Определите относительную погрешность измерения напряжения переменного тока электромагнитным

Пример решения задачи

Вольтметром со шкалой (0…100) В, имеющим абсолютную погрешность ∆V = 1 В, измерены значения напряжения 0; 10; 20; 40;50; 60; 80; 100 В. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Для записи результатов формируем таблицу (табл. 3.1), в столбцы которой будем записывать измеренные значения напряжения (V), абсолютные (∆V), относительные (δV) и приведённые (γV) погрешности.

В первый столбец записываем заданные в условии задачи измеренные значения напряжения: 0; 10; 20; 40; 50; 60; 80; 100 В. Значение абсолютной погрешности известно из условий задачи (∆V=1В) и считается одинаковым для всех измеренных значений напряжения; это значение заносим во все ячейки второго столбца.

Значения относительной погрешности будем рассчитывать по формуле

При V = 0 В получаем δV = 100% → .

При V = 10 В получаем δV = 100% = 10%.

Значения относительной погрешности для остальных измеренных значений напряжения рассчитываются аналогично.

Полученные таким образом значения относительной погрешности заносим в третий столбец.

Для расчёта значений приведённой погрешности будем использовать формулу:

γV = [±V/Vнорм ]∙100%

Предварительно определим нормирующее значение Vнорм.

Так как диапазон измерений вольтметра — (0…100) В, то шкала вольтметра содержит нулевую отметку, следовательно, за нормирующее значение принимаем размах шкалы прибора, т.е.

Так как величины ∆V и Vнорм постоянны при любых измеренных значениях напряжения, то величина приведённой погрешности так же постоянна и составляет γV = 100% = 1%. Это значение заносим во все ячейки четвёртого столбца.

V,В ∆V, В δV,% γV, %
1 2 3 4
0 1 1
10 1 10,00 1
20 1 5,00 1
40 1 2,50 1
50 1 2,00 1
60 1 1,67 1
80 1 1,25 1
100 1 1,00 1

Практические задания

Задача1.Определите относительную погрешность измерения напряжения переменного тока вольтметром при положениях переключателя рода работы на постоянном и переменном токах, если прибор показывает в первом случае 128 В, во втором 120 В при напряжении 127 В.

Задача2. Основная приведенная погрешность амперметра, рассчитанного на ток 10А, составляет 2,5%. Определите возможную абсолютную погрешность для первой отметки шкалы (1 А). Определите абсолютную погрешность атомных часов, использующих колебания молекул газа на частоте Гц, за год, если известна их относительная погрешность .

Задача3. При поверке концевой меры длины номинальном размером 30 мм было получено значение 30,0005 мм. Определите абсолютную и относительную погрешности.

Задача 4. При поверке гири с номинальным значением 5 кг было получено значение 4,998 кг. Определить абсолютную и относительную погрешности измерений.

Задача 5. При поверке гири с номинальным значением 2 кг было получено значение 1,999 кг. Определить абсолютную и относительную погрешности измерений.

Задача 6. Показания часов в момент поверки 15 ч 17 мин. Определите абсолютную и относительную погрешности часов, если действительное значение времени 15 ч 15 мин.

Задача 7. Омметром со шкалой (0. 1000) Ом измерены значения 0; 100; 200; 400; 500; 600; 800; 1000 Ом. Определить значения абсолютной и относительной погрешностей, если приведённая погрешность равна 0,5. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 8. Амперметром со шкалой (0…50) А, имеющим относительную погрешность 2%, измерены значения силы тока 0; 5; 10; 20; 25; 30; 40; 50 А. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 9. Вольтметром со шкалой (0…50) В, имеющим приведенную погрешность 2%, измерены значения напряжения 0; 5; 10; 20; 40; 50 В. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой по-грешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 10. Кислородомером со шкалой (0. 25) % измерены следующие значения концентрации кислорода: 0; 5; 10; 12,5; 15; 20; 25%. Определить значения абсолютной и относительной погрешностей, если приведённая погрешность равна 2%. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 11. Расходомером со шкалой (0…150) м 3 /ч, имеющим относи-тельную погрешность 2%, измерены значения расхода 0; 15; 30; 45; 60; 75; 90; 105; 120; 135; 150 м3/ч. Рассчитать зависимости абсолютной, и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 12. Уровнемером со шкалой (5…10) м, имеющим приведенную погрешность 1%, измерены значения уровня 5; 6; 7; 8; 9; 10 м. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 13. Омметром со шкалой (0. 20) кОм измерены значения 0; 1; 4; 5; 10; 12; 17; 20 кОм. Определить значения абсолютной и относительной погрешностей, если приведённая погрешность равна 1%. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 14. Амперметром со шкалой (0…150) А, имеющим относительную погрешность δI = 4%, измерены значения силы тока 0; 20; 50; 70; 100; 120; 140; 150 А. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 15. Вольтметром со шкалой (0…100) мВ, имеющим приведённую погрешность 2%, измерены значения напряжения 0; 10; 20; 40; 50; 70; 90; 100 мВ. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 16. Кислородомером со шкалой (0. 25) % измерены следующие значения концентрации кислорода: 0; 5; 10; 12,5; 15; 20; 25%. Определить значения абсолютной и приведённой погрешностей, если относительная погрешность с равна 4%. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 17. Расходомером со шкалой (0…50) м 3 /ч, имеющим абсолютную погрешность 1 м 3 /ч, измерены значения расхода 0; 5; 10; 15; 20; 25; 30; 40; 50 м 3 /ч. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 18. Уровнемером со шкалой (0…10) м, имеющим приведённую погрешность 4%, измерены значения уровня 0; 5; 6; 7; 8; 9; 10 м. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 19. Термометром со шкалой (–50…70) °С, имеющим абсолютную погрешность 1 °С, измерены значения температуры –50; –40; –20; –10; 0; 10; 20; 50; 70 °С. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 20. Вольтметром со шкалой (–100…–10) В, имеющим приведённую погрешность 1%, измерены значения напряжения –100; –80; –50; –30; –20; –15; –10 В. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 21. Амперметром со шкалой (0…50) А, имеющим приведённую погрешность 0,2%, измерены значения силы тока 0; 5; 10; 20; 25; 30; 40; 50 А. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Задача 22. Вольтметром со шкалой (–50…50) В, имеющим приведенную погрешность 2%, измерены значения напряжения –50; –40; –20; 0; 20; 40; 50 В. Рассчитать зависимости абсолютной, относительной и приведённой погрешностей от результата измерений. Результаты представить в виде таблицы.

Источник

Методические указания для самостоятельных работ по дисциплине Метрология, стандартизация, сертификация для специальности 13.02.11

министерство образования и науки Российской Федерации

Читайте также:  Самодельный индикатор напряжения 12 вольт

Старооскольский технологический институт им. А.А. УГАРОВА

(филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения

«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

ОСКОЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

от «_01_» _ сентября _2016 г .

Метрология, стандартизация и сертификация

Методические указания для студентов очной формы обучения по выполнению

внеаудиторной самостоятельной работы

Специальность 13.02.11 – Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рассмотрены на заседании П(Ц)К специальностей 13.02.11 и 15.02.07 ОПК

_______________ М.В. Горюнова

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация

специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

1Организация самостоятельной работы студента……………………………………..8

2.Перечень тем, выносимых для самостоятельной проработки……………………. 10

3. Примеры контрольных работ………………………………………………………..17

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов разработаны в рамках общепрофессиональной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» учебного плана по специальности 13.02.11 – Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям

предназначены для организации и контроля самостоятельной работы студентов.

Задачей дисциплины является формирование у студентов достаточных знаний в области основ метрологии, стандартизации и сертификации, позволяющих использовать современные измерительные технологии, которые представляют собой последовательность действий, направленных на получение измерительной информации требуемого качества, что отражает современные подходы к решению сложных научно-технических задач.

Одна из таких задач связана с поиском и установлением существенных закономерностей изменения значений измеряемых величин, которые наиболее адекватно отражают состояния исследуемых объектов. Следует отметить, что данная задача еще весьма далека от какого-то окончательного, если таковое вообще существует, решения, которое непосредственно связано с разработкой методов и средств измерений, разработкой основ обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений и многое другое, т. е. с динамикой развития такой области знаний как общая метрология. И тем более решение задачи невозможно без постоянного совершенствования общей теории измерений.

Высокоточные измерения и последующая обработка полученных результатов приобретают все большее значение во многих сферах человеческой деятельности. Как правило, измерения непосредственно связаны с задачами оценки (распознавания) состояний исследуемых объектов, т.е. с поиском закономерностей взаимосвязи и изменения значений измеряемых величин. Такой поиск невозможен без использования методов математической обработки результатов измерений.

Существует большое количество публикаций как по общей метрологии, так и по методам обработки результатов измерений. Здесь можно отметить таких авторов, как В. А. Кузнецов, И.Ф. Шишкин, А.Г. Сергеев, С.Г. Рабинович, П.В. Новицкий, Н.А. Зограф, Е.Ф. Долинский, В.А. Грановский, Л.3. Румшиский, В.В. Налимов, Э.И. Цветков, Е.И. Куликов, В.Н. Вапник, Э.М. Браверман, И.Б. Мучник и др. Вместе с тем, как показывает практика, существуют трудности в усвоении и понимании студентами связи задач измерений и положений общей метрологии с характером и обоснованностью методов математической обработки получаемых результатов.

Метрология стала такой наукой, на достижения, средства и методы которой опираются в своем развитии как фундаментальные, так и прикладные научные направления. Развитие научных теорий и их практическое применение невозможны без первичной информации, получаемой путем измерений в процессе научного познания. Без измерений не может сегодня обойтись ни одна наука, поэтому метрология находится в связи и отношениях со всеми научными дисциплинами.

Цель данного учебно-методического пособия — представить указанную связь, насколько это возможно, в четком и систематизированном виде.

Данные методические рекомендации содержат примеры решений типовых метрологических задач, варианты тестовых заданий, рекомендации по выполнению лабораторных работ, обширный материал для самостоятельного решения и подготовки к контрольным работам по учебному курсу.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов (СРС) основана на самостоятельном формировании у учащихся знаний, умений, навыков и компетенций и направлена на реализацию принципов обучения, связанных с саморазвитием личности в процессе обучения, формированием активных методов и технологий познавательной деятельности.

На преподавателей возлагается управление, включающее планирование работы, консультирование студентов, текущий контроль и анализ результатов учебной работы.

При этом планируемый объем СРС занимает большую часть (от 30%) учебной нагрузки студентов.

Нормированные виды СРС (без участия преподавателей)

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей при освоении образовательных программ являются:

формирование и изучение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;

выполнение домашних заданий в виде: решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин;

компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов;

выполнение учебно-исследовательской работы;

прохождение и оформление результатов практических работ.

Нормированные виды СРС в дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

формирование и изучение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы;

подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам, их оформление;

выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач;

компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов;

Нормированные виды СРС (с участием преподавателей)

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей для ее управления в учебном процессе являются:

текущие консультации и контроль по формированию и освоениютеоретического содержания дисциплин;

прием и разбор домашних заданий;

прием и защита лабораторных работ;

консультирование и прием рефератов;

консультирование по результатам текущего компьютерного контроля знаний;

руководство, консультирование и защита курсовых работ (проектов);

руководство, консультирование и защита УИРС;

прием зачетов по дисциплинам;

руководство и прием зачетов по различным практикам;

руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ.

Нормированные виды СРС в дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

текущие консультации и контроль по формированию и освоению теоретического содержания дисциплин;

прием и разбор домашних заданий;

прием и защита лабораторных работ;

консультирование по результатам текущего компьютерного контроля знаний;

прием зачета по дисциплине.

Форма планирования СРС по дисциплине

Целью планирования СРС является оптимальное распределение по содержанию и трудоемкости для студентов и преподавателей всех видов СРС по дисциплине и обеспечение условий, необходимых для ритмичного и качественного освоения дисциплины. Для этого необходимо определить базовые разделы дисциплины для СРС, установить оптимальные виды СРС и их объемы, формы и сроки контроля, обеспечить необходимые материально-технические и учебно­методические ресурсы по проведению СРС.

После изучения темы на домашнюю проработку каждому студенту выдается индивидуальный комплект задач.

В данном пособии представлены и показаны способы решения типовых задач по всем подлежащим изучению темам. Самостоятельная работа студента выполняется и путем организации и стимулирования работы учащихся с учебно-методическим комплексом, изучения ими необходимого материала в данном пособии, в конспекте лекций, в методических рекомендациях по выполнению лабораторных работ и заданий для практических занятий, в описаниях виртуальных лабораторий.

Перечень тем, выносимых для самостоятельной проработки

Наименование тем учебного курса (тематического плана), выносимого на самостоятельную проработку

Рекомендуемая учебная и учебно-методическая литература*

Тема 1.1Основные понятия и определения в области метрологии. Международная система единиц.

Тема 1.2 Классификация погрешностей и классы точности средств измерений.Виды и методы измерения

Тема 1.3 Метрологические характеристики средств измерений

Тема 1.4Средства измерений. Классификация средств измерений. Показатели качества средств измерения

Читайте также:  Конденсатор трубчатый м750 напряжение

Тема 1.5. Измерительные приборы и установки

Тема 1.6 Измерительные системы и измерительно-вычислительные комплексы. Измерительные сигналы. Классификация сигналов

Тема 2.1. Цели и задачи стандартизации. Категории и виды стандартов РФ

Тема 2.2 Основные принципы и методы стандартизации

Тема 3.1Основные термины и определения в области сертификации

Тема 3.2Системы сертификации. Порядок и правила сертификации.

Цифры даны в соответствии с перечнем рекомендуемой литературы на стр. 27

Тема 1.1Основные понятия и определения в области метрологии . Международная система единиц

иметь представление о роли измерений и значении метрологии;

знать историю метрологии, основные понятия и определения в области метрологии.

Определение науки метрологии. Средства измерений. Истинное и действительное значение физической величины.

Студенту, изучая тему 1, важно уметьвладетькатегорийным аппаратом в области основных понятий и определений в области метрологии .

Теория воспроизведения единиц физических величин

Задача 1. Определить маховой и динамический моменты инерции для вращающейся массы 0,6 т при диаметре инерции 180 см.

Решение: Маховой момент равен mD , динамический момент инерции —

I = mr . Переводим величины в един ицы СИ: m =0,6т=600 кг, D =180

см= 1,8 м. Тогда, маховой момент 600 • 1,8 = 1944 кг• м .

Динамический момент инерции 1=600 • 0,9 =468 кг• м .

Задача 2. Определить мощность электродвигателя, если от насоса, подающего воду из скважины глубиной 3 км, требуется подача 45000 л воды в 1 ч. КПД насоса 74,5 %.

Решение: Гидравлическая мощность насоса P = ; давление,

развиваемое насосом, p = h р • g . Переводим величины в един ицы СИ:

h =3 км=3000 м; V =45000 л=45 м 3 ; t =1 ч=3600 с; р = 1000 кг/м 3 . Находим

давление p = 3000 • 1000 • 9,8 = 29,4 • 10 6 Па.

Гидравлическая мощность насоса P = — = 410 • 10 Вт=410 кВт.

Мощность электромотора P = 410 • = 550 кВт.

Задача 3. Давление воздуха в заводской пневматической сети изменяется от 3 ат до 6 ат. Выразить давление в единицах системы Си. Решение: Р=3-9,80665-10 4 =0,3 МПа, Р=6-9,80665-10 4 =0,6 МПа.

Задача 4. Удельное давление при объемной штамповке латуни состав­ляет (120 — 200) кгс/мм . Выразить удельное давление в единицах системы СИ.

Р 120 • 9,80665 Н/ 2 12 ГП 200 • 9,80665 Н/ 2 2 ГП

Состав и метрологические характеристики эталонов основных единиц системы СИ.

Примеры построение эталонов основных единиц системы СИ.

Метод отклонений, разностный метод и нулевой метод измерений.

Метод чередования и метод подстановки.

Компенсационный и мостовой методы измерений.

Тема 1.2 Классификация погрешностей и классы точности средств измерений. Виды и методы измерения

Основные понятия теории погрешностей

Задача 1. Определите относительную погрешность измерения напря­жения переменного тока вольтметром при положениях переключателя рода работы на постоянном и переменном токах, если прибор показывает в первом случае 128 В, во втором 120 В при напряжении 127 В.

Решение : Относительная погрешность измерения выражается

отношением абсолютной погрешности измерения Ax = xx Д

(отклонение результата измерения х от истинного (действительного) значения измеряемой величины x Д ) к действительному x Д или

измеренному х значению: 5 = 100 %.

8 = 100 % « 0,8 %; 8 2 = J !■ • 100 % « 5,5 % .

Задача 2. Показания часов в момент поверки 12 ч 03 мин. Действительное значение времени 12 ч 00 мин. Определить абсолютную и относительную погрешности часов.

Решение: Абсолютная погрешность часов: Ax = x — x Д =3 мин=180 с. Относительная погрешность часов:

Задача 3. Определить приведенную погрешность амперметра, если его диапазон измерений от -5 А до +5 А, значение поверяемой отметки шк алы равно 3 А, а действительное значение измеряемой величины — 2,98 А.

Решение: Приведенная погрешность амперметра:

Задача 4. Результат измерения давления 1,0600 Па, погрешность результата измерения A =0,001 Па. Запишите результат измерения давления, пользуясь правилами округлений.

Задача 5. Пользуясь правилами округлений до целых, запишите результаты следующих измерений: 3478,4 м; 4578,6 м; 5674,54 м; 1234,50 мм; 43210,500 с; 8765,50 кг; 232,5 мм; 450,5 с; 877,5 кг.

Ответ: 3478 м; 4579 м; 5675 м; 1234 мм; 43210 с; 8766 кг; 232 мм; 450 с; 878 кг.

Тема 1.3 Метрологические характеристики средств измерений

Задача 1. Оцените систематическую погрешность измерения напряжения U x источника, обусловленную наличием внутреннего сопротивления вольтметра (рис. 1).

Рис. 1. Измерение напряжения источника вольтметром Внутреннее сопротивление источника напряжения R i = 50 Ом;

сопротивление вольтметра R = 5 кОм; показания вольтметра

погрешность, определяемая как— = _ им ^, юо % = 1 100 %,

составит 0,99 %. Это достаточно ощутимая погрешность и ее следует учесть введением поправки. Поправка V равна погрешности, взятой с

обратным знаком в единицах измеряемой величины

= 0,99-10 -12,2 = +0,12В. Таким образом, напряжение источника

Отметим, что полученная оценка систематической погрешности имеет некоторую погрешность из-за погрешностей в определении R v и R i , а также из-за наличия инструментальной погрешности вольтметра. Эта погрешность при введении поправки не исключается и называется

неисключенной систематической погрешностью .

Тема 1.4Средства измерений. Классификация средств измерений. Показатели качества средств измерения

Тема 1.5. Измерительные приборы и установки

Задача 1. Найти относительную погрешность вольтметра класса точности 1,0 с диапазоном измерений от 0 до 150 В, в точке шкалы 50 В. Ответ: 3 %.

Задача 2. Имеются 3 вольтметра: класса точности 1,0 с номинальным напряжением 300 В, класса 1,5 на 250 В и класса 2,5 на 150 В. Определить, какой из вольтметров обеспечит большую точность измерения напряжения 130 В.

Задача 3. Определите относительную погрешность измерения в начале шкалы (для 30 делений) для прибора класса 0,5, имеющего шкалу на 100 делений.

Задача 4. При измерении напряжения импульсным вольтметром В4- 14, класса точности 2/0,2, с верхним диапазоном измерения 220 В, его показания были равны 100 В. Определите относительную погрешность вольтметра.

Задача 5. По приведенной погрешности определить класс точности миллиамперметра, который необходим для измерения тока от 0,1 мА до

5 мА (относительная погрешность измерения не должна превышать 1%).

(измеренное значение тока — х, берем в начале шкалы, так как в начале шкалы относительная погрешность измерения больше).

Ответ: класс точности миллиамперметра 0,2.

Задача 6. При поверке амперметра с пределом измерений 5 А в точках шкалы: 1; 2; 3; 4; и 5 А получены следующие показания образцового прибора: 0,95; 2,06; 3,05; 4,07; и 4,95 А. Определить абсолютные, относительные и приведенные погрешности в каждой точке шкалы и класс точности амперметра.

Ответ: класс точности амперметра 1,4.

Тема 1.6 Измерительные системы и измерительно-вычислительные комплексы. Измерительные сигналы. Классификация сигналов

знать : методы построения измерительных систем, измерительно-вычислительные комплексы ;

Определение. Разновидности. Агрегатно-модульный метод построения измерительных систем.

Системное и прикладное программное обеспечение измерительных вычислительных комплексов.

Функции, классификация, структурная схема информационно-измерительного комплекса.

знать: характеристики измерительных сигналов;

уметь : математически описывать сигналы.

Классификация сигналов. Математическое описание сигналов. Квантование и дискретизация измерительных сигналов.

Тема 2.1. Цели и задачи стандартизации. Категории и виды стандартов РФ

иметь представление о роли стандартизации в обеспечении качества продукции;

знать сущность и перспективы развития стандартизации; систему предпочтительных чисел и её применение; роль комплексной и опережающей стандартизации в ускорении научно-технического прогресса; правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства стандартизации.

Читайте также:  Преобразователь напряжения зарядно подзарядный

Цели и задачи стандартизации. Категории и виды стандартов.

1.Уровни национальной стандартизации.

2. Разновидности нормативных документов: предварительный стандарт, документ технических условий, свод правил, регламент.

Тема 2.2 Основные принципы и методы стандартизации

знать основные принципы и методы стандартизации.

Основные принципы и методы стандартизации: типизация, агрегатирование, принцип расчленения, специализация производства, программно-целевой метод.

Виды самостоятельной работы: повторная работа над учебным материалом учебника; ответы на контрольные вопросы; работа со справочной литературой.

1.Международная электротехническая комиссия — МЭК ( IEC ).

2.Международный союз электросвязи — МСЭ ( ITU ).

3.Основная форма государственного контроля и надзора — выборочная проверка.

Тема 3.1 Основные термины и определения в области сертификации

иметь представление о национальной и международной системе сертификации;

знать сущность сертификации, методы сертификации, цели и задачи сертификации.

2.Основные термины и определения в области сертификации.

3.Основные цели и принципы сертификации.

4.Организационная структура сертификации.

Виды самостоятельной работы: повторная работа над учебным материалом учебника; ответы на контрольные вопросы.

Виды работ по сертификации, выполняемые органами по добровольной и по обязательной сертификации.

Цели аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Принципы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Экспертный метод оценки качества продукции.

Тема 3.2 Системы сертификации. Порядок и правила сертификации.

иметь представление: о национальной и международной системе сертификации;

знать: сущность сертификации, методы сертификации, цели и задачи сертификации.

1.Обязательная и добровольная сертификация.

3.Порядок и правила сертификации.

4.Нормативная база сертификации.

5.Схемы сертификации продукции.

Виды самостоятельной работы: ознакомление с документацией по сертификации качества; повторная работа над учебным материалом учебника; ответы на контрольные вопросы.

ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа №1 «Единицы системы СИ и размерность физических величин»

Расстояние от Приозерска до острова Валаам 51 км. За какое время преодолевает это расстояние прогулочный катер, развивающий скорость 15 узлов?

Давление воздуха в пневматической сети завода составляет 4 ат. Выразите давление в единицах системы СИ.

Единицей измерения электрической ёмкости является фарад. Запишите размерность электрической ёмкости.

Выразите значения физических величин, используя соответствующие приставки: 330 •Ю -10 Ф, 45,6 •10 -6 А, 12,3 •10 7 Дж

Определите относительную погрешность в измерениях лазерным дальномером расстояния до Луны (384 395 км) с абсолютной погрешностью 0,5 м.

Пользуясь правилом округления, как следует записать результаты 148935 и 575,3455, если первая из заменяемых цифр является пятой по счету (слева направо)?

Основная приведенная погрешность амперметра, рассчитанного на ток 10 А, составляет ±2.5%. Определите относительную погрешность для отметки шкалы 1 А

Пользуясь методом сличения, определили, что показания образцового вольтметра 1 В, а поверяемого 0.95. Чему равна приведенная погрешность поверяемого вольтметра, если его диапазон измерений от 0 до 15 В.

Контрольная работа №3 «Исключение грубой погрешности и определение границ доверительного интервала»

После проведения 5-ти кратных измерений напряжения были получены следующие результаты: 101 В; 103 В; 103 В; 107 В; 102 В. Оценить пригодность четвертого результата.

По результатам 11-ти наблюдений было определено среднее значение величины сопротивления 17,35 Ом, СКО среднего арифметического составило 0,017 Ом. Найдите доверительную границу погрешности результата измерений, если доверительная вероятность Р=95%.

Найти вероятность того, что случайная величина х с центром распределения т х = 6,0 и g = 1,6 не находится в пределах 3,2

Среднее квадратическое отклонение g = 0,004. Определить вероятность того, что случайная погрешность выйдет за пределы доверительного интервала с границами ±0,01. Ответ выразить в процентах.

Контрольная работа №4 «Расчет вероятности безотказной работы»

В технических условиях на амперметры и вольтметры типа Э8027 указано, что минимальное значение вероятности безотказной работы равно 0,96 за 2000 ч. Сколько приборов из 225 приборов данного типа после 2000 ч работы, как правило, будут нуждаться в ремонте?

По данным ремонтной мастерской в среднем 50 % отказов осциллографов обусловлено выходом из строя транзисторов, 15 % — конденсаторов, 12 % — резисторов, 5 % — электронно-лучевых трубок, а остальные отказы обусловлены другими причинами. Найти вероятность Р(А) отказа осциллографа по другим причинам.

Определить интенсивность отказа прибора, состоящего из 45123 элементов, если известно, что за 1200 часов работы отказало 7 элементов.

Определить вероятность отказа за 1000 часов измерительного преобразователя, состоящего из двух резисторов с интенсивностью отказов А п = 5 -10 -6 и конденсатора с интенсивностью отказов А= 10 -5 .

«Погрешности средств измерений»

Показания часов в момент поверки 9 ч 47 мин. Определите абсолютную и относительную погрешности часов, если действительное значение времени 9 ч 45 мин.

Определите абсолютную погрешность измерения постоянного тока амперметром, если он в цепи с образцовым сопротивлением 5 Ом показал ток 5 А, а при замене прибора образцовым амперметром для получения тех же показаний пришлось уменьшить напряжение на 1В.

При поверке концевой меры длины номинальном размером 30 мм было получено значение 30.0005 мм. Определите абсолютную и относительную погрешности.

Определить приведенную погрешность вольтметра, если его диапазон измерений от -10Вдо+10В, значение поверяемой отметки шк алы равно 7В. Действительное значение измеряемой величины.

Записать выражение для плотности распределения f ( x ), найти математическое ожидание т х , дисперсию D x , среднее квадратическоеотклонение а случайной величины х.

При измерении длины получены следующие результаты: 54,9 мм; 55,6 мм; 54,0 мм; 55,2 мм; 55,5 мм; 54,8 мм; 55,1 мм; 55,3 мм. Определите границы доверительного интервала для среднего квадратического отклонения (СКО) результатов наблюдений.

3. Взве ши вание слитка дало следующие результаты: 150,361 г; 150,357 г; 150,352 г; 150,346 г; 150,344 г; 150,340 г; 150,360 г; 150,355 г. Определите доверительный интервал для среднего значения при доверительной вероятности Р = 0,97.

4.Для оценки партии линеек из нее сделали случайную выборку объемом n = 30 линеек, при этом в результате измерений среднее значение их длины равно X = 1000 мм, а среднее квадратическоеотклонение а = ±3мм. Сколько процентов линеек в партии будет забраковано при спло шн ой проверке?

«Расчет надежности прибора и определение пригодности средств измерений»

Определить вероятность безотказной работы P ( t ) за 1000 часов для измерительного преобразователя, состоящего из элементов с интенсивностями отказов: А = 5 • 10 -5 , А = 8 • 10 -6 , А = 4,2 • 10 -5 , А 4 = 2-10 -7 , А 5 = 3,5-10 -6 .

Определить вероятность безотказной работы электроизмеритель­ного преобразователя за 1000 часов работы, если он состоит из 3-х транзисторов, 5-ти керамических сопротивлений, 7-и обычных резисторов. Интенсивность отказа определить, исходя из условий: за 10000 часов отказывает 5 из 1000 транзисторов, 4 из 100 керамических сопротивлений и 1 из 10 резисторов.

Для измерения напряжения от 50 В до 140 В с относительной погрешностью, не превышающей 3%, был заказан вольтметр, имею щи й класс точности 1,0 и верхний предел измерений 200 В. Удовлетворяет ли он поставленным условиям?

Определить пригодность вольтметра с диапазоном измерения от 0

до 200 В и классом точности 1,0. При непосредственном сличении его показаний с показаниями образцового вольтметра были получены следующие результаты: ины 6.97 В.

«Обработка результатов измерений»

1. Случайная величина х подчинена треугольному закону распределения (рис.).

Источник

Оцените статью
Adblock
detector