Методика определения эмоционального напряжения

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Цель: выявление индивидуальных особенностей эмоциональной напряженности ребенка.
Процедура проведения:
Вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если вы с утверждением согласны, поставьте рядом с его номером знак «+»; если нет — знак «-». Если Вы затрудняетесь ответить, напишите «не знаю».

Утверждения

1. Мне с трудом удаётся сосредоточить своё внимание на уроке.
2. Отступление учителем от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной, проверочной работе, экзаменах.
4. Иногда мне кажется, что мои школьные знания по отдельным предметам ничтожны.
5. Отчаявшись выполнять какое – либо задание, я обычно «опускаю руки».
6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности собой.
7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.
8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
9. Меня сильно беспокоит положение в классе.
10. Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости.
11. Я с трудом сосредотачиваюсь на каком–либо задании и это раздражает меня.
12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке, экзаменах.
13. Порой мне кажется, что я не могу усвоить всего учебного материала, и это меня пугает.
14. Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.
15. Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.
16. Во время выступления или ответа я начинаю заикаться.
17. Моё состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
18. Я часто ссорюсь с друзьями по школе из — за пустяков и потом жалею об этом.
19. Состояние класса и отношение его ко мне очень влияет на моё настроение.
20. После ссоры или спора я долго не могу успокоиться.
21. У меня обычно не бывает головных болей после длительной и напряжённой работы.
22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
23. Не выполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.
24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если уверен в своих знаниях.
25. Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках.
26. Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса , задаваемого учителем.
27. Насмешки одноклассников не портят мне настроения.
28. Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.
29. В классе я чувствую себя легко и непринуждённо.
30. Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать всё, что запланирую.

Обработка и интерпретация результатов

1. Подсчитываются ответы «да» в первых 20-ти вопросах.
2. Подсчитайте ответы «нет» на вопросы 21-30.
3. Подсчитайте ответы «не знаю» по всей анкете, разделите пополам.
4. Сложите эти три числа и сравните с приведенными ниже показателями уровней.

Уровни:
0-10 — низкий уровень эмоциональной напряженности ребенка
11-20 — средний
21-30 — высокий

Источник

Методика определения уровня эмоциональной напряженности

Составлена на основе методики Н. М. Пейсахова и Г. Ш. Габлреевой (1988).

Эмоциональная напряженность психическая напряженность, вызванная длительной перегрузкой эмоциональной сферы [4].

Эмоциональная напряженность может возникнуть у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, при умственной и эмоциональной перегрузке, создаваемой необходимостью быстрого принятия ответственного решения; трудностями задачи; дефицитом времени при выполнении значимой для человека деятельности; повышенной ответственностью за выполняемую работу; неудачами в деятельности и т.д.

Состояние эмоциональной напряженности как одно из интенсивных эмоциональных состояний способно «существенно влиять на протекание и общую эффективность деятельности» [2].

В состоянии эмоциональной напряженности у человека, прежде всего, снижается выполнение сложных операций и интеллектуальных задач: резко сокращается объем внима­ния, памяти, появляются нарушения со стороны восприятия и мышления, воспроизводятся бесполезные ненаправленные действия.

Методику можно применять с детьми, начиная с 5-го класса.

Просмотр содержимого документа
«Методика определения уровня эмоциональной напряженности»

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Составлена на основе методики Н. М. Пейсахова и Г. Ш. Габлреевой (1988).

Эмоциональная напряженность психическая напряженность, вызванная длительной перегрузкой эмоциональной сферы [4].

Эмоциональная напряженность может возникнуть у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, при умственной и эмоциональной перегрузке, создаваемой необходимостью быстрого принятия ответственного решения; трудностями задачи; дефицитом времени при выполнении значимой для человека деятельности; повышенной ответственностью за выполняемую работу; неудачами в деятельности и т.д.

Состояние эмоциональной напряженности как одно из интенсивных эмоциональных состояний способно «существенно влиять на протекание и общую эффективность деятельности» [2].

В состоянии эмоциональной напряженности у человека, прежде всего, снижается выполнение сложных операций и интеллектуальных задач: резко сокращается объем внима­ния, памяти, появляются нарушения со стороны восприятия и мышления, воспроизводятся бесполезные ненаправленные действия.

Методику можно применять с детьми, начиная с 5-го класса.

Инструкция: «Если то, о чем говорится в суждении, происходит с Вами всегда, часто, характерно для Вашего поведения – отмечаете «да» в бланке. Если же такое с Вами происходит редко или никогда не бывает – ответ «нет». Если сомневаетесь, отвечаете «не знаю».

Обработка результатов: 1) Подсчитайте количество положительных ответов («да») в первой колонке (ответы на вопросы 1-10), во второй колонке (ответы на вопросы 10-20). В строке «Итого» запишите результат.

2) Подсчитайте количество отрицательных ответов («нет») в третьей колонке (ответы на вопросы 20-30). В строке «Итого» запишите результат.

3) Подсчитайте все ответы «не знаю» по всей анкете и разделите результат пополам.

4) Сложите все полученные результаты и занесите в строку «Всего».

Интерпретация: полученный результат соотнесите со шкалой:

От 0 до 10 свидетельствует о низком уровне эмоционального напряжения;

От 11 до 17 говорит о среднем уровне;

От 18 до 22 выражен высокий уровень эмоционального напряжения;

От 23 до 30 – очень высокий уровень эмоционального напряжения (высокая ранимость, тревожность, конфликтность, неблагоприятные эмоциональные отношения, несформированность систем управления и контроля своей деятельности) [1].

Источник

Методика определения уровня эмоциональной напряженности

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Эмоциональная напряженность психическая напряженность, вызванная длительной перегрузкой эмоциональной сферы [4].

Эмоциональная напряженность может возникнуть у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, при умственной и эмоциональной перегрузке, создаваемой необходимостью быстрого принятия ответственного решения; трудностями задачи; дефицитом времени при выполнении значимой для человека деятельности; повышенной ответственностью за выполняемую работу; неудачами в деятельности и т. д.

Состояние эмоциональной напряженности как одно из интенсивных эмоциональных состояний способно «существенно влиять на протекание и общую эффективность деятельности» [2].

В состоянии эмоциональной напряженности у человека, прежде всего, снижается выполнение сложных операций и интеллектуальных задач: резко сокращается объем внима­ния, памяти, появляются нарушения со стороны восприятия и мышления, воспроизводятся бесполезные ненаправленные действия.

Методику можно применять с детьми, начиная с 5-го класса.

Инструкция: «Если то, о чем говорится в суждении, происходит с Вами всегда, часто, характерно для Вашего поведения – отмечаете «да» в бланке. Если же такое с Вами происходит редко или никогда не бывает – ответ «нет». Если сомневаетесь, отвечаете «не знаю».

Обработка результатов: 1) Подсчитайте количество положительных ответов («да») в первой колонке (ответы на вопросы 1-10), во второй колонке (ответы на вопросы 10-20). В строке «Итого» запишите результат.

2) Подсчитайте количество отрицательных ответов («нет») в третьей колонке (ответы на вопросы 20-30). В строке «Итого» запишите результат.

3) Подсчитайте все ответы «не знаю» по всей анкете и разделите результат пополам.

4) Сложите все полученные результаты и занесите в строку «Всего».

Интерпретация: полученный результат соотнесите со шкалой:

От 0 до 10 свидетельствует о низком уровне эмоционального напряжения;

От 11 до 17 говорит о среднем уровне;

От 18 до 22 выражен высокий уровень эмоционального напряжения;

От 23 до 30 – очень высокий уровень эмоционального напряжения (высокая ранимость, тревожность, конфликтность, неблагоприятные эмоциональные отношения, несформированность систем управления и контроля своей деятельности) [1].

Источник

Методика определения уровня эмоциональной напряженности

Составлена на основе методики Н. М. Пейсахова и Г. Ш. Габлреевой (1988).

Эмоциональная напряженность психическая напряженность, вызванная длительной перегрузкой эмоциональной сферы [4].

Эмоциональная напряженность может возникнуть у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, при умственной и эмоциональной перегрузке, создаваемой необходимостью быстрого принятия ответственного решения; трудностями задачи; дефицитом времени при выполнении значимой для человека деятельности; повышенной ответственностью за выполняемую работу; неудачами в деятельности и т.д.

Состояние эмоциональной напряженности как одно из интенсивных эмоциональных состояний способно «существенно влиять на протекание и общую эффективность деятельности» [2].

В состоянии эмоциональной напряженности у человека, прежде всего, снижается выполнение сложных операций и интеллектуальных задач: резко сокращается объем внима­ния, памяти, появляются нарушения со стороны восприятия и мышления, воспроизводятся бесполезные ненаправленные действия.

Методику можно применять с детьми, начиная с 5-го класса.

Просмотр содержимого документа
«Методика определения уровня эмоциональной напряженности»

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Читайте также:  Регулирование по напряжению при сварке

Составлена на основе методики Н. М. Пейсахова и Г. Ш. Габлреевой (1988).

Эмоциональная напряженность психическая напряженность, вызванная длительной перегрузкой эмоциональной сферы [4].

Эмоциональная напряженность может возникнуть у человека при попадании в трудные, экстремальные условия, при умственной и эмоциональной перегрузке, создаваемой необходимостью быстрого принятия ответственного решения; трудностями задачи; дефицитом времени при выполнении значимой для человека деятельности; повышенной ответственностью за выполняемую работу; неудачами в деятельности и т.д.

Состояние эмоциональной напряженности как одно из интенсивных эмоциональных состояний способно «существенно влиять на протекание и общую эффективность деятельности» [2].

В состоянии эмоциональной напряженности у человека, прежде всего, снижается выполнение сложных операций и интеллектуальных задач: резко сокращается объем внима­ния, памяти, появляются нарушения со стороны восприятия и мышления, воспроизводятся бесполезные ненаправленные действия.

Методику можно применять с детьми, начиная с 5-го класса.

Инструкция: «Если то, о чем говорится в суждении, происходит с Вами всегда, часто, характерно для Вашего поведения – отмечаете «да» в бланке. Если же такое с Вами происходит редко или никогда не бывает – ответ «нет». Если сомневаетесь, отвечаете «не знаю».

Обработка результатов: 1) Подсчитайте количество положительных ответов («да») в первой колонке (ответы на вопросы 1-10), во второй колонке (ответы на вопросы 10-20). В строке «Итого» запишите результат.

2) Подсчитайте количество отрицательных ответов («нет») в третьей колонке (ответы на вопросы 20-30). В строке «Итого» запишите результат.

3) Подсчитайте все ответы «не знаю» по всей анкете и разделите результат пополам.

4) Сложите все полученные результаты и занесите в строку «Всего».

Интерпретация: полученный результат соотнесите со шкалой:

От 0 до 10 свидетельствует о низком уровне эмоционального напряжения;

От 11 до 17 говорит о среднем уровне;

От 18 до 22 выражен высокий уровень эмоционального напряжения;

От 23 до 30 – очень высокий уровень эмоционального напряжения (высокая ранимость, тревожность, конфликтность, неблагоприятные эмоциональные отношения, несформированность систем управления и контроля своей деятельности) [1].

Источник

Опросник для изучения эмоциональной напряженности

1. Мне с трудом удаётся сосредоточить своё внимание на уроке.

2. Если учитель на уроке отступает от основной темы занятий, то это сильно отвлекает меня.

3. Я постоянно тревожусь, если предстоит контрольная или проверочная работа, экзамен.

4. Иногда мне кажется, что мои школьные знания по отдельным предметам ничтожны.

5. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно “опускаю руки”.

6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.

7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.

8. Неожиданный вопрос учителя заставляет меня теряться.

9. Меня сильно беспокоит моё положение в классе.

10. Я безвольный человек, и это мешает мне хорошо учиться.

11. Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании и это раздражает меня.

12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед вопросом на уроке, экзамене.

13. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала и меня это пугает.

14. Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.

15. Возможные неудачи на экзаменах сильно тревожат меня.

16. Во время ответа или выступления я начинаю заикаться.

17. Моё состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

18. Я часто ссорюсь с друзьями по школе из-за пустяков и потом жалею об этом.

19. Состояние класса и его отношение ко мне очень влияет на моё настроение.

20. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

21. У меня обычно не болит голова после долгой и напряжённой работы.

22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.

23. Невыполненные задания или неудача на контрольной работе не волнуют меня.

24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если уверен в своих знаниях.

25. Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзаменах и стараюсь не думать о возможных ошибках.

26. Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса, заданного учителем.

27. Насмешки одноклассников не портят мне настроения.

28. Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.

29. В классе я чувствую себя легко и непринуждённо.

30. Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать всё, что запланировал.

Инструкция испытуемому: Вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если утверждения соответствуют вашему имеющемуся опыту или часто повторяющимся состояниям, то есть если вы согласны с утверждением, то у его порядкового номера поставьте знак “+” или напишите “да”, если же вы с этим утверждением не согласны, то напишите знак “-“ или ответ “нет”. Если же вы затрудняетесь ответить, то напишите “не знаю”. Старайтесь не делать пропусков и отвечать на все утверждения. Утверждения можно предлагать в устной форме.

1. Подсчитайте, сколько ответов “да” имеется в первых двух колонках.

2. Подсчитайте, сколько ответов “нет” в последней колонке.

3. Подсчитайте количество ответов “не знаю” по всей анкете и поделите на 2.

4. Сложите все три числа и полученный ответ сравните со шкалой для оценки.

Шкала эмоциональной напряжённости:

низкий средний высокий
0-10 10-18 18-22

Для школьников, обладающих высокой эмоциональной напряжённостью, характерны несформированность системы управления и контроля своей деятельности: неверное предвидение и оценка своих возможностей, состояние тревожного ожидания без особых причин, высокая ранимость и обидчивость, ведущие к конфликтности в межличностных отношениях.

Сферу деятельности, вызывающую наибольшую напряжённость, можно определить следующим образом:

Рабочее внимание на уроке – суммировать ответы “да” на вопросы 1, 2, 8, 11 и “нет” на вопросы 21, 22, 26, 30, а также ответы “не знаю” на эти же вопросы, поделённые на 2.

Контроль учителя – суммировать ответы “да” на вопросы 3, 7, 12, 15, 1 и “нет” на вопросы 23, 24, а также ответы “не знаю” на эти же вопросы, поделённые на 2.

Самоконтроль – суммировать ответы “да” на вопросы 4, 5, 6, 10, 13 и “нет” на вопрос 25, а также ответы “не знаю” на эти же вопросы.

Общение и взаимоотношения в классе – суммировать ответы “да” на вопросы 9, 14, 16, 18, 19, 20 и “нет” на вопросы 27, 28, 29, а также ответы “не знаю” на эти же вопросы, поделённые на 2.

Сферу наибольшей напряжённости выявляют, расположив полученные результаты по убывающей.

Полученные данные о высокой напряжённости можно сравнить с общей успеваемостью школьника и использовать в работе классного руководителя или в беседе с родителями.

При проведении опроса не индивидуально, а с группой или всем классом, рекомендуется объединять школьников по результатам опроса в группы с низкой, средней и высокой эмоциональной напряжённостью. Возможно сравнение в этом отношении классов по параллелям или прослеживание динамики эмоциональной напряжённости по возрастам.

«Стиль саморегуляции поведения» ССПМ

Показатели: планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств — гибкости и самостоятельности.

Вопросов 46

Опросник был создан в 1988 году в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции и пригодна как для научных исследований, так и в качестве инструмента практической диагностики различных аспектов индивидуальной саморегуляции. Утверждения опросника построены на типичных жизненных ситуациях и не имеют непосредственной связи со спецификой какой-либо профессиональной или учебной деятельности.

Цель методики —это диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств — гибкости и самостоятельности.

Опросник ССПМ состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ), которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Утверждения опросника входят в состав шести шкал (по 9 утверждений в каждой), выделенных в соответствии с основными регуляторными процессами планирования (Пл), моделирования (М), программирования (Пр), оценки результатов (Ор), а также и регуляторно-личностными свойствами: гибкости (Г) и самостоятельности (С). Структура опросника такова, что ряд утверждений входят в состав сразу двух шкал. Это относится к тем утверждениям опросника, которые характеризуют как регуляторный процесс, так и регуляторно-личностное качество.

Инструкция: Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения.

Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: «Верно», «Пожалуй, верно», «Пожалуй, неверно», «Неверно» и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов.

Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.

Таблица 4.11. Опросник «Стиль саморегуляции поведения»

Утверждения Верно Пожалуй, верно Пожалуй, неверно Неверно
1. Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях.
2. Люблю всякие приключения, могу идти на риск.
3. Стараюсь всегда приходить вовремя, но, тем не менее, часто опаздываю.
4. Придерживаюсь девиза «Выслушай совет, но сделай по-своему».
5. Часто полагаюсь на свои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлюсь заранее представить последовательность своих действий.
6. Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам я это не всегда замечаю.
7. Накануне контрольных или экзаменов у меня обычно появлялось чувство, что не хватило 1-2 дней для подготовки.
8. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра.
9. Мне трудно себя заставить что-либо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает.
10. Не всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие меня люди.
11. Переход на новую систему работы не причиняет мне особых неудобств.
12. Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей.
13. Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
14. Не выношу, когда меня опекают и за меня что-то решают.
15. Не люблю много раздумывать о своем будущем.
16. В новой одежде часто ощущаю себя неловко.
17. Всегда заранее планирую свои расходы, не люблю делать незапланированных покупок.
18. Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями.
19. Мое отношение к будущему часто меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
20. Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать.
21. Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей.
22. Мои планы на будущее обычно реалистичны, и я не люблю их менять.
23. В первые дни отпуска (каникул) при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта.
24. При большом объеме работы неминуемо страдает качество результатов.
25. Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.
Читайте также:  Термообработка после сварки для снятия напряжений гост
26. Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.
27. Бывает, что настаиваю на своем, даже когда не уверен в своей правоте.
28. Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана.
29. Прежде чем выяснять отношения, стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта.
30. В случае неудачи всегда ищу, что же было сделано неправильно.
31. Не люблю посвящать кого-либо в свои планы, редко следую чужим советам.
32. Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться в бой, а затем искать средства для победы.
33. Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность.
34. Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе.
35. Если я занят чем-то важным для себя, то могу работать в любой обстановке.
36. В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.
37. Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.
38. Редко отступаюсь от начатого дела.
39. Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам в случае усталости и плохого самочувствия.
40. Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях.
41. Про меня говорят, что я «разбрасываюсь», не умею отделить главное от второстепенного.
42. Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет.
43. Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно.
44. После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результаты.
45. Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны.
46. Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать все по-своему.

Обработка результатов. Подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где «Да» означает положительные ответы, а «Нет» — отрицательные.

Ключ опросника «Стиль саморегуляции поведения»

Шкала Да Нет
Шкала планирования (Пл) 1,8, 17, 22, 28, 31, 36 15, 42
Шкала моделирования (М) 11, 37 3, 7, 19, 23, 26, 33, 41
Шкала программирования (Пр) 12, 20, 25, 29, 38, 43 5, 9, 32
Шкала оценки результатов (ОР) 30, 44 6, 10, 13, 16, 24, 34, 39
Шкала гибкости (Г) 2, 11, 25, 35, 36, 45 16, 18, 23
Шкала самостоятельности (С) 4, 12, 14, 21, 27, 31, 40, 46
Шкала Общего уровня саморегуляции (ОУ) 1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 40, 43, 44, 45, 46 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19, 23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42

Описание шкал.

Шкала «Планирование» (Пл)характеризует индивидуальные особенности выдвижения и удержания целей, сформированность у человека осознанного планирования деятельности.

Высокие показателипо этой шкале указывают на сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно.

У испытуемых с низкими показателямипо этой шкале потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене,

поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.

Шкаш «Моделирование» (М)позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях, степень их осознанности, детализированности и адекватности.

Испытуемые с высокими показателямипо этой шкале способны выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям.

У испытуемых с низкими показателямипо шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Шкала «Программирование» (Пу)диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий.

Высокие показателипо этой шкале говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого для человека результата.

Низкие показателипо шкале программирования говорят о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок.

Шкапа«Оиенивание результатов»(Ор) характеризует

индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения.

Высокие показателипо этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий.

При низких показателяхпо этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.

Шкала «Гибкость» (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, то есть способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.

Испытуемые с высокими показателямипо шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования и вносят соответствующую коррекцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска.

Испытуемые с низкими показателямипо шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Шкапа «Самостоятельность» (С) характеризует развитость регуляторной автономности.

Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

Испытуемые с низкими показателямипо шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регуляторные сбои.

Опросник в целом работает как единая шкала «Общий уровеньсамоуегуляиии» (ОУ). которая оценивает общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека.

Испытуемые с высокими показателями общего уровня саморегуляции самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

Читайте также:  Напряжение для порошковых красок

У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей, по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно, успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.

Опросник способов совладания (Адаптация методики WCQ) 37

Р. Лазарус и С. Фолкман(Адаптация методики WCQ) 37

Параметры: Конфронтационный копинг, Дистанцирование, Самоконтроль, Поиск социальной поддержки, Принятие ответственности, Бегство-избегание, Планирование решения проблемы, Положительная переоценка. Вопросов 50

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году. (Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладеющее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Данные шкалы разделяют на три группы по таким основным критериям как решение проблемы, поиск и использование социальной поддержки, регулирование эмоций:

1. Планирование решения проблемы.

2. Поиск социальной поддержки.

3. Шесть эмоционально-фокусированных шкал.

В целом опросник дифференцирует людей, по-разному действующих в специфических для них трудных ситуациях (одиночество, беременность, приближающийся экзамен, деструктивность семейного взаимодействия и т.д.).

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

1. подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто — 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов: — это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по суммарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

  • Конфронтационный копинг — пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • Дистанцирование — пункты: 8,9,11,16,32,35.
  • Самоконтроль — пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
  • Поиск социальной поддержки — пункты: 4,14,17,24,33,36.
  • Принятие ответственности — пункты: 5,19,22,42.
  • Бегство-избегание — пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
  • Планирование решения проблемы — пункты: 1,20,30,39,40,43.
  • Положительная переоценка — пункты: 15,18,23,28,29,45,48.
  • Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  • Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  • Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  • Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  • Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  • Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  • Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  • Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса

Данная методика направлена на выявление предпочитаемых Вами способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Отметьте, пожалуйста, рядом с каждым из следующих утверждений, насколько часто Вы так действуете в трудных ситуациях. Для этого обведите цифру в соответствующем столбце.

ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я… никогда редко иногда часто
1. Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше — на следующем шаге.
2. Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать: главное – делать хоть что-нибудь.
3. Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение.
4. Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации.
5. Критиковал и укорял себя.
6. Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть.
7. Надеялся на чудо.
8. Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет.
9. Вел себя, как будто ничего не произошло.
10. Старался не показывать своих чувств.
11. Пытался увидеть в ситуации и что-то положительное.
12. Спал больше обычного.
13. Срывал свою досаду на тех, кто повлек на меня проблемы.
14. Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь.
15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески.
16. Пытался забыть все это.
17. Обращался за помощью к специалистам.
18. Менялся или рос как личность в положительную сторону.
19. Извинялся или старался все загладить.
20. Составлял план действий.
21. Старался дать какой-то выход своим чувствам.
22. Понимал, что я сам вызвал эту проблему.
23. Набирался опыта в этой ситуации.
24. Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации.
25. Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами.
26. Рисковал напропалую.
27. Старался действовать не слишком поспешно, — доверяясь первому порыву.
28. Находил новую веру во что-то.
29. Вновь открывал для себя что-то важное.
30. Что-то менял так, что все улаживалось.
31. В целом избегал общения с людьми.
32. Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться.
33. Спрашивал совета у родственника или у друга, которого уважал.
34. Старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела.
35. Отказывался воспринимать это слишком серьезно.
36. Говорил с кем-то о том, что я чувствую.
37. Стоял на своем и боролся за то, что хотел.
38. Вымещал это на других людях.
39. Пользовался прошлым опытом — мне приходилось уже попадать в такие ситуации.
40. Знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить.
41. Отказывался верить, что это действительно произошло.
42. Я давал себе обещание, что в следующий раз все будет по-другому.
43. Находил пару других способов решения проблемы.
44. Старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах.
45. Что-то менял в себе.
46. Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось.
47. Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться.
48. Молился.
49. Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать.
50. Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему.

1. подсчитываем баллы, суммируя по каждой субшкале: никогда — 0 баллов;

редко — 1 балл; иногда — 2 балла; часто — 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов/max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

— это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по суммарному баллу:

0-6 — низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 — средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 — высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Субшкала (тип копинга) Пункты
Конфронтационный копинг 2,3,13,21,26,37
Дистанцирование 8,9,11,16,32,35
Самоконтроль 6,10,27,34,44,49,50
Поиск социальной поддержки 4,14,17,24,33,36
Принятие ответственности 5,19,22,42
Бегство-избегание 7,12,25,31,38,41,46,47
Планирование решения проблемы 1,20,30,39,40,43
Положительная переоценка 15,18,23,28,29,45,48

Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты: поиск социальной поддержки; усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно- фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

Положительная переоценка. УСИЛИЯ ПОсозданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector