Реле стеклоочистителей 524.3747
Реле стеклоочистителей 524.3747
http://club. *****/index. php3?mode=article&id=87466
Как изменить частоту махов и/или количество махов после омывания.
Реле 524.3747 является полным аналогом 522.3747, но построено не на транзисторах, а на микросхеме КР1055ГП2 (имп. аналог U642B), что позволило вдвое уменьшить габаритные размеры.
Регулировка частоты взмахов дворников в прерывистом режиме производится с помощью переменного резистора R3. На наших а/м штатно этого резистор отсутствует. Есть несколько вариантов:
— Можно его поставить на приборной панели, чтобы регулировать частоту на ходу (благо он ставится в разрыв голубого провода, идущего от контакта «9» разъема Х4 на ЧЯ к контакту «I» подрулевого переключателя, так что подцепиться легко).
— Не ставить R3, а вместо него подобрать номинал R2, если вы хотите раз и навсегда изменить начальную частоту. Больше сопротивление — больше промежуток.
Изменить количество взмахов после омывания можно подбором резистора R4. По схеме он 130 кОм, в моем реле стоял 120 кОм. Меньше сопротивление — меньше взмахов.
Внимание! В продаже есть левые реле 524.3747, собранные на 3 имп. транзисторах. Отличить можно по надписи «ТУРА 524.3747». Глючит, сборка будто человеком впервые взявшим в руки паяльник, если попадется — не берите. А вообще корпус этих реле легко вскрывается, при покупке можно попросить убедиться, что стоит ИМС КР1055ГП2.
Источник
Реле стеклоочистителя 524 3747 схема подключения
Прерывистый режим работы заднего дворника вместо постоянного. Задержка 15 сек.
Целью нашей работы является работа очистителя заднего стекла в прерывистом режиме с интервалом около 12-15 секунд (на наш взгляд, данный интервал является оптимальным при отсутствии заднего «правильного» спойлера). Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Воплотить упрощённую схему работы стеклоочистителя ВАЗ-2108. Для этого нам нужно получить с электромотора привода заднего очистителя сигнал о том, что щётка пришла на место. Сигнал должен подаваться замыканием провода на массу.
2. Подобрать резистор для создания необходимой нам частоты работы.
3. Спрятать (закрепить) реле под приборной панелью (или в задней двери), чтобы оно не создавало лишнего шума при движении автомобиля.
Для выполнения задач нам потребуются:
1. Паяльник (ИМХО, лучше всё паять — меньше вероятность сопли).
2. Клеммы типа «мама» — около 10-15 штук.
3. Реле типа 524.3747.
4. Бокорезы (кусачки).
5. Изолента.
6. Монтажный провод — 1 м.
7. Трубки термоусадочные.
8. Колодка на контакты реле.
9. Резистор номиналом
1. Чтобы схема повторила восьмёрочную, нам нужно получить массу с мотора в момент, когда щётка пришла на место. Для этого:
а. Снимаем обшивку задней двери.
б. Снимаем задний дворник вместе с поводком.
в. Откручиваем гайку крепления электромотора к кузову (снаружи, под креплением поводка).
г. Откручиваем две гайки крепления электромотора к кузову (внутри двери).
д. Снимаем мотор.
е. Включаем паяльник и отпаиваем бело-голубой и голубой провод от правого контакта на двигателе.
ж. Спаиваем бело-голубой и голубой провода вместе и изолируем их изолентой.
з. На освободившийся контакт припаиваем кусок провода, второй его конец цепляем на массу (проще всего положить под болт).
Всё. Двигатель нам даёт массу в момент, когда щётка на месте.
2. Подбор резистора ведётся методом научного тыка. Оптимально для меня — 16 КОм, что создаёт паузу примерно в 15 секунд.
а. Открываем реле паузы.
б. Выпаиваем из реле резистор, который идёт сразу от контакта J реле.
в. Впаиваем на его место искомый резистор.
3. ИМХО, прятать реле лучше под панелью слева, ибо герметичности дверей нет и не будет, а вода при +12 В способна натворить бед.
В общем схема подключения выглядит так:
Установка реле стеклоочистителя задней двери с регулировкой паузы (вариант 2131).
В качестве реле было выбрано изделие 72.3777-01 производства «ЭНЕРГОМАШ» по причине наиболее легкой и логичной, на мой взгляд, инсталляции. Схема опубликована Electromaster’ом на 9 странице темы «Задний дворник». На всякий случай:
Снимаем внутреннюю облицовку задней двери:
Снимаем левые полку и облицовку задка:
Обжимаем мамой провод (не более 0,75 кв., длина с запасом, потом обрежем) и протягиваем через заднюю дверь, предварительно вынув уплотнение в двери. Я использовал для протяжки провод 2,5 кв., запустив его в дырку, в которую входят жгут проводов и трубка омывателя. Поймав его, примотал изолентой противоположный от мамы конец, и вытянул:
Далее смотрим, куда установить реле. У меня были два ушка, в которые сборщики не поставили хомуты:
Подобрав необходимую длину провода до реле, примотал провод изолентой к уже проложенному жгуту:
В нише у бачка омывателя изолентой прикрепил провод к существующему жгуту проводов. Наощупь нашел провода, идущие к насосу омывателя. Протянутый через дверь провод подключаем к не черному! Вариант на фото:
В соответствии со схемой собираем переходник в разрыв колодки подключения мотор-редуктора заднего дворника. (Для особо внимательных! На фото синие провода в колодке реле должны быть поменяны местами! Блин, час потратил, проверяя, пока понял, в чем дело. Когда понял, забыл сфоткать):
Заправляем провода, чтобы не болтались:
Устанавливаем на место облицовки задней двери, боковины, уплотнения жгута и наслаждаемся результатом.
В подключении мотор-редуктора есть небольшой прогресс, его удалось завести. Решил это снятием крышки мотор-редутора, нашел «+» и контакты «быстро», «медленно». Но проблема с работой осталась.
Суть проблемы по новому:
1) Мотор не реагирует на подрулевой рычаг. Контакты рычага в норме. На красном проводе рычага «+» стабильно 12в.
2) Пробрасывая напрямую на желтый и синий провода подрулевого — мотор соответственно работает и крутит быстро и медленно, но на положение подрулевого не реагирует. При этом омыватель он исправно включает.
Подрулевой разбирал контакты в норме. При изменении положений на одном из контактов 0,38 в. На остальных подключенных контактах тока нет и при изменении положения рычага — не появляется.
Правильно ли я понимаю — проблема в реле?
3) Завести мотор-редуктор удалось по схеме на фото (подключение контактов пронумеровано сообразно фишке на мотор-редукторе).
Эффективность работы стеклоочистителя автомобиля ВАЗ-2110 несложно повысить, если прерывистый режим сделать более гибким путём ступенчатого или плавного изменения длительности паузы между взмахами щёток. Фрагмент электрической схемы автомобиля ВАЗ-2110 и полная схема реле 524.37.47 показаны на рисунке 1 ниже
Для реализации плавного регулирования паузы необходимо включить переменный резистор (он обозначен R6) сопротивлением 20. 30к0м в разрыв жёлтого с зелёной полосой провода, идущего от вывода J переключателя очистителя и омывателя ветрового стекла к контакту 10 разъёма LU4 монтажного блока и далее к контакту J разъёма реле 524.37.47. Кроме этого, следует вскрыть реле 524.37.47 и заменить резистор (обозначен R2) сопротивлением 2,7 кОм другим, сопротивлением 1,2. 2кОм. От сопротивления резистора R6 зависит максимальная длительность паузы, а от R2 — минимальная, причём меньшие значения сопротивления соответствуют меньшим выдержкам времени.
После описанной доработки периодичность взмахов щёток стеклоочистителя в прерывистом режиме можно регулировать переменным резистором в довольно широких пределах — от 2 до 15.. .20 с. Можно установить резистор R6 большего сопротивления, и тогда максимальная пауза будет длиннее, но, во-первых, как показала практика, в этом нет необходимости, а во-вторых, уменьшится точность установки нужной паузы в конкретных погодных условиях. Смонтировать переменный резистор можно на свободной заглушке панели приборов автомобиля или в другом удобном месте.
Ручку для переменного резистора следует подобрать наиболее травмобезопасную. При необходимости работу узла можно сделать ещё более удобной. Дело в том, что при включении омывателя ветрового стекла на автомобиле, оснащённом этим реле, щётки стеклоочистителя совершают каждый раз четыре непрерывных взмаха. Нередко на четвёртом взмахе щётки движутся уже по почти сухому стеклу. Для того чтобы уменьшить число взмахов до трёх, необходимо заменить резистор R3 сопротивлением 130 кОм на другой, сопротивлением 68. 100 кОм (точное значение лучше всего определить опытным путём).
На автомобилях ВАЗ от 2101 до 2107, 2121, 21213 для реализации регулируемой паузы между взмахами щёток стеклоочистителя в прерывистом режиме предназначено устройство, схема которого изображена на рис. 2. Оно полностью заменяет установленное на автомобиле реле управления стеклоочистителем РС-514 и позволяет ступенчато регулировать паузу между взмахами щёток в прерывистом режиме имеющимся на автомобиле клавишным переключателем управления стеклоочистителем. Каких-либо переделок в электрической проводке автомобиля при этом не требуется. В устройстве использован принцип подсчёта числа импульсов фиксированной длительности. Состоит устройство из мультивибратора на элементах DD1.1, DD1.2 с узлом синхронизации на транзисторе VT1, счётчика-дешифратора DD2, формирователя импульсов на элементах DD1.3, DD1.4 и транзистора VT2, управляющего работой реле К1.
При включении питания через конденсатор СЗ и диод VD1 на вход R счётчика DD2 поступит обнуляющий импульс высокого уровня и на выходе 0 установится высокий уровень. Инвертор DD1.4 совместно с дифференцирующей цепью R8C4 сформируют импульс длительностью около 0,6 с, что приведёт к срабатыванию реле К1 на этот отрезок времени. Напряжение питания через контакты реле К1.1, К1.2, разъём Х1 и далее по электропроводке автомобиля (она показана упрощённо) поступит на электродвигатель М1 стеклоочистителя, который приведёт в движение механизм привода щёток.
Подвижный контакт конечного переключателя SF1, механически связанный с осью моторедуктора механизма, переключится и подаст напряжение питания на электродвигатель М1 до конца рабочего хода щёток, а реле К1 отпустит якорь. В конце рабочего хода щёток подвижный контакт переключателя SF1 вернётся в исходное положение, обесточив и замкнув электродвигатель через контакты реле К1. Это необходимо для быстрого торможения ротора электродвигателя и гарантированной остановки щёток в исходном положении.
Кстати, наличие функции торможения электродвигателя в конце рабочего хода щёток для описываемого устройства обязательно. Регулируют длительность паузы между взмахами щёток переключателем SA1. Мультивибратор вырабатывает прямоугольные импульсы с периодом следования около 1,2 с. Счётчик—дешифратор DD2 считает импульсы, поступающие на вход CN. При этом на выходах 0 — 9 счётчика поочерёдно появляется импульс напряжения высокого уровня длительностью 1,2 с. В положениях 1 и 2 переключателя SA1 импульс высокого уровня с выхода 3 (или 6) счётчика через диод VD2 поступит на вход R счётчика и обнулит его, после чего цикл счёта будет повторяться. Коэффициент деления счётчика для этих положений переключателя SA1 равен 3 и 6. В положении 3 цепь переключателя SA1 разомкнута и коэффициент деления счётчика равен 10.
Таким образом, в зависимости от положения переключателя SA1 на выходе 0 счётчика DD2 будут появляться импульсы высокого уровня длительностью 1,2 с и периодом следования 3,6, 7,2 или 12 с. Такой же будет и длительность паузы между взмахами щёток. Привязку отсчёта длительности паузы к исходному положению щёток выполняет узел синхронизации. Во время рабочего хода щёток напряжение питания через контакты конечного переключателя SF1, разъём Х1 и цепь R1R2C1 поступает на базу транзистора VT1 и он открывается.
При этом напряжение на его коллекторе спадает почти до нуля, мультивибратор оказывается заторможенным и подсчёт импульсов прекращается. Генерация и счёт импульсов возобновятся только в исходном положении механизма стеклоочистителя, когда электродвигатель будет обесточен, а транзистор VT1 закрыт. Цепь R1R2C1 предотвращает многократные переключения элемента DD1.2 импульсами помех, неизбежно появляющимися при работе электродвигателя стеклоочистителя. Диод VD3 и резистор R9 защищают вход элемента DD1.4 от всплесков напряжения, возникающих при переключении элемента DD1.3 и перезарядке конденсатора С4. Диод VD4 защищает транзистор VT2 от пробоя напряжением самоиндукции обмотки реле К1.
Диоды VD1 и VD2, включённые по схеме ИЛИ, устраняют взаимное влияние цепей обнуления счётчика DD2. Наличие диода VD1 потребовало установки резистора R6 для разрядки конденсатора СЗ при выключении питания. Питается устройство (кроме узла реле) от параметрического стабилизатора R12VD5. Конденсатор С5 исключает сбои счётчика DD2 импульсными помехами от системы зажигания автомобиля. Транзистор VT1 — любой из серий КТ315, КТ3102. КТ503; VT2 — составной КТ972А или КТ972Б. Вместо диодов КД522А (VD1 —VD4) подойдут КД522Б. Стабилитрон VD5 — Д814Б1 (в стеклянном корпусе) или другой маломощный с напряжением стабилизации 8-10В.
Предположим пошел не сильный дождик. Вы включаете стеклоочиститель. Несколько циклов работы щеток, и лобовое стекло сухое. Вы выключаете стеклоочиститель. Но через 30 секунд на стекле снова брызги. Вы опять включаете стеклоочиститель и так много раз. Поэтому могу предложить для повторения достаточно простую и дешевую схему.
Эта схема автоматического управления стеклоочистителем разработана в расчете на длительное время включения. Для обеспечения полной очистки стекла от брызг и грязи при первом включении двигателя щеток необходимо максимум восемь секунд. Далее, чтоб поддерживать чистоту лобового стекла, потребуется включить стеклоочистители лишь на пару секунд. А паузу в нашей схеме регулируем с помощью вынесенного на переднюю панель переменного резистора в диапазоне от 5 — 45 секунд.
Тактовый режим работы схемы обеспечивает операционный усилитель ТСА335А, т.к он допускает подключение к схеме высокоомных RС-цепей из-за весьма малых входных токов (меньше 20 нА). Выходной ток ТСА335А достаточен для срабатывания реле V23027—А002 фирмы Siemens. Но тогда необходимо подсоединить электродвигатель через нормально замкнутый (фронтовой) контакт. Первый восьми секундный интервал включения электродвигателя стеклоочистителя осуществляется благодаря тому, что времязадающий электролитический конденсатор заряжается только один раз до напряжения, задаваемого делителем напряжения (2,7/3,3 кОм) и резистором R1. Для следующих коротких интервалов это напряжение определяется только напряжением на сопротивлении R1. Электролитический конденсатор разряжается через резистор R3 и внешний регулировочный резистор R3′, который задает продолжительность паузы.
Два диода 1N4148 предназначены для обеспечения заряда и разряда электролитического конденсатора. Третий диод 1N4148 срезает пики напряжения на реле. Аналогичные задачи и у диода 1N4001, включенного параллельно двигателю. А 1N5624 не дает возможности попасть напряжению на переключатель интервала включения двигателя при постоянной работе схемы.
Как только мы нажимаем на рычаг омывателя происходит одномоментное включение и стеклоочистителя, а пока вода не смочила лобовое стекло дворники пройдут несколько раз по сухому. Данная схема предназначена для создания небольшой задержки между включением насоса омывателя и мотором стеклоочистителя.
Вмонтировать эту доработку в электросхему вашего автомобиля очень просто, для этого контакты реле К1 подключаем в цепь питания электродвигателя стеклоочистителя, а цепь насоса омывателя не изменяем.
Как только начинается дождь на датчиках влажности Е1 и Е2 меняется сопротивление между пластинками из-за попавших капель и брызг запускается генератор, собранный на микросхеме К561ЛА7. Сигнал с выхода генератора подается на транзисторный ключ, который управляет стеклоочистителем. Частота движения стеклооочистителей зависит от влажности лобового стекла автомобиля, чем сильнее дождь, тем ниже сопротивление между пластинами и выше частота следования импульсов. С ролью датчика влажности отлично справляются две тонкие алюминиевые пластины из фольги, наклеенные на стекло так, чтобы щетки дворников вытирали между ними воду. Резисторами R1 и R2 можно добиваться различной работы стеклооочистителей. Размер и расстояние между пластинами подбирают опытным путем.
Если резиновая поверхность «дворника» с течением времени испортилась и не способна больше выполнять свою основную задачц – качественно очищать переднее автомобильное стекло, то можно достаточно просто выполнить ремонт дворников своими руками. При этом сама щетка может оставаться на поводке очистителя.
Источник