Ремонта трансформаторов без разборки активной части

Ремонта трансформаторов без разборки активной части

Технология выполнения ремонтных работ рассмотрена применительно к специализированным ремонтным предприятиям. Любой ремонт трансформатора, связанный с вскрытием бака, является капитальным. В данной главе рассмотрены последовательность и объем ремонта без разборки активной части трансформатора, в том числе ремонт обмоток, переключающих устройств, магнитной системы, а также подготовка трансформаторного масла и порядок его заливки в бак.

§ 11.1. Классификация ремонтов трансформаторов

По объему ремонтных работ различают: текущий (эксплуатационный) ремонт, капитальный без замены обмоток, капитальный с заменой обмоток, но без ремонта магнитной системы, капитальный с заменой обмоток и частичным или полным ремонтом магнитной системы. Любой ремонт, связанный с вскрытием бака, является капитальным, включая и ремонт по типовой номенклатуре, называемый ревизией (см. 3.3). При этом ремонте активную часть трансформатора вынимают из бака (или поднимают съемную часть бака) и без разборки активной части (расшихтовка магнитопровода и съем обмоток) производят ее ревизию. Выполняют также целый ряд других обязательных работ, в которые входят обработка масла, замена сорбентов, уплотнений, в некоторых случаях — сушка активной части, контрольные испытания.

По назначению ремонты могут быть планово-предупредительные (профилактические) и послеаварийные, как и при ремонте электрических машин. Периодичность их проведения зависит от результатов профилактических испытаний и наличия дефектов, выявленных в процессе эксплуатации и при внешнем осмотре трансформатора (см. § 3.4).

Кроме того, в [6] предусматривается вскрывать главные трансформаторы электростанций и подстанций, через которые передается основная часть вырабатываемой электроэнергии, и трансформаторы собственных нужд подстанций через восемь лет после включения в эксплуатацию (независимо от сроков и объемов ремонтов, приведенных в 3.3). Вскрываются и осматриваются трансформаторы также после длительной транспортировки к месту установки.

Капитальные ремонты, входящие в объем планово-предупредительных, выполняются за сравнительно непродолжительное время.

Сроки выполнения послеаварийного ремонта определяются рядом обстоятельств: возможностью замены трансформатора, наличием резерва, категорией потребителей, которых трансформатор снабжает электроэнергией, и т. п. Выполнение капитального ремонта с заменой обмоток и изоляции, переизолировкой электротехнической стали требует значительных материальных, трудовых затрат и времени.

По характеру выполняемых работ выделяют следующие основные виды ремонтов: восстановительный, реконструкция и модернизация. При восстановительном ремонте параметры трансформатора и конструкция узлов и деталей не изменяются. При реконструкции параметры трансформатора сохраняются, а конструкция ряда узлов изменяется. В процессе модернизации изменяют параметры трансформатора и, как правило, отдельные части конструкции.

Большое значение при проведении плановых капитальных ремонтов придается условиям вскрытия активной части (см. § 2.3). В этом случае срок ремонта невелик и, если изоляция трансформатора не увлажнена, сушка активной части в объем ремонта не входит.

В настоящее время для исключения увлажнения изоляции при разгерметизации и сливе масла используется технология, позволяющая удлинить время нахождения активной части вне масла до 100 ч. Технология заключается в подаче в бак трансформатора осушенного воздуха с относительной влажностью не выше 20%. Для получения сухого воздуха используют специальную установку, снабженную цеолитовыми адсорберами и подогревателем воздуха. Установка может быть использована также и для подсушки изоляции.

Силовые трансформаторы в зависимости от мощности и класса напряжения разделяются на группы (габариты) от I до VIII. Каждая группа включает трансформаторы, достаточно близкие по массогабаритным показателям.

При капитальном ремонте трансформаторов мощностью более 32 мВ-А и классов напряжения свыше 110 кВ (IV—VIII габаритов) затраты, связанные с транспортировкой, могут намного превосходить стоимость ремонта. Только конкретное технико-экономическое обоснование позволяет решить вопрос о методе ремонта в каждом случае.

Читайте также:  Назначение трансформатора с подвижным сердечником

Однако чаще всего крупные трансформаторы ремонтируются непосредственно на подстанциях, имеющих башни с грузоподъемными устройствами, а на электрических станциях — в машинных залах, оборудованных мостовым краном нужной грузоподъемности. Ремонт выполняется специализированным ремонтным предприятием, персонал которого выезжает к месту установки трансформатора. Однако такие работы, как перемотка и изготовление обмоток, ремонт главной изоляции, переизолировка пластин магнитной системы и целый ряд других, проводятся в специализированных мастерских. Трансформаторы большой мощности ремонтируются только по специальной для каждого трансформатора технологии, которая в настоящей книге не рассматривается.

Капитальные ремонты трансформаторов I—III (мощностью соответственно до 100, 100—1000 и 1000—6300 кВ-А и классов напряжения до 35 кВ) и частично IV (свыше 6300 кВ-А, до 35 кВ) габаритов производятся, как правило, на специализированных ремонтных предприятиях. Хотя в большинстве случаев используется индивидуальный метод ремонта, современные ремонтные предприятия организуют его выполнение в условиях, максимально приближенных к заводским по уровню организации и используемому оборудованию.

Обрыв заземления активной (выемной) части трансформатора характеризуется появлением потрескивания
Любое повреждение магнитопровода требует полной разборки трансформатора, а его устранение — значительных затрат труда и времени.

3) для трансформаторов, прошедших восстановительный капитальный, ремонт
мощностью до 1000 кВ-А достаточно выдержать в помещении до разборки в течение суток. Во избежание увлажнения изоляции активную часть трансформатора.

Активную часть осматривают и промывают струей масла для освобождения обмоток и
Дефектация изоляции трансформатора — самый трудоемкий процесс при ремонте.
Сборку трансформатора веду! в последовательности, обратной разборке.

Капитальный ремонт представляет собой самый трудоемкий, длительный и дорогостоящий процесс, связанный с полной заменой основных деталей, узлов, разборкой двигателей, трансформаторов.

При капитальном ремонте выполняют модернизацию и усиление выключателей и отдельных узлов, проводят
.Трансформаторы тока для внутренней установки подлежат внешнему и внутреннему ремонту с разборкой трансформатора.

Текущие ремонты проводят обычно без разборки или вскрытия оборудования.
Капитальный ремонт остальной аппаратуры РУ (трансформаторов тока и напряжения, конденсаторов связи и т. п.) проводят по мере необходимости — по.

Капитальный ремонт. Система. . трудоемкий, длительный и дорогостоящий процесс, связанный с полной заменой основных деталей, узлов, разборкой двигателей, трансформаторов.

При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Как и капитальный ремонт, он осуществляется с периодичностью более одного года.

Источник

Капитальный ремонттрансформаторабез разборки активной части

Технология выполнения ремонтных работ рассмотрена применительно к специализированным ремонтным предприятиям. Любой ремонт трансформа­тора, связанный с вскрытием бака, является капитальным. В данной главе рассмотрены последовательность и объем ремонта без разборки активной части трансформатора, в том числе ремонт обмоток, переключающих уст­ройств, магнитной системы, а также подготовка трансформаторного масла и порядок его заливки в бак [25].

Подготовка к капитальному ремонту трансформатора

Предварительно проводят ряд организационно-технических мероприятий, которые обеспечивают четкое выполнение ремонтных работ в кратчайшие сроки и включают составление документации, подготовку помещения, грузоподъемных механизмов, оборудования и материалов, проведение необходимых испытаний и т. д. Кроме того, составляют ведомость объема работ, содержащую перечень и объем ремонтных работ и являющуюся исходным документом для определения трудозатрат, срока ремонта, необходимых материалов и т. д [25].

Помещение, в котором будет производиться ремонт, должно быть защищено от пыли и атмосферных осадков и оборудовано подъемными механизмами, электрощитом с подводкой электроэнергии, вентиляцией и отвечать противопожарным и санитарным требованиям. В этом помещении должны размещаться бак трансформатора, его активная часть, стеллажи для демонтированных частей и деталей, слесарный верстак, маслоочистительная аппаратура, материалы, приспособления, леса, лестницы и др.

Читайте также:  Расчет однофазного трансформатора пример расчета

В ряде случаев приходится выполнять ремонт во временно сооружаемых помещениях, а в исключительных ситуациях — даже вне помещений под порталом, с применением автокранов, электрических лебедок и других грузоподъемных устройств.

Для обеспечения безопасности работ подъемные механизмы к началу ремонта должны быть смонтированы и проверены. Грузоподъемность подъемных механизмов, стропов, тросов выбирают соответственно массе трансформатора, указанной на его щитке и в техническом паспорте.

При выемке из бака 1 активной части 2 трансформатора подъемные механизмы подвешивают на такую высоту, при которой расстояние Г от крюка до основания трансформатора (рис. 3.15, а) не меньше суммы расстояний А + Д + Б + В. Размеры А и Б определяют по каталогу или чертежу трансформа­тора, размер Д принимают равным 100—150 мм; размер В соответствует выбранной расчетом длине стропов 3. Аналогичный эскиз составляют при поднятии съемной части 4 бака (рис.3.15, б).

Значительный объем подготовительных работ занимает подготовка масла. Масло и маслоочистительную аппаратуру до­ставляют ближе к ремонтной площадке, прокладывают маслопроводы, подготавливают емкости для слива старого масла, устанавливают и подключают маслоочистительную аппаратуру.Должны быть проверены и приведены в порядок пути для перекатки трансформа­тора в помещение, где будет производиться ремонт. После установки трансформато­ра для ремонта (до вскрытия бака) измеряют изоляционные характеристики (для решения вопроса о сушке) и испытывают масло из бака на электрическую прочность.

Рис. 3.15. Эскизы трансформатора с поднятыми магнитопроводом и обмоткой (а) и съемной частью бака (б)

Проводится тщательный внешний осмотр, составляется опись внешних дефектов, подлежащих устранению при ремонте (течи арматуры, неплотности фланцев, течи в сварных швах, нарушение армировки изоляторов, сколы и трещины на фарфоровых вводах и т. д.); проверяется исправность маслоуказателя и термометра, после чего демонтируют термометр, термометрический сигнализатор, пробивной предохранитель, цепи сигнализации и защиты.

Очищают наружную поверхность трансформатора, пользуясь при сильном загрязнении металлическими скребками, щетками и салфетками, смоченными в растворителе. Иногда до разборки очищают только крышку, а остальную поверхность очищают параллельно с ремонтом активной части.

При обнаружении утечек масла в сварных швах, фланцах или других соединениях для более полного определения дефекта создают избыточное давление масла. Затем полностью или частично сливают масло.

Если в день демонтажа наружных устройств активную часть из бака не вынимают, масло сливают до уровня верхнего ярма, чтобы изоляция и обмотки оставались в масле. Если ремонт намечено закончить за один прием или выявлена необходимость сушки активной части, то масло сливают полностью через нижний кран бака с помощью насоса.У трансформаторов I и II габаритов масло сливают самотеком.

Если масло можно использовать для дальнейшей эксплуатации, его сливают в чистый бак с герметически закрывающимся люком. Бракованное масло сливают в емкость для грязного масла.

Для вскрытия трансформатор устанавливают таким образом, чтобы ось крюка подъемного механизма проходила через центр тяжести трансформатора. В этом случае при подъеме и опускании активная часть не задевает за стенки бака.

У трансформаторов, на крышке которых смонтированы расширитель, предохранительная труба и другая арматура, разборку производят в следующем порядке: сначала демонтируют газовое реле, затем предохранительную трубу и расширитель. Отверстия реле закрывают временными глухими фланцами, закрепляя их освободившимися болтами. Реле укладывают на стеллаж или сразу отправляют в электролабораторию для про­верки и испытаний. При демонтаже расширителя закрывают стекло маслоуказателя временным щитком из фанеры.

Читайте также:  Трансформатор иом 100 25 характеристики

Для предотвращения попадания влаги в бак трансформатора и расширитель все отверстия на крышке и расширителя закрывают глухими фланцами, используя для уплотнения старые резиновые прокладки. Работы по демонтажу крышки производят осторожно, чтобы не повредить фарфоровые вводы, стекла маслоуказателя и газового реле. Далее отвинчивают болты, крепящие крышку, после извлечения болтов из отверстий их укомплектовывают шайбами и гайками, укладывают в ведра или ящики и смачивают керосином.

Дальнейшая последовательность разборки определяется кон­структивным исполнением трансформатора. Если активная часть механически связана с крышкой вертикальными шпильками, то отсоединяют разъем крышки от бака и вынимают активную часть из бака вместе с крышкой. Если крышка с активной частью не связана, то демонтируют все элементы, установленные на крышке (съемные вводы и привод переклю­чателя ответвлений). Снятые фарфоровые изоляторы осматривают, обращая особое внимание на места сопряжения глазурованной поверхности с кулачками, прижимающими изолятор к крышке, проверяют наличие трещин или сколов. Все детали вводов и привода переключателя укладывают на предназначенные для них места. Грузоподъемным механизмом или вручную поднимают крышку, чтобы токоведущие шпильки вводов и вал переключателя вышли из отверстий в ней. Затем отводят крышку от бака, чтобы грязь с нее не попала внутрь транс­форматора.Наиболее ответственной является строповка и выемка актив­ной части из бака. Для строповки на активной части имеются подъемные кольца (рымы). У трансформаторов мощностью до 400 кВ∙А их два, у трансформаторов большей мощностью — четыре. На подъемные кольца и крюк подъемного механизма надевают петли стропов и в отверстия колец вставляют сталь­ные стержни. При строповке активной части, связанной с крышкой, применяют стропы необходимой длины, чтобы шпильки не сгибались (рис. 11.2). При каждом использовании подъемного механизма

Рис. 3.16. Устройства для подъема активной части за кольца на крышке (а) и за планки (б)

проверяют работу его тормоза и надежность стро­повки груза. Активную часть приподнимают над опорной по­верхностью на 100—200 мм, несколько минут держат на весу, затем опускают на дно бака и уже затем поднимают до уров­ня, удобного для промывки активной части над баком.

Перед промывкой активную часть осматривают, обращая внимание на места отложения шлама и загрязнений в обмот­ках, в охлаждающих каналах и на активной стали. Большие скопления шлама свидетельствуют о наличии перегревов в этих местах. Результаты осмотра записывают в ведомость дефектов.

Активную часть промывают струей теплого чистого масла из шланга, проведенного от емкости, поднятой на высоту около 3 м над полом. Емкость на 30—40 л наполняется теплым маслом насосом непосредственно перед промывкой. Стараются тщательно промывать масляные каналы обмоток и магнитной системы, а также другие доступные для промывки части трансформатора. После окончания промывки и стока масла активную часть полностью вынимают. Если подъемное устройство имеет возможность горизонтального перемещения, то активную частьтранспортируют на заранее подготовленную площадку и опускают на деревянные бруски, размещенные в противне. Если такой возможности нет, то отодвигают в сторону бак и на его место ставят противень, в который устанавливают активную часть.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector