Напряжение бортовой сети вертолета ми8

Тема 13

Електроенергія

Общие сведения об электрооборудовании вертолета

Электрооборудование вертолета Ми-8МТВ (Ми-8АМТ) объединяет систему электроснабжения, распределительную сеть и потребители электрической энергии.

Система электроснабжения вертолета Ми-8МТВ (Ми-8АМТ) включает в себя первичную и вторичную системы электроснабжения, а также питание от наземных источников.

Распределительная сеть предназначена для передачи электрической энергии от источников к потребителям, защиты потребителей и источников электроэнергии от перегрузок и коротких замыканий, управления и контроля за работой источников и потребителей электроэнергии.

Потребителями электроэнергии на вертолете являются агрегаты и устройства, входящие в различные вертолетные системы, а также приборное и радиоэлектронное оборудование.

Система переменного тока вертолета Ми-8МТВ

Первичная система электроснабжения — система трехфазного переменного тока напряжением 204 В частотой 400 Гц и вторичные системы переменного тока (система однофазного переменного тока напряжением 115 В частотой 400 Гц, система трехфазного переменного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц, система однофазного переменного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц) образуют единую систему переменного тока, которая предназначена для питания потребителей всеми видами электроэнергии переменного тока.

Источниками электроэнергии в системе переменного тока являются:
— два генератора СГС-40ПУ с аппаратурой защиты, включения, регулирования и фильтрами защиты от радиопомех, которые образуют два независимых канала электропитания — канал генератора № 1 и канал генератора № 2;
— трансформатор ТС/1-2;
— трансформатор ТС310С04Б;
— два трансформатора ТР-115/36 (основной и запасной);
— преобразователь ПО-500А;
— преобразователь ПТ-200Ц.

Каждый канал включает в себя следующие агрегаты:
— генератор СГС-40ПУ;
— коробку включения и регулирования КВР-3-2;
— автомат защиты сети от перенапряжения АЗП-1-3Д;
— регулятор напряжения РН-600 с выносным сопротивлением ВС-33А;
— коробку отсечки частоты КОЧ-1А.

Для обеспечения надежности работы генераторов СГС-40ПУ предусмотрено питание обмоток возбуждения и цепей управления генераторов параллельно от аккумуляторной шины и шины ВУ через полупроводниковые вентили ВЛ-200-4-14. Генераторы к шинам своих каналов подключаются контакторами ТКС203ДОД,

которые управляются по сигналам от коробок КВР-3-2.

Управление системой переменного тока вертолета Ми-8МТВ

Управление и контроль за работой системы осуществляются с электрощитка электропульта пилотов.

Включение системы переменного тока производится при наличии напряжения на аккумуляторных шинах 27 В после запуска двигателей при оборотах несущего винта не ниже 86%, когда частота переменного тока будет достаточной для срабатывания коробки КОЧ-1А (360. 390 Гц). Переключатели «ПО

36» должны быть установлены в положение «АВТОМАТ».

Для включения системы выключатели «ГЕНЕРАТОРЫ — I» и «ГЕНЕРАТОРЫ — II» необходимо установить в положение «ВКЛ». При этом загораются красные табло «ГЕНЕР I ОТКАЗАЛ» и «ГЕНЕР II ОТКАЗАЛ». Если генераторы и их цепи исправны, то не более чем через 6 с табло гаснут. Это свидетельствует о подключении генераторов к сети. После подключения генераторов к сети необходимо включить нагрузку и проверить напряжение на шинах. В качестве нагрузки должны быть включены выпрямительные устройства, максимально возможные потребители постоянного тока, радио- и навигационное оборудование.

Контроль напряжения осуществляется с помощью галетного переключателя по показаниям вольтметра ВФ-0,4-250. В системе предусмотрен контроль напряжения между фазами генераторов (линейного), напряжения аэродромного источника питания и напряжения на шинах

115 В. Выносными сопротивлениями ВС-33А «I — РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ — II» напряжение генераторов выставляется равным 204 В. В процессе эксплуатации системы электроснабжения напряжение между фазами генераторов (линейное) должно быть в пределах 200. 208 В. Напряжение на шинах

Читайте также:  Диод в генератор газель для повышения напряжения

115 В должно быть в пределах 109. 121 В. О наличии напряжения на шинах 3Ф

400 Гц 36 В можно судить по работе авиагоризонта АГБ-3.

Ток нагрузки генераторов контролируется по показаниям амперметра АФ1-150 «I — ТОК ГЕНЕРАТ — II». При нормальных условиях работы системы ток нагрузки должен быть:
— для генератора I — не более 10 А в фазе;
— для генератора II — не более 15 А в фазе.

При полете в условиях обледенения ток нагрузки должен быть:
— для генератора I — не более 100 А в фазе;
— для генератора II — не более 30 А в фазе.

При отказе канала одного генератора в нормальных условиях ток нагрузки работающего генератора должен быть не более 30 А в фазе.

При отказе канала одного генератора в условиях обледенения ток нагрузки работающего генератора должен быть не более 110 А в фазе.

Включение резервных источников: преобразователи ПО-500А и ПТ-200Ц автоматически запускаются в работу при отказе каналов обоих генераторов СГС-40ПУ или трансформаторов ТС/1-2 и ТС310С04Б соответственно. При включении преобразователя ПО-500А загорается табло «ПО-500 ВКЛЮЧ». Преобразователи можно включить вручную, установив переключатели «ПО

36» в положение «РУЧНОЕ». После загорания сигнального табло «ПО-500 ВКЛЮЧ» необходимо проверить напряжение на его шине, установив галетный переключатель в положение «

Включение в работу трансформаторов ТР-115/36 производится переключателем «ТРАНСФ. ДИМ: ОСНОВН. — ЗАПАС.», установленным на центральном пульте.

Система переменного тока вертолета Ми-8АМТ

Первичная система электроснабжения и вторичные системы переменного тока образуют единую систему переменного тока, которая обеспечивает питание потребителей всеми видами электроэнергии переменного тока.

Источниками и преобразователями системы переменного тока являются:
— система генерирования;
— два трансформатора ТС310С04Б;
— два трансформатора Тр115/36;
— преобразователь ПТС-800БМ;
— преобразователь СПО-9.

Система генерирования предназначена для питания трехфазным переменным током напряжением 115/200 В и частотой 400 Гц оборудования вертолета, состоит из двух каналов, работающих раздельно, и включает в себя:
— два генератора ГТ40ПЧ8В;

— два блока регулирования напряжения БРН120Т5А;
— два блока защиты и управления БЗУНП355Г;

— две рамы РМ-355Г;
— два блока трансформатора тока БТТ40БТ;
— блок чередования фаз БЧФ-208

Управление системой переменного тока вертолета Ми-8АМТ

Управление и контроль за работой системы осуществляются с электрощитка электропульта пилотов.

Система переменного тока включается после запуска двигателей при достижении оборотов несущего винта не менее 92%.

Перед включением генераторов производится оперативный контроль исправности системы нажатием переключателей ГЕНЕРАТОРЫ в положение КОНТРОЛЬ. При этом за время не более 5 с должны погаснуть табло ГЕН.№1 ОТКЛ, ГЕН.№2 ОТКЛ. После отпускания переключателей эти табло должны загореться вновь.

Для включения системы переключатели ГЕНЕРАТОРЫ необходимо установить в положение 1 и 2, причем первым включается генератор № 2, затем, если включено аэродромное питание переменным током, — выключатель АЭР ПИТАН — в положение ВЫКЛ.

При достижении на клеммах генераторов нормального напряжения и частоты они автоматически включаются на бортсеть, о чем сигнализирует погасание табло ГЕН.№1 ОТКЛ, ГЕН.№2 ОТКЛ.

Переключатели резервных источников ТР-Р 36 В и ПТ должны быть установлены в положение АВТОМАТ.

Контроль напряжения осуществляется с помощью галетного переключателя по показаниям вольтметра ВФ04-150. В системе предусмотрен контроль фазных напряжений А, В, С генераторов № 1 и 2 или аэродромного источника питания и шин преобразователя ПТС-800БМ в зависимости от положения переключателя КОНТРОЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРЫ — ПТС АЭР. ПИТАН. Фазные напряжения должны быть в пределах 115…119 В.

Читайте также:  Химия 9 класс химические свойства металлов электрохимический ряд напряжений металлов

Ток нагрузки генераторов контролируется в наиболее нагруженной фазе по показаниям амперметров АФ1-150.

При нормальных условиях работы ток нагрузки должен быть:
— для генератора № 1 порядка 10…30 А;
— для генератора № 2 порядка 10…100 А.

При полете в условиях обледенения ток нагрузки должен быть:
— для генератора № 1 порядка 80…110 А;
— для генератора № 2 порядка 80…100 А.

При отказе обоих каналов системы генерирования автоматически включается в работу преобразователь ПТС-800БМ и загорается сигнальное табло ПТС ВКЛЮЧЕН. При отказе только одного канала преобразователь не включается.

При отказе основного трансформатора ТС310С04Б автоматически включается в работу резервный трансформатор ТС310С04Б и загорается сигнальное табло

Преобразователь или резервный трансформатор можно включить вручную, установив переключатели ТР-Р 36 В и ПТС в положение РУЧНОЕ. После загорания сигнального табло ПТС ВКЛЮЧЕН необходимо проверить напряжение на шинах преобразователя, установив галетный переключатель в соответствующее положение.

Система постоянного тока вертолета Ми-8МТВ

Вторичная система постоянного тока и резервные источники постоянного тока с распределительными шинами, коммутационной и защитной аппаратурой, аппаратурой управления и сигнализации образуют систему постоянного тока, которая предназначена для питания оборудования вертолета постоянным током напряжением 27 В.

Источниками электроэнергии в системе постоянного тока являются:
— три выпрямительных устройства ВУ-6А;
— две аккумуляторные батареи 12САМ-28;
— стартер-генератор СТГ-3 двигателя АИ-9В.

Аккумуляторные батареи 12САМ-28

Аккумуляторные батареи 12САМ-28 относятся к химическим источникам тока. Каждая аккумуляторная батарея состоит из 12 последовательно соединенных элементов, что позволяет иметь на клеммах аккумуляторной батареи номинальное напряжение 24 В.

Аккумуляторные батареи являются постоянно действующими резервными источниками электроэнергии постоянного тока и обеспечивают:
— питание жизненно необходимых потребителей в случае отказа первичной и вторичной систем электроснабжения;
— автономный запуск двигателя АИ-9В.

На вертолете установлены две аккумуляторные батареи 12САМ-28 в специальных контейнерах.

Управление системой постоянного тока вертолета Ми-8МТВ

Управление системой постоянного тока осуществляется с правой боковой панели электропульта пилотов.

Система постоянного тока включается при подключенном к борту наземном источнике переменного тока после включения в работу системы переменного тока, при этом автоматы защиты выпрямительных устройств в левом и правом РК должны быть включены.

Выключатели аккумуляторов «АККУМУЛ I» и «АККУМУЛ II» необходимо установить в положение «ВКЛ», при этом загораются табло «ВКЛЮЧИ ВЫПР I», «ВКЛЮЧИ ВЫПР II», «ВКЛЮЧИ ВЫПР III». После этого выключатели выпрямительных устройств «ВЫПРЯМИТЕЛИ I», «ВЫПРЯМИТЕЛИ II» и «ВЫПРЯМИТЕЛИ III» устанавливаются в положение «ВКЛ». Табло «ВКЛЮЧИ ВЫПР I», «ВКЛЮЧИ ВЫПР II» и «ВКЛЮЧИ ВЫПР III» должны погаснуть. Это свидетельствует о подключении выпрямительных устройств к сети.

Проверка оборудования должна производиться от наземных источников постоянного или переменного тока. При отсутствии наземных источников (внеаэродромное базирование вертолета) проверка оборудования производится от стартер-генератора СТГ-3 двигателя АИ-9В.

Перед включением стартер-генератора СТГ-3 необходимо произвести запуск двигателя АИ-9В и после выхода его на нормальные обороты установить выключатель «РЕЗЕРВН ГЕНЕРАТ» в положение «ВКЛ». При этом срабатывает комплексный аппарат ДМР-200Д и подключает СТГ-3 к аккумуляторной шине.

Для проверки оборудования от СТГ-3 включается выключатель «ПРОВЕРКА ОБОРУД», загорается табло с красным светофильтром «ПРОВЕР ОБОРУД» и шина ВУ соединяется с аккумуляторной шиной.

Читайте также:  Huawei r4830g1 регулировка напряжения

ВНИМАНИЕ: ВВИДУ ОГРАНИЧЕННОЙ МОЩНОСТИ (3 кВт) СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОРА СТГ-3 ПРОВЕРКУ ОБОРУДОВАНИЯ ПРОИЗВОДИТЕ ПООЧЕРЕДНО.

После проверки оборудования необходимо выключить выключатели «РЕЗЕРВН ГЕНЕРАТ» и «ПРОВЕРКА ОБОРУД», выключить двигатель АИ-9В и выключить аккумуляторные батареи.

Напряжение аккумуляторных батарей контролируется до их подключения к бортсети при установке галетного переключателя в положение «АККУМУЛ I» и «АККУМУЛ II».

Напряжение на шине ВУ контролируется после включения выпрямительных устройств при установке галетного переключателя в положение «ШИНЫ ВЫПР».

Напряжение на аккумуляторной шине контролируется после подключения аккумуляторов к бортсети при установке галетного переключателя в положение «ШИНЫ АКК».

Напряжение резервного генератора контролируется до его подключения к бортсети при установке галетного переключателя в положение «РЕЗЕР ГЕН».

Подрегулировка напряжения резервного генератора производится сопротивлением ВС-25ТВ «РЕГУЛИР НАПРЯЖ».

Контроль токов осуществляется амперметрами А-1 при подключении нагрузки к шинам системы. Средняя нагрузка на каждое выпрямительное устройство составляет 35. 50А. Максимальная нагрузка (сложные метеоусловия, работает ПОС) на каждое устройство — не более 90А. Ток нагрузки резервного генератора не должен превышать 100А.

На вертолетах выпуска с мая 1984 г. введена сигнализация отказа аппарата ДМР-200Д. Сигнализация неисправности в цепи питания аккумуляторной шины (отказ аппарата ДМР-200Д) предназначена для своевременного обнаружения экипажем в полете момента перехода питания потребителей от генераторов на аккумуляторы. Неисправность в цепи питания аккумуляторной шины определяется по загоранию красного табло «СЕТЬ ПИТ ОТ АККУМ», расположенного на левой приборной доске в кабине пилотов. Для исключения разрядки аккумуляторов в полете (в случае неисправности в цепи питания аккумуляторной шины) предусмотрено принудительное подключение аккумуляторной шины к шине ВУ с помощью выключателя «СЕТЬ НА ВУ», расположенного на центральном пульте пилотов.

Система постоянного тока вертолета Ми-8АМТ

Вторичная система постоянного тока и резервные источники постоянного тока с распределительными шинами, коммутационной и защитной аппаратурой, аппаратурой управления и сигнализации образуют систему постоянного тока, которая предназначена для питания оборудования вертолета постоянным током напряжением 27 В.

Источниками электроэнергии в системе постоянного тока являются:

— два выпрямительных устройства ВУ-6Б с комплексными аппаратами

— две аккумуляторные батареи 20НКБН-25;

— стартер-генератор СТГ-3 двигателя АИ-9В с аппаратурой защиты и регулирования.

Коммутационная и защитная аппаратура системы размещена в распределительных устройствах — РК левом, РК правом, РК запуска ВСУ и на щитке предохранителей.

Аккумуляторные батареи 20НКБН-25

Аккумуляторные батареи 20НКБН-25 относятся к химическим источникам тока. В качестве электролита используется гидрат окиси калия с добавкой гидроксида лития.

Положительный электрод: металлокерамическая никелевая лента с активной массой из оксида никеля, отрицательный электрод: намазная никелевая лента с активной массой из оксида кадмия. Материал корпуса аккумулятора — полиамид, контейнера — нержавеющая сталь. Материал сепаратора положительного электрода — капроновая ткань, отрицательного электрода — полимерный волокнистый сепарационный материал.

Аккумуляторные батареи являются постоянно действующими резервными источниками электроэнергии постоянного тока и обеспечивают:

— питание жизненно необходимых потребителей в случае отказа первичной и вторичной систем электроснабжения;
— автономный запуск двигателя АИ-9В.

На вертолете установлены две аккумуляторные батареи 20НКБН-25.

Управление системой постоянного тока вертолета Ми-8АМТ

Управление системой осуществляется с электрощитка электропульта пилотов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Adblock
detector