Как снять эмоциональное напряжение обж 9 класс

Как снять эмоциональное напря­жение?

Обсуждение вопроса:

Чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, по­лезно дать себе физическую нагрузку: по­работать в огороде или саду, наколоть дров, просто пройтись пешком. Непроиз­вольное сокращение отдельных мышц, возникающее у многих людей в момент волнения, является рефлекторно укре­пившейся формой разрядки эмоциональ­ного напряжения. Как только человек на­чинает двигаться, волнение уменьшается.

Есть и другие способы понизить напря­жение: посоветоваться с близким челове­ком, просто выговориться ему, послушать музыку или даже выплакаться. Какими бы горькими ни были слезы, они способст­вуют разрядке отрицательных эмоций — после них становится легче.

Музыкотерапию практиковали еще вра­чи древности. В ряде стран созданы общест­ва музыкальной терапии и лечебной музы­ки. Хорошо послушать музыку в тяжелую минуту, она облегчает печаль, снимает ус­талость.

Излить эмоциональное напряжение мож­но и в письмах, стихах, рассказе. Такая форма особенно удобна для людей замкну­тых и скрытных.

Тот, кто может заставить себя улыбнуть­ся в тяжелый момент, получит некоторое облегчение. Смех также может служить средством разрядки эмоционального на­пряжения — благодаря ему мозг более ин­тенсивно освобождается от продуктов об­мена и возникает ощущение свежести.

Быстро снимает напряжение и общее рас­слабление мускулатуры — релаксация. При беспокойстве, волнении, раздражении мышечный тонус повышен, тогда как в состоя­нии душевного покоя мышцы расслаблены. Надо выработать привычку расслаблять мышцы во всех случаях, когда возникают дискомфорт и стресс. При расслаблении трудно или даже невозможно сильно рассер­диться. Метод релаксации полезен, когда нужно быстро, за 5-10 мин, привести себя в спокойное состояние.

Источник

5 способов снять эмоциональное напряжение

Как часто в нашей жизни случаются неурядицы, проблемы наваливаются одна за другой, и, кажется, что выхода нет. Но все мы знаем, что жизнь не стоит на месте и на смену хмурым дням придет солнечное лето, вслед за которым опять наступят холода. Все в мире циклично.

Так как же помочь себе в трудные минуты и не раскисать из-за проблем на работе, в семье, а попытаться их решить с “трезвой” головой и холодным рассудком.

Вот 5 способов, которые помогут вам снять эмоциональное напряжение и сохранить “равновесие” и удержаться на плоту хорошего настроения и бодрости духа:

  1. Первое и самое главное правило на каждый день — это физические нагрузки. Утренняя зарядка поможет вам не только проснуться, но и чувствовать себя легко и бодро целый день. Не ленитесь, берите себя в руки, и не забывайте, что занятие спортом должно войти в привычку. Еще академик И.П. Павлов предлагал снимать стресс и напряжение, “вгоняя страсть в мышцы”!
  2. Следующий пункт психологический. Попробуйте разделить все ваши проблемы друг от друга, как говорится, разложить их по полочкам. Запишите их в порядке снижения значимости. Выделите задачу, которая вас волнует в данный момент наибольшим образом и … сознательно лишите её важности на некоторое время! Со временем вы вернетесь к этой проблеме, и, если она еще не решится сама собой, посмотрите на неё с другой стороны. Возможно, не так уж она была и важна!
  3. Мыслите всегда альтернативно: строите ли вы планы на будущее с любимым человеком, разрабатываете деловой проект или просто мечтаете, предусматривайте запасной выход на случай, если ваши планы нарушатся!
  4. Каждый день хоть по несколько минут расслабляйтесь. Попробуйте переключить внимание: направьте свое сознание на мысли о чем-нибудь простом и приятном. Помечтайте. Пусть так волнующая вас проблема или неприятная ситуация покинет сознание на некоторое время или просто покажется ничтожной в глубине ваших мыслей о прекрасном!
  5. И всё-таки, если перечисленные выше способы не дают результатов, и вы не можете справиться со стрессом, разберите свою проблему в комплексе. Запишите все плюсы и минусы ситуации. Плюсы подчеркните, а отрицательное пусть станет положительным как некий жизненный опыт. Как говорится, что не делается, всё к лучшему. Анализ ситуации быстро помогает понять, что нет худа без добра!

Новое видео:

Источник

Урок 29
§29. Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях
§30. Суицидальное поведение в подростковом возрасте

Содержание урока

§29. Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях

Общение с возбуждённым собеседником

§30. Суицидальное поведение в подростковом возрасте

§29. Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях

Общение с возбуждённым собеседником

Теперь разберём несколько случаев конкретного поведения в различных ситуациях.

Общение с возбуждённым собеседником. Попытки повлиять на взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными. Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой такому собеседнику, он воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Взволнованный оппонент в момент бурного монолога напоминает глухаря на току — он ничего не слышит, кроме собственной «песни». Ему надо успокоиться.

Читайте также:  Емкостным трансформаторам напряжения 110 кв

Не надо перебивать раздражённого человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, «сорвётся». Следует помочь ему разрядить эмоции. С этой целью организуют психический дренаж: «Что вы имеете в виду?», «Да?», «Понимаю!», «Это важно узнать», «Можно ли это рассказать поподробнее?», «Да, а что было потом?». Эти реплики снимают напряжённость, боязньбыть непонятым. В этот момент люди ищут в собеседнике скорее «резонатор», нежели советчика. Постепенно высказывая свои чувства и обиды, человек накапливает удовлетворение.

После того как ваш собеседник выговорится, его возбуждение снижается, и тогда появляется возможность разъяснить ему что-либо. Когда человека терпеливо и доброжелательно выслушали, он становится менее реактивным, более разумным и восприимчивым. Теперь он слышит уже не только себя, может осознать свои ошибки и принять правильное решение. Многие боятся, что поддакивание, проявление интереса приведут собеседника к убеждению, что вы соглашаетесь с его позицией. Однако признать тезис — это вовсе не то же самое, что согласиться с ним, это просто признание права на существование другой точки зрения. Иначе говоря, вы посылаете собеседнику сигнал: «Да, теперь я вижу, как это представляется вам».

Как снять эмоциональное напряжение. Чтобы быстрее нормализовать своё состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: наколоть дров, пройтись пешком или просто походить туда и обратно. Непроизвольное сокращение отдельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, является рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального напряжения. Как только человек начинает двигаться, волнение уменьшается.

О характере своего поведения в подобных ситуациях английский премьер-министр Маргарет Тэтчер писала следующее: «Бывают времена, когда я прихожу домой поздно вечером и на меня так сразу всё наваливается, что я пускаю слезу — молча и одна. Я часто снимаю напряжение тем, что начинаю гладить или переставлять посуду в шкафу. Такие занятия помогают мне расслабиться».

Кроме физического движения и переключения есть и другие способы понизить напряжение, например посоветоваться, просто выговориться другу, послушать музыку или даже выплакаться. Какими бы горькими ни были слёзы, они способствуют разрядке отрицательных эмоций — после них на душе светлее.

«Слеза всегда смывает что-то и утешение несёт», — писал В. Гюго.

Излить эмоциональное напряжение можно и в письме, стихах, рассказе. Такая форма особенно удобна для людей замкнутых и скрытных. Клапаном порой служит и музыка, как, впрочем, и допингом, восполняющим эмоциональную недостаточность. Именно эти особенности позволяют рассматривать музыку как одно из средств снятия эмоционального напряжения. Музыкотераиию практиковали ещё врачи древности, в том числе Гиппократ. В ряде стран созданы общества музыкальной терапии и лечебной музыки. Хорошо послушать музыку в тяжёлую минуту, она просветляет печаль, снимает усталость.

Тот, кто может заставить себя улыбнуться в тяжёлый момент, получит некоторое облегчение. Улыбка на лице улучшает настроение по причине глубокой связи между мимическими, телесными реакциями и переживаемыми эмоциями. Смех также может служить средством разрядки эмоционального напряжения — благодаря ему мозг более интенсивно освобождается от продуктов обмена, и возникает ощущение свежести.

Быстро снимает напряжение и общее расслабление мускулатуры — релаксация. При беспокойстве, волнении, раздражении мышечный! тонус повышен, тогда как в состоянии душевного покоя мышцы расслаблены. Надо выработать привычку расслаблять мышцы во всех случаях, когда возникают дискомфорт и стресс. При расслаблении трудно или даже невозможно сильно рассердиться. Методы релаксации полезны, когда нужно быстро, за 5—10 мин, привести себя в спокойное состояние. Они составляют основу аутогенной тренировки, которая рекомендуется для устранения эмоциональной напряжённости, чувства тревоги.

Эмоции и достижение цели. Ничто так не способствует возбуждению положительных эмоций, как значительная цель, достижение которой стало органической потребностью человека. Преодолев трудности и достигнув этой цели, человек получает много положительных эмоций. В то же время слишком близкая и доступная цель приводит к разочарованию и пассивности, а отрицательные эмоции сохраняются продолжительнее, чем положительные, и могут повлечь за собой не только неприятные психические состояния и нарушения поведения, но и болезненные процессы типа нагноения, язв на коже, поражения внутренних органов. Поэтому при длительном отсутствии положительных эмоций человек должен научиться ценить себя и время от времени радоваться своим даже скромным успехам. Помните, что ощущение успешности и полезности своих усилий делает человека устойчивее по отношению к последующим нагрузкам.

Следующая страница Вопросы и задания

Источник

Классный час «Как справиться с эмоциональным и физическим напряжением»

Цель: формирование навыков управления факторами, вызывающими эмоциональное и физическое напряжение в период подготовки и сдачи экзаменов.

Задача: обучить выпускников способам самоконтроля эмоционального состояния, способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия.

Вводная часть.

Классный руководитель:
Наступает весна – природа начинает просыпаться, становится теплее, день светлее, и конечно же, приближается конец года. А, следовательно, и пора выпускных экзаменов. Слово экзамен в переводе с латинского означает «испытание». Экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности, он требуют ясной мысли, смекалки. Но во время экзаменов мы испытываем большое напряжение, тревогу. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Что же делать?

Читайте также:  Падает напряжение генератора при сбросе газа приора

Буддийская притча «Серединный путь»

Основная мысль: Приведи себя в равновесие – только так ты сможешь достичь цели.

Принц Шраван жил в роскошном дворце. Он обожал роскошь. Свою столицу он постоянно перестраивал и постепенно превратил её в один из самых красивых городов. Но однажды он понял, что ему всё наскучило. Прослышав, что в город пришёл Будда, он отправился к нему и был так очарован, что попросил разрешения остаться. Всё королевство было озадачено разворотом событий.
Ученики Будды тоже были в недоумении, и они спросили:
– Это чудо! Как это случилось? Ты сделал что-нибудь?
– Я ничего не делал, – ответил им Будда. – Ум может легко перемещаться из одной крайности в другую. Это обычный путь ума. Так что Шраван не делает ничего нового. Этого можно было ожидать. Вы так поражены, потому что не знаете законов, управляющих действиями ума. Человек, который сходил с ума, утопая в богатстве, теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остаётся – и в этом весь ум.
Итак, Шраван стал монахом, и вскоре ученики стали наблюдать, что он движется из одной крайности в другую. Раньше он был красивым человеком, у него было прекрасное тело, но прошло шесть месяцев, и его нельзя было узнать.
Как-то вечером Будда подошёл к нему и сказал:
– Шраван, я слышал, что ещё до посвящения ты был принцем и любил играть на гитаре. Ты был хорошим музыкантом. Поэтому я пришёл задать тебе вопрос. Что случится, если струны ослабить?
– Если струны ослабить, то никакой музыки не получится.
– А если струны очень сильно натянуть?
– Тогда тоже невозможно извлечь музыку. Натяжение струн должно быть средним – не ослабленным, но и не перетянутым, а в точности посередине. На гитаре легко играть, но только мастер может правильно настроить струны. Тут нужна золотая середина.
И Будда сказал:
– Именно это я и хотел сказать тебе, наблюдая за тобой в течение этих шести месяцев. Музыка, которую ты хочешь извлечь из себя, зазвучит только тогда, когда струны не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине. Шраван, будь Мастером и знай, что чрезмерное напряжение силы переходит в излишек, а чрезмерное расслабление – в слабость. Приведи себя в равновесие – только так ты сможешь достичь цели.

«Мозговой штурм»

— А вы знаете какие-либо способы избавления напряжения и тревоги?
Классный руководитель на доске записывает все возможные приемлемые способы избавления от напряжения и тревоги, названные учащимися. Когда варианты иссякнут, идет обсуждение, какие способы можно применять в разные моменты подготовки к ЕГЭ, и сдачи ЕГЭ.

Мини-лекция “Способы справиться со своей тревогой”

Существуют различные способы справиться со своей тревогой.
Для снятия эмоционального и физического напряжения используют следующие способы:
спортивные занятия
контрастный душ
пальчиковое рисование
скомкать, порвать и выбросить газету, закрасить разворот газеты
громко спеть любимую песню
потанцевать под музыку
смотреть на горящую свечу
вдохнуть глубоко 10 раз
погулять в лесу, покричать
посчитать зубы языком с внутренней стороны.

А также:
Очень простой, но очень эффективный способ – аутотренинг.
Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.
Правила составления формулы аутотренинга
1. все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.
2. все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени.
Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться».
Например, удачной будет такая формула: «все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».
Классный руководитель предлагает учащимся составить формулы аутотренинга для себя, и просит желающих прочитать составленные ими формулы.
Понятию «релаксация» предшествует упражнение: «Состояние тревоги и покоя». Предложите детям закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как дети ощущают себя в ситуации тревоги. Затем предложите вспомнить ситуацию, в которой дети чувствуют себя уверенно, и снова обратить внимание на физическое самочувствие. По завершении этого упражнения обсудите его результаты и составьте «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Обратите особое внимание на
то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие – расслабленностью.
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением, иногда, для того чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией.

Читайте также:  Стабилизатор напряжения ресанта ошибка err

Упражнения на релаксацию.

«Мышечная релаксация».
Наиболее простой способ – расслабление рук. Попросите детей принять удобное положение, положить руки на колени или на стол и закрыть глаза. Попросите детей сосредоточить внимание на руках. Пусть дети ощутят тепло своих рук, их
мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.

«Дыхательная релаксация». Наиболее простой способ – это дыхание на счет.
Предложите детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох.

Упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения.

  • «Лимон» Представьте себе, что в левой руке у вас находится лимон.
    Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. а теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. опять сожмите лимон крепко – крепко…так по 3 раза каждую руку).
  • «Кошечки» Представьте себе, что вы красивые пушистые кошечки, вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову назад и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи и спины… 3 раза).
  • «Черепаха» Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам срочно нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь, а теперь опустите плечи, т.к. опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза).
  • «Высокий забор» Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно просочиться в сад через эту узкую щель в заборе так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно глубже и аккуратно начинайте просачиваться через эту щель. Сильнее втягивайте живот, убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота максимально, как это возможно. Ваш живот отдыхает
    и находится в состоянии приятного расслабления…3 раза).
  • «Жмурки» А теперь вам нужно зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче, сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза).
  • «Муха» Сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, без рук попытаться согнать назойливое насекомое.

Классный руководитель: Иногда, в состоянии эмоционального и физического напряжения, человек не может «собрать» себя и здесь ему помогут упражнения на волевую мобилизацию.

«Стряхни»
«Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы, плохие мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода.
Потом отряхните свои ноги – с носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если при этом вы будете издавать какие-то звуки… Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее».

Большую роль при сдачи экзамена играет наличие уверенности. Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутреннее состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации. А как еще можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя таким образом, то и ощущение тоже меняется.

Упражнение «Образ уверенности». Попробуйте закрыть глаза и представить, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Когда представите нарисуйте его. Во время выполнения этого упражнения звучит тихая, спокойная музыка.
Продолжите фразу: «Уверенность для меня — это . » и запишите рекомендации самим
себе, что помогает вам чувствовать себя более уверено.
Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации.

Упражнение «Мои ресурсы». Возьмите лист бумаги и поделите его на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Запишите те свои качества и характеристики, которыми вы можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. (Эти качества и характеристики могут и не иметь отношения к учебной деятельности.) Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны напишите, каким образом она сможет вам помочь во время экзамена.

Подведение итогов:
Учащиеся отвечают на вопрос: «Что я получил на этих занятиях?»

Источник

Оцените статью
Adblock
detector