Меню

Аварийная схема при выходе из строя бесконтактного регулятора напряжения электровоза

Бесконтактные аппараты

У всех бесконтактных аппаратов чаще всего встречаются повреждения полупроводниковых элементов, резисторов и конденсаторов, а также паяных соединений штепсельных разъемов, механические повреждения корпусных деталей и штепсельных разъемов. У реле времени ВЛ-31 дополнительно могут появляться подгары и оплавления контактов электромагнитных реле типа ПЭ-30.

Повреждения элементов, распайки и обрывы проводов в штепсельных разъемах вызывают нарушения работы аппаратов. Поэтому неисправности бесконтактных аппаратов выявляют при проверке их работы на тепловозе или на стенде, а механические повреждения корпусных деталей и штепсельных разъемов (вмятины, трещины и отколы пластмассовых деталей штепсельных разъемов, ослабления резьбовых соединений) — внешним осмотром.

При повреждениях элементов схемы реле времени ВЛ-31 изменяется выдержка времени на срабатывание контактов реле или эти контакты, действующие с замедлением, вообще не срабатывают, в то время как контакты, действующие без выдержки времени, работают нормально Появление подгаров и оплавлений контактов электромагнитных реле ПЭ-30 обьъясняется выходом из строя диодов Д1 и Д2

Рис. 61. Принципиальная схема реле времени типа ВЛ-31

(рис. 61), что может быть при неправильном подключении полярности источника питания реле.

Повреждения элементов схемы бесконтактного регулятора напряжения типа БРН-ЗВ приводят к тому, что напряжение ВГ будет больше или меньше 75 В и оно не поддается регулировке с помощью резистора И2 (рис. 62).

Рис. 62. Принципиальная схема регулятора напряжения типа БРН-ЗВ

При выходе из строя диодов диодных блоков типов БВК-450, БВК-471 и БВ-1203 нарушается работа системы возбуждения тягового генератора. В результате этого наблюдается недогрузка или перегрузка дизеля или при боксовании некоторых колесных пар не срабатывает реле боксования.

Выход из строя диодов панелей выпрямителя типа ВВУ уравнителей возбуждения тепловозов 2ТЭ10М может сопровождаться увеличением интенсивности боксования колесных пар или ложным срабатыванием реле боксования.

Обрыв в цепи диода заряда батареи (панель типа ПВК-6011) обнаруживается по отсутствию тока заряда батареи при работающем дизеле и исправном предохранителе аккумуляторной батареи». В случае короткого замыкания внутри диода перегорает предохранитель аккумуляторной батареи при остановке дизеля.

Повреждения элементов тахометрического блока типа БА-430 вызывают нарушения работы системы возбуждения тягового генератора. При этом чаще дизель бывает недогружен.

Осмотр и ремонт бесконтактных аппаратов при техническом обслуживании и текущих ремонтах. Все бесконтактные аппараты на ТО-3, ТР-1 и ТР-2 осматривают и проверяют на тепловозе, а на ТР-3 снимают с тепловоза и ремонтируют в электроаппаратном отделении депо. Аппараты снимают с тепловоза для ремонта и при обнаружении любых неисправностей, вызывающих нарушения работы аппарата.

При внешнем осмотре бесконтактных аппаратов проверяют наличие установленных надписей -и обозначений на их корпусах и оттиски пломб, прочность крепления съемных крышек и корпусов к каркасу аппаратной камеры, состояние штепсельных разъемов.

Стертые и отсутствующие надписи восстанавливают в соответствии со схемой тепловоза. Ослабшие крепления плотно затягивают. Перед измерением сопротивления изоляции цепей тепловоза обязательно снимают со всех бесконтактных аппаратов штепсельные разъемы и закорачивают перемычками выводы-диодов у панелей ВВУ. Если в журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152) имеются записи с замечаниями по работе бесконтактных аппаратов, их снимают с тепловоза для проверки и ремонта в электроаппаратном отделении.

С бесконтактных аппаратов, снятых с тепловоза, в электроаппаратном отделении снимают крышки или кожуха, обдувают их сухим сжатым воздухом с давлением 0,20-0,25 МПа и удаляют пыль и загрязнения салфетками, смоченными гидролизным спиртом.

Панели аппаратов с элементами их схем и другие детали осматривают. Проверяют пайку всех проводов, покачивая их пинцетом у места припайки, и прочность крепления наконечников. Если у проводов оборвано до 15 % жил, то оборванные жилы заправляют к целым и пропаивают. Провода с большим числом оборванных жил, а также такие, у которых изоляция потеряла эластичность, заменяют. Резисторы, конденсаторы и полупроводниковые приборы с видимыми дефектами также заменяют. Некачественные паяные соединения перепаивают припоем ПОССу-40-0,5, ослабшие резьбовые соединения плотно затягивают, крепежные детали с поврежденной резьбой, скругленными гранями и разбитыми шлицами заменяют.

Читайте также:  Скачки напряжения в трехфазной сети

Электромагнитные реле ПЭ-30, являющиеся частью электронного реле времени ВЛ-31, очищают от пыли и осматривают контакты. При следах перегрева, оплавлений, подгаров и при полном износе металлокерамических накладок реле заменяют. У бесконтактного регулятора напряжения БРН-ЗВ проверяют резисторы .типа ПЭВ, установленные в нише с задней стороны корпуса. В случае обнаружения любых дефектов эти резисторы заменяют.

Все диоды диодных блоков проверяют с помощью тестера типа Ц4341 или подобного ему. У исправных диодов обратное сопротивление должно быть не менее 10 МОм, а прямое — не более 1 кОм.

Панели ПВК-6011 и ВВУ полностью разбирают и детали очищают от пыли и грязи по технологии, используемой при ремонте ВУ.

После ремонта и сборки все диоды закорачивают перемычками и мегаомметром на 2500 В измеряют сопротивление изоляции панелей, которое должно быть не менее 10 МОм, затем проверяют электрическую прочность изоляции переменным током с частотой 50 Гц и напряжением 1250 В в течение 1 мин.

У других бесконтактных блоков сопротивление изоляции измеряют мегаомметром на 500 В. Измерение выполняют с помощью специальных вставок (колодок), у которых все выводы закорочены перемычкой. Такие вставки (колодки) соединяют с колодкой (вставкой) бесконтактного аппарата и измеряют сопротивление изоляции между перемычкой и корпусом аппарата. Оно должно быть не менее 10 МОм.

Проверка бесконтактных аппаратов. Бесконтактные аппараты проверяют на стенде А253, А1487 или А1767. При проверке реле времени ВЛ-31 измеряют время задержки срабатывания контактов, действующих с замедлением. Оно должно быть равно времени, установленному двумя указателями, расположенными на лицевой панели реле. Дополнительных регулировочных устройств реле не имеет, и, если фактическое время задержки не соответствует заданному, проверяют элементы схемы реле. Проверку начинают с измерения напряжения питания реле, которое должно быть равно номинальному, указанному также на лицевой панели реле. Затем снимают лицевую панель и при включенном напряжении питания измеряют напряжения на стабилитронах ДЗ и Д4 (см. рис. 61). На каждом из них оно должно быть равно 10-12 В, а на обоих — 20-24 В. Если напряжение на стабилитронах отсутствует, проверяют выпрямительный мост ВП и цепи от контактов 1 и 2 до анода ДЗ и катода Д4 и падение напряжения на резисторе Д2, которое должно быть равно 18-24 В. Если цепи исправны, а падение напряжения на резисторе значительно превосходит это значение, заменяют оба стабилитрона или тот из них, на котором напряжение меньше 10 В.

Проверку остальных элементов выполняют, используя карту напряжений. Она представляет схему реле, на которой указаны потенциалы выводов полупроводниковых приборов и других элементов относительно общего минуса. Тестером измеряют эти потенциалы и сравнивают их с потенциалами карты напряжений. Те элементы, у которых измеренные потенциалы выводов отличаются от указанных на карте напряжений, снимают с платы и проверяют. Если элемент оказывается исправным, последовательно проверяют элементы, установленные в цепях его выводов. Неисправные элементы заменяют.

Бесконтактный регулятор напряжения БРН-ЗВ должен поддерживать напряжение ВГ равным 75±1 В при частоте вращения его якоря 800-1800 об/мин. Напряжение ВГ регулируют с помощью резистора Д2 (см. рис. 62). При повороте его оси против часовой стрелки напряжение генератора увеличивается и наоборот. У неисправного регулятора напряжение ВГ отсутствует или завышено и регулировке не поддается. В этом случае прежде всего устанавливают, какой орган регулятора не работает: измерительный или регулирующий.

Читайте также:  Механическое напряжение равно отношению силы

При малом напряжении вспомогательного генератора с этой целью отключают коллекторы транзисторов Г2 и ТЗ. Если после этого напряжение генератора значительно увеличилось и превысило норму, неисправен измерительный орган. Если же напряжение генератора не изменилось — неисправен регулирующий орган. При большом напряжении генератора проверяют с помощью осциллографа работу тиристора Т4. Здесь возможны два результата:

1. Тиристор Т4 постоянно открыт — неисправен регулирующий орган.

2. Тиристор работает в импульсном режиме — неисправен измерительный орган.

При неисправности измерительного органа проверяют стабилитроны ДЗ- Д5 и транзисторы Т1 — ТЗ. Напряжение на стабилитроне ДЗ должно быть равно 8,0— 9,5 В. При большом напряжении вспомогательного генератора проверяют целостность цепи: контакты штепсельного разъема 2,12 — ДГ- Д1 — движок,1?2 катод Д1 и эмиттер ТІ. При малом — цепь: движок Д2 — ДЗ — контакты 3, 13 штепсельного разъема регулятора.

В случае неисправности регулирующего органа проверяют полупроводниковые приборы’ и целостность обмоток дросселей Др1 (при малом напряжении генератора) и Др2 (при большом напряжении), а также конденсатор С2 и цепи Д8 — СЗ и Д9 — С4.

У диодных блоков, панелей ПВК-6011 и ВВУ проверяют правильность монтажа. Блок БА-420 проверяют путем подачи на его вход переменного тока с частотой 50 Гц и измерения ‘выходного напряжения. Проверка будет более качественной, если на испытательном стенде имеется синхронный подвозбудитель (СПВ), приводимый от двигателя постоянного тока. Схема включения блока при проверке показана на рис. 63. В этом случае работу блока проверяют при частоте

63 Гц, что соответствует 1-й позиции контроллера машиниста тепловоза 2ТЭ10М, и при 133 Гц, что соответствует 15-й позиции. При этих проверках в цепь первичной обмотки насыщающегося трансформатора должен быть включен балластный резистор Ш с сопротивлением 25 Ом. Сопротивление резистора нагрузки К2 должно быть равно 20-25 Ом. Параметры исправного блока БА-420 приведены в табл. 6.

При уменьшении входного напряжения на 20 % по сравнению с приведенным в таблице выходное должно уменьшиться не более чем на 2 %.

Если выходное напряжение блока завышено по сравнению с приведенным в табл. 6, проверяют первичную обмотку насыщающегося и вторичную обмотку компенсирующего трансформаторов. При уменьшенном выходном напряжении дополнительно проверяют первичную обмотку компенсирующего и вторичную обмотку насыщающегося трансформаторов, а также диоды выпрямительного моста и дроссель. Выявленные дефектные элементы заменяют.

Проверка элементов бесконтактных аппаратов. Полупроводниковые приборы проверяют тестером с помощью стенда А1487 или А1767 или с помощью простых контрольных схем. Тестером Ц4341 или подобным ему прибором контролируют исправности диодов и маломощных транзисторов, у которых мощность, рассеиваемая на коллекторе, не превышает 200- 250 мВт. У диодов измеряют прямое и обратное сопротивление. У транзисторов измеряют начальный ток коллек-

Источник

НЕИСПРАВНОСТИ «БРН»

Характер неисправности:

В режиме высокой скорости генератор управления № 1 или « 2 не даёт напряжения. Сигнальная лампа на панели измерительных приборов со стороны пом. машиниста не горит. Отсутствуют показания вольтметра при постановке ползунка переключателя в соответствующее положение.

а) перейти на работу от генератора ГУ № 2 (ГУ № 1);

б) проверить исправность предохранителя;

в) проверить наличие контакта между силовыми контактами контактора 126-2;

г) проверить контакт в блокировке контактора 126-1 (провод К53 – Н3);

д) проверить контакт в блокировке ПВ-В между проводами К42 – «Земля».

Характер неисправности:

В режиме низкой скорости вентиляторов последовательно включенные генераторы управления ГУ № 1 и ГУ № 2 не дают напряжения.

Включить вентиляторы на высокую скорость и в случае неисправности ГУ № 1 перейти на ГУ № 2, для чего рубильник переключения генераторов на ПУ перевести в нижнее положение.

Читайте также:  Совместная прокладка кабелей различных напряжений

Если при работе ГУ № 1 (ГУ № 2) в режиме высокой скорости произошло повышение напряжения в цепи управления до 60 в., необходимо проверить надёжность контакта в блокировке контактора 127-2.

Характер неисправности:

Резко повышается напряжение в цепи управления после включения вентиляторов.

В схеме панели управления с двумя контакторами (126-2 и 127-2) из-за сгорания вставки «Розетки служебного пользования» в проводе К53 не включается контактор 126-2. Контактор 126-2 не сможет включиться при нарушении контакта в блокировке контактора 127-2 в проводах Н3 – К53, при механическом заедании и т.п.

Необходимо проверить вставку «Розетки» в проводе К53 и, если она исправна, соединить между собой два левых ножа трёхполюсного рубильника, а при наличии времени осмотреть контактор 126-2 контакта в блокировке контактора 127-2 в проводах Н3 – К53.

Примечание: На некоторых электровозах катушка контактора 126-2 питается через вставку возбуждения преобразователей.

Характер неисправности:

Резко понижается напряжение в цепи управления в момент выключения вентиляторов. Из-за резкого падения напряжения возможно даже отключение БВ-2.

Отсутствие контакта в обратной блокировке контактора 42-2 в проводах К57 – Н73.

Характер неисправности:

Сгорает вставка АБ после включения вентиляторов и подключения РОТ.

Большой зарядный ток из-за глубокой разрядки АБ или завышенного напряжения генераторов управления.

Регулировкой СРН установить нормальное напряжение и при нормальном напряжении усилить вставку в момент первоначального заряда. Включение вентиляторов производить при выключенной нагрузке.

Характер неисправности:

Если РОТ не подключается при работающих генераторах управления, необходимо включить высокую скорость вентиляторов, проверить напряжение на зажимах генераторов управления с помощью переключателя вольтметров. При наличии напряжения на зажимах генератора управления РОТ включить вручную. Если появился зарядный ток, а РОТ не удерживается во включенном положении, включить его принудительно.

Перед выключением вентиляторов РОТ выключить.

При отсутствии напряжения на зажимах одного из генераторов проверить исправность якорной вставки и вставки в цепи возбуждения генератора.

При обнаружении неисправностей в цепях якоря или возбуждения генератора управления перейти на другой генератор.

Характер неисправности:

РОТ подключается, но нет зарядного тока АБ.

Обрыв цепи сопротивлений Р140 – Р141 зарядки АБ или цепи главного контакта РОТ.

Необходимо зачистить главный контакт РОТ и осмотреть сопротивление Р140 –Р141.

При нагревании главного контакта и шунтовой катушки, а также при других повреждениях необходимо реле обратного тока закоротить, для чего поставить перемычку с болта, где закреплён гибкий шунт (в левом нижнем углу) на болт крепящий начало сериесной катушки (в правом верхнем углу на панели РОТ).

Перед выключением вентиляторов перемычку снять.

Характер неисправности:

При включении вентиляторов на низкую скорость – кратковременная потеря питания в цепи управления.

Потеря питания возможна со срабатыванием БВ1 и БВ2.

Сгорание или обрыв сопротивления Р142 – Р144 при выключении контактора 127-2, шунтирующих балластное сопротивление.

Соединить между собой перемычкой провод К51 (верх вставки «Вспомогательные цепи) и верх плюсовой вставки АБ. После запуска вентиляторов со среднего ножа трёхполюсного рубильника поставить перемычку на верх плюсовой вставки АБ. Перед выключением вентиляторов перемычку с трёхполюсного рубильника снять.

Характер неисправности:

При выключении вентиляторов сильно падает напряжение в цепи управления.

Обрыв цепи шунтирующей балластное сопротивление.

Соединить плюсовую вставку АБ с верхом любой вставки нижнего ряда (провод К51).

Характер неисправности:

Резко повышается напряжение в цепи управления (до 80-100 в.) в момент выключения вентиляторов.

Отсутствие контакта в прямой блокировке контактора 127-2 в проводах К58 – Н80.

Источник

Adblock
detector