Реле блокировки стартера заз 968м

Устройство и принцип работы реле-регулятора РР310-В (РР-310-В) и реле блокировки РБ1 (РБ-1) автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»

Генератор автомобиля ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» работает совместно с реле-регулятором РР310-В (РР-310В, РР-310-В, РР310В). Схема их электрических соединений показана на рисунке .

Реле-регулятор РР310-В автомобиля ЗАЗ-968М состоит из одноэлементного вибрационного регулятора напряжения в комплекте с ограничителем тока, поддерживающего определенное напряжение в сети и предотвращающего увеличение силы тока, которую отдает генератор, больше значения, на которое генератор рассчитан, то есть защищает его от перегрузки. На сердечнике регулятора напряжения есть 2 обмотки: шунтовая 27 и выравнивающая 26. Реле имеет нормально замкнутые контакты 25. При включении зажигания клеммы «30», «30/1» и «15» замка зажигания 6 замыкаются, и ток поступает на клемму «+» реле-регулятора, по выравнивающей обмотке 26 через замкнутые контакты 25 на клемму «Ш» и в обмотку генератора. При небольшой частоте вращения генератора ток, поступающий от аккумулятора, обеспечивает магнитный поток ротора и тем самым номинальное напряжение генератора. Если частота вращения ротора увеличивается и напряжение на зажимах выпрямителя делается больше напряжения аккумулятора, обмотка возбуждения 8 генератора начинает запитываться током от выпрямителя, также совершающего подзарядку аккумулятора. Автоматическое регулирование напряжения генератора в случае изменения частоты вращения ротора производится изменением тока возбуждения при помощи обмоток реле и сопротивлений. Магнитные потоки выравнивающей и шунтовой обмоток действуют навстречу друг другу, вызывая при этом замыкание или размыкание контактов и включение или отключение сопротивлений.

С помощью выравнивающей обмотки предотвращается повышение напряжения в случае увеличения значений частоты вращения ротора генератора.

Основным условием надежной и четкой работы реле-регулятора является присоединение провода клеммы «Ш» на реле и генераторе и отсутствие его замыкания на «массу». Иначе сгорит обмотка реле-регулятора.

Схема электрических цепей реле блокировки РБ1, реле-регулятора РР310-В, приборов зажигания и пуска автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Реле блокировки; 2 — Выпрямитель; 3 — Пружина; 4 — Контакты; 5 — Контрольная лампа, показывающая работу генератора; 6 — Замок зажигания; 7 — Блок с предохранителями; 8 — Обмотка возбуждения; 9 — Генератор; 10 — Конденсатор; 11 — Свеча зажигания; 12 — Реле, предназначенное для включения стартера; 13 — Распределитель зажигания; 14 — Прерыватель; 15 — Выпрямитель; 16 — Обмотка шунтовая; 17 — Батарея аккумуляторная; 18 — Стартер; 19 — Обмотка параллельная; 20 — Обмотка последовательная; 21 — Реле тяговое; 22 — Катушка зажигания; 23 — Реле-регулятор; 24 — Пружина; 25 — Контакты; 26 — Обмотка выравнивающая; 27 — Обмотка шунтовая.

Реле блокировки РБ1 (РБ-1) автомобиля ЗАЗ-968М предназначено для выключения стартера в автоматическом режиме после запуска двигателя и управления контрольной лампой 5, показывающей работу генератора. В состав реле блокировки входят: электромагнитное реле с контактами 4, которые являются нормально замкнутыми, и выпрямительный мост 2, состоящий из диодов Д7Б и предназначенный для запитывания электромагнитного реле. В случае включения на неработающем двигателе зажигания загорается контрольная лампа, так как контакты реле являются нормально замкнуты. После того, как двигатель запущен, переменное напряжение генератора поступает на выпрямительный мост, происходит намагничивание катушки реле и якорь притягивается. Контакты размыкаются, и гаснет контрольная лампа. Это говорит о том, что генератор работает в нормальном режиме. Контакты реле блокировки находятся постоянно в разомкнутом состоянии при вращении коленвала двигателя в рабочем диапазоне частоты. Это предотвращает при работающем двигателе случайное повторное включение стартера. Когда двигатель останавливается, исчезает напряжение на зажимах генератора, отключается реле блокировки, цепь питания стартера подготавливая для следующего запуска двигателя.

С помощью контрольной лампы контролирует только работа генератора. Она не является показателем степени зарядки аккумуляторной батареи.

Если при работе двигателя автомобиля ЗАЗ-968М горит контрольная лампа, это говорит о неисправности реле-блокировки либо генератора.

Источник

Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец» (стр. 17 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Сборку генератора выполняют в обратной последовательности. При этом упорные втулки вала генератора необходимо поставить на прежние места: короткую втулку 3 надеть на вал у крышки со стороны щеткодержателей, длинную 15 — с противоположной сторо­ны вала. После сборки необходимо проверить генератор на стенде по номинальному напряжению тока.

Проверка состояния деталей генератора. После разборки гене­ратора тщательно очищают все детали от пыли и грязи, протирают их чистой салфеткой. Статор и ротор генератора мыть бензином или другими растворителями запрещается. В случае обильного попада­ния масла допускается промыть детали генератора в чистом неэтилированном бензине с обязательной немедленной просушкой в воздушном потоке с температурой 60. 70 °С. Очищенные детали внимательно осматривают и выявляют неисправные для последующе­го ремонта или замены.

Осматривают статорную обмотку и выводы, в случае необходи­мости следует подпаять выводы. Проверяют состояние статорной обмотки, а также проверяют, нет ли обрывов во всех трех фазах в местах пайки, в случае необходимости восстанавливают окраску пакета эмалью № 000 черного цвета. Проверяют отсутствие замыкания обмотки ротора на массу, сохранность пайки выводов обмотки к контактным кольцам, сопротивление обмотки возбуждения, которое должно составлять 7,13. 7,18 0м. В случае сильного износа или подгара необходимо прошлифовать контактные кольца. Биение колец относительно шеек вала должно быть не более 0,05 мм. Про­веряют исправность выпрямительного блока.

Подшипники, как правило, подлежат замене на новые. Если же подшипники в хорошем состоянии, осторожно с помощью пинцета вскрывают уплотнитель, промывают подшипник в бензине или дизель­ном топливе, продувают сжатым воздухом и заправляют по 3. 3,5 г

чистой смазкой (ЛЗ-31 по ГОСТ 24300—80), после чего закрывают уплотнитель подшипника. Снятие и установку уплотнителей выпол­няют пинцетом с плоским концом, оберегая уплотнитель.

Проверяют посадочные места под подшипники в крышках ге­нератора. В случае увеличенных износов крышки заменяют новыми. Щетки, изношенные до 10 мм, заменяют новыми. Новые щетки перед установкой необходимо притереть до получения радиуса закругления 15 мм. В щеткодержателях щетки должны передвигаться легко и без заеданий.

УСТРОЙСТВО РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА

Рис. 143. Схема реле-регулятора РР310-В: 1 — обмотка возбуждения, 2 — шунтовая обмотка

Устанавливаемый на автомобиль реле-регулятор РР310-В (рис. 143) работает совместно с генератором переменного тока типа Г-502А номинальной мощностью 250 Вт в однопроводной схеме со стороны выпрямительного напряжения с присоединением минуса на массу. Реле-регулятор состоит из одноэлементного вибрационного регулятора напряжения.

Регулятор напряжения обеспе­чивает заданное напряжение не­зависимо от частоты вращения ротора генератора.

На сердечнике регулятора на­пряжения имеются две обмотки: основная (шунтовая) и возбужде­ния (сериесная). Основная (шун­товая) обмотка состоит из± ± 10) витков провода ПЭВ-2 диа­метром 0,29 мм, намотанных про­тив часовой стрелки (если смо­треть на катушку сверху). Сопро­тивление обмотки (18±1) 0м (при температуре +20°С). Обмотка возбуждения (сериесная) состоит из 40. 42 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,8 мм, намотанных против часовой стрелки (если смотреть на катушку сверху).

Читайте также:  Ue40f6100ak не включается щелкает реле

Техническая характеристика реле-регулятора при температуре прибора и окружающей среды +20 °С

Напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения при ча­стоте вращения ротора генератора (4300±lfl0) об/мин и токе нагрузки 10 А, В 13.8. 14,8

Зазор между якорем и сердечником в регуляторе напряжения при замкнутых контактах, мм 1,2. 1,4

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА

Реле-регулятор можно проверить на специальном стенде и на автомобиле. Не рекомендуется проверять нагретый реле-регулятор (непосредственно после остановки двигателя). Для проверки необхо­димо иметь: вольтметр постоянного тока со шкалой до 20 В класса точности не ниже 1,0; тахометр со шкалой, позволяющей измерять частоту вращения ротора генератора в пределах 0. 6000 об/мин; амперметр со шкалой до 30 А, класса точности не ниже 1,0; нагру­зочный реостат на силу тока не ниже 25 А.

Проверку и регулировку реле-регулятора на автомобиле выполняют в следующей последовательности.

Подключают вольтметр, как показано на рис. 144. Пускают двигатель и устанавливают частоту вращения ротора генератора примерно 4300 об/мин. Отсоединяют минусовый провод аккуму­ляторной батареи от массы автомобиля. Поддерживая частоту вра­щения ротора генератора в заданном режиме, включают потреби­тели, соответствующие 10 А нагрузки (дальний свет, приборы и за­жигание) и проверяют напряжение по вольтметру, которое должно быть в пределах 13,8. 14,8 В.

Рис. 144. Схема соединений для про­верки реле-регулятора на автомобиле: 1 — генератор; 2 — вольтметр: 3 — реле-регулятор; 4 — выключатель зажигания; 5 — стартер; 6 — аккумуляторная бата­рея; 7 — включатель массы: 8 — амперметр 8.

Рис. 145. Схема соединений для провер­ки реле-регулятора на стенде: 1 генератор; 2 — вольтметр: 3, 7—-ре­остаты; 4 — реле-регулятор; 5 — выключа­тель; 6 — аккумуляторная батарея; 8 — амперметр

При несоответствии напряжения указанным значениям необ­ходимо отрегулировать реле-регулятор, для чего следует открыть крышку реле-регулятора и проверить зазор между якорьком и сер­дечником, который должен быть в пределах 1,2..1,4 мм. При необ­ходимости устанавливают зазор, перемещая неподвижный кон­такт, закрепленный на стойке двумя винтами.

Окончательную регулировку реле-регулятора осуществляют изме­нением натяжения пружины якорька: при повышенном напряжении

необходимо уменьшить натяжение пружины якорька, а при понижен­ном увеличить. Натяжение пружины изменяют подгибкой хвостовика угольника на реле-регуляторе.

Для проверки и регулировки на стенде реле-регулятор устанавливают в рабочее положение и подсоединяют выводы изме­рительных приборов, как показано на рис. 145.

Доводят частоту вращения ротора генератора до 4300 об/мин и, поддерживая работу генератора в заданном режиме, устанавлива­ют реостатом ток нагрузки генератора 10 А. В таких условиях регулируемое напряжение должно быть в пределах 13,8. 14,8 В. При несоответствии напряжения указанным значениям необходимо подрегулировать реле-регулятор (см. выше).

УСТРОЙСТВО РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ

Реле блокировки служит для автоматического выключения стартера после пуска двигателя и управления контрольной лампой, указывающей на нормальную работу генератора. Реле блокировки РБ1-10 (рис. 146) состоит из электромагнитного реле с нормально замкнутыми контактами и выпрямительного моста из диодов типа Д7-Б для питания электромагнитного реле.

Техническая характерястика реле блокировки РБ1-10 при температуре прибора и окружающей среды +20 °С

Напряжение размыкания контактов реле блокировки, измеренное на клеммах «

Напряжение замыкания контактов реле, измеренное на клеммах «

Зазор между якорьком и сердечником при замкнутых контактах (регулируется перемещением держателя верхнего контакта), мм 0,35 . 0,45

Рис. 146. Схема реле блокировки

В рабочем диапазоне частот вращения коленчатого вала дви­гателя (генератора) контакты реле блокировки постоянно разомкну­ты, благодаря чему предотвращается включение стартера при случайном повороте ключа зажигания в положение включения стартера. При остановке двигателя напряжение на зажимах генератора исчезает, реле блокировки отключается, подготов­ляя цепь питания стартера для последующего пуска двигателя.

При включении зажигания на неработающем двигателе ввиду зам­кнутости контактов реле контроль­ная лампа на панели приборов загорается, а после пуска двигателя гаснет, что свидетельству­ет о нормальной работе генератора.

При этом снимается напряжение двух фаз генератора и пода­ется на выпрямительный мост, катушка реле намагничивается и притягивает якорь — контакты размыкаются. Уход за реле блокиров­ки тот же, что и за реле-регулятором.

Реле блокировки РБ1-10 имеет следующие данные обмотки. Основная обмотка состоит из 2500±10 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,19 мм, намотанных против часовой стрелки (смотря на катушку сверху). Сопротивление обмотки при температуре +20°С — (81+6) 0м.

Вспомогательная обмотка состоит из 90± 1 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,41 мм, намотанных против часовой стрелки (смотря на катушку сверху).

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ

Реле блокировки можно проверить на специальном стенде и на автомобиле. При этом необходимо иметь:

вольтметр переменного тока со шкалой не более 20 В класса точности не ниже 1,0;

реостат на 150. 350 0м при силе тока 0,3. 0,7 A:

понижающий трансформатор 220/(12. 16) В или лабораторные автотрансформаторы ЛАТР-1, ЛАТР-2;

контрольную лампочку 12 В мощностью 3 Вт.

Рис. 147. Схема соединений для про­верки реле блокировки

Для проверки работоспособности реле блокировки на авто­мобиле при неработающем двигателе и включенном зажига­нии необходимо снять с двух клемм «

» наконечники. От клемм «-)-» и «—» аккумуляторной батареи подвести напряжение к клеммам реле блокировки в следующей последовательности: к нижней клемме «

» подсоединить «+», а к верхней клемме «

» прикасаться проводником «—», при этом должны прослушиваться резкие щелчки (притягивание якоря к сердечнику), а контрольная лампа должна гаснуть. Затем к верхней клемме «

» подсоединить «+», а к нижней клемме «

» прикасаться проводником «—», при этом также должны прослушиваться щелчки и должна гаснуть контрольная лампа.

Если в первом случае или втором не были слышны щелчки и контрольная лампа не гасла, значит, реле блокировки неисправ­но, пробиты диоды или обрыв в катушке. Может быть и так, что щелчки в обоих случаях прослушиваются, а реле блокировки неисправно (лампочка не гаснет).

Это указывает на то, что в реле блокировки произошло за­мыкание вывода «ЛК» на массу.

Для проверки и регулировки на стенде реле блокировки устанавливают в рабочее положе­ние.

» реле блоки­ровки (рис. 147) подключают ис­точник регулируемого синусои­дального напряжения с частотой 50 Гц и вольтметр переменного то­ка. К клемме «PC» подключается «+» аккумуляторной батареи, а клемму «—» соединяют с массой реле блокировки. Между клемма­ми «PC» и «ЛК» включают лам­почку 12 В, 3 Вт.

При плавном изменении напряжения источника по вольтметру определяют напряжение включения и отключения реле блокировки. Момент включения и отключения фиксируют соответственно по по­туханию контрольной лампы.

Напряжение аккумуляторной батареи при проверке должно быть (12,5±0,3) В.

Если размыкание и замыкание контактов (о чем сигнализирует контрольная лампа) происходит при напряжениях, отличающихся от приведенных в характеристике, то необходимо подрегулировать реле блокировки, для чего открыть крышку реле и проверить зазор между якорьком и сердечником, который должен быть в пределах 0,35. 0,45 мм.

Читайте также:  Реле промежуточное пэ 21у3 220в

Эту регулировку выполняют путем перемещения неподвижного контакта, который находится на стойке и прикреплен к ней двумя винтами.

Окончательную регулировку выполняют путем изменения натяже­ния пружины якорька с помощью подгибки хвостовика угольника, имеющегося на реле.

УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА

Стартер типа СТ-368, предназначенный для пуска двигателя, представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения.

Он включается с помощью электромагнитного тягового реле (рис. 148) типа РС904-А, смонтированного на фланце крышки стартера.

Техническая характеристика стартера

Номинальное напряжение, В 12

Номинальная мощность, кВт 0.87

Сила тока холостого хода, А, не более 70

Частота вращения якоря при холостом ходе, об/мин, не менее 5000

Сила тока при тормозном моменте 0,66 кгс-м, не более 260

Напряжение включения тягового реле в момент соприкосновения шестерни привода с прокладкой толщиной 20 мм, помещенной меж­ду шестерней и ее упором, В, не более 9

Сила воздействия пружин щеткодержателя на щетку, гс

Число зубьев шестерен привода стартера 9

Рис. 148. Схема электрических соеди­нений системы пуска двигателя: G — аккумуляторная батарея; К — реле включения стартера; М стартер; SI выключатель зажигания и стартера; Т катушка зажигания; S2 прерыватель-распределитель зажигания

Стартер (рис. 149) имеет четыре полюса 37, на которых рас­положены катушки 36 возбуждения, три из которых соединены между собой последовательно, одна — параллельно им. Конец па­раллельной обмотки винтом соединен с корпусом статора.

Параллельная катушка состоит из 150 витков медного эмали­рованного провода диаметром 0,55 мм; сопротивление катушки при 20°С 1,9. 2,1 0м. Снаружи катушка изолирована изоляцион­ной клейкой бумагой, одним слоем в полуперекрытие хлопчато­бумажной лентой толщиной 0,25 мм, шириной 15 мм и пропитана эмульсионным лаком на основе лака МА-0121 ТУ 7. Последовательные катушки имеют по семь витков проволоки 1,81х4,7 мм, изолированных электроизоляционным картоном ЭВ толщиной 0,25 мм, шириной 15 мм с полуперекрытием и пропитаны водоэмульсионным лаком на основе лака МА-0121 ТУ 7.

Обмотка якоря — двухслойная, состоит из 23 секций медного эмалированного провода диамет­ром 2,02 мм. Число витков в сек­ции два, число пазов в якоре 23, шаг по пазам 1. 7 мм, число кол­лекторных ламелей 23, шаг по коллектору 1. 12 мм. Якорь 21 стартера вращается в двух брон-зографитовых втулках 14 и 29, установленных в передней 13 (со стороны привода) и задней 32 крышках. Колпак 28, задняя 32 и передняя 13 крышки с располо­женным между ними статором 22 стянуты двумя стяжными болта­ми 23.

На задней крышке 32 винтами 27 закреплен пластмассовый щет­кодержатель 30, имеющий фигур­ные гнезда под изолированные щетки 35. Неизолированные (массовые) щетки 34 находятся в фи­гурных гнездах, выполненных в крышке 32. Щетки поджимаются к коллектору цилиндрическими пружинами 31, которые находятся в отверстиях пластмассового щеткодержателя и упираются в изоля­ционную прокладку 26. Все щетки имеют гибкие канатики. Канатики массовых щеток к крышке крепятся теми же винтами 27, что и пласт­массовый щеткодержатель.

Рис. 149. Стартер СТ-368: 1 — крышка реле: 2 — контактный диск; 3 — шток реле; 4 — винт крепления крышки реле; 5 — корпус реле; 6 — обмотка реле; 7 — пружина якоря; 8 — якорь реле; 9 — серьга якоря; 10 — рычаг; 11 — уплотнительная прокладка; 12 — ось рычага; 13 — крышки со сто­роны привода; 14, 29 — втулки якоря; 15 — пружинная шайба; 16 — упорная шайба; 17 — стопорное кольцо: 18 — упорное кольцо; 19 — шестерня; 20 — роликовая муфта; 21 — якорь в сборе; 22 — статор; 23 — стяжной болт; 24 — стальная шайба; 25 — фибровая шайба; 26 — изоляционная прокладка; 27 — винт; 28 — колпак; 30 — пластмассовый щеткодержатель; 31 — пружина щетки; 32 — крышка со стороны коллектора; 33 — контактные болты тягового реле; 34 —неизолированная щетка; 35 — изолированная щетка; 36 — катушка возбуждения; 37 — полюс; 38 — полюсный винт; 39 — дополнительный контакт тягового реле; 40 — вывод обмотки реле; 41 — вывод от катушек возбуждения.

Изолированные щетки соединены между собой и имеют общий вывод от одного из концов последовательно соединенных катушек обмотки возбуждения. Второй конец этих катушек присоединен к контактному болту 33 тягового реле. Для доступа к щеткам и осмотра коллектора необходимо снять стартер, отвернуть стяжные болты 23, снять колпак 28 и заднюю крышку 32.

На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из шестерни 19 и роликовой муфты 20 свободного хода. При помо­щи привода, перемещающегося, по винтовым шлицам вала, осу­ществляется зацепление шестерни стартера с венцом маховика и передача крутящего момента от стартера к двигателю. Наличие муфты свободного хода предохраняет обмотку и коллектор якоря от разноса.

Электромагнитное тяговое реле РС904-А имеет катушку из 252 витков медного эмалированного провода диаметром 1,16 мм. Со­противление обмотки при температуре 20°С равно 0,44 0м. Реле служит для перемещения привода по винтовым шлицам вала якоря и ввода шестерни в зацепление с венцом маховика. Реле прикреп­лено двумя винтами к крышке стартера.

Внутри катушки находятся передвигающийся якорь 8 реле с возвратной пружиной 7. На одном конце якоря имеется серьга 9, соединенная с рычагом 10 включения привода стартера. Другой конец якоря упирается в шток с контактным диском 2. Дополнитель­ное реле стартера и реле блокировки предохраняют якорь от разно­са, а также от случайного включения стартера при работающем двигателе.

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТАРТЕРА

Выявление неисправностей стартера и их устранение. Неисправ­ности стартера в основном вызываются следующими причинами: загрязнением и обгоранием коллектора, зависанием щеток, разносом обмоток якоря, отказом в работе тягового реле с включателем и отказом в работе муфты свободного хода.

В реле стартера чаще всего повреждаются рабочие поверхности выводных болтов и контактной пластины, которые обгорают вслед­ствие большой величины тока, проходящего через них. Наблюда­ются также случаи заедания якоря реле в направляющей втулке электромагнита и нарушение дополнительного контакта 39 реле (см. рис. 149). Однако причиной отказа в работе стартера часто являются неисправности не стартера, а неисправности и отказы в работе электрической схемы (провода, дополнительное реле).

Проверка стартера на контрольно-испытательном стенде. Про­верку выполняют в двух режимах: на холостом ходу и в режиме полного торможения. Кроме того, следует отдельно испытать тяговое реле РС904-А включения стартера. Источником питания стартера при испытаниях служит аккумуляторная батарея или генератор постоянного тока с силой тока нагрузки до 350 А, напряжением 12 В.

Для испытания стартера на холостом ходу не­обходимо иметь стенд или тиски, амперметр с шунтом, вольтметр, тахометр с пределом измерений до 6000 об/мин. Перед испытанием требуется закрепить стартер на стенде в тисках или в каком-либо другом зажимном приспособлении. Питание и измерительные прибо­ры подключают, как показано на рис. 150.

Читайте также:  Ниссан лаурель реле зажигания

Аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена. Соединительные провода от батареи к стартеру через шунт должны иметь сечение не менее 16 мм.

При напряжении на зажимах 12 В исправный стартер в режиме холостого хода потребляет ток силой не более 70 А при частоте вращения якоря не менее 5000 об/мин. Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вращения, а. также чрезмерный шум во время работы свидетельствуют об электрических или механических неисправностях стартера.

Для испытания стартера в режиме полного тор­можения необходимо иметь стенд или зажимное приспособление, амперметр с шунтом, вольтметр, динамометр, тормозной рычаг. Схема электрических соединений стартера та же, что и для проверки при работе на холостом ходу (см. рис. 150).

Рис. 150. Схема соединения для проверки стартера: G — аккумуляторная батарея; РA ам­перметр; Q —включатель; PV — вольт метр: М —. стартер

Рис. 151. Схема соединений для провер­ки реле стартера: G — аккумуляторная батарея: R нагруз­ка; Q—выключатель; PV —вольтметр; М стартер.

На шестерню привода стартера закрепляют тормозной рычаг, связанный с динамометром, для измерения крутящего момента. В процессе испытаний включают стартер на время не более 2. 3 с во избежание перегрева обмоток стартера. У исправного стартера при напряжении на клеммах не более 9,8 В и силе тока стартера 260 А момент должен быть не менее 0,66 кгс- м.

Одновременно с испытанием стартера в режиме полного тормо­жения проверяют и муфту свободного хода. Если при испытании обнаруживается проворачивание вала якоря, требуется отремонти­ровать или заменить муфту свободного хода привода стартера.

Для испытания реле включения стартера не­обходимо иметь прокладку 20 мм, реостат, вольтметр. Реостат, реле и вольтметр подключают в цепь, как показано на рис. 151. Между торцами шестерни привода стартера и крышкой помещают прокладку толщиной 20 мм, что соответствует сопротивлению, кото­рое испытывает якорь в момент входа в зацепление зубьев шестер­ни с зубьями венца маховика. Напряжение включения тягового реле (при упоре торца шестерни в заложенную прокладку) не должно быть более 9 В.

Включать тяговое реле следует не более чем на 5 с: длительное включение приводит к чрезмерному его нагреванию и повреждению катушки.

РЕМОНТ СТАРТЕРА

Снятие и установка стартера. Для снятия стартера необходимо иметь гаечные ключи на 9, 13 и 17 мм.

Автомобиль ставят над смотровой канавой, отсоединяют провода от аккумуляторной батареи, снимают люк брызговика и отсоеди­няют провода от стартера. Затем отвертывают две гайки шпилек крепления стартера, сдвигают на длину шпилек стартер в сторону крышки распределительных шестерен и снимают его через люк. Установку стартера выполняют в обратной последовательности.

Разборка и сборка стартера. Разборку рекомендуется выполнять в следующей последовательности: отвернуть гайку контактного болта 33 (см. рис. 149) крепления провода и отсоединить провод от вывода 41,

снять реле и разобрать его, для чего следует отпаять вывод 40 обмотки реле, отвернуть винты 4 крепления крышки реле и вы­нуть их. Снять крышку 1 реле, не нарушая вывода включающей обмотки, вынуть шток 3 реле в сборе с контактным диском 2 и якорь 8 реле. Вынуть ось 12 из крышки;

отвернуть и вынуть два стяжных болта 23 статора, снять колпак 28, изоляционную фибровую прокладку 26 и пружины 31 щеток. Снять статор 22 в сборе с задней крышкой 32, легким постукива­нием снять заднюю крышку со статора и вынуть из гнезд крышки изолированные щетки 35;

на задней крышке отвернуть гайки винтов 27, крепящие изоли­рованный щеткодержатель и выводы неизолированных щеток, снять щеткодержатель 30 и щетки 34-,

с вала якоря, со стороны коллектора, снять фибровую 25 и сталь­ную 24 упорные шайбы: ^

снять с передней крышки резиновую уплотнительную прокладку II, вынуть якорь 21 вместе с приводом и рычагом 10. При этом заметить положение рычага в собранном стартере и при последую­щей сборке установить его в то же положение,

снять две шайбы 15 и 16 с шейки вала со стороны привода (одна упорная шайба, вторая специальная пружинная шайба), сдвинуть упорное кольцо 18, освободив при этом стопорное кольцо 77, снять с вала стопорное и упорное кольцо и привод;

при снятии поврежденной обмотки катушки 36 возбуждения отпаять вывод, отметить на полюсах обмоток и корпусе места уста­новки полюсов и с помощью приспособления отвернуть полюсные вин­ты 38. Вынуть полюсы 37 и обмотки катушек 36 из корпуса статора 22.

Сборку стартера выполняют в обратной последовательности, при этом необходимо соблюдать следующие особенности (см. рис. 149):

установить полюсы 37 с обмотками возбуждения в корпус, совмещая при этом метки. Расклинить полюсы по внутреннему диаметру, смочить винты 38 в натуральной олифе, завернуть их и зачеканить по шлицам (зачеканку винтов осуществляют с упором в полюс, винт которого зачеканивается):

на вал якоря установить муфту 20 и упорное кольцо 18, а в выточку на валу якоря — стопорное кольцо 17 и надвинуть на него упорное кольцо. На шейку вала со стороны привода установить опорную шайбу 16 и пружинную 15,

установить крышку /3 со стороны привода на шейку вала якоря. При этом рычаг должен войти в паз крышки, а его пальцы во втулку отводки. Вставить ось 12 рычага и зашплинтовать ее новым

шплинтом 2х15 мм (использование старых шплинтов не разреша­ется), установить уплотнительную прокладку 11;

на заднюю крышку 32 установить пластмассовый щеткодержатель 30, неизолированные (массовые) щетки 34 и закрепить их винтами 27. Вставить в гнезда пластмассового щеткодержателя изолиро­ванные щетки 35:

установить на статор 22 заднюю крышку, совместив канавку на торце со штифтом на статоре. Надеть на шейку вала якоря со стороны коллектора две шайбы — сначала стальную 24, а затем фибровую 25. Надеть статор с задней крышкой на якорь, совместив при этом штифт на статоре с канавкой передней крышки. Установить пружины 31 щеток в их гнезда, уложить на них фибровую изоля­ционную прокладку 26, а затем колпак 28, вставить и завернуть два стяжных болта 23. .

Сборка реле. Устанавливают (см. рис. 149) контактный диск 2 со штоком 3, устанавливают крышку 1 реле и завертывают винты 4 крышки.

Припаивают вывод 40 обмотки реле к наконечнику, заводят серьгу 9 якоря на рычаг 10, вставляют якорь 8 с надетой на него пружиной 7 в катушку. Устанавливают и закрепляют реле на крышке стартера.

После сборки проверяют работу стартера на стенде.

Проверка состояния деталей стартера. После разборки детали стартера необходимо очистить от грязи и масла, протереть салфет­кой и тщательно осмотреть, нет ли повреждений и сильного изно­са. Изношенные или поврежденные детали заменяют новыми или ремонтируют.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector