Схемы электрические принципиальные для снегоходов серии «Тайга»
Примечание:
Пояснения к кодам предохранителей и реле, уазанных на схемах, см. тут
«Тайга» СТ-500Д (Ducati)
A1 – коммутатор со встроенным трансформатором; A2 – регулятор напряжения; BV1 – спидометр; E1 – фара; E2 – фонарь задний; EK1 — EK3 – нагреватели; EL1 — EL7 – лампа; F1, F2 – свеча зажигания; FU – предохранитель; G1 – основание магдино; GB1 – аккумулятор; HG1, HG2 – контрольные лампы; K1 – реле стартера; M1 – стартер; R1, R2 – наконечник свечи; S1 – замок зажигания; S2, S3 – выключатель двигателя; S4 – выключатель звукового сигнализатора; S5 – переключатель света фары; S6 – выключатель стоп-сигнала; S8 – выключатель нагревателей; SL1 – датчик уровня масла.
Схема электрическая принципиальная снегохода «Тайга» СТ-500Д (РЗП)
A1 – коммутатор; A2 – регулятор напряжения; BV1 – спидометр; E1 – фара; E2 – фонарь задний; EK1 — EK3 – нагреватели; EL1 — EL7 – лампа; F1, F2 – свеча зажигания; FU – предохранитель; G1 – основание магдино; GB1 – аккумулятор; HG1, HG2 – контрольные лампы; K1 – реле стартера; M1 – стартер; R1, R2 – наконечник свечи; S1 – замок зажигания; S2, S3 – выключатель двигателя; S4 – выключатель звукового сигнализатора; S5 – переключатель света фары; S6 – выключатель стоп-сигнала; S8 – выключатель нагревателей; SL1 – датчик уровня масла; T1 – катушка зажигания.
Электросхема снегохода Tayga Patrul 551 SWT
Электросхема снегохода Тайга Атака 551 с комбинацией приборов RX2N+ RMZ.
Электросхема снегохода Тайга Барс 850
Снегоход ТАЙГА Варяг 550V с комбинацией приборов RX2N+ RMZ
Снегоход ТАЙГА Варяг 500 с системой зажигания «DUCATI»
Источник
Купил РМЗ-500.
kvadratov
Я люблю строить самолеты!
Про транзисторное магнето — с програмным управлением моментом зажигания — это не моя догадка. В снегоходном форуме — Сергей Васильевич ( он же ua1pao ) из богоспасаемого посёлка Амдерма разбирал сгоревший электронный блок от програмируемой системы Дукати и пытался заменить его на коммутатор CDI от Бурана — чтобы вновь обрести способность хоть както перемещаться на снегоходе по арктическим просторам. Этоа эпическая схватка — человека против кучи металлолома описана тут :
Приведу пару цитат — от Сергея Васильевича .
» — Кто-нить мерил напруги с основания программируемого зажигания? Или померяйте кому не влом. У меня картинка такая:
Зарядная катушка — (красный-черный) напруга 10 вольт, сопротивление 5 Ом.
Датчик (синий-белый) напруга 1.5 вольта сопротивление 1.5 кОма.
Измерялось при энергичном рывке ручником. «
Про необходимость перебирать новый мотор :
» — мля. слов нет. одни мысли. блин.. совдепия долббаная. выловил шайбу на 10 прилипшую к датчику с наружной (если смотреть на маховик) стороны. Хорошо хоть не в зазоре. Ща пойду снимать маховик и основание. Мож дело и не в коммутаторе. Надо вытряхивать все оттель. Это уже шестая шайба найденая в потайных местах. Наивный. думал чё-то изменилось за последние 40 лет. Надо было сразу разбирать все до винтика. «
Ещё одна фотография основания генератора ( Дукати програмируемый ) —
Блок зажигания програмируемый Ducati 3240.81.02 :
Далее — блок который сгорел у Сергея Васильевича — в первую неделю эксплуотации — он его вскрыл :
Тут обнаружился дохлый транзистор :
Дохлый транзистор — вид — с другой стороны :
Такие вот дела. Не CDI а TSZ — i ( Transistor — Spulenzunding mit Induktionsgeber ) — Транзисторная система зажигания с накоплением энергии в индуктивности с индуктивным датчиком. Соответственно — дополненная програмируемой системой изменения угла опережения зажигания в зависимости от оборотов.
kvadratov
Я люблю строить самолеты!
Про наличие в продаже или взаимозаменяемость — я ответить не готов. Это нужно уточнять по каталогам — уточнять у торговцев — и всё равно можно нарваться на какуюто очередную модификацию. Так что всё нужно внимательно проверять при покупке — сверяя с своими деталями.
Но вобще — позиция завода — переход на новую систему ( програмируемую ) — так как старая — от снегохода — снята с производства буржуями окончательно.
! Это про комплектующие от снегоходов !
От авиавариантов — как я понимаю — в авиагаме всё есть. Только как оно подходит куда — отдельный вопрос. Мне — например — говорил человек — что на снегоходный мотор Rotax 593 ( с редуктором ротакс ) он поставил генератор и зажигание старое Дукати от РМЗ — 500 ( подержанное ). Для этого пришлось фрезеровать новую шпоночную канавку в роторе генератора. Опережение он сделал кажется 1.6 мм. но чтото недоволен — толи опережением — толи — пропеллером — толи резонатором. Уже больше года экспериментирует. Хотя дельталёт у него — в целом — летает.
Вобщем самодельство — одновременно увлекательно и долго. Хотя — сам я иду тойже дорогой — сборки того что нужно из того что удастся добыть. Имея чемодан денег — и Сессну купить ума не много нужно . А вот имея ограниченные ресурсы — летать можно только хорошо вникнув в материальную часть.
Хочу летать!
kvadratov
Я люблю строить самолеты!
Я сам рою в этом направлении — потому что у нас мотор Rotax 593 с процессорным зажиганием. Там на роторе — вобще несколько магнитных замыкателей и стоит бортовой компьютер — наподобии автомобильного.
Так что я готовлюсь к тому — что если эта вещица толком не заработает — придётся менять электрооборудование на что либо попроще и понадёжнее. Компьбтер у нас какойто — побывавший в заварухах — не верю я ему.
Соответственно — мотор РМЗ 500 — я никогда не ковырял и знаю его устройство только заочно.
Однако — ближе к нашим делам с генератором Дукати от РМЗ — 500 :
В програмируемой системе зажигания применяется новый электромагнитный индукционный датчик с 2 проводами :
И ещё выпрямитель — регулятор напряжения.
Встречается 3 варианта применения регуляторов — выпрямителей :
1.Регулятор напряжения (Чехия) Vape R 94.2 (4-х контактная колодка).
2.Регулятор напряжения (Чехия) Vape R 94.4 (6-ти контактная колодка).
3. Встречались сведения про комплектование некоторых моторов отечественным устройством — Регулятор напряжения 453746.001-02. Хорошоли это — сказать трудно. Наши изделия — подчас загадочны. Могут работать 100 лет. А могут незахотеть. Как повезёт.
Весь комплект в сборе — на следующем фото :
Электрическая схема снегохода :
Ну и на тему подключения разъёмов :
DeltaLetun
Я люблю строить самолеты!
kvadratov
Я люблю строить самолеты!
Я согласен с тем — что написал DeltaLetun. Использовать насколько возможно — стандартные детали и блоки — причём желательно без доработок — это правильно. Хотя не всегда получается. Использовать для тахометра ещё один стандартный датчик — очень заманчиво. Только не известно — получится или нет — без дополнительного формирователя импульсов. Никто ведь пока не пробовал. Хотя попробовать нужно.
У снегоходчиков я нашол картинку — иллюстрирующую то — что мы имеем на выходе генератора Дукати ( програмируемой системы ) :
Меня — кстати удивляет — как работает стандартный тахометр на снегоходе Тайга Атака — он подключен к выходу осветительной катушки генератора — параллельно регулятору — выпрямителю. И искажение сигнала регулятором — вроде как не влияет на показания тахометра. Удивительно. Хотя сам я этого не видел — может прибор и врёт. Бывают такие приборы — показиметры Нечто показывают — но верить нельзя — или только факультативно
Регулятор превращает синусоиду в некую рубленную эпюру напряжения и это как правило нарушает работу тахометров. Многие на это нарывались.
Работа параллельного шунтирующего регулятора напряжения.Осцилограмма входного
напряжения регулятора.Подключена нагрузка
( лампа ). Развертка — 10 вольт на деление.
Картинка — из темы про испытания регуляторов с сайта мотолодочников :
Учитывая эти обстоятельства — использовать сигнал с дополнительного датчика — заманчиво. Но тахометры имеют входные фильтры — отсеивающие сигналы — по амплитуде — длительности и иногда — по скорости нарастания. Это нужно чтобы исключит влияние помех и паразитных сигналов. Так что какие приборы и при каких условиях будут работать с тем или иным датчиком — всегда вопрос.
DeltaLetun
Я люблю строить самолеты!
kvadratov
Я люблю строить самолеты!
Есть всвязи с применением тахометров — следующий момент — многие автомобильные тахометры отказываются работать с конденсаторной системой зажигания ( CDI ). Дело в том — что CDI даёт очень короткий разрядный импульс тока. Энергия этого импульса — в джоулях — меньше чем в классической контактной или классической транзисторной системах. Многие тахометры отсеивают сигналы от систем CDI — просто как помеху.
Поэтому случаются в форумах — огорчительные непонятки. Например один снегоходчик поставил некоторый тахометр на снегоход с мотором оборудованным новым програмируемым коммутатором Дукати ( транзисторным ) и у него прибор — получающий ёмкостный сигнал с высоковольтного провода — работает. А второй человек — ставит такойже тахометр на мотор с старым Дукати ( CDI ) — и у него прибор кажет на нуль. Далее они спорят до одури — что случилось. А причина — собственно несложная — только им невдомёк.
Кстати — тахометры с датчиком ввиде провода — намотанного несколькими витками вокруг высоковольтного провода — это тоже хороший ход. Но повторюсь — прибор должен быть в состоянии воспринимать короткие импульсы с резким фронтом нарастания.
P.S. Часто обсуждают установку прибора от автомобиля ВАЗ 2106. Я в этот хлам — тоже играл. И в конце концов — отказался воспринимать его в качестве прибора. Проблема была не в согласовании тахометра ВАЗ. Это я как раз победил. Там сама указательная головка — такая дрянь кривобокая — что даже с полностью самодельной платой — получить удовлетворительную достоверность показаний — нереально. В комплекте с самодельной платой тахометра я использовал разные гальванометры ( измерительные головки ). Но больше всего мне понравился гальванометр фирмы VDO от тахометра машины BMW . Он имеет почти совсем линейную шкалу и демпфированную стрелку.
Тахометр я отрабатывал на мотоцикле ИЖ — Ю 3 с генератором от Восхода. ( доработанный для работы с 2 ц моторм ) — на уровне схемы — это генератор переменного тока и CDI. Почти как Дукати непрограмируемый. Кому интересна самоделка — выкладываю схему и далее — статья по ссылкам :
kvadratov
Я люблю строить самолеты!
DeltaLetun
Я люблю строить самолеты!
DeltaLetun
Я люблю строить самолеты!
kvadratov
Я люблю строить самолеты!
Шунтирующие тиристорные регуляторы напряжения предназначенные для работы совместно с генератором переменного тока имеющим возбуждение от постоянных магнитов — действуют следующим образом :
1. Генератор в режиме вращения без нагрузки — вырабатывает ЭДС — которая может составлять несколько десятков или даже сотен вольт.
2. Напряжение развиваемое генератором при вращении под нагрузкой ( например лампой или мощным реостатом потребляющим мощность близкую к мощности генератора ) — просаживается до величины примерно соответствующей номинальному напряжению генератора. Это верно для одоротов среднего газа или иногда — для крейсерского режима ( порядка 2/3 хода РУД ). На полных оборотах — генератор может выдавать мощность больше номинала и напряжение повышается до величин способных спалить лампу или иной потребитель. Или вскипятить АКБ. В общем регулятор напряжения нужен.
3. Рассмотрим как работает электроустановка мотоцикла ИЖ Планета в комплектации с генератором — скопированном с одного из вариантов Дукати.
Ещё бывает вариант установки модификации такого генератора — дном от нас ( что с точки зрения электричества — безразлично ) :
Данные генераторы работают совместно с регулятором — выпрямителем БПВ 21 — 15.
Практика эксплуотации этого электронного чуда техники — выявила — что наши специалисты опять сели в лужу. В схемах управления силовыми схемами — с нестабильным питанием — нельзя применять паршивые транзисторы типа КТ 315 и им подобные а также нельзя применять недостаточно мощные стабилитроны в неметаллических корпусах. Эти элементы — применённые в плате управления регулятора долго не живут. Вот родная плата :
Я разработал альтернативную схему — которая показала себя как весьма надёжная :
( резистор R5 — подбирается при настройке — для установки требуемого напряжения )
Если требуется настроить регулятор непосредственно на двигателе — я сделал бы так :
Прогреть мотор ( минут 5 ).
Положить блок БПВ на лавочку рядом.
Присоединил 2 провода от осветительных катушек к блоку БПВ 21 — 15 двухпроводным электрошнуром с сечением каждого ( медного )
провода не менее чем полтора квадратных мм.
Между этими проводами присоединить лампочку 12 вольт 32 свечи. На выходе стабилизатора подключить конденсатор — 2200 мкф на 63В ( соблюдая полярность ) и лампоку 5 W 12 вольт.
Подборочный резистор присоединён — если схема модернезирована как я писал — для начала 150 ом.
Запустить мотор и убедиться что лампочка горит на малых оборотах.
Осторожно добавляя газ — убедиться что напряжение реально ограничивается. ( тоесть лампочки светят без особого перекала на больших оборотах ).
На выходе стабилизатора подключить конденсатор — 2200 мкф на 63В ( соблюдая полярность ) и лампоку 5 W 12 вольт.
Подборочный резистор присоединён — если схема модернезирована как я писал — для начала 150 ом.
Запустить мотор и убедиться что лампочка горит на малых оборотах.
Осторожно добавляя газ — убедиться что напряжение реально ограничивается. ( тоесть лампочки светят без особого перекала на больших оборотах ).
Присоединить вольтметр — и убедиться ( осторожно прибавляя газ ) при каком напряжении наступает ограничение.
В зависимости от того на каком уровне оно ограничивается — изменить ( если нужно ) величину подборочного сопротивления.
Я при регулировке стремился попасть в напряжение отсечки 13.5 вольт — плюс — минус пол вольта.
В общем всё.
В качестве вольтметра я применял советский тестер Ц 4341.
Китайские приборы — ( особенно цифровые ) при измерении несинусоидальных напряжений показывают цену на солёные огурцы.
После наладки — лампочки убираем — БПВ ставим на место — где он будет жить — присоединяем провода. Не забываем поставить конденсатор — надёжно закрепив его на конструкции и не забывая соблюдать полярность и можно пользоваться.
Конденсатор необходим если нет аккумулятора и на случай его отключения. Без него регулятор работает плохо. Специалисты Авиагаммы — тоже рекомендуют ставить такой конденсатор на Ротакс с оригинальным регулятором. В цепь постоянного тока — вместо АКБ или параллельно с АКБ. Рекомендуется постоянно включать габариты и фару — потребляющие мощность близкую к номинальной мощности генератора на крейсерском режиме. При использовании генератора с характеристиками в приведенной таблице — я постоянно включал фару с лампой 100 W и габарит с лампой 5 W.
Включение потребителей — разгружает регулятор и уменьшает нагрев регулятора и генератора. При наличии АКБ — мощность постоянно включонной нагрузки — может быть несколько меньше — чтобы обеспечить положительный энергобаланс при заряде АКБ.
Мощность выпрямителя блока БПВ — 40 А. При применении более мощного генератора — может потребоваться замена тиристоров нв более мощные. Тиристоры Т 112 — 16 — имеют предельные значения по току 16 А. Если поставить на 50 А — получится регулятор на 50 А. Соответственно — радиаторы должны соответствовать мощности применяемых деталей.
Можно применять выпрямители от автомобильных генераторов — и регуляторы напряжения от импортых мотоциклов не содержащие встроенный выпрямитель.
При этом указанные на регуляторе характеристики — должны быть 12 — 13 вольт по напряжению и по току — примерно на 20 % больше чем ток — который может выдать генератор.
В качестве примера схемы импортного регулятора — выпрямителя — приведу схему от мотоцикла Цундапп :
Возможно применение мотоциклетных регуляторов от мотоциклов с 3 фазным генератором. Тогда 1 из 3 фазных проводов ( чаще жолтых ) можно просто заизолировать — не подключая никуда. Сейчас типовую схему отсканирую и выложу.
Я так понимаю ( на картинке выше ) — чешские регуляторы — с 4 проводами — однофазный а с 6 проводами 3 фазный. Применяются на РМЗ — штатно.
Источник