Каким средствами художественной выразительности передано напряжение боя мцыри

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Зачетный Опарыш

Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя? выпишите наиболее экспрессивно выразительности окрашенную лексику .МЦЫРИ

Лучший ответ:

Главный Попко

Самый употребительный троп в сцене боя с барсом — сравнение.
Он застонал, как человек,
И опрокинулся.

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом.

И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков.

Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!

Кроме того автор употребляет и другие тропы:

эпитеты: могучий барс, взор кровавый, бешеный скачок, смертельный бой.

Метафоры: то был пустыни вечный гость; сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови; быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов.

Инверсия: в битве следует бойцу; зрачки его недвижных глаз блеснули грозно — и потом закрылись тихо вечным сном; ко мне он кинулся на грудь; удар мой верен был и скор.

Градация:
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз.
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном.

Источник

Помагите ответить на вопросы по произведению Лермонтова «Мцыри»

1)Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой и бое с барсом?
Чтобы Более наглядно представить ситуацию и прийти к обоснованным выводам, в две колонки запишите ключевые слова (по каждому эпизоду)
Он проявляет упорство в достижении поставленной цели — вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:
…Я цель одну
Пройти в родимую страну
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:
Но юность вольная сильна,
И смерть казалось не страшна.
2)Какими средствами художественной выразительности передано напряжения боя?
Выпишите наиболее экспрессивно окрашенные слова и предложения

В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей”). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей”, “я был чужой для них навек, как зверь степной” – шакал “кричал и плакал, как дитя”, “он застонал, как человек”.

“Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он,
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков. ”
“В груди моей родился тот
ужасный крик,
Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык! ”
“Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу! »

В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.

Источник

Какие есть эпитеты, метафоры, олицетворения в «Мцыри»?

«Мцыри » Лермонтова одна из самых красивых поэм, оня является отличным примером именно романтической поэмы и это получилось написать во многом за счет разнообразия и красочности таких средств как :эпитеты.сравнения и метафоры.

Если разбирать эпитеты , то в поэме они будут такими:

Как мы видим их довольно большое количество, они предают поэме своеобразный шарм.

Теперь стоит коснутся метафор, оказывается в произведении их еще большее количество:

Олицетворения в поэме «Мцыри» передают понимание связи главного героя с природой, его слияния с ней, она наделяется теме же качествами , что и персонажи произведения

В произведении «Мцыри» Лермонтов применил средства художественной выразительности, среди которых эпитеты, олицетворение, сравнение, метафоры. Поэма написана очень красиво и красочно, передавая всю исповедь Мцыри, чтобы читатель смог пережить, почувствовать то же самое, что и молодой человек.

Читайте также:  Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания

1) Эпитеты в поэме Лермонтова «Мцыри»: пышные поля; объятья каменные; пламенная страсть.

2) Среди метафор, которые встречаются в поэме «Мцыри» я бы выделила следующие: венцом дерев; груды скал;

3) Стоит отметить, что сравнения в поэме Лермонтова не мало, приведем примеры: деревья, как братья в пляске круговой;

4) Олицетворения в поэме так же присутствуют: думы скал; седой Кавказ.

Олицетворение, метафора, эпитет — тесно связаны между собой. Олицетворение — приписывание качеств, действий живого существа неживому. Но довольно часто олицетворение называется метафорой (метафора — скрытое сравнение). Например, «палил меня огонь безжалостного дня». День сравнивается по сходному признаку с огнем — такой же жаркий, обжигающий. В данном случае это метафора, так как отсутствуют слова — «как», «как будто», «словно», то есть скрытое сравнение. «Безжалостного» — эпитет, он похож на олицетворение, так как качества характера живого существа переносятся на неживое, но все-таки это эпитет, он выразительно поэтически подчеркивает испепеляющий жар солнечного дня, называя его «безжалостным», кроме того, эпитет чаще всего выражен прилагательным. Итак, олицетворения : «Кавказ привет прощальный шлет», «я видел груды темных скал и думы их я угадал»,»кудри виноградных лоз», «где в тучах прячутся скалы». Эпитеты: «За гранью д р у ж е с к и х штыков», «прозрачно-золотист играющий на солнце лист», «брат отер внимательной рукой» (заботливой рукой)». Метафоры: «золотой песок», «рукою молнии ловил», «я в нем глазами и душой тонул» (о небе), «и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота».

В любом литературном произведении можно отыскать средства художественной выразительности, то есть те средства, которые делают повествование более ярким, красивым, эмоциональным. особенно хорошо заметна роль этих средств в стихотворном произведении, каким является поэма Лермонтова «Мцыри».

В ней автор широко использует такие приемы как красочные эпитеты, образные метафоры и сравнения, олицетворение.

Попробуем отыскать примеры этих средств художественной выразительности в поэме.

Начнем с эпитетов. Их в поэме предостаточно, поэтому отберем только самые яркие, например:

Пламенная страсть, пылающей груди, Бессильной старости, Бурным сердцем.

Теперь обратимся к сравнениям и метафорам. Это родственные средства выразительности, ведь сравнение всегда прямое сопоставление понятий, а метафора косвенное сравнение.

Сравнения: шакал плакал как дитя, страсть жила как червь, гибок как тростник, прятался как змей.

Метафоры: голубь — дитя неведомой страны, зубцы гор, грудь камней, кудри виноградных лоз.

Теперь олицетворения, то есть наделения свойствами живого, изначально неживого. Вот несколько примеров:

Гроза пугала, цветы дохнули, выл сердитый вал, природы голоса, тучка кралася.

Источник

Технологическая карта урока литературы на тему «Художественная идея и средства её выражения в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (8 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 26 . ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И СРЕДСТВА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ В ПОЭМЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ». ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ.

Педагогические задачи : Выявление художественной идеи поэмы, проявляющейся в изображении жизни свободолюбивого горца и исторического времени в его движении от патриархального единства человека и природы к разрушению этой гармонии; в утверждении активного, деятельного отношения к жизни, в верности идеалу свободы и веры даже в трагических условиях поражения; развитие навыка работы со статьёй учебника, выразительного чтения наизусть, анализа литературного произведения в единстве формы и содержания; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления смысла христианской и языческой символики в поэме.

Предметные: понимание ключевых проблем изученного произведения литературы XIX века; связи литера — турного произведения с эпохой его написания

познавательные – овладение умениями создавать обобщения, делать выводы;

регулятивные – осуществление контроля деятельности; овладение умением оценивать деятельность;

коммуникативные – овладение умениями организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные: проявление эстети — ческого сознания через освоение творческой деятельности эстети — ческого характера; российской гражданской идентичности; овла — дение коммуникативной компетент — ностью

Образовательные ресурсы: презентация, видеофильм, картины Лермонтов, материалы стенда «Сегодня на уроке»

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Актуали-зация полученных знаний.

Слово учителя

В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи.

Назовите главные категории, центральные проблемы произведении писателей-романтиков.

Внимательно слушают . Отвечают на вопрос.

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Основа поэмы «Мцыри» — романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это « мир келий душных и молитв » (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир — это чудный мир «тревог и битв».

Читайте также:  В плоский вакуумный заряженный конденсатор отключенный от источника напряжения

Основой конфликта между героем и окружающим его миром стала ситуация неволи.

Что является символом неволи и живым её воплощением в поэме?

Символ неволи — монастырь. Это не реальный монастырь, а некое условное, противоестественно замкнутое пространство. Живое воплощение неволи — старик монах.

Одна из характерных черт романтического мировосприятия и поэзии романтиков — постоянное обращение к естественному, установленному природой. Плен, несвобода — это состояние противоестественное, далёкое от природы.

Во имя чего бунтует Мцыри?

Цель бунта Мцыри — свобода, которая приравнивалась романтиками к естественному состоянию человека.

Главным проявлением природного начала в человеке романтики считали жизнь души, поэтому таким постоянным был интерес романтиков к внутреннему миру героев.

Мцыри мечтает попасть в родные края, увидеть родных людей.

В романтической поэме такие обычные, казалось бы, понятия, как дом, семья, родина, имеют особое значение, нередко весьма далёкое от общепринятого.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Владеют навыками осознанного чтения Проявляют познавательную инициативу. Формулировка эвристических вопросов, заданий.

3. Этап усвоения новых знаний. Работа с текстом произведения.

Какой предстаёт в воображении Мцыри родина и какие чувства пробуждает?

Выразительное чтение наизусть глав 6, 7.

Родина для Мцыри — это не только родной аул. Основное значение этого образа-символа богаче: родина — это природа и свободная жизнь, возвращающая человека к его изначальной сущности. «Родина», «родной дом», «отец и мать», «сёстры» — всё, о чём вспоминает Мцыри, — это образы-символы естественного человеческого бытия.

В чём видит счастье Мцыри?

Выразительное чтение наизусть главы 8.

Мцыри стремится к слиянию с родным для него миром природы, он готов «обняться с бурей». Счастье он видит в дружбе « краткой, но живой, // Меж бурным сердцем и грозой».

Обращение к иллюстрации Ф.Д. Константинова в учебнике .

Герой в своём романтическом порыве столкнулся с суровой реальностью жизни. Природа незаметно меняет свой облик и оказывается столь враждебной Мцыри, как и окружающий его мир людей.

Традиционное для романтической поэмы описание бегства героя в мир идеала оказалось обогащено использованием элементов национальной истории, мифологии, фольклора.

Характерной особенностью существования фольклорных образов в поэме является их постоянное соприкосновение с христианской концепцией жизни.

Хронологический рассказ о бегстве охватывает три дня пребывания героя на воле. Помимо этого, достаточно точно он приурочен к определённому периоду его жизни — совершеннолетию.

Достигший расцвета сил, юноша проходит два ряда посвящений во взрослую жизнь: христианское и языческое.

Христианское посвящение — пострижение в монахи с необходимым этапом послушничества, испытаний, странничества, страданий.

Какие библейские образы возникают в исповеди Мцыри? Назовите слова, соотнесённые с библейскими образами.

Выразительное чтение наизусть 11 главы.

«Кругом меня цвёл Божий сад».

«Ангела полёт // Прилежный взор следить бы мог».

На третий день герой проходит через испытания и страдания. Вновь звучат библейские мотивы искушения («. змея, сухим бурьяном шелестя. браздя рассыпчатый песок, // Скользила бережно. ») и мученичества: «Напрасно прятал я в траву // Мою усталую главу; // Иссохший лист её венцом //Терновым над моим челом// Свивался. ».

В этот момент в сознании Мцыри запечатлелся « дальний колокола звон ». Герой узнаёт в нём убийцу своих детских снов о далёкой родине. Символика колокольного звона в поэзии Лермонтова очень многозначна. Но здесь возникает ещё одно новое значение — поминальный звон.

В Тифлисе существовал особый обычай колокольного звона. Если кто- нибудь из жителей находится на смертном одре, то на колокольне звучал протяжный колокольный звон. С образом колокольного звона входит в Поэму тема смерти. Переживание её в какой-то момент герой также связывает с христианской концепцией бытия . Смерть — это возвращение души.

Когда впервые приходит к Мцыри мысль о смерти?

Мысль о смерти в первый раз приходит к герою в тот момент, когда он понимает, что ошибался, и монастырь вновь возникает перед ним непреодолимой преградой.

Мцыри проходит и языческое посвящение во взрослую жизнь. Для этого обязателен целый ряд условий: изоляция от остальных членов племени, молчание.

Выразительное чтение главы 13.

Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой? Почему Мцыри не вышел к грузинке, к аулу ?

Герой не смог приблизиться к « грузинке молодой », не смог выйти к ку рившемуся дымками аулу, поскольку Мцыри оказался внутренне одиноким, чуждым людям, живущим за стенами монастыря.

Обращение к иллюстрации в учебнике. Лезгинка на террасах Тифлиса и Литография по рисунку Г.Г. Гагарина. 1857 год.

Посвящаемый совершает ряд ритуальных действий. В поведении лер монтовского героя сохранены не только отдельные элементы древнего обряда посвящения юноши в охотники, но даже выбор соперника Мцыри, могучего барса, далеко не случаен. Барс — древнее тотемное животное многих народов Кавказа.

Читайте также:  Можно ли пассатижами браться за провода под напряжением

Убитый зверь являлся предметом особых забот и поклонения как нечто священное. Крупные хищники, например барс, оплакивались, иногда их одевали в мужскую одежду, совершали над ними траурные церемонии

Выразительное чтение наизусть глав 18—19.

Обращение к гравюре Ф.Д. Константинова .

Какие чувства испытывает герой в поединке с барсом?

Сложность переживаемого Мцыри состояния борьбы в том, что он, с одной стороны, уподобляет себя зверю: « И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный. Казалось, что слова людей // Забыл я. » и вместе с тем одухотворяет борьбу и смерть своего соперника как равного себе, мужественного врага. Утверждение себя в поединке есть для него признание себя таким же джигитом, воином, какими помнятся ему отец и братья.

Какой символический смысл приобретает схватка с барсом?

Схватка с барсом — это поединок силы физической с силой духа. Мцыри немощен и слаб физически, но им движет могучий дух и воля к победе поэтому и зверь и человек — противники, достойные друг друга. Они в со стоянии драться на равных, но никто из них не в силах победить.

Эпизод с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: стремление к свободе, к родине и индивидуализм. Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружён в себя не способен понять правду других людей. Он не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.

Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя? Выпишите из текста примеры экспрессивно окрашенной лексики, объясните функцию средств художественной выразительности.

Существование фольклорно-мифологических мотивов и христианских символов мотивируется прошлым героя, его монастырской юностью — пленом и неугасимым желанием вернуться в край отцов. Эти два ряда не только определяют поступки героя, но заметны в его самоощущении, восприятии событий открывшейся ему жизни.

Особенно показательны в этом отношении моменты пограничных — между жизнью и смертью — состояний, которые Мцыри переживает дважды. В предсмертном бреду он слышит «песню рыбки», зовущей его на «дно реки », где «холод и покой ».

Почему забвение и покой обещаны «зеленоглазой рыбкой», а смерть воспринимается как погружение «во мглу», на «влажное дно глубокой речки»?

Выразительное чтение главы 23.

Сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии .

Грузинская мифология связывает мир усопших с глубинными водами. Появление образа рыбки вносит в поэму дополнительный смысл. Для грузинс ких поверий характерно представление, что рыба — исцелительница болезней, существо священное, возвращающее утраченные силы. В Грузии это старинное поверье не было забыто. О нём свидетельствовали бассейны со священными рыбами, сохранившиеся вплоть до XIX века при многих грузинских соборах, орнаменты из рыб, которые украшали фронтоны церквей. Вместе с тем рыба как мифологический персонаж связана с «нижним миром», с царством мёртвых.

«Песня рыбки» также связана с обрядом исполнения «смертных песен» , которые, по обычаю горских народов, исполняли над умирающим. И представлении черкесов нельзя оставлять раненых и больных ни на минуту, так как злым духам легче тогда вызвать смерть. «Смертные песни» отгоняли злых духов и поддерживали человека в роковые минуты. Исполнение этого ритуала стало последним желанием умирающего героя. А в развитии основного сюжета рядом с христианским обычаем последней исповеди духовнику, погребальным колокольным звоном возникают черты древнего обряда исполнения «смертной песни».

Каким приёмом выделена в поэме «песня рыбки»?

Стих поэмы — четырёхстопный ямб с мужскими окончаниями. Композиционно и стилистически эпизод «песни рыбки» выделяется из всей поэмы, ритм которой очень чёток и динамичен, интонации эмоциональны и экспансивны. Эпизод же сна Мцыри отличается плавностью и созерцательностью, спокойным, убаюкивающим ритмом.

Приведите примеры звукописи в сне героя.

Напевность и мелодичность речи усиливают аллитерации («Как Лёд хоЛодная струя, // Журча, вЛиваЛася мне в грудь. », «ВоЛна тесни Лася к воЛне. // И соЛнце сквозь хрустаЛь воЛны // СияЛо сЛадостней Луны. »).

На пути Мцыри к свободе встали не только внешние препятствия. Главное в том, что в его душе была внутренняя преграда.

С чем сравнивает себя герой?

Выразительное чтение 21 главы.

Мцыри сравнивает себя с « цветком темничным », не выдержавшим испытания невыносимой «сладостью бытия».

В чём причина поражения Мцыри?

Мцыри бежит из христианской обители в мир патриархальной свободы и воли. Однако он не может преодолеть внутренние преграды, которые в нём создала жизнь в монастыре.

Выразительное чтение главы 26.

Работают с текстом произведения.

Выразительно читают 6 и 7 главы

Выразительно читают 8 главу

Рассматривают иллюстрацию в учебнике, делятся своими впечатлениями

Источник

Оцените статью
Adblock
detector