Как создать напряжение в рисунке

Исследование гра­фи­чес­кого напря­же­ния на ос­нове модели элек­тро­маг­нит­но­го по­ля

Эта статья — попытка объяснить композиционные отношения с помощью физической аналогии. Она не претендует на полноту и объективность, мы делимся своими находками.

В поисках напряжения

Многие авторы, затрагивая тему композиции в дизайне и искусстве, сравнивают лист с магнитным полем, а взаимодействие элементов на плоскости — с взаимодействием заряженных частиц.

Плоскость должна быть ограниченной, иначе она, может быть, не будет ровной. Тут можно привлечь в качестве аналогии силовое магнитное поле. Совсем иначе мы смотрим середину плоскости и края ее. Край плоскости образует, хотим мы этого или не хотим, обрамление, а центре — глубина — пространство. И вся плоскость должна быть построена напряженно-ритмически.

Ближе всех к «магнитной» теме подбирается Арнхейм в книге «Искусство и визуальное восприятие», глава «Равновесие»:

Центр [квадратного формата] — это часть сложной скрытой структуры, которую можно изучить с помощью диска (в той же степени, в какой металлические опилки повторяют силовые линии магнитного поля). Если диск поочередно располагать в различных местах квадрата, то можно обнаружить, что в одних случаях он выглядит более устойчивым, в других же он проявляет признаки натяжения в определенном направлении. Иногда его состояние может оказаться неопределенным и колеблющимся.

На основе рассуждений Арнхейм строит так называемый «структурный план» и изображает на нем силовые точки и линии формата:

В центре все силы находятся в состоянии равновесия, и, следовательно, центральное расположение способствует наиболее спокойному состоянию. Другое сравнительно спокойное состояние можно найти, например перемещая диск по диагонали. По-видимому, точка равновесия лежит где-то вблизи угла квадрата, а не вблизи его центра. Это означает, что, несмотря на то, что центральная точка сильнее угловой, данное преимущество компенсируется большим расстоянием наподобие магнитов разной силы.

К сожалению, в найденных источниках сравнение композиционных сил с магнитными не выходит за рамки ощущений и остается всего лишь догадкой или красивой метафорой. Мы решили проверить эту догадку на практике и создали симулятор, который воспроизводит действие магнитного поля на плоскости листа.

Как работает симулятор

В основе симулятора — закон электромагнитного взаимодействия Кулона. В применении к композиции его можно сформулировать так:

Элементы на плоскости отталкиваются друг от друга с силой, пропорциональной их (визуальной) массе и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

Приняты следующие допущения. Все объекты на листе — магниты с одноименными зарядами. Лист также является электромагнитным объектом, его границы намагничены и отталкивают от себя другие объекты.

Намагниченная рамка определяет силовое поле пустого листа, и это поле неоднородно. Чтобы его визуализировать, мы засеяли площадь формата чувствительными «волосками». Они, как и металлические опилки вокруг настоящего магнита, показывают направление и интенсивность магнитных волн. Чем сильнее на волосок действует поле, тем темнее он становится. Если поставить галочку «Поле», будут видны спокойные (светлые) и напряженные (темные) участки:

У симулятора два режима — статический и динамический. В статическом все объекты неподвижны, как на листе бумаги, — вне зависимости от того, какие силы на них действуют. Динамический режим приводит объекты в движение и позволяет им занять наиболее «комфортное» положение.

Примеры

Если поместить шарик у края формата, рамка вытолкнет его к центру. Центральное положение — самое спокойное и сбалансированное:

Объекты взаимодействуют не только с рамкой, но и друг с другом. Два шарика в центре уравновешены относительно формата, но напряжены между собой. Если включить динамический режим, они отскочат друг от друга на безопасное расстояние:

Читайте также:  Клемма низкого напряжения трамблера

Чем массивней объект, тем больше его личное пространство и тем сильнее он будет его «охранять»:

Беспорядочно разбросанные шарики выстроятся настолько равномерно, насколько это возможно:

Как видно из примеров, симулятор переводит объекты из напряженного состояния в спокойное, то есть уравновешивает композицию.

Что с этим делать

Для начала попробуйте сами построить композиции и погонять шары в симуляторе.

Представленная модель — попытка дать физическое обоснование тем силам, которые на картине или макете воспринимаются интуитивно. «Застывшее», воображаемое движение статичной композиции в симуляторе становится настоящим движением. Во многом он подтверждает принципы, сформулированные Арнхеймом в книге «Искусство и визуальное восприятие».

Симулятор можно использовать как наглядное пособие на занятиях по графическому дизайну. Он поможет «пощупать» такие категории композиции, как «равновесие» и «напряжение».

Мы надеемся применить описанный подход в решения задач расстановки графических и типографических элементов на плоскости, чтобы обогатить инструментарий современного дизайнера.

Спасибо за внимание. Будем рады ответить на ваши вопросы и предложения.

Источник

Напряжение в рисовании.

В большинстве случаев, когда люди приходят ко мне на курсы с запросом повысить свой уровень рисования, они имеют всего одну проблему. И это не проблема техники, или того, что они чего-то не знают, не умеют передавать какие-то вещи, образы. Это проблема внутренняя, она как блок, который стоит и не даёт человеку выпустить свое творчество в Свет. И называется она — напряжение.

Напряжение при рисовании значительно снижает получаемый результат, не приносит никакого удовольствия. Во время рисования человек в прямом смысле испытывает стресс, для него творчество превращается в мучение и раздражение.

Именно поэтому от напряжения нужно избавляться. Порой достаточно лишь осознать и понять причины его возникновения, и дело уже идёт лучше. Рассмотрим основные из них:
1. Повышенные требования к себе. Такая позиция часто бывает у людей с комплексом «отличника». Если с детства от ребенка требовали только лучших результатов, то и во взрослой жизни человек продолжит подсознательно требовать от себя только успехов и высшей оценки. Но ведь не всегда в жизни бывает так. Какие-то области требуют больше тренировок, определённых приемов, а самое главное, настроя. Невозможно сесть и нарисовать с первого раза замечательный рисунок, которым будешь доволен.
2. Неуверенность в своих силах. Если человек не уверен в себе, в своих движениях, его Рисование тоже будет напряженным и робким. Как вы понимаете, проблема снова идёт из детства.
3. Страх критики. Когда человек изначально думает только о результате и боится «неудачного» рисунка, он будет напрягаться. Проблема снова из детства, и обычно в голове возникают образы злой учительницы или критикующего родителя, который в детстве часто имел нападки на творческие проявления ребенка.
4. Последствия художественного или другого обучения. Очень частая проблема, особенно после художественных школ. Здесь у человека наслаивается целый комплекс блоков — и боязнь критики, и очень высокие требования к себе, а самое главное — установка действовать по шаблонным схемам обучения. И когда эти шаблоны перестают действовать и приносить нужный результат , возникает напряжение и негатив.
Это основные причина возникновения напряжения во время творчества. Завтра рассмотрим некоторые способы решения этих проблем и снижения напряжения.

Источник

Создаём напряжение, чтобы привлечь внимание зрителя

Напряжение — это чувство, связанное с неопределенностью ситуации, физическим или психологическим стрессом. Оно создаётся ощущением, что может произойти что-то плохое. Это заставляет зрителей нервничать, поскольку они не знают, будет ли ситуация опасной или нет.

Напряжение — это близкий родственник конфликта. Ключевое различие между ними заключается в том, что напряжение требует большей степени эмоциональных вложений. Два человека, которые спорят в баре, — это демонстрация конфликта, но если аудитория не будет вовлечена в него, то не будет и большого напряжения.

Читайте также:  Как стабилизировать напряжение ветрогенератора

Карл Иглесиас (Karl Iglesias), автор книги «Writing For Emotional Impact», ёмко резюмирует, как напряжение вписывается в подобные драматические приёмы с точки зрения предвосхищения – ожидания заранее определенного результата:

  • Любопытство – желание узнать, что может произойти,
  • Неизвестность – желание узнать, произойдет ли это,
  • Напряжение – желание узнать, когда это произойдет,
  • Надежда – предвкушение того, что что-то произойдет,
  • Беспокойство – опасение того, что что-то произойдет.

Напряжение может быть СКРЫТЫМ или ЯВНЫМ.

На скрытую опасность можно намекнуть или не раскрывать её до конца. Подумайте о культовых фильмах ужасов с притаившимися тенями в коридорах, свирепым рычанием или шипением кошки, предвещающей надвигающуюся гибель.

Персонаж может знать или не знать об этих сигналах. Если они догадываются, то, оценивают своё местоположение и чувствуют, что что-то не так, даже если они не могут точно определить источник опасности.

Нарастающее напряжение может быть использовано, если опасность неизвестна или неоднозначна. Его трудно измерить по времени, чтобы авторы могли создавать атмосферу и тон своих историй, используя этот инструмент. В каждой истории будет свой собственный темп.

Явное напряжение имеет тенденцию наносить максимальный удар — здесь и сразу, но его эффективность от этого снижается. Это происходит, потому что проблема известна и требует немедленных действий.

Существует целый ряд приёмов, которые сценаристы могут использовать, чтобы создать напряжение в своём сценарии.

1) Местоположение

Подумайте о различных местах, которые вызывают определённую реакцию. Банковское хранилище в фильме об ограблении по своей сути является клаустрофобическим пространством. Персонажи могут оказаться запертыми внутри на фоне истощающегося запаса кислорода. Что может случиться с командой глубоководных ныряльщиков рядом со стаей акул или с группой мойщиков окон на пятидесятом этаже небоскрёба?

Места не должны быть экзотическими. Они должны быть драматичными. Представьте себе обстановку, подобную бару во время мальчишника или певица в гримёрке, которая взволнована перед выступлением.

2) Ситуация

Это удобный переход из локации, чтобы сгенерировать ситуацию и усилить напряжение. Мы обсудили банковское хранилище с самозамыкающейся дверью и ограниченным запасом кислорода. Что ещё может случиться? Воры могут попытаться выбраться и вызвать помощь или даже подумать о физическом вреде друг другу, когда сойдут с ума.

Глубоководные ныряльщики могли попасть в ловушку с акулами. Или заблудиться или застрять в подземной пещере.

А как насчёт бара? По иронии судьбы, общие места, которые не предполагают наличие напряжённой ситуации, лучше всего для них подходят. Что, если невеста жениха тоже приедет в бар? Что, если будет драка? Что, если у жениха случится сердечный приступ, когда он сунет стодолларовую купюру в стринги стриптизерши?

3) Запрещённая деятельность

Родители настаивают на том, чтобы их дети-подростки провели спокойные выходные, когда они прощаются с ними. Никаких вечеринок. Подростки машут на прощание, когда родители уезжают. Что может пойти не так?

Составьте список возможных запрещенных действий – они разбивают вазу с семейной реликвией, вечеринка выходит из-под контроля, вскрывают родительский сейф и обнаруживают, что их усыновили, они пьют немного столетнего скотча и наполняют бутылку чаем, надеясь, что их родители не заметят. (Конечно, заметят).

Случайные любовные связи записанные на мобильный телефон создают хорошее напряжение. Азартные игры после зарока больше не играть, и в итоге проигрыш семейных сбережений, тоже классный приём.

Сценаристы должны повышать ставки во время этих мероприятий. Нет большого напряжения, если вы разбили вазу, которая была нелюбимым свадебным подарком, или всем всё равно, что провели ли вы ночь с другой женщиной. Ставки и последствия должны оказать существенное влияние на вашего персонажа.

4) Открытия и повороты

Помимо повышения ставок, авторы могут добавить большое откровение, такое как холостяк, оказывается женатым. Это отбросит персонажа назад и заставит его пересмотреть план. Персонажи также могут сделать важное намерение, такое как объявление войны или завоевание любви кого-то.

Читайте также:  Какая потеря напряжения допускается в автомобиле

Другим полезным сюжетным приёмом является смещение баланса сил между двумя или более сильными противниками, чтобы у обоих были равные шансы на победу.

Возможно, вы даже захотите показать персонажа с неизвестным и тёмным прошлым. Представьте себе незнакомца, который появляется в маленьком городке и пьёт в местном баре. Горожане подозрительны, шериф предупреждает незнакомца без имени, чтобы тот держался подальше от неприятностей. Такой персонаж может быть жутким в своём поведении или иметь какую-то другую нервирующую черту характера. Или наоборот, обладать безупречными манерами, что делает горожан более подозрительными к нему.

5) Баланс уровней напряжения

Не всё напряжение должно быть подано прямолинейно. Сбалансируйте намёки на напряжение с истинными угрозами и высоким стрессом. Контрастирование крайних точек напряжения создаёт более привлекательный зрительский опыт. Есть значительная развлекательная ценность в том, чтобы позволить обмануть аудиторию, когда вы убаюкиваете их ложным чувством спокойствия.

Сцены среднего напряжения могут просто раскрыть потенциал персонажа или последствия его действий. Как будет чувствовать себя персонаж, обнаружив спрятанную военную форму или гранатомет в шкафу его бабушки?

Сценаристы также должны сбалансировать свои источники напряжения, а не только уровни. Там может быть монстр, который прячется под кроватью, внутренняя дилемма или когда друг оказывается предателем.

Сценаристы действительно могут дать волю своему воображению, создавая необычные ситуации из своих локаций – даже если это что-то такое банальное, как принятие душа. Главное, чтобы напряжение было органичным для лежащего в основе сюжета и темы.

Персонаж, как правило, не поддаётся ситуации или сознательно подчиняется положению опасности, отбрасывая свои внутренние защитные механизмы.

6) Ограничения

Это сюжетные устройства, которые ужимают историю. Они обычно классифицируются как ВРЕМЕННЫЕ и ОГРАНИЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Ограничение времени, как следует из названия, – это гонка со временем, независимо от того, обезвреживаете ли вы бомбу или покидаете свой дом за несколько секунд до того, как монстры ворвутся внутрь.

Ограничение выбора относится к персонажу, который не может решить свою проблему, учитывая его возможности. Примеры включают в себя последнюю попытку ввести пароль, прежде чем они будут заблокированы в своих учетных записях, или нехватка инструментов для взлома сейфа.

Не перестраховывайтесь. Сделайте препятствия достойными и заставьте ваших персонажей упорно бороться, чтобы преодолеть их. Пишите своих персонажей как активных, а не реактивных. Даже когда они реагируют на меняющуюся ситуацию, их выбор определяет вероятность успеха.

7) Незначительные детали

Детали, которые кажутся незначительными могут иметь вес по мере развития вашей истории. Например ледоруб, который становится орудием убийства, или обычные следы, которые, как выясняется, принадлежат маньяку-убийце, или незапертую дверцу автомобиля, которую точно закрывали. Детали могут иметь огромный драматический потенциал.

То же самое можно сказать и о вещах, значение которых до конца не известно. Представьте себе, что книга в вашем безукоризненно сложенном книжном шкафу была перемещена или рамка для фотографии стоит в другом месте.

8) Стиль письма

Ваша страница (или экран) — это ваш холст. Подумайте о том, как ваш стиль письма говорит с читателями. Пишете ли вы короткие, резкие, эффектные предложения?

Она слышит хруст гальки под тяжелыми шагами. С каждым разом он становился всё громче.

Осматривается вокруг. Никого не видно. Слишком темно.

Выбор слов — ваш друг, как и построение предложений и форматирование.

Автор перевода: Сергей Литвинов . Переведено в образовательных целях.

Наш сценарный онлайн-курс

(начало мая — конец июля 2021)

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный «сценарный пакет» для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям

Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги — напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

Make Russian Film Great Again!

Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector