или «против»). По такому принципу построены прежде известные шкалы установок Л. Терстоуна, Р. Лайкерта,о том что есть биполярный континуум с полюсами: «очень хорошо» — «очень плохо», «совершенно согласен» — «ни с чем не согласен» и т.п.

В 1935 году Г.Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой были выведены его черты:

— Определенное состояние сознания и нервной системы;

— Сформированность наа основе предшествующего опыта;

— Оказывающий направляющее и динамическое влияние на поведение.

Исследование аттитюда позволили в его структуре выделить когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (конативный) компоненты.

Обнаружены четыре функции аттитюдов:

— Приспособительная – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

— Знаниевая – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения;

— Выразительная – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения

— Защитная – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Влияние установки личности на ее поведение, условия предопределения установкой поступков человека. Влияние поведения на установки личности, современные теории, объясняющие влияние поведения на установки личности.

Установка это эффективный способ дать окружающему миру оценку и на основании её реагировать и действовать.

В отечественной психологии установка была специальным предметом исследования в школе Д.Н.Узнадзе. Им дано следующее определение установки: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».

В западной социальной психологии для обозначения установки используется термин «аттитюд» и в изучении аттитюдов выделяют ряд исследований, повлиявших на его понимание.

Ввели термин в 1918 г.. У.Томас и Ф.Знанецкий. В результате было введено в социально-психологическую терминологию понятие аттитюда, которое было определено как состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.

Выявлена структура аттитюда, в которой выделяют:

— Когнитивный компонент (осознание социальной установки);

— Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта);

— Поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Установки и поступки подпитывают друг друга. Установка может определять поведение, и наоборот. Установка предопределяет поступки человека, если:

— Установка соответствует действию;

— Установка сильна, потому что:

1) что-то напоминает человеку о ней;

2) потому что ситуация активизирует бессознательную установку, которая незаметно направляет восприятие событий и реакцию на них;

3) потому что человек поступил так, как было необходимо для усиления установки.

В зависимости от обстоятельств диапазон силы связи между утверждениями, отражающими установки, и поведением может колебаться от полного её отсутствия до необычайной прочности (Kraus, 1995).

Читайте также:  Какое напряжение мотоциклетного аккумулятора

Связь «установка — действие» также работает и в обратном направлении. Человек своими поступками подталкивает себя к обдумыванию ситуации. Человеку необходимо дать объяснение, почему он или другой поступили так, а не иначе. Особенно это характерно для тех случаев, когда мы чувствуем ответственность за поступок.

Установкаисполнителя ролиформируется в результате исполнения действий, которые предписаны социальной ролью. Это характерно для тех, кто занимает определенную социальную позицию. Когда человек преодолевает новую ступеньку на социальной лестнице, то вынужден поступать в соответствии со своим положением, даже, если чувствует себя «не в своей тарелке». Это чувство сохраняется не долго. Сначала человек следит за своей речью и поступками, потому, что они для него не естественны. Но в один прекрасный день человек замечает, что его слова, действия больше не представляют для него трудности. Человек вошел в роль, она стала ему привычно, он сформировал у себя определенные установки.

Исследование феномена «нога в дверь»показали, что в изменение совсем немного своей первоначальной установке, ведущее к соответствующему поведению, впоследствии вынуждает человека согласиться на более серьезные поступки. Роберт Чалдини описал вариант данного феномена на примере «техники заманивания» — тактики малых уступок, когда стремятся получить большое, полноценное соглашение. Данный феномен чаще всего наблюдается в финансовом, политическом или сексуальном аспектах.

Межрасовое, религиозное, политическое поведение формирует социальные установки. Исследования подтвердили, что позитивное поведение по отношению к чему-либо или кому-либо порождают чувство приязни к ним (Blanchard & Cook, 1976) и наоборот.

17. Категория «общение» в социально-психологической науке, виды и функции общения. Уровни анализа общения, компоненты и аспекты общения (информационный аспект, интерактивный аспект, перцептивный аспект).

В широком смысле слова включает в себя коммуникацию,а в узком смысле слова – обмен информацией. Оно включено в любую деятельность, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Посредством общения деятельность организуется и обогащается.

Общение есть реализация всей системы отношений человека — особый вид деятельности. Общение понимается как коммуникативная деятельность. Общение — информационное взаимодействие в процессе которого реализуютя и формируются межличн. взаимоотнош-я. Путают с отношением. Отношение к неодушевл. предметам – это не общение, т.к не взаимно. Отношение не есть процесс, а личное отношение др. к др. Взаимоотношения проявляются в процессе общ-я, а также развив-ся и формир-ся в зависимости от особенностей его протекания. В общении могут актуализироваться отношения, предпосылка для их развития, укрепление или ослабление.

Структура общения включает:

1. Коммуникативная сторонаобмене информацией( речь, невербалика, контакт глаз)

2. Интерактивная сторона(взаимодействие) — обмен не только знаниями, идеями, но и действиями, взаимные реакции людей друг на друга

3. Перцептивная сторона(аффектно-коммуникативная) общения означает процесс восприятия и познания друг друга (идентификация, эмпатия, рефлексия)

Б. Ломов выделяет в общении три функции:

1. информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией),

2. регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия – Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.)

3. аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Функции коммуникации:1)Информационная 2) Социальная (Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события). 3) Экспрессивная функция (Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга). 4) Прагматическая функция (Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия). 5) Интерпретативная функция (Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний).

Функции общения:

1)Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Читайте также:  Трансформатор тока напряжением до 10 квт

2) Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

3) Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4) Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5) Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6) Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Источник

Становление проблемы аттитюда в социальной психологии.

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. Отличие этой линии исследований заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд». Эту оговорку необходимо сделать потому, что для термина «установка» (в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н. Узнадзе) существует другое обозначение в английском языке — «set». Очень важно сразу же отметить, что изучения аттитюдов есть совершенно самостоятельная линия изучение, идущих не в русле развития идей установки («set») и превратившихся в одну из самых разработанных областей социальной психологии.

В истории исследований аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода:

1) от введения этого термина в 1918 г. до второй мировой войны (характерная черта этого периода — бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней);

2) 40—50-е гг. (характерная черта — упадок исследований по данной проблематике в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций);

3) 50—60-е гг. (характерная черта возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований);

4) 70-е гг. (характерная черта — явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов. (42)

В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида.

Эти зависимости были лишь модификацией старой постановки проблемы о взаимодействии личности и общества. Томас и Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида). Таким образом, впервые в социально-психологическую терминологию было внесено понятие аттитюда, которое было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». Введение этого понятия в социальную психологию также опиралось на определенные исследования в экспериментальной психологии, но тем не менее здесь оно получило новое, самостоятельное толкование.

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так. (42)

Читайте также:  Максимальное напряжение тока для сечения

Аттитюд понимался всеми как:

а) определенное состояние сознания и нервной системы,

б) выражающее готовность к реакции,

г) на основе предшествующего опыта,

д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении. Одновременно последовал ряд предложений относительно методов измерения аттитюдов. В качестве основного метода были использованы различные шкалы, впервые предложенные Л. Тёрнстоуном. Использование шкал было необходимо и возможно потому, что аттитюды представляют собой латентное (скрытое) отношение к социальным ситуациям и объектам, характеризуются модальностью (поэтому судить о них можно по набору высказываний). Очень быстро обнаружилось, что разработка шкал упирается в нерешенность некоторых содержательных проблем аттитюдов, в частности, относительно их структуры; оставалось не ясным, что измеряет шкала? Кроме того, поскольку все измерения строились на основе вербального самоотчета, возникли неясности с разведением понятий «аттитюд» — «мнение», «знание», «убеждение» и т.д. Разработка методических средств стимулировала дальнейший теоретический поиск. Он осуществлялся по двум основным направлениям: как раскрытие функций аттитюда и как анализ его структуры.

Было ясно, что аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. (42)

Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная(иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функциязнания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

б) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

в) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). (42)

Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях («Иельские исследования» К. Ховланда).

Эксперимент Р. Лапьера в 1934 состоял в следующем. Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не бьл проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда. Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. (42)

М. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию.

Источник

Adblock
detector