Номинальное напряжение переменного тока в устройствах сцб

orgperevozok.ru

Технология транспортных процессов

Главная » ПТЭ » Приложение 4. Устройства электроснабжения (версия для печати)

Новое

Популярное

Приложение 4. Устройства электроснабжения

Приложение № 4
к Правилам технической
эксплуатации железных дорог
Российской Федерации

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

1. Устройства технологического электроснабжения должны обеспечивать надежное электроснабжение:
электроподвижного состава (включая моторвагонный железнодорожный подвижной состав) для движения поездов с установленными нормами массы, скоростями и интервалами между ними при установленных размерах движения;
устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и вычислительной техники не менее, чем от двух независимых источников электроэнергии, при которых переход с основной системы электроснабжения на резервную или наоборот должен происходить автоматически за время не более 1,3 секунды.
До переустройства систем технологического электроснабжения допускается выполнять переход с основной системы на резервную или обратно за время, установленное, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
При наличии аккумуляторного резерва источника технологического электроснабжения автоматической и полуавтоматической блокировки он должен быть в постоянной готовности и обеспечивать бесперебойную работу устройств сигнализации, централизации и блокировки, переездной сигнализации в течение не менее восьми часов при условии, что основное электропитание не отключалось в предыдущие 36 часов.
Для обеспечения надежного технологического электроснабжения должны проводиться периодический контроль состояния сооружений и устройств технологического электроснабжения, измерение их параметров с использованием вагонов-лабораторий, приборов диагностики, а также должны осуществляться плановые ремонтные работы.

2. Уровень напряжения на токоприемнике электроподвижного состава должен быть не менее 21 кВ при переменном токе, 2,7 кВ при постоянном токе и не более 29 кВ при переменном токе и 4 кВ при постоянном токе.
В исключительных случаях, на отдельных участках железнодорожных путей общего пользования по разрешению владельца инфраструктуры допускается уровень напряжения не менее 19 кВ при переменном токе и 2,4 кВ при постоянном токе.
Номинальное напряжение переменного тока на устройствах сигнализации, централизации и блокировки и связи должно быть 110, 220 или 380 В. Отклонения номинального напряжения (в том числе кратковременные) от указанных величин допускаются в сторону уменьшения и увеличения, но не более чем на 10%.

3. Устройства технологического электроснабжения должны защищаться от токов короткого замыкания, перенапряжений, включая атмосферные и коммутационные, и перегрузок сверх установленных норм.
Металлические подземные сооружения, а также металлические и железобетонные мосты, путепроводы, опоры контактной сети, светофоры, гидроколонки и т.п., находящиеся в районе линий, электрифицированных на постоянном токе, должны быть защищены от электрической коррозии.
Тяговые подстанции линий, электрифицированных на постоянном токе, а также электроподвижной состав должны иметь защиту от проникновения в контактную сеть токов, нарушающих нормальное действие устройств сигнализации, централизации и блокировки и связи.
Линии электропередачи напряжением свыше 1000 В, проложенные по опорам контактной сети, должны отключаться при однофазных замыканиях на землю.

4. Высота подвеса контактного провода вне искусственных сооружений должна быть не менее:
на перегонах и железнодорожных станциях — 5750 мм;
на железнодорожных переездах — 6000 мм.
Высота подвеса контактного провода в пределах искусственных сооружений должна быть не менее:
5550 мм — для контактной сети постоянного тока напряжением 3 кВ;
5570 мм — для контактной сети переменного тока напряжением 25 кВ.
Высота подвеса контактного провода должна быть не более 6800 мм.

5. В пределах искусственных сооружений расстояние от токоведущих элементов токоприемника и частей контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и железнодорожного подвижного состава должно быть не менее 200 мм на линиях, электрифицированных на постоянном токе, и не менее 270 мм — на переменном токе.

6. Расстояние от оси крайнего железнодорожного пути до внутреннего края опор контактной сети на перегонах и железнодорожных станциях должно быть не менее 3100 мм.
Опоры в выемках должны устанавливаться вне пределов кюветов.
В особо сильно снегозаносимых выемках (кроме скальных) и на выходах из них (на длине 100 м) расстояние от оси крайнего железнодорожного пути до внутреннего края опор контактной сети должно быть не менее 5700 мм. Перечень таких мест определяется, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
На существующих линиях до их реконструкции, а также в особо трудных условиях на вновь электрифицируемых линиях расстояние от оси железнодорожного пути до внутреннего края опор контактной сети допускается на железнодорожных станциях не менее 2450 мм, а на перегонах — не менее 2750 мм.
Все указанные размеры устанавливаются для прямых участков пути. На кривых участках эти расстояния должны увеличиваться в соответствии с габаритным уширением, установленным для опор контактной сети.
Взаимное расположение опор контактной сети, воздушных линий и светофоров, а также сигнальных знаков должно обеспечивать видимость сигналов и знаков согласно настоящим Правилам.

7. Все металлические сооружения (мосты, путепроводы, опоры), на которых крепятся элементы контактной сети, детали крепления контактной сети на железобетонных опорах, железобетонных и неметаллических искусственных сооружениях, а также отдельно стоящие металлические конструкции, расположенные на расстоянии менее пяти метров от частей контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть заземлены или оборудованы устройствами защитного отключения при попадании на сооружения и конструкции высокого напряжения.
Заземлению подлежат также все расположенные в зоне влияния контактной сети и воздушных линий переменного тока металлические сооружения, на которых могут возникать опасные напряжения.
На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над электрифицированными железнодорожными путями, должны быть установлены предохранительные щиты и сплошной настил в местах прохода людей для ограждения частей контактной сети, находящихся под напряжением.

8. Контактная сеть, линии электропередачи автоблокировки и продольного электроснабжения напряжением свыше 1000 В должны разделяться на секции при помощи изолирующих сопряжений анкерных участков (предусматривающих электрическую независимость смежных секций), нейтральных вставок, секционных и врезных изоляторов, разъединителей.
Опоры контактной сети или щиты, установленные на границах воздушных промежутков, должны иметь отличительную окраску. Между этими опорами или щитами запрещается остановка электроподвижного состава с поднятым токоприемником.

9. Схема питания и секционирования контактной сети, линий автоблокировки и продольного технологического электроснабжения определяется, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Выкопировки из этой схемы, ежегодно выверяемые, включаются в техническо-распорядительный акт железнодорожной станции.

10. Переключение разъединителей контактной сети электровозных и моторвагонных депо, экипировочных устройств, а также железнодорожных путей, где осматривается крышевое оборудование электроподвижного состава, производится уполномоченными лицами, прошедшими соответствующее обучение. Переключение остальных разъединителей производится только по приказу энергодиспетчера.
Приводы секционных разъединителей с ручным управлением должны быть заперты на замки.
Порядок переключения разъединителей контактной сети, а также выключателей и разъединителей линий автоблокировки и продольного технологического электроснабжения, хранения ключей от запертых приводов разъединителей, обеспечивающий бесперебойность электроснабжения и безопасность производства работ, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

11. Расстояние от нижней точки проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1000 В до поверхности земли при максимальной стреле провеса должно быть не менее:
на перегонах — 6,0 м, в том числе в труднодоступных местах — 5,0 м;
на пересечениях с автомобильными дорогами, железнодорожных станциях и в населенных пунктах — 7,0 м.
При пересечениях железнодорожных путей общего и необщего пользования расстояние от нижней точки проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1000 В до уровня верха головки рельса не электрифицированных железнодорожных путей должно быть не менее 7,5 м. На электрифицированных линиях это расстояние до проводов контактной сети должно устанавливаться в зависимости от уровня напряжения пересекаемых воздушных линий электропередачи.

Источник

Каким должно быть номинальное напряжение переменного тока на устройствах сигнализации, централизации и блокировки и связи?

Номинальное напряжение переменного тока на устройствах сигнализации, централизации и блокировки и связи должно быть 110, 220 или 380 В. Отклонения номинального напряжения (в том числе кратковременные) от указанных величин допускаются в сторону уменьшения и увеличения, но не более чем на 10%.( См. ПТЭ Приложение 4 п.2)

От чего должны быть защищены устройства технологического электроснабжения?

Устройства технологического электроснабжения должны защищаться от токов короткого замыкания, перенапряжений, включая атмосферные и коммутационные, и перегрузок сверх установленных норм. ( См. ПТЭ Приложение 4 п.3)

Какие сооружения и устройства инфраструктуры, находящиеся в районе линий электрифицированных на постоянном токе, должны быть защищены от электрической коррозии?

Металлические подземные сооружения, а также металлические и железобетонные мосты, путепроводы, опоры контактной сети, светофоры, гидроколонки и т.п., находящиеся в районе линий, электрифицированных на постоянном токе, должны быть защищены от электрической коррозии. ( См. ПТЭ Приложение 4 п.3)

Читайте также:  Инструкция по охране труда при работе под наведенным напряжением

Какие линии электропередачи, должны отключаться при однофазных замыканиях на землю?

Линии электропередачи напряжением свыше 1000 В, проложенные по опорам контактной сети, должны отключаться при однофазных замыканиях на землю. ( См. ПТЭ Приложение 4 п.3)

На какой высоте подвешивается контактный провод над уровнем верха головки рельса на перегонах и железнодорожных станциях?

Высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть на перегонах и железнодорожных станциях железнодорожного транспорта не ниже 5750 мм.
( См. ПТЭ Приложение 4 п.4)

Какая минимальная высота подвески контактного провода может быть допущена на существующих линиях перегонов и железнодорожных станций в исключительных случаях по решению владельца инфраструктуры?

В исключительных случаях на существующих линиях это расстояние в пределах искусственных сооружений, расположенных на железнодорожных путях железнодорожных станций, на которых не предусматривается стоянка железнодорожного подвижного состава, а также на перегонах по решению, соответственно, владельца инфраструктуры, владельца железнодорожного пути необщего пользования может быть уменьшено до 5675 мм при электрификации линии на переменном токе и до 5550 мм — на постоянном токе.. ( См. ПТЭ Приложение 4 п.4)

Какую величину не должна превышать высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса?

Высота подвески контактного провода не должна превышать 6800 мм.
( См. ПТЭ Приложение 4 п.4)

На какой высоте подвешивается контактный провод над уровнем верха головки рельса на железнодорожных переездах?

Высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть на перегонах и железнодорожных станциях железнодорожного транспорта не ниже 5750 мм, а на железнодорожных переездах — не ниже 6000 мм.( См. ПТЭ Приложение 4 п.4)

Какое расстояние должно быть от токоведущих элементов токоприемника и частей контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и железнодорожного подвижного состава в пределах искусственных сооружений на линиях, электрифицированных на постоянном токе?

В пределах искусственных сооружений расстояние от токоведущих элементов токоприемника и частей контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и железнодорожного подвижного состава должно быть не менее 200 мм на линиях, электрифицированных на постоянном токе, и не менее 270 мм — на переменном токе.
( См. ПТЭ Приложение 4 п.5)

Какое расстояние должно быть от токоведущих элементов токоприемника и частей контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и железнодорожного подвижного состава в пределах искусственных сооружений на линиях, электрифицированных на переменном токе?

В пределах искусственных сооружений расстояние от токоведущих элементов токоприемника и частей контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и железнодорожного подвижного состава должно быть не менее 200 мм на линиях, электрифицированных на постоянном токе, и не менее 270 мм — на переменном токе.
( См. ПТЭ Приложение 4 п.5)

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Электроснабжение устройств СЦБ

КОНСПЕКТ
Проведение технических занятий

Устройства электроснабжения СЦБ и связи должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Правил устройства
Электроустановок, ЦЭ-881,ЦЭ-191 и сооружаться, реконструироваться и обновляться по типовым проектам с применением типовых узлов, аппаратуры и оборудования. Использование нетиповых решений, проведение эксплуатационных испытаний новых конструкций, узлов, оборудования, усовершенствованных с целью повышения надежности электроснабжения СЦБ и связи, допускается после согласования этих решений с Департаментом сигнализации, централизации и блокировки ОАО РЖД, Департаментом информатизации и связи ОАО РЖД России и утверждения Департаментом электрификации и электроснабжения ОАО РЖД.

Границы обслуживания устройств электроснабжения СЦБ и связи между дистанцией электроснабжения и дистанцией сигнализации, централизации, блокировки и связи устанавливаются соответствующими указаниями ОАО РЖД.

1.Основные требования к устройствам
электроснабжения СЦБ.

Основное питание устройств СЦБ и связи должно осуществляться от высоковольтных линий электроснабжения ВЛ СЦБ напряжением 6,10 или 35 кВ, расположенных на отдельных опорах или опорах контактной сети. Подключение к ВЛ СЦБ посторонних потребителей не допускается. Неравномерность нагрузки по фазам на ВЛ СЦБ не должна превышать 10%.
На электрифицированных железных дорогах переменного тока допускается использовать в качестве основного питания устройств СЦБ и связи однофазные линии напряжением 25 кВ, при этом один провод подвешивается на опорах контактной сети, а в качестве второго — используются тяговые рельсы (линия ПР — провод-рельс в отличие от ДПР — два провода-рельс Действующие электростанции, используемые для основного и резервного электроснабжения устройств СЦБ и связи, должны иметь не менее двух агрегатов, каждый из которых на время ремонта одного из агрегатов по своей электрической мощности должен обеспечить электропитанием устройства СЦБ и связи и другие потребители электрической энергии I и II категории.
В качестве третьего источника для электроснабжения потребителей особой группы I категории устройств СЦБ и связи
используются электростанции с автоматизированным дизель-генератором (ДГА).
Запас дизельного топлива для резервных электростанций (ДГА) на постах ЭЦ, являющихся для потребителя электрической энергии особой группы I категории третьим независимым источником питания, должен обеспечивать непрерывную работу ДГА в течение двух суток. Задержка запуска ДГА питания устройств СЦБ при выходе контролируемого напряжения за установленные пределы в электрических сетях должна быть не более 30с.
Уровень напряжения переменного тока основного и резервного питания устройств СЦБ и связи измеряют под нагрузкой в кабельном ящике и на постах ЭЦ и домах связи — на вводных панелях. Номинальное напряжение переменного тока на устройствах СЦБ и связи должно быть 110, 220, 380 В. Отклонения от указанных величин номинального напряжения допускаются в сторону уменьшения не более 10%, а в сторону увеличения — не более 5%.
Пункты питания ВЛ СЦБ и ВЛ ПЭ должны быть, как
правило, сфазированы, и допускать параллельную работу на период включения линии под нагрузку.
Время перехода с основной системы электроснабжения
устройств СЦБ и связи на резервную или наоборот должно выполняться автоматически и не превышать 1,3 с.
В качестве понижающих трансформаторов для питания
перегонных и станционных устройств СЦБ и связи и других нагрузок, присоединяемых к ВЛ СЦБ, ВЛ ПЭ применяются однофазные и трехфазные трансформаторы соответствующего типа, мощности и напряжения согласно утвержденным нормам и техническим требованиям. На сети железных дорог целесообразно применять понижающие трансформаторы серии ОЛ.
Для защиты силовых трансформаторов от токов к.з. на
силовых опорах и в линейных металлических шкафах устанавливаются комбинированные предохранители-разъединители типа ПКТ (ПКН) на 10кВ, 1 — 2 А, а на мачтовых подстанциях — предохранители типа ПК на 6 или 10 кВ.
Защита от токов к.з. и перегрузок линейных трансформаторов осуществляется на стороне низкого напряжения в одном из проводов автоматическим выключателем типа АВМ или предохранителем на номинальный ток, равный номинальному току низковольтной обмотки трансформатора. При применении линейных трансформаторов типа ОМ. Для обеспечения безопасности персонала, обслуживающего низковольтные цепи автоблокировки, в случае пробоя или нарушения изоляции между высоковольтной и низковольтной обмотками устанавливается искровой промежуток с пробивным напряжением 1000-1600 В.

2. Техническое обслуживание и
ремонт устройств электроснабжения СЦБ

Эксплуатация устройств электроснабжения СЦБ и связи осуществляется путем своевременного проведения работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ. Работы выполняются в соответствии с требованиями Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог, с соблюдением требований нормативных актов. Техническое обслуживание включает в себя все виды осмотров, проверок и измерений параметров устройств электроснабжения СЦБ и связи. Дизель-генераторные агрегаты (ДГА) эксплуатируют в соответствии с руководством по эксплуатации и ремонту.
Уровни напряжения основного и резервного питания устройств СЦБ замеряют под нагрузкой на вводных панелях постов ЭЦ, ДЦ, распределительных щитах, и в кабельных ящиках на сигнальных точках. Отклонения от номинального напряжения на входных зажимах упомянутых устройств не должны превышать норм, установленных «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации». Проверку фазировки основного и резервного источников питания производят вольтамперфазометром ВАФ-85М или фазоуказателем И-157 в соответствии с инструкцией по пользованию прибором. При отсутствии выше указанных приборов данную проверку выполняют вольтметром. Для этого вольтметром измерить каждую фазу одного фидера с каждой фазой другого фидера. Измеренное напряжение между одноименными фазами должно быть меньше, чем между разноименными.
Измерение напряжений всех цепей питания на питающей установке, правильность работы блоков автоматической регулировки напряжения аккумуляторных батарей выполняет электромеханик СЦБ. Проверку следует производить измерительными приборами установленных на стойках питания, используя пакетные переключатели, Одновременно проверяя четкость работы переключателей. Цепи питания должны иметь следующие номинальные значения: фидеры 380/220в, светофоры 220/180в, стрелки 220в, рельсовые цепи 220в, контрольные лампы пульта управления 24/19.5в, (допустимые отклонения напряжения +5% -10%).Работа блоков автоматического регулирования напряжения на аккумуляторной батарее проверяется измерением тока подзаряда на батарее, необходимо, чтобы минимальный и максимальный токи подзаряда отличались не более чем на 10% от тока нагрузки.
Проверка соответствия номиналов плавких вставок предохранителей и автоматических выключателей (АВМ) в кабельных ящиках, релейных шкафах и на панелях постов ЭЦ, мощности, потребляемой установками, технической документации производится электромехаником СЦБ путем сравнения их номинального тока с параметрами линейного трансформатора в соответствии с паспортными данными.
Номинал плавкой вставки предохранителя проверяется по бирке РТУ и сравнивается с током нагрузки, а также с номиналами, указанными в тех документации. Ток, потребляемый устройствами не должен превышать 0.8 номинального тока плавкой вставки предохранителя.
Проверка времени переключения фидеров электроснабжения СЦБ и связи с основного на резервный на постах ЭЦ проводится с периодичностью один раз в год совместно с представителями дистанции электроснабжения и дистанции сигнализации, централизации и блокировки и совмещается с замерами уровня напряжения на вводных панелях постов ЭЦ и проверкой правильности калибровки плавких вставок предохранителей и автоматических выключателей в вводных панелях постов ЭЦ. С записью в журнале ДУ-46 Результаты проверок
отражаются в акте.

Читайте также:  Напряжение 10000 вольт сколько киловатт

Работы по обслуживанию устройств электроснабжения СЦБ выполняются с соблюдением требований Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог.
Для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и других лиц на электрифицированных дорогах устройства СЦБ, электропитающие установки должны быть заземлены способом, обеспечивающим отключение режима К.З. При этом напряжение на заземляемых конструкциях и устройствах не должно превышать нормируемых значений, принятых действующими нормативными документами для соответствующей продолжительности срабатывания защиты. Защитному заземлению подлежат все металлические части конструкций и устройств, доступные для прикосновения человека и не имеющие других видов защиты, обеспечивающих электробезопасность.
Сопротивление защитного заземления не должно превышать
значений, нормируемых для данного тина электроустановок.
Если на заземленных конструкциях и устройствах с помощью выравнивающих сеток и контуров обеспечиваются допустимые напряжения прикосновения, то собственное сопротивление заземляющего устройства по условиям электробезопасности не
нормируется. Заземление устройств, на которых обслуживающим персоналом периодически производятся технологические операции (включение, отключение и т.п.), должно быть глухим и выполнено двумя заземляющими проводниками, видимыми на всей их длине.
Металлические напольные устройства СЦБ (светофоры, релейные шкафы, светофорные мостики и т.п.), расположенные в зоне А, подлежат заземлению на тяговую сеть. Исключение составляют карликовые светофоры, путевые коробки, групповые муфты, бутлеги, стрелочные приводы, которые не заземляют. Заземление светофоров и релейных шкафов должно осуществляться, как правило, к средним выводам путевых (дополнительных) дроссель-трансформаторов, а при их отсутствии или отдаленном расположении — непосредственно к тяговому рельсу. Заземление светофорных мачт и релейных шкафов выполняют глухим, если их сопротивление заземления выше допустимых как по требованиям СЦВ, так и по требованиям зашиты от электрокоррозии.
Если сопротивление заземления оказывается ниже допустимых значении, необходимо выполнить изоляцию заземляемых на рельс металлических частей (головка светофора, хомуты крепления, корпус релейного шкафа и т.п.) от бетона и арматуры мачт, от анкерных болтов фундамента с помощью специальных изолирующих элементов (прокладок, втулок и т.п.) или заземлять светофоры и релейные шкафы на рельсовую сеть через защитные устройства (искровые промежутки или диодные заземлители).
Если корпус релейного шкафа заземляют через искровой промежуток, то вокруг его фундамента необходимо выполнить выравнивающий контур заземления. Оболочки и брони кабелей, заходящих в релейный шкаф и светофорную мачту, должны быть надежно изолированы от их корпусом и арматуры с помощью специальных изолирующих элементов (втулок, прокладок).

3. Подключение конструкций и устройств к рельсовым цепям.

СЦБ не должно нарушать нормального функционирования рельсовых цепей во всех режимах работы: нормальном, шунтовом, контрольном, а также в режиме автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН).
При однониточных рельсовых цепях заземления конструкций
и устройств подключают только к тяговым нитям этих цепей, при двухниточных рельсовых цепях к средним выводам путевых (дополнительных) дроссель-трансформаторов или ближнему рельсу. При тональных рельсовых цепях заземления, кроме того, подключают к выравнивающим дроссель-трансформаторам, специально устанавливаемым для канализации тягового тока по рельсам. Во всех случаях сопротивление сигнальному току утечки в землю через все
присоединенные к дроссель-трансформатору (дроссель) или рельсу конструкции не должно быть ниже нормативных значений.
При сопротивлении сигнальному току утечки менее
нормативных значений такие конструкции заземляют на тяговую рельсовую сеть через защитные устройства, препятствующие утечке сигнального тока с рельсов через конструкции в землю (искровые промежутки, диодные и диодно-искровые заземлители). С этой же целью возможно, повышение сопротивления сигнальному: току в цепи утечки через конструкции и устройства специальных изолирующих элементов (прокладки, втулки, шайбы и т.п.), устанавливаемых между заземляемыми деталями конструкций и основаниями, фундаментами,
опорами.
Ток помехи в цепи заземления конструкций и устройств на рельсовую сеть при длительности более 2 с не должен быть выше нормируемых значений. Провода рабочих автотрансформаторных пунктов системы электроснабжения 2×25 кВ, трансформаторных подстанций, питаемых от системы ДПР установок компенсации реактивной мощности, провода обратного тока отсасывающих трансформаторов при двухниточных
рельсовых цепях к средним выводам путевых дроссель-трансформаторов (дросселей); при однониточных — к тяговому рельсу. Если расстояние от места расположения указанных устройств до существующею путевого дроссель трансформатора (дроссельного пункта) более 200 м, то допускается подключать их к специально устанавливаемому для этих целей дополнительному дроссель-трансформатору. В качестве дополнительного дроссель-трансформатора используют ДТ-0,6-500С с коэффициентом трансформации 3, настраиваемый в
резонанс для сигнального тока. На участках постоянного тока провода рабочих заземлений
электроустановок переменного тока частотой 50 Гц разрешается подключать к рельсовой сети в случае применения рельсовых цепей с частотой сигнального тока, отличающейся от 50 Гц.
Материал, конструкция, размеры заземлителя и заземляющих проводников, их контактные соединения должны обеспечивать достаточную степень устойчивости к механическим, термическим и коррозионным воздействиям.
В качестве заземляющих проводников следует использовать:
специально предусмотренные для этой цели проводники;
металлические конструкции сооружения и устройств (фермы, ригели, балки, мачты и т.п.).
При использовании в качестве заземляющих проводников металлических конструкций, сооружений и устройств должна быть обеспечена непрерывность их электрической цепи. В местах, где отсутствует металлический контакт между элементами конструкций, соединение между ними должно осуществляться металлическими перемычками. В местах сварных, болтовых и заклепочных соединений устанавливать перемычки не требуется. Использование проложенных заземляющих проводников для иных целей не допускается; рабочие и защитные заземления, как правило, совмещаются.
Каждый заземляемый элемент установки должен быть присоединен к заземлителю (индивидуальное заземление) или к заземляющей магистрали (групповое заземление) посредством отдельного ответвления. Последовательное включение в заземляющий
проводник нескольких заземляемых частей установки запрещается. Контуры заземления и заземляющие проводники выполняют преимущественно из стали (прутки, полоса, стержни, утолки); допускается использовать сталеалюминевые провода для групповых
заземлений, медные провода для рабочих заземлений, а также для металлических перемычек при заземлении подвижных элементов конструкций. Соединение стальных заземляющих проводников между собой и контактные соединения их с заземляемыми конструкциями и заземлителями выполняют преимущественно сваркой; при этом длина нахлестки должна быть равна двойной ширине при прямоугольном сечении и шести диаметрам при круглом сечении проводников. Сварку выполнять по всему периметру нахлестки. Допускается соединять заземляющие проводники с помощью двухболтовых зажимов при условии обеспечения в процессе эксплуатации периодического контроля за их состоянием, клеммы должны иметь контргайки, контршайбы и т.п.
Заземляющие проводники присоединяют к рельсам без применения сварки только механическим способом следующим способом: к клеммам дроссель-трансформатора под болт, к рельсу — при помощи крюкового болта.

Устройства электроснабжения СЦБ и связи должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Правил устройства
Электроустановок, ЦЭ-881,ЦЭ-191 и сооружаться, реконструироваться и обновляться по типовым проектам с применением типовых узлов, аппаратуры и оборудования. Использование нетиповых решений, проведение эксплуатационных испытаний новых конструкций, узлов, оборудования, усовершенствованных с целью повышения надежности электроснабжения СЦБ и связи, допускается после согласования этих решений с Департаментом сигнализации, централизации и блокировки ОАО РЖД, Департаментом информатизации и связи ОАО РЖД России и утверждения Департаментом электрификации и электроснабжения ОАО РЖД.

Границы обслуживания устройств электроснабжения СЦБ и связи между дистанцией электроснабжения и дистанцией сигнализации, централизации, блокировки и связи устанавливаются соответствующими указаниями ОАО РЖД.

Читайте также:  Микроволновка двигатель вращения тарелки напряжение

1.Основные требования к устройствам
электроснабжения СЦБ.

Основное питание устройств СЦБ и связи должно осуществляться от высоковольтных линий электроснабжения ВЛ СЦБ напряжением 6,10 или 35 кВ, расположенных на отдельных опорах или опорах контактной сети. Подключение к ВЛ СЦБ посторонних потребителей не допускается. Неравномерность нагрузки по фазам на ВЛ СЦБ не должна превышать 10%.
На электрифицированных железных дорогах переменного тока допускается использовать в качестве основного питания устройств СЦБ и связи однофазные линии напряжением 25 кВ, при этом один провод подвешивается на опорах контактной сети, а в качестве второго — используются тяговые рельсы (линия ПР — провод-рельс в отличие от ДПР — два провода-рельс Действующие электростанции, используемые для основного и резервного электроснабжения устройств СЦБ и связи, должны иметь не менее двух агрегатов, каждый из которых на время ремонта одного из агрегатов по своей электрической мощности должен обеспечить электропитанием устройства СЦБ и связи и другие потребители электрической энергии I и II категории.
В качестве третьего источника для электроснабжения потребителей особой группы I категории устройств СЦБ и связи
используются электростанции с автоматизированным дизель-генератором (ДГА).
Запас дизельного топлива для резервных электростанций (ДГА) на постах ЭЦ, являющихся для потребителя электрической энергии особой группы I категории третьим независимым источником питания, должен обеспечивать непрерывную работу ДГА в течение двух суток. Задержка запуска ДГА питания устройств СЦБ при выходе контролируемого напряжения за установленные пределы в электрических сетях должна быть не более 30с.
Уровень напряжения переменного тока основного и резервного питания устройств СЦБ и связи измеряют под нагрузкой в кабельном ящике и на постах ЭЦ и домах связи — на вводных панелях. Номинальное напряжение переменного тока на устройствах СЦБ и связи должно быть 110, 220, 380 В. Отклонения от указанных величин номинального напряжения допускаются в сторону уменьшения не более 10%, а в сторону увеличения — не более 5%.
Пункты питания ВЛ СЦБ и ВЛ ПЭ должны быть, как
правило, сфазированы, и допускать параллельную работу на период включения линии под нагрузку.
Время перехода с основной системы электроснабжения
устройств СЦБ и связи на резервную или наоборот должно выполняться автоматически и не превышать 1,3 с.
В качестве понижающих трансформаторов для питания
перегонных и станционных устройств СЦБ и связи и других нагрузок, присоединяемых к ВЛ СЦБ, ВЛ ПЭ применяются однофазные и трехфазные трансформаторы соответствующего типа, мощности и напряжения согласно утвержденным нормам и техническим требованиям. На сети железных дорог целесообразно применять понижающие трансформаторы серии ОЛ.
Для защиты силовых трансформаторов от токов к.з. на
силовых опорах и в линейных металлических шкафах устанавливаются комбинированные предохранители-разъединители типа ПКТ (ПКН) на 10кВ, 1 — 2 А, а на мачтовых подстанциях — предохранители типа ПК на 6 или 10 кВ.
Защита от токов к.з. и перегрузок линейных трансформаторов осуществляется на стороне низкого напряжения в одном из проводов автоматическим выключателем типа АВМ или предохранителем на номинальный ток, равный номинальному току низковольтной обмотки трансформатора. При применении линейных трансформаторов типа ОМ. Для обеспечения безопасности персонала, обслуживающего низковольтные цепи автоблокировки, в случае пробоя или нарушения изоляции между высоковольтной и низковольтной обмотками устанавливается искровой промежуток с пробивным напряжением 1000-1600 В.

2. Техническое обслуживание и
ремонт устройств электроснабжения СЦБ

Эксплуатация устройств электроснабжения СЦБ и связи осуществляется путем своевременного проведения работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ. Работы выполняются в соответствии с требованиями Правил устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог, с соблюдением требований нормативных актов. Техническое обслуживание включает в себя все виды осмотров, проверок и измерений параметров устройств электроснабжения СЦБ и связи. Дизель-генераторные агрегаты (ДГА) эксплуатируют в соответствии с руководством по эксплуатации и ремонту.
Уровни напряжения основного и резервного питания устройств СЦБ замеряют под нагрузкой на вводных панелях постов ЭЦ, ДЦ, распределительных щитах, и в кабельных ящиках на сигнальных точках. Отклонения от номинального напряжения на входных зажимах упомянутых устройств не должны превышать норм, установленных «Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации». Проверку фазировки основного и резервного источников питания производят вольтамперфазометром ВАФ-85М или фазоуказателем И-157 в соответствии с инструкцией по пользованию прибором. При отсутствии выше указанных приборов данную проверку выполняют вольтметром. Для этого вольтметром измерить каждую фазу одного фидера с каждой фазой другого фидера. Измеренное напряжение между одноименными фазами должно быть меньше, чем между разноименными.
Измерение напряжений всех цепей питания на питающей установке, правильность работы блоков автоматической регулировки напряжения аккумуляторных батарей выполняет электромеханик СЦБ. Проверку следует производить измерительными приборами установленных на стойках питания, используя пакетные переключатели, Одновременно проверяя четкость работы переключателей. Цепи питания должны иметь следующие номинальные значения: фидеры 380/220в, светофоры 220/180в, стрелки 220в, рельсовые цепи 220в, контрольные лампы пульта управления 24/19.5в, (допустимые отклонения напряжения +5% -10%).Работа блоков автоматического регулирования напряжения на аккумуляторной батарее проверяется измерением тока подзаряда на батарее, необходимо, чтобы минимальный и максимальный токи подзаряда отличались не более чем на 10% от тока нагрузки.
Проверка соответствия номиналов плавких вставок предохранителей и автоматических выключателей (АВМ) в кабельных ящиках, релейных шкафах и на панелях постов ЭЦ, мощности, потребляемой установками, технической документации производится электромехаником СЦБ путем сравнения их номинального тока с параметрами линейного трансформатора в соответствии с паспортными данными.
Номинал плавкой вставки предохранителя проверяется по бирке РТУ и сравнивается с током нагрузки, а также с номиналами, указанными в тех документации. Ток, потребляемый устройствами не должен превышать 0.8 номинального тока плавкой вставки предохранителя.
Проверка времени переключения фидеров электроснабжения СЦБ и связи с основного на резервный на постах ЭЦ проводится с периодичностью один раз в год совместно с представителями дистанции электроснабжения и дистанции сигнализации, централизации и блокировки и совмещается с замерами уровня напряжения на вводных панелях постов ЭЦ и проверкой правильности калибровки плавких вставок предохранителей и автоматических выключателей в вводных панелях постов ЭЦ. С записью в журнале ДУ-46 Результаты проверок
отражаются в акте.

Работы по обслуживанию устройств электроснабжения СЦБ выполняются с соблюдением требований Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог.
Для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и других лиц на электрифицированных дорогах устройства СЦБ, электропитающие установки должны быть заземлены способом, обеспечивающим отключение режима К.З. При этом напряжение на заземляемых конструкциях и устройствах не должно превышать нормируемых значений, принятых действующими нормативными документами для соответствующей продолжительности срабатывания защиты. Защитному заземлению подлежат все металлические части конструкций и устройств, доступные для прикосновения человека и не имеющие других видов защиты, обеспечивающих электробезопасность.
Сопротивление защитного заземления не должно превышать
значений, нормируемых для данного тина электроустановок.
Если на заземленных конструкциях и устройствах с помощью выравнивающих сеток и контуров обеспечиваются допустимые напряжения прикосновения, то собственное сопротивление заземляющего устройства по условиям электробезопасности не
нормируется. Заземление устройств, на которых обслуживающим персоналом периодически производятся технологические операции (включение, отключение и т.п.), должно быть глухим и выполнено двумя заземляющими проводниками, видимыми на всей их длине.
Металлические напольные устройства СЦБ (светофоры, релейные шкафы, светофорные мостики и т.п.), расположенные в зоне А, подлежат заземлению на тяговую сеть. Исключение составляют карликовые светофоры, путевые коробки, групповые муфты, бутлеги, стрелочные приводы, которые не заземляют. Заземление светофоров и релейных шкафов должно осуществляться, как правило, к средним выводам путевых (дополнительных) дроссель-трансформаторов, а при их отсутствии или отдаленном расположении — непосредственно к тяговому рельсу. Заземление светофорных мачт и релейных шкафов выполняют глухим, если их сопротивление заземления выше допустимых как по требованиям СЦВ, так и по требованиям зашиты от электрокоррозии.
Если сопротивление заземления оказывается ниже допустимых значении, необходимо выполнить изоляцию заземляемых на рельс металлических частей (головка светофора, хомуты крепления, корпус релейного шкафа и т.п.) от бетона и арматуры мачт, от анкерных болтов фундамента с помощью специальных изолирующих элементов (прокладок, втулок и т.п.) или заземлять светофоры и релейные шкафы на рельсовую сеть через защитные устройства (искровые промежутки или диодные заземлители).
Если корпус релейного шкафа заземляют через искровой промежуток, то вокруг его фундамента необходимо выполнить выравнивающий контур заземления. Оболочки и брони кабелей, заходящих в релейный шкаф и светофорную мачту, должны быть надежно изолированы от их корпусом и арматуры с помощью специальных изолирующих элементов (втулок, прокладок).

3. Подключение конструкций и устройств к рельсовым цепям.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector