Что такое дефектировки трансформатора

Дефектировка трансформатора.

Прием трансформаторов в ремонт. Не все вышедшие из строя трансформаторы подвергаются ремонту [25]. Не ремонтируют трансформаторы с магнитной системой из горячекатаной стали, оклеенной бумагой (из-за повышенных потерь холостого хода), с практически полностью вышедшей из строя магнитной системой (оплавление пластин, «пожар в стали»), а также со значительным повреждением баков, так как для большого по объему ремонта баков необходимо специальное оборудование, которым нецелесообразно оснащать электроремонтное предприятие.

При сдаче трансформатора в ремонт заказчик составляет наряд-заказ, в котором указывает область применения трансформатора; условия, в которых он эксплуатировался (характер нагрузок, наличие толчков и перегрузок, загрязненность воздуха и т. п.); специальные требования; дефекты и неисправности, имевшие место при эксплуатации (течь масла; повышен­ные температура масла, потери и т. д.); виды и сроки ремонтов, которым подвергался трансформатор, с указанием выполнявшей ремонт организации.Представители ремонтного предприятия знакомятся с технической и эксплуатационной документацией трансформатора (паспорт, акты об авариях, журналы ремонтов, протоколы испытаний и т. п.), осматривают, проводят дефектировку трансформатора и все сведения заносят в соответствующие разделы «Ведомости осмотра и дефектировки», после чего окончательно определяют требуемый объем ремонта. При ремонте с заменой обмоток оформляется заказ на новые обмотки на предприятии- изготовителе, если ремонтное предприятие новые обмотки не изготовляет.

При осмотре активной части трансформатора, ее отдельных элементов и деталей измеряют размеры магнитной системы, об­моток, изоляционных расстояний и т. д. и составляют карту обмеров, в которой фиксируются также результаты промежуточных испытаний в процессе ремонта отдельных узлов трансформатора.

При ремонте ведут документацию по особо ответственным операциям. Например, для трансформаторов I—IV габаритов такой операцией является сушка активной части, в процессе которой ведут протокол (журнал сушки). После капитального ремонта выполняют полный комплекс приемо-сдаточных испытаний трансформатора, по которым составляют протокол испытаний, являющийся основным документом.

При сдаче отремонтированного трансформатора заказчику составляют приемо-сдаточный акт, в котором перечисляются все выполненные работы и даются рекомендации по использованию трансформатора в части специальных требований (параллельной работы, несимметричных режимов и др.).

Дефектировка в собранном виде. В объем капитального ремонта входят полная или частичная замена обмоток и главной изоляции, ремонт магнитной системы с полной или частичной переизолировкой пластин, реконструкция или замена отдельных устройств, системы охлаждения, устройств переключения ответвлений и т. п. При капитальном ремонте приходится разбирать активную часть трансформатора. До ее разборки трансформатор демонтируют в той же последовательности, что описана в гл. 11.

После расшихтовки верхнего ярма снимают обмотки и изоляцию. При необходимости переизолировки пластин магнитную систему разбирают. Полностью разобрав трансформатор, про­изводят дефектировку его частей, ремонтируют узлы и детали или заменяют их новыми и затем производят сборку. При ремонтах с расшихтовкой верхнего ярма обязательными являются сушка активной части и очистка трансформаторного масла (см. гл. 11).

Каждый трансформатор, принятый в ремонт, имеет ремонтный номер; при разборке маркируют все части, вновь устанавливаемые на трансформатор после ремонта. До разборки устанавливается комплектность трансформатора; на все недостающие части составляют отдельный список, который прикладывают к ведомости осмотра и дефектировки.

Для выявления течей масла осматривают бак, отмечая мес­та протечек мелом. Определяют состояние вводов. К дефектировке в собранном виде относятся и предварительные электрические испытания, необходимые для определения наличия повреждений и их характера: отбор пробы масла для испытания его электрической прочности и сокращенного химического ана­лиза; измерение характеристик изоляции.

При разборке трансформатора каждый узел или деталь, де­монтированные с него, дефектируют и сразу определяют объем ремонтных работ, который необходимо выполнить для последующей установки на трансформатор.

Рассмотрим последовательность работ и технологические операции с момента выемки активной части из бака (для трансформаторов II—III габаритов).

При осмотре активной части определяют состояние изоляции обмоток и отводов, качество прессовки обмоток, отсутствие деформаций и других повреждений обмоток.

Бумажную изоляцию проверяют на отсутствие повреждений и определяют ее механическую прочность, условно разделяя на эластичную (при сгибе вдвое не ломается, 1-й класс прочности), твердую (при сгибе вдвое образуются трещины, 2-й класс прочности), хрупкую (при сгибе вдвое изоляция ломается, 3-й класс прочности) и ветхую (при сгибе до прямого угла изоляция ломается, 4-й класс прочности).

Определяют также состояние главной изоляции, отсутствие деформаций обмоток и смещения витков. В зависимости от конструкции и причин возникновения дефектов может ставиться вопрос о полном изменении конструкции обмоток и главной изоляции.

Осматривают и фиксируют в ведомости дефектов состояние отводов, переключателя ответвлений, контактов и паек, стяжных шпилек и их изоляции, исправность заземления магнитопровода, отсутствие короткозамкнутого контура в магнитной системе и выполнение условий, исключающих его образование. Если активная часть подлежит разборке, то перед демонтажем отводов выполняют эскиз их размещения и крепления планками.

Читайте также:  Гул у соседей как трансформатор

По результатам дефектировки активной части окончательно устанавливают объем ремонта трансформатора.

При хорошем состоянии обмоток и магнитопровода активную часть ремонтируют в объеме, рассмотренном в § 11.3; при необходимости (по состоянию изоляции) активная часть может подвергаться сушке.

При осмотре активной части определяют основные размеры магнитной системы, измеряя длину ярма и ширину средней ступени стержня, высоту окна (как расстояние между внутренними плоскостями верхнего и нижнего ярем в свету), а также ширину и толщину пакетов и охлаждающих каналов между ними. Во избежание ошибок при измерениях все замеры необходимо сопоставлять с общими размерами магнитной системы. По результатам замеров составляют эскиз магнитной системы.

Если объем ремонта требует полной дефектировки, определяют размеры обмоток и их частей, отдельные изоляционные расстояния, размеры изоляционных цилиндров, числа витков в отдельных катушках, конструкцию и состояние внутренних обмоток, а также конструкцию и состояние всей внутренней изоляции (от обмотки до стержня и между обмотками).

Весьма ответственными данными при дефектировке являются размеры провода, а также определение числа витков в обмотках. При отсутствии технического паспорта на трансформатор число витков в обмотке фазы можно определить при помощи контрольной обмотки, намотанной на изоляционный ци­линдр из мягкого электрокартона поверх комплекта обмоток трансформатора.

Для исключения ошибок при дефектировке производятся расчетная проверка и сопоставление полученных данных ([32], гл. 15).

Демонтаж активной части трансформатора. Демонтаж крышки и отводов. Разборку активной части, связанной с крышкой подъемными шпильками, начинают с отсоединения от переключающего устройства и вводов регулировочных и линейных отводов. Перед отсоединением отводы маркируют (с обозначением вводов и зажимов переключателя) [25]. Вводы и переключатель ответвлений демонтируют до или после съема крышки с активной части.

При осмотре вводов определяют возможность их повторного использования. Если нет местных повреждений (прогары, растрескивания, сползание изоляции), отводы демонтируют (в месте соединения с обмоткой отвод очищают ножом от изоляции, при большом сечении отпаивают отвод с помощью специальных клещей с угольными электродами).

Если все отводы имеют хорошую изоляцию и не нуждаются в замене, их снимают вместе с несущей деревянной рамной конструкцией, что позволяет сократить объем работ при сборке.

Расшихтовка верхнего ярма, демонтаж обмоток и изоляции.

Разборку активной части начинают с распрессовки обмоток и верхнего ярма (рис. 3.22 где, 1 — уравнительная изоляция; 2 — ярмовая изо­ляция; 3, 4 — обмотки ВН и НН; 5 — изоля­ционные цилиндры; б — вертикальные стяжные шпильки; 7 — верхняя ярмовая балка (сторона НН); 8 — изоляционная прокладка).

Ярмовые балки со стороны ВН и НН не взаимо­заменяемы, поэтому пе­ред съемом их маркиру­ют надписями. В процессе расшихтовки верхнего ярма по первым выну­тым пластинам устанав­ливают качество изоляции пластин и необходи­мость ее восстановления.

Как правило, весь демонтированный комплект пластин верхнего ярма укладывают в контейнер, который отправляют к лакировальной установке.

Приступая к демонтажу обмоток и изоляции, уже можно оценить состояние обмоток и изоляции и решить вопрос об их использовании после устранения неисправностей. Если обмотки не заменяют, а только ремонтируют или снимают для устране­ния неисправностей в магнитной системе (стержне или нижнем ярме), то детали главной изоляции снимают, осматривают, устраняют небольшие дефекты и используют в дальнейшем. При повреждении хотя бы одной из обмоток в большин­стве случаев демонтируют со стержней все обмотки, так как металличе­ские оплавления и копоть, возникшие под действием электрической дуги, осаждаются на все обмотках и изо­ляции.

Рис. 3.22. Эскиз активной части тр-ра (боковая проекция).(а) и съемник обмоток трансформаторов I—II габаритов.(б)

Обмотки, имеющие большую массу, снимают специальным съемным при­способлением. При ремонте, например, трансформаторов I—II габаритов оно представляет собой двухлучевую траверсу, позволяющую не только снимать и насаживать обмотку, но и транспортировать ее (рис.3.22,б). Съемник имеет выдвижные лапы и держатели, обтянутые резиной. Лапы съемника заводят под обмотку так, чтобы они не задевали за соседнюю обмотку.

После демонтажа обмоток снимают со стержня нижнюю ярмовую и уравнительную изоляцию, электрокартонный цилиндр и буковые детали расклиновки внутренней обмотки. Если обмотки заменяют вследствие длительной работы и износа изоляции, то обычно заменяют и деревянные детали.

Источник

Характеристика дефектации и разборки силовых трансформаторов

Силовые трансформаторы дефектируют и разбирают в строгой последовательности. Изначально они осматриваются, с целью выявления дефектов. Эта стадия обязательна и носит название дефектации. По результатам, которые приносит испытание, не всегда можно точно сказать о причинах. Так, например, какая-либо неисправность вызывается десятками факторов. Определить один, главный сложно. Также стоит учесть, что при проведении испытаний размер ущерба будет известен не всегда. Часто его невозможно выявить. Поэтому поднятие сердечника при разборе трансформатора необходимо. Данный этап помогает выявить причину дефекта, а также указывает на средства, которые необходимы, чтобы справиться с ним.

Основные виды повреждений силовых трансформаторов

Повреждения силовых трансформаторов часто связывают с проблемами в обмотке или магнитной системе. Две группы делятся на еще десять подгрупп. Так, к распространенным дефектам магнитопровода относят:

  • Неисправная межлистовая изоляция. Определяющими факторами вида называют плохое состояние масла, которое проявляется в понижении кислотности, а также увеличении потерь холостого хода. Неисправности вызываются состарившейся бумажной изоляцией или же местными дефектами, которые будут действовать в купе. Выявить такие повреждения можно путем внешнего осмотра, либо проведением испытаний.
  • Пожар в стали. Дефект выявляется при понижении температуры в спышке, также присутствует резкий, неприятный запах. Не меньшее внимание стоит уделять маслу. Если оно темного цвета, то скорее всего дело именно в вышеуказанном дефекте. Причин довольно много. Во-первых, это может быть вызвано поврежденной изоляцией. Эта причина наиболее распространена. Во-вторых, это может быть обычное соприкосновение металлических частей контура в нескольких точках сразу. Проблема возникает в связи с повреждением межлистовой изоляции. В этом случае листы стали замыкаются и образуется ранее названный дефект. Заземление тоже играет определенную роль в создании данного дефекта. Если оно будет неверным, создастся короткозамкнутый контур.
  • Замыкание листов стали (местное). Этот дефект различен с предыдущим лишь охватом повреждений. Признаками такого рода повреждений считают появление газа черного цвета в реле, в случае перегрева или разложения масла. Причинами замыкания являются лишние части из металла, которые замыкают листы. Выявить проблему поможет общий осмотр, при этом активную часть необходимо вынуть.
  • Гудение и дребезжание. Такие действия происходят в случае проблемы с магнитопроводом, а именно его прессовкой. Дребезжание обычно возникает из-за незакрепленных, или свободно болтающихся деталей или при колебаниях листов стали. Гудение же наблюдается пи повышенном напряжении. Для выявления данной проблемы необходимо осмотреть внешнюю часть и проверить основные прессующие детали и величины напряжения.
Читайте также:  Электронный трансформатор xydb 120 схема

  • Гудение стыкового магнитопровода. Этот дефект появляется из-за ослабления прессовки и пробоях в прокладках. Необходимая профилактика заключается в постоянном наблюдении за стыками и состоянием прокладок в них.
  • Большие потери холостого хода у трехфазного трансформатора. Дефект обычно наблюдается при испытаниях после ремонта. Причиной становится не вывернутая обмотка на средней фазе. Чтобы выявить данную неполадку и устранить ее, необходима проверка запайки схемы.
  • Обрыв заземления. Обычно он характеризуется характерными потрескиваниями в трансформаторе, когда напряжение начинает превышать норму. Выявить дефект поможет внешний осмотр и проверка заземления.

Другие виды

Другая группа составляет повреждения обмотки и дифференцируется на:

  • Замыкание витков. Характеризуется дефект появлением газа серо-белого цвета, сильным нагревом и бульканьем масла. Наблюдают увеличение первичного тока или изменение сопротивления. Если размеры дефекта большие, срабатывают системы защиты. Причинами являются всевозможные повреждения или даже разрушения изоляции. Это происходит из-за чрезмерных нагрузок или резких скачков температуры. Изоляция витков нарушается в связи с резкими толчками или деформации обмоток. Обнаружить неполадки позволит обыкновенный внешний осмотр, а также специальные испытания.
  • Обрыв в обмотках. Проблема отражается непосредственно на обмотках. Из-за разрыва дуги начинается работа газовой защиты. Причинами становятся чрезмерные нагрузки, которые вызовут отгорание выводных концов, а также некачественная внутренняя пайка. Чтобы выявить такой дефект, необходимо воспользоваться такими приборами, как амперметр и мегомметр.

Что представляет собой дефектировка

Дефектировка-это диагностирующая процедура, которая изучает и выявляет повреждения скрытого типа. Проведение дефектировки осуществляется специально обученными людьми путем осмотра и использования специальных методов и средств.

С помощью дефектовки выявляются все основные повреждения, указываются части, которые подлежат замене, а также проверяется работа механических систем.

Последовательность разборки трансформатора для проведения ремонтных работ

Проведение работ выполняется в строгой последовательности, которая формируется в зависимости от объема работы, степени повреждения, и сетевого графика. Чаще всего в план ремонта входят следующие пункты:

  • Начальный этап, который выключает в себя подготовку к ремонту.
  • Осмотр, дефектация и проведение испытаний при необходимости.
  • Перенос трансформатора на специализированную площадку.
  • Полная или частичная разборка трансформатора. Чаще всего проводится в следующей последовательности: отключение, отсоединение шин, кабелей, демонтаж системы охлаждения с последующим вскрытием трансформатора.
  • Удаление масла.
  • Нагревание трансформатора.
  • Проведение работ и дальнейшие испытания основных частей-шин, крышек, активной части.
  • Сборка.
  • Ввод масла.
  • Удаление трансформатора с площадки и его дальнейший монтаж на фундаменте.

Организация и технология выполнения ремонта

Перед тем, как начинать починку устройств, их осматривают. Осмотр проверяет исправность работы всех устройств и приборов, например, мановакууметра, а также проверять общее состояние корпуса. Обязательна проверка наличия масла в вводах. Устройства, которые охлаждают трансформатор и ошиновки кабелей тоже подвергаются осмотру.

В целом отделка подразумевает два исхода текущий или капитальный. Все зависит от степени повреждений.

Первый характеризуется общим поверхностным изучением корпуса и основных деталей. Чаще всего доливается масло, проверяются предохранители и газовая защита.

Капитальный ремонт подразумевает вскрытие трансформатора. Поднимается сердечник, вынимаются обмотки, переключатели и другие основные компоненты. При таком виде ремонта происходит корректировка очистительных устройств и чистка кожуха. Все приборы осматриваются и проверяются, масло подлежит замене и очистке. Изоляция сушится и проводятся специальные испытания.

Если у клиента есть техническая документация, дефектация будет сведена к обычному осмотру с последующей консультацией и уточнению условий реставрации на месте. Если же такая документация отсутствует, то трансформатор будет осмотрен полностью, с последующим проведением замеров и испытаний.

Читайте также:  Трансформатор siemens geafol 4gb6044 3dc

Ремонт обмоток

Заменять обмотки необходимо в тех случаях, когда изоляция начинает разрушаться при сильном нажатии на нее пальцем. Возможны случаи, когда обмотку необходимо заменять частично. Так поступают, когда повреждения аварийные, то есть произошли из-за выгорания проводов. Починка включает в себя очистку от изоляции, обработку провода и переизолирование. Для того, чтобы удалить старую изоляцию пользуются следующими технологиями. Наиболее популярными являются удаления с помощью обжига в печи или механически.

Ремонт магнитопровода

После того, как реставрация обмоток будет завершен, становится возможным процесс дефектации для выявления неисправностей в магнитопроводе. Изначально проверяется очистку стержней и ярма от грязи, а также удостовериться в прочности изоляции пластин. Для монтажа магнитной системы чаще всего используется персизолировка пластин. Для этого пластины очищают от старой изоляции. Обычно это выполняется механическим или химическим способами.

Ремонт вводов

Вводы ремонтируются в случае сильного повреждения армированных швов. На начальном этапе поврежденные участки очищаются и заливаются специальным составом, содержащим цемент. Если разрушения слишком большие, то шов переармируют. В этом случае старая замазка разрушается специальными инструментами и удаляется.

Переармировка выполняется в строгом порядке. Изолятор очищается, удаляется старая замазка и ввод устанавливается в специальное приспособление, где будет вливаться цементная смесь. Позже все обрабатывается герметиком и ввод проходит дополнительные испытания на прочность с помощью ручного гидравлического насоса.

Ремонт бака

Бак-одна из наиболее важных составляющих трансформатора. За его надлежащим состоянием следует неустанно следить и регулярно проводить всевозможные проверки. Если уход за баком будет недостаточным, возможны появления серьезных последствий и неисправностей, искоренить которые будет непросто.

Чтобы отремонтировать бак, масло полностью сливают из трансформатора. Далее снимается крышка бака и удаляется активная часть. Если на дне бака осталось закипевшее масло, его убирают. Следом идет полная чистка поверхности бака от нагара и устранение трещин, если таковые имеются. В случае усложненной конструкции требуется дополнительное охлаждение стенок. После того, как бак будет отремонтирован, трансформатор собирается и проходит ряд проверок.

Ремонт расширителя

Прежде всего ремонт начинается с основной очистки наружной поверхности. Далее чистится внутренняя поверхность, которая впоследствии окрашивается нитроэмалью. После этих процедур следует ремонт скобы, которую просто приваривают к корпусу. Ремонт масломерного стекла характеризуется заменой пробки и дальнейшим восстановлением.

Ремонт крышки

Крышка трансформатора повреждается довольно редко, поэтому ее ремонт состоит из проверки швов, состояния масла и целости резьбы. Если какие-то участки повреждены, они срезаются специальным зубилом и заменяются на новые.

Ремонт маслоуказателя

Для того, чтобы отремонтировать маслоуказатель потребуются электромонтеры, автовышка, набор базовых инструментов и насос. Для начала, маслоуказатель осматривается, когда причина дефекта будет выявлена, приступают к работе. Первоначально сливается масло и отвинтив гайки прибора, снять его. После проделанных действий нужно тщательно промыть все детали, прокладки заменяются.

Ремонт переключателей

Функция переключателя заключается в переключении количества витков обмотки. Всего он содержит три ступени регулирования.Часто встречаются такие поломки, как сплавление контактных поверхностей. В этом случае переключатели следует менять на новые. Чтобы выявить дефекты у переключателя, он проходит специальное тестирование, а именно переключение по всем ступеням. Если поверхность переключателя просто загрязнена масляной пленкой, ее очищают, смоченной в ацетоне салфеткой.

Ремонт армировочных швов

Армировочные швы в основном подвергаются сильному давлению, из-за чего трескаются и разламываются. Чтобы устранить дефект, трансформатор разбирается, масло сливается и шов герметизируется заново. Далее собрать трансформатор и провести специальные испытания.

Чистка термосифонного фильтра

Функции термосифонного фильтра в трансформаторе заключаются в очистке и регенерации масла. Чаще всего фильтр заполнен веществом, которое поглощает вредные примеси. Перед тем, как заполнять его гелем, внутренние и внешние поверхности очищается и промывается сухим маслом. Замена фильтра необходима, когда параметры трансформаторного масла ухудшаются.

Послеремонтная сборка силовых трансформаторов

Сборка трансформатора важный процесс, который требует специальной подготовки и умений. Перед тем, как приступать к ней, проверяются и подготавливаются все узлы и детали. Сборка проходит в несколько этапов.

  • На конструкцию устанавливается бак, заранее просушенный и подготовленный. Активная часть отделяется перед установкой в бак.
  • Резьбовые соединения подтягивают, а изоляцию подпрессовывают.
  • Происходит проведение промежуточных испытаний, а именно испытания напряжением.
  • К активной части присоединяется крышка, которая заменяет сальниковую набивку.
  • После того, как крышка будет установлена, а активная часть залита маслом, начинается монтировка наружных узлов и расширителя. Позже доливается масло.

Тестирование силовых трансформаторов после ремонта

После сборки трансформатор подвергается испытаниям, чтобы проверить качество и отсутствие внешних и внутренних дефектов. Одним из таких испытаний является проверка электрической прочности изоляции, которая определяет пробивное напряжение. Изоляцию испытывают на каждой обмотке по очереди. Напряжение постепенно поднимают, а показатели фиксируются приборами.

Если трансформатор не разрядился при проверке целиком – он его прошел. Чаще всего при этом испытании выделяют дефект замыкания между витками и слоями обмотки.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector