Меню

Бв со снятием напряжения эд4м

Бв со снятием напряжения эд4м

УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

(Окончание. Начало см. «Локомотив» №5, 7 — 10, 2001 г.)
Основными причинами ненормальной работы электрооборудования являются: нарушения электрической цепи из-за обрыва проводов, излома шин, срабатывания автоматов, отсутствия контактов в блокировках или силовых контакторах, пробоя изоляции проводов аппаратов, двигателей нечеткая работа аппаратуры из-за понижения давления воздуха и т.п.

Чтобы обнаружить и устранить неисправность, следует внимательно наблюдать за сигнальными лампами и приборами, проверять положение кнопок выключателей, тумблеров, автоматических выключателей. Место повреждения определяют внешним осмотром или прозвонкой с помощью контрольной лампы. Рассмотрим наиболее типичные неисправности.

При включении батареи отсутствует напряжение 110 В. Сработали автоматы Q29 030 нет контакта в блокировке 15—15Ф контактора БК. Восстановить автоматические выключатели, зачистить контакты.

Нет напряжения 50 В. При неработающем преобразователе рекомендуется проверить автомат Q31 и блокировку БК 44ВА — 44Е, при работающем — автомат Q18 и блокировку БК 74Б — 44.

Возможен случай отказа двух подряд преобразователей (на вагонах 01 и 03). Ввиду того что на электропоезде свободных про водов нет, можно рекомендовать использовать провод 13, поставив перемычку 13 — 44 на вагонах 01 и 05.

Нет питания 110 В от соседних секций. Надо проверить включение автоматов Q13 на неисправном и исправном вагонах.

Одна из батарей сильно разряжена. Неисправна цепь дополнительной обмотки (вольтодобавки) обрыв диода Д38, перегорание предохранителя Пр19 Проверить предохранитель Пр19, автоматы Q29, Q30, диод Д38. При сильно разряженной батарее головного вагона надо поставить перемычку между проводами 44, 13 на данном вагоне и соседнем прицепном. Кнопку «Вспомогательный компрессор» не включают.

В цепи управления поезда напряжение менее 80 В, на одном из вагонов к.з. в цепи проводов 15 — 30. Следует проверить включение автоматов Q13 Q26, Q29nQ30 выключить ВУ и все автоматы Q13. Выявить таким образом неисправную секцию и снять соединительную планку ХТ-1, предполагая к.з. в диодах Д32. Д37.

Во время работы погасли буферные фонари и прожектор, освещение кабины, пульта управления, коридора, перестали работать автоматические двери. Наиболее вероятен излом подводящей шины к автоматам Q48. Q51, Q55, Q58, Q59, Q63, Q66, Q69, расположенным на блоке «П» (на задней стенке кабины). Требуется надежно зашунтировать излом шины

Не поднимаются токоприемники на всех или на одном вагоне. Причины — отключился автомат Q50, открыты высоковольтный шкаф, подвагонный ящик или несколько ящиков (разомкнуты блокировки безопасности), лестница, не заблокированы высоковольтные междувагонные соединения, сработало реле термосигнализации. Нужно проверить цепь провода 25 реле РББ1, РББ2, закрыть шкафы и ящики

После включения ВУ не запускаются один или все преобразователи, сигнальная лампа продолжает гореть. Наиболее вероятно низкое напряжение на проводе 15 или сработал автомат Q54. Поэтому на всех вагонах не включились реле ПРУ. Если реле не включилось на одном вагоне, проверить автомат Q19. Кроме того, необходимо проверить цепь включения КП, определив лампой наличие напряжения на проводе 20С. Контролируют также автомат Q1 тепловое реле ТР7 контакты разъема блока БУП, автомат Q26, предохранители Пр4 Пр5 высоковольтные предохранители на моторном и прицепном вагонах

При пуске преобразователя включается реле РЗПЗ и отключает преобразователь. Причина — перегорели плавкие вставки Пр4, Пр5 или сработали автоматы Q3, Q18, Q41. Q43. Заменить вставки и восстановить автоматы. В момент пуска попытаться отключить на 2 — 3 с автомат Q26.

После пуска преобразователей сигнальная лампа «Вспомогательные цепи» продолжает гореть. Сработали автоматы вентиляторов Q34, двигателя компрессора Q15, отопления Q39, одно из тепловых реле ТР1. ТР4 двигателей вентиляторов или ТР5, ТР6 двигателя компрессора. Кроме того, могли сработать термозащитные вставки Т31. Т38 на неисправном вагоне или автомат Q53 на головном вагоне Заменить плавкие вставки, включить автоматические выключатели.

При пуске преобразователь идет вразнос. Плохие щетки (недостаточное нажатие, износ, заедание), кольца покрылись невидимой глазу пленкой, неисправен блок или цепь начального подмагничивания: блокировки КП, ПКП, БК, КГ. Сгорел резистор R11, нарушен контакт реле РЗПЗ 73М — 73Е. Не работают тиристоры Тт1, Тт2, пробой диодов Д5, Д7.

Следует проверить лампой наличие напряжения на проводе 20К и прозвонить все диоды, сменить щетки, очистить наждачной бумагой кольца, сменить блок.

Преобразователь отключился во время работы. Наиболее вероятны снятие или заброс напряжения в контактной сети, неисправность преобразователя или схемы. Следует отключить ВУ и примерно через 30 с включить его вновь, если напряжение в контактной сети восстановится. Для временной работы на резервировании необходимо на головном вагоне выключить В1, переставить разъем в положение «резерв» проверить автоматы 041. Q43 на моторном вагоне, автоматы Q66 . Q68 — на соседнем прицепном вагоне, автоматы Q13 — на всех вагонах, Q18 — на головном вагоне.

Читайте также:  Стабилизатор напряжения скутер 2т

Не включается или не отключается контактор БК, при работающем преобразователе на пульте горит лампа «Преобразователь». Неисправен блок БУП. Чтобы восстановить работу схемы, необходимо заменить блок.

Не включается контактор ПКП, резисторы R5 постоянно введены в цепь двигателя преобразователя. Неисправны блок БУП, контактор ПКП, разъемы (нет связи между блоком и контактором), не отрегулировано реле обратного тока РОТ, вышли из строя диоды Д4, Д50.

На генераторе повышенное напряжение. Перегорели вставки Пр4, Пр5, сработали автоматы Q41 . Q43 неисправен мост Д21 . Д24 или блок БУП Восстановить автоматические выключатели, заменить вставки и блок БУП. Если это не дало результата, следует использовать резервирование.

При пуске стрелка вольтметра не отклоняется (нет возбуждения). Отсутствует цепь батареи на обмотку генератора, пробит диод Д5. Если при пуске стрелка отклоняется, но напряжение и частота завышены (или занижены) и срабатывает РЗПЗ, следует проверить Пр4, Пр5, автоматы Q3, 018, 041. Q43.

Большие колебания выходного напряжения (200. 250 В) и частоты (42. 55 Гц). Неисправен блок БУП. При низких оборотах двигателя преобразователя (частота ниже 40 Гц) также неисправен блок — нет управляющих импульсов на тиристор Тт1. Если частота генератора не соответствует величине 48. 52 Гц, значит, неверно настроен блок регулятора частоты БРЧ. Следует заменить блоки БУП и БРЧ.

Не работает резервирование, на головной вагон не передается напряжение 220 В, провода резервной магистрали 66. 68 обесточены. Надо проверить блокировки контакторов КП и КГ в цепи проводов 14 — 22К и автомат Q17 на головном вагоне, междувагонные соединения и цепь провода 14 (включение реле РБР, контактора КР) и автоматы Q41. Q43 на моторном вагоне. На прицепном вагоне проверяют автоматы 066.. 068 и цепь провода 141 (включение контактора КР).

На головном вагоне, кроме того, после отключения В1 и перестановки разъема LLM7— Ш19 следует убедиться по погасанию лампы «Преобразователь», что контактор БК включен, а также восстановлен автоматический выключатель Q18.

На крайнем вагоне не запускается преобразователь из-за срабатывания защиты. Выключить на нем В1 и проверить пуск на среднем вагоне (включение контактора ПКП и реле выдержки времени РВП).

На крайнем вагоне не включилось реле ПРУ. Проверить цепь провода 171 на среднем вагоне: блокировки ПКП 17— 17АА, РВП 17АА— 171, а также автомат Q70 и цепь проводов 152— 154 (блокировки междувагонных соединений на среднем вагоне).

На крайнем вагоне не работает преобразователь и нет резервирования. Возможно, на нем перегорела высоковольтная вставка Пр2 или не включился контактор КДВ на среднем вагоне.

При отсутствии резервирования на головной секции требуется проверить включение контакторов КР на моторном вагоне и на обоих вагонах примыкающей трехвагонной секции (цепи проводов 141), междувагонные соединения блокировки контакторов КП и КГ. На крайнем прицепном вагоне следует выключить В1. На трехвагоной секции переключать вилку разъема в положение «Резерв» для питания трансформатора ТрУ и резервирования цепей 110 и 50 В не нужно, чтобы не перегружать линию резервного питания цепей 220 В.

На одном из вагонов не восстанавливается защита. Проверить автоматы 021, 031, предохранитель Пр23, включение промежуточного реле РВ31 и реле времени РВВ. Наиболее вероятно, что неисправны защитные аппараты БВ и ВЗТ или нарушены цепи питания удерживающих катушек БВ-У, ВЗТ-У или катушек вентилей БВ-В, ВЗТ-В. Отсутствует питание 220 В на проводе 67Ж и не включается реле контроля РКН.

При нажатии кнопки «Перегрузка» ВЗТ и БВ не отключаются. Неисправен датчик тока ДТЯ1 или блок защиты БУВЗТ. В депо необходимо заменить датчик тока или блок БУВЗТ.

При нажатии кнопки «Восстановление защиты» ВЗТ не включается. Сгорел предохранитель в блоке. Заменить вставку в блоке БУВЗТ.

Не восстанавливается защита на всех моторных вагонах.

Следует попытаться восстановить защиту с рейки зажимов, кратковременно подав питание на провод 7. Постороннее питание на проводе 7 легко определить: удерживая кнопку «Возврат защиты» отключают ВУ — преобразователи в этом случае будут продолжать работать. Разъединив междувагонные соединения в середине состава, его приводят в движение из той половины, где защита восстановится.

Для того чтобы управлять движением из головной кабины, нужно на каждом РУМе подложить изоляцию под контакты 7 — 7А. Если в пути следования произойдет снятие напряжения, изоляцию следует убрать и вновь подложить.

При пуске на одном из вагонов срабатывает БВ или дифференциальная защита. Это может произойти из-за броска напряжения в контактной сети на последних позициях реостатного контроллера. Следует подождать пока аппарат остынет, восстановить защиту и установить штурвал в положение М. С выдержкой времени его переводят в последующие положения. При повторном срабатывании БВ вагон отключают, помня о том, что допускается только двукратное восстановление защиты.

Читайте также:  От напряжения вылез геморрой

В пункте оборота надо осмотреть тяговые двигатели и обязательно подложить изоляцию под силовые контакты реверсора! Принять меры к снятию электропоезда с линии.

На одном из вагонов срабатывает БВ в маневровом положении. Внимательно осмотреть силовые контакторы ЛК, ЛКТ, T, пускотормозные резисторы, силовые контакты РК, тяговые двигатели (кронштейны межкатушечные соединения, выводные концы в соединительных коробках клицах). Если неисправность обнаружить или устранить не удается, отключают вагон из тяги, подложив изоляцию под силовые контакты реверсора.

БВ отключается в первом положении. Необходимо осмотреть реостатный контроллер и проверить работу блока БРУ. По амперметру проверяют ток якорей. При повторном срабатывании защиты отключают вагон из тяги.

Отключается БВ во втором положении. Обрыв в цепи обмоток возбуждения (иногда забывают убрать изоляцию, подложенную под контакты реверсора). Надо отсоединить провод 3 от блокировки реостатного контроллера РК 14— 15.

Во время электрического торможения отключился ВЗТ
. Пробой на «землю» тяговых двигателей, нарушена изоляция силовых цепей (контакторы, кабели и пр.). Следует определить неисправный вагон и перед очередным пуском восстановить защиту. Если при пуске защита сработает повторно, отключить вагон.

Если при пуске защита не срабатывает, возможны отключение автомата 03, обрыв питания катушек контакторов ОВ и KB, неисправности трансформатора возбуждения ТрВ, тиристорного преобразователя Тт1. Ттб, блока управления БУТ-044. Реле самовозбуждения РСВ отрегулировано на малый ток поэтому переход на самовозбуждение происходит на большой скорости.

В этом случае надо отключить кнопку «Торможение» в шкафу неисправного вагона. На стоянке ее включают и проверяют тормозные цепи с поднятым токоприемником: устанавливают штурвал в тормозное положение 2 или 3 и убеждаются, что включается реле РСВ Это значит, что неисправны блок управления, тиристорный преобразователь, сработал 03, обрыв цепи возбуждения. Если реле РСВ не включается, неисправен только блок БУТ-044 (САУТ).

Реле РСВ может быть отрегулировано на малые токи возбуждения. Поэтому переход на реостатное торможение с самовозбуждением происходит на большой скорости. Если после восстановления защиты вагон работает в тяговом и тормозном режимах, его можно не отключать. В пункте оборота следует проверить состояние коллекторов тяговых двигателей.

При переходе на самовозбуждение срабатывает ВЗТ. Возможен большой ток якорей из-за обрыва резисторов R11. R15 цепи ослабления возбуждения, занижена уставка блока защиты. Если неправильно отрегулирован резистор R31, откроется защитный тиристор Тт7 и сработает реле РЗПЗ, отключая преобразователь Отключить кнопку «Торможение».

Аварийный генераторный режим тяговых двигателей. Несмотря на то, что, казалось бы, приняты все меры, исключающие генераторный режим, такая неисправность нередко встречается из-за пробоя на «землю» элементов силовой цепи. Предварительно срабатывает защита (что упрощает выявление неисправного вагона).

На недействующем вагоне генераторный режим начинается после смены направления движения, независимо от того, опущен ли токоприемник и выключен РУМ. Если в цепи аварийного тока оказалось ограничивающее сопротивление то имеется возможность какое-то время вести электропоезд. Если ограничения тока нет, тяговые двигатели быстро разрушаются. Неуправляемый и бесконтрольный процесс самовозбуждения начинается из-за остаточной намагниченности главных полюсов тяговых двигателей.

Условия возникновения генераторного режима:

— пробой на «землю» цепи тяговых двигателей (или образование другого аварийного замкнутого контура);

— реверсор находится в положении, противоположном движению электропоезда;

На малой скорости загорается (или мигает) лампа «РБ», в составе наблюдаются толчки и оттяжки. Существует только один гарантированный способ предупредить опасный режим: в пункте оборота на отключенном из тяги вагоне надо подложить изоляцию под контакты реверсора В1, В2, Н1, Н2.

После установки штурвала в положение М электропоезд в движение не приходит, сигнальная лампа «ЛК и Т» не горит. Включить вручную контактор КВХ. Если поезд пришел в движение, надо поставить перемычку ЗОК — 30 (в шкафу). Если поезд в движение не приходит и КВХ выключен, поставить под питание провода 22У (на рейке зажимов под пультом слева от контроллера): возможны потеря контакта в кнопке «Возврат защиты», контактах 5 — 6 реверсивного вала, переключатель ППТ не доведен до фиксированного положения.

В положении М электропоезд в движение не приходит, лампа «ЛК и Т» не гаснет. Возможен обрыв провода 2 или 11 Целостность провода 11 можно проверить кратковременным движением назад. В таком случае на рейке зажимов достаточно поставить перемычку 2 — 11 (это лучше сделать в шкафу моторного вагона).

В положении М электропоезд не приходит в движение, лампа «ЛК и Т» загорается как обычно и гаснет. Постороннее питание провода 7 или 40. При этом на электропоезде собирается схема электрического торможения. Провод 40 может соединиться с проводом 2 на повторителе реле боксования ПРРБ или на повторителе ПТПТ. Выявить неисправный вагон можно поочередным выключением РУМов (неисправность кнопок «Торможение» может ввести в заблуждение).

Читайте также:  Есть ли защита от скачков напряжения в стиральной машине

Иногда при потере плюсовой цепи на контроллер машиниста (например, при нарушении контакта в разъемах Ш40) определить неисправность затруднительно.

В таких случаях следует соединить провода 2, 11 и 13 на рейке зажимов. Поезд придет в движение при включении кнопки «Вспомогательный компрессор» — будет собран маневровый режим. Для увеличения скорости поезда можно использовать контроллер хвостового вагона. Для этого в хвостовой кабине необходимо установить реверсивную рукоятку в положение «Назад», штурвал — во второе положение, убедившись, что ППТ находится в положении «Хвостовой» (иначе возможен самоход), включить вручную контактор КВХ.

На одном из вагонов не собирается схема тяги. Обрыв цепи питания вентиля реверсора, реле ПРП, вентиля тормозного переключателя ТПМ, линейных контакторов ЛК и ЛКТ или цепи возврата реостатного контроллера.

Надо установить штурвал в тормозное положение 2 или 3. Если при этом сигнальная лампа «ЛК и Т» погаснет, значит цепи реверсора, контакторов ЛК, ЛКТ и возврата РК исправны. Неисправна цепь вентиля ТПМ. Если лампа продолжает гореть в тормозном положении, следует детально проверить включение каждого аппарата, а также предохранитель в блоке БРУ.
При замыкании проводов 15 и 1Ф реостатный контроллер не переключается. Сгорел предохранитель в блоке БРУ. Заменить вставку в блоке БРУ.

Не включается электрическое торможение на всем поезде. Не включается контактор времени торможения КВТ на головном вагоне. Выключить и включить ВУ, проверить цепь КВТ.

Не собирается схема электрического торможения на одном вагоне, горит лампа «ЛК и Т». Обрыв цепи питания вентиля тормозного переключателя ТПТ, контакторов ЛК, ЛКТ или неисправность в схеме возврата РК (неисправен блок БРУ), сработало ТР5 и отключилось реле РСФ. Рекомендуется определить неисправный вагон, восстановить ТР5, а при его повторном срабатывании проверить уставку реле РСВ. Если она занижена, отключают кнопку «Торможение».

На одном вагоне нет электрического торможения, сигнальная лампа загорается и гаснет, т.е. схема собирается. Обрыв силовой цепи тормозного контура, неисправен блок управления. На стоянке по амперметру A3 надо проверить ток возбуждения и при его отсутствии проверить автомат 03, предохранители Пр28. ПрЗО, вставку в блоке управления. Восстановить автомат, заменить предохранители и повторно проверить ток возбуждения. Если он отсутствует, заменить блок, проверив силовой контур тока якорей

Не регулируется уставка тока якорей
. Неисправен датчик тока, нет сигнала или большой сигнал на проводах блока БУТ-044 87И, 4, 1А, 41, нет напряжения на проводах 81АР. 83АР. Следует отключить кнопку «Торможение».

При торможении отсутствует ток возбуждения. Нет питания на проводах 40К, сгорел предохранитель блока, нет напряжения на проводах 81АР. 83АР, не рвется цепь проводов 20А — 87Л. Заменить перегоревшие предохранители Пр28. ПрЗО, проверить блок-контакты РК 2 — 11, Ш 20А — 87Л.

При торможении нет перехода на самовозбуждение, ток возбуждения меньше тока срабатывания реле РСВ. Сгорел один из предохранителей Пр28. ПрЗО, вагон работает на маневровой позиции. Заменить предохранитель, проверить синхронизацию, работу реостатного контроллера и блока БРУ.

Повторитель ПТПМ постоянно включен (механическое заедание реле РП-8). На практике был случай, когда поезд приходил в движение (при управлении из обеих кабин) только при переводе штурвала в первое положение. Это было вызвано механическим заеданием повторителя ПТПМ на одном из вагонов.

Причина случившегося в том, что при постановке штурвала контроллера в маневровое положение на неисправном вагоне провод 2 через замкнувшуюся блокировку ПТПМ 2Б — 2В и замыкающуюся блокировку ПТПТ 2В — 40К запитывал поездной провод 40. На всех вагонах включившиеся контакторы ОВ препятствовали включению реле ПРП. Поэтому тормозные переключатели всего поезда остались в тормозном положении. Цепи включения контакторов ЛК и ЛКТ действовали нормально.

При переводе штурвала в первое положение на неисправном вагоне через блокировку ПЛКТ 1Б — 1В, замкнутую при собранной схеме, и блокировку ПТПМ 1В — 1М, замкнувшуюся из-за неисправности, получал питание провод 1Ф. Реостатный контроллер перешел на позицию 2 и обесточил контактор ОВ и поездной провод 40.

На исправных вагонах тормозные переключатели развернулись в тягу при разобравшейся схеме. На неисправном вагоне тормозной переключатель не развернулся, поскольку катушка ЛК продолжала получать питание через замкнутую блокировку ПТПМ 2Б — 2В. Схема не разобралась, и из-за разомкнутой блокировки ЛКТ 2Б — 2Д отсутствовала цепь на ТПМ.

Неисправный вагон можно выявить поочередным выключением РУМ или кнопок «Торможение». Однако последние нередко бывают неисправны, что может ввести в заблуждение.

Инж. Б.К. ПРОСВИРИН, депо Перерва Московской дороги

Источник

Adblock
detector