Ролевое напряжение пример из жизни

Ролевые конфликты

Очень часто человек при исполнении каких-либо социальных ролей становится участником конфликтной ситуации. Такие конфликты называют ролевыми и их подразделяют на несколько типов.

Примеры ролевых конфликтов

Допустим, руководитель определенного ранга сознает, что организационная роль, которую он выполняет, требует выполнения решительных действий для укрепления дисциплины персонала (например, вынесение взысканий или осуществление прочих штрафных санкций). Однако ему претят подобные действия, что приводит к возникновению внутреннего конфликта.

Выпускник фининститута проводит свою первую ревизию, в ходе которой обнаруживаются крупные злоупотребления. Социальная роль ревизора предписывает требование суда над обнаруженными нарушителями. Однако выпускник имеет натуру чувствительную и жалостливую, поэтому не может решиться на подобные действия. Данный ролевой конфликт в итоге привел к развитию у него тяжелого невроза.

Эти примеры показывают, как субъективное «Я» вступает в конфликт с предписаниями, характерными для выполняемой социальной роли. Подобные конфликты называют личностно-ролевыми.

Женщина, занимающая должность научного сотрудника, увлечена своей деятельностью: исследования, преподавание в ВУЗе, работа над докторской диссертацией. Все это отнимает у нее много времени и сил. В то же время у нее есть семья и она хочет быть хорошей женой и матерью. Однако при одновременной ориентации женщины на профессиональный рост и на семью возникает конфликт между личностными ролями — требования одной роли препятствуют хорошему исполнению другой.

Подобные конфликты именуются межролевыми (иначе — интерролевыми).

Принцип развития внутриролевых конфликтов

Довольно часто ролевые конфликты являются следствием несовместимости ожиданий, которые предъявляются к личности в процессе выполнения ею конкретной социальной роли.

Рассмотрим ситуацию некоего производственного мастера. С одной стороны он является представителем администрации с точки зрения руководства с цеха. Однако, с точки зрения рабочих этого цеха, он является их представителя перед администрацией. То есть, чтобы успешно выполнять свою социальную роль, мастеру необходимо удовлетворять требования двух этих сторон. Однако эти требования часто бывают несовместимыми.

Согласно исследовательским данным, которые были получены с одного петербургского производства, рабочие и руководство цеха используют разные основания при оценивании мастера. По мнению руководителей цеха у лучших мастеров более всего оценивается знание производства, организаторские способности и требовательность. По мнению рабочих, мастер в первую очередь должен оцениваться по таким критериям, как справедливость, спокойствие, доброжелательность, выполнение данных обещаний. Полученные материалы дают наглядную иллюстрацию известной разницы подходов к оцениванию у рабочих и руководящего звена. Рабочие дают оценку, которая является более дифференцированной. Мастер ими оценивается не только по деловым качествам, но и по его отношению к ним самим (Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999).

Когда мастером обнаруживается, что ожидания обеих сторон, которым он должен соответствовать, несовместимы — возникает конфликт, именуемый внутриролевым (иначе — интрололевым).

Последствия ролевых конфликтов

Личность может по разному реагировать на возникший конфликт, в зависимости от собственных индивидуально-психологических особенностей и характера конкретной ситуации. Ролевые конфликты ведут к повышению напряженности личности, что чревато всеми физиологическими и психическими проявлениями, которые присущи этому состоянию. В некоторых случаях подобные ситуации могут привести к заболеванию.

Согласно данным исследований Ериной С. И., которые она проводила на заводе, расположенном в Ярославле, было выявлено две группы мастеров (при помощи специальной шкалы): одна группа имела низкий уровень ролевого конфликта, а вторая — высокий.

По результатам экспертной оценки руководящий состав оценивал мастеров, имеющих низкий уровень ролевого конфликта как более успешных и умеющих справляться с возникающими производственно-технологическими вопросами, а также могущих выстраивать взаимоотношения с рабочими более эффективно на фоне мастеров, имеющих высокий уровень ролевого конфликта. У группы с высоким уровнем конфликта отмечалась пассивность (то есть применение осторожных действий и уход от разрешения возникших проблем), либо, наоборот, агрессивность (она выражается в давлении на более низшие должности, отказ от альтернативных решений проблемы). В итоге у таких мастеров увеличивался уровень тревожности (Ерина С. И. Ролевой конфликт руководителя: стратегии разрешения // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2007. № 1 (13)).

Часто для характеристики таких состояний применяется термин «ролевой стресс», что не лишено оснований. Ролевые конфликты приводят к снижению уровня продуктивности, а также удовлетворенности трудом, способствуют увеличению текучести кадров.

Читайте также:  Преобразователи напряжения для вагонов

Ролевые конфликты являются серьезной организационной проблемой, так как могут привести к негативным последствиям не только для личности, но и для всего предприятия в целом. Для руководителя любого уровня важным направлением деятельности является стремление снизить уровень ролевых конфликтов в своих подразделениях.

Источник

Ролевая напряжённость и ролевой конфликт

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие ролевого напряжения

Ролевое напряжение – это трудности, возникающие в процессе выполнения ролевых обязательств, и несоответствие внутренних личностных установок требованиям роли.

Ролевое напряжение может возрасти из-за неадекватной ролевой подготовки, возникновения ролевого конфликта или неудач, возникающих при исполнении данной роли.

При достижении определенного статуса и исполнении соответствующей социальной роли, также может возникать ролевое напряжение.

Обучение исполнять социальную роль считается успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей человеческой жизни. В процессе непрерывной социализации, опыт каждого жизненного этапа подготавливает человека к следующему. В примитивных обществах это особенно заметно.

Например, мальчик из племени индейцев-охотников практически с рождения играет с маленьким луком и стрелами, а спустя некоторое время получает настоящий лук, становясь похожим на мужчин своего племени.

Ранняя подготовка к смене этапов – не всеобщее явление социальной жизни. Современному обществу характерно ролевое обучение, базирующееся на прерывности, делающей социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, практически не пригодным для использования в другом.

Например, подавляющая масса мужчин и женщин работают вдали от дома, из-за чего дети не могут наблюдать за их деятельностью и помогать им. В современном обществе дети практически не занимаются домашней работой, а девочки не обучаются мастерству и установкам на ведение домашнего хозяйства. Как правило, игровая активность детей практически не связана с задачами взрослых и не способствует воспитанию в детях необходимых навыков для будущей профессиональной деятельности. Заканчивая школу, молодые люди не знают, кем станут, чему хотят обучаться, и какую роль им предстоит выполнять в ближайшем будущем. Из этого вытекает формирование ролевого напряжения, связанного с некорректным восприятием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней, а значит, данная роль будет исполняться слабо.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще один источник ролевого напряжения в социализации – это моральная подготовка личности к исполнению ролей на базе формальных правил социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, реально существующих в окружающем мире. Иными словами, индивиды, обучающиеся определенным ролям, усваивают идеальную картину окружающего мира, а не реальное положение дел и реальные отношения с другими людьми.

Конфликт и его виды

Конфликт – это противоборство между субъектами социального взаимодействия, ввиду наличия у них противоположных мотивов, включая потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения, или суждений – мысли взгляды, оценки и пр.

Типовыми моделями конфликтов выступают следующие:

Конфликт «плюс-плюс» предполагает выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда ехать в отпуск или машину какой марки купить. Необходимо отметить, что выбор происходит из двух благоприятных вариантов, но необходимость совершить выбор может быть так сложна и мучительно, что ее сопровождает стрессовая ситуация.

Конфликт «плюс-минус» — это притягивание и отталкивание, принятие решения, когда у каждого варианта отмечаются позитивные и негативные последствия, а выбрать надо один, учитывая необходимость решения общей задачи. Например, при конфликте между руководителем и подчиненными, увольнение подчиненного – это альтернатива для руководителя. Увольнение невыгодного подчиненного – это позитивный аспект, а поиск нового сотрудника – негативная сторона. В таком случае учитываются варианты, эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели.

Любой конфликт несет как положительные последствия, так и отрицательные. Несмотря на их четкое разделение в теории, на практике не всегда так легко разграничить конструктивность и деструктивность конкретного конфликта. Это зависит от ряда причин:

  • трудность формирования обобщенной оценки положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;
  • изменение степени деструктивности и конструктивности в зависимости от стадии развития;
  • конфликт может быть одновременно и конструктивным, и деструктивным для разных конфликтующих сторон;
  • конструктивность и деструктивность конфликта могут по-разному восприниматься его основными участниками и их социальным окружением.

Положительный, функционально полезный результат конфликта – это решение проблемы, породившей разногласия, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение доверия и понимания, укрепление партнерских взаимоотношений и сотрудничества.

Конфликт является способом выявить и зафиксировать разногласия, а также проблемы в обществе, организации и группе. Конфликт свидетельствует о достижении разногласиями наивысшего предела, поэтому необходимо принимать незамедлительные меры по их устранению. Иными словами, любой конфликт выполняет информационную функцию, предоставляя дополнительные импульсы для осознания своих и чужих интересов в противостоянии.

Читайте также:  Ошибка 03705 ауди стабилизатор напряжения

Развитие конфликта способствует устранению тех недостатков социальной организации, которыми он был вызван. Конфликт снимает социальную напряженность и ликвидирует стрессовые ситуации, помогая разрядить обстановку.

Отрицательными, то есть деструктивными результатами конфликта выступают неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения текущих проблем, нарастание враждебности в межгрупповых и межличностных отношениях.

Также ролевой конфликт может состоять из противоречий между разными ролями разных сотрудников организации. Внутриличностный конфликт может возникать в связи с несовпадением личных потребностей или ценностей работника. Сложность решения внутриличностных конфликтов заключается в том, что иногда сталкиваются три составляющие, необходимые для достижения поставленной цели: желания. необходимость и возможности.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 07 02 2021

Источник

Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности

Человек ежедневно вступает в коммуникации, знакомится с новыми людьми.

В ходе общения порой возникает недопонимание, которое приводит к конфликту.

Если при этом индивид выполнял определенные обязанности, инцидент считается ролевым. Психологи называют определенные виды ролевых конфликтов, каждый из которых обладает некоторыми особенностями.

Способы разрешения межгрупповых конфликтов вы найдете в нашей статье.

Понятие

Ролевым конфликтом называют ситуацию, когда человек выполняет определенную социальную роль, но она не отвечает его интересам или внутренним установкам, либо индивид просто не справляется с возложенными на него обязанностями, которые предполагает та или иная роль.

Психологи называют ролью реализацию себя в обществе согласно своим сильным сторонам, характеру, личностным качествам.

Если роль все больше не нравится человеку, внутри копятся негативные эмоции, появляются определенные установки. Индивид испытывает стресс, который перерастает в кризис. В итоге человек может отойти от роли.

К примеру: человек не хочет быть учителем, но обстоятельства заставляют его работать по этой профессии. Он занимается нелюбимым делом, выполняет роль, которая ему не нравится.

В результате он или смирится со своим положением, либо найдет другую работу, перестанет исполнять роль учителя.

Причины возникновения и смысл

Причинами возникновения данных конфликтов являются:

  • противоречия, изначально вложенные в роль,
  • противоречия, которые возникают между ролью и ее восприятием в обществе,
  • противоречия, которые рождаются из-за наличия сразу нескольких ролей, а они не могут сосуществовать вместе.

Как правило, сформированные устои в обществе, правила оказывают давление на человека. Если роль требует выполнения сложных действий и человек с ними не справляется, возникает не только внутренний конфликт , переживания, но и внешний, когда появляется осуждение обществом.

Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.

Ролевые конфликты появляются из-за противоречий между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.

О социальных ролях человека в этом ролике:

Как избежать конфликта в классе? Читайте об этом здесь.

Классификация

Психологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

  1. Внутриролевой. Появляется тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу ожиданий в обществе.
  2. Межролевой. Возникает, если индивид имеет сразу несколько социальных ролей и они имеют несовместимые требования.
  3. Личностно-ролевой. Случается, если роль не соответствует ценностям и потребностям личности.

Специалисты также выделяют ситуационно-ролевой конфликт. Он бывает, когда индивид оказывается в новой для себя роли, но ее выполнять не может, так как помнит о старой роли.

Человек привыкает к новым обязанностям и не готов сразу проявлять себя в полной мере.

Примеры и способы разрешения

Известно немало ролевых конфликтов, которые затрагивают не только взрослых, но и подростков. Разрешить такие ситуации возможно, если приложить определенные усилия.

Карьеристка

Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина.

Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери.

Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.

Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми, если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.

Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете: устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.

Читайте также:  Что будет если увеличить частоту напряжения

Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.

Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери, а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.

Подросток

Еще один пример такого конфликта , взрослеющий молодой человек.

Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.

Окружение может оказывать давление, касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.

Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.

Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы. Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.

Он сам решит определенные вопросы, избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.

Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.

Смена профессии

Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности.

Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.

Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям: он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.

Чтобы решить проблему, человеку дают время, так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.

Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.

Как избежать?

Чтобы избежать ролевых конфликтов, следует помнить о нескольких принципах:

  1. Следует делиться с родными, друзьями своими сомнениями, которые тревожат. Понимание со стороны окружающих, их советы могут обрести уверенность в своих силах, помогут избавиться от волнений. Особенно важно, если о своих переживаниях человек расскажет семье. Их советы могут оказаться самыми ценными.
  2. Нужно учиться слушать окружающих, уметь находить с ними общий язык. Тогда при возникновении сложностей в процессе реализации своего потенциала, общество не станет осуждать, а окажет поддержку. Умение строить коммуникации, не скрывать все волнения от окружающих может действительно помочь, принести пользу.
  3. Необходимо полюбить все выполняемые роли, найти в них свои преимущества. В этом случае справляться с теми или иными обязанностями будет легче. Индивид должен увидеть роль в новом свете, он должен ее полюбить, испытать симпатию. Если же этого не удается добиться, есть смысл подумать о смене роли.
  4. Если человек сменил область профессиональной деятельности, следует проявить инициативу в освоении новой роли. Надо отнестись к этому, как к получению нового опыта , позитивно. Негативный настрой непременно приведет к внутреннему конфликту.

Привыкнуть к чему-то новому поможет заряд мотивации и энергии, поэтому страх и тревога могут только помешать на пути к совершенствованию.

Профилактикой также служит борьба с внутренними волнениями, переживаниями. Помогут медитация, занятия йогой и пилатесом. Снижение волнений и чувства страха поможет спокойнее, более позитивно воспринимать свою роль.

Если внутренний конфликт все-таки развивается, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет решить проблему.

Ролевые конфликты случаются часто: они могут появиться не только у взрослых, внутренне зрелых людей, но и у подростков, которые только учатся примерять на себя новые роли, свыкаются с ранее неизведанным, учатся вести себя в обществе определенным образом.

Справиться с такими ситуациями вполне возможно. Основная ошибка, которую допускают индивиды , это попытка решить проблему самостоятельно, без обращения за помощью к близким из-за страха недопонимания.

Приняв во внимания определенные обстоятельства, изучив себя и поговорив с родными, человек намного быстрее придет к конструктивному решению и внутренний конфликт будет улажен. Если же с этим не бороться, преодолеть кризис и стресс не удастся.

Что является причиной социальных конфликтов? Ответ узнайте прямо сейчас.

В видео кратко и ясно говорится о сути ролевого напряжения и ролевого конфликта:

Источник

Оцените статью
Adblock
detector