Скорость пропуска поездов при разрядке температурных напряжений
4. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкции и безопасность движения
4.3.1. Условия и скорости пропуска поездов по месту производства работ
Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения поездов без нарушения графика движения поездов.
Подготовленный к пропуску поездов железнодорожный путь должен отвечать следующим требованиям:
Интерактивная схема 4.1 Требования к железнодорожному пути
На бесстыковом пути с железобетонными шпалами, железобетонными плитами (на мостах) и др.
- сварные рельсовые плети должны быть закреплены;
- балластная призма должна быть сформирована;
- балласт уплотнен;
- все крепежи:
- клеммные и закладные болты (скрепления типа КБ-65, ЖБР-65);
- шурупы (скрепления типа СМ-1, ЖБР-65Ш, ЖБР-65ПШМ, ЖБР-65ПШ, W-30);
- монорегуляторы скреплений АРС-4;
- клеммы (скрепления Pandrol-350 и КПП-5)
должны быть поставлены на место и закреплены (вместе с клеммами) в проектном (рабочем) положении на всех шпалах.
На звеньевом пути с деревянными шпалами (брусьями)
- рельсы должны быть пришиты на каждом конце шпалы (бруса) не менее чем на два основных и два обшивочных костыля;
- при скорости пропуска поездов 80 км/ч и более рельсы в кривых радиусом 1200 м и менее должны быть зашиты на полное количество костылей.
На звеньевом пути с железобетонными шпалами и стрелочных переводах с железобетонными брусьями
рельсы на каждом конце шпалы (бруса) должны быть закреплены клеммами с нормативной затяжкой болтов, шурупов.
На малоинтенсивных железнодорожных линиях на путях 4 и 5 классов при скоростях пропуска поездов до 25 км/ч
при производстве работ допускается в прямых и кривых радиусом более 1200 м расшивать (зашивать) путь через шпалу.
При предоставлении технологического «окна»:
- замена инвентарных рельсов на сварные рельсовые плети,
- смена плетей,
- разрядка в них напряжений,
- ввод плетей в оптимальную температуру закрепления.
При скреплениях типа ЖБР, СМ-1, W-30, монорегуляторы скреплений АРС-4, Pandrol-350, КПП-5:
- инвентарные рельсы должны оставаться закрепленными на всех предстыковых шпалах и на каждой 2—5 шпалах;
- сменяемые или разряжаемые плети на каждой 2—5 шпалах с ограничением скорости движения поездов в соответствии с таблицей 4.1.
Таблица 4.1 Допускаемые скорости движения поездов в зависимости от схемы закрепления клемм на участках со скреплением ЖБР-65, ЖБР-65Ш, СМ-1, ЖБР-65ПШ, ЖБР-65ПШМ, W-30, АРС-4, Pandrol-350, КПП-5 при подготовительных работах по замене рельсов (рельсовых плетей)
Радиус кривой, м | Допускаемая скорость (км/ч) при закреплении рельсов (рельсовых плетей) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
на каждой 2-й шпале | на каждой 3-й шпале | на каждой 4-й шпале | на каждой 5-й шпале | ||||||||
1000 и более | 60 | 60 | 40 | 25 | |||||||
600—999 | 60 | 40 | 25 | Не допускается | |||||||
350—599 | 40 | 25 | Не допускается | Не допускается | |||||||
250—349 | 25 | Не допускается | Не допускается | Не допускается |
При проведении подготовительных работ по замене инвентарных рельсов (рельсовых плетей) на участках с подкладочными скреплениями КБ-65 и подобными им скреплениями рельсы должны оставаться закрепленными с нормативным крутящим моментом на всех предстыковых и на каждой 2—6 шпалах с ограничением скорости движения поездов в соответствии с таблицей 4.2.
Таблица 4.2 Допускаемые скорости движения поездов в зависимости от схемы закрепления клемм на участках с подкладочными скреплениями КБ-65 и подобными им при подготовительных работах по замене рельсов (рельсовых плетей)
Радиус кривой, м | Допускаемая скорость (км/ч) при закреплении рельсов (рельсовых плетей) | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
на каждой 2-й шпале | на каждой 3-й шпале | на каждой 4-й шпале | на каждой 5-й шпале | на каждой 6-й шпале | |||||||
1000 и более | 60 | 40 | 40 | 25 | 25 | ||||||
600—999 | 60 | 40 | 40 | 25 | Не допускается | ||||||
350—599 | 40 | 25 | 25 | Не допускается | Не допускается | ||||||
250—349 | 25 | 25 | Не допускается | Не допускается | Не допускается |
Интерактивная схема 4.2 Особенности производства работ на бесстыковом пути
При расположении участка производства работ:
- на затяжном спуске, в пределах которого применяется регулировочное торможение независимо от обращающейся поездной нагрузки;
- вне затяжных спусков, на участках с кривыми радиусами 1200 м и менее линий специализации «О», «Г» и «Т», где обращаются тяжеловесные поезда;
при бесподкладочных промежуточных рельсовых скреплениях при пропуске тяжеловесного поезда плети должны быть закреплены на каждой второй шпале, а с подкладочными – на каждой третьей шпале.
- шурупы и гайки болтов должны быть затянуты с нормативным крутящим моментом;
- анкерные скрепления должны обеспечивать на указанных шпалах нормативное прижатие рельса к основанию.
Разрядка температурных напряжений, принудительный ввод плетей в оптимальную температуру закрепления
- Разрядка температурных напряжений в плетях, принудительный ввод плетей в оптимальную температуру закрепления с использованием гидравлических натяжных устройств (ГНУ), жидкостных или газовых нагревательных установок должны производиться по технологическим процессам.
- При использовании парных полиэтиленовых пластин, наличии инвентарных накладок и рельсовых вкладышей работы по разрядке напряжений в плетях на участках со скреплениями КБ-65 с откручиванием гаек болтов на 5—6 оборотов (от нормативного закрепления) могут производиться без перерыва движения поездов, но с ограничением скорости движения поездов на перегонах и станциях до 25 км/ч, а на мостах и в тоннелях до 15 км/ч. Клеммы скреплений КБ-65 при разрядке напряжений в плетях под поездами не снимаются.
Вывешивание плетей на ролики
- Для выполнения приведенных выше работ после освобождения плетей от закрепления на шпалах они должны быть вывешены на роликовые опоры или парные пластины с низким коэффициентом трения общей толщиной 10—12 мм, устанавливаемые на каждой 15-й шпале. Парные пластины устанавливаются на подрельсовые прокладки.
- В кривых радиусами 800 м и менее на участках со скреплениями типа ЖБР, СМ-1 и АРС должны устанавливаться специальные боковые ролики и опорные ролики.
- При вывешивании плетей на ролики независимо от конструкции скреплений и при установке парных пластин при всех скреплениях, кроме КБ-65, работы по разрядке напряжений в плетях должны производиться в «окно».
Установка рельсовых вкладышей, соединение рельсов
- При разгонке зазоров и разрядке температурных напряжений в плетях бесстыкового пути рельсовый стык, в зазор которого временно на период производства работ установлен рельсовый вкладыш (не более одного), должен быть соединен шестидырными накладками и закреплен с одного конца рельса не менее чем двумя болтами, а с другого конца рельса – двумя болтами, один из которых должен проходить через вкладыш.
- Для соединения стыка с вкладышем разрешается применять инвентарные накладки с увеличенными болтовыми отверстиями или стандартные шестидырные накладки с четырьмя струбцинами. Вкладыш во всех случаях должен быть закреплен болтом.
- В случае, когда невозможно установить два болта с другой стороны рельса (один их которых проходит через вкладыш), крепление вместо болта осуществляется струбциной.
- Скорость пропуска поездов по стыкам, в которых установлены вкладыши, не должна превышать 25 км/ч при рельсах Р50 и тяжелее.
- Для соединения рельсов разрешается применять стандартные шестидырные накладки, стягиваемые четырьмя струбцинами, утвержденной ОАО «РЖД» конструкции типа ПСС-36 (ПСС – путевой соединитель стыков) или конструкции ПТКБ ЦП.
- Струбцины ПСС-36 стягиваются высокопрочными болтами с затяжкой гаек болтов крутящим моментом не менее 900 Н·м. При затяжке болтов должно производиться обязательное обстукивание накладок молотками. По завершению затяжки гайки болтов струбцин должны быть зафиксированы стопорными скобами.
- При применении струбцин ПТКБ ЦП болты затягиваются крутящим моментом 600 Н·м.
Требования к выполнению путевых работ
- Выполнение путевых работ на бесстыковом пути должно осуществляться в соответствии с требованиями Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути. При этом, перед началом производства работ по текущему содержанию, связанных с понижением сопротивления сдвига рельсошпальной решетки поперек оси пути, ремонту пути должна быть установлена фактическая температура закрепления плетей и получен прогноз об ожидаемом изменении температуры рельсов в период производства работ.
- Все работы по текущему содержанию и ремонту бесстыкового пути должны выполняться при температурах в пределах допускаемых отклонений от температуры закрепления рельсовых плетей.
Требования к содержанию элементов пути
- Все шпалы и переводные брусья должны быть уложены на свои места и подбиты. Для пропуска поезда со скоростью до 60 км/ч допускается подбивка шпал только под рельсами.
- Мостовые брусья должны быть прикреплены к балкам пролетных строений лапчатыми болтами, а безбалластные железобетонные плиты – полным количеством шпилек.
- При пропуске поездов со скоростью до 25 км/ч допускается прикреплять лапчатыми болтами каждый четвертый брус, а безбалластные железобетонные плиты – не менее чем четырьмя шпильками, расположенными не реже чем через 1 м.
- Разрешается при производстве путевых работ пропуск поездов со скоростью до 40 км/ч при снятых контруголках (контррельсах). При этом лапчатые болты должны быть установлены не реже чем на каждом втором брусе, а безбалластные железобетонные плиты закреплены полностью.
Содержание балластной призмы
- Ширина плеча балластной призмы должна быть не менее: на звеньевом пути – 20 см, на бесстыковом – 25 см.
- Шпальные ящики должны быть заполнены балластом не менее чем на 2/3 толщины шпалы в подрельсовом основании. Допускается оставлять незасыпанными не более двух подряд шпальных ящиков при условии, что между ними будет не менее 10 ящиков, заполненных балластом.
- После окончания основных работ в «окно» и при скорости пропуска поездов до 60 км/ч, временно, до открытия движения с установленными скоростями, допускается для пути на железобетонных и деревянных шпалах оставлять шпальные ящики заполненными балластом внутри колеи не менее 1/3 толщины шпалы при условии, что на бесстыковом пути ширина плеча балластной призмы обеспечивается не менее 25 см, а на звеньевом пути – не менее 20 см.
- В период подготовительных работ, на звеньевом пути должна быть проведена разгонка или регулировка зазоров, балласт может быть удален из шпальных ящиков по концам шпал и за их торцами. При этом скорости пропуска поездов не должны превышать:
- 40 км/ч при рельсах Р50 и тяжелее в прямых и в кривых радиусом 1200 м и более;
- 25 км/ч во всех остальных случаях.
- Непосредственно перед предоставлением «окна» для подготовки мест зарядки машин допускается вырезка балласта ниже подошвы шпал с подведением под них в подрельсовых сечениях лежней (шпал). Скорость пропуска поездов по таким местам устанавливается не более 25 км/ч.
Крутизна отводов по обеим рельсовым нитям при подъемке и понижении пути должна быть плавная и соответствовать данным таблицы 4.3.
Таблица 4.3 Крутизна отводов по обеим рельсовым нитям при подъемке и понижении пути
Крутизна отводов, ‰ | Скорость движения поездов, км/ч | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
0,5 | 161—200 | ||||||||||
0,7 | 141—160 | ||||||||||
0,9 | 121—140 | ||||||||||
1 | 101—120 | ||||||||||
2 | 81—100 | ||||||||||
3 | 61—80 | ||||||||||
4 | 41—60 | ||||||||||
5 | не более 40 |
Крутизна отвода более 5 ‰ не допускается.
Уклоны отводов возвышения наружного рельса в переходных кривых должны быть одинаковыми по всей длине. При этом при длине переходной кривой более 60 м допускается иметь разные уклоны отводов на отрезке переходной кривой длиной не менее 30 м. Наибольший уклон отвода не должен превышать величин, приведенных в таблице 4.4.
Таблица 4.4 Допускаемые уклоны отвода возвышения наружного рельса в кривых
Максимальный уклон отвода возвышения (i), мм/м, не более | Допускаемая скорость поездов, км/ч | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
пассажирских | грузовых | ||||||||||
1 | 2 | 3 | |||||||||
0,9 | 200 | 90 | |||||||||
1,0 | 180 | 90 | |||||||||
1,1 | 160 | 90 | |||||||||
1,2 | 140 | 90 | |||||||||
1,4 | 120 | 90 | |||||||||
1,5 | 110 | 90 | |||||||||
1,6 | 100 | 90 | |||||||||
1,7 | 95 | 85 | |||||||||
1,8 | 90 | 80 | |||||||||
1,9 | 85 | 80 | |||||||||
2,1 | 80 | 75 | |||||||||
2,3 | 75 | 70 | |||||||||
2,5 | 70 | 65 | |||||||||
2,7 | 65 | 60 | |||||||||
2,9 | 55 | ||||||||||
3,0 | 50 | ||||||||||
3,1 | 40 | ||||||||||
3,2 | 25 | ||||||||||
Более 3,2 | Закрытие движения |
При превышении допускаемого уклона отвода ширины колеи для установленной скорости, определяемого на базе 2 м, скорость уменьшается до значений, соответствующих фактическому уклону отвода, вплоть до закрытия перегона для движения поездов.
Таблица 4.5 Уклоны отвода ширины колеи для установленной скорости
Уклоны отвода ширины колеи, ‰ | Скорость движения поездов, км/ч | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2,0 | 141–200 | ||||||||||
2,5 | 121–140 | ||||||||||
3,0 | 101–120 | ||||||||||
3,5 | 81–100 | ||||||||||
4,0 | 61–80 | ||||||||||
4,5 | 26–60 | ||||||||||
5,0 | не более 25 км/ч |
При уклоне отвода ширины колеи более 5‰, в том числе и при измерении на базе 1 м, путь для движения поездов закрывается и принимаются меры к немедленному устранению неисправности пути.
Скорости пропуска поездов в период обкатки пути после путевых работ, связанных с укладкой решетки, очисткой балластного слоя, понижением или подъемкой пути устанавливаются по таблице 4.6.
Таблица 4.6 Скорости пропуска поездов в период обкатки пути
Уровень, мм | Перекос, мм, при расстоянии между вершинами пик до 20 м | Разность в смежных стрелах, мм, измеренных от середины хорды длиной 20 м | Скорость пропуска поездов по месту работ, км/ч | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
При создании слоя чистого балласта до 25 см, с применением ВПО | при создании слоя чистого балласта более 25 см, с применением: | ||||||
ВПО или ВПР | ВПО плюс ВПР | ВПО плюс ВПР плюс ДСП | |||||
До 20 До 30 До 40 | До 20 21–25 26–30 | До 35 36–50 51–65 | 60 40 25 | 50 25 15 | 60 40 25 | 70 50 25 |
ВПО – выправочно-подбивочно-отделочная машина непрерывного действия; ВПР – выправочно-подбивочно-рихтовочная машина цикличного действия; ДСП – динамический стабилизатор пути.
Запрещается открывать движение поездов (или движение поездов закрывается в период обкатки пути) при величинах неровностей:
Таблица 4.7 Выдача предупреждений с дифференцированными скоростями для грузовых и пассажирских поездов
Скорость пропуска грузовых поездов, км/ч | Скорость пропуска пассажирских поездов, км/ч | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«Сапсан», «Аллегро» и другие скоростные и высокоскоростные пассажирские поезда | с локомотивами ЧС200, ЧС8, ЧС7, ЧС6, ЧС4, ЧС2, ТЭП60, ТЭП70, ЭП-10, ЭП-20 эл. поезда, дизель-поезда | ||||||||||
25 40 50 60 70 80 | 40 80 90 100 120 140 | 40 50 60 70 80 100 |
На пассажирские поезда с другими локомотивами, одиночно следующие локомотивы всех типов и дрезины (автомотрисы) предупреждения выдаются как на грузовые поезда.
- Подготовительные работы к «окну» должны организовываться таким образом, чтобы состояние пути до «окна» обеспечивало безопасный пропуск поездов со скоростью до 60 км/ч, но не менее 25 км/ч.
- Организация и выполнение путевых работ должны обеспечивать к окончанию «окна» завершение комплекса работ, гарантирующего безопасное движение поездов со скоростями, соответствующими состоянию пути после открытия перегона или предусмотренными графиком движения поездов, технологией работ, проектом производства работ или другими нормативами.
- Состояние пути после «окна» должно обеспечивать, в зависимости от характера и условий производства путевых работ, следующие скорости пропуска поездов:
После замены путевой решетки, очистки или замены балласта, подъемки или понижения пути | с применением выправочно-подбивочных и уплотнительно-стабилизирующих машин | скорость первых двух поездов по пути:
| |||||||||
при отсутствии выправочно-подбивочных и других уплотнительно-стабилизирующих машин |
| ||||||||||
После сплошной смены металлических частей стрелочного перевода, глухого пересечения, переводных брусьев, постановки стрелочных переводов на щебень и сплошной смены мостовых брусьев |
| ||||||||||
После сплошной смены рельсов на костыльном скреплении | без замены подкладок и пропуска первого поезда со скоростью не более 25 км/ч | последующие поезда в период заключительных работ должны пропускаться со скоростью не более 50 км/ч | |||||||||
с заменой подкладок | не более 25 км/ч | ||||||||||
После окончания сварки рельсов машиной ПРСМ | не ранее чем через 10 мин поезда пропускаются со скоростью не более 25 км/ч | Дальнейшее повышение скорости до установленной возможно после проверки стыка средствами диагностики и заключения оператора дефектоскопии. | |||||||||
После выполнения путевых работ по выправке и рихтовке пути машинами | на звеньевом пути (при текущем содержании, планово-предупредительном ремонте) |
| |||||||||
на бесстыковом пути | во всех случаях не более 60 км/ч для первых двух поездов | ||||||||||
Скорость движения поездов по инвентарным рельсам | на путях 1 и 2 классов | должна быть не менее 60 км/ч | |||||||||
на путях 3—5 классов | не менее 40 км/ч | ||||||||||
При этом укладываемые в путь инвентарные рельсы должны отвечать требованиям таблицы 4.8. |
Таблица 4.8 Требования к инвентарным рельсам
Показатели | Реконструкция (модернизация), капитальный ремонт на новых материалах | Капитальный ремонт на старогодных материалах | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Боковой износ не более, мм | 2 | 4 (3 класс) 6 (4,5 класс) | |||||||||
Вертикальный износ не более, мм | 3 | 6 (3—5 класс) | |||||||||
Смятие головки плюс провисание концов рельсов не более, мм | 2 | 2 (3 класс) 3 (4,5 класс) | |||||||||
Разность по высоте смежных рельсов (вертикальная ступенька в стыке) не более, мм | 1 | 2 (3—5 класс) | |||||||||
Горизонтальная ступенька в стыке не более, мм | 1 | 1 (3—5 класс) |
При производстве работ в режиме «закрытого» перегона на реконструкции (модернизации), капитальном ремонте на новых материалах допускается в период закрытия перегона применять инвентарные рельсы с вертикальным износом до 4 мм, с боковым износом 4—5 мм при условии перекрытия участка ремонта рельсовыми плетями в это же закрытие. Допускается использование инвентарных рельсов с боковым износом, превышающим значения, указанные в таблице, но не более 8 мм при условии смены рабочего канта.
Скорость пропуска поездов после путевых работ по усилению и переустройству искусственных сооружений, включая:
- замену пролетных строений;
- устройство участков переходного пути с переменной жесткостью;
- ремонт земляного полотна
должна соответствовать предусмотренной в проекте организации этих работ, а при отсутствии его устанавливается начальником дистанции пути в зависимости от состояния указанных сооружений, но не более 15 км/ч.
Пропуск поездов по страховочным пакетам должен осуществляться со скоростью согласно проекту и фактическому состоянию пути.
Выполнение работ, связанных с:
- укладкой решетки;
- очисткой балластного слоя;
- понижением или подъемкой пути на линиях специализацией В, С, О, Т;
- понижением или подъемкой пути на линиях специализацией П, Г классов 1, 2,
должно выполняться с обязательным применением динамического стабилизатора с возможностью установления следующих скоростей движения после обкатки:
Источник