Рабочая температура сухого трансформатора 2500 ква

Допустимая температура обмоток сухого трансформатора и измерение температуры

Сухие трансформаторы предназначены для работы при повышенной температуре (от 150°C), по сравнению с масляными. Несмотря на увеличенное теплоотведение при помощи масла, количество тепла и температура для работы на 100°C ниже, по сравнению с ускоренным масляным пробоем. Преимуществами являются отсутствие жидкостей, пожарная безопасность (ПБ) и эффективный отвод тепла сердечника через поверхность.

Электрические трансформаторы, как и все подобные приборы, нагреваются при работе. Зачастую устройство выходит из строя. При эксплуатации обязательно учитывается предельно допустимая рабочая температура обмоток сухого трансформатора. КПД трансформатора и других электрических приборов — менее 100%. Для небольших устройств мощностью 10 Вт составляет от 80%. Для силовых трансформаторов показатель начинается от 99,5%. Тепловые потери имеют место в обмотках и магнитопроводе.

Допустимый нагрев трансформаторов

Поскольку сухой электрический трансформатор обладает не 100% КПД, в ходе работы ток, протекающий по намоткам, нагревает их. Помимо этого, магнитопровод начинает нагреваться с вихревыми токами и тратит энергию на перемагничивание.

Допустимая температура сухих трансформаторов в нормальном режиме взаимосвязана с изоляцией обмотки:

  • покрытием провода электротехническим лаком — 70°С;
  • обмоткой проводника х/б ниткой — 105°С;
  • использованием стекловолокна вместо нити х/б — 180°С;
  • нагревом трансформаторов с масляным охлаждением до 80°С.

Согласно ГОСТ 15150, по климатическому исполнению, температурные показатели воздуха для охлаждения сухих трансформаторов составляют 1–4. Для сухих негерметичных трансформаторов показатель равняется 3–4. В среднем, температура воздуха за сутки не превышает 30°С. Согласно ГОСТ 30830, п. 3.12, температура воздуха в среднем за 1 год не превышает 20°С.

Выбор способов для снижения температуры электрических трансформаторов напрямую связан с мощностью и уровнем напряжения в устройстве. Работа в условиях предельно допустимой температуры приводит к тому, что изоляция изнашивается, а масло быстро «стареет», и этого не следует допускать.

Контроль температуры сухих трансформаторов

Система трансформаторного мониторинга с определением показателей предназначена для непрерывного контроля параметров в оперативном режиме, управления охлаждающей системой и контроля работы. Измерение температуры обмотки трансформатора позволяет выявить дефекты или опасные рабочие режимы до момента повреждения против аварийных ситуаций и изменения стратегии работ по профилактике, которые проводятся периодически.

Приборы, при помощи которых измеряется допустимая температура нагрева обмоток трансформатора, должны обеспечивать:

  • соответствие конструкции требованиям условий эксплуатационных условий с механической и климатической точки зрения;
  • повышенную точность и достоверность измерений с приведением к точным показателям и надёжность в работе;
  • лёгкость в процессе установки прибора на трансформатор и простое обслуживание при работе;
  • снижение эксплуатационных затрат при помощи мониторинга тепловых режимов и внешнего осмотра прибора сотрудниками.

Сопротивление изоляции трансформаторов сухой разновидности при температуре обмоток 20–30°С с номинальным напряжением до 1 кВ составляет более 100 МОм.

Читайте также:  Предохранительная мембрана в трансформаторе

Не менее важно, чтобы приборы, позволяющие измерять необходимые показатели, показывали повышенную устойчивость к помехам, были правильно запрограммированы и имели надёжную сигнализацию.

Источник

Нормы нагрева трансформаторов

Нормы нагрева силовых трансформаторов (по ГОСТ 11677-75)

Превышения температуры отдельных элементов масляных трансформаторов и трансформаторов с жидким диэлектриком над температурой охлаждающей среды воздуха или воды) указаны в таблице.

Превышения температуры элементов масляных трансформаторов

По изменению сопротивления постоянному току

Поверхности магнитопровода
и конструктивных элементов

По термометру или
термопаре

Масло или другой жидкий диэлектрик в верхних слоях:

а) исполнение герметичное
или с устройством, полностью
защищающим масло или другой жидкий диэлектрик от соприкосновения с окружающим воздухом

По термометру или
термопаре

55 (допускается 60, если это оговорено в стандартах на отдельные типы трансформаторов)

По термометру или термопаре

Превышение температуры элементов сухих трансформаторов

Класс на-гревостой-кости по ГОСТ 8865-70

сопротивления постоянному току

Поверхности магнитопровода и конструктивных деталей

Не более, чем допустимо для соприкасающихся с ними изоляционных материалов

Термометром или термопарой

Превышения температуры отдельных элементов сухого трансформатора над температурой охлаждающей среды указаны в табл.
Превышение температуры контакта над температурой окружающего воздуха при болтовом соединении токоведущих выводов съемных вводов не должно превышать 85°С для контакта в масле и 65°С для контакта в воздухе.

При установившихся токах короткого замыкания и их длительности, установленных в стандартах и ТУ на конкретные типы трансформаторов, температура обмоток не должна превышать:
а) для масляных трансформаторов и трансформаторов с жидким диэлектриком с обмотками из меди. 250°С
б) то же, что п. «а», но с обмотками из алюминия . . 200°С
в) для сухих трансформаторов с обмотками из меди
и изоляцией класса нагревостойкости:
А. 180°С
Е. 250°С
В, F, Н. 350°С
г) то же, что п. «в», но с обмотками из алюминия и изоляцией классов нагревостойкости
А. 180°С
Е, В, F, Н. 200°С

Источник

Какая допустимая рабочая температура трансформаторов ?

Любой электроприбор во время работы нагревается. Электротрансформатор не является исключением. Но перегрев приводит к выходу аппарата из строя, поэтому при эксплуатации следует учитывать, какова предельно допустимая и рабочая температура трансформатора.

Причины нагрева трансформаторов

Коэффициент полезного действия трансформатора, как и любого другого электроприбора, ниже 100% – от 80% у небольших устройств мощностью 10Вт до 99,5% у силовых трансформаторов. Потери выделяются в обмотках и магнитопроводе в виде тепла.

Нагрев магнитопровода

Потери в сердечнике состоят из двух составляющих:

  • вихревые токи;
  • потери на гистерезис.

Вихревые токи наводятся обмотками трансформатора в магнитопроводе, причем чем меньше его сопротивление, тем больше токи и нагрев железа. Для увеличения сопротивления железный сердечник делается не сплошным, а из тонких листов, изолированных друг от друга лаком и окисной пленкой. Изготавливаются он не из обычной углеродистой стали, а из трансформаторного железа, с добавками кремния, повышающего сопротивление металла.

При работе магнитопровод намагничивается магнитным полем, создаваемым током, протекающим по катушкам. Поскольку ток переменный, то поле постоянно меняет полярность и происходит перемагничивание сердечника с выделением тепла. Этот процесс называется “петля гистерезиса”, а потери – потери на гистерезис.

Читайте также:  Дроссель для лампового усилителя из трансформатора

Важно! Для каждого сечения, формы и материалов магнитопровода есть оптимальное число витков обмотки. При его уменьшении растут потери на гистерезис, а при увеличении растут потери в обмотках.

Нагрев обмоток

Проводники, которыми намотаны катушки, имеют активное сопротивление. При работе по этому сопротивлению протекает электрический ток и выделяется энергия, которая превращается в тепло.

Потери в обмотках уменьшаются при увеличении сечения провода и замене дешевого алюминия более дорогой медью, имеющей меньшее сопротивление, но эти способы ведут к увеличению габаритов или росту цены аппарата. Поэтому при проектировании электротрансформатора кроме технического производится экономический расчет.

Интересно! В 50-е годы для уменьшения потерь и нагрева проектировались силовые электротрансформаторы с обмотками из серебра, но из-за роста цен на него эти проекты не были реализованы.

Допустимый нагрев трансформаторов

Электротрансформатор – аппарат с высоким, но не 100% КПД. При работе ток, протекающий по обмоткам, нагревает их. Кроме этого, греется магнитопровод. В нем возникают вихревые токи и тратится энергия на перемагничивание. Эти потери нагревают аппарат.

Допустимая температура трансформатора в нормальном режиме зависит от изоляции обмотки:

  • провод покрыт электротехническим лаком – 70°С;
  • проводник обмотан х/б ниткой – 105°С;
  • вместо х/б нитки используется стекловолокно – 180°С;
  • трансформаторы, имеющие масляное охлаждение, допускается нагревать до 80°С.

Способы уменьшения температуры электротрансформаторов зависят от мощности и напряжения устройств.

Важно! Работа при предельно допустимой температуре приводит к ускоренному износу изоляции и “старению” масла. Поэтому следует избегать эксплуатации устройств в подобных режимах.

Воздушное охлаждение

Потери энергии, нагрев и вес аппаратов при увеличении мощности растут. При этом потери и объем увеличиваются в кубической зависимости от габаритов устройства, а поверхность и способность отдавать тепло растет в квадратной степени. Поэтому способы воздушного охлаждения зависят от мощности аппарата.

Трансформаторы малой мощности

В аппаратах мощностью 5-10ВА соотношение между потерями и площадью поверхности позволяет устанавливать их в закрытом корпусе. Такую конструкцию имеют блоки питания для электронной аппаратуры малой мощности, например, роутер или антенный усилитель.

Для уменьшения рабочей температуры трансформатора в блоках питания электронной аппаратуры на первичную обмотку подается напряжение высокой частоты. Предельная рабочая температура трансформатора в блоке питания составляет, в зависимости от конструкции, от 100 до 165°С.

Трансформаторы с принудительным охлаждением

В более мощных аппаратах делаются зазоры между обмотками, а в корпусе имеются отверстия для циркуляции воздуха. Для улучшения охлаждения и уменьшения габаритов электротрансформаторов мощностью свыше 10-50кВА устанавливаются вентиляторы принудительного обдува. Такая система позволяет охлаждать аппараты до 1000кВА. Более мощные установки помещаются в бак, наполненный маслом.

Трансформаторы с масляным охлаждением

Для лучшего охлаждения аппарат помещается в бак, наполненный трансформаторным маслом. Оно отводит тепло от обмоток в 6-8 раз лучше воздуха. Для качественного охлаждения бак с электротрансформатором должен быть полностью заполнен и сверху устанавливается расширительный бачок.

Масло является пожароопасным при вытекании. Для защиты устройств от перегрева и возгорания трансформаторы оснащаются датчиками уровня жидкости и температуры.

В зависимости от мощности электротрансформаторов есть четыре системы уменьшения температуры масла:

  • естественное, за счет конвекции масла и окружающего воздуха;
  • дутьевой, при помощи обдува бака вентиляторами;
  • с принудительной циркуляцией масла насосами и обдувом бака;
  • с водяным охлаждением масла.

Справка! Допустимая рабочая температура масла – 80°С. При проверке его качества измеряется температура вспышки (возгорания). Она должна быть не менее 135°С.

Естественное охлаждение масла

Масло в баке при работе устройства нагревается и нуждается в охлаждении. Эффективность естественного охлаждения растёт с увеличением поверхности бака, но простое увеличение размеров мало эффективно. Лучший эффект дает оснащение бака радиаторными ребрами или трубами.

Читайте также:  Может ли работать трансформатор без магнитопровода

Трубы располагаются вертикально, в несколько рядов и подключаются в верхней и нижней части бака. При работе и нагреве обмоток теплое масло поднимается от катушек вверх, выходит в трубы и идет вниз. При движении охлаждающая жидкость остывает и поступает охлажденным обратно в бак.

Этого достаточно для работы электротрансформаторов мощностью до 6300кВА. В более мощных установках применяются устройства принудительной циркуляции масла.

Информация! Принцип работы системы похож на систему индивидуального водяного отопления.

Дутьевое (вентиляторное) охлаждение

Самый простой способ принудительного охлаждения — это обдув масляного бака вентилятором. Эффективность отдачи тепла по сравнению с естественным охлаждением выше на 40-50%. Таких вентиляторов может быть несколько.

Для улучшения теплоотдачи трубы делаются не круглыми, а прямоугольного сечения, а также с продольными радиаторными ребрами. Дополнительно устанавливается блок автоматики, управляющий вентиляторами. Возможны три варианта:

  • питание вентиляторов включено при нагрузке 50-60% номинальной;
  • обдув включен, если достигнута температура 50°С;
  • вентиляторы работают все время рабочего режима установки.
  • Система дутьевого охлаждения эффективна до мощности 63000кВА. Электротрансформаторы большей мощности нуждаются в дополнительных устройствах, для нормальной работы и уменьшения температуры масла.

Принудительная циркуляция

Чем быстрее двигается масло внутри бака и радиаторных труб, тем эффективнее происходит отдача тепла в окружающее пространство, поэтому для охлаждения трансформаторов большой мощности применяется система, включающая в себя вентиляторы, обдувающие бак и насосы, ускоряющие циркуляцию масла. Эта система называется “ДЦ” (дутье-циркуляция).

Насосы позволяют увеличить предельную длину и количество трубок и уменьшить их сечение, увеличив площадь теплоотдачи или вместо прямых труб нагнетать масло в радиаторы, похожие на автомобильные. На каждом радиаторе устанавливается свой вентилятор для обдува.

Ускорение движения при помощи насосов выравнивает температуру внутри бака, улучшает передаче тепла от нагретых элементов к охлаждающей жидкости. Наличие насосов позволяет направить движение масла не только вдоль катушек, но и по каналам внутри обмоток и магнитопровода.

Водяное охлаждение

Коэффициент теплопередачи воды в несколько раз больше, чем воздуха, поэтому самая эффективная система снижения температуры – водяная. Масляные радиаторы находятся в водяной “рубашке”. Движение масла по трубам и воды осуществляется при помощи насосов. Это маслянно-водяной вид охлаждения, или система типа “Ц”.

Такие системы компактнее, чем обычные, но дороже, поэтому используются в тех случаях, когда это экономически выгодно. Например, при замене уже установленных аппаратов на более мощные внутри существующих помещений или для уменьшения размеров строящихся зданий.

Предельная рабочая температура трансформатора регламентируется ПУЭ, ПТЭ и другими нормативными документами.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector