До какого напряжения можно разряжать 6 вольтовый свинцовый аккумулятор

Что нужно знать о правильном разряде аккумулятора на автомобиле

Некоторым может показаться странным даже сама формулировка вопроса, ведь АКБ требуется заряжать, а не разряжать для их работоспособности. В теории да. Но иногда нужна и разрядка. В основном это происходит при восстановлении батареи.

Процедура имеет ряд особенностей и важных моментов. Нужен тщательный контроль и предельное внимание на каждом этапе. Если допустить ошибку, будет потеряна вся ёмкость АКБ, и восстановить её уже не получится. Особенно чувствительными к разряду считаются кальциевые аккумуляторы.

Зачем это нужно

Разряжают АКБ по 2 основным причинам.

  • Определение ёмкости. Сначала батарею на 100% заряжают, после чего начинается разрядка с контролем времени. Как результат, можно увидеть реальное состояние устройства. Это даёт основания для размышлений о том, пора менять АКБ или нет.
  • Тренировочный цикл. Это цикл заряда-разряда. Его часто проводят автовладельцы. Причём делают это перед заморозками, каждый год. Такая тренировка позволяет увеличить ресурс и продлить срок службы питающего устройства на машине.

Исходя из конкретных обстоятельств, автовладелец решит, нужно ему разряжать свою АКБ или в этом нет потребности.

Ток разряда

Немаловажно то, какой ток разряда можно использовать при обслуживании аккумулятора своего автомобиля.

Многолетние опыты показали, что оптимальным током разряда является 5 А. Использовать более сильный ток нельзя. Иначе могут пострадать пластины внутри батареи.

Нужно знать не только то, каким током лучше разряжать постепенно автомобильный аккумулятор, но и как это делать.

Сначала определяется текущее напряжение на клеммах устройства. Далее тест выполняется с интервалом в 4 часа. Когда вольтаж снижается до 11 В, контрольные замеры проводятся 4 раза в час. Если значения составляют 10,5-10,9 В, то разрядку нужно прекратить.

Перед тем как правильно разрядить свой обслуживаемый автомобильный аккумулятор, не лишним будет узнать про определение ёмкость с помощью разряда.

Для этого нужна батарея, устройство для разрядки, и часы. Условно, если батарея с завода имела ёмкость 60 Ач, её разряжали током в 5 А и время разрядки составило 6 часов, то реальная ёмкость составит 30 Ач. Ток разряда умножается на время, за которое АКБ разрядилась. И так определяется ёмкость.

Что применяют как нагрузку

Примерно о том, как можно разрядить аккумулятор своего автомобиля, вы уже знаете. Но этого недостаточно.

Ещё один вопрос касается выбора устройства, которое будет разряжать источник питания. Здесь возможно несколько вариантов.

  • Автомобильные лампы. Рекомендуется брать лампочку на 60 Вт, не меньше.
  • Реостат. Должен держать не меньше 5 А. Он подключается в цепь с амперметром. Используется последовательное соединение. Вольтметр соединяется параллельно контактам АКБ. Перемещая ручку реостата, устанавливается нужный так. Параллельно следите за параметрами напряжения. Время разрядки зависит от ёмкости АКБ, типа и состояния. В среднем от 5 до 10 часов.
  • Вольтметр. Устройство подключается к аккумулятору. И остаётся лишь наблюдать, как постепенно падает напряжение. Но метод очень длительный по времени. Поэтому используется редко.
  • Зарядное устройство. Надёжный, простой и эффективный метод. Многофункциональными зарядками разряжают батареи любого типа. Процесс автоматический. Нужно лишь изначально задать параметры напряжения и тока. Отключение разрядки также происходит в автоматическом режиме.

Многих интересует, как быстро и безопасно можно разрядить аккумулятор, питающий сеть автомобиля. Ничего сложного нет, достаточно подключить более серьёзную нагрузку, но от этого снижается срок службы батареи.

Поэтому приходится выбирать между медленной разрядкой, но увеличением ресурса и быстрым разрядом с негативным влиянием на эксплуатационный срок АКБ.

Разрядка без снятия АКБ

Чтобы специально снизить заряд АКБ, не обязательно снимать устройство с автомобиля. Его можно оставить в подключённом состоянии под капотом машины.

Читайте также:  Классы напряжений электроустановок это

На некоторых автомобилях на приборной панели имеется вольтметр. Если его нет, не страшно. Устройство достаточно подключить к батарее, соблюдая полярность.

Простой, но эффективный и сравнительно быстрый способ. Для этого нужно:

  • убедиться в наличии вольтметра при приборной панели, либо подготовить отдельный измерительный прибор;
  • заглушить двигатель;
  • подключить вольметр;
  • включить энергопотребители, работающие от аккумуляторной батареи;
  • по измерительному прибору следить за падением показателей;
  • при достижении отметки ниже 10,9 В прекратить разряд.

Чем больше потребителей будет одновременно работать, тем быстрее удастся достичь нужной степени разряда. Поэтому включать можно фары, обогреватели стекла и сидений, печку в салоне и пр.

Разрядка со снятием

Если аккумулятор был демонтирован с машины и его нужно разрядить, то тут проще всего воспользоваться автомобильной лампой на 60-65 Вт. Она как раз и даёт разрядный ток около 5 А.

Перед разрядкой рекомендуется сделать замеры плотности электролита. Возможно лишь для обслуживаемых АКБ. Нормой считается плотность от 1,27 до 1,29 г/см 3 .

Лампа подключается к контактам АКБ параллельно. Сюда же крепятся щупы от мультиметра. Последний включается в режиме напряжения. Верхний предел должен быть 20 В.

Контроль процесса идёт по той же схеме, что и в предыдущем случае. При достижении нужных значений процесс прекращается.

Что указывает на полный разряд

При разряде важно своевременно остановиться, а не продолжить снижать ресурс питающего устройства.

Есть разные мнения касательно того, до какого напряжения в действительности можно смело разряжать аккумулятор от легкового автомобиля.

Одни уверены, что делать это можно до 9 В. Якобы после этого батарея легко заряжается и восстанавливается.

Но это не так. Не стоит даже спрашивать, можно ли полностью в ноль разряжать аккумулятор от автомобиля. Нет, делать этого нельзя. Батарея попросту не зарядится. Она окончательно выйдет из строя и будет пригодна только для сдачи на цветной металл и утилизации.

Тогда логично спросить, до скольки вольт на практике разрешается безопасно разряжать любой автомобильный аккумулятор. Делать это можно до 10,3-10,9 В. Не ниже.

Определить разряд реально 2 способами.

  • По напряжению. Измерительный прибор подключается к клеммам источника питания, и делаются замеры. Желательно, чтобы ниже 10,3 показатели не падали.
  • По плотности электролита. Более сложный метод. Подходит только для обслуживаемых батарей, а также для тех, у кого есть ареометр. Это специальный прибор, измеряющий плотность. Если нормой считается 1,27 г/см 3 , то при разряженной батареи она падает до 1,11-1,13 единиц.

Теперь вы знаете, до скольки вольт в действительно можно разряжать любой автомобильный аккумулятор, использующий пластины на основе свинца, а также электролит для АКБ из смеси воды и серной кислоты.

Есть ещё важный момент. Он касается зарядки батареи после её разряда.

Когда начинать зарядку

После разрядки, вне зависимости от причин проведения такой процедуры, АКБ следует в кротчайшие сроки подключить к зарядному устройству. И речь идёт о часах и даже минутах. Оставлять батарею в разряженном состоянии даже на несколько дней категорически не рекомендуется.

Длительное нахождение в состоянии глубокого разряда ведёт к тому, что внутри возникают необратимые физико-химические процессы. Начинают разрушаться пластины. Ёмкость теряется полностью, и восстановить её никак не получится.

Поэтому зарядка начинается сразу после достижения минимального допустимого напряжения, либо плотности. Зависит от того, по каким показателям ориентируется автомобилист.

Заряжать рекомендуется в обычном режиме. Ток заряда составляет 10% от номинальной, то есть заводской ёмкости. То есть при 60 Ач выбирается ток в 6 Ампер.

На современных зарядных устройствах всё просто. Достаточно выставить параметры, и оборудование всё сделает самостоятельно, даже остановит процесс заряда, когда будут достигнуты нужные значения.

В обычных трансформаторных зарядных устройствах всё нужно делать и контролировать вручную. Процесс выглядит примерно так:

  • выберите нужный ток заряда в соответствии с ёмкостью батареи;
  • соедините АКБ с ЗУ, соблюдая полярность;
  • открутите пробки на батарее, если это обслуживаемый тип;
  • подключите зарядку к сети;
  • когда в электролите появятся пузырьки, отключите ЗУ на 30 минут и дайте АКБ остыть;
  • снова подключите, но ток уменьшите в 10 раз;
  • если будет кипеть, сделайте ещё один перерыв;
  • когда закипание начнёт происходить буквально сразу после включения ЗУ, прекращайте процедуру.
Читайте также:  Очень сильное напряжение в бс приора причина

Не стоит делать замеры сразу после выключения. Дайте АКБ постоять несколько часов. После этого измерьте показатели плотности электролита, а также напряжения на клеммах. В норме они должны быть 12,7 В и 1,27 г/см 3 соответственно.

Разряжать аккумуляторы не сложно. Но здесь есть свои нюансы. Оптимально использовать многофункциональное ЗУ. Оно даёт возможность разрядить, а затем восполнить зарядку батареи.

Приходилось ли вам разряжать АКБ? С чем была связана необходимость? Какой метод разрядки использовали? Оправдал ли результат эти действия?

Ждём ваших ответов в комментариях.

Подпишитесь, оставьте отзыв и задайте свой вопрос!

Источник

Способы быстрой разрядки автомобильного аккумулятора

В публикациях в интернете и в технической литературе на автомобильную тему большое внимание уделяется процессу зарядки аккумуляторной батареи. Процесс разрядки же освещается не так часто. А эта процедура также требует внимательного и осознанного подхода.

Для чего нужно разряжать аккумулятор автомобиля

Разрядить заряженный автомобильный аккумулятор может пртребоваться в нескольких случаях:

  • для проведения контрольно-тренировочного цикла (КТЦ);
  • чтобы определить фактическую емкость батареи;
  • для других целей.

Задачи могут быть совмещены. Так, во время проведения КТЦ можно замерить реальное состояние АКБ (остаточную емкость), что актуально для батарей «с пробегом». Процесс разряда длится несколько часов, поэтому проводить раздельно тренировку и тестирование может занять много времени.

До скольки вольт можно разряжать АКБ

Полностью заряженный свинцово-кислотный аккумулятор выдает на клеммах 12,6 вольт. При разряде происходят электрохимические реакции, результатом которых является выпадение кристаллов сульфата свинца. Это вещество не растворяется в воде и почти не растворяется в электролите.

В обычной ситуации при зарядке батареи происходят обратные реакции, и сульфат полностью растворяется (на самом деле, не всегда полностью). Если допустить разряд ниже 1,75 вольт на элемент (10,5 вольт для 12-вольтовой батареи), то при пополнении запаса энергии полной компенсации не произойдет, и часть сульфата останется виде налета на пластинах, «маскируя» часть полезной площади. Емкость АКБ при этом снижается. Поэтому напряжение в 10,5 вольт принято за нижний лимит разряда батареи, ниже которого разряжать АКБ нельзя.

Еще один вредный эффект от глубокого разряда проявляется при низких отрицательных температурах. При снижении плотности электролита он может замерзнуть, что приведет к разрыву пластин, осыпанию активной массы или даже разрыву корпуса.

Способы разрядки

Самый очевидный способ разрядить батарею – нагрузить ее с помощью подключения внешних потребителей. Также аккумулятор может потерять запас энергии посредством саморазряда, но этот способ с практической стороны не рассматривается. Процесс будет длится очень долго, контролировать его сложнее.

Не снимая с машины

Проще всего выполнить разряд батареи, не снимая ее с автомобиля и не отключая клемм. Сначала батарею надо полностью зарядить. Потом надо включить как можно больше штатных потребителей машины. К ним могут относиться (при наличии):

  • фары;
  • аварийную сигнализацию;
  • музыкальную аппаратуру;
  • обогрев стекол;
  • отопление салона;
  • подогрев сидений;
  • другие нагрузки.

Неплохо содействует разрядке запуск двигателя, но злоупотреблять этим не стоит. Частый старт за короткий промежуток времени перегревает электродвигатель стартера, снижает его ресурс, да и на ресурс двигателя влияет не самым благоприятным образом.

Во время разряда надо постоянно контролировать напряжение на клеммах батареи:

  • в начале процесса не реже, чем каждые полчаса;
  • когда уровень снизится до 11 вольт – не реже, чем каждые 10..15 минут.

Бесконтрольность процесса может привести к глубокому разряду и потере аккумулятора.

Таким методом можно снизить уровень заряда для проведения контрольно-тренировочного цикла. Для определения фактической емкости разряд батареи без демонтажа с автомобиля не очень подходит, но если решение принято, то надо соблюсти пару условий:

  1. Нагружать аккумулятор надо теми потребителями, которые обеспечат равномерный ток разряда. Хорошо подходит для этого светосигнальное оборудование, устройства подогрева, электродвигатели и т.п. Не стоит использовать музыку, аварийную сигнализацию и других потребителей, мощность которых изменяется во времени. Это внесет значительные ошибки в расчет.
  2. Связано это требование с тем, что при замере емкости надо знать точный разрядный ток. Его можно примерно оценить, просуммировав мощность всех потребителей. Для этого, как минимум, ее надо знать. Если потребление подключенных нагрузок или части ее неизвестно, то фактический ток надо будет измерить (это лучше сделать и в том случае, если паспортная мощность оборудования известна – она может заметно отличаться от реальной).
Читайте также:  Рм2 регулятор напряжения инструкция по применению

Удобнее всего произвести замер токовыми клещами постоянного тока. Этот измерительный прибор не очень распространен, им оснащаются только дорогие профессиональные мультиметры. Поэтому проще измерить потребление обычным тестером в режиме измерения тока DC. Для этого придется снять одну клемму с батареи.

Надо стараться нагрузить аккумулятор так, чтобы ток составлял примерно 10% от емкости, но особой точности добиваться не стоит – фактическая емкость на момент измерения неизвестна, ее только предстоит выяснить. Меньший ток затянет процесс. Повышенная нагрузка разрядит аккумулятор слишком быстро, можно не уследить за приближением нижнего допустимого уровня. К тому же емкость зависит от разрядного тока, так что результаты, полученные при разных условиях, могут различаться.

По достижении нижнего предела напряжения надо время разряда умножить на измеренный или вычисленный ток. Эта цифра даст фактическую емкость аккумулятора. Если известна мощность нагрузки, ее надо разделить на 12 (напряжение в вольтах) – так получается ток в амперах. Очевидно, что чем точнее известна нагрузка, тем точнее можно узнать реальную емкость.

После полного разряда батареи надо как можно быстрее пополнить запас энергии. Если наличия такой возможности не предполагается в течение часа-двух после замеров, лучше процедуру не проводить. за счет саморазряда батарея может уйти в глубокий разряд.

Снятый аккумулятор

Более правильно измерять емкость и проводить контрольно-тренировочный цикл на демонтированной с машины батарее. Это удобнее и позволяет провести замеры более точными способами. нагрузить АКБ можно резистором. Для аккумулятора, чья емкость оценивается в 50 А*ч, нужен разрядный ток около 5 ампер. Для этого сопротивление резистора должно приблизительно составлять R=U/I=12/5=2,4 Ома. На практике можно взять нагрузку от 2 до 3 ом, получив ток от 6 до 4 ампер. Мощность резистора должна быть P=U*I=12*5=60 ватт. такой резистор приобрести не так просто, его удобнее составить из нескольких параллельно включенных. Например, можно использовать шесть десятиваттников по 12..18 ом. Точно зная сопротивление и напряжение на клеммах, можно вычислить ток. Надо учитывать, что напряжение во время процедуры упадет с 12,6 до 10,5 вольт (на 20%), поэтому средний ток можно взять на 10% ниже расчетного. Такой точности для поставленной цели достаточно.

В домашних условиях в качестве контрольной нагрузки лучше применить не сопротивления, а автомобильные лампы на 12 вольт. Они более доступны (продаются в любом автомагазине), можно купить на различные номиналы и составить нагрузку любой мощности параллельным включением.

Для получения тока в 5 ампер нужна будет единичная лампа мощностью P=12*5=60 ватт, или несколько маломощных приборов, включенных параллельно. Еще одно преимущество – лампы служат стабилизатором тока. При падении напряжения в процессе разряда, их нити будут остывать, сопротивление нагрузки падать, что приведет к поддержанию тока примерно на одном уровне. Это повысит точность измерений. Также по снижению яркости свечения можно судить о приближении к завершению процедуры.

Замер емкости производится таким же методом, как и в предыдущем способе. Засекается время разряда и умножается на вычисленный или измеренный фактически ток. Во втором случае измерения также будут более точными.

Для наглядности рекомендуем тематические видеоролики.

разряд аккумулятора – процедура несложная. Но при ее проведении должно быть понимание особенностей процесса и строгий контроль параметров. В противном случае не избежать проблем и материальных потерь.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector