Какими средствами передается нарастание напряжения ожидания облако в штанах

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Методические разработки и пособия по литературе
  • Образ лирического героя в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»

Образ лирического героя в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»

Урок литературы в 11 классе

Образ лирического героя в поэме
В.В. Маяковского «Облако в штанах»

Клишова Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия №56»
Санкт-Петербурга

Образовательная –развить навыки целостного анализа художественного произведения.

Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.

Воспитательная– развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить художественное слово.

Задачи урока:

1. На основе текста 1-ой главы поэмы провести анализ поэтики раннего Маяковского.

2. Определить функцию изобразительно-выразительных средств в создании образа лирического героя.

3. Определить идейный смысл поэмы, суть лирического «Я» Маяковского.

4. Развить навыки выразительного чтения.

Метод:эвристический.

Приемы:слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение.

Оборудование:текст поэмы, проектор, презентация.

Учитель:Ваша сегодняшняя задача – попробовать назвать урок, дать ему «имя».

Постановка проблемы.

Учитель: Посвящение: поэма написана В.В. Маяковским Марии Денисовой, а посвящена Лиле Брик («Тебе, Лиля»)

Почему писал одной, (Слайд 3а) а посвятил другой? (ответ в конце урока)

Вступительная часть урока.

1) . Какие образы, уже знакомые по стихам Маяковского, мы видим в Прологе? Как уже здесь заявлен конфликт, характерный для всего творчества Маяковского?

2) . Именно Пролог заставляет нас вернуться к названию – «Облако в штанах».

Как понимается смысл этой метафоры?

(- двойственность, неоднозначность художественного образа: грубый гунн, варвар, зовущий к разрушению, но одновременно и беззащитное, нежное существо.)

3) . Какой прием здесь основной (и это намечается уже в названии)?

4) . Где найти корни тех противоречий, которые буквально схлестнулись на поэтическом пространстве поэмы?

— манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу»;

— конфликт бога и человека: человек видит несовершенство мира но не согласен с таким положением вещей и хочет встать на место творца.)

Учитель: Лирический герой (кто это такой?) ощущает себя уже взрослым, но еще не нужным. Отсюда отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира.

Не зря изначальное название поэмы – «Тринадцатый апостол, тетраптих» (тетра — 4)

5) . Как понимаете смысл такого названия?

(- ассоциации с Евангелием: личность поэта вступает в спор с божественным порядком, с мирозданием, возвещая миру новую правду;

— несоответствие обычной жизни людей – быта и их философского мироощущения – бытия.)

6) . Подумайте, а какое название лучше? Какое название в большей степени отражает идею Маяковского?

(- конечно, лучше окончательное название, потому что «облако» — поэтический образ.)

Учитель: Цензура не пропустила первоначальное название, и оскорбленный поэт пошел на уступки:

«Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах»».

Получается, даже поменяв название, Маяковский не отказался от своей главной идеи – изобразить героя…

(- состоящего из прекрасных противоположностей,;

— фигуру небывало мощную, способную не просто спорить, но бросать дерзкий вызов всему обществу в начале поэмы и даже всему мирозданию в конце.)

Учитель: Полностью поэма вышла в Москве в 1915 года, а второе издание 1918 года сопровождалось предисловием Маяковского («4 крика долой»). (Слайд 6)

Каждая часть выражает определенную идею. Поэма, тем не менее, представляет собой целостный страстный лирический монолог, переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни…

7) . Какой образ объединяет все части поэмы?

(- лирическое «Я» героя и поэта.)

Анализ произведения.

. Кто же он – герой, выворачивающий себя наизнанку? Что его слово миру, всем нам? Только ли бравада вызова? Может, здесь кроется что-то еще? На все эти вопросы необходимо будет ответить, обратившись к поэме. Первую часть мы проанализируем вместе, а вот как соотнесены остальные три части с главной идеей Маяковского – вам придется подумать дома самостоятельно.

Читайте также:  Проверка отсутствия напряжения тыльной стороной ладони

1) . Итак, какова главная тема произведения? Как проявляется бунтарская стихия поэмы?

(- посредством изображения стихийного чувства любви)

2) . Как изображается любовь в поэме?

(- с помощью художественных средств,

— через образ лирического героя, его состояние, его переживания.)

3) . Герой ожидает свидания с возлюбленной… Какими средствами передается нарастание напряжения ожидания, в котором находится лирический герой?

(- в сцене ожидания абсолютно ощутима реальность всего происходящего;

— любовь и преображает, и искажает глыбу-человека;

— лирическое «Я» героя достигает колоссальных размеров, но все равно остается человеческим «Я»;

— художественные средства, с помощью которых изображается картина мучительного вечера, передают ощущение напряжения, тревоги;

— изображение предметного, вещного мира как способ передачи состояния лирического героя;

— воспоминания о любимой рождают в душе лирического героя и счастье, и страдания;

— метания лирического героя приводят к сомнениям в существовании и силе любви: литота «любёночек»;

— нервное состояние героя передается посредством многочисленных метафор;

— итог ожиданий лирического героя – образ казненного и т.п.)

4) . А зачем все это? Зачем все эти художественные средства, все эти сумасшедшие метафоры, гиперболы и эпитеты? Он так живет? Зачем этот крик о себе?

(- время Маяковского – время Личности, именно личность – центр вселенной.)

5) . Наконец является героиня. Как она изображена? Что происходит с героем?

(- резкие движения (сравнение со стихотворением «нате»)и в то же время смущена (теребит перчатки);

— напряжена, потому что смущается или тоже страдает;

6) . Как воспринимает герой то, что ему сообщает возлюбленная? Чем он расстроен, потрясен?

(- известие героя убило: внешнее спокойствие и внутренняя смерть.)

7) . Почему Маяковский в исступлении кричит « … Долой вашу любовь!»?

(- такую любовь, расчетливую, буржуазную, основанную на корысти, любовь, которую можно украсть, — он не понимает и не принимает, его личность, его натура ищет другой любви – «громады-любви».)

8) . В мире обывателей, в мире «жирных», судьба возлюбленной – судьба красоты в буржуазном мире, где красота, искусство ценятся на деньги, – поэтому её украли. Как же видит любовь лирический герой?

(- любовь – это «громада» — всеобъемлющее, всепоглощающее чувство;

— подлинная любовь трудна, потому что любовь – это страдание;

— любовь – это недостижимый идеал, к которому стремится душа страдающего героя – трогательного и нежного, но и горячего, мечущегося и озлобленного.)

9) . А каков сам лирический герой? Что ему остается?

(- «прекрасная болезнь», «пожар сердца».)

10) . Почему для передачи состояния лирического героя Маяковский описывает «пожар сердца»? Как вы понимаете смысл этой метафоры?

(- «пожар сердца» сжигает героя изнутри, выворачивает его наизнанку;

— это стихия, неподвластная человеку, поэтому самостоятельно потушить пожар невозможно;

— катастрофа, постигшая героя, сопоставима с мировыми катастрофами и катаклизмами.)

11) . Каков лирический герой поэмы? Каково лирическое «Я» Маяковского?

(- страдающий бунтарь, нежный гигант, всей душой стремящийся к настоящей любви.)

. А теперь что-то поменялось в вашем отношении к увиденному и прочитанному? Какое название поэмы вам кажется предпочтительнее? Какое название более полно отражает внутренний мир, состояние героя?

Учитель: Вернемся к началу…

. Как вы думаете, почему все-таки Маяковский сначала писал поэму одной, (Слайд 11а)

(- дело не в адресате, а в самом чувстве любви, которое проклинает и воспевает Маяковский: если бы адресатов поэмы не было, он бы их обязательно придумал;

— важнее любовь как таковая, любовь, приносящая страдание, муку, сжигающая в огне страсти;

— где есть любовь, там всегда есть и страдание: нет страдания – нет и искусства.)

Итак, любовь, какая бы она ни была, – это способ взаимопонимания, взаимовоздействия, взаимоотношений человека с миром. Другие сферы человеческой жизни, другие способы взаимоотношений с миром – искусство, власть и религия (прежде всего христианское терпение) – изображены в других частях поэмы. Как они помогают создать, дополнить образ лирического героя, — об этом вам придется подумать самостоятельно.

. Какое «имя» вы дали бы сегодняшнему уроку? Почему? Кто он, герой поэмы В.В. Маяковского?

Читайте также:  Как подключить однофазный стабилизатор напряжения в трехфазную сеть

Домашнее задание.

Самостоятельно проанализировать остальные части поэмы «Облако в штанах» и ответить на вопрос: как другие сферы человеческой жизни помогают дополнить образ лирического героя поэмы?

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по литературе
  • Образ лирического героя в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»

Образ лирического героя в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»

Урок литературы в 11 классе

Образ лирического героя в поэме
В.В. Маяковского «Облако в штанах»

Клишова Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Академическая гимназия №56»
Санкт-Петербурга

Образовательная –развить навыки целостного анализа художественного произведения.

Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.

Воспитательная– развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить художественное слово.

Задачи урока:

1. На основе текста 1-ой главы поэмы провести анализ поэтики раннего Маяковского.

2. Определить функцию изобразительно-выразительных средств в создании образа лирического героя.

3. Определить идейный смысл поэмы, суть лирического «Я» Маяковского.

4. Развить навыки выразительного чтения.

Метод:эвристический.

Приемы:слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение.

Оборудование:текст поэмы, проектор, презентация.

Учитель:Ваша сегодняшняя задача – попробовать назвать урок, дать ему «имя».

Постановка проблемы.

Учитель: Посвящение: поэма написана В.В. Маяковским Марии Денисовой, а посвящена Лиле Брик («Тебе, Лиля»)

Почему писал одной, (Слайд 3а) а посвятил другой? (ответ в конце урока)

Вступительная часть урока.

1) . Какие образы, уже знакомые по стихам Маяковского, мы видим в Прологе? Как уже здесь заявлен конфликт, характерный для всего творчества Маяковского?

2) . Именно Пролог заставляет нас вернуться к названию – «Облако в штанах».

Как понимается смысл этой метафоры?

(- двойственность, неоднозначность художественного образа: грубый гунн, варвар, зовущий к разрушению, но одновременно и беззащитное, нежное существо.)

3) . Какой прием здесь основной (и это намечается уже в названии)?

4) . Где найти корни тех противоречий, которые буквально схлестнулись на поэтическом пространстве поэмы?

— манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу»;

— конфликт бога и человека: человек видит несовершенство мира но не согласен с таким положением вещей и хочет встать на место творца.)

Учитель: Лирический герой (кто это такой?) ощущает себя уже взрослым, но еще не нужным. Отсюда отроческая обида на Бога, на несовершенство всего мира.

Не зря изначальное название поэмы – «Тринадцатый апостол, тетраптих» (тетра — 4)

5) . Как понимаете смысл такого названия?

(- ассоциации с Евангелием: личность поэта вступает в спор с божественным порядком, с мирозданием, возвещая миру новую правду;

— несоответствие обычной жизни людей – быта и их философского мироощущения – бытия.)

6) . Подумайте, а какое название лучше? Какое название в большей степени отражает идею Маяковского?

(- конечно, лучше окончательное название, потому что «облако» — поэтический образ.)

Учитель: Цензура не пропустила первоначальное название, и оскорбленный поэт пошел на уступки:

«Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах»».

Получается, даже поменяв название, Маяковский не отказался от своей главной идеи – изобразить героя…

(- состоящего из прекрасных противоположностей,;

— фигуру небывало мощную, способную не просто спорить, но бросать дерзкий вызов всему обществу в начале поэмы и даже всему мирозданию в конце.)

Учитель: Полностью поэма вышла в Москве в 1915 года, а второе издание 1918 года сопровождалось предисловием Маяковского («4 крика долой»). (Слайд 6)

Каждая часть выражает определенную идею. Поэма, тем не менее, представляет собой целостный страстный лирический монолог, переживания лирического героя захватывают разные сферы жизни…

7) . Какой образ объединяет все части поэмы?

(- лирическое «Я» героя и поэта.)

Анализ произведения.

. Кто же он – герой, выворачивающий себя наизнанку? Что его слово миру, всем нам? Только ли бравада вызова? Может, здесь кроется что-то еще? На все эти вопросы необходимо будет ответить, обратившись к поэме. Первую часть мы проанализируем вместе, а вот как соотнесены остальные три части с главной идеей Маяковского – вам придется подумать дома самостоятельно.

Читайте также:  Схема указателя напряжения унн

1) . Итак, какова главная тема произведения? Как проявляется бунтарская стихия поэмы?

(- посредством изображения стихийного чувства любви)

2) . Как изображается любовь в поэме?

(- с помощью художественных средств,

— через образ лирического героя, его состояние, его переживания.)

3) . Герой ожидает свидания с возлюбленной… Какими средствами передается нарастание напряжения ожидания, в котором находится лирический герой?

(- в сцене ожидания абсолютно ощутима реальность всего происходящего;

— любовь и преображает, и искажает глыбу-человека;

— лирическое «Я» героя достигает колоссальных размеров, но все равно остается человеческим «Я»;

— художественные средства, с помощью которых изображается картина мучительного вечера, передают ощущение напряжения, тревоги;

— изображение предметного, вещного мира как способ передачи состояния лирического героя;

— воспоминания о любимой рождают в душе лирического героя и счастье, и страдания;

— метания лирического героя приводят к сомнениям в существовании и силе любви: литота «любёночек»;

— нервное состояние героя передается посредством многочисленных метафор;

— итог ожиданий лирического героя – образ казненного и т.п.)

4) . А зачем все это? Зачем все эти художественные средства, все эти сумасшедшие метафоры, гиперболы и эпитеты? Он так живет? Зачем этот крик о себе?

(- время Маяковского – время Личности, именно личность – центр вселенной.)

5) . Наконец является героиня. Как она изображена? Что происходит с героем?

(- резкие движения (сравнение со стихотворением «нате»)и в то же время смущена (теребит перчатки);

— напряжена, потому что смущается или тоже страдает;

6) . Как воспринимает герой то, что ему сообщает возлюбленная? Чем он расстроен, потрясен?

(- известие героя убило: внешнее спокойствие и внутренняя смерть.)

7) . Почему Маяковский в исступлении кричит « … Долой вашу любовь!»?

(- такую любовь, расчетливую, буржуазную, основанную на корысти, любовь, которую можно украсть, — он не понимает и не принимает, его личность, его натура ищет другой любви – «громады-любви».)

8) . В мире обывателей, в мире «жирных», судьба возлюбленной – судьба красоты в буржуазном мире, где красота, искусство ценятся на деньги, – поэтому её украли. Как же видит любовь лирический герой?

(- любовь – это «громада» — всеобъемлющее, всепоглощающее чувство;

— подлинная любовь трудна, потому что любовь – это страдание;

— любовь – это недостижимый идеал, к которому стремится душа страдающего героя – трогательного и нежного, но и горячего, мечущегося и озлобленного.)

9) . А каков сам лирический герой? Что ему остается?

(- «прекрасная болезнь», «пожар сердца».)

10) . Почему для передачи состояния лирического героя Маяковский описывает «пожар сердца»? Как вы понимаете смысл этой метафоры?

(- «пожар сердца» сжигает героя изнутри, выворачивает его наизнанку;

— это стихия, неподвластная человеку, поэтому самостоятельно потушить пожар невозможно;

— катастрофа, постигшая героя, сопоставима с мировыми катастрофами и катаклизмами.)

11) . Каков лирический герой поэмы? Каково лирическое «Я» Маяковского?

(- страдающий бунтарь, нежный гигант, всей душой стремящийся к настоящей любви.)

. А теперь что-то поменялось в вашем отношении к увиденному и прочитанному? Какое название поэмы вам кажется предпочтительнее? Какое название более полно отражает внутренний мир, состояние героя?

Учитель: Вернемся к началу…

. Как вы думаете, почему все-таки Маяковский сначала писал поэму одной, (Слайд 11а)

(- дело не в адресате, а в самом чувстве любви, которое проклинает и воспевает Маяковский: если бы адресатов поэмы не было, он бы их обязательно придумал;

— важнее любовь как таковая, любовь, приносящая страдание, муку, сжигающая в огне страсти;

— где есть любовь, там всегда есть и страдание: нет страдания – нет и искусства.)

Итак, любовь, какая бы она ни была, – это способ взаимопонимания, взаимовоздействия, взаимоотношений человека с миром. Другие сферы человеческой жизни, другие способы взаимоотношений с миром – искусство, власть и религия (прежде всего христианское терпение) – изображены в других частях поэмы. Как они помогают создать, дополнить образ лирического героя, — об этом вам придется подумать самостоятельно.

. Какое «имя» вы дали бы сегодняшнему уроку? Почему? Кто он, герой поэмы В.В. Маяковского?

Домашнее задание.

Самостоятельно проанализировать остальные части поэмы «Облако в штанах» и ответить на вопрос: как другие сферы человеческой жизни помогают дополнить образ лирического героя поэмы?

Источник

Оцените статью
Adblock
detector