Как найти механическое напряжение в тросе

Расчет на механическую прочность проводов и тросов

1. Определение исходного режима

Исходным режимом называется такой режим, при котором известны три параметра: механическое напряжение в проводе или тросе, температура и удельная нагрузка. При механическом расчёте проводов и троса в качестве исходного режима принято принимать наиболее тяжёлый режим, при котором напряжение в проводе достигает допустимого значения. Для выбора исходного режима используется понятие критических пролётов. Критическим называется граничный пролёт, при котором влияние температуры и нагрузки на напряжения в проводе оказывается равноопасным. Определяются три критических пролёта.

Первый критический пролет — это пролёт, при котором напряжение в проводе в режиме среднегодовой температуры равно допустимому при среднегодовой температуре, а в режиме низшей температуры — допустимому напряжению при низшей температуре. Первый критический пролет определяется по формуле:

где Е — модуль упругости, ×10 4 Н/мм 2 ;

α — температурный коэффициент линейного удлинения, град -1 ;

?ср — среднегодовая температура, ℃;

? ср]- допустимое напряжение при среднегодовой температуре, Н/мм 2 ;

? . ]- допустимое напряжение при низшей температуре, Н/мм 2 ;

Второй критический пролет — это пролет такой длины, при котором напряжение в проводе при наибольшей нагрузке равно допустимому при наибольшей нагрузке, а в режиме низшей температуры равно допустимому напряжению при низшей температуре, находится по формуле, м:

где ?гол — температура гололеда, ℃; [σγ . ]- допустимое напряжение при наибольшей нагрузке, Н/мм 2 .

Третий критический пролет — это пролет такой длины, при котором напряжение равно допустимому при среднегодовой температуре, а в режиме наибольшей нагрузки равно допустимому напряжению в режиме наибольшей нагрузки, определяется по формуле, м:

Из соотношения длин пролетов ?к1, ?к2 ?к3, ?р выбирается исходный режим при выполнении условий по соотношению длин:

Из этих условий следует принять за исходный режим — режим наибольшей нагрузки с параметрами:

  • наибольшей удельной нагрузкой ?и = ?. = 82,48 ∙ 10 −3 Н/мм 2 ;
  • температурой гололеда ?и = ?гол = −5℃,
  • допустимым напряжением при наибольшей нагрузке:

2. Расчет провода на механическую прочность

Для определения напряжений в материале провода при разных климатических условиях используют уравнение состояния провода, которое имеет следующий вид:

где σи, ?и, ?и — напряжение в проводе, удельная нагрузка и температура в исходном режиме; σр, ?р, ?р — то же в рассчитываемом режиме; l — рассчетная длина пролета, м; E, α — модуль упругости и температурный коэффициент линейного удлинения материала провода.

В уравнение состояния провода подставляются параметры исходного режима — режима наибольшей нагрузки и значения температуры и нагрузки, отвечающие каждому из режимов, указанных здесь в п. 2.1. Затем выполняется расчет напряжений в режимах низшей температуры, среднегодовой температуры и максимальной нагрузки. Обычно расчет производится итерационным методом касательных.

Читайте также:  Генератор гранта прокручивается болт выхода напряжения пропала зарядка что делать

После подстановки значений в уравнение состояния провода получается кубическое уравнение, которое решается по следующему алгоритму:

1. Задаемся нулевым приближением напряжения в проводе σ0;

2. Определяем поправку путем деления самой функции на ее первую производную:

3. Находим новое значение напряжения:

4. Выполняем проверку окончания итерационного процесса по условию |∆| ≤ ε. Если условие выполняется, то расчет необходимо прекратить, если нет, то значение σ? принимается в качестве нового приближения и расчеты повторяются.

Далее выполняем расчеты для перечисленных ниже режимов с указанием выбора значения расчетного напряжения в проводе:

  • Режим низшей температуры: σр = σ? . .
  • Режим среднегодовой температуры: σр = σ? ср
  • Режим наибольшей нагрузки: σр = σγ . .

Проверка условий прочности провода для режимов низшей и среднегодовой температур и режима наибольшей нагрузки:

Выполнение расчетных условий свидетельствует о том, что механическая прочность проводов будет достаточной для условий проектируемой линии.

В заключение рассмотрим расчет напряжений и стрел провеса в режимах гололеда без ветра, высшей температуры и грозового режима итерационным методом касательных. При этом для перечисленных ниже режимов выбораем значения расчетного напряжения в проводе:

Расчет стрелы провеса провода проводим по формуле:

Проверку соблюдения требуемых расстояний от низшей точки провисания провода до земли выполняем по условиям:

Если условия выполняются — значит, расстояние от провода до земли будет менее допустимого.

Таблица 1. Параметры провода для различных климатических режимов работы

Режим t, γ×10 -3 , σ, f, [σ], [f],
Н/м·мм 2 Н/мм 2 м Н/мм 2 м
низшей температуры -25 34,67 107,79 135
среднегодовой

температуры

0 34,67 83,36 90
наибольшей нагрузки 5 82,48 135 135
режим гололёда -5 79,04 131,9 4,76 6,6
высшей температуры 30 34,67 63,39 4,34 6,6
грозовой режим 15 34,67 72, 19 3,81

3. Расчёт грозозащитного троса на механическую прочность

Стрела провеса троса в грозовом режиме определяется по выражению, м,

где ?гр т — стрела провеса троса в грозовом режиме; ? — длина гирлянды изоляторов; ℎ1 — расстояние от точки подвеса гирлянды верхнего провода до точки подвеса троса.

С учетом приведенных выше данных получим:

Напряжение в тросе при грозовом режиме определяется по соотношению, Н/мм 2 ,

Выполняется расчет напряжений в режимах низшей температуры, среднегодовой температуры и наибольшей нагрузки.

где

Режим наибольшей нагрузки:

Режим среднегодовой температуры:

Проверка условий прочности троса для режимов низшей и среднегодовой температур и режима наибольшей нагрузки:

Когда условия выполняются — значит, механическая прочность тросов будет достаточной для условий проектируемой линии.

Источник

Проверка механической прочности грозозащитного троса

После определения значения fт.гпmax стрелы провеса грозозащитного троса в максимальном пролёте необходимо проверить поперечное сечение выбранного троса по условию механической прочности. Аналогично алгоритму расчёта по установлению интервалов длин пролётов с НСКУ, определяющих механическую прочность провода (см. раздел 2), определим НСКУ, определяющие механическую прочность грозозащитного троса. Физико-механические характеристики грозозащитного троса приведены в Табл. 4 и Табл. 5 исходных данных.

1. исходные условия – наибольшая механическая нагрузка, искомые условия – среднеэксплуатационные (СЭ).

Уравнение состояния троса в данном случае запишется аналогичным образом, как для провода по формуле (2.2). Найдём решение вырожденного уравнения состояния троса при l → 0

Выразим расчётные коэффициенты Aт.нб и Bт.нб как функции от длины l по формулам (2.3) и (2.4), получим

С помощью формулы (2.5) метода Ньютона находим значения механического напряжения σт.сэ1 при изменении длины пролёта в диапазоне l = (100 ÷ 600) м, результаты расчёта сведём в табл. 5.1.

Табл. 5.1 – Результаты расчёта методом Ньютона среднеэксплуатационного напряжения σт.сэ1, Н/мм 2 в низшей точке провода анкерного пролёта при НСКУ, соответствующем наибольшим механическим нагрузкам (НБ)

l , м Aт.нб Bт.нб σт.сэ1,1 σт.сэ1,2 σт.сэ1,3 σт.сэ1,4 σт.сэ1,5
538,52 590879,52 548,99 540,79 540,54
368,48 2363518,06 440,35 395,36 385,01 384,47 384,47
85,09 5317915,64 281,47 227,51 209,89 208,02 208,00
-311,67 9454072,25 157,78 144,88 144,04 144,04
-821,78 14771987,89 126,42 124,93 124,91
-1445,25 21271662,56 116,99 116,699 116,698

Рассмотрим другой предельный переход уравнения состояния троса (2.2) при l → ∞, тогда получится следующее вырожденное уравнение

2. исходные условия – низшая температура, искомые условия – СЭ.

Уравнение состояния троса в данном случае запишется аналогичным образом, как для провода по формуле (2.7). Решение вырожденного уравнения состояния троса при l → 0

Выразим расчётные коэффициенты Aт (–) и Bт (–) как функции от длины l по формулам (2.8) и (2.9), получим

С помощью метода Ньютона находим значения механического напряжения σт.сэ2 при изменении длины пролёта в диапазоне l = (100 ÷ 600) м, результаты расчёта сведём в табл. 5.2.

Табл. 5.2 – Результаты расчёта методом Ньютона среднеэксплуатационного напряжения σт.сэ2, Н/мм 2 в низшей точке провода анкерного пролёта при НСКУ, соответствующем низшей температуре окружающей среды (НТ)

l , м Aт(–) Bт(–) σт.сэ2,1 σт.сэ2,2
502,36 590879,52 504,68 504,678
497,43 2363518,06 506,658 506,643
489,23 5317915,64 509,73 509,698
477,74 9454072,25 513,64 513,58
462,97 14771987,89 518,08 518,02
444,91 21271662,56 522,83 522,75

При l → ∞ уравнение состояния троса (2.7) преобразуется в вырожденное уравнение

3. исходные и искомые условия – СЭ, поэтому σсэ = [σ]т.сэ = 420 Н/мм 2 .

На основании результатов расчёта в табл. 5.1 и табл. 5.2 построим семейство графиков зависимости среднеэксплуатационных напряжений σт.сэ от длины анкерного пролёта l, изображённые на Рис. 5.1.

Рис. 5.1 – Семейство графиков зависимости среднеэксплуатационного напряжения грозозащитного троса σт.сэ от длины анкерного пролёта l

Из семейства графиков зависимости σт.сэ = f (l) видно, что область значений длин пролёта разбивается на два интервала:

— первый интервал при 0 181,3 м, на котором определяющим механическую прочность грозозащитного троса НСКУ являются условия, соответствующие наибольшей механической нагрузке σнб = f (l).

Далее установим НСКУ, определяющее механическую прочность грозозащитного троса и соответствующие ему интервалы значений анкерного пролёта.

Сначала выполним проверку существования lт.кр.1 первого критического пролёта для грозозащитного троса. Для этого воспользуемся следующим неравенством

,

отсюда следует, что первого критического пролёта не существует.

Далее проверим существование lт.кр.3 третьего критического пролёта

,

следовательно, третий критический пролёт существует, рассчитаем его значение по формуле (2.11)

Рассчитывать значение lт.кр.2 второго критического пролёта необязательно, но для проверки правильности построения графиков зависимости определим значение lт.кр.2 по формуле (2.12)

Так как подвеска грозозащитного троса изолированная и значение приведённого пролёта lприв = 330 м > lт.кр.3 = 181,29 м, то НСКУ, определяющее механическую прочность троса, является наибольшая механическая нагрузка (НБ).

Найдём с помощью уравнения состояния троса значение механического напряжения в его поперечном сечении при условии НБ: исходные условия – ГП, искомые условия – НБ, получим

или перепишем последнее выражение в виде неполного кубического уравнения

,

Определим значение механического напряжения нулевой итерации σт.нб(0) по эмпирическим формулам (4.9) или (4.10). В данном случае Aт.нб 2 достигнута на 3-ей итерации i = 3.

Полученное значение σт.нб = 510,21 Н / мм 2 сравниваем с допустимым значением механического напряжения в поперечном сечении грозозащитного троса при условии НБ

,

следовательно, поперечного сечения выбранного грозозащитного троса марки ТК-11 достаточно по условию механической прочности.

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ 5

При выполнении раздела 5 получены следующие результаты:

— обеспечены требуемые углы защиты проводов ВЛЭП на промежуточной опоре П220-3, скорректировано значение разности высот опоры и её верхней траверсы, равное Δhтр. = 4,11 м;

— установлено, что разница значений вертикальных проекций стрел провеса провода и грозозащитного троса в середине пролёта больше нуля Δfпр-т > 0, поэтому углы защиты проводов ВЛЭП в середине пролёта меньше, чем на промежуточной опоре;

— стрела провеса грозозащитного троса при условии ГП составляет fт.гпmax = 19,56 м и соответствующее ей напряжение в низшей точке провеса троса σгп.т = 114,45 Н / мм 2 ;

— построены графики зависимости σт.сэ = f (l) (Рис. 5.1), по которым установлено, что для приведённого пролёта lприв = 330 м НСКУ, определяющим механическую прочность грозозащитного троса, является наибольшая механическая нагрузка (НБ);

— показано, что поперечного сечения выбранного грозозащитного троса марки ТК-11 достаточно по условию механической прочности.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector