Реле для плавного выключения света в салоне автомобиля

Плавное выключение освещения салона

Во многих иномарках есть удобная функция плавного отключения освещения салона. Если вдруг ваш автомобиль лишен такого преимущества, эту опцию можно без труда внести самостоятельно. Принципиальная электрическая схема управления освещением состоит из двух транзисторов VT1 и VT2, трех резисторов R1, R2 и R3, одного диода VD1 и оксидного конденсатора С1 (Рис. 1)


В момент закрывания дверей в автомобиле, происходит размыкание контакта дверного выключателя SF1. При этом конденсатор С1 разряжен. По цепи +12В, через лампу салона EL1, конденсатор C1, резистор R1, эмиттерный переход транзисторов VT1 и VT2 начинает течь ток. Транзисторы открываются. На них устанавливается напряжение, равное суммарному напряжению на их эмиттерных переходах (1,4…1,5 В).

Лампа салона EL1 светит ярко, поскольку на ней установлено напряжение бортовой сети за вычетом незначительного падения напряжения на транзисторах.

Далее конденсатор С1 начинает заряжаться, а ток, который протекает через него уменьшаться. Вследствие, базовые и коллекторные токи транзисторов VT1 и VT2 также падают. Напряжение и ток на лампе EL1 уменьшаются и она постепенно гаснет. Время полного отключения освещения зависит от характеристик всех элементов схемы. В предложенном варианте (см. рис. 1) оно составляет примерно 5 с. При необходимости изменить время отключения освещения следует поменять емкость конденсатора С1. Чем емкость выше, тем дольше задержка отключения света, и наоборот.

Необходимо заметить, что при открывании любой двери лампа EL1 загорается мгновенно. Для этого в цепь впаян диод, который при замыкании контакта дверного выключателя быстро разряжает конденсатор С1.
В схеме можно применять транзисторы средней и большой мощности любого типа. При применении транзисторов с переходом p-n-p следует поменять полярность подключения самого устройства к выключателю SF1 и полярность подключения конденсатора С1 .

Хотя оба транзистора находятся в активном режиме короткий промежуток времени (приблизительно 5с), теплоотдача от их работы невелика. Но для повышения надежности устройства следует использовать небольшой теплоотвод.

Установку и подключение собранного устройства к сети автомобиля целесообразнее всего произвести в центральной стойке около выключателя освещения. Устройство не влияет на работу сигнализации, которая также подключена к дверным выключателям, поскольку ток потребления в отключенном состоянии очень мал.

Источник

Простая схема плавного гашения салонного света

Я собираюсь рассказать Вам здесь о простой схеме плавного выключения освещения в салоне автомобиля. В её состав входит небольшой конденсатор и несколько необходимых для работы этого устройства вспомогательных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту, схема может сгодиться для любого автомобиля. Всё, что для этого потребуется – это бережно и аккуратно припаять её к двум клеммам плафона салонного освещения.

Теперь осветим подробнее, как должна работать данная схема. Спрямляющий диод призван защитить устройство от переполюсовки и надёжно препятствовать непредвиденной утечке тока в противоположном направлении. Тем самым полностью предотвращается случайный разряд заряженного конденсатора в цепь.

Необходимо также учесть, что в ряде автомобилей плафон салона изначально запараллелен с багажной лампочкой. При большем расходе тока нам потребуется, соответственно, и большая ёмкость, которая задействована в нашем устройстве.

От диода ток прямиком направляется на плафон, а также и на сопротивление величиной 1 Ом. Основная функция вспомогательного резистора – ограничение силы тока, напрямую влияющего на зарядку конденсатора. Если подключенный к сети конденсатор окажется полностью разряженным, то произойдёт резкий всплеск потребляемого тока. Конденсатор в данном случае – потенциальный источник короткого замыкания. Именно это может явиться причиной поломки предохранителя, защищающего электросеть от короткого замыкания.

Заряженный конденсатор, как только освещение в салоне будет отключено, медленно начинает отдавать наработанную энергию обратно в сеть. По мере того, как будет происходить разряд, напряжение в осветительной цепи неуклонно снижается. Создаётся эффект плавного угасания лампочки в салоне. Длительность его напрямую зависит от ёмкости конденсатора. Чем больше ёмкость, тем медленнее в салоне гаснет свет. И наоборот.

При замене обычных лампочек светодиодами ёмкость конденсатора придётся уменьшить, добавив в схемку «дотушивающий» резистор. Это связано с нелинейностью падения тока в светодиодах. Дело в том, что ток, проходящий через светодиод, при разрядке на него конденсатора нелинеен, и поэтому свет в салоне будет затухать неравномерно. Без такого резистора гаснущий вначале плавно плафон в конце будет продолжать светиться ещё около минуты, сохраняя 10% яркости.

Источник

Реле для плавного выключения света в салоне автомобиля

Всем привет, есть схемка плавного гашения света

не пойму работу этой схемы, на видео показано что есть задержка выключения аж до 40 сек

у них стоит конденсатор на 220мкф, у меня есть два конденсатора на 2200мкф 16в и два 470мкф 25в до скольки будет у меня задержка?

Валерий4454, Походу тут еонденсатор на 220 Мкф заряжается при включении, транзистор открывается, свет загорается.

При выключении, конденсатор разряжается постепенно и транзистор закрывается свет тухнет.

Резистором R 2 регулируется ток, который идет на заряд кондера.

В 2 раза больше ведь 220 меньше 470))))

Добавлено (08.12.2013, 15:43)
———————————————
Из чего можно выпаять транзисторы, у нас в радиомагазине нету таких?

Вот схема попроще.
Предлагаемое устройство прозволяет задержать выключение света после закрытия двери, что дает возможность водителю легко вставить ключ в замок зажигания в тёмное время суток.

Рис.1. Внешний вид устройства

Схема устройства проста и не требует комментариев. Необходимо лишь отметить, что диод VD1 небходим для предотвращения разряда конденсатора через цепи сигнализации, если она установлена в автомобиле и подключена к кнопкам дверей.

Устройство смонтировано на печатной плате внешний вид которой со стороны пайки представлен на рисунке.
Реле Р1 (из монтажного блока) вставляется в клеммы, применяемые в автомобильной проводке, впаянные в плату. Провод от кнопок дверей Кн. отключается от лампы и подключается к диоду VD1. Лампа Л. подключается к контактной группе реле Р1. Время задержки в секундах можно оценить по формуле:

t=R1*C1 (сопротивление в омах, емкость — в фарадах),

и, при указанных номиналах, составляет 4..5с. Это устройство используется на автомобиле совместно с сигнализацией Enforcer.

Источник

Плавное выключение освещения салона

Во многих иномарках есть удобная функция плавного отключения освещения салона. Если вдруг ваш автомобиль лишен такого преимущества, эту опцию можно без труда внести самостоятельно. Принципиальная электрическая схема управления освещением состоит из двух транзисторов VT1 и VT2, трех резисторов R1, R2 и R3, одного диода VD1 и оксидного конденсатора С1 (Рис. 1)


В момент закрывания дверей в автомобиле, происходит размыкание контакта дверного выключателя SF1. При этом конденсатор С1 разряжен. По цепи +12В, через лампу салона EL1, конденсатор C1, резистор R1, эмиттерный переход транзисторов VT1 и VT2 начинает течь ток. Транзисторы открываются. На них устанавливается напряжение, равное суммарному напряжению на их эмиттерных переходах (1,4…1,5 В).

Лампа салона EL1 светит ярко, поскольку на ней установлено напряжение бортовой сети за вычетом незначительного падения напряжения на транзисторах.

Далее конденсатор С1 начинает заряжаться, а ток, который протекает через него уменьшаться. Вследствие, базовые и коллекторные токи транзисторов VT1 и VT2 также падают. Напряжение и ток на лампе EL1 уменьшаются и она постепенно гаснет. Время полного отключения освещения зависит от характеристик всех элементов схемы. В предложенном варианте (см. рис. 1) оно составляет примерно 5 с. При необходимости изменить время отключения освещения следует поменять емкость конденсатора С1. Чем емкость выше, тем дольше задержка отключения света, и наоборот.

Необходимо заметить, что при открывании любой двери лампа EL1 загорается мгновенно. Для этого в цепь впаян диод, который при замыкании контакта дверного выключателя быстро разряжает конденсатор С1.
В схеме можно применять транзисторы средней и большой мощности любого типа. При применении транзисторов с переходом p-n-p следует поменять полярность подключения самого устройства к выключателю SF1 и полярность подключения конденсатора С1 .

Хотя оба транзистора находятся в активном режиме короткий промежуток времени (приблизительно 5с), теплоотдача от их работы невелика. Но для повышения надежности устройства следует использовать небольшой теплоотвод.

Читайте также:  Реле разрыва цепи 220

Установку и подключение собранного устройства к сети автомобиля целесообразнее всего произвести в центральной стойке около выключателя освещения. Устройство не влияет на работу сигнализации, которая также подключена к дверным выключателям, поскольку ток потребления в отключенном состоянии очень мал.

Источник

Устройство плавного отключения освещения в салоне автомобиля

Вам также может понравиться

Как-то мой друг захотел себе подсветить приборную панель

Данное устройство регулирует скорость вентилятора отопителя.

Микросхема LM2577 из себя представляет импульсный повышающий

Описанный ниже плагиат был создан мной по просьбе моего

Любопытным элементом тюнинга салона автомашины является

Этот термометр может измерять температуру за бортом

Общеизвестно, что воспламенение топлива в двигателях

Всем привет, сегодня хочу поделиться схемой плавного

Плавное отключение и включение освещения салона

К сожалению, производители автомобильной техники далеко не всегда считают нужным оборудовать салоны своих изделий такой полезной опцией как плавное включение и выключение света. Как результат многим владельцам авто приходиться испытывать определенные неудобства при пользовании оборудованием в ночное время (например, при установке ключа в замок зажигания).

Предлагаемое ниже устройство после открытия двери обеспечивает включение лампы освещения салона с плавным нарастанием накала на протяжении 5 секунд, свечение с максимальной яркостью в течение 10 секунд и плавное погасание за 5 секунд (в итоге получается цикл в 20 секунд, позволяющий выполнить водителю любые стандартные действия).

Если дверь случайно оставлена открытой – свет выключится автоматически через 3 минуты, тем самым предотвращая непреднамеренный разряд аккумуляторной батареи. Инициализация устройства происходит при срабатывании штатных концевых выключателей водительской или пассажирской двери.

При закрытой двери схема находиться в режиме ожидания, потребляя при этом минимум энергии.

В качестве основы для схемы лежит достаточно дешевый AVR контролер ATtiny13 (от фирмы ATMEL), с тактированной частотой внутреннего генератора 9,6 мГц. Фьюзы можно выставить при помощи компьютерной программы ChipBlasterAVR (Chip Programmer).

За неимением под рукой стабилизатора 78L05 его можно заменить на 7805. В свою очередь, вместо N-канального полевого транзистора IRFR024N прекрасно подойдет 55L03LT или, широко распространенный IRFZ44.

Все необходимые контакты для подключения схемы находятся в непосредственной близости от плафона освещения, при этом «минусовой» провод от штатного выключателя соединяем с выводом «3» схемы (сток выходного транзистора) или просто включаемся в разрыв провода.

Провод, идущий от концевика двери, соединяем с выводом «4», а питание +12В берем от любой ближайшей точки, где данное напряжение имеется постоянно (подключаем к выводу «2»). Общий «корпус» (берем, опять-таки, где ближе и удобнее) соединяем с контактом «1».

На различных моделях автомобилей схема подключения может несколько отличаться, но принцип, в общем случае, остается одинаковым.

После монтажа устройство получается достаточно компактным и его легко разместить в свободном пространстве возле плафона. При желании готовую плату можно дополнительно защитить изолированным пластиковым корпусом.

  • Если предлагаемая схема кому показалась слишком сложной для исполнения, то можно воспользоваться более упрощенным вариантом, согласно которому после закрытия двери свет просто начинает медленно гаснуть, оставляя время на выполнение необходимых операций.

В данном случае, когда дверь закрыта (то есть выключатель SА1 разомкнут), транзисторы VT1 и VT2 также закрыты и лампа, соответственно, обесточена. При открытии двери открываются, и указанные транзисторы и лампа начинает светить с полным накалом.

В это же время происходит заряд конденсатора С1. Теперь, после закрытия двери выключатель SА1 вновь размыкается, однако, за счет заряда конденсатора С1. Лампа будет светить с затуханием, еще некоторое время.

Как и в предыдущем случае, питание схемы обеспечивается от ближайшего постоянного источника напряжения +12В.

  1. При желании, параллельно концевому выключателю SА1 (априори установленного в двери водителя) можно подключить выключатели и всех имеющихся дверей, для этих целей прекрасно подойдут штатные выключатели любого типа.
  2. Если на вашем автомобиле установлена охранная сигнализация, предусматривающая использование выключателей в качестве сигнальных датчиков – в разрыв между сопротивлением R5 и контактом «1» необходимо включить диод типа FR107 (анодом к сопротивлению).
  3. Транзистор VT2 не помешает снабдить небольшим радиатором, так как он начинает греться в период, когда снижается яркость лампы освещения.

Резистор R3 позволяет изменять скорость затухания освещения. Если при практической реализации предел регулировки покажется недостаточным – его можно изменить за счет подбора номинала резистора R6 (выбирая между 270 — 430 Ом). Ввиду небольшого размера устройства его можно закрепить непосредственно под штатным плафоном.

Похожие материалы

Плавное включение и отключение света в салоне автомобиля

Поводом, написать эту статью, послужило желание сделать ещё одну версию популярного среди автолюбителей устройства — диммера для плавного включения-выключения света в салоне автомобиля.

В данном устройстве при открывании двери автомобиля свет лампы освещения салона зажигается плавно за 5 секунд, горит постоянно 10 секунд на максимальной яркости, а потом плавно гаснет за 5 секунд. Весь цикл получился примерно 20 сек.

Если после открывания двери оставить её постоянно открытой, свет погаснет сам по истечении 3-х минут в целях избежать разряд аккумулятора.

Инициализация запуска устройства происходит при открывании двери автомобиля, когда водитель открывает дверь, или пассажир выходит. При этом происходит замыкание на массу контактов штатного концевика двери для включения освещения салона автомобиля.

Если дверь долго остаётся в открытом состоянии, схема запускает таймер, лимитирующий продолжительность горения света приблизительно до 3-х минут. При закрывании двери схема снова переходит в дежурный режим ожидания. В этом режиме потребление тока схемой мизерное, поскольку микроконтроллер переходит в «спящий» энергосберегающий режим работы.

  • В схеме применён недорогой AVR-микроконтроллер фирмы ATMEL ATtiny13, для тактирования использована частота внутреннего RC генератора 9,6 мГц.
  • Как выставить фьюзы при программировании, показано на картинках.

Микросхема стабилизатора 78L05 может быть заменена 7805. Полевой N-канальный транзистор я применил IRFR024N, можно поставить и 55L03LT, а если подобных транзисторов нет, можно рекомендовать более доступный в торговой сети IRFZ44.

Все необходимые контакты проводки автомобиля находятся рядом с лампой салона автомобиля.

Провод от лампы освещения салона со стороны (-) штатного выключателя соединяется с выводом схемы «3», со стоком выходного транзистора, или в разрыв этого провода. Провод от концевого выключателя двери соединяется с выводом «4».

Питание + 12 вольт, соответственно, с проводами схемы автомобиля «2», идущими к этим соединениям. А общий провод (-) с контактом схемы «1».

Поскольку у разных моделей автомобилей электрическая схема под ключения лампы освещения салона может различаться, я привёл лишь общую, для понимания работы устройства, схему.

Небольшие габариты платы устройства позволяют разместить её в пустотах пространства рядом с лампой освещения салона. Плату предварительно следует поместить в пластиковый изолированный корпус. Схема соединяется всего 4-мя проводами, поэтому может быть легко и быстро смонтирована.

Для наглядности, как вариант подключения, приведена схема подсоединения лампы салона в автомобиле AUDI 80 (90-х годов выпуска). Штатный выключатель Sa2 при этом надо установить в положение «включить».

  1. Перед тем, как установить устройство в автомобиль, предварительно его работу рекомендуется проверить в стационарных условиях с внешним лабораторным источником питания и лампой на напряжение 12 вольт любой мощности.
  2. АРХИВ:Скачать

Плавное включение и выключение светодиодов

В данной статье будет рассмотрено несколько вариантов схем реализации идеи плавного включения и выключения светодиодов подсветки панели приборов, салонного света, а в некоторых случаях и более мощных потребителей – габаритов, ближнего света и им подобных.

Если у вас панель приборов подсвечивается с помощью светодиодов, при включении габаритов подсветка приборов и кнопок на панели будет зажигаться плавно, что выглядит достаточно эффектно. То же можно сказать и про освещение салона, которое будет плавно загораться, и плавно же затухать после закрытия дверей автомобиля.

В общем, неплохой такой вариант тюнинга подсветки :).

  • Схема управления плавным включением и выключением нагрузки, управляемая плюсом.
  • Данную схему можно использовать для плавного включения светодиодной подсветки приборной панели автомобиля.

Эту схему можно использовать и для плавного розжига стандартных ламп накаливания со спиралями небольшой мощности. При этом транзистор необходимо разместить на радиаторе с площадью рассеивания около 50 кв. см.

Схема работает следующим образом.
Управляющий сигнал поступает через диоды 1N4148 при подаче напряжения на «плюс» при включении габаритных огней и зажигания.
При включении любого из них подается ток через резистор 4,7 кОм на базу транзистора КТ503. При этом транзистор открывается, и через него и резистор 120 кОм начинает заряжаться конденсатор.

Напряжение на конденсаторе плавно растет, и далее через резистор 10 кОм поступает на вход полевого транзистора IRF9540.
Транзистор постепенно открывается, плавно увеличивая напряжение на выходе схемы.
При снятии управляющего напряжения транзистор КТ503 закрывается.
Конденсатор разряжается на вход полевого транзистора IRF9540 через резистор 51 кОм.

Читайте также:  Реле дворников форд фокус 2 ep2f b3g1st nec

После окончания процесса разряда конденсатора схема перестает потреблять ток и переходит в режим ожидания. Потребляемый ток в этом режиме незначителен. При необходимости, изменить время розжига и затухания управляемого элемента (светодиоды или лампы) можно подбором номиналов сопротивлений и емкости конденсатора 220 мкФ.

  1. При правильной сборке и исправных деталях этой схеме не нужны дополнительные настройки.
  2. Вот вариант печатной платы для размещения деталей данной схемы:
  3. Схема плавного включения и выключения светодиодов.

Данная схема позволяет плавно включать – выключать светодиоды, а также уменьшать яркость подсветки при включении габаритов. Последняя функция может быть полезна в случае чрезмерно яркой подсветки, когда в темноте подсветка приборов начинает слепить и отвлекать водителя.

В схеме используется транзистор KT827. Переменное сопротивление R2 служит для установки яркости свечения подсветки в режиме включенных габаритов.
Подбором емкости конденсатора можно регулировать время загорания и угасания светодиодов.

Для того что бы реализовать функцию притухания подсветки при включении габаритов, нужно установить сдвоенный выключатель габаритов или использовать реле, которое бы срабатывало при включении габаритов и замыкало контакты выключателя.

Плавное выключение светодиодов.

Простейшая схема для плавного затухания светодиода VD1. Хорошо подойдет для реализации функции плавного угасания салонного света после закрытия дверей.

Диод VD2 подойдет почти любой, ток через него невелик. Полярность диода определяется в соответствии с рисунком.

Конденсатор C1 электролитический, большой емкости, емкость подбираем индивидуально. Чем больше емкость, тем дольше горит светодиод после отключения питания, но не стоит устанавливать конденсатор слишком большой емкости, так как будут обгорать контакты концевиков из-за большой величины зарядного тока конденсатора.

К тому же, чем больше емкость — тем массивнее сам конденсатор, могут возникнуть проблемы с его размещением. Рекомендуемая емкость 2200 мкФ. При такой емкости подсветка затухает в течение 3-6 секунд. Конденсатор должен быть рассчитан на напряжение не менее 25В.

ВАЖНО! При установке конденсатора соблюдайте полярность! При неправильной полярности подключения электролитический конденсатор может взорваться!

Плавное вкл/выключение света в авто, схема

Вчера вечерком дошли руки до ещё одной идеи, а точнее реализовать две фишки подсветки салона:

1. При открытии любой двери подсветка плавно загорается, при закрытии плавно тухнет. 2. При открытии водительской двери — подсветка загорается сразу, при закрытии горит примерно 7 секунд и после этого плавно тухнет.

Полазив по инету, и ничего толкового в плане схем не нашёл — набросал свою =)

Так как в моей машине штатно проложен проводок от концевика водительской двери, помимо проводка от остальных концевиков, задачка была простейшая. Также реализовал регулировки времени в обоих режимах.

После удачного теста макета была по быстрому сделана платка. Установил платку в плафон, только фоток не делал, ибо нечем было. Платку разместил пока в толстой термоусадке, так как позже планирую сделать нормальную печатку и уложить все в корпус. На всякий случай ещё установил предохранитель на 500мА перед платой.

  • Потестировал на машине — просто доволен !
  • Времени после открытия водительской двери как раз хватает чтобы осмотреться, вставить ключ =) А при открытии остальных дверей создается ощущение что подсветка нарастает в зависимости от угла открытия и закрытия двери =))
  • Автор; Юрий Корехов, г.Мурманск

Устройство плавного отключения освещения в салоне автомобиля | Каталог самоделок

В данной статье мы рассмотрим схему плавного отключения света в салоне автомобиля. Данная схема может подойти к любому автомобилю, в независимости от его марки, так как не является слишком сложной и требует простой установки параллельно контактам салонной лампочки освещения.

Перейдем непосредственно к изучению схемы. Вверху схемы мы видим диод, который служит защитным устройством для всей схемы, так как предотвращает смену полюсов и изменению движения тока. Иными слова можно сказать, что диод препятствует разрядке конденсатора от других приборов в салоне автомобиля и работает только с лампой освещения внутри салона.

Иногда в некоторых марках автомобилей, возле выключателя освещения салона, устанавливается и выключатель освещения в багажнике.

В этом случае потребуется установка более емкого конденсатора для плавного выключения освещения в обоих источниках света, так как чем больше потребителей тока находится в одной цепи, тем больший потребуется объем в конденсаторах.

Далее после диода ток движется к лампе накаливания и к резистору, который ограничивает ток для зарядки конденсатора. Номинальную величину резистора можно использовать от 1 до 2 Ом.

При подключении конденсатора к цепи проверьте его степень зарядки, так как при разряженном состоянии, конденсатор играет роль КЗ, и при подключении к цепи может деформировать предохранитель освещения в салоне.

Установив конденсатор к цепи, тот через резистор накапливает в себе определенный объем энергии и при отключении тока через бортовой источник питания, конденсатор высвобождает накопленную энергию, которая в дальнейшем поступает к резистору и диоду, параллельно которым установлена наша лампочка.

При разряде конденсатора напряжение в цепи будет плавно падать, благодаря чему лампочка медленно погаснет. Управлять временем гашения лампы можно при помощи конденсатора большего объема. Чем больше объем у конденсатора, тем медленнее будет гаситься свет в салоне автомобиля.

Следует учесть, что при установке схемы параллельно светодиодной лампочке, вместо обычной лампы накаливания, потребуется установка конденсатора меньшего объема и резистора с системой «дотушивания», так как слишком большое напряжение в цепи может привести к перегоранию светодиодов, а применение обычного резистора без системы «дотушивания» приведет к тому, что светодиоды плавно потухнут, но будут светить на 10% яркости в течении одной минуты.

Плавное выключение освещения салона

Во многих иномарках есть удобная функция плавного отключения освещения салона. Если вдруг ваш автомобиль лишен такого преимущества, эту опцию можно без труда внести самостоятельно. Принципиальная электрическая схема управления освещением состоит из двух транзисторов VT1 и VT2, трех резисторов R1, R2 и R3, одного диода VD1 и оксидного конденсатора С1 (Рис. 1)

В момент закрывания дверей в автомобиле, происходит размыкание контакта дверного выключателя SF1. При этом конденсатор С1 разряжен. По цепи +12В, через лампу салона EL1, конденсатор C1, резистор R1, эмиттерный переход транзисторов VT1 и VT2 начинает течь ток.

Транзисторы открываются. На них устанавливается напряжение, равное суммарному напряжению на их эмиттерных переходах (1,4…1,5 В).

Лампа салона EL1 светит ярко, поскольку на ней установлено напряжение бортовой сети за вычетом незначительного падения напряжения на транзисторах.

Далее конденсатор С1 начинает заряжаться, а ток, который протекает через него уменьшаться. Вследствие, базовые и коллекторные токи транзисторов VT1 и VT2 также падают. Напряжение и ток на лампе EL1 уменьшаются и она постепенно гаснет.

Время полного отключения освещения зависит от характеристик всех элементов схемы. В предложенном варианте (см. рис. 1) оно составляет примерно 5 с. При необходимости изменить время отключения освещения следует поменять емкость конденсатора С1.

Чем емкость выше, тем дольше задержка отключения света, и наоборот.

Необходимо заметить, что при открывании любой двери лампа EL1 загорается мгновенно. Для этого в цепь впаян диод, который при замыкании контакта дверного выключателя быстро разряжает конденсатор С1.

В схеме можно применять транзисторы средней и большой мощности любого типа.

При применении транзисторов с переходом p-n-p следует поменять полярность подключения самого устройства к выключателю SF1 и полярность подключения конденсатора С1 .

Хотя оба транзистора находятся в активном режиме короткий промежуток времени (приблизительно 5с), теплоотдача от их работы невелика. Но для повышения надежности устройства следует использовать небольшой теплоотвод.

Установку и подключение собранного устройства к сети автомобиля целесообразнее всего произвести в центральной стойке около выключателя освещения. Устройство не влияет на работу сигнализации, которая также подключена к дверным выключателям, поскольку ток потребления в отключенном состоянии очень мал.

Плавное выключение света в салоне автомобиля

Главная Радиолюбителю Автолюбителю

Во многих иностранных автомобилях есть функция плавного выключения света в салоне. Мне тоже захотелось иметь в своём автомобиле такое удобство. Для этого я собрал устройство на двух транзисторах, трёх резисторах, одном диоде и оксидном конденсаторе. Его схема приведена на рис. 1.

В момент размыкания штатного дверного конечного выключателя SF1 автомобиля при закрывании дверей конденсатор С1 разряжен, поэтому по цепи +12 В, лампа салона EL1, C1, R1, эмиттерные переходы транзисторов VT1, VT2 и общий провод начинает протекать ток. Транзисторы VT1, VT2 открываются.

За счёт действия ООС по напряжению, образованной цепью R1C1, на транзисторах устанавливается напряжение 1,4…1,5 В, равное суммарному на их эмиттерных переходах (конденсатор С1 разряжен, а сопротивление резистора R1 мало).

Читайте также:  Распиновка реле дворников ваз 2115

На лампе EL1 удерживается напряжение бортовой сети (+12 В) за вычетом указанного падения напряжения на транзисторах. Лампа ярко светит.

Конденсатор С1 начинает заряжаться, а ток через него уменьшаться. Это приводит к уменьшению базовых и коллекторных токов транзисторов VT1, VT2. Ток через лампу EL1 и напряжение на ней падают, и она плавно гаснет.

Время полного выключения зависит от мощности лампы EL1, ёмкости конденсатора С1, сопротивления резисторов и коэффициентов передачи токатранзисторов VT1, VT2. В авторском варианте оно примерно равно 5 с.

Для быстрой разрядки конденсатора при открывании любой двери установлен диод VD1.

В устройстве можно применить транзисторы средней (VT1) и большой (VT2) мощности любого типа.

В случае применения транзисторов структуры p-n-p необходимо изменить полярность подключения конденсатора С1 и полярность подключения устройства к штатному выключателю SF1 автомобиля.

При сборке конструкции я применил навесной монтаж элементов, разместив транзисторы на небольшом теплоотводе (рис. 2). Поскольку транзисторы находятся в активном режиме короткое время (5с), установка их на теплоотвод не обязательна.

Правильно собранное устройство не требует налаживания. При необходимости изменить время выключения света в салоне следует подобрать ёмкость конденсатора С1. Чем она больше, тем больше задержка выключения света, и наоборот.

Установить собранное устройство можно в любом удобном месте, я разместил его в центральной стойке автомобиля, рядом с выключателем освещения.

Благодаря малому току потребления в выключенном состоянии оно не влияет на работу охранной сигнализации, также подключённой к дверным выключателям.

Материалы

Простые устройстваПросто об устройствах

  • Новости Новости на нашем сайте могут быть различого направления: от интересных публикаций в сети интернет до сообщений администрации о важных событиях на сайте. Для облегчения навигации по новостям они распределены по категориям, а новости старше 6 месяцев помещаются в Архив новостей — см. справа вверху. Кол-во материалов: 2
    • Технические новинки Информация о новинках от производителей приборов и компонентов, пресс-релизы и т.п. Кол-во материалов: 9
    • Это интересно Занятные научно-технические новости, заметки, картинки и т.п., собранные из разных источников. Источник идей для собственного творчества. Кол-во материалов: 66
    • Важное Информация от администрации сайта: объявления, сообщения и т.п. Кол-во материалов: 21
  • Проекты Кол-во материалов: 0
    • Электроника Электронные проекты всех видов, в том числе (но не только) усилители, автоматы световых эффектов, источники питания… Кол-во материалов: 36
    • Программирование Программы и все, что с связано с их разработкой. Вопросы программирования вообще и конкретные нюансы для определенных платформ. Советы, готовый код, полезные утилиты и т.п. Кол-во материалов: 1
    • Автоматика Автоматизация — все, что раньше делалось вручную, а теперь делается само или почти само, в том числе по определенной программе. Кол-во материалов: 23
    • Переделки Различные изменения (переделки) готовых изделий, наделяющие их новыми потребительскими качествами. Кол-во материалов: 26
    • Разное Различные проекты без применения электроники или такие проекты, в которых электроника — не главное. Так же проекты, спорной классификации, т.е. например такие, в которых и электроника и механика имеют одинаковую важность. Кол-во материалов: 14
  • Статьи Кол-во материалов: 0
    • Авто-мото Все для автомобиля, мотоцикла, велосипеда и другой самодвижущейся техники. Кол-во материалов: 5
    • Теория Материалы теоретического характера по различным темам. Не исключено, что теория тесно переплетается с практикой. Кол-во материалов: 16
    • Электроника Теория и практика современной электроники: расчеты, проектирование, изготовление… Кол-во материалов: 7
    • Программирование Публикации о различных аспектах программирования: особенности различных языков, компиляторов, средств отладки, приемы разработки эффективного кода, поиск и исправление ошибок и т.п. Кол-во материалов: 19
  • Помощь Кол-во материалов: 0
    • Помощь Кол-во материалов: 4
  • Разное

    Здесь собрано все то, что представляет определенную ценность, но не укладывается в рамки всех остальных тематических разделов, либо не дотягивает до полновесного проекта или статьи.

    • Конкурс Кол-во материалов: 3
    • Технология Домашняя технология: способы достичь нужного результата при ограниченных возможностях домашней мастерской, полезные приспособления, инструменты и т.п. Кол-во материалов: 6
    • Полезные мелочи Всякие разные полезные мелочи, на повторение которых требуется буквально 5 минут. Кол-во материалов: 20
  • Uncategorised Кол-во материалов: 4

Радиоконструктор 047 — Плавное выключение освещения салона автомобиля

Если ваш автомобиль не оборудован такой опцией, как задержка выключения света в салоне автомобиля после закрывания дверей, тогда это устройство для вас.

Устройство производит задержку выключения салонного освещения на несколько секунд после закрытия дверей с дальнейшим плавным отключением. Несложная схема на трёх транзисторах.

В комплекте печатная плата, три транзистора, конденсатор, 10 постоянных резисторов, две клеммные колодки, схема и описание. Упаковка в картонной коробке.

Рассмотрим работу схемы. В разомкнутом положении контактного выключателя дверей схема находится в закрытом состоянии, лампочка освещения обесточена.

При открывании двери кнопка замыкается (как правило, все кнопки дверей салона подключены параллельно), ток от плюса через резистор R4, переход эмиттер-база транзистора VT1, резисторы R2, R3, диод VD1, кнопка дверей Кн, масса. В результате протекания тока через переход эмиттер-база транзистор VT1 открывается.

Сопротивление перехода эмиттер-коллектор падает. В результате чего ток начинает течь от плюса через резистор R4, переход эмиттер-коллектор транзистора VT1, резистор R5, переход база-эмиттер транзистора VT2, переход база-эмиттер транзистора VT3, масса.

Открывается транзистор VT2, сопротивление его перехода эмиттер-коллектор становится низким, что в свою очередь открывает транзистор VT3.

Сопротивление перехода эмиттер-коллектор VT3 тоже становится низким, что приводит к протеканию тока от плюса через лампу освещения салона, переход коллектор-эмиттер транзистора VT3, масса (порядок подключения транзисторов VT2, VT3 между собой образует составной транзистор). Свет в салоне загорается.

Пока дверь находится в открытом состоянии, заряжается конденсатор С1 по цепи: плюс, пластины конденсатора С1, резистор R3, диод VD1, кнопка двери Кн, масса. После закрывания двери кнопка Кн размыкается. Напряжение от плюса через резистор R10 поступает на катоды диодов VD1, VD2 и запирает их.

Ток от плюса через резистор R4, переход эмиттер-база VT1, резисторы R2, R3, диод VD1 прекращает течь, но транзистор VT1 продолжает быть открытым, а лампа освещения салона продолжает гореть потому, что зарядившийся конденсатор С1 начинает разряжаться: положительная пластина, резистор R4, переход эмиттер-база транзистора VT1, резистор R2, отрицательная пластина.

Время разряда зависит от ёмкости конденсатора и сопротивления резисторов R4, R2. Как только разряд конденсатора подходит к концу, ток через переход эмиттер-база уменьшается, транзистор VT1 начинает закрываться, закрывая транзисторы VT2, VT3.

Освещение салона плавно гаснет. Если водитель остановил автомобиль для высадки пассажира, а после чего он продолжил движение, появится неудобство – свет в салоне ещё нескольких секунд будет гореть. Для устранения этого неудобства имеется клемма Зж. Её необходимо соединить с плюсом зажигания.

Резисторы R1, R2, R3, R4 определяют режим работы транзистора VT1, а резисторы R6, R7, R8 – режим составного транзистора VT2, VT3. Если зажигание выключено, резистор R9 не принимает участие в работе транзистора VT1, а схема работает так, как описано выше.

Если зажигание включено, резистор R9 шунтирует резистор R1, изменяя режим работы транзистора VT1, и освещение салона гаснет сразу после закрытия двери.

Купить набор можно по ссылке:

Освещение салона своими руками. Как сделать плавный розжиг и затухание (простая схема)

Освещение салона своими руками. Как сделать плавный розжиг и затухание (простая схема)

Давно хотел и наконец то решился сделать плавный розжиг и плавное затухание освещения салона (будь то открытие дверей или ручное его включение). Поискав немного в интернете, выбрал наиболее удачную на мой взгляд схему, чуть подправил ее под себя и вчерашним вечером принялся к ее реализации.Конечный вариант схемы, на основе которой и было изготовлено устройство.

Изображение печатной платы для тех, кто тоже захочет сделать подобную штуку.Спустя час кропотливого труда по созданию печатной платы и запайки необходимых деталей (которые, кстати, были позаимствованы из старой радиоаппаратуры, валявшейся долгое время в гараже) получилось довольно компактное устройство размерами 25×35 мм.На обратной стороне, чтобы хоть чем то заполнить пустое место, решил разместить свой никнейм и номер текущего года.Чтобы не запариваться с корпусом, упаковал все в термоусадку, вырезав в ней два отверстия под подстроечные резисторы.Так же пришлось немного доработать сам плафон освещения.Ну и под конец залил все черной краской, чтобы металлические части основания плафона не было видно через прозрачную крышку (давно напрягал этот момент, да все руки никак не доходили).

Ниже опубликовал видео, демонстрирующее процесс работы данной примочки. Качество, к сожалению, не очень, так так снимал ночью и на телефон.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector