Как проверить 6 контактное реле дворников

Как правильно проверить реле на работоспособность мультиметром

Хоть электромеханические компоненты и считаются самыми надежными, все же и они дают сбой. Например, реле, которое выходит из строя реже всего, но при диагностике проверять его нужно в первую очередь. О том, как это сделать правильно, вы сможете прочитать ниже.

Инструмент для проверки реле

Итак, чем и как проверить исправность автомобильного реле или любого другого? Понадобится обычный мультиметр, он же тестер.

В продаже встречаются два основных типа мультиметров:

  • Аналоговый или стрелочный. Его все помнят со школьных уроков физики: полукруглая шкала со стрелкой. Использовать их можно, только если под рукой не оказалось цифрового. Их точность, особенно новодел, оставляет желать лучшего, вплоть до показания случайных величин. Исключение составляют только старые советские мультиметры, которые неплохо работают и сейчас.

  • Цифровые. Продаются в любом магазине инструментов и радиодеталей. Для работы подойдет даже бюджетный D830 – его точности вполне хватит. Хотя в более дорогих тестерах есть автоматическое определение диапазона, что удобно.

Аналогично можно пользоваться комбинированным инструментом, вроде токовых клещей со встроенным мультиметром.

Обратите внимание, чтобы прозвонить реле нужна сама функция прозвонки.

На приборе она обозначается так:

Очень рекомендуется найти/купить лабораторный блок питания (ЛБП). Чтобы не «спалить» пассивные элементы в цепи, реле лучше проверять автономно, а не от приборного питания.

Подготовка к проверке

Перед тем, как проверить реле на работоспособность мультиметром, нужно понять, что вообще предстоит проверять. Для этого стоит воспользоваться даташитом (datasheet).

Они ищутся по маркировке на корпусе. Просто «забейте» в поисковик значение и найдете необходимый документ.

Иногда схема реле нанесена прямо на корпус, что удобнее. Гуглить в этом случае ничего не понадобится.

Контакты на схеме изображены точками, соединенные с обмоткой. Пунктирным маркером нанесены переключатели.

А как проверить твердотельное реле мультиметром, если ни даташитов, ни схемы нет? Придется визуально определять необходимые контакты:

  • Осмотр. Обычно управляющие контакты чуть светлее остальных, по этому маркеру можно сориентироваться. На схеме контакты выглядят так.

  • Изучение платы. Если реле впаяно, то можно найти на текстолите питающие дорожки. К тому же нередко производитель подписывает контакты.

  • Поиск схемы платы. Еще вариант – поискать эту плату с разбором комплектующих. В структурных схемах компоненты могут быть подписаны.

Что такое реле и как определить его контакты – понятно, осталось подготовить мультиметр. Единственное, что потребуется – проверка батарейки.

Она должна быть хорошо заряжена, иначе тестер «начнет врать».

Диагностика обмотки

Всегда перед тем, как проверить реле бензонасоса или любое другое на обрыв – нужно узнать сопротивление катушки. Часто эта информация пишется на корпусе или можно найти даташит. Если ничего нет – просто ориентируйтесь в интервал от десятков до сотен Ом.

  • Сначала нужно выставить режим сопротивления. Он обозначается вот таким символом Ω. Просто выставьте переключать в это положение.
Читайте также:  Electrica t150 тепловое реле для компрессора холодильника

  • Красный щуп установите в гнездо, обозначающееся как VΩmA. Черный – СОМ, в самом низу.

  • Щупами коснитесь управляющих контактов – на экране появятся цифры (или передвинется стрелка). Если они находится пределах допустимого – все нормально и катушка исправна.

Обратите внимание, что катушка может быть защищена диодом.

Например, реле дворников в автомобиле часто идут с ним. Этот компонент может показывать разные значения, в зависимости от полярности. Поэтому для надежности поменяйте щупы местами после первого замера.

Питание на силовой паре

Главное и побочные реле при работе издают щелчки – это говорит о полной его работоспособности. За это отвечает силовая пара, которую также необходимо проверить.

Один из контактов всегда находится под напряжением, на второй же электричество поступает только во включенном состоянии.

Проверить их можно с помощью вольтметра. Он также есть в составе тестера и обозначается символом «V». Переведите переключатель в режим постоянного напряжения.

Теперь можно переходить к проверке:

  1. Все компоненты, которые получают ток от реле, необходимо отключить.
  2. Теперь отыщите необходимый контакт, на который ток поступает всегда. Найти его можно через даташит.
  3. Правый щуп приложите к нему, а второй закоротите на кузов автомобиля.

Если напряжение есть – все в порядке и проблем нет. Если же контакта нет – придется менять реле целиком, так как деталь не ремонтопригодная.

Тестирование контактных групп

На последок не помешает прозвонить контактную группу. Разбираясь, для чего нужно реле, становится понятно, что это – электромеханический переключатель. При подаче тока, он замыкает два контакта и передает ток дальше. Выглядит это так.

Можно понять, что при разомкнутом положении, когда ток на реле не подается, контакты не должны между собой коротить в принципе. Когда электричество поступает наоборот, площадки соединяются между собой. Это и отражает диодная прозвонка.

  1. Щупами коснитесь пары. Устанавливать их нужно так же, как и раньше.
  2. Без подачи напряжения, тестер не должен издавать звуков в режиме прозвонки.
  3. Затем подайте напряжение и смотрите на прибор. Во-первых, должен появиться характерный громкий писк. Во-вторых, на экране забегают цифры.

Имейте в виду, что биперы могут ломаться. Поэтому до того, как прозвонить пятиконтактное реле – проверьте их. Можно просто коснуться щупами жала отвертки или закоротить их.

Обратите внимание, что инструкция универсальная для всех типов реле: поворотов, дворников, главного блока.

Источник

Как проверить автомобильное реле на работоспособность мультиметром

Причиной неработающего электрооборудования в автомобиле (например, бензонасос, подогрев сидений, обогрев стекол, электростеклоподъемники и т.д.) может быть неисправное реле. Рассмотрим простой способ, как проверить автомобильное реле на работоспособность своими руками.

Схема включения 4-х и 5-ти контактного реле:

Чтобы проверить реле необходимо (все контакты реле подписаны, а силовые контакты обычно имеют желтоватый оттенок):

  • Подать напряжение 12 В (например, от аккумулятора) на выводы обмотки катушки реле (управляющие контакты 85 и 86).
  • Измерить сопротивление (мультиметр в режиме омметра) между силовыми выводами (30 и 87).

Если реле рабочее, то во время подачи напряжения будет щелчок, и сопротивление станет близким к нулю (бесконечно малым). В противном случае реле неисправно и его необходимо заменить.

Особенность проверки 5-ти контактного реле: контакты 30 и 88 должны быть сомкнуты, а при подачи напряжения на управляющие контакты (85 и 86) должны размыкаться. В противном случае реле неисправно.

Читайте также:  Реле вентилятора охлаждения тойота спринтер марино

Процесс проверки реле также представлен на видео:

Напомним, другой причиной неисправности электрооборудования в машине может быть обрыв проводки или короткое замыкание. Определить причину можно также при помощи мультиметра.

Ключевые слова: универсальная статья

Источник

Как прозвонить реле мультиметром. Как работает реле

Реле — хитрая электродеталь. Оно обеспечивает замыкание цепи по сигналу — то есть подали напряжение на реле, реле замкнуло цепь. При этом через реле могут протекать серьёзные токи, а на управляющем контакте ток будет минимальным, достаточным только для сработки катушки реле.

Как работает реле

Для простоты возьмём автомобиль. В нём только постоянный ток напряжением 12 В. Один провод — плюс, другой — если он вообще есть — масса. То есть в качестве минусового провода работает сам кузов автомобиля. Там, где электроприборы изолированы от кузова, есть и массовый или минусовой провод.

Чтобы прозвонить реле, надо хотя бы в общих чертах понимать, как оно работает. Четырёхконтактное реле ставится в разрыв плюсового провода. Провод подключается к контактам 30 и 87. А контакты 85 и 86 — управляющие. Если на них подать достаточный ток, катушка, которая стоит в разрыве цепи 85-86, замкнёт цепь 30-87 механическим способом.

Для 5-контактного реле всё справедливо, но реле одновременно замыкает цепь 30-87 и размыкает цепь 88-87. Так может, например, обеспечиваться реверс электродвигателя.

Как прозвонить реле


Готовим мультиметр. Ставим его в режим измерения сопротивления на 200 Ом. Замыкаем щупы, на дисплее вместо 1 должен появиться 0 — мультиметр исправен и готов к работе.

Для четырёхконтактного реле. Проверяем сопротивление на контактах 85 и 86. Оно должно составлять от десятков до сотен ом.

Проверяем сопротивление на контактах 30 и 87. Без напряжения на 85 и 86 мультиметр должен показывать 1.

Подаём на 86 и 87 управляющее напряжение. Замеряем сопротивление 30-87. Должен быть 0. Реле исправно.

Для пятиконтактного реле порядок такой. Без управляющего напряжения тем же порядком проверяем цепь 85-86. Должно быть значение от десятков до сотен ом.

Затем проверяем сопротивление цепи 88-30. 0 на дисплее свидетельствует о правильной работе реле. Между контактами 30 и 87 должна быть единица. Равно как и между 88 и 87.

Подаём управляющее напряжение на 85 и 86. Проверяем контакты в том же порядке. Для цепи 30-88 мультиметр должен показать 1. Для цепи 30-87 — 0. А для 88-87 — 1.

Если всё так — реле исправно.

Некоторые нюансы проверки реле

Проверять реле переменного тока можно только подавая на него переменное напряжение.

Так как реле — электромеханическое устройство, при подаче управляющего напряжения обычно хорошо слышен щелчок — это катушка замыкает контакты. Наличие этого щелчка является косвенным признаком исправности реле.

Источник

Тема: Ремонт реле стеклоочистителя ОТ и ДО

Опции темы
Поиск по теме

Lupo Регистрация 01.07.2012 Адрес Ростов-на-Дону Возраст 38 Сообщений 215 Записей в дневнике 10

Спасибо:
Получено: 17
Отправлено: 19

Ремонт реле стеклоочистителя ОТ и ДО

Решился, наконец, что-то сделать с релюшкой дворников, ибо произвольное количество махов и места остановки просто достали.
Так как собирать информацию приходилось по крупицам, решил в помощь новичкам (коим и сам являюсь) запилить подробный мануал по ремонту реле своими руками.

Итак, чтобы добраться до реле нам понадобится простая отвертка и торкс Т25. Для начала нам необходимо снять боковой кожух, за которым скрывается блок предохранителей. Он находится с левой стороны торпедо. Вот он

Читайте также:  Реле рпв 258 проверка

Красной стрелкой отмечено место, куда следует подковырнуть отверткой и снять кожух.

Далее, используя торкс, откручиваем два болта, которые находятся на местах, помеченных стрелками,

один болт в правом верхнем углу ниши для мелочи

и самом труднодоступном (откручивать придется исключительно на ощупь) правом верхнем углу подрулевой ниши «для документов».

Всё, теперь можно снимать этот кусок панели.

Далее нашему взору открывается панель релюшек. Нас интересует реле под номером 377 (или 197 или еще какая, отвечающая за дворники). Проверить, какая именно релюшка управляет дворниками достаточно просто: включите стеклоочистители и касайтесь пальцем каждой из них. Под какой будут чувствоваться щелчки — это она.

Вытаскиваем пациента, берем бутылку пива и чешем домой (ну или в гараже можно )

Для разборки понадобится парочка ножей. Вскрыв реле, мы увидим вот такую картину (релюх-то не одна, а две). Красной стрелкой указана моя беда: подгорели контакты.

Обратите внимание на единственный конденсатор на плате (он помечен зеленой стрелкой). Если он вздут, значит, Ваша проблема, скорее всего, именно в нем. У меня он 47 микроФарад на 25 вольт. Смотрите, какой у Вас и замените на такой же. Здесь важно соблюдение полярности!!

Я, поскольку очевидной проблемой было подгорание контактов на правой релюшке, принялся их зачищать ланцетом (это типа скальпеля, только со сменными лезвиями), для более удобного доступа к рабочей поверхности предварительно сняв пружинку. Увидеть, насколько добросовестно Вы очистили контакты практически нереально, поэтому чистка должна продолжаться до мысли: «да пох, если чО — новую куплю».

Далее на всякий случай (ну, или если никаких внешних косяков, типа подгорания не обнаружено) пропаиваем контакты на монтажной стороне платы.

Синей стрелкой указана микросхема, контакты которой пропаиваются на свой страх и риск. Желтой стрелкой (как на предыдущей картинке) обозначены резисторы. И если контакты первых пропаивать можно безбоязненно, то контакты вторых я лично не рискнул. Да и горят резисторы КРАЙНЕ редко.

Затем проделываем всю процедуру сборки в обратном порядке и, если повезло, радуемся сэкономленной паре тысяч рублей.

P.S. Маленький FAQ:
Q: Зачем вообще пропаивать?
А: С течением времени между стержнем радиодетали и оловом может образоваться прослойка окисла, которая внешне никак себя не проявляет, но контакта не будет. У радиолюбителей это явление известно под названием «холодная пайка». Расплавляя олово, мы термически разрушаем эту прослойку, тем самым восстанавливая контакт.

Q: Читал что-то про поджимание-ослабление пружинки и про подгибание медной пластинки релюшки.
А: Не парьтесь. Здесь либо есть, либо нет. Изменение геометрии этих деталей ничего не даст. Контакты надо чистить.

Если уже не помогло ничего из того, что я тут понаписал, значит, либо релюшку всё-таки под замену, либо ковыряйте в сторону трапеции.

Аминь

Источник

Оцените статью
Adblock
detector