Что такое дифференциально минимальное реле

Дифференциальные минимальные реле ДМР-400Т и ДМР-600Т 2-й серии

Дифференциальные минимальные реле ДМР-400Т и ДМР-600Т 2-й серии

Дифференциальные минимальные реле ДМР-400Т и ДМР-600Т 2-й серии
Техническое описание и указания по эксплуатации и ремонту
Описание составила Р. М. Эльперина
Государственное научно-техническое издательство
Оборонгиз
Москва 1963

Дифференциально-минимальные реле ДМР-400Т и ДМР-600Т 2-й серии предназначены для:
— автоматического подключения генератора, когда его напряжение превышает напряжение сети самолета на определенную величину;
— отключения генератора от сети при наличии определенной величины обратного тока;
— предотвращения включения генератора в сеть с неправильной полярностью;
— сигнализации включения генератора в сеть;
— неавтоматического (ручного) включения генератора в сеть;
— сигнализации обрыва фидера между плюсовой клеммой генератора и настоящими реле.
Реле ДМР-400Т применяется для работы с генераторами и стартер-генераторами постоянного тока напряжением 28,5в и мощностью до 12 квт, а реле ДМР-600Т 2-й серии- мощностью до 18 квт.
В отличие от ранее выпускаемых реле ДМР-400А, АМ, В и Д и ДМР-600А и АМ теплостойкие реле имеют более надежную, четко действующую схему сигнализации включения и отключения генераторов; в них исключены также паразитные цепи, возникающие при разомкнутых контакторах. Для защиты контакторов от перегрева при длительной работе в цепь их обмоток посредством реле ТНЕ210ДТ включается дополнительное сопротивление.

I. Назначение
II. Технические данные
III. Комплект
IV. Устройство и принцип действия
V. Конструкция реле ДМР-400Т и ДМР-600Т 2-й серии
А. Реле ДМР-400Т
Б. Реле ДМР-600Т 2-й серии
VI. Гарантия
VII. Устройство, принцип действия и конструкция элементов схемы реле ДМР-400Т и ДМР-600Т 2-й серии
А. Контакторы реле ДМР
Б. Управляющее реле ДР
В. Электромагнитные реле ТКЕ1Р2ДТ, ТКЕ210ДТ, ТНЕ210ДТ и ТКЕ22ПДТ
VIII. Указания по эксплуатации и ремонту
IX. Указания по консервации, упаковке и хранению аппарата

Источник

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Принцип работы и эксплуатация ДМР 600-Т

Комплексный аппарат ДМР-600Т второй серии

Дифференциально-минимальные реле ДМР-600Т 2-й серии предназначены для:

— автоматического подключения генератора, когда его напряжение превышает напряжение сети самолета на определенную величину;

— отключения генератора от сети при наличии определенной величины обратного тока;

— предотвращения включения генератора в сеть с неправильной полярностью;

— сигнализации включения генератора в сеть;

— неавтоматического (ручного) включения генератора в сеть;

— сигнализации обрыва фидера между плюсовой клеммой генератора и настоящими реле.

Реле ДМР-600Т применяется для работы с генераторами и стартерменераторами постоянного гока напряжением 28,5в и мощностью до 18 квт.

Указанное реле может работать при температуре окружающей среды до +130° С, что определяет в обозначении типа изделий буква «Т» (теплостойкие).

Реле ДМР-600Т 2-й серии обеспечивает нормальную работу при высотах H над уровнем моря и температуре окружающей среды согласно табл. 1.

К каждому изделию прикладывается заполненный и подписанный паспорт и согласно специального соглашения между ВВС и промышленностью настоящее техописание.

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Дифференциальное реле ДМР-600Т 2-й серии объединяет в себе шесть самостоятельных элементов, которые смонтированы на панели и объединены общей электрической схемой:

1) включающее реле. ТКЕ1Р2ДТ,

2) дифференциальное реле. ДР,

3) вспомогательное реле. ТКЕ210ДТ,

5) дополнительное реле напряжения . ТНЕ210ДТ,

6) вспомогательное коммутационное реле. ТКЕ22ПДТ.

Для присоединения силовых проводов и подключения цепи управления на панели имеются клеммные болты. Реле работает следующим образом. При замыкании выключателя В обмотка реле ТКЕ1Р2ДТ подключается к генератору. Когда величина напряжения на генераторе, постепенно увеличиваясь по мере раскрутки двигателя, достигнет определенной величины (14в)—реле срабатывает. При замыкании контактной пары 1-2 реле ТКЕ1Р2ДТ обмотки реле ТКЕ210ДТ и шунтовая обмотка дифференциального реле подключается на разность напряжений генератора и бортсети. Если в момент включения реле ТКЕ1Р2ДТ указанная разность напряжений достигнет величины 12-16 В, то реле ТКЕ210ДТ сработает и, разомкнув контакты 1-2, предохранит обмотку дифференциального реле от длительного нахождения под током, так как обмотка дифференциального реле предназначена для работы длительно при напряжении не более 15 В. По мере возрастания напряжения на генераторе разность напряжений генератора и бортсети уменьшается и, когда она достигнет 3-5 В, реле ТКЕ210ДТ сработает на отпускание, контакты 1-2 замкнутся и вновь подключится обмотка дифференциального реле на разность напряжений. Если контакты дифференциального реле в момент подключения ее обмотки были замкнуты, то магнитное поле, созданное обмоткой, будет такого направления, при котором контакты разомкнутся; если они были разомкнуты, то будут удерживаться магнитным полем в разомкнутом состоянии. Когда напряжение генератора превысит напряжение бортовой сети на 0,2-1 В, магнитное поле дифференциального реле изменит свое направление и перебросит якорек в положение, при котором контакты ДР замкнутся. В этом случае обмотка контактора через контакты 1-3 реле ТКЕ1Р2ДТ, контакты ДР и контакты 2-1 реле ТНЕ210ДТ будет подключена на напряжение генератора; контактор сработает и включит генератор в сеть через свои силовые контакты. При замыкании контактов будет подано напряжение на обмотку реле ТНЕ210ДТ, которое сработает, разомкнет свои контакты 2-1 и включит последовательно с обмоткой контактора добавочное сопротивление, которое значительно уменьшит ток обмотки контактора и предохранит ее от перегрева. Это происходит следующим образом. В целях уменьшения времени срабатывания контактора обмотка рассчитана так, что ампервитки ее создают тяговое усилие, значительно превышающее усилие обеих пружин контактора . По мере притяжения сердечника к полюсу уменьшается воздушный зазор, возрастает магнитный поток, а следовательно, и тяговое усилие электромагнита. При притяжении сердечника к электромагниту тяговое усилие значительно превосходит усилие возвратной и буферной пружин.

Читайте также:  Основные неисправности промежуточных реле

При замыкании контактов контактора в цепь обмотки включается добавочное сопротивление. Это понижает ток в обмотке, предохраняя тем самым последнюю от перегрева (обмотка без подключения добавочного сопротивления рассчитана на кратковременную работу), при этом усилие, создаваемое новыми ампервитками, вполне достаточно для удержания сердечника в притянутом состоянии. Реле напряжения ТНЕ210ДТ имеет сравнительно высокую величину напряжения отключения (8—12 В), что приводит при глубоких посадках напряжения к его отпусканию, а следовательно, закорачиванию добавочного сопротивления и увеличению тока обмотки контактора. Одновременно с реле ТНЕ2ЮДТ срабатывает реле ТКЕ22ПКТ, которое переключает с клеммы «Сеть» на фидер генератора конец обмотки дифференциального реле, разрывает цепь сигнальной лампочки «Генератор выключен» и замыкает цепь лампочки сигнализации включения потребителей. Если напряжение на генераторе будет понижаться и станет ниже напряжения сети, ток в сериесном витке изменит свое направление, а следовательно, и магнитное поле дифференциального реле изменит свое направление и перебросит якорек в другое крайнее положение, при котором контакты ДР разомкнутся. В этом случае контактор отключит генератор, реле ТНЕ210ДТ и ТКЕ22ПДТ от сети и схема придет к положению, когда вновь замкнется цепь сигнальной лампочки «Генератор выключен». Тогда обмотка дифференциального реле переключится с фидера генератора на клемму «Сеть» и зашунтируется добавочное сопротивление. Реле ТКЕ210ДТ сработает и разорвет цепь обмотки дифференциального реле. Если напряжение на генераторе будет уменьшаться и дальше и станет меньше 5 В, то сработает реле ТКЕ1Р2ДТ на отключение и разомкнет цепь обмотки реле ТКЕ2ЮДТ. Контакты реле ТКЕ210ДТ замкнутся, но это не будет опасно для обмотки дифференциального реле, так как ее цепь теперь будет разорвана контактами 1-2 реле ТКЕ1Р2ДТ. Таким образом, дифференциальное минимальное реле ДМР-600Т 2-й серии придет в исходное положение и будет готов к включению генераторов в сеть, если их напряжения будут вновь повышаться. Схема реле ДМР предусматривает также сигнализацию об обрыве фидера в плюсовой сети генератора. В случае обрыва фидера между генератором и ДМР по сериесному витку не потечет ток, а по шунтовой обмотке ДР начинает протекать ток такого направления, при котором якорек перебрасывается в положение размыкания контактов. Контактор отключается и обесточивает обмотку реле ТКЕ22ПДТ. Реле срабатывает на отключение и включает цепь сигнальной лампочки «Генератор выключен». Реле ДМР также могут быть использованы и для включения генератора в качестве стартера при запуске авиадвигателя. В этом случае напряжение на обмотку контактора подается через клемму А от постороннего источника питания. Контактор замыкает свои контакты, подает напряжение на якорь генератора, который в силу обратимости электрической машины включается для работы в качестве стартера.

Источник

Дифференциально-минимальное реле (дмр)

ДМР осуществляет функции управления и защиты. Под управлением генератора понимается контролируемое включение на бортсеть или отключение его от бортсети. Под защитой — автоматическое отключение от бортсети при отказах генератора.

ДМР выполняет следующие функции:

— производит ручное дистанционное управление генератором при помощи переключателя, установленного в кабине экипажа;

— автоматически подключает генератор на бортсеть, когда его напряжение больше напряжения бортсети на небольшую величину (,2¸1 В);

— автоматически отключает генератор от бортсети, когда его напряжение станет меньше напряжения бортсети, и по ДМР потекут обратные токи;

— выдает световую сигнализацию о включении или отключении генератора;

— выдает световую сигнализацию об отключении генератора от бортсети при обрыве провода между генератором и ДМР;

— не подключает генератор с неправильной полярностью;

На некоторых самолетах функция ДМР о сигнализации при обрыве провода между генератором и ДМР не используется.

Маркируется ДМР буквами и цифрами. Цифры обозначают ток, который коммутирует ДМР. Например, ДМР-600, ДМР-400, ДМР-200.

Рис. 4.4.Кинематическая схема поляризованного реле.

сновным измерительным элементом ДМР является управляющее поляризованное реле, которое по разному переключается при изменении полярности питающего напряжения. Для поляризации в нем используются постоянные магниты. Кинематическая схема поляризованного реле представлена на рис. 4.4, где:

Читайте также:  Рено дастер реле ближнего света где находится

2 — стойка, выполненная из постоянных магнитов;

5 — якорь, который шарнирно закреплен на опоре;

6 — контакты, один из которых закреплен на якоре.

Якорь не имеет пружин, он перемещается внутри дифференциальной (ДО) и сериесной (СО) обмоток, и удерживается в крайних положениях магнитным полем. Его можно переключать изменяя направление тока в дифференциальной (ДО) или сериесной (СО) обмотках. Дифференциальная (параллельная) обмотка, выполненная из тонкого провода c большим числом витков. Это чувствительная обмотка, она включается между бортсетью и генератором и срабатывает при превышении напряжения генератора над напряжением бортсети. Напряжение переключения по дифференциальной обмотке для разных ДМР различны, например для ДМР-600 оно равно 0,2÷1 В, а для ДМР-400 — 0,3÷0,7 В.

Сериесная (последовательная) обмотка представляет собой виток шины, включенный последовательно с выходным силовым проводом генератора. Токи переключения по сериесной обмотке для разных ДМР также различны: для ДМР-600 этот ток переключения равен 25÷50 А, а для ДМР-400 — 15÷35 А. Знаками «звездочка» (ð) обозначены начала обмоток. Если на «ð» подается положительный потенциал, то якорь перейдет в положение, когда контакты замыкаются. Если на «ð» подается отрицательный потенциал, то якорь перейдет в положение, когда контакты разомкнутся.

По принципу действия различные модификации дифференциально-минимальных реле (ДМР) мало чем отличаются друг от друга. В некоторых из них выполняются не все вышеперечисленные функции.

Источник

Дифференциальные минимальные реле (ДМР)

Дифференциальные минимальные реле выполняют следующие функ­ции:

— обеспечивают возможность дистанционного ручного включения и выключения гене­ратора;

— подключают генератор на сеть, если его напряжение превышает на­пряжение сети, как минимум, на 0,2÷0,3 В;

— отключают генератор от сети при появлении тока обратного направ­ления при дости­жении им заданной величины;

— исключают возможность подключения на сеть генератора с непра­вильной полярно­стью;

— обеспечивают сигнализацию отключения или подключения генера­тора.

На самолётах и вертолётах гражданской авиации применяются, как правило, дифференциальные минимальные реле ДМР-200Д, ДМР-400Д, ДМР-400Т, ДМР-600Т, которые имеют незначительные отличия в электриче­ской принципиальной схеме, ис­пользуемых элементах схемы и в токе на­грузки.

ДМР-200 рассчитан на номинальный ток 200 А;

ДМР-400 рассчитан на номинальный ток 400 А;

ДМР-600 рассчитан на номинальный ток 600 А.

Состав дифференциального минимального реле(рис.4.5)

— Рвкл – реле включения – электромагнитное реле, которое при включе­нии выклю­чателя генератора подготавливает ДМР к работе;

— Рбл. – блокировочное реле – обеспечивает защиту шунтовой обмотки дифферен­циального реле при подаче на неё перепада напряжения ΔU > 12 B.

— Рдиф. – дифференциальное реле – служит для управления процессом подключе­ния и отключения генератора. В качестве дифференциального реле используется по­ляризованное реле с постоянными магнитами (рис. 4.4.)

В поляризованном реле, в отличие от обычных электромагнитных реле, отсутст­вуют возвратные пружинки. Два устойчивых положения обеспечи­вают посто-

Рис. 4.4. Принципиальная схема дифференциального реле

1 – плита основания; 2 – стойка; 3 – якорь; 4 – наконечник магнита;

5, 6 – регулировочные винты; 7 – контакт.

янные магниты в виде стоек, крепящиеся на плитах основания. Они намагничивают плиты и полюсные наконечники. В промежутке между по­люсными наконечниками находится якорь из электротехнической стали, ко­торый может поворачиваться вокруг оси А из одного устойчивого положе­ния в другое. Вокруг якоря выполнены две об­мотки – Wш. — шунтовая и Wс —сериесная. Высокочувствительная шунтовая обмотка выполнена тонким проводом, а сериесная – представляет собой один или два витка провода большого сечения, рассчитанного на длительное пропускание номинального тока генератора.

При отсутствии тока в обмотках якорь реле замыкает магнитную цепь между раз­но­имёнными полюсами постоянных магнитов и намагничивается, обеспечивая одно из своих устойчивых положений.

При появлении тока в одной из обмоток она создаёт магнитное поле, которое может быть направлено согласно с полем постоянных магнитов, или встречно.

Если поле направлено встречно и его величина превышает поле посто­янных магнитов, происходит перемагничивание якоря. При этом одноимён­ные полюса якоря и постоянных магнитов отталкиваются друг от друга, обеспечивая поворот якоря вокруг оси «А» во второе устойчивое положение. Одновременно замыкаются или размыкаются электрические контакты, свя­занные с якорем.

— К1 – контактор, силовой элемент схемы ДМР – обеспечивает непо­средствен­ное подключение генератора на бортсеть, также управляет вклю­чением сигнализа­ции «отказ генератора».

Работа электрической принципиальной схемы ДМР-400Д(рис. 4.5.)

В исходном положении в бортсети есть напряжение, поданное с акку­муляторной батареи или с другого генератора.

Плюс с шины бортсети через замкнутые контакты 2-1 Рсигн поступает через клемму «сеть» ДМР на конец шунтовой обмотки дифференциаль­ного реле, под­готавливая его срабатывагние..

Читайте также:  Как работает реле регулятор напряжения генератора ваз 2121

Рис. 4.5. Электрическая принципиальная схема ДМР-400.

Также плюс поступает через контакты 5-4 Рсигн на сигнальную лампу «отказ ге­нератора».

На всех самолётах и вертолётах гражданской авиации генератор вклю­чают после запуска соответствующего двигателя, а на самолётах и вертолё­тах с ГТД – после вы­хода двигателя на режим малого газа.

При работе двигателя вращение с него передаётся на генератор, а бла­годаря при­менённой схеме самовозбуждения на клеммах генератора сразу появляется напряже­ние.

Минусовая клемма генератора через корпус самолёта связана с «мину­сами» всех устройств, подключенных по однопроводной схеме. Минус в том числе подаётся через клемму « — »на обмотки Рвкл и К1.

С плюсовой клеммы генератора плюс подаётся через клемму «Ген.» ДМР на кон­такты «4» и «1» реле включения, на силовой контакт контактора К1 и через пере­мычку и клемму « + »на выключатель генератора.

При включении выключателя плюс подаётся через клемму «В» ДМР на обмотку реле включения. Ввиду наличия на другом конце обмотки реле включения минуса, Рвкл срабатывает и контактами 4-3 готовит цепь включе­ния контактора, а контактами 1-2 подаёт плюс через контакты 2-1 блокиро­вочного реле на конец шунтовой обмотки дифференциального реле.

Таким образом к оказывается приложен перепад напряжений ΔU, равный ал­гебраической сумме Uген и Uсети, то есть ΔU = Uген – Uсети.

Под действием перепада напряжений в шунтовой обмотке появляется ток:

Iобм.=

Под действием тока в шунтовой обмотке дифференциального реле она создаёт магнитное поле. Параметры дифференциального реле в ДМР-400Д подобраны таким образом, чтобы оно срабатывало при Uген – Uсети = 0,3÷0,7 В, то есть чтобы сраба­тывание происходило, когда напряжение гене­ратора больше напряжения сети, как ми­нимум, на 0,3÷0,7 В.

При срабатывании дифференциального реле его контакты 2-3, вклю­ченные по­следовательно с контактами 4-3 реле включения, подают плюс на контактор К1, кото­рый срабатывает и своими силовыми контактами подаёт напряжение генератора через клемму «Ген.» ДМР, сериесную обмотку диф­ференциального реле, клемму «Сеть» ДМР и далее через амперметр на шину бортсети. То есть генератор подключается на сеть.

Сериесная обмотка дифференциального реле создаёт магнитное поле, совпадаю­щее по направлению с полем постоянных магнитов, благодаря чему якорь дифферен­циального реле удерживается в сработанном положении.

Вспомогательный контакт К1 подаёт плюс через клемму «С» ДМР на реле сигна­лизации, которое срабатывает и контактами 2-1 разрывает цепь шунтовой обмотки, тем самым исключая её перегорание при длительном на­хождении под напряжением во время полёта. Контактами 5-4 реле сигнали­зации разрывает цепь питания сигнальной лампочки «Отказ генератора».

Если напряжение генератора по какой-то причине начинает уменьшать­ся, то в момент, когда напряжение сети станет больше, чем напряжение гене­ратора, т. е.:

ток потечёт из сети через амперметр, клемму «Сеть» ДМР, сериесную обмотку диф­ференциального реле, замкнутые силовые контакты К1, клемму «Ген.» ДМР и далее через обмотку генератора на корпус самолёта. То есть генератор при этом будет по­треблять электроэнергию, как электродвигатель.

Ток в сериесной обмотке дифференциального реле меняет направле­ние, соответ­ственно изменяется на противоположное и направление созда­ваемого сериесной об­моткой магнитного поля, которое теперь направлено против поля постоянных магни­тов. При достижении в Wc тока обратного направления 15÷25 А величины магнит­ного поля, создаваемого обмоткой, оказывается достаточно для срабатывания диффе­ренциального реле (для воз­врата его якоря в исходное положение). При этом контакты 2-3 дифференци­ального реле размыкаются и снимают плюс с контактора К1, который обес­точивается и своими силовыми контактами отключает генератор от сети, Вспомо­гательным контактом К1 снимает плюс с реле сигнализации, которое в свою очередь контактами 5-4 включает сигнальную лампочку «Отказ гене­ратора», а контактами 2-1 подключает шунтовую обмотку дифференциаль­ного реле к шине бортсети, готовя но­вое включение генератора.

Если напряжение генератора возрастёт, то он, аналогично рассмотрен­ному, вновь подключится на сеть.

Если продолжится падение напряжения генератора, то к шунтовой об­мотке будет приложен отрицательный (обратный) перепад напряжения

ΔU = Uсети – Uген,

который по мере падения напряжения генератора будет возрастать.

Рост перепада напряжения свыше 12 В опасен для обмотки, так как она, выпол­ненная из тонкого провода, может при этом перегореть. Чтобы это исключить, в схему ДМР дополнительно введено блокировочное реле Рбл, на которое подаётся тот же пе­репад напряжения, что и на шунтовую обмотку. Напряжение срабатывания блокиро­вочного реле 12 В и более. Следова­тельно, если к шунтовой обмотке приложен ΔU =12В,то эти же 12 В при­ложены к Рбл, которое срабатывает и размыкает контакты 2-1, обесточивая шунтовую обмотку и исключая её перегорание.

При дальнейшем падении напряжения генератора Uген

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Adblock
detector