Схема подключения реле холодильника аристон

Как подключить реле холодильника

Эта статья описывает как заменить пусковое реле компрессора холодильника.

Пусковое, но чаще всего это комбинированное пускозащитное, реле предназначено для того, чтобы кратковременно подать напряжение на пусковую обмотку электродвигателя компрессора. А после того, как ротор двигателя наберет рабочие обороты, реле должно отключить пусковую обмотку.

Симптоматику неисправностей пускозащитного реле, а также методику проверки смотрите в статье «Как проверить реле холодильника». Если вы, при проверке, установили что у вас неисправно пускозащитное реле, тогда вам нужно его заменить. Сделать это легко.

Если вы у вас есть возможность купить точно такую же модель реле, тогда замена предельно проста — снимаете старое реле и подключаете новое. На компрессоре есть контакты (типа «папа»), на которые одевается пускозащитное реле (контакты типа «мама»). На самом пускозащитном реле есть две группы контактов (на разных сторонах реле):

Тип «папа» — на эти контакты подключаются входящие провода (питание от сети).

Тип «мама» — этими контактами пускозащитное реле подключается к компрессору.

Выходные контакты на компрессоре. На эти контакты одевается пускозащитное реле:

Если у вас нет точно такого же пускозащитного реле, тогда можно заменить его другим. Но для правильного подключения другого реле, нужно знать как вообще пускозащитное реле подключается к компрессору холодильника.

Схема подключения реле холодильника

Концептуально подключение происходит следующим образом:

Защитная часть реле (тепловое реле) должна быть в цепи, которая подключается к общему выводу обеих обмоток или к выводу рабочей обмотки.

Пусковая часть реле должна быть в цепи, которая подключается к выводу пусковой обмотки.

Типичная схема подключения пускозащитного реле холодильника:

На этой схеме защитная часть (РКТ1 и РТК2) и пусковая часть (Реле) обозначены как раздельные элементы, хотя обычно это сборка в одном корпусе. Но суть схемы от этого не меняется. Также на схеме указано что защитная часть установлена в цепи общего вывода обеих обмоток. И это более правильное решение. Хотя возможны какие-то модели пускозащитных реле в которых защитная часть установлена в цепи рабочей обмотки.

Таким образом для подключения «не родного» пускозащитного реле нужно:

Выяснить какие части реле (пусковая и защитная) на какие контакты реле выведены.

Выяснить какие обмотки двигателя на какие контакты компрессора выведены.

Соединить соответствующие контакты реле и компрессора.

Как это сделать? Нужно снять крышку с пускозащитного реле и посмотреть какие его части на какие контакты выведены.

Для того чтобы узнать какие обмотки двигателя на какие контакты (на корпусе компрессора) выведены, нужно полностью снять старое реле и посмотреть площадку с контактами. Контакты могут быть промаркированы. Например это может быть такая маркировка: C (общий), S (пусковая обмотка), R (рабочая обмотка).

Если маркировки нет, тогда можно выяснить через замеры сопротивлений между контактами.

Нужно, по очереди, замерять сопротивление между двумя из трех выводов. При замере сопротивления вы получите три разных значения:

Самое большое сопротивление будет между выводами рабочей и пусковой обмотки. Это объясняется тем, что на этих контактах суммируется сопротивление обоих обмоток.

И также будет два сопротивления не сильно отличающиеся друг от друга. Это будут выводы каждой из обмоток в отдельности.

Таким образом, выяснив два вывода, между которыми самое большое сопротивление, вы узнаете общий вывод обмоток — это будет третий вывод, который не задействован в этом замере. Кстати, наибольшее сопротивление должно быть примерно равно сумме двух меньших меньших сопротивлений.

Соответственно два меньших сопротивления будут между общим выводом и выводами пусковой и рабочей обмоток. Далее нужно установить какая из обмоток, на каком выводе. Обычно сопротивление рабочей обмотки немного меньше чем сопротивление пусковой обмотки.

Читайте также:  Реле стартера polaris widetrak lx

Как быть, если посадочные контакты пускозащитного не совпадают с контактами компрессора? В этом случае можно «приколхозить» реле при помощи проводов. Например вот так:

Главное выполнить правильное подключение реле к выводам компрессора.

Но лучше конечно поискать именно такую модель пускозащитного реле, которая подходит для компрессора вашего холодильника. В этом магазине есть разные модели пускозащитных реле.

Источник

Модули управления холодильниками Indesit&Ariston

Казалось бы, зачем городить огород, есть же аналоговый термостат, который включает и выключает компрессор. Современная термоизоляция камер и разводка их на две отдельные двери снизило намерзание льда и потребность в системе NoFrost (автоматическая разморозка) ушла. Морозильной камерой мы хлопаем очень редко, а в холодильном отделение все равно плюс (если отбросить маленькие замершие капельки на задней стенке) притока влажного воздуха в минусовую среду нет, льда нет, весь год можно не размораживать.

Данный вопрос мы оставим без ответа, так как это сложно полностью понять и тем более сложно объяснить, но давайте попробуем оправдать разработчиков и производителей, усложнивших жизнь рядовых холодильщиков своими модулями.

Недостатки систем без электронных модулей

Какой бы ни была идеальной система она имеет недостатки, холодильники «без косяков» не ломаются и служат до 50 лет, пока окончательно не сгниют. К сожалению, такие холодильники давно проиграли битву с более дешевым братом. Дешевый в большинстве случаев не означает некрасивый, а значит менее надежный. Красота тоже стоит денег, безусловно талантливый пром. дизайнер, нарисовавший ручку Liebherr стоит дорого, но ему платить нужно один раз, а толстостенную трубку испарителя нужно устанавливать в каждый холодильник.

Покупатель не может измерять толщину стенки трубки хладопровода и поэтому вынужден покупать по тем параметрам, которые может оценить. С большей долей вероятности он выберет холодильник со светодиодными индикаторами, чем без них, а если еще будет информативно понятное табло (дисплей) с сенсорным управлением, то это 100% вариант.
Число продаж и определяют вектор развития компании, если она хочет быть успешной ей нужен красивый дизайн и большой сенсорный экран на передней панели.

Давайте быстро вспомним топовые неисправности холодильников с классической системой управления (термостат+компрессор), основные неисправности это:
— утечка в запененной части (тонкие трубки из-за дешевизны техники)
— засор капиллярной трубки (в основном у Атлант с переходом на R134 и другого масла т.е. квалификация разработчиков, при всем моем уважении и любви к белорусам, оставляет желать лучшего)
— замена термостата (сгнила трубка)
— замена компрессора (тут давайте остановимся подробнее)

Почему ломается компрессор? Вариантов на самом деле не так много, если учесть что процент заводского брака меньше 1%, а компрессоры с отечественных холодильников времен ЗИЛ, Чинар и Ока ломались существенно реже, возможно проблема в пусковом устройстве?
На мой взгляд, именно устройство пускозащитного реле современного компрессора причина львиной доли поломок. Так как конструктивно пусковое реле старого компрессора может запускать компрессор сразу после выключения (сценарий «моргнул свет»), а тоже реле современного холодильника не может этого делать, так как позистору нужно остыть чтобы уменьшить свое сопротивление и подать напряжение на пусковую обмотку.

Таким образом, при резком выключении и включение современного холодильника с системой термостат+компрессор происходит запуск на рабочей обмотке без пусковой, перегрев и межвитковое замыкание. Если установить модуль управления, запрограммированый на включение компрессора только через 5-10 минут после подачи напряжения, можно уберечь кучу компрессоров от замены.

Тут стоит посвятить 1 абзац разделению неисправностей на две группы
1) По явной и очевидной вине производителя (горят реле, плохая пайка с колцевыми трещинами т .д.)
2) Неисправности со сложнодоказуемой виной производителя.

Читайте также:  Пежо 3008 реле ближнего света

Так например, производитель может ставить реле РТКХ на свои компрессоры и практически забыть про сгоревшие компрессоры, это существенно дешевле в разработке и установке электронных модулей, НО компрессор сгорел, а холодильник сломался потому что свет моргнул и следовательно вина не в производителе холодильника, ну или она находится во втором пункте и сложнодоказуема, да и у потребителя по умолчанию все тригеры (переключатели в голове) не заточены под претензию к производителю. Нет претензий, нет проблем, сломанные холодильники увеличивают оборачиваемость и дают хлеб мастерам по ремонту, зачем шевелить осиное гнездо.
В начале я написал, что не буду топить производителей, а постараюсь оправдать, как видите это мне очень сложно дается и плюсы использования модулей приходится высасывать из пальца.

Среди клиентов (покупателей холодильников) есть инженеры, конструкторы мостов и разработчики Arduino, одним словом «умников». Такие умники очень похожи на меня (очкастые ботаники со своим мнением на любую вещь) и поэтому мне будет легко описывать их поведение. Во всем должна быть логика, везде есть причинно-следственная связь, даже там где ее нет, она есть, просто мы ее пока не поняли, рассуждают умники. В силу отсутствия знаний в области бытовых приборов, они начинают сравнивать технику по тем параметрам, в которых разбираются. Внутренняя камеры в мм, хладопроизводительность в кг и энергопотреюбление в Квт.ч. Ооо. Я знаю что такое Квт.,(воскливнул умник, изучая сайт бытовой техники) смотри жена тут 350 Квт, а тут 300 при тех же параметрах камеры и производительности.

Эффективность — это еще один шанс электронного модуля управления на игру в пустые ворота. Все термостаты настроены и капилляры классических холодильников рассчитаны с такой точностью, что учитывают внутреннюю шероховатость отверстия в 0.61 мм и вихревые потоки циркулирующего хладагента. Невозможно сделать еще эффективнее классический холодильник, а продавать надо. Начальник отдела продаж холодильников LG (нелепый пример) требует увеличение продаж, но как? А давайте установим линейный компрессор, технология дорогая, зато в паре с навороченным модулем это будет супер конкурентное преимущество, добьем клиента 10 годами гарантии на компрессор, потом допишем что-то мелким шрифтом.

Помимо линейной технологии, стоит еще упомянуть систему с клапанами, которая позволяет распределять холод по холодильнику более локально и откачивать тепло только оттуда, где это действительно необходимо. Предположим, Вы молодой человек без семьи, про запас Вы живете редко, поэтому морозилкой практически не пользуетесь, зачем заставлять хладагент откачивать там тепло если там и так все в норме. Клапан позволяет переключить капилляр
и подать фреон в холодильное отделение мимо морозилки или наоборот, но иногда производители увлекаются и тут, ставят шаговые клапана с тремя капиллярками и начинаются танцы с бубнами (см. статью по шаговым клапанам).

Устройство тестера компрессоров

Для проверки компрессоров нами было разработано специальное устройство, которое позволяет принудительно запускать и останавливать компрессор холодильника, неограниченное количество раз без ожидания между пусками.

В отличие от штатного пускового реле, которое использует позистор (который для повторного пуска приходится охлаждать или ожидать остывания) как элемент коммутирующий пусковую обмотку, используются два электромагнитных реле, которые управляются с помощью кнопок на передней панели, которые управляют RS-триггером, таймером времени запуска, а так же сигналом от устройства токовой защиты реализованного приёмом сигнала с ваттметра и задержкой времени выключения на десятичном счётчике.

Ваттметр установлен для оценки потребляемой мощности и соответственно для получения информации о исправности электрической части компрессора. Для уменьшения износа реле используется дугогасящая RC-цепь. Питание тестера реализовано посредством блока питания на гасящем конденсаторе, данный выбор обоснован низким потреблением нагрузки, отсутствием необходимости гальванической развязки, а так же габаритно-экономическими показателями.

Читайте также:  Реле вентилятора радиатора поло седан

Тестер снабжён питающим и выходным кабелем с разъемами, что позволяет удобно переносить его в сумке с инструментом, не наматывая вечно мешающиеся провода на корпус, на выходном кабеле установлена фишка для подключения компрессора, которая подходит к большинству компрессоров.

Датчики NTC в холодильниках

В холодильниках Indesit & Ariston применяют датчик температуры С00270924, который имеет параметры очень похожие на датчики Atlant и по мнению ряда мастеров и нашему может быть взаимозаменен.

Сравнение датчиков температуры Indesit и Atlant

NTC-термисторы, от слов «Negative Temperature Coefficient» с падением температуры увеличивают свое сопротивление и наоборот.

Одна из частых неисправностей бытовых холодильников связана именно с датчиками температуры, которых может быть до трех штук и при выходе из строя или повреждение (утечки на корпус) одного из них, модуль будет выдавать ошибки и откажется работать.

Разновидности модулей холодильников Indesit

Здесь модуля лучше делить на три вида по форм-фактору, первый и второй вид оснащаются дополнительными модулями индикации, при чем один из них содержит не 5 проводную связь как большинство стиральных машин Indesit, а 4 проводную с отсутствием сигнала POWER, который необходим для формирования старта программы. Т.е. некоторые холодильники достаточно включить в розетку и цикл пошел, другие нужно дополнительно включить кнопкой ВКЛ, которая подает сигнал по 5-му проводу от модуля индикации к силовому модули, чтобы он «ожил».

По типу процессора модули можно разделить на GB60 (классическая Arcadia 1), но только здесь применяется еще и корпус с 44 PIN. GB60 ставился на SW 01.03.XX и SW 11.XX.XX, на версиях SW 08.XX.XX устанавливался AG128 в корпусе 64PIN, который легко перепутать с GB60 при прошивке через USBDM, будьте внимательны и смотрите маркировку на корпусе микроконтроллера.

Принцип работы системы NoFrost

Система NoFrost продолжает пользоваться популярностью, не смотря на мое недоумение происходящего. Вроде и камеры разделили по дверям и уплотнители сейчас мягкие и многокамерные, но наверное псевдоэкспертность, которую покупатель приобретает после первой расшифровки ему понятия No Frost продавцом в магазине, не дает его душе покоя. Никто не будет отрицать очевидные вещи, разморозка холодильника Ока 6м была утомительна и требовала пол дня, да еще и эта постоянная вода, которая норовит вылиться из поддона, но позвольте заметить, что холодильников такого класса уже не производят, ничего не намерзает в современном холодильнике при его исправности, а вот страх остался и на этом можно неплохо сыграть, что и делают производители.

Суть системы No Frost была хорошая, запускать автоматическую оттайку по таимингу (1 раз в 8 часов), а эти 8 часов отсчитывать от начала падения температуры до 5 градусов, по началу в холодильниках Stinol ТЭНов NoFrost было аж несколько штук, один устанавливался на поддон, второй на сам испаритель, на более современных холодильниках от ТЭН поддона отказались и тот же завод Стинол в Липецке делает Indesit с одним ТЭНом. Упростились и дефростеры, которые служат стартерами цикла и ограничителями температуры нагрева и вместо четырех проводов, стали применять два.

Таймеры оттайки можно условно назвать первобытными модулями управления холодильниками, но только в электронном их исполнении. Вариантов их производства великое множество от разных разработчиков, но что-то мне подсказывает, что скоро выйдет новая версия с BlueTooth от нашей студии разработки ))) Почему они (электронные таймеры) такие ненадежные, вопрос? Но мне кажется, что всех это устраивает. Мастера имеют много заказов, а производители уменьшают срок эксплуатации

Бонусы:
Схемы подключения 3 модулей холодильников Indesit & Ariston в бумажном виде по завершению курса

Источник

Оцените статью
Adblock
detector