Реле эпхх 2108 для чего

Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083

Разберем устройство и принцип действия экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюраторов семейства Солекс устанавливаемых на двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификации.

ЭПХХ является одной из систем карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс. Она отвечает за обеспечение работы двигателя автомобиля на принудительном холостом ходу.

Назначение системы ЭПХХ Солекс

Система экономайзера принудительного холостого хода карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 предназначена для отключения подачи топлива через систему холостого хода на режиме торможения двигателем и после выключения зажигания. Она обеспечивает сокращение расхода топлива до 0,5 литра на 100 км, предотвращает возникновение дизелинга (калильного зажигания), сокращает выброс в атмосферу токсичных соединений образующихся при ухудшении смесеобразования на режиме ПХХ.

Устройство ЭПХХ Солекс

Электромагнитный клапан карбюратора – исполнительное устройство системы, перекрывающее своей иглой, по команде блока управления, отверстие в топливном жиклере системы ХХ, тем самым прекращая через нее подачу топлива. Установлен в карбюраторе.

Электромагнитный клапан карбюратора Солекс 2108, 21081

Блок управления – электронный блок управления является управляющим элементом ЭПХХ. Он считывает частоту импульсов в системе зажигания (через вывод «К» катушки зажигания) и по ним определяет частоту вращения коленчатого вала двигателя. Помимо этого блок управления принимает сигнал от контакта винта «количества» топливной смеси о закрытии, либо открытии дроссельной заслонки первой камеры. При определенной частоте вращения к/вала и сигнале об открытой дроссельной заслонки он отключает подачу напряжения на электромагнитный клапан, а тот перекрывает подачу топлива через СХХ. Блок установлен на щитке моторного отсека рядом с коммутатором системы зажигания.

Блок управления системы экономайзера принудительного холостого хода карбюратора Солекс 2108, 2109, 21099

Контакт винта «количества» топливной смеси (датчик-винт) – наконечник винта «количества» топливной смеси с присоединенным к нему проводом. При отпущенной педали «газа» и закрытых дроссельных заслонках контакт касается ребра рычага на оси дроссельной заслонки (замкнут на «массу»), на блок управления идет сигнал о том, что дроссельная заслонка закрыта.

Винт регулировки «количества» топливной смеси, он же датчик системы ЭПХХ, сигнализирующий о положении дроссельной заслонки 1-й камеры карбюратора

После нажатия на педаль «газа» контакт наконечника винта «количества» и рычага дроссельной заслонки размыкается (не замкнут на «массу»), на блок управления идет сигнал, что дроссельная заслонка открыта. Установлен на карбюраторе.

Видимые элементы системы ЭПХХ карбюратора Солекс в подкапотном пространстве автомобиля ВАЗ 21083

Принцип действия системы экономайзера принудительного холостого хода карбюратора Солекс

Движение автомобиля по инерции с включенной передачей и отпущенной педалью «газа» (торможение двигателем) называется принудительным холостым ходом (ПХХ). На этом режиме резко ухудшаются условия сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя, увеличивается выброс СО и СН, возрастает расход топлива. ЭПХХ отключает подачу топлива на режиме ПХХ в цилиндры двигателя, тем самым оптимизируя состав топливной смеси и экономя топливо.

Блок управления в этой ситуации принимает сигналы с замкнувшегося на «массу» контакта на винте «количества» о том, что дроссельная заслонка закрыта и с катушки о частоте вращения коленчатого вала на данный момент. Если частота вращения выше 2100 оборотов в минуту он прекращает подачу напряжения на вывод электромагнитного клапана карбюратора и тот перекроет отверстие топливного жиклера СХХ. Подача топлива через систему холостого хода прекратится. Как только частота вращения коленчатого вала снизится до 1900 об/мин, блок управления возобновит подачу напряжения на электромагнитный клапан. Его игла втянется и откроет отверстие в топливном жиклере СХХ. Система холостого хода заработает.

Читайте также:  Как подключить лампочку через реле чтобы она моргала

То есть для принудительного отключения подачи топлива через систему холостого хода электронному блоку управления необходимо два условия – сигнал о закрытой дроссельной заслонке и сигнал о величине оборотов двигателя.

Неисправности в работе двигателя связанные с ЭПХХ Солекс

— Двигатель глохнет в движении автомобиля при сбросе «газа»

Аналогичная неисправность может возникнуть и при засорении системы холостого хода карбюратора. Это нужно учитывать при диагностике неисправностей ЭПХХ.

— Дизелинг (калильное зажигание)

Двигатель работает некоторое время после выключения зажигания.

Примечания и дополнения

Принудительный холостой ход (ПХХ) – один из режимов работы двигателя. Выполняется при движении автомобиля с включенной передачей и полностью отпущенной педалью «газа». Например, при торможении двигателем или движении на спуске. В этом случае, дроссельные заслонки обеих камер карбюратора полностью закрыты, обороты коленчатого вала двигателя выше 1900 об/мин. Ниже 1900 об/мин вступает в работу система холостого хода.

Дизелинг (калильное зажигание) – непродолжительная работа двигателя после выключения зажигания. Топливо, попадающее в цилиндры двигателя под действием разрежения из карбюратора, воспламеняется от нагретой свечи, происходят вспышки в камерах сгорания, перемещающие поршни. Возможен при неисправной системе ЭПХХ и применении «горячих» свечей (свечей с температурными характеристиками не соответствующими данному типу двигателей).

Источник

Блок управления ЭПХХ карбюратора Солекс

Карбюратор Солекс 2108, 21081, 21083 оборудован системой ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода).

Блок управления ЭПХХ карбюратора Солекс

1. Назначение блока управления ЭМК ЭПХХ.

Блок управления ЭПХХ предназначен для своевременной подачи напряжения (включения) и обесточивания (выключения) электромагнитного клапана (ЭМК) карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083 при наступлении или прекращении режима принудительного холостого хода двигателя (ПХХ) — торможения двигателем.

А так же отключении при остановке двигателя, для предотвращения попадания бензина в цилиндры и возникновения дизелинга (работы двигателя после выключения зажигания).

2. Где установлен блок управления?

Блок управления установлен на щите моторного отсека, слева по ходу автомобиля.

Блок управления системы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора Солекс установлен на щите моторного отсека

3. Как работает блок управления ЭМК ЭПХХ?

Для определения наступления режима принудительного холостого хода блок управления ЭПХХ получает два сигнала.

— Дроссельные заслонки закрыты

Сигнал поступает от датчика-винта регулировки «количества» топливной смеси. Его контакт касается ребра рычага на дроссельной заслонки первой камеры карбюратора («масса»), если она закрыта. На контакт надет наконечник провода, идущий к блоку управления.

Датчик-винт регулировки «количества» топливной смеси Солекс 2108, 21081, 21083

— Частота вращения коленчатого вала превысила 2000 об/мин

Сигнал частоты вращения коленчатого вала приходит с вывода «К» катушки зажигания (импульсы в системе зажигания). Это первичная обмотка катушки.

Вывод «К» катушки зажигания системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Получив оба сигнала блок управления обесточивает электромагнитный клапан карбюратора и его игла запирает отверстие в топливном жиклере СХХ. Топливо через систему холостого хода не поступает.

Прекращение режима ПХХ определяется блоком если какое-либо из двух условий не выполняется (либо водитель нажал на педаль газа и разомкнул наконечник винта и рычаг дроссельной заслонки, либо обороты двигателя упали ниже 1800 об/мин). В результате блок управления возобновляет подачу топлива через СХХ подав напряжение на ЭМК (ЭМК втягивает иглу вовнутрь корпуса и открывает топливный жиклер СХХ).

Читайте также:  Программирование логического реле светофор oni plr studio
4. Схема подключения блока управления ЭПХХ Солекс.
5. Неисправности блока управления.

Неисправный блок управления ЭПХХ начинает то открывать, то закрывать клапан вне зависимости от поступающих на него сигналов. Появляются рывки и провалы при движении автомобиля. Холостой ход двигателя либо пропадает вовсе, либо двигатель «троит».

Для определения неисправности блока управления можно провести его проверку (заодно проверив всю систему ЭПХХ). Предварительно проверить исправность блока можно сняв и надев наконечник провода на вывод электромагнитного клапана карбюратора и послушав есть ли щелчок. Если щелчка нет, ЭМК не срабатывает, напряжение на него блоком не подается.

6. Применяемость блока управления в системах ЭПХХ Солекс 2108, 21081, 21083.
Примечания и дополнения

Режим принудительного холостого хода (ПХХ) двигателя автомобиля наступает при движении на скорости, с отпущенной педалью газа и включенной передачей — накатом (по ровной дороге, либо на спуске). На этом режиме, в условиях ухудшения горения топливной смеси в цилиндрах (плотность заряда мала, количество остаточных газов велико), необходимо отключать подачу топлива в двигатель, чтобы предотвратить выброс несгоревших углеводородов в атмосферу и попутно слегка сократить расход топлива. Чем и занимается система ЭПХХ с блоком управления.

На принудительном холостом ходу автомобиль движется в городском цикле 15-20 процентов времени. Если система обеспечивающая его работу настроена правильно и исправна, то помимо снижения вредности выхлопа получается существенная экономия топлива.

Источник

ЭПХХ Ваз 2109

Почти все модели Ваз с карбюраторной системой питания оборудованы экономайзером принудительного холостого хода. ЭПХХ Ваз 2109 — электронное устройство, предназначенное для:
а)Для экономии топлива автомобиля;
б)Для исключения подачи топлива в двигатель при его выключении;
в)Для отключения подачи топлива в двигатель по системе холостого хода при торможении двигателем.

Состоит экономайзер из следующих частей:
1) Модуль экономайзера
2) Электромагнитный клапан
3) Концевой выключатель дроссельной заслонки.
Запомните, если хоть один из этих узлов неисправен, ЭПХХ работать не будет. Давайте рассмотрим, как этот блок сокращает расход топлива автомобиля Ваз. Блок имеет входные и выходные цепи. Входные цепи экономайзера это концевой выключатель дроссельной заслонки и провод, подключенный к коммутатору. Какую информацию они дают?
а) Концевой выключатель дроссельной заслонки говорит нажата педаль газа или нет. Если педаль газа не нажата, то концевой выключатель замкнут на массу. Как только педаль газа нажимается водителем этот контакт пропадает.

Концевой выключатель дроссельной заслонки

б) По проводу, подключенному между экономайзером и коммутатором считываются импульсы на катушку зажигания. Это сделано для того, чтобы он знал фактические обороты двигателя автомобиля.

Экономайзер считывает импульсы на катушку с коммутатора

Выходная цепь блока одна — это электромагнитный клапан холостого хода карбюратора. Экономайзер включает этот клапан или отключает его.

Электромагнитный клапан холостого хода Ваз 2109

Принцип экономии топлива основан на закрывании топливного жиклера холостого хода карбюратора на больших оборотах двигателя девятки. Если педаль газа не нажата, концевой выключатель дроссельной заслонки замкнут на массу, обороты двигателя меньше 2100 об/мин, то экономайзер открывает электромагнитный клапан холостого хода.

Читайте также:  Реле 100 шкода октавия за что отвечает

Принцип работы экономайзера

Как только водитель нажмет на педаль газа, концевой выключатель разомкнется, но клапан все равно останется открытым. Закроется клапан только при условии, что нажата педаль газа и обороты двигателя станут больше 2100 об/мин. Клапан остается закрытым до тех пор, пока обороты двигателя не снизятся менее 1900 об/мин. Вот и весь принцип работы экономайзера Ваз 2109, но есть один момент, который необходимо знать: если машина идет накатом при включенной передаче и отпущенной педали газа, то электромагнитный клапан холостого хода не будет включаться, даже при оборотах меньше 1900 об/мин. Экономайзер отслеживает закрытое положение дроссельной заслонки и если при этом аномально высоки обороты двигателя (выше чем 800-1000 об/мин на холостом ходу), распознает движение автомобиля накатом. Экономия топлива от использования ЭПХХ составляет порядка 5% от расхода двигателя.
Как правило, если на автомобиле неисправен экономайзер возникают следующие проблемы:
— Двигатель глохнет на холостом ходу
— Двигатель глохнет при торможении накатом
— Детонация двигателя при выключении зажигания
Проверка правильности работы экономайзера производится следующим образом: контролируется включение электромагнитного клапана холостого хода на различных режимах работы двигателя. Контролировать включение можно либо с помощью вольтметра, либо на слух (при включении любо выключении клапана слышен щелчок).
1) Проверка базового режима работы экономайзера. Заводим двигатель и плавно повышаем обороты двигателя. При пересечении 2100 оборотов, должен произойти щелчок — отключение клапана. Повышаем обороты до 4000 об/минуту, электромагнитный клапан холостого хода должен оставаться закрытым. Затем плавно понижаем обороты, при снижении оборотов менее 1900 об/мин должен произойти щелчок — включение клапана.
2) Проверка режима торможения двигателем. Откидываем фишку с концевого выключателя положения дроссельной заслонки и садим её на массу, тем самым мы обманываем экономайзер, говоря ему, что педаль газа всегда отпущена. Заводим двигатель и поднимаем обороты более 4000 об/мин, затем постепенно снижаем их. При пересечении порога 1900 об/мин не должно происходить включение клапана. Концевой выключатель замкнутый на массу и обороты выше холостых активируют режим торможения двигателем экономайзера и он не должен включать электромагнитный клапан.
3) Проверка отсечки топлива при выключении зажигания. На прогретом до 90 градусов автомобиле выключаем зажигание. Двигатель должен сразу заглохнуть без дрожания и вибрирования. Дизелинг, детонация, калильное зажигание, вибрация при глушении — все это одно и тоже. И причина этого негативного явления — то, что электромагнитный клапан холостого хода не перекрывает топливный жиклер холостого хода и топливо продолжает поступать в горячий двигатель.
Неисправность как концевого, как электромагнитного клапана холостого хода, так и самого экономайзера чаще всего приводит к тому, что автомобиль либо постоянно, либо в каких-то ситуациях глохнет на холостом ходу. Система экономайзера принудительного холостого хода девятой модели Жигулей не очень надежная, зачастую владельцы авто выводят её из работы. Тем самым немного повышается расход топлива, но пропадают проблемы с экономайзером и электромагнитным клапаном. Чтобы вывести ЭПХХ из работы необходимо провод, идущий на электромагнитный клапан холостого хода подключить к контакту Б катушки зажигания.

Катушка зажигания Ваз 2109

Когда Вы включите зажигание, на катушку подастся напряжения, и это напряжение откроет электромагнитный клапан холостого хода. Клапан будет оставаться открытым да тех пор, пока не будет выключено зажигание.

Вывод из работы экономайзера Ваз 2109

Выключили зажигание, клапан закрылся, двигатель заглох.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector