Что будет если выйдет из строя реле регулятор напряжения

Содержание
  1. Неисправности реле-регулятора или проще заменить, чем отремонтировать
  2. Почему выходит из строя регулятор напряжения генератора
  3. Признаки неисправности реле-регулятора
  4. Как проверить реле-регулятор напряжения генератора
  5. Принцип работы
  6. Неисправности
  7. Как проверить реле регулятор
  8. Замена реле регулятора генератора
  9. Регулятор напряжения вышел из строя, что делать?
  10. Что делать если регулятор напряжения генератора вышел из строя?
  11. Генератор неисправность регулятора напряжения
  12. Первые признаки неисправности реле-регулятора
  13. Проверка отдельного регулятора
  14. Проверка реле типа 591.3702-01
  15. ​Виды существующих реле-регуляторов
  16. Что делать, если сломался регулятор напряжения автомобиля
  17. Предварительная проверка
  18. Как проверить регулятор напряжения генератора
  19. Как проверить реле регулятор
  20. Полезные советы
  21. Ремонт и регулировка регуляторов и реле
  22. Возможные причины поломки реле регулятора
  23. Основные признаки неисправности
  24. Проверка мультиметром без демонтажа
  25. Как проверить реле лампой
  26. Проверка совмещенного реле-регулятора
  27. Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2107

Неисправности реле-регулятора или проще заменить, чем отремонтировать

Предназначение реле-регулятора – это стабилизация напряжения при изменяющейся нагрузке и частоте вращения, которые влияют на ток возбуждения.
Электронный регулятор напряжения включает и отключает обмотки возбуждения, этим он изменяет ток возбуждения. Если стабилизация требует понизить ток возбуждения, то время включения обмотки уменьшается, для увеличения ток – увеличивается.


Рис. №1. Схема реле-регулятора EE 14V3, фирмы Bosch. 1 – генератор, 2 – регулятор напряжения, SA – выключатель зажигания, HL – индикатор работоспособности генератора.

На схеме №1 показана функция индикатора рабочего состояния генератора с регулятором напряжения. При не заведенном двигателе, ток от аккумулятора через контакты ключа зажигания поступает на генератор, что обеспечивает его первоначальное возбуждение. Лампа – горит, значит, в цепи нет обрыва. После запуска мотора на выводах генератора D и B появляется напряжение с почти одинаковым значением, лампа гаснет. Если индикатор продолжает гореть, значит, отсутствует должное возбуждение на генераторе, что свидетельствует об обрыве или отказе самого агрегата.

Как проверить регулятор напряжения

Рекомендовано реле-регулятор напряжения не ремонтировать, а заменять на новый. Однако прежде, чем менять нужно точно убедиться, что неисправен именно реле-регулятор.

Рис. №2. Схема проверки реле-регулятора напряжения от источника постоянного тока

Проверку выполняют по схеме, на которой выводы основного выпрямителя В + и дополнительного соединены и подключены к сети постоянного тока с напряжением до 16 В. Минус источника подсоединяется к минусу регулятора. К плюсу подключается вывод D + регулятора. Между выводами DF и B- присоединяют контрольную лампу. При этом закорачивается выходной транзистор регулятора. Между этими же выводами присоединяют обмотку возбуждения генератора.

Рис. №3. Таблица неисправностей регулятора напряжения

Почему выходит из строя регулятор напряжения генератора

Причины возникновения неисправности регулятора напряжения:

1. Замыкание диодного моста или щеток генератора. Генератор или перестает работать, или значение напряжения нестабильное и зависит от оборотов ротора. Величина напряжения 15 – 20 В.

2. Колебания напряжения в сторону понижения или повышения в связи сдвига напряжения стабилизации.

3. Недостаточно хороший контакт от щеток к выводам регулятора напряжения. Имеющаяся на щетках прижимная пружина греется, так как ток проходит по самой пружине.

4. Неравномерный износ щеток, например, одна щетка как новая, другая в три раза меньше. Причина – токосъемные кольца с дефектами задирами и загибами. Они неравномерно стачивают щетки, индукционная дуга на одном из колец становится очень большой, что разрушает и металл, и щетку. Может выйти из строя электроника РН. (совет: для хорошей приработки коллекторов к щеткам можно применять пчелиный воск или капельку масла).

5. Измерительная цепь реле-регулятора в обрыве.

6. Естественный износ реле-регулятора.

Признаки неисправности реле-регулятора

1. Постоянно горит или мигает индикатор при включенном зажигании.

3. Частое перегорание ламп при интенсивной езде ночью, свидетельствует о повышенном напряжении.

4. Белый налет на металлическом креплении аккумуляторной батарее или периодические разбрызгивания электролита из вентиляционных отверстий, особенно если уровень его был достаточным.

5. При полностью заряженной батарее с двигателем, работающим на средней частоте вращения, включены фары и прочие электроприборы – напряжение больше нормы.

6. Величина зарядного тока, в условиях непрерывной езды, не понижается в течение 4 и более часов и держится более 5А.

7. Пониженное значение регулируемого напряжения означает быстрый разряд батареи.

Реле напряжения нуждается в проверке при частоте вращения генератора 3000 об/мин и величине тока значительно менее номинального значения

Обратившись в специализированную мастерскую, автовладелец получает услуги по ремонту стартера и генератора, которые выполнены на основании полной информативной базы по обслуживанию сложнейших агрегатов, что значительно ускоряет процесс ремонта. Генераторов и стартеров много, да неисправности у них похожи. В совершенстве зная особенности каждого устройства мастер, подчиняясь определенному алгоритму действий, всего за 1-2 часа исправит дефект и выполнит пробный запуск автомобиля.

Рис. №4.Таблица рекомендованных значений напряжения и тока необходимые для проверки реле-регулятора в зависимости от времени года

Проверку работы реле-регулятора, генератора без предварительного снятия с автомобиля рекомендуют сделать с помощью осциллографа, например, типа Э-206. Типовая осциллограмма позволяет оценить общее состояние систем зажигания и электрооборудования, которое в нее входит.

Источник

Как проверить реле-регулятор напряжения генератора

Электрическая сеть любого автомобиля питается за счет генератора, который приводится во вращение двигателем при помощи ременной передачи. Его обороты постоянно меняются, начиная от 900 и заканчивая несколькими тысячами, вызывая соответствующее вращение ротора. Для нормальной работы всех электроприборов и зарядки аккумулятора, в бортовой сети напряжение должно быть стабильным, что обеспечивает реле-регулятор. Являясь самым слабым звеном в системе электроснабжения, устройство в первую очередь нуждается в проверке при обнаружении неполадок зарядки АКБ и других поломках электросети автомобиля.

Принцип работы

Регулятор напряжения автогенератора предназначен для поддержания напряжения бортовой сети в необходимых пределах при любом режиме работы и различной частоте вращения генератора, изменении нагрузки и перепадах внешней температуры. Также он способен выполнять дополнительные функции – защищать генератор от перегрузок и аварийного режима работы, автоматически подключать к бортовой цепи обмотки возбуждения или систему сигнализации аварии генератора.

Работа любого регулятора напряжения основана на одном и том же принципе, и определяется следующими факторами:

  1. Частотой оборотов ротора.
  2. Силой тока, которую генератор отдает в нагрузку.
  3. Показателем магнитного потока, которую создает ток обмотки возбуждения.

Более высокие обороты ротора определяют повышение напряжения генератора. Рост силы тока на обмотке возбуждения делает сильнее магнитный поток, и одновременно напряжение. Любой регулятор напряжения стабилизирует его за счет изменения тока возбуждения. При росте или снижении напряжения, регулятор понижает или повышает ток возбуждения, регулируя напряжение в необходимых пределах.

Сам реле-регулятор представляет собой электронную схему с выходами к графитным щеткам. Его устанавливают как в самом корпусе генератора рядом со щетками, так и вне его, и тогда щетки крепятся к щеткодержателю.

Неисправности

Чаще всего реле-регулятор выходит из строя по следующим причинам:

  1. При исправном АКБ отсутствует ток зарядки, из-за чего он не заряжается. Это происходит при плохом присоединении проводов к зажимам реле или при обрыве цепи от генератора к батарее. Устраняется закреплением провода в цепи, проверкой и регулировкой регулятора напряжения и реле-регулятора.
  2. Недостаточный ток зарядки при разряженной АКБ или большой при полностью заряженном аккумуляторе вызваны нарушением регулировки регулятора напряжения. Устраняется регулировкой устройства или его заменой.
  3. Горение и перегорание ламп с чрезмерным накалом происходит при нарушении регулировки реле-регулятора или замыкании контактов. Устраняется разъединением и зачисткой замкнувших контактов, регулировкой или заменой регулятора напряжения.
  4. Большой ток разряда после остановки мотора. Происходит при замыкании контактов реле-регулятора (спекании контактов, поломке пружины якоря) или коротком замыкании электропровода. Ремонтируется нахождением и устранением короткого замыкания при отключенном аккумуляторе, проверкой и регулировкой ограничителя тока, размыканием и зачисткой контактов, заменой пружины с регулировкой ее зазора и натяжения.

Как проверить реле регулятор

Поломка реле-регулятора проявляется в систематическом недозаряде или перезаряде аккумулятора. Простейшая проверка устройства проводится тестером в режиме вольтметра на постоянном токе в пределах от 0 до 20В. Щупы прибора при неработающем двигателе подсоединяются к клеммам АКБ и фиксируют показания вольтметра, которые от состояния батареи варьируются в пределах 12-12,8 В.

После двигатель запускают и смотрят на показания прибора: напряжение должно повыситься до 13-13,8 В, в зависимости от оборотов коленвала. Дальнейшее повышение оборотов должно соответственно увеличивать напряжение. Так, на средней частоте вращения оно составляет 13,5-14 В, а при максимальных достигает 14-14,5 В. Отсутствие повышения напряжения после запуска мотора свидетельствует о неисправности реле-регулятора.

Существует вероятность, зарядка аккумулятора отсутствует по другой причине, к примеру, из-за неисправности в самом генераторе. С целью установки диагноза, реле-регулятор снимается для более точной проверки при помощи тестера и 12-вольтовой лампы. Дополнительно понадобятся провода с клеммами, блок питания или зарядное устройство, в котором можно регулировать ток.

После подключения реле к схеме и включении блока питания лампа загорится. Регулятором напряжения постепенно увеличивают ток и следят за показаниями вольтметра или шкалой подключенного тестера. При показаниях до 14,5 В лампа должна гореть, а после превышения гаснуть. Если после уменьшения ниже 14,5 она загорается снова, значит реле-регулятор исправен. При отклонениях работы в ту или иную сторону реле будет давать перезаряд или не выдавать необходимый ток для заряда, что является поводом для его замены.

Подобным образом проверяются интегральные реле, которые в народе называют «шоколадки», применяемые на более старых моделях отечественных машин. Схема также подключается к блоку питания или зарядному устройству через лампочку, которая должна гаснуть при достижении необходимого предела напряжения. При этом нужно обратить внимание на состояние клемм, которые при загрязнении или окислении могут создать дополнительное сопротивление и при исправном реле вызывать потерю напряжения.

Замена реле регулятора генератора

Замена реле необходима в следующих случаях:

  1. Износ щеток, при котором контакт с реле-регулятором пропадает и генератор не работает.
  2. Пробой в схеме устройства, который вызывает в системе увеличение напряжения.
  3. Поломка креплений или корпуса, которое может привести к замыканию.

Процесс замены устройства рассмотрен на примере генератора Лада-Калина. Замена реле-регулятора связан с демонтажем генератора, и осуществляется в следующем порядке:

  1. Снятие с генератора клеммы «минус».
  2. Демонтаж генератора.

3. Отщелкивание на крышке генератора пластиковых фиксаторов и ее снятие.

4. Отключение разъема диодного моста.

5. Откручивание гайки и демонтаж втулки контактной группы.

6. Выкручивание пары винтов, удерживающих реле-регулятор.

Источник

Регулятор напряжения вышел из строя, что делать?

Бывают ситуации, когда в пути, на автомобиле, внезапно пропадает зарядка аккумулятора и загорается красная лампочка разряда АКБ в комбинации приборов. В большинстве случаев это вызвано с выходом из строя регулятора напряжения генератора.

Читайте также:  Какое напряжение должно быть в аккумуляторе планшета

Рассмотрим как отремонтировать отказавший регулятор напряжения на разных видах генераторов автомобилей ВАЗ. Сразу следует сказать, что сделать это можно не на всех генераторах, а только на тех, на которых позволяет конструкция.

В качестве примера возьмем некоторые регуляторы напряжения генераторов автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2121.

В случае отказа лучше всего заменить регулятор новым. Но не всегда такая возможность бывает. Попробуем в дорожных условиях путем нехитрых манипуляций с регулятором напряжения на некоторое время восстановить зарядку аккумулятора и обеспечить нормальную подачу тока в систему без его участия. Основных операций здесь всего две: отключить неисправный регулятор от генератора и второе – заменить его лампочкой 12 В 5 Вт.

Что делать если регулятор напряжения генератора вышел из строя?

Автомобили ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121 с регулятором РР380 или 121.3702, генератор Г221

Обычно, на этих автомобилях, регулятор устанавливается отдельно от генератора на щитке моторного отсека. Необходимо отключить от регулятора напряжения два идущих к нему провода и присоединить между ними лампочку мощностью 5 ВТ напряжением 12 В. Генератор начнет заряжать АКБ.

Автомобили ВАЗ 2104, 2105, 2107 с регулятором Я112В, генератор Г222 (щеточный узел и регулятор напряжения раздельны)

Необходимо снять регулятор напряжения Я112В с генератора. Соединяем отрезком провода его выводы «Б» и «В». Вывод «Ш» разрезаем и соединяем его отрезком провода с «массой». Ставим регулятор обратно на генератор.

Источник

Генератор неисправность регулятора напряжения

Регулятор напряжения — это электронный прибор, устанавливаемый на автомобильных генераторах для стабилизации входного напряжения на аккумулятор. Оно должно быть в пределах 13,2 — 14,5 вольт. Отклонения как в большую, так и меньшую сторону недопустимы. Это уже будет являться неисправностью генератора. В большинстве случаев виновником неисправности бывает именно регулятор напряжения. Этот прибор хотя и имеет небольшие размеры, но именно он оберегает аккумулятор от преждевременного выхода из строя.

Первые признаки неисправности реле-регулятора

Как проверить реле-регулятор генератора. Основным признаком отклонения выходного напряжения генератора является затрудненный пуск двигателя. Особенно часто это проявляется в холодное время года. Проверьте аккумуляторную батарею. Она должна быть чистой и сухой. На ней не должно быть белых выделений. Если они присутствуют, то возможно регулятор вышел из строя, и идет перезаряд батареи, вызывая закипание электролита.

На автомобиле наблюдается слишком яркое свечение ламп накаливания. При этом они часто перегорают. В салоне авто стоит запах горелой проводки. Нередки случаи перегорания предохранителей. При включенных фарах яркость света напрямую зависит от частоты оборотов двигателя. Все это говорит о том, что, возможно, вышел из строя стабилизатор напряжения. А попросту регулятор. Кстати, затрудненный пуск двигателя может наблюдаться как при избыточном, так и недостаточном напряжении.

Следите за контрольной лампочкой зарядного тока. Она находится на щитке приборов. Загорается красным цветом с символикой аккумулятора. Может гореть либо в полный накал, либо половина накала. При запущенном двигателе это говорит о неисправности генератора.

Электрическая неисправность генератора может проявляться тремя способами:

​При любой из выше перечисленных неполадок в первую очередь рекомендуется проверить работоспособность реле-регулятора генератора.

Проверка отдельного регулятора

Проверка регулятора напряжения у генератора Г-222: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа.

Как правило, отдельные регуляторы напряжения устанавливали на старые машины, включая отечественные ВАЗы. Но некоторые производители продолжают так поступать до сих пор. Процесс проверки аналогичен. Для этого нужно иметь блок питания с регулятором значения напряжения, лампочку на 12 В, мультиметр и непосредственно проверяемый регулятор.

Для проверки нужно собрать схему, приведенную на рисунке. Сам же процесс аналогичен приведенному выше. В нормальном состоянии (при напряжении в 12 В) лампочка светится. При увеличении значения напряжения до 14,5 В она тухнет, а при понижении — светится вновь. Если в процессе лампа светится или тухнет при других значениях — значит, регулятор вышел из строя.

Проверка реле типа 591.3702-01

Схема проверки реле типа 591.3702-01

Также до сих пор можно встретить регулятор напряжения типа 591.3702-01, который устанавливали еще на заднеприводные ВАЗы (начиная от ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107), ГАЗ и Москвичи. Аппарат крепится отдельно, и устанавливается на кузове. В целом же проверка аналогична описанному выше, однако отличия состоят в используемых при этом контактах.

В частности, на нем есть два основных контакта — «67» и «15». Первый из них — это минус, а второй — плюс. Соответственно, для проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Принцип проверки остается прежним. В нормальном состоянии, при напряжении в 12 В лампочка светится, а при повышении соответствующего значения до 14,5 В — тухнет. При возвращении значения в исходное значение лампочка загорается вновь.

​Виды существующих реле-регуляторов

С момента начала появления автомобилей прошел уже целый век. За это время регуляторы не один раз меняли свою начинку и внешний вид. Рассмотрим в первую очередь современные стабилизаторы, а потом уже устаревшие.

Регуляторы наших дней бывают двух видов:

встроенные — такие крепятся непосредственно к корпусу генератора и выпускаются совмещенными со щеточным узлом;

    отдельно закрепленные — крепятся к кузову автомобиля.

Оба вида имеют неразборные корпуса и не подлежат ремонту. Если на генераторе выходное напряжение имеет отклонения от нормального, и есть уверенность, что виноват именно стабилизатор, то в этом случае просто меняем его на новый.

Что делать, если сломался регулятор напряжения автомобиля

В данном обзоре рассмотрим, что же это, собственно такое, регулятор напряжения, как диагностировать неполадки в его работе, и что делать, если сломался регулятор напряжения автомобиля.

Причины, из-за которых вероятно сломался регулятор напряжения, могут быть различными. Это могут быть последствия замыкания диодного моста, или замыкания щеток генератора. После подобного генератор либо прекращает свою работу, либо начинает выдавать неконтролируемое напряжение, зависящее только от оборотов ротора (напряжение может достигать 15-20-и более вольт, все зависит от возможностей генератора).

Еще одной причиной выхода из строя регулятора напряжения может быть сдвиг напряжения стабилизации. То есть напряжение остается стабильным, но либо завышенным, либо пониженным.

Диагностируя неправильную работу энергосистемы автомобиля, не стоит торопиться с выводами относительно причин её вызывающих. Так, проблемы с силовой проводкой можно принять за неверную работу генератора. Это будет ошибка, которая в некоторых случаях может привести к неприятным последствиям.

Чтобы осуществить точную диагностику работы регулятора напряжения, нужно проверить напряжение на щетках. Для этого понадобится вольтметр классом точности не ниже 1,0. Перед замером автомобиль нужно «погонять» на средних оборотах около 15 минут. Замер осуществляют при включенных фарах между корпусом генератора и клеммой «30». Нормальное значение напряжения находится в диапазоне напряжения между 13,6 и 14,6В.

Если аккумуляторная батарея постоянно перезаряжается или недозаряжается, регулятор напряжения необходимо заменить.

Снятый регулятор напряжения можно дополнительно проверить. Делая это самостоятельно лучше проверять работу регулятора напряжения в сборе со щеткодержателем, что позволит сразу обнаружить недостаточный контакт выводов щеток и выводов регулятора напряжения, или обрыв выводов щеток. Для проверки поочередно подключаем 1-3 ватную, 12-тивольтовую лампу к выводам регулятора напряжения к источнику питания вначале 12Вт, затем 15Вт. Если лампа сначала светится, а затем нет (или наоборот) – значит регулятор исправен. Если во всех случаях лампа светится – это признак пробоя в регуляторе, если лампа во всех случаях не светится — признак плохого контакта между выводами регулятора и выводами щеток.

Естественно, если вышел из строя регулятор напряжения – его необходимо срочно менять. Этот момент даже не обсуждается.

Но что сделать, если сломался регулятор напряжения автомобиля, а до ближайшего магазина запчастей еще ехать и ехать. Может помочь результат народной смекалки. Так, на ВАЗовской классике можно опробовать следующий рецепт. Из правой фары извлекается лампа головного света. Одна из её спиралей (в случае, если спираль не одна), подсоединяется к клеммам, снятым с негодного регулятора.

Утверждается, что в таком случае аварийная лампа должна погаснуть, а лампа-«регулятор» засветится в полнакала.

Правда следовать, или не следовать подобному совету – целиком решать вам. Ведь не забывайте, что только вы вправе решать, что делать с автомобилем и как его ремонтировать. Гораздо лучшим будет своевременно проводить диагностику систем автомобиля, а в случае с отечественными автомобилями – возить с собой регулятор напряжения в сборе со щетками.

Предварительная проверка

Для проверки регулятора напряжения генератора понадобится мультиметр. Запускаем двигатель и мультиметром замеряем напряжение генератора. Один щуп измерительного прибора подсоединяем к клемме 30 генератора (та самая шпилька на задней стенке генератора, к которой идет обычно два, иногда три провода и закрепляются гайкой). Напряжение должно быть в пределах 12,5 — 12,8 вольт.

Затем запускаем двигатель и опять делаем замеры напряжения на клеммах генератора. На холостом ходе должно быть не меньше 13,2 вольт, но не более 14 вольт. Затем увеличиваем обороты двигателя до 3500 об/мин, в этом случае пределы напряжения должны быть в рамках 14,2 — 14,5. Напряжение не должно превышать значения 14,8 вольт. Если оно выше, то идет перезаряд аккумуляторной батареи.

Потом включаем дальний свет фар, печку, аварийную сигнализацию и другие приборы и опять замеряем напряжение на генераторе. Оно понизится под нагрузкой включенных приборов, но значение напряжения в этом случае не должно быть ниже 13,2 вольта. Если оно ниже минимального — «недозаряд».

В обоих случаях необходимо произвести проверку стабилизатора напряжения.

Как проверить регулятор напряжения генератора

Современный регулятор, совмещенный со щеточным узлом, применяется на большинстве автомобилей иностранного и отечественного производства. Для начала оценим доступ к генератору. Если он труднодоступен и неудобен, то лучше будет снять его с автомобиля. Если же доступ свободный, то снимаем с него реле, не снимая генератор. Но перед этим обязательно нужно снять минусовую клемму с аккумулятора.

Регулятор крепится к генератору со стороны задней крышки обычно двумя болтами. Откручиваем их и аккуратно, чтобы не повредить щетки, снимаем его, предварительно отсоединив от него провода.

Для дальнейшей проверки нам понадобится либо блок питания, либо зарядное устройство, лампа на кальвания на 12 вольт. Главное, чтобы можно было увеличивать и уменьшать напряжение от 10 до 16 вольт. Если для проверки будет использоваться зарядное устройство, то понадобится еще и аккумулятор. Дело в том, что многие зарядные устройства не работают без него.

Читайте также:  Режим измерения напряжения с низким входным импедансом

Подключаем зарядное устройство к аккумуляторной батарее в штатном режиме. Дополнительно к клеммам батареи подсоединяем мультиметр и два провода. Один на плюс, другой на минус. И соединяем их с реле-регулятором. Плюсовая клемма регулятора — это штекер. Минус — металлическая пластинка под одним из крепежных отверстий. Проводами подсоединяем к щеткам лампочку. Стенд готов, можно начать проверку. Блок питания подключается так же, только без аккумулятора.

Как проверить реле регулятор

Поломка реле-регулятора проявляется в систематическом недозаряде или перезаряде аккумулятора. Простейшая проверка устройства проводится тестером в режиме вольтметра на постоянном токе в пределах от 0 до 20В. Щупы прибора при неработающем двигателе подсоединяются к клеммам АКБ и фиксируют показания вольтметра, которые от состояния батареи варьируются в пределах 12-12,8 В.

После двигатель запускают и смотрят на показания прибора: напряжение должно повыситься до 13-13,8 В, в зависимости от оборотов коленвала. Дальнейшее повышение оборотов должно соответственно увеличивать напряжение. Так, на средней частоте вращения оно составляет 13,5-14 В, а при максимальных достигает 14-14,5 В. Отсутствие повышения напряжения после запуска мотора свидетельствует о неисправности реле-регулятора.

Существует вероятность, зарядка аккумулятора отсутствует по другой причине, к примеру, из-за неисправности в самом генераторе. С целью установки диагноза, реле-регулятор снимается для более точной проверки при помощи тестера и 12-вольтовой лампы. Дополнительно понадобятся провода с клеммами, блок питания или зарядное устройство, в котором можно регулировать ток.

После подключения реле к схеме и включении блока питания лампа загорится. Регулятором напряжения постепенно увеличивают ток и следят за показаниями вольтметра или шкалой подключенного тестера. При показаниях до 14,5 В лампа должна гореть, а после превышения гаснуть. Если после уменьшения ниже 14,5 она загорается снова, значит реле-регулятор исправен. При отклонениях работы в ту или иную сторону реле будет давать перезаряд или не выдавать необходимый ток для заряда, что является поводом для его замены.

Подобным образом проверяются интегральные реле, которые в народе называют «шоколадки», применяемые на более старых моделях отечественных машин. Схема также подключается к блоку питания или зарядному устройству через лампочку, которая должна гаснуть при достижении необходимого предела напряжения. При этом нужно обратить внимание на состояние клемм, которые при загрязнении или окислении могут создать дополнительное сопротивление и при исправном реле вызывать потерю напряжения.

Полезные советы

Всегда старайтесь держать в чистоте аккумуляторную батарею и генератор. Так как от попадания влаги контакты часто окисляются. А это сильно мешает нормальной работе всего электрооборудования. Нередко отклонения зарядного тока происходят именно от грязи. Стоит хорошенько почистить контакты и клеммы, как неисправность исчезает сама, без всяких замен и ремонтов. Чистота — залог хорошего здоровья не только для человека, но и для автомобиля.

При неисправном реле-регуляторе в системе электрооборудования может быть следующее: отсутствие зарядного тока, слабый зарядный ток при разряженной батарее, сильный зарядный ток при полностью заряженной батарее.

Прежде чем выявлять неисправности реле-регулятора, необходимо проверить генератор, для чего надо запустить двигатель, соединив между собой все клеммы реле-регулятора и по показанию амперметра проверить работу генератора.

При увеличении оборотов двигателя зарядный ток исправного генератора должен увеличиваться до 17 — 19 ампер (дальнейшее увеличение оборотов двигателя недопустимо). После этого нужно уменьшить обороты двигателя до 500 об/мин и отсоединить замыкающую перемычку, после чего остановить двигатель.

Остановка двигателя, раньше снятия перемычки, может вызвать повреждение генератора. Если зарядный ток прекращается после снятия перемычки с клемм реле-регулятора, то это значит, что в реле-регуляторе не работает реле обратного тока или регулятор напряжения.

Для определения, какой именно автомат реле-регулятора неработает, нужно проделать следующее:

1. Запустить двигатель и дать ему средние обороты. Отдельным проводником соединить клеммы „Я» и „Ш» реле-регулятора; если при этом зарядный ток появляется, то это указывает на неисправность регулятора напряжения.

Фиг. 158. Стенд для проверки работы реле-регулятора:

1 — реостат, создающий нагрузку до 20 ампер, 2 — переключатель, 3 — амперметр, 4 — аккумуляторная батарея, 5 — вольтметр, 6 — переключатель, 7 — реле-регулятор, 8 — электромотор, 9 — тахометр, 10 — соединительная муфта, 11 — генератор.

2. Если соединение клемм „Я» и „Ш» реле-регулятора не вносит изменений, необходимо при средних оборотах двигателя соединить клеммы „Б»

и „Я». Появление зарядного тока будет указывать на неисправность реле обратного тока.

Для устранения выявленных недостатков реле-регулятор следует отправить в мастерскую.

Если реле-регулятор выйдет из строя в пути, далеко от базы, то генератор можно включить в сеть без реле-регулятора. Если неисправен только регулятор напряжения, то к клеммам „Я»

и „Ш» реле-регулятора или генератора необходимо присоединить лампочку в 15 свечей, 12 вольт (использовав переносную лампу).

При неисправном реле обратного тока к клеммам „Б»

и „Я» реле-регулятора присоединить отдельные куски изолированных проводов и вторые зачищенные концы ввести в кузов автомобиля. Если автомобиль двигается на прямой передаче со скоростью свыше 15 км/час, то концы проводов нужно соединить; при снижении скорости до 12 км/час провода следует разъединять.

Следует учесть, что включать генератор в цепь, минуя реле-регулятор, разрешается только в исключительных случаях.

Генератор без реле-регулятора дает повышенное напряжение, которое может резко сократить срок службы ламп, контактов, прерывателя и других приборов.

Ремонт и регулировка регуляторов и реле

Ремонт реле и регуляторов в основном сводится к замене износившихся контактов и поврежденных деталей (катушек, изоляторов, резисторов, проводов). В условиях депо необходимые детали, как правило, получают централизованным порядком. Ремонтные заводы также заменяют неисправные детали исправными, изготовленными на данном или на другом специализированном заводе. Уход за реле в основном сводится к проверке действия, легкости вращения якоря, четкого возвращения его в выключенное положение, отсутствие заеданий в подвижной системе, проверке раствора и провала контактов на соответствие техническим требованиям.

Регулировку, как правило, производят на стенде с последующей проверкой или дополнительной настройкой реле на тепловозе. Имеется несколько типов стендов в зависимости от характера производимых испытаний и устройства аппаратов. Один из таких стендов изображен на рис. 89. Постоянный ток к сборным шинам стенда подводится от генератора Г с приводом от асинхронного двигателя АД, получающим в свою очередь питание через магнитный пускатель ПМ от сети переменного тока. Величину напряжения на этих шинах регулируют изменением сопротивления резистора R1 в цепи обмотки возбуждения ОВ1 генератора. От сборных шин через потенциометры ПІ, П2, ПЗ поступает напряжение к местам установки аппаратов на стенде.

Указанный стенд позволяет испытывать контактные реле, контакторы, регуляторы напряжения, пневматические аппараты. Ьесконтактные реле и регуляторы, а также аппараты с терморегулирующими или манометрическими элементами имеют свои соответствующие им стенды или приспособления.

Для настройки аппарат устанавливают на стенд и подключают к соответствующим клеммам. После запуска мотор-генератора и подачи напряжения на сборные шины постоянного тока производят регулировку аппарата. Работы по настройке сводятся в основном к регулировке токов срабатывания, включения и выключения контактов на соответствие их техническим данным. Испытания электропневматических контакторов, приводов реверсора, клапанов песочниц, электропневматических вентилей сводятся к проверке их срабатывания при минимальных напряжениях на клеммах катушки и давлении воздуха 3,75 кгс/см2, а также при номинальном напряжении 75 или 110 В и давлении 6,5 кгс/см2. Проверяют также притирание контактов, контактное нажатие, наличие утечек в приводах, очередность срабатывания пальцев реверсора, контроллера, четкость срабатывания и т. д.

Регулятор ТРИ настраивают на специальном ламповом приспособлении, показывающим очередность замыкания контактов. Приспособление получает питание от сети переменного тока через понижающий трансформатор Тр. Питание катушек регулятора — от возбудителя В со вспомогательным генератором ВГ. Подключают катушки к зажимам Я 2, Ш2, Ш1 и #7, выведенных на панель. От двигателя ДТ через клиноременную передачу ЦП приводится во вращение и регулируется напряжение тахогенератора ТГ. Рубильники Р1—Р5 включают необходимые цепи. Изоляцию проверяют в специальной высоковольтной ячейке. Аппарат считается выдержавшим испытание, если к нему было приложено требуемое напряжение в течение 1 мин. Электропневма-тические аппараты испытывают в отдельной ячейке. В связи с большими габаритами такие аппараты, как реверсор, контактор шунтировки поля (групповой), устанавливают в полу в приставках, оборудованных специальными подъемными устройствами. Вентили и другие пневматические аппараты небольших размеров: устанавливают на вертикальную стойку стенда с закреплением пневматическим зажимом.

К основным неисправностям регуляторов относятся нарушение настройки вследствие подгара контактов, износ трущихся деталей, нарушение контактных соединений в проводах и резисторах.

Регулятор ТРН-1. При разборке регулятора обращают внимание на состояние контактов, пластинчатых и цилиндрических пружин, изоляцию катушек и проводов. Крепление упора и стоек, на которых держится подвижная колодка, должно быть прочным. При ослаблении соединения его следует переклепать. Шайба, укрепленная на упоре, должна быть параллельна основанию каркаса. Непараллельность допускается не более 0,2 мм.

Контактные пальцы заменяют при подгаре и выжиге контактной поверхности на глубину всего контакта. Разность толщин контактов в одном комплекте не должна превышать 0,1 мм. Контактную пластину заменяют, если толщина ее меньше 0,9 мм.

При монтаже подвижной части регулятора проверяют соосность подвижной и неподвижной частей, воздушный зазор между подвижной катушкой регулятора и ее корпусом, который должен быть равномерным и не должен выходить за пределы 1,45—

1,7 мм. Ход планки подвижного контакта при переходе от одной пары контактов к другой установлен 0,33 мм. Противоположные парные пальцы должны замыкаться одновременно. Ход планки, последовательность замыкания контактов проверяют на приспособлении.

Зажимы типа «крокодил» присоединяют к клеммам резисторов, а к вертикальной стойке регулятора крепят скобу с микрометрической головкой, которая позволяет измерять ход планки. Два штепсельных разъема включены в панель стенда, где гщмещены семь пар лампочек. По включению их контролируют последовательность замыкания пальцев регулятора. Раствор и притирание контактов должны соответствовать данным табл. 21.

После осмотра и ремонта контактной системы регулятора проверяют механические детали и резисторы, установленные на панели.

Параметры Номер пальца
1 2 з 4 5 6 7
Разрыв, мм 1,0 1,3 1,0 1,9 2,2 2,5 2,8
Притирание, мм 2,6 2,3 2,0 1,7 1,4 1,1 0,8
Нажатие, гс 10,0 9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4,0

Противовес (балансир) проверяют на легкость перемещения. Оси противовеса и подшипники, имеющие выработки, заменяют. Не следует допускать увеличения радиального зазора в месте соединения груза с рамой более чем на 0,15 мм. Необходимо следить за тем, чтобы противовес после ремонта и регулировки располагался горизонтально в своем среднем положении, а ход его был легким, без заеданий. После сборки в подшипники подают две-три капли смазки.

Читайте также:  Измерение сопротивления изоляции мегаомметром кабельных линий напряжением до 1 кв

Элементы резисторов заменяют полностью при изломе или трещине изолятора, обрыве витков и следов их нагрева. Если у резистора типа СР изолятор исправен, то при наличии проволоки он может быть намотан вновь. Резисторы типа ПЭ заменяют новыми независимо от характера повреждения проволоки или эмали. После ремонта регулятор напряжения регулируют на стенде со вспомогательным генератором. Регулятор должен поддерживать напряжение вспомогательного генератора постоянным: 75±2 В — при частоте вращения до 1200 об/мин и 75± ±1 В — при большей частоте вращения. Регулировку регулятора ведут резисторами, пружинами и деталями магнитной системы.

Регулировку пружинами делают в тех случаях, когда регулятор на всем диапазоне частоты вращения якоря вспомогательного генератора устойчиво поддерживает напряжение, не равное требуемой величине. Если уменьшить длину пружин, то напряжение уменьшится, и, наоборот, если увеличить длину пружин, то напряжение увеличится. Затяжка передней и задней цилиндрических пружин при этом должна быть одинаковой.

Резистор ЯЗ «Холостой ход» позволяет регулировать напряжение вспомогательного генератора на частотах вращения 1000—1100 об/мин. Резистор Я5 «Корректировка напряжения» позволяет регулировать напряжение на всем диапазоне частоты вращения, но лучшие результаты получаются на частотах вращения выше 1200 об/мин. Резистор Я4 «Обратная связь» обеспечивает устойчивость работы регулятора. Если контактная планка регулятора колеблется не между двумя парами контактов, а между тремя или больше, то нужно уменьшить сопротивление резистора

Компенсирующий винт 2 (см. рис. 72) магнитной системы служит для исправления характеристики регулятора при частоте вращения более 1300 об/мин. Если при частоте вращения больше указанной напряжение превышает требуемую величину, винт следует вывернуть и, наоборот, ввернуть, если напряжение менее требуемого. Ввертывать винт следует так, чтобы его выступающая над корпусом подвижной катушки часть была не менее 8 мм. Дальнейшее уменьшение может привести к неустойчивой работе регулятора.

Положение наконечника 9 магнитной системы относительно сердечника неподвижной катушки влияет на величину напряження на всем диапазоне частоты вращения. Его положение устраняет отклонения на некоторых позициях контроллера. Поворот наконечника на 1 —1,5 оборота в ту или другую сторону бывает достаточным для устранения этих отклонений. ‘Исходным следует считать то положение наконечника, при котором торец сердечника находится примерно на одном уровне с плоскостью внутренней расточки наконечника. После настройки наконечник стопорят винтом.

Регулятор СРН-7 (см. рис. 73)- У этого регулятора при всех видах ремонта зачищают или протирают мягкой бумагой от нагара угольные контакты, проверяют легкость хода подвижной системы, отсутствие заеданий и перекоса деталей. Задевание подвижной катушки за части магнитопровода, вызванное перекосом якоря, устраняют правкой алюминиевого коромысла,

Регулировку регулятора ведут в такой последовательности. Сначала ослабляют хомуты угольных контактов. Сдвигая правый контакт вдоль его оси, устанавливают якорь в среднее положение. При этом подвижной контакт становится вертикально, а торец подвижной параллельной катушки — параллельно втулке магнитопровода. Затем подгоняют (тонкой стеклянной бумагой) подвижной и правый неподвижный контакты друг к другу так, чтобы’ поверхность касания их составила не менее % общей поверхности. Передвигая левый контакт вдоль его оси, устанавливают зазор (0,5—0,8 мм) между левым и средним контактами и подгоняют левый неподвижный и подвижной контакты друг к другу так же, как правый контакт.

Чтобы не вызвать изгиба якоря при скольжении стеклянной бумаги, подвижной контакт придерживают рукой. Подгонку контактов проверяют при затянутых хомутах неподвижных контактов. После подгонки ослабление хомутов, сдвиг или поворот неподвижных контактов не допускаются. Если при подгонке контактов якорь установлен в правильное исходное положение, то менять натяжение пружины не следует. Это проверяют иа стенде при пропускании тока равновесия (1,7—1,8 А) в параллельных катушках регулятора. При этом токе якорь должен быть уравновешен в среднем положении. Если якорь не устанавливается в среднее положение, изменяют натяжение пружины. Положение регулировочного винта после регулировки обязательно закрепляют контргайкой. Признаком хорошего прилегания контактов друг к другу является неустойчивое положение искры во время работы на стенде или тепловозе («бегающая искра»).

Реле регулируют на стенде на ток срабатывания и отпадания.

Параметры регулировки реле приведены в табл. 22. Регулировку реле ведут винтом 13 (см. рис. 70), изменяющим натяжение Нружйн 12 и, если этого окажется недостаточно, изменением положения плунжера 8. Регулировка реле РД-3010 достигается также изменением воздушно-

Положение контактов Тип реле
Р-42Б1 Р-42БЗ, РД-8010
Ток катушки, А
токовой напряжения ТОКОВОЙ напряжения
Замыкаются…… 0 0,05—0,055 0 0,075—0,085
Размыкаются….. 0 0,01—0,015 0 0,022—0,035
Замыкаются….. 1,0 0,15—0,157 1,0 0,1?>Ь—0,1Ь5
Размыкаются……. 1,3 0,023—0,026 1,3 0,052—0,065

го зазора между якорем и сердечником токовой катушки, натяжением пружины или изменением (опиловкой) толщины немагнитной напайки на якоре со стороны катушки напряжения. Раствор контактов должен быть не менее 2 мм, провал — 1 мм; нажатие контактов — 40 гс. Работу реле дополнительно проверяют на тепловозе при испытании на реостате. Здесь регулировку тока и напряжения срабатывания производят изменением сопротивлений в цепи катушек реле. При увеличении сопротивления ток генератора, при котором включается и отключается реле, возрастает, при уменьшении снижается. Если увеличить сопротивление в цепи катушки напряжения, то включение и отключение реле будут происходить при меньших токах генератора, и, наоборот, если уменьшить сопротивление, то реле будет срабатывать при больших токах генератора.

Параметры’ реле боксования должны соответствовать следующим данным:

Коэффициент возврата (отношение тока отпадания к току втягивания), не менее ……………0,85

Зазор между контактами, мм-

Величину тока включения реле изменяют винтом 12 (см. рис. 69), регулирующим натяжение пружины 14. При ввертывании винта ток включения увеличивается, при вывертывании уменьшается. Величину разрыва контактов регулируют изменением положения неподвижных контактов.

⇐Ремонт электрических аппаратов | Ремонт электрооборудования тепловозов | Проверка полупроводниковых аппаратов тепловоза 2ТЭ116⇒

Возможные причины поломки реле регулятора

Современные модели реле имеют сравнительно большой срок службы. Но некоторые факторы способны привести к преждевременной поломке элемента, а именно:

Причиной неисправности может также стать попадание воды.

На некоторых моделях генераторов замена электронного реле регулятора потребуется и при износе щеток. В нормальных же условиях ресурс регулятора напряжения превышает 60 000 км.

Основные признаки неисправности

Существует два основных «симптома» поломки реле. Это недозаряд или перезаряд аккумулятора. Также неисправность детали можно определить по тусклому свечению фар либо по изменению их яркости при повышении оборотов двигателя.

При недозаряде машина будет запускаться с большим трудом. Однако проявление этого «симптома» может быть и не связано с генератором. Поэтому в первую очередь следует удостовериться в исправности АКБ.

Если же происходит перезаряд батареи — можно не сомневаться, что проблема кроется именно в поврежденном реле. Существуют и другие возможные причины перезаряда, но они встречаются крайне редко. Из-за перезаряда может начаться выкипание АКБ. Определить это можно по уменьшению количества электролита в банках и появлению на батарее белого налета.

При возникновении подозрений на перезаряд или недозаряд АКБ следует провести диагностику генератора.

Проверка мультиметром без демонтажа

Проверить состояние реле можно с помощью мультиметра. При этом демонтаж генератора не выполняется. Перед началом диагностики достаточно очистить клеммы батареи (их окисление может сказаться на работе авто и показаниях измерительного прибора).

Порядок диагностики таков:

  1. Сначала требуется запустить двигатель и дать ему прогреться несколько минут.
  2. Далее необходимо подсоединить щупы мультиметра к клеммам аккумулятора. На приборе при этом выставляется значение в 20В.
  3. После этого измеряется напряжение. Оно должно находиться в пределах 13.2-14В. Такие показания для большинства автомобилей считаются нормальными.
  4. Теперь необходимо увеличить обороты двигателя (до 2-2.5 тысяч). Напряжение должно вырасти примерно на 0.2В.
  5. Если превышает 3 500 оборотов, мультиметр должен показать 14-14.5В, но не более.

Серьезные отклонения в показаниях прибора говорят о наличии поломок реле-регулятора.

Как проверить реле лампой

На многих современных автомобилях реле объединено с щетками. В этом случае проверить регулятор можно с помощью лампы накаливания. Порядок действий будет следующим:

  1. Чтобы добраться до детали, нужно открутить крепежные болты и снять клеммы. Реле находится в задней части генератора.
  2. Для проверки необходимо подготовить лампочку на 12В с патроном, провода, вольтметр, а также блок питания (не более 20В).
  3. Далее потребуется собрать следующую схему.

После подключения лампочки она должна загореться. При этом напряжение постепенно повышается. Когда оно достигает 14.5В, лампочка должна погаснуть. Если это происходит позже, значит, реле-регулятор неисправен.

При уменьшении напряжения лампа должна загореться снова.

Данный способ проверки можно использовать и для некоторых моделей регуляторов, не совмещенных с щетками.

Проверка совмещенного реле-регулятора

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2110

Для выполнения соответствующей проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке. Для этого используются зарядное устройство или блок питания с регулируемой нагрузкой (важно, чтобы с его помощью была возможность регулировать значение напряжение в цепи), лампочку на 12 В (например, от поворотника или фары, мощностью 3. 4 Вт), мультиметр, непосредственно регулятор напряжения (это может быть как от генератора bosch, так и valeo или другой). Используемые для коммутации провода желательно иметь с “крокодилами”.

Проверка регулятора напряжения у генератора 37.3701: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — вывод «масса» регулятора напряжения; 3 — регулятор напряжения; 4 – вывод «Ш» регулятора; 5 — вывод «В» регулятора; 6 — контрольная лампа; 7 — вывод «Б» регулятора напряжения.

Если собрать схему, напряжение в которой будет со стандартным значением 12,7 В, то лампочка будет просто светиться. Но если с помощью регулятора напряжения поднять его значение до 14. 14,5 В, то при исправном реле лампочка должна погаснуть. В противном случае регулятор неисправен. То есть, при достижении напряжения в 14. 14,5 В (в зависимости от модели машины и, соответственно, регулятора) и выше лампочка тухнет, а при понижении до такого же уровня вновь загорается.

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2107

Проверка регулятора напряжения на автомобилях ВАЗ 2108/2109

До 1996 года на машине ВАЗ 2107 с генератором марки 37.3701 устанавливался регулятор напряжения старого образца (17.3702). Процедура проверки приводилась выше. После 1996 года использовался более современный генератор марки Г-222 (стоит интегральный регулятор РН Я112В(В1).

Читать также: Длина ступицы зубчатого колеса

Как видите, алгоритм проверки у всех регуляторов практически одинаков. Разница состоит лишь в значениях отсечки, когда срабатывает реле.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector