Как замерить просадку напряжения в авто

Мультиметр, примеры работы в бортовой сети автомобиля

Мультиметр — многофункциональный цифровой измерительный прибор. Позволяет измерить напряжение, силу тока, сопротивление, протестировать диоды, определить полярность.

Измерение перечисленных параметров вполне достаточно для диагностирования и выявления неисправностей бортовой электрической сети автомобиля.

Примеры проверочных работ с мультиметром

— Измерение напряжения в электрической цепи

Пример: не горят стоп-сигналы в задних фонарях автомобиля ВАЗ 2108. В первую очередь проверяем наличие и величину напряжения на выводе токоведущего провода в соединительной колодке левого заднего фонаря. Включаем зажигание, выставляем мультиметр в режим вольтметра (измерение постоянного напряжения DCV, 20), снимаем соединительную колодку красный щуп мультиметра прижимаем к выводу красного провода в колодке, черный щуп к «массе» (кузов, шпилька крепления заднего фонаря). Напряжение должно составлять не менее 12 В (см. фото выше).

— Измерение сопротивления участка электрической цепи

Пример: проверяем сопротивление высоковольтных проводов системы зажигания автомобиля. Снимаем высоковольтный провод. Выставляем мультиметр в режим омметра (20к). Присоединяем щупы к концам провода. У исправного высоковольтного провода сопротивление должно находиться в пределах 3,5 — 10,0 кОм.

Проверка сопротивления мультиметром

Измерять сопротивление иных элементов электрических цепей автомобиля необходимо отключив питание (выключив зажигание).

— Диодный тест

Исправный диод пропускает электрический ток в одном направлении. Проверяем диоды (вентили) диодного моста (выпрямительного блока) автомобильного генератора на «пробой» (короткое замыкание при котором ток проходит в обоих направлениях) и «обрыв» (диод не пропускает электрический ток ни в каком направлении). Выставляем мультиметр в режим проверки диодов (2000) и прижимаем его щупы к пластине моста и выводу диода.

Проверка мультиметром положительных диодов выпрямительного блока генератора на «обрыв» (пропускание тока), сопротивление несколько сотен Ом — ток проходит — диод исправен

— Проверка заряда аккумуляторной батареи

Выставляем мультиметр в режим вольтметра. На заглушенном двигателе прижимаем черный щуп к минусовому выводу АКБ, красный к плюсовому. Исправная заряженная аккумуляторная батарея выдает напряжение не менее 12 В.

Проверка заряда аккумуляторной батареи автомобиля Рено Логан мультиметром в режиме вольтметра

— Проверка исправности генератора автомобиля

Запускаем двигатель, потребители не включаем. Аналогичным образом прижимаем щупы мультиметра к клеммам АКБ. Если генератор исправен и выдает требуемый зарядный ток, то напряжение на клеммах составит, например 13,6 — 14,6 (для генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099). Для каждой модели генератора различных автомобилей вырабатываемое напряжение будет разным (его необходимо узнавать из характеристик генератора).

Читайте также:  7130h стабилизатор напряжения распиновка

Мультиметром в режиме вольтметра проверяем напряжение зарядного тока вырабатываемого генератором автомобиля Рено Логан

— Поиск «короткого замыкания»

Для поиска «короткого замыкания» выставляем мультиметр в режим омметра (200). Для примера проверим на наличие КЗ обмотку статора генератора. Минусовой щуп прижимаем к корпусу обмотки, плюсовым поочередно касаемся трех выводов обмотки. Если «короткого замыкания» нет — во всех трех случаях сопротивление должно стремиться к бесконечности (т.е. плюс и минус не соприкасаются).

Проверка статора генератора 37.3701 на «короткое замыкание»

— Поиск «обрыва» в электропроводке
Примечания и дополнения

— Помимо стандартного простейшего мультиметра описанного в статье существуют автотестеры аналогичным образом позволяющие измерить напряжение, силу тока и сопротивление.

— При проведении измерительных работ в электропроводке автомобиля очень удобно использовать электрические схемы соединений.

Источник

Проверка мультиметром автомобиля

Мультиметр – это комбинированный прибор, предназначенный для измерения электрических величин: напряжения, сопротивления и силы тока.

Мультиметры пользуются спросом не только среди электриков, но и у простых граждан. Так, например, автомобилисты используют аппарат для проверки зажигания, генератора, утечки тока из аккумулятора, для прозвона проводов.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Для полностью заряженного аккумулятора нормальным является напряжение 12,7 Вольт. Если заряд в пределах от 12,1 до 12,4 Вт, то значит аккумулятор заряжен на 50%. Показатели 11,6-11,7 Вт говорят о том, что завести машину не получится и требуется срочная зарядка.

  • Выбираем режим проверки постоянного напряжения DCV.
  • Устанавливаем в положение 20 Вольт.
    Данный диапазон означает, что нам будет показано любое значение ниже 20.
  • Подсоединяем провода к клеммам аккумулятора: черный к минусу, красный к плюсу.
  • Смотрим на результаты замера.

Как проверить емкость аккумулятора

Емкость аккумулятора – это характеристика, показывающая сколько энергии отдаст батарея при определенном напряжении за отдельно взятый промежуток времени.

Для измерения данной величины кроме мультиметра потребуется нагрузка. Значение емкости можно посмотреть в документации на аккумуляторную батарею. Нагрузка, которая должна забрать половину тока, высчитывается самостоятельно. То есть если емкость аккумулятора 7А/ч, то нужна нагрузка в 3,5 Вт.

Рекомендуем использовать в качестве нагрузки автомобильную лампочку из фары в 35-40Вт.

Подключаем нагрузку и ждем несколько минут, если она начала тускнеть, значит имеются проблемы с емкостью аккумулятора.

Если лампочка продолжает ярко гореть, то узнаем напряжение, не отключая нагрузку. Напряжение от 12,4 В говорит о том, что аккумулятор исправен. Если проверка проводилась из-за проблем с зажиганием, то причину в виде аккумулятора можно смело исключать. Напряжение в диапазоне от 12 до 12,4 В говорит о том, что источник питания необходимо зарядить и в ближайшее время задуматься о покупке нового аккумулятора.

Проверка утечки тока мультиметром

При ежедневной эксплуатации машины, утечка тока компенсируется зарядкой аккумулятора от генератора. Если автомобилем долго не пользоваться, то утечка тока ведет в полной разрядке аккумуляторной батареи.

Читайте также:  Блок питания напряжения бпн 1002

Нормальные показатели зависят от марки и модели автомобиля. В среднем для машины иностранного производства класса «В» и «С» нормой считается утечка тока не более 40 мА.

  • откручиваем клемму «-»;
  • выбираем на мультиметре режим измерения тока – DCA;
  • прикасаемся одним щупом к клемме, а вторым к контакту АКБ;
  • смотрим на дисплей. Если значения показаны в миллиамперах, то все нормально, если в амперах, то значит есть серьезная утечка тока.

Проверка генератора мультиметром

При проверке генератор можно не извлекать из-под капота.

  • Замеряем напряжение при заглушенном двигателе.
    В норме оно должно быть 12,5-12,7В;
  • Заводим машину и вновь делаем замер;
    При этом важно, чтобы все электрические автомобильные приборы были выключены.
    Нормальное напряжение в таком состоянии – 13,8-14,5 Вольт.
  • Подключаем нагрузку: музыку, фары, печку и смотрим что стало с напряжением.
    В идеале оно должно в пределах 13,8-14В. Если показатели ниже, значит есть проблемы с генератором.

Проверка диодов в генераторе

Одной из самых серьезных поломок в генераторе является пробой диодов выпрямительного моста. Если клеммы аккумулятора подключить в обратной полярности, то произойдет переплюсовка и возникнут пробои диодов. Вместе с этим могут еще сгореть несколько предохранителей и блоков в машине.

При пробое сопротивление диода становится практически нулевым.

Чтобы найти пробои в диодах в генераторе следует:

  • отключить генератор от аккумулятора;
  • отключить провод, ведущий к клемме «30»;
  • подключить мультиметр между клеммой «30» и отключенным проводом генератора.

Ток разряда больше 0,5мА свидетельствует о пробое.

Проверка ротора генератора

Устанавливаем на мультиметре режим измерения сопротивления и делаем замеры между контактными кольцами. Нормальные значения сопротивления обмотки колеблются в пределах от от 2,3 до 5,1 Ом. Если больше, то между выводами обмотки или кольцами плохой контакт. Если значение меньше, то дело скорее всего в межвитковом замыкании.

Чтобы проверить потребляемый обмоткой ток устанавливаем режим DCA (измерение тока). Выставляем значение 12В и подаем его на кольца и в разрыве цепи делаем замеры. Показания в норме должны быть в пределах 3-4,5 Ам.

Как проверить свечи зажигания

Для проверки необходимо один провод от мультиметра присоединить к выходу свечи, а второй к месту резьбы (цоколю). При такой манипуляции должна возникнуть искра длиной в среднем 4мм.

Как прозвонить провода

Для того, чтобы проверить целостность проводов с помощью мультиметра следует установить режим сопротивления (Ω).

При однопроводной схеме один провод присоединяем к отрицательной клемме, а второй с контактом проверяемой цепи. Если на экране появляется значение равное проходящим вольтам, то провод исправен и приступаем к проверке следующего. Если прибор ничего не показал, то значит вы нашли поврежденный провод.

Источник

Обнаружение падения напряжения с использованием мультиметра

При достаточной квалификации электрика диагностику неисправностей электросистемы автомобиля можно осуществить, воспользовавшись таким простым прибором, как функциональный цифровой мультиметр. При этом зачастую ошибок в диагностике можно избежать, всего лишь имея навыки правильного считывания показаний мультиметра.

Читайте также:  Стабилизатор напряжения в генераторе автомобиля

При измерении напряжения показания мультиметра отображают значение разницы потенциала между красным и черным щупом. Например, если красный щуп замкнуть на 12 В, а черный на 0 В, на табло мультиметра высветится показатель 12 В (разница между 12 и 0). Однако если оба щупа замкнуть на 12 В, разности напряжения между щупами не будет, и на дисплей мультиметра будет выведен показатель 0 вольт.

Контрольное напряжение – прежде всего

Перед проведением любых испытаний электрической системы автомобиля следует убедиться в наличии контрольного напряжения. Измеряется оно на подключенной АКБ автомобиля, приложением щупов мультиметра к обоим клеммам. Красный щуп замыкается на положительную клемму (+), а черный — на отрицательную (-).

Для правильного выполнения процедуры измерения придерживайтесь таких инструкций:

  1. При выключенном мультиметре убедитесь, что щупы подключены к нужным разъемам мультиметра (обычно есть разъемы для переменного и постоянного тока, иногда – два разъема для постоянного тока разной силы)
  2. Переключите мультиметр в режим «Вольты постоянного тока»
  3. Выберите положение круглого переключателя, соответствующее десяткам вольт (обычно маркируется «20»).
  4. После этого замкните красный и черный щупы на клеммы аккумулятора.

Замер на цепи – не показатель

В приведенном примере, если измерение напряжения выполняется на противоположных клеммах АКБ автомобиля (при выключенном двигателе), мультиметр покажет приблизительно 12,7 вольт. Это и есть значение разницы потенциалов.

После ознакомления с теоретическими аспектами, диагностика неисправностей становится более понятной. Теперь можно искать место падения напряжения по цепи.

Проверка отдельного кабеля

В приведенном выше примере показано падение напряжения от положительной клеммы аккумулятора к положительной клемме стартера. При обнаружении такового следует проверить кабель на предмет наличия или отсутствия разрывов. Для выполнения данного теста мультиметр находился в режиме «Вольты постоянного тока», а щупы прикладываются к разным концам исследуемого кабеля. Стартер проворачиваем для подачи нагрузки на кабель.

Предполагаемый результат не должен превышать приблизительно 0,5 вольт, что свидетельствует о возможности нормальной эксплуатации кабеля – разница обусловлена сопротивлением самого кабеля. Если же результат изменения превышает рекомендованную величину в полвольта, это может свидетельствовать о повреждении кабеля или о высоком сопротивлении в цепи.

Исправный кабель берет не больше полувольта

Аналогичный метод испытаний можно применить к любой электрической цепи.
При замыкании мультиметра на отрицательную клемму аккумулятора и контакта стартера на массу, как показано ниже, следует ожидать результата показаний около 0,5 вольт для кабеля, пригодного к эксплуатации.

Аналогичный метод измерения падения напряжения может применяться к любой электрической цепи автомобиля и является надежным методом определения таких типов неисправностей:

  • Открытый контур (разрыв провода или перегоревший предохранитель),
  • Высокое сопротивление (поражение клеммы коррозией или повреждение провода),
  • Неисправность потребителя.

Информация предоставлена компанией Delphi .

Источник

Оцените статью
Adblock
detector