Реле mb572253 таймер обогрева схема

Содержание
  1. Схема таймера для управления подогревом заднего стекла в автомобиле (CD4060)
  2. Принципиальная схема
  3. Подключение модульного таймера Eberspächer
  4. Подключение модульного таймера Eberspächer ⇐ Sprinter W901-W905. Электрика
  5. Реле mb572253 таймер обогрева схема
  6. Проблема
  7. Подключение
  8. Принцип работы реле LTR-30
  9. Программирование реле
  10. Делаем реле времени своими руками
  11. Что такое таймеры, реле паузы, задержки
  12. Где применяют
  13. Устройство, разновидности, особенности
  14. Какой принцип надо реализовать в самодельном реле времени
  15. Основы самых простых сборок
  16. На транзисторах
  17. Простая сборка на одном биполярном транзисторе
  18. Как работает
  19. Элементарный эффективный вариант с задержкой 10 мин
  20. С двумя транзисторами, также и для включения нагрузки
  21. На микросхеме
  22. Основная схема на LM555
  23. Усовершенствованный вариант
  24. Другие варианты на NE555
  25. Пример работающей самоделки
  26. На базе TL431
  27. Таймер для каждодневного включения на микросхемах CD4060B, CD4001
  28. Схема для 220 Вольт
  29. Многофункциональные, с отсчетом времени на дисплее, с часами
  30. Целесообразность самоделок
  31. Где купить
  32. Видео по теме

Схема таймера для управления подогревом заднего стекла в автомобиле (CD4060)

Во многих автомобилях задние стекла с подогревом, — на стекле тонкие полоски металлизации, которые нагреваются при подаче тока. Это очень хорошо что есть подогрев заднего стекла, потому что оно частенько запотевает или покрывается льдом в зимнее время.

Но есть и один недостаток — уж очень большой ток потребления. Обычно для включения подогрева заднего стекла есть на приборной панели машины выключатель. Если его забыть выключить машина будет ездить с включенным подогревом все время, даже летом.

Да и зимой далеко не все время нужно подогрев держать включенным, после того как стекло оттает оно будет некоторое время оставаться теплым и после выключения подогревателя.

Вывод таков, — нужно ограничить время включенного состояния подогревателя. так чтобы он работал не более 10 минут за один раз. И управлять им не выключателем, а кнопкой, после каждого нажатия которой подогреватель работает 10 минут Если мало, — нажмите кнопку еще раз.

Принципиальная схема

Сделать устройство было решено по уже хорошо испытанной и проверенной в разных устройствах схеме на основе микросхемы CD4060B.

Рис. 1. Принципиальная схема таймера для управления подогревом заднего стекла в автомобиле, в основе микросхема CD4060.

Схема питается постоянно от аккумулятора автомобиля, даже когда машина находится на стоянке. В ждущем режиме она потребляет меньше автосигнализации или ЭБУ, поэтому никак не влияет на заряженность аккумулятора.

На выходе схемы имеется электромагнитное реле. Его контакты подключены параллельно контактам штатного выключателя обогрева стекла (штатный выключатель сохранен, он используется и как индикатор, потому что светится, когда находится во включенном состоянии).

Для управления таймером служит кнопка S1 Она установлена на место одной из заглушек в приборной панели автомобиля. При нажатии этой кнопки происходит обнуление счетчика микросхемы D1, а при её отпускании начинается отсчет времени около 10-15 минут.

В момент обнуления открываются транзисторы VТ1 и VТ2 и через них поступает ток на обмотку реле. Контакты реле подключены параллельно штатному выключателю обогрева стекла, поэтому обогрев стекла включается. После истечения времени на выводе 3 D1 появляется логическая единица и транзисторы закрываются, а реле выключает подогрев.

Повторить подогрев можно еще раз нажав на S1 Устройство рассчитано на применение в автомобиле, в котором подогреватель стекла включается не непосредственно выключателем на приборной панели, а через промежуточное реле.

Если в конкретном автомобиле это не так, то нужно реле К1 заменить более мощным, достаточным по мощности для управления подогревателем стекла, и более мощным заменить транзистор VТ1, например, на КТ814, чтобы он мог управлять более низкоомной обмоткой более мощного реле.

Источник

Подключение модульного таймера Eberspächer

Sprinter W901-W905. Электрика. Клуб любителей микроавтобусов и минивэнов

Подключение модульного таймера Eberspächer ⇐ Sprinter W901-W905. Электрика

Сообщение Deonis » 17 сен 2010, 17:33

Сообщение Resident » 14 окт 2010, 18:30

Сообщение Deonis » 14 окт 2010, 21:18

Сообщение djon1965 » 15 окт 2010, 06:35

Сообщение ka750 » 06 сен 2011, 13:24

Сообщение Deonis » 06 сен 2011, 13:30

Сообщение SLy » 06 сен 2011, 16:41

попробуй на насос ток подать 12 вольт не снимая его с авто, дабы не делать лишней работы, они вроде как вечные, если будет подавать признаки жизни то возможно свеча сдохла, или просто котел засрался

Она у тебя заводская ?, сухая, мокрая ?

Сообщение VANGOG » 06 сен 2011, 17:01

Добрый вечер.
Подскажите, если кто в курсе. Стоит штатный подогреватель на Форд транзит 2012 г. при включении запускается помпа и всё н этом, может проработать 10 секунд, может минуту. Нагнетатель молчит и насос то же. С чего начать копать? Электрика как я понимаю ни при чём? Питание получается есть и пуск идёт. Снимать проверять нагнетатель? чистить?

Отправлено спустя 10 минут 43 секунды.

На Мерседесе Спринтере 09 года 515CDI купленный у дилера Вышел из строя предпусковой отопитель, в прошлом году поменяли моторчик и прокладки помогло всего на пару месяцев и опять сдох. Хоче купить новый — предлагают за 14080 но это не с мерсовским каталожным номером, а Ебершпехерский 25 2216 05 0000 D5 WZ
Подойдет ли?

Добавлено спустя 41 минуту 56 секунд:
Вот это выдал Exist;

Источник

Реле mb572253 таймер обогрева схема

Реле-таймер ограничения времени работы обогрева заднего стекла (зеркал)

Реле-таймер ограничения времени работы обогрева заднего стекла (зеркал) LTR-30 — выключает через установленное время обогрев. Коммутирует ток до 30 А. Монтаж и установка очень простые: просто заменяется штатное реле . Никаких дополнительных подключений и переделок не требуется.

Может применяться на любых автомобилях.

Проблема

Зимой ли, в дождь ли очень необходим подогрев заднего стекла и зеркал. Но, включив его, мы забываем выключить и обогрев работает непрерывно в течение всей поездки. Логично было бы, чтоб обогреватели отключались через определенное время, например, через 20 минут. За это время снег-лед успевает оттаять и вода — высохнуть, а дальше необходимость в обогревателе отпадает.

Не менее важно, чтобы обогреватели работали только при работающем двигателе, чтобы не допустить разряд аккумулятора.

Подключение

Реле LTR-30 устанавливается вместо штатного реле 904.3747.10 или 904.3747-11 для включения обогревателя заднего стекла или/и зеркал.

Варианты исполнения реле LTR-30

При подаче напряжения на контакты обмотки реле 85-86, замыкаются контакты 30-87. При подключении не имеет значения: контакт «30» реле может быть подключен к +12В бортовой сети питания автомобиля, а контакт «87» — к нагрузке (обогревателю), второй конец которой подключается к «массе», и возможно подключение наоборот, т.е. «87» — к +12В, а «30» — к нагрузке. Напряжение управления на контакты «85» и «86» можно подавать также в любой полярности.

Схема реле LTR-30 (упрощенная)

Схема системы обогрева заднего стекла 1 — монтажный блок; 2 — выключатель зажигания; 3 — выключатель обогрева заднего стекла; 4 — контрольная лампа включения обогрева; 5 — элемент обогрева заднего стекла; Кб — дополнительное реле; К7 — реле включения обогрева заднего стекла; А — к источникам питания.
Читайте также:  Реле подогрева зеркал газель бизнес где находится

Так как штатная схема включения обогрева заднего стекла, как правило, не имеет цепей контроля включенного зажигания по силовой цепи (отключается только обмотка реле), реле-таймер LTR-30 (в приведенной схеме заменяется реле К7) для этой цели имеет схему контроля бортового напряжения и подключает обогрев только при работающем двигателе, а также отключает его при выключении зажигания даже если время работы таймера не закончилось — чтобы не посадить аккумулятор.

Если всё правильно подключено, то реле сразу готово к работе.

Принцип работы реле LTR-30

Реле имеет два режима работы:

1. При коротком (до 1 секунды) включении реле — подаче напряжения на «обмотку» реле — реле работает в режиме триггера,. т.е. первый раз — включается и запускается таймер на отключение, второе короткое включение — отключается нагрузка. Данный режим удобен при использовании нефиксируемой кнопки включения обогревателей.

2. При включении реле на время более 1 секунды — подаче напряжения на «обмотку» реле на время более 1 секунды — включается нагрузка и начинает работать таймер на отключение. По истечении заданного времени реле разомкнется. Реле также разомкнется, если снять напряжение с «обмотки» реле.

При включении реле (подаче питания на обмотку реле) силовой ключ, соединяющий контакты 30 и 87 замыкается и включается светодиод индикации состояния реле.

Через установленное время (например, 20 минут) реле разомкнет контакты 30-87 и отключит нагрузку вплоть до отключения напряжения от контактов обмотки реле, при этом светодиод снижает свою яркость свечения в два раза. Если снять напряжение с контактов 85-86 и подать его снова, то отсчет времени возобновится.

При снижении напряжения бортовой сети автомобиля ниже 12,6В (можно изменять) реле отключает нагрузку, продолжая отсчет таймера и, при повышении вновь напряжения борт.сети, реле включит нагрузку — этим обеспечивается работа обогревателей только при заведенном моторе.

Время задержки отключения можно изменять (см. Программирование реле).

В зимний период можно пользоваться вариантом «2» для ежедневного подогрева заднего стекла автомобиля: выключатель обогревателя оставляется в положении «ВКЛ» и каждый раз при пуске двигателя реле-таймер LTR-30, выдержав 30-60-секундную задержку на включение для выхода двигателя в рабочий режим, будет включать обогрев заднего стекла на заданное время (например, на 20 минут) и выключать по истечении этого времени или при выключении зажигания. Такой режим позволит не прикасаться к выключателю обогрева в течение всей зимы, полностью используя возможности LTR-30.

Реле LTR-30 со снятой крышкой

Управление осуществляется процессором фирмы Microchip (USA).

Программирование реле

Для вхождения в режим программирования времени задержки отключения необходимо произвести включение-выключение реле 20 раз с частотой примерно 2 включения—выключения в секунду. Если будет сделан перерыв на время больше 2 сек — отсчет необходимо возобновить. Программировать удобнее, установив реле LTR-30 на место реле включения дальнего света — войти в режим программирования можно будет нажимая-отпуская рычах мигания фарами дальнего света. Вход в режим программирования индицируется длинным (1,5 сек) зажиганием светодиода и фар дальнего света, если реле LTR-30 управляет их включением.

Далее начинается отсчет позиций временных 5-минутных интервалов: 1-й — одно мигание (вспышка) светодиода и фар, 2-й — два, третий — три и т.д. до двенадцати. После этого включается длинный интервал свечения индикации (2 секунды), при котором задается режим «отключенного таймера». Затем цикл повторяется еще один раз. В нужном месте, т.е. на нужной позиции, необходимо коротко нажать рычаг включения (включить реле) фар. Чем больше номер позиции, тем больше время задержки. Программируемое время задержки отключения — от 5 до 60 минут равномерно распределено по 12 позициям временных интервалов. Т.е., например, для задания времени задержки отключения 20 минут (примерно) задаем позицию 4 (нажимаем рычаг после четвертой серии из четырех вспышек).

Запрограммированные параметры хранятся в энергонезависимой памяти.

Основные характеристики реле LTR-30:

Источник

Делаем реле времени своими руками

Включать и выключать электроприборы можно по запланированному графику автоматически без участия пользователя, для этого есть специальные устройства, замыкающие контакты в нужный, определяемый настройкой, момент. Некоторые изделия изначально снабжаются производителями программируемым узлом размыкания цепи. Для приборов без него приобретают такой аппарат, но также конструируют реле времени своими руками. Проанализируем несколько проверенных способов сборки таймера вкл./выкл.

Что такое таймеры, реле паузы, задержки

Сразу оговоримся: самодельные автотаймеры регулируют задержку от нескольких секунд до 10–15 мин. Есть схемы только для вкл. и для вкл./выкл. нагрузки, а также для активации в определенное время суток. Но их диапазон задержки и опции ограниченные, нет функции периодического самостоятельного срабатывания несколько раз и настройки промежутков между такими циклами, как у розеточных заводских приборов. Впрочем, возможностей самоделки (есть также в продаже готовые подобные простые модули) хватит для активации вентиляции гаража, освещения в кладовой и подобных не слишком требовательных операций.

Временное реле (таймер, реле паузы, задержки) — это автоматический расцепитель, срабатывающий в момент, выставленный на нем пользователем, включая/выключая (смыкая/размыкая контакты) электроприбора. Таймер чрезвычайно практичный в ситуациях, когда пользователю необходимо, чтобы устройство активировалось или деактивировалось, когда он находится в ином месте. Также такой узел выручит в обычных бытовых случаях, например, подстрахует, когда забывают выключить/включить оснащение.

Таким образом, временное реле исключит ситуации, когда оставили электроприбор включенным, забыли его выключить, соответственно, он перегорел или еще хуже, стал причиной пожара. Включив таймер, можно идти по своим делам, не беспокоясь, что надо будет возвратиться в определенное время для обслуживания оборудования. Система автоматизируется, агрегат сам отключится, когда установленный период на расцепителе истечет.

Где применяют

Многим знакомы пощелкивания в советских стиральных машинках, когда большими градуированным селекторами выставляли определенную задержку до вкл./выкл. Это яркий пример данного устройства: например, выставляли работу на 10–15 мин., барабан крутился это время, затем, когда часы внутри доходили до нуля, стиралка сама выключалась.

Временные реле всегда устанавливают производители в микроволновки, электропечи, электроводонагреватели, автополив. В то же время многие приборы его не имеют, например, освещение, вентиляция (вытяжка), тогда можно докупить таймер. В самом простом виде он выглядит как небольшой прямоугольный блок с селекторами времени и вилкой под обычную розетку («суточные» розетки-таймеры), в которую вставляется. Затем в него вставляют вилку кабеля питания обслуживаемого прибора, настраивают элементами управления на корпусе время задержки. Есть также типоразмеры для размещения путем соединения с линией (с проводами, проводкой, для распредщитков), для интегрирования внутрь приборов.

Устройство, разновидности, особенности

Преимущественно таймеры в заводских электроприборах с расцепителями основываются на микроконтроллере, часто управляющем также всеми режимами работы автоматизированного аппарата, где они установлены. Описанное объединение функций дешевле для производителя, так как не надо изготавливать отдельные микросхемы.

Мы же будем описывать самые простые схемы реле времени с задержкой, только с опцией вкл./выкл. и подбора временной паузы в небольшом диапазоне (до 15–20 мин.):

  • для низковольтного питания (5–14 В) — на транзисторах;
  • на диодах — для питания напрямую от сети 220 Вольт;
  • на микросхемах (NE555, TL431).

Есть специальные заводские модули, их можно купить на интернет площадках (Aliexpress, подобные и специализированные ресурсы), на радиорынках, в спецмагазинах. Полностью кустарные изделия создаются по аналогичным схемам, в основном для несложных задач: элементарное расцепление/сцепление контактов в определенный, задаваемый момент времени, при этом диапазон задержки небольшой от секунд до 15–20 мин.

Читайте также:  Сгорает предохранитель главного реле газель

Какой принцип надо реализовать в самодельном реле времени

Основа кустарных автоматических расцепителей с таймерами — запуск настроенной (подобранной) выдержки. Часто это низко вольтовое изделие (5–14 В), реже делают для прямого подсоединения к обычной сети (диодные варианты).

Основы самых простых сборок

Таймер в данном случае, это конденсатор, длительность его разрядки — это и есть отсчет. Зарядка начинается по нажатию кнопки переключателя. Исполнительное устройство — электромеханическое реле (выглядит как небольшая коробочка), после «опустошения» конденсатора, ток на ее контактах исчезает, происходит расцепление.

В схему включают также настроечный (переменный, подстроечный) резистор для регулировки задержки, но в целом диапазон задается емкостью конденсатора (можно подбирать разные экспериментальным путем для требуемых промежутков) — она влияет на длительность его разрядки, соответственно, на общие рамки паузы.

На транзисторах

Транзисторная схема наиболее легкая в сборке, менее затратная из всех вариантов. Самая простая включает всего 8 элементов, которые можно разместить без платы, спаяв между собой. Часто такое простое реле времени создают и применяют для освещения: после нажатия тумблера лампа горит заданный промежуток времени, потом сама выключается.

  • э/м реле 250 В, 5 А, допускаются параметры выше;
  • транзистор КТ973А, подойдут также подобные, например, 973Б;
  • диод КД105Б или иной подходящий;
  • микропереключатель («микрик», кнопочка или с бегунком);
  • резисторы 3 шт.: на 100 Ом; 2.2 мОм и переменный на 820 Ом (ним будет регулироваться временная пауза);
  • конденсатор 3300 мкФ, 25 В.

Самоделку можно использовать, например, для включения вентиляции в гараже.

  1. Исходная позиция перекл. S1 — «выкл». Конденсатор C1 пока разряжен и когда первый элемент переключат в другое положение, стартует его зарядка.
  2. Транз. VT1 пока открыт, поскольку ток заряженного C1 течет сквозь его базу. При зарядке он понижается и VT1 через небольшой промежуток выходит из насыщения (из состояния, когда сопротивление «эмиттер-коллектор» наименьшее, вхождение в насыщение составных транзисторов как бы не происходит).
  3. Ток коллектора VT1 падает быстрее, в момент, его нехватки, чтобы исполнительный расцепитель K1 держал контакты K1.1 сомкнутыми, они расцепляются.
  4. Для нового запуска реле переводят переключатель в позицию «выкл.», чтобы конденсатор разрядился и через 5–10 сек. — «вкл.» Продолжительность задержки зависит от емкости данного элемента (чем она выше, тем дольше пауза) и от положения регулятора подстроечного резистора R1 (возрастает сопротивление — длиннее пауза). Диод VD1 предназначен для защиты транз. VT1.

Простая сборка на одном биполярном транзисторе

Запчасти для реле задержки выключения 12 вольт:

  • э/м расцепитель 10 А, 250 В;
  • конденсатор 3.3 мФ, 25 В;
  • диод КД105Б (или аналог);
  • резисторы: 1 кОм; от 1 до 100 Ом, в нашем случае 18 Ом;
  • переключатель.

Мультиметром определяем выводы диода:

Определяем сопротивление релейной обмотки. Соотношение напряжения питания к ней не должно превышать макс. тока на коллекторе Iкmax примененного транз. (КТ315 Iкmax=100 мА=0.1 А).

Мультиметром проверяем транзистор:

Далее, самодельное на 12 В реле времени конструируется по схеме:

Сборка поэтапно в иллюстрациях:

Вот еще подобные чрезвычайно простые схемы (у первой задержка от 2 сек. до 9 мин. 20 сек.):

Как работает

Алгоритм для первой описанной нами схемы (он же подобный и у других, анализируемых в разделе):

  1. Перекл. S1 в позиции зарядки — конд. C1 аккумулирует энергию через резистор R1 (не должно быть слишком низкое количество Ом).
  2. При «полном» C1 «микрик» переводят в «вкл.» — он начинает разряжаться через резистор R2 и транзисторную базу VT1.
  3. Пока идет разрядка, контакты реле сомкнутые. Когда ток становится достаточно слабым — размыкаются.

Элементарный эффективный вариант с задержкой 10 мин

Рассматриваемый дальше вариант расценивается пользователями как один из лучших среди простых самоделок такого типа.

Задержка — 10 мин. Можно обойтись без платы. Регулировка — стандартным резист. R1, управляют изделием контактами. Можно также создать площадку, макет ниже:

С двумя транзисторами, также и для включения нагрузки

В схеме есть 2 транзистора:

  • первый (Б1) — регулировка, управление паузой. Запускает таймер;
  • второй — электронный ключ, активация и отключение питания обслуживаемого прибора.

Сложность состоит в подборе сопротивления R3. Нам потребуется такое, чтобы реле смыкалось только при поступлении импульса от Б2. Обратная активация нагрузки происходит только при сработке Б1, подбирать данный параметр надо экспериментально.

На микросхеме

Недостатки выше указанных временных реле на транзисторах:

  • короткие, нечеткие рамки задержек;
  • потребность в сбросе заряда конденсатора для следующей активации;
  • возникают трудности с определением длительности.

Минусы частично устранятся, если интегрировать в самоделку микросхему (микроконтроллер, сокращенно МК), позволяющую настраивать паузу — NE555, или подобный. Начальные буквы у указанного МК могут быть LM и другие. Это модуль времени, дающий возможность настраивать паузу переменным резистором, то есть точнее, чем у сборок (рассмотрены выше).

Есть несколько вариантов как сделать реле времени на МК. Первое изделие на NE555 мы выбрали с защитой (R4), предохраняющей от «выкручивания» переменного резистора.

Основная схема на LM555

Выключение реле обеспечивает автоматическое переключение резистора, только он закрывается по сигналу с выхода микросхемы, после отсчета нужных секунд.

Обозначения на схеме расшифровано в выше описанных нами вариантах, будем напоминать о них по ходу описания этапов самоделки. R2 и 4 (если присутствует), C1 задают продолжительность пауз. Активация «микрика» — SB1 — смыкает K1.1 и после некоторого промежутка они расцепляются. После этого можно снова нажимать SB1. Задержки исчисляются по уравнению:

В формулу добавляют умножение на R4, если такой резистор ставят. Реле пригодно для широкого диапазона разновидностей нагрузок, для 9…14 В.

Микропереключатель кнопочный и резисторы (могут быть с реле):

Переменники (R2) изготавливаются в нескольких типоразмерах, подойдут все, номинал берут в зависимости от подобранной мин. и макс. задержки:

Сборка реле времени на 555 функционирует от БП с сетевым трансформатором, через диодный мост, конденсаторы, параметрический стабилизатор отсутствует. Все части можно соединять между собой на площадке или без нее.

Усовершенствованный вариант

Вышеописанная схема имеет недостатки: подверженность помехам, реле не деактивируется, если длительность импульса на входе превышает задержку. Второй вариант на NE555 более совершенный, без транзистора, устойчивый к наводкам и подобному. Данное решение упрощает, удешевляет самоделку, количество элементов уменьшено, максимальный выходной ток повышен, чтобы обмотки реле можно было подсоединять напрямую к выходу.

Самоделка базируется на реле K1, подсоединяемое на выход. Максимальный ток NE555 превышает 100 мA, что дает возможность подключать его напрямую, если его обмотка потребляет меньше, если больше — потребуется подходящий транзистор. Потребуется VD1 — обратный диод. Низкая помехоустойчивость — следствие наличия двух компараторов на 555, половина выводов идут наружу, остальные связанные с внутренними резисторами с высоким сопротивлением.

  • 2, 5, 6 идут наружу — напряжение им задается как угодно, еще один — остается внутри, но наводки вряд ли повлияют на таймер;
  • 6 — связан с RC-цепью (как и было) — напряжение ему задается четко;
  • 5 — допустимо для перестраховки подсоединить к трем внешним резисторам с малым сопротивлением, что немного улучшит помехоустойчивость;
  • 2 — стандартно подключают через резистор к «+» питания, а дальше через кнопку на землю («–»). Это не создаст некорректности, поскольку, когда кнопка не активирована, на N 2 напряжение сравнивается с напряжением питания, а когда нажата — на N 2 оно = 0.
Читайте также:  Tx11 реле времени схема

Если к выводу 2 будет идти чрезмерно длинный кабель, то он будет инициировать помехи и создавать там напряжение не то, которое требуется. Поэтому промежуток от N 2 до кнопки или узла, создающего на нем корректную величину, делают как можно меньше и подбирают резистор «подтягивающий» данный вывод к «+» с возможно меньшим сопротивлением, но не настолько, чтобы возникло КЗ при активации кнопки или при проседании до 0 напряжения в этом месте. В первой схеме данный параметр был 100 Ом (выше для меньшего расхода электричества), в рассматриваемом варианте – 4.7 кОм. То есть как можно ниже для повышения помехоустойчивости, допустимо ставить еще ниже, например, если рядом индукционная печь и подобные устройства.

Еще один минус устраняет конденсатор C1, а оптрон U1 поставлен для гальванической развязки цепи управления и реле, что также улучшит помехоустойчивость. При резкой активации его светодиода и открытия транзистора напряжение на коллекторе быстро проседает — на N 2 создается низкое его значение на короткое время. При окончании зарядки конденсатора C1 величина становится равной параметру питания и даже если транзистор будет всегда открытый, то импульс на входе в схему все равно короткий, реле деактивируется после истечении срока паузы.

После закрытия транзистора C1 с небольшой паузой разрядится через R1 и 2 (резисторы), можно будет активировать таймер снова.

Сама схема реле времени реализована на плате, созданной из двухстороннего стеклотекстолита, на одной стороне — дорожки для всех элементов, другая оставлена пустой, к ней припаян 0 (минус), который соединили с выводом 1 контроллера 555, что еще больше усилит устойчивость. Контакты расцепителя желательно выносить как можно дальше от схемы, если можно, то припаивать на отдельную плату (не на ту же, где 555).

Другие варианты на NE555

Следующая схема намного проще и понятнее предыдущих. Можно настроить как на вкл., так и на выкл.

Как видим, тут есть 2 кнопки:

  • запуск — «старт»;
  • вернуть к началу — «стоп».

Управление — резистором R1 и конд. C1, пауза зависит от их параметров, в данном случае ее диапазон 2 сек. — 3 мин. Питание — 12 В.

Пример работающей самоделки

Схема запитывается 9 В. Активация — кнопка «Пуск», загорается светодиод HL1, по истечению интервала — HL2. Переменником на таймере подстраивают задержку. Данное кустарное изделие применяется пользователем для обогрева зеркал в машине. Если встроить силовое реле, то подсоединять можно что угодно.

Следующий вариант немного сложнее, но в целом и он элементарный:

Вид готовой сборки (есть такие аналогичные заводские модули):

На базе TL431

Элементы (характеристики на схеме):

  • резисторы — 3 шт. (на схеме R);
  • контроллер TL431;
  • «микрик»;
  • конденсатор (C1, подбирают экспериментально);
  • э/м реле (исполнительный узел).

Один контакт реле подсоединяют параллельно «микрику», к нему — «+» от питания; второй — выводят на резистор 100 Ом, также соединяемый с сопротивлениями. Вывод 2 и 3 микросхемы подключают к резистору на 100 Ом и диоду. Последний контакт таймера — к полупроводнику с исполняющим узлом (э/м реле). Минус питания — к сопротивлению 510 Ом. Особенность схемы: конденсатор разряжается автоматически, дополнительное включение «микрика» SB1 не потребуется.

Таймер для каждодневного включения на микросхемах CD4060B, CD4001

Схема собрана на базе 2 генераторов импульсов, охватывающих периодичность в диапазоне 24 ч. А также в нее включен триггер и выходной ключ с реле. Питание — «зарядка» смартфона, мобильника 5 В. Можно предусмотреть резервный источник (в рассматриваемом варианте его нет). Генераторы построены на микросхемах CD4060B с 14-разрядным двоичным счетчиком (выводов от 1–3 и 11 разрядов в них нет) и 2 инвертора (один связан с входом счетчика) для схемы мультивибратора, поставленных последовательно.

Частота мультивибратора задается RC-цепями C1-R2 и C4-R7, подбором сопротивлений резисторов R2 и R7 устанавливается 24-часовая периодичность импульсов. Добиваются, чтобы логическая единица на выводе 14 возникала через 2 мин. 50 сек. после нажатия S1 (S2). Затем точнее подбирают сопротивление, делают этот промежуток равным 1 мин. 15 сек., на последнем этапе осуществляют суточную корректировку.

Схема для 220 Вольт

Таймеры на транзисторах и микросхемах работают от 5–14 В (стандартно от 12 В). Реле времени на 220 Вольт — это сборки диодные с магнитными пусктелями. Если обслуживаемая техника маломощная (например, освещение, лампы, паяльники, кипятильники, маленькие моторчики и подобное), то последний можно не устанавливать — диодный мост, тиристор трансформируют напряжение сами.

Рассмотрим таймер лампочки, основные части: диодный мост, тиристор. Подключать еще какую-либо нагрузку не рекомендуется: тиристор пропустит только положительную синусоиду переменных 220 Вольт. Для перечисленных потребителей этого хватит, но иные электроприборы могут не выдержать.

  • резисторы: 4.3 мОм (R1), 200 Ом (R2) и регулируемый 1.5 кОм (R3);
  • 4 диода с макс. током от 1 А, обратным напряжением от 400 В;
  • конденсатор 0.47 мкФ;
  • тиристор (можно аналоги) BT151;
  • обычный микропереключатель.

Принцип стандартный для таких сборок: постепенная зарядка конд. C1 (начинается после активации S1). Тиристор VS1 при этом открыт, на нагрузку L1 от сети идут 220В. После зарядки он закрывается, отсекая ток — лампа выключается. Пауза регулируется установкой значения на R3, подбором емкости C1.

Сборка имеет минус: прикосновение к любому оголенному проводку, ножке грозит сильным ударом тока, так как на элементы поступает сильный ток.

Многофункциональные, с отсчетом времени на дисплее, с часами

Если добавить в схему блок памяти, дисплей, то опции можно расширить:

Целесообразность самоделок

Почти нет таких ситуаций, когда пользователи вынуждены делать временное реле своими руками из-за отсутствия в продаже подходящего прибора для их потребностей.

Все возможные таймеры, а точнее модули, комплекты для сборок, если рассматривать данный вопрос приближенно к самоделкам, можно купить на интернет площадках. Например, цена аналогов описанных нами сборок на NE555 колеблется от 1 до 3 $. Стоит ли затруднять себя? Плюс к этому можно подобрать устройство с большим диапазоном, с несколькими каналами, многофункциональное и с дисплеем; на слаботочное питание 5, 12, 24 В, и иное, а также на 220 Вольт.

Самоделкой целесообразно заниматься, если под рукой есть необходимые запчасти, пользователь имеет навыки работы с электроникой, а также когда нет желания заказывать и ждать модуль, когда в местности отсутствуют магазины радиодеталей. Также часто кустарные изделия создают ради интереса, чтобы повысить опыт, познания в данной сфере.

Где купить

Конечно, максимально быстро приобрести устройства можно в ближайшем специализированном магазине. Оптимальным же, по соотношению цена-качество, остаётся вариант покупки в Интернет-магазине АлиЭкспресс. Обязательное длительное ожидание посылок из Китая осталось в прошлом, ведь сейчас множество товаров находятся на промежуточных складах в странах назначения: например, при заказе вы можете выбрать опцию «Доставка из Российской Федерации»:

Видео по теме

Источник

Оцените статью
Adblock
detector