- ПАЗ 3205, 32053, 32054, 4234 — предохранители, реле и электросхема
- Блок «силовых» предохранителей
- Блоки реле
- Блок в моторном отсеке
- Блок в салоне
- Блоки предохранителей
- Вариант 1
- Вариант 2
- Блок БПР 2.02
- Электросхема ПАЗ
- Регулятор напряжения паз 4234 24в
- Особенности генератора и стартера автобуса ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234
- Обслуживание генератора
- Стартер
- Возможные неисправности генератора и стартера и методы устранения
ПАЗ 3205, 32053, 32054, 4234 — предохранители, реле и электросхема
Паз 3205 базовый автобус малого класса, который выпускается с 1989 года по настоящее время как с дизельными, так и бензиновыми двигателями в различных модификациях и рестайлинговых версиях, таких как Паз 32053, Паз 32054 и Паз 4234. В данной статье мы представим описание предохранителей и реле Паз со схемами блоков и местами их расположения. В заключении предложим скачать электрические схемы электрооборудования паз 32053.
Назначение элементов в блоках может отличаться от представленного и зависит от года выпуска и модификации Вашего Паз. Сверяйте назначение со своей схемой на обратной стороне защитной крышки либо иной технической документацией.
Блок «силовых» предохранителей
Блок силовых предохранителей выполненный в виде плавких вставок высокой мощности БПР-5-4, расположенный в ящике АКБ с правой стороны. Может включать дополнительные обычные предохранители, с левой стороны блока.
Общая схема
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
- 90А Генератор
- 40А Габаритные фонари
- 60А Блок предохранителей, фары, зажигание
- 60А Блок предохранителей
- 20А АБС
- 25А Подогреватель
- 10А Аварийный режим
- 10А Розетка ящика АКБ
Блоки реле
Блок в моторном отсеке
Данная панель закрыта защитной крышкой. Так же может располагаться на панели под кожухом над дверью водителя.
Расшифровка
p, blockquote 12,0,0,0,0 —>
- реле поворотов и аварийной сигнализации
- реле заднего противотуманного фонаря
- реле ближнего света фар
- реле дальнего света фар
- реле сигналов торможения
- реле аварийной сигнализации
- реле звукового сигнала
- реле противотуманных фар
- реле отключения АКБ
- реле отключения возбуждения генератора
Отдельно размещается реле разгрузки цепи возбуждения генератора — около самого генератора.
Блок в салоне
Под щитком приборов могут крепится следующие реле: реле стартера; реле обогрева зеркал; реле габаритных фонарей; реле освещения левой стороны; реле отопителя водителя; реле отопителей салона правой стороны (1 шт.) и левой стороны (1 шт.); реле центрального обдува ветрового стекла.
Блоки предохранителей
Находятся под панелью приборов.
Вариант 1
Характерен для более старых моделей и состоит из 2 отделов
p, blockquote 20,0,0,0,0 —>
1FU1 | 8А Выключатель управления приводом пассажирских дверей. Питание системы сигнализации указателями поворотов и сигнализации дверей |
1FU2 | 8А Питание выключателя плафона водителя, аварийного выключателя |
1FU3 | 16А Питание приборов, блока АБС, система зажигания |
1FU4 | 8А Питание контрольных ламп, выключателя фонарей заднего хода |
1FU5 | 8А Питание левого стеклоочистителя |
1FU6 | 8А Питание циркуляционного насоса |
1FU7 | 8А Питание выключателя стекло омывателя, комбинации приборов и вольтметра |
1FU8 | 16А Питание противотуманных фонарей |
1FU9 | 8А Питание габаритных фонарей правой стороны |
1FU10 | 8А Питание габаритных фонарей левой стороны |
Правый блок
p, blockquote 21,0,0,0,0 —>
2FU1 | 16А Питание реле звуковых сигналов, осушителя воздуха |
2FU2 | 16А Питание выключателя обдува ветрового стекла |
2FU3 | 16А Питание выключателя плафонов салона, подкапотной лампы и розетки |
2FU4 | 8А Питание выключателя плафонов салона правой стороны |
2FU5 | 8А Питание фары левой «Дальний свет» |
2FU6 | 8А Питание фары правой «Дальний свет» Питание контрольной лампы «Дальний свет» |
2FU7 | 8А Питание фары левой «Ближний свет», выключателя задних противотуманных фонарей |
2FU8 | 8А Питание фары правой «Ближний свет» |
2FU9 | 8А Питание правого стеклоочистителя, фонари стоп-сигнала |
2FU10 | 8А Запасной |
Вариант 2
Состоит из 3 отделов (плат предохранителей).
I – с 1FU1 по 1FU13; II — с 2FU1 по 2FU13; III — с 3FU1 по 3FU13
Обозначение
p, blockquote 26,0,0,0,0 —>
1FU1 | Резерв |
1FU2 | 10А Управление дверями салона с места водителя; Спидометр электронный |
1FU3 | 10А Реле поворотов; Аварийная сигнализация |
1FU4 | 10А Осушитель воздуха; Спидометр электронный |
1FU5 | 10А Электромагнитный клапан останова, Зажигание |
1FU6 | 10А Обмотка реле возбуждения генератора; Лампа контрольная генераторной установки; Комбинация приборов и тахометр; АБС тормозов |
1FU7 | 10А Лампы контрольные; Фонари заднего хода; Управление блоком свечей накаливания |
1FU8 | 10А Управление подогревателем жидкостным |
1FU9 | 10А Циркуляционный насос, Противотуманные фонари |
1FU10 | 10А Стеклоомыватель; Указатель напряжения |
1FU11 | 15А Сигналы звуковые |
1FU12 | 10А Фонари габаритные правые; Плафоны освещения двери |
1FU13 | 10А Фонари габаритные левые; Лампы подсветки приборов |
2FU1 | Резерв |
2FU2 | 10А Плафоны освещения правой стороны салона |
2FU3 | 10А Стеклоочиститель левый |
2FU4 | 15А Стеклоочиститель правый; Фонари сигналов торможения, Переключатель света |
2FU5 | 10А Электродвигатель обдува бокового стекла |
2FU6 | 15А Электродвигатель обдува ветрового стекла |
2FU7 | 15А Электродвигатель отопителя места водителя; Циркуляционный насос дополнительный (для ПАЗ-32053-07) |
2FU8 | 15А Электродвигатель отопителя левой стороны №1; Электродвигатель отопителя левой стороны №2 |
2FU9 | 15А Фонари задние противотуманные; Электродвигатель отопителя правой стороны №1; Электродвигатель отопителя правой стороны №2, питание блока управления стеклоочистителями и стеклоомывателем |
2FU10 | 10А Фара головная левая дальнего света |
2FU11 | 10А Фара головная правая дальнего света; Лампа контрольная «Дальний свет» |
2FU12 | 10А Фара головная левая ближнего света |
2FU13 | 10А Фара головная правая ближнего света |
3FU1 | Резерв |
3FU2 | 10А Устройство ограничения скорости (для ПАЗ-32053-77) |
3FU3 | 15А Питание света фар, реле ближний свет фар / дальний свет фар |
3FU4 | 15А Плафоны освещения левой стороны салона. Розетка переносной лампы. Плафон мотоотсека |
3FU5 | 10А Электродвигатели принудительной вентиляции, питание обогрева зеркал заднего вида (для ПАЗ-32053-70) |
3FU6 | 10А Электродвигатель вентилятора водителя, розетка на панели приборов, питание системы внутреннего и наружного оповещения (для ПАЗ-32053-70) |
3FU7 | 10А Фары противотуманные |
3FU8 | 10А Обогрев зеркал заднего вида |
3FU9 | 10А Питание транспортного говорящего устройства; Питание магнитолы, разъём для подключения дополнительного оборудования |
3FU10 | 10А Резерв |
3FU11 | 10А Привод двери. Экстренное открывание дверей |
3FU12 | 10А Резерв |
3FU13 | 10А ЭБУ двигателя, реле стартера |
Блок БПР 2.02
Отдельный блок из 2х плавких элементов может быть расположен около рулевой колонки.
Электросхема ПАЗ
Больше информации про электрические схемы соединений ПАЗ 32053, можете узнать изучив данные схемы: «скачать«.
p, blockquote 29,0,0,0,0 —> p, blockquote 30,0,0,0,1 —>
А если захотите помочь дополнить материал, мы будем рады Вашим комментариям.
Источник
Регулятор напряжения паз 4234 24в
ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234. ГЕНЕРАТОР 3112.3771
Генератор переменного тока со встроенным полупроводниковым выпрямителем и
интегральным регулятором напряжения является основным источником электроэнергии. Генератор представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором, щеткодержателем с регулятором напряжения и системой протяжной вентиляции. Генератор работает в однопроводной схеме электрооборудования автобуса с присоединением «минуса» на корпус. Генератор включен параллельно с аккумуляторными батареями и обеспечивает питание потребителей при любых режимах работы двигателя, а также подзарядку аккумуляторных батарей.
Генератор установлен на двигателе и имеет привод от шкива коленчатого вала двигателя. Генератор крепится к двигателю двумя лапами через кронштейн и третьей лапой к натяжной планке, при перемещении по которой происходит натяжение приводного ремня генератора. Принципиальная схема генератора представлена на рис. 7-3.
Внимание! 1. Отсоединение и присоединение проводов к генератору производить только при отключенной аккумуляторной батарее.
2. Исправная работа генератора обеспечивается только при условии надежного электрического соединения всех контактов, в том числе между корпусом генератора и двигателем.
3. Работа генератора при отключенной аккумуляторной батарее может вывести из строя регулятор напряжения, а также другие потребители бортсети.
4. Техническое обслуживание и ремонт генератора должны проводиться только в специализированных мастерских квалифицированными специалистами.
5. Проверку выпрямительного блока производить только на разобранном генераторе с отсоединенной статорной обмоткой. Проверять только от источника постоянного тока напряжением не более 24 В, включенного последовательно с контрольной лампой.
Рис. 7-3 Схема генератора 3112.3771
1- регулятор напряжения; 2- ротор; 3- статор; 4- блок выпрямительный; 5- конденсатор помехоподавляющий Выводы: «+» — для соединения с АКБ и нагрузкой;
«Ш» — для соединения с замком зажигания и контрольной лампой заряда АКБ;
«W» — для соединения с тахометром;
«+D» — для соединения с цепью блокировки стартера
Источник
Особенности генератора и стартера автобуса ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234
Генератор переменного тока со встроенным полупроводниковым выпрямителем и интегральным регулятором напряжения является основным источником электроэнергии
Генератор представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором, щеткодержателем с регулятором напряжения и системой протяжной вентиляции.
Генератор работает в однопроводной схеме электрооборудования автобуса с присоединением «минуса» на корпус.
Генератор включен параллельно с аккумуляторными батареями и обеспечивает питание потребителей при любых режимах работы двигателя, а также подзарядку аккумуляторных батарей.
Генератор установлен на двигателе и имеет привод от шкива коленчатого вала двигателя.
Генератор крепится к двигателю двумя лапами через кронштейн и третьей лапой к натяжной планке, при перемещении по которой происходит натяжение приводного ремня генератора.
Принципиальная схема генератора представлена на рис. 1.
Внимание! Отсоединение и присоединение проводов к генератору производить только при отключенной аккумуляторной батарее.
Исправная работа генератора обеспечивается только при условии надежного электрического соединения всех контактов, в том числе между корпусом генератора и двигателем.
Работа генератора при отключенной аккумуляторной батарее может вывести из строя регулятор напряжения, а также другие потребители бортсети.
Техническое обслуживание и ремонт генератора должны проводиться только в специализированных мастерских квалифицированными специалистами.
Проверку выпрямительного блока производить только на разобранном генераторе с отсоединенной статорной обмоткой. Проверять только от источника постоянного тока напряжением не более 24 В, включенного последовательно с контрольной лампой.
Обслуживание генератора
Для обеспечения работы генератора рекомендуется содержать генератор в чистоте и выполнять следующие правила технического обслуживания.
Ежедневно проверять работоспособность генератора по показаниям контрольной лампы и вольтметра, расположенных в комбинации приборов на щитке приборов. При запуске двигателя контрольная лампа должна загораться, а после пуска двигателя – гаснуть.
При нормальной работе генератора стрелка вольтметра находится в зеленой зоне шкалы «G» (генератор).
Расположение стрелки вольтметра в любой из красных зон этой шкалы свидетельствует о неисправности генератора.
Ежедневно следует проверять состояние и натяжение приводных ремней. При ТО-1 проверку проводить с применением измерительных приборов. Особое внимание к натяжению ремней следует уделять в начале их эксплуатации в течение (1-2) суток.
Регулировка натяжения ремня производится с таким расчетом, чтобы при нажатии на середину ремня с усилием 40 Н прогиб был в пределах (10-15) мм.
При установке новых ремней допускается устанавливать меньшее значение прогиба – 10 мм.
Регулировка натяжения ремня производится с помощью натяжной планки. Для этого после ослабления крепления генератора к кронштейну и планке сместить корпус генератора в требуемое положение и закрепить.
Внимание! При слабом натяжении ремня генератор не отдаст полной мощности. При чрезмерном натяжении ремня или перекосе генератор преждевременно выйдет из строя.
Критерием предельного состояния ремня является расслоение более чем на 1/3 длины, наличие трещин резины глубиной до кордшнура и невозможность компенсации удлинения в приводе.
При проверках натяжения и установке нового ремня проверять отсутствие повреждений, замасленности поверхностей ручьёв шкивов и расположение ручьёв шкивов в одной плоскости.
Не реже одного раза в месяц рекомендуется контролировать степень заряженности аккумуляторных батарей, которая должна быть не ниже 75 %.
При ТО-2 без снятия генератора с двигателя следует проверить крепление генератора к двигателю и крепление гаек стяжных болтов крышек.
Проверять затяжку и чистоту всех мест присоединения проводов к генератору и аккумуляторным батареям. При необходимости очистить места соединений, подтянуть контактные гайки и винты.
При каждом сезонном обслуживании (без снятия генератора) следует проверить состояние щеточного узла в следующем порядке:
Отсоединить провод от вывода «Ш» генератора.
Отвернуть винты крепления щеткодержателя и аккуратно снять его.
Проверить свободное (без заеданий и рывков) перемещение щеток в направляющих щеткодержателя.
Проверить высоту щеток, которая должна быть не менее 8 мм. При необходимости щетки заменить.
Установить щеткодержатель со щетками на генератор в обратной последовательности.
Генератор снимать с двигателя следует только для выполнения текущего ремонта и работ, связанных с износом контактных колец, заменой подшипников и других специальных работ.
Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, то кольца необходимо проточить.
Стартер
Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель с электромагнитным тяговым реле и приводом, имеющим муфту свободного хода.
Включение стартера осуществляется ключом выключателя приборов и стартера.
Внимание! Запрещается включение стартера при работающем двигателе, а также трогать с места автобус путем прокручивания трансмиссии через двигатель стартером.
Проверка состояния стартера дизеля
Через каждые 120000 км пробега:
Проверить затяжку крепежных болтов, при необходимости подтяните их.
Зачистить наконечники проводов к клеммам стартера и аккумуляторной батареи и подтяните их крепления.
Снять крышку со стороны коллектора и проверьте состояние щеточно-коллекторного узла.
Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгара. Если коллектор загрязнен или имеет следы значительного подгара, протереть его чистой салфеткой, смоченной в бензине.
При невозможности устранения грязи или подгара протиркой, зачистить коллектор мелкой шлифовальной шкуркой. При значительных подгарах коллектора, не поддающихся зачистке, проточить коллектор на станке.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к коллектору. При предельном износе щеток, а также при наличии значительных сколов заменить их новыми.
Продуть щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым воздухом.
Проверить состояние контактной системы реле стартера.
При значительном подгаре зачистить контактные болты и пластину контактную шлифовальной шкуркой или напильником, сняв неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом плоскостности контактных поверхностей медных болтов.
При значительном износе пластины и болтов, перевернуть контактную пластину, а контактные болты развернуть на 180°.
Проверьте легкость перемещения привода по валу якоря. При включении и отключении реле привод должен без заеданий перемещаться по шлицам вала якоря.
Удалить с внутренних поверхностей направляющей втулки привода (шлицевой и гладкой), прилегающих к ней частей вала попавшую из картера загрязненную загустевшую смазку с продуктами износа, которая значительно затрудняет осевое перемещение привода по шлицам вала при вводе шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика.
На очищенные поверхности нанести тонкий слой смазки ЦИАТИМ-221 (ЦИАТИМ-201).
Состояние шестерни привода и упорных шайб проверить визуально. Зазор между торцом шестерни и упорными шайбами при включенном положении должен быть (2. 4) мм.
Возможные неисправности генератора и стартера и методы устранения
Неисправности генератора
Неисправность в проводке или контактных соединениях к генератору или другим элементам питания — Определить место неисправности и устранить неисправность
Нет надежного контакта между щетками и кольцами:
— щетки заедают в направляющих — проверить состояние щеточного узла и устранить неисправность;
— изношены щетки — заменить щетки;
— загрязнены или замаслены кольца — протереть кольца чистой тканью смоченной в бензине. Если этим способом загрязнения не удаляются, кольца зачистить шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием и вторично протереть
Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец или обрыв в катушке возбуждения — Снять щеткодержатель с регулятором напряжения.
Проверить сопротивление катушки возбуждения между контактными кольцами. При отпайке запаять, при обрыве – заменить ротор.
Неисправность (пробой или обрыв) диодов выпрямительного блока — Проверить и при необходимости заменить выпрямительный блок
Неисправность (пробой или обрыв) дополнительных диодов выпрямительного блока — Проверить и при необходимости заменить выпрямительный блок
Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора — Разобрать генератор, снять статор и проверить сопротивление обмоток фаз.
При исправном статоре сопротивление обмоток фаз не должно отличаться друг от друга более 10 %.
При обрыве или коротком замыкании заменить статор.
Обрыв или короткое замыкание вентилей выпрямительного блока — Заменить выпрямительный блок
Генератор не дает зарядного тока (Контрольная лампа горит. Стрелка вольтметра находится в левой красной зоне шкалы «G»)
Неисправность реле разгрузки цепи возбуждения генератора — Заменить реле
Контрольная лампа заряда мигает, стрелка амперметра колеблется
Ослабление приводного ремня — Подтянуть ремень
Нет надежного контакта между щетками и кольцами: — См. выше
Стрелка вольтметра находится в правой красной зоне шкалы «G»
Неисправен регулятор напряжения — Заменить регулятор напряжения
Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором — Устранить замыкание
Неисправна аккумуляторная батарея — Проверить, при необходимости зарядить или заменить аккумуляторную батарею
Чрезмерное натяжение или перекос приводного ремня — Отрегулировать натяжение ремня и устранить перекос
Механические неисправности
Изношены или повреждены подшипники — Заменить подшипники
Неисправности стартера
Стартер не работает (при его включении свет фар не ослабевает)
— Обрыв или неисправности в проводке — Проверить проводку к стартеру и устранить неисправность. Протереть коллектор салфеткой, смоченной в бензине, или очистить коллектор стеклянной шкуркой. Проверить отсутствие заедания щеток в щеткодержателях.
— Отсутствие контакта щеток с коллектором
— Обрыв соединений внутри стартера
Очистить боковые грани щеток или заменить изношенные щетки новыми.
Проверить состояние щеточных пружин и, в случае их неисправности, заменить.
Снять стартер, проверить и устранить дефекты или заменить стартер
— Неисправность тягового реле
Зачистить контакты реле стартера или развернуть контактные болты в гнездах на 180°, а контактную пластину установить обратной стороной, или заменить реле
Стартер не проворачивает двигатель или вращает его очень медленно
— Низкая температура двигателя (зимой) — Прогреть двигатель
— Применение масла, не соответствующего сезону — Заменить масло
— Коррозия контактных соединений на батареях — Зачистить контактные соединения
— Разряжены или неисправны батареи — Зарядить или заменить батареи
— Плохой контакт в цепи питания стартера — Очистить и затянуть выводы проводов
— Подгар контактов реле — Зачистить контакты реле
— Плохой контакт щеток с коллектором — Очистить коллектор и щетки, устранить зависание, или заменить щетки
— Слабый контакт в клеммах аккумулятора — Зачистить, закрепить, смазать
Якорь стартера вращается с большой скоростью, но не проворачивает двигатель
— Вышел из строя привод — Заменить привод
— Нарушена регулировка стартера — Отрегулировать стартер
Реле работает с перебоями (включает стартер и сейчас же выключает)
— Обрыв удерживающей обмотки реле — Заменить реле
— Разряжены аккумуляторные батареи — Зарядить или заменить батареи
Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле
— Сильно забиты торцы зубьев венца маховика — Заменить венец маховика
— Нарушена регулировка стартера — См. выше
— Заедание шестерни на валу из-за отсутствия или некачественной смазки — Очистить вал и шлицы от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-221 (-201)
— Фрезеровка зубьев шестерни привода из-за включения его на работающий двигатель — Заменить привод
После пуска дизеля стартер остаётся во включенном состоянии
— Приварилась контактная пластина к болтам контактного реле стартера — Зачистить контакты реле стартера или развернуть контактные болты в гнездах на 180°, а контактную пластину установить обратной стороной. Или заменить реле
Источник