Электромагнитное реле курсовая работа

Электромагнитное реле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Электромагнитное реле -хорошо известное и широко применяемое на практике электротехническое изделие. Область применения электромагнитных реле простирается от отметивших свой 150-летний юбилей схем релейной автоматики до новейшего телекоммуникационного оборудования и интерфейсов между контроллерами и промышленными системами управления, где требуются надежные и мощные схемы для управления исполнительными устройствами, гарантирующие высоковольтную гальваническую развязку между объектом управления и управляющей системой. Можно без преувеличения сказать, что вся современная электротехника и промышленная автоматика выросла из дискретных устройств на базе электромагнитного реле.

Содержание работы

Введение 3
1 Принцип действия и область применения 4
1.1 Принцип действия электромагнитного реле 4
1.2 Область применения 5
2 Конструктивные особенности и основные характеристики 7
2.1 Конструкция 7
2.2 Основные характеристики 8
3 Схемы включения 12
4 Примеры отечественных и зарубежных аналогов 15
4.1 Отечественные электромагнитные реле 15
4.1.1 Реле РЭС6 15
4.1.2 Реле РКМ-1 16
4.1.3 Реле РПС-4, РПС-5, РПС-7 18
4.2 Зарубежные электромагнитные реле 19
4.2.1 Реле Fujitsu серия FTR-B4 19
4.2.2 Реле Fujitsu cерия UM1 20
4.2.3 Реле Fujitsu cерия FTR-K1 21
Литература 22

Файлы: 1 файл

Shorokhov_elme_rele_4.docx

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

Систем Управления и Информатики

Работа выполнена с оценка

1 Принцип действия и область применения 4

1.1 Принцип действия электромагнитного реле 4

2 Конструктивные особенности и основные характеристики 7

2.2 Основные характеристики 8

4 Примеры отечественных и зарубежных аналогов 15

4.1 Отечественные электромагнитные реле 15

4.1.3 Реле РПС-4, РПС-5, РПС-7 18

4.2 Зарубежные электромагнитные реле 19

4.2.1 Реле Fujitsu серия FTR-B4 19

4.2.2 Реле Fujitsu cерия UM1 20

4.2.3 Реле Fujitsu cерия FTR-K1 21

Электромагнитное реле -хорошо известное и широко применяемое на практике электротехническое изделие. Область применения электромагнитных реле простирается от отметивших свой 150-летний юбилей схем релейной автоматики до новейшего телекоммуникационного оборудования и интерфейсов между контроллерами и промышленными системами управления, где требуются надежные и мощные схемы для управления исполнительными устройствами, гарантирующие высоковольтную гальваническую развязку между объектом управления и управляющей системой. Можно без преувеличения сказать, что вся современная электротехника и промышленная автоматика выросла из дискретных устройств на базе электромагнитного реле.

Первое электромагнитное реле было придумано и практически реализовано в 30-х годах Х1Х века, когда потребовалась передача депеш на большие расстояния. С. Морзе пришла в голову идея создания телеграфного аппарата с регистратором принятой информации на основе электромагнита. Инженерам понравилось свойство реле при слабом токе управления коммутировать мощные цепи, после чего в телеграфе реле превратилось в импульсный усилитель слабых сигналов Промежуточные усилители в линии связи позволили уже в 60-х годах Х1Х века передавать телеграфные сообщения на расстояния до нескольких тысяч километров.

Само название «реле» было заимствовано из французского языка, где этим термином обозначалась смена лошадей при переездах на большие расстояния. Таким вот образом в истории техники работа электромагнитного реле началась в области телекоммуникаций. [1]

1 Принцип действия и область применения

1.1 Принцип действия электромагнитного реле

Рассмотрим особенности работы реле по этапам, рисунок 1.1 на примере реле с поворотным якорем. За счет индуктивности катушки реле ток в ней нарастает (убывает) не мгновенно, а постепенно. При детальном рассмотрении работы реле в процессе срабатывания и отпускания можно определить четыре этапа.

Рисунок 1.1 — Временная диаграмма работы реле

Этап I – срабатывание реле. Длительность этого этапа – время полного срабатывания tср, т.е. промежуток времени от момента подачи напряжения на катушку реле до момента надежного замыкания контактов (точка А); Iтр – ток трогания, при котором начинается движение якоря; tтр – время, за которое ток достигает значения Iтр, (точка а), т.е. промежуток, соответствующий началу движения якоря; Iср – ток, при котором срабатывает реле; tдв – время движения якоря при срабатывании. Таким образом, время полного срабатывания, отвечающее окончанию движения якоря, tср = tтр + tдв.

Этап II – срабатывание реле (tраб – время работы реле). После того как реле сработает, ток в обмотке продолжает увеличиваться (участок АВ), пока не достигнет установившегося значения. Участок АВ необходим для того, чтобы обеспечить надежное притяжение якоря к сердечнику, исключающее вибрацию якоря при сотрясениях реле. Впоследствии ток в обмотке реле остается неизменным. Отношение установившегося тока Iуст к току срабатывания Iср называется коэффициентом запаса реле по срабатыванию Kзап, т.е. Kзап показывает надежность работы реле: Kзап = Iуст/Iср = 1,5…2. Величина Iуст не должна превышать значения, допустимого для обмотки реле по условиям его нагрева.

Этап III – отпускание реле. Этот период начинается от момента прекращения подачи сигнала (точка С) и продолжается до момента, когда ток в обмотке реле уменьшится до значения Iот (точка D – прекращение воздействия реле на управляемую цепь). При этом различают время трогания при отпускании tтр и время движения tдв.

Время отпускания tот = tтр + tдв, где tтр – время до начала движения якоря при отпускании; tдв – продолжительность перемещения якоря. Отношение тока отпускания к току срабатывания называется коэффициентом возврата: Кв = Iот/Iср факторам, надежность и долговечность радиоэлектронной аппаратуры. [3]

2 Конструктивные особенности и основные характеристики

Читайте также:  Ко 829 нет связи с блоком реле

Электромагнитные реле подразделяются на нейтральные и поляризованные. Нейтральное реле одинаково реагирует на постоянный ток обоих направлений, протекающий по его обмотке, т.е. положение якоря не зависит от направления тока в обмотке реле. Поляризованные реле реагируют на полярность сигнала.

Электромагнитные реле, рисунок 2.1 по конструкции подвижной части подразделяются на реле с поворотным якорем и реле с втягивающимся якорем.

Рисунок 2.1 — Конструкции электромагнитных реле

Реле с поворотным якорем, рисунок 1.2, а представляет собой электромагнитный механизм и ряд контактных групп, закрепленных на общем основании 1. Магнитопровод электромагнитного механизма состоит из ярма 11, сердечника 8 и поворотного якоря 6. На сердечнике находится каркас 9 с одной или несколькими обмотками 10. При протекании через обмотки тока якорь притягивается к сердечнику, который, поворачиваясь, через штифт 3 из токонепроводящего материала замыкает контакты 4 и 5. Контакты закрепляются на контактных плоских пружинах 2. Чтобы исключить залипание якоря при обесточивании обмоток из-за наличия остаточного намагничивания, на якоре имеется пластинка 7 из немагнитного материала, обеспечивающая при срабатывании реле зазор σ0 = 0,1 мм между сердечником и якорем. Поворот якоря в исходное положение при обесточивании обмоток происходит в некоторых реле под действием несбалансированной массы якоря, в других реле – под действием контактных пружин или под действием специально предусмотренных для целей возвратных пружин (на рисунке 1.3 не показаны).

В реле с втягивающимся якорем, рисунок 1.2, б магнитопровод состоит из ярма 11, неподвижного сердечника 8 и якоря 6. внутри ярма расположен каркас 9 с обмотками 10. В исходном положении якорь удерживается пружиной 12. При срабатывании реле якорь 6 втягивается внутрь каркаса до соприкосновения с сердечником 8; при этом замыкаются контакты 5 и 4, 5 и 13. Пластина 7 из немагнитного материала, как и у реле с поворотным якорем, служит для исключения залипания якоря за счет остаточного намагничивания. [2]

2.2 Основные характеристики

Основными параметрами реле, характеризующими их в процессе работы и значение которых необходимо для правильного выбора и применения реле, являются: 1. Чувствительность. 2. Ток (напряжение) срабатывания. 3. Ток (напряжение) отпускания. 4. Ток (напряжение) несрабатывания. 5. Ток (напряжение) удержания. 6. Коэффициент запаса. 7. Коэффициент возврата. 8. Рабочий ток (напряжение). 9. Сопротивление обмотки. 10. Временные параметры. 11. Сопротивление электрического контакта. 12. Коммутационная способность. 13. Сопротивление и электрическая прочность изоляции. 14. Износостойкость и количество коммутации.

Чувствительность реле определяется минимальной мощностью, поданной в обмотку и достаточной для приведения в движение якоря и переключения контактов. Чувствительность различных реле неодинаковая и зависит от конструкции реле и намоточных данных катушки. Чувствительность обычно в технической документации не указывается, а определяется как мощность срабатывания:

где — ток (напряжение) срабатывания, мА (В); -сопротивление обмотки, Ом.

Мощность срабатывания —величина непостоянная. Она зависит от числа витков, сопротивления обмотки, температуры окружающей среды. Наиболее стабильный параметр, которым можно оценивать чувствительность, —это н. c. срабатывания . Наиболее чувствительными электромагнитными реле являются поляризованные РПЗ, РП4, РП5, РП7, РП4М, 64П, РПС4, РПС5, РПС7, РПС11, РПС18, РПСЗЗ.

Ток (напряжение) срабатывания указывается в технической документации для нормальных условий. Ток срабатывания может изменяться под воздействием различных факторов: механических, климатических и в процессе хранения. Поэтому этот параметр приводится для нормальных условий, и он является контрольным параметром для проверки реле при изготовлении и на входном контроле.

Ток (напряжение) отпускания , так же как и ток (напряжение) срабатывания, не является рабочим параметром и приводится в технической документации для нормальных условий.

Ток (напряжение) несрабатывания установлен для некоторых типов реле. Этот параметр может быть проверен в процессе измерения тока (напряжения) срабатывания.

Ток (напряжение) удержания установлен для некоторых типов реле. Этот параметр может быть проверен в процессе измерения тока (напряжения) отпускания.

Коэффициент запаса Кз представляет собой отношение рабочей н. с. к н. с. срабатывания и выражается зависимостью

Коэффициент запаса характеризует надежность срабатывания и удержания якоря реле в притянутом положении.

Коэффициент возврата характеризует чувствительность магнитной системы реле к возможному изменению тока в обмотке. Коэффициент возврата

Рабочий ток (напряжение) указывается в виде номинального значения с двусторонними допусками. Верхнее значение рабочего тока (напряжения) ограничивается в основном температурой нагрева обмотки. Нижнее значение определяется надежностью работы реле при снижении величины напряжения источника питания и при повышении сопротивления обмотки за счет ее нагревания.

Сопротивление обмотки, измеренное при постоянном токе, указывается с допусками применительно для температуры окружающей среды +20°С.

Источник

Электромагнитные реле

Понятие и устройство реле, его основные характеристики и классификация. Разработка герконов как перспективное направление усовершенствования контактных устройств. Анализ герметизированных магнитоуправляемых контактов с элементами магнитной памяти.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реле — электрическое устройство, предназначенное для коммутации электрических цепей (скачкообразного изменения выходных величин) при заданных изменениях электрических или не электрических входных величин. Широко используется в различных автоматических устройствах. Различают электрические, пневматические, механические виды реле, но наибольшее распространение получили электрические (электромагнитные) реле. Электромагнитным называется реле, перемещения подвижных частей которого осуществляется электромагнитным приводом. Такие реле являются одним из важнейших элементов современных устройств автоматики.

Основными характеристиками реле являются напряжение и ток срабатывания, напряжение и ток отпускания, коэффициент возврата, коэффициент запаса по срабатыванию, время срабатывания, время отпускания и срок службы.

Напряжение и ток срабатывания (Uсраб, Iсраб) — наименьшие величины напряжения и тока, при которых происходит включение реле (якорь притягивается).

Напряжение и ток отпускания (Uотп, Iотп) — наибольшие величины напряжения и тока, при которых происходит отключение реле (якорь отпадает).

Коэффициент возврата Кв — отношение величины отпускания к величине срабатывания:

Время срабатывания tср — промежуток времени от момента появления напряжения на катушке управления реле до момента замыкания ее контактов.

Время отпускания tотп — промежуток времени от момента снятия напряжения с катушки до момента размыкания контактов.

Коэффициент запаса по срабатыванию КЗ — отношение номинального напряжения Uном к величине напряжения срабатывания Uсраб:

Срок службы — допустимое число срабатываний.

На рис. 1 изображена характеристика управления реле в виде типичной релейной зависимости.

Рис. 1. Релейная зависимость

Для работы реле характерны три режима:

режим повторителя — режим, при котором реле срабатывает при скачкообразном изменении выходной величины до ее максимального значения;

режим инвертора — режим, при котором происходит ступенчатое изменение выходного параметра до минимального уровня;

режим триггера, или режим памяти — режим, при котором достигнутое после срабатывания или отпускания значение выходного сигнала сохраняется, т.е. запоминается после исчезновения входного сигнала.

Классификация реле. Соответственно области техники, в которой реле находят применение, различают телеграфные, телефонные, авиационные и др. типы реле.

В соответствии с физической природой внешних явлений, вызывающих действие реле, их делят на электрические (с дальнейшим подразделением на реле тока, напряжения, мощности, сопротивления, частоты и т. д.), механические (реле перемещения, скорости, ускорения, давления, уровня и др.), тепловые, оптические, акустические, радиационные, газовые и т.д.

В зависимости от назначения различают:

коммутационные реле, осуществляющие взаимодействие и связь в релейных схемах;

усилительные реле, осуществляющие усиления сигнала;

контрольные, или измерительные реле, служащие для измерения тока или напряжения.

По типу управляющего тока выделяются реле: постоянного тока (неполярные, полярные и комбинированные реле) и переменного тока.

По значению потребляемой мощности различают высокочувствительные (до 10мВ), чувствительные (до 0,1 В) и нормальные (более 0,1 В) реле.

По быстродействию, в зависимости от времени срабатывания и времени отпускания, различают следующие типы реле:

сверхбыстродействующие (не более 5мс);

«реле времени» (снабжены механическими узлами, позволяющими обеспечить очень высокую задержку — до десятков минут, таким образом tср и tотп более 1с).

Кроме того, по типу исполнения делят реле на электромеханические, электромагнитные, индукционные, магнитоэлектрические, полупроводниковые и биметаллическое (термореле).

2. УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ

Основные части реле — электромагнит и якорь. Электромагнит представляет собой электрический провод, намотанный на сердечник из магнитного материала. Якорь — пластина из магнитного материала, через толкатель управляющая контактами.

Рис. 2. Простейшее электромагнитное реле: 1 — сердечник; 2 — обмотка; 3 — ярмо; 4 — якорь; 5 — контакты; 6 — возвратная пружина

При пропускании электрического тока через обмотку электромагнита возникающее магнитное поле притягивает к сердечнику якорь, который через толкатель смещает и тем самым переключает контакты. Схема простейшего электромагнитного реле показана на рис. 2.

На рис. 3 изображена конструкция коммутационного реле. Коммутационные, или промежуточные реле, является вспомогательными и применяются, когда необходимо одновременно замыкать или размыкать несколько независимых цепей.

Рис. 3. Конструкция промежуточное реле: 1 — электромагнит; 2 — обмотка; 3 — якорь; 4 — подвижный рычаг; 5 — ось якоря; 6 — изолирующая пластина; 7 — подвижные контакты; 8 — неподвижные контакты; 9 — упорные пластины; 10 — сопротивление добавочное.

Для одновременного замыкания нескольких не связанных друг с другом цепей промежуточные реле имеют несколько контактов.

Контактные системы реле. Электрическим контактом называется конструктивный узел (разъемное соединение), с помощью которого соединяются два или несколько проводников электрической цепи. Контакты реле являются очень ответственным элементом в схемах. Они должны обеспечить надежное замыкание и размыкание тока в управляемых ими цепях и быть рассчитаны на многократное действие.

Контактную систему реле образуют контакты, непосредственно разрывающие или замыкающие коммутирующие электрические цепи. Так же в состав контактной системы входят контактные пружины и держатели контактных пружин. В электромагнитных реле одна из коммутирующих деталей подвижна.

Различают разомкнутые, замкнутые и переключающие контакты с двумя устойчивыми положениями (рис. 4). Контакт 1 является подвижным, контакт 2 неподвижен и расположен на более жесткой пружине 4. Перемещение подвижного контакта происходит под действием толкателя 5, преодолевающего сопротивление контактной пружины 3.

реле магнитоуправляемый контактный устройство

Рис. 4. Упрощенная конструктивная схема контактного устройства: а — с разомкнутым; б — с замкнутым и в — с переключающимися контактами; 1 — подвижный контакт (полусфера); 2 — неподвижный контакт (цилиндр); 3 и 4 — плоские пружины подвижного и неподвижного контактов; 5 — толкатель, воздействующий на контакт

Различают следующие формы контактных поверхностей (рис. 5): плоскостная, линейная и точечная. Для малых токов (не выше 3 А) применяется точечная форма, для более сильных токов — обычно плоскостная или линейная.

Рис. 5. Форма контактных поверхностей: а — плоскостная; б — линейная; в — точечная

Для маломощных контактов используется серебро, золото, платина и их сплавы с иридием и другими металлами, а также вольфрам. Вольфрам обладает повышенной тугоплавкостью и твердостью, что делает его особо пригодным для повышенных частот включения, так как он хорошо противостоит электрическому и механическому износу.

Для средних токов применяется в основном серебро, при повышенных частотах включения — металлокерамика.

При выбранном материале значение сопротивления в месте соприкосновения контактных поверхностей (значение переходного сопротивления) зависит от величины контактного усилия, т.е. от полной силы нажатия одного контакта на другой. Переходное сопротивление резко уменьшается при увеличении контактного усилия, так как это увеличение приводит к смятию контактирующих элементарных выступов.

Расстояние, на которое перемещается подвижный контакт после соприкосновения контактов, называется провалом контактов. Провал контактов определяет допустимый износ контактных поверхностей, а также вибрацию контактов при включении. Провал контактов в зависимости от их мощности выбирается в пределах от десятых долей миллиметра до 2-3 мм и более.

Расстояние, которое образуется между контактными поверхностями при их полном расхождении, называется контактным зазором. Расхождение контактов связано с возникновением электрических разрядов в виде искры. Искры сильно сокращают срок службы контактов и поэтому обычно принимают меры для предотвращения их образования или меры по уменьшению их вредного действия, например, увеличение контактного зазора и увеличение скорости расхождения контактов.

Контакты обычных реле работают в среде атмосферного воздуха. Они загрязняются пылью, парами металлов, подвергаются влиянию различных атмосферных агрессивных газов, водяных паров. Все эти факторы понижают надежность их работы и износостойкость. Указанные явления можно ослабить или практически исключить, если поместить контакты в инертный газ или вакуум.

Одним из наиболее перспективных направлений усовершенствования контактных устройств (особенно на малые токи и напряжения) является разработка герметичных магнитоуправляемых контактов (МК) — герконов.

Простейшая конструкция МК (рис. 6) представляет собой стеклянный баллон 1 с заключенными в нем контактными пружинами 3. Баллон заполнен инертным газом (азот, аргон, водород и т.п.) либо вакуумирован. Электроды выполнены из магнитного материала и являются одновременно и магнитопроводом. Концы электродов покрываются слоем благородного металла (золото, палладий, радий или их сплавы), образующим рабочую поверхность для контактирования.

Рис. 6. Простейшая конструкция геркона: 1 — обмотка; 2 — корпус; 3 — контактные пружины; 4 — стеклянный баллон

Управление МК осуществляется магнитным полем, которое может создаваться либо катушкой, либо постоянным магнитом. Магнитный поток Ф, проходящий через электроды и воздушный зазор контактов, при некотором его значении приводит к замыканию рабочих поверхностей электродов и образованию замкнутой электрической цепи. При ослаблении (исчезновении) магнитного потока электроды за счет своих упругих свойств размыкаются, разрывая электрическую цепь. Таким образом, электроды выполняют функции контакта, магнитопровода и контактных пружин.

МК могут выполняться с замыкающими, размыкающими и переключающими контактами. Они имеют высокое быстродействие, высокую надежность, обеспечивают коммутацию весьма малых токов при малых напряжениях (единицы микроампер при напряжении несколько милливольт), могут применяться во взрывоопасной аппаратуре, допускают эксплуатацию при любом положении в пространстве и при большом изменении температуры (от -60 до +125 0 С).

Основными недостатками МК являются их сравнительно малая коммутационная и перегрузочная способность, а так же низкая электрическая прочность межконтактного промежутка.

Ферриды — герметизированные магнитоуправляемые контакты с элементами магнитной памяти. Сердечник управляющей обмотки феррид изготовляют из магнитно-твёрдого материала (например, ферритов, викаллоя). Различают Феррид последовательные (рис. 7,а), содержащие один магнитопровод, и параллельные (рис. 7, б) — с двумя магнитопроводами.

Рис. 7. Схемы последовательного (а) и параллельного (б) ферридов: ОУ — обмотка управления; С — сердечник; П — пластины геркона

В первых (рис. 7,а) при пропускании через управляющую обмотку кратковременного импульса тока (положительной либо отрицательной полярности) сердечник намагничивается и контактные пластины под действием магнитного поля замыкаются. Достигнутое состояние сохраняется и после окончания импульса. Для размагничивания сердечника (и размыкания пластин) через управляющую обмотку пропускают импульс тока обратной полярности (при этом ток не должен превышать значения, достаточного для вторичного замыкания пластин вследствие перемагничивания сердечника).

Недостатком такого типа ферридов является критичность к МДС отпускания. На рис. 7,б изображена схема, позволяющая избавиться от данного недостатка. В этой схеме для замыкания пластин используют параллельное намагничивание сердечников (при котором через обе управляющие обмотки пропускают токи, одинаковые по величине и направлению), а для их размыкания — последовательное намагничивание (пропускают токи, равные по величине, но направленные противоположно). В таких ферридах ток размыкания не имеет ограничения сверху.

Существуют также ферриды с несколькими управляющими обмотками. В некоторых Феррид применяют герконы с пластинами из магнитного материала с прямоугольной петлей гистерезиса, в этом случае обходятся вовсе без сердечников (такие ферриды называются ферридами с внутренней магнитной памятью, реже — ремридами, или меморидами).

Ток срабатывания в ферриде составляет 8-10 а, время намагничивания (размагничивания) — от 10 до 300 мксек. Феррид используют в коммутационных системах квазиэлектронных автоматических телефонных станций, в логических устройствах вычислительной техники и т.д.

Подобные документы

Реле управления в электрических цепях. Применение реле в устройствах автоматического управления, контроля, сигнализации, защиты, коммутации. Основные типы реле. Устройство поляризованного реле. Электромагнитные реле с магнитоуправляемыми контактами.

дипломная работа [1,7 M], добавлен 28.11.2013

Реле управления в электрических цепях. Схема устройства поляризованного реле. Параметры электромагнитного реле. Напряжение (ток) втягивания и отпадения. Воспринимающий, промежуточный и исполнительный орган реле. Устройство и принцип действия геркона.

контрольная работа [2,1 M], добавлен 07.12.2013

Электромагнитные реле являются распространенным элементов многих систем автоматики, в том числе они входят в конструкцию реле постоянного тока. Расчет магнитной цепи сводится к вычислению магнитной проводимости рабочего и нерабочего воздушных зазоров.

курсовая работа [472,4 K], добавлен 20.01.2009

Электромагнитные, электронные реле и их эксплуатационные показатели. Проектирование полупроводникового реле тока. Коммутация токов и напряжений. Структурная и электрическая схемы реле. Применение интегральных микросхем. Расчет номинальных параметров.

курсовая работа [108,8 K], добавлен 16.07.2009

Понятие и назначение релейной защиты, принцип ее работы и основные элементы. Технические характеристики и особенности указательного реле РУ–21, промежуточного реле РП–341, реле прямого действия ЭТ–520, реле тока РТ–80, реле напряжения и времени.

практическая работа [839,9 K], добавлен 12.01.2010

Источник

Оцените статью
Adblock
detector