Технологическая карта разборки силового трансформатора

Как разобрать трансформатор силовой, масляный.

Последовательность выполнения операций разборки в каждом случае зависит от конструкции трансформатора. Перед разборкой проверяется комплектность, а также соединение его наружных частей, целостность сварных швов, отсутствие течи масла.

После этого отключаем потребителей и нагрузку (если ещё не сделано), сливается трансформаторное масло. Снимаем газовое реле, термометр, расширительный бак и предохранительную трубу. Весь процесс разборки производится в 2 этапа.

1 этап. Разборка трансформатора: корпус, вводы и активная часть.

В случае если активная часть не присоединена к верхней крышке бака, то производится демонтаж выводов высоковольтной и низковольтной катушек.

Болты, снятые со всего периметра крышки, вместе с навернутыми на них гайками, шайбами и граверами нужно промыть в бензине. Далее покрыть смазкой и уложить в ящик, чтобы не потерять.

Если активная часть прикреплена к верхней крышке, то верхняя крышка стропится за 2 подъемных рыма. При демонтаже радиатором и других крупных деталей трансформаторов в качестве подъемного механизма используется автокран или таль грузоподъемностью не менее 5 тонн.

При подъеме активной части трансформатора с вводами расположенными на стенках бака первоначально демонтируют отводы, а затем поднимают активную часть трансформатора.

Активную часть, поднятую из бака, устанавливают на прочном помосте из остроугольных досок или на деревянных брусьях так, чтобы обеспечить её устойчивое вертикальное положение.

Продолжая разборку отсоединяются отводы от вводов и переключателя. Не забываем проверить состояние изоляции.

У трансформаторов с верхним креплением активной части отворачиваются рымы с вертикальных шпилек и снимаем крышку. Отнести её подальше от места проведения разборки, чтобы не повредить фарфоровые выводы во время работы. А также можно накрыть их.

2 этап. Разборка трансформатора: сердечник, пакеты и обмотки.

Переходим к наиболее сложному и трудоемкому этапу. Удаляем вертикальные шпильки, отворачиваем гайки стяжных болтов, а затем демонтируем ярмовые балки магнитопровода.

При расшифтовывании верхнего ярма советую связывать пакеты пластин, и сразу располагать в порядке, в котором будет удобно укладывать при обратной шифтовке. Творческий беспорядок может негативно сказаться в будущем и значительно замедлить сборку.

Следующим шагом будет разборка соединений обмоток, извлечение деревянных и картонных деталей, которыми была произведена расклиновка. Со стержней обмотки снимаются вручную, первой демонтируется обмотка высокого напряжения, а затем низкого.

Ну вот и весь процесс разборки. Располагайте снимаемые детали как я вам советовал, чтобы облегчить сборку.

После разборки и произведения работ вам потребуется провести испытания, необходимые для выявления косяков. Необходимое для этого описано в другой нашей статье — испытания силового трансформатора после ремонта. Далее несколько видео под конкретные виды.

Как разобрать сухой трансформатор однофазный (ОСМ). Видео

С такими маленькими трансформаторами сухого типа справится не так сложно. Конструкции немного могут отличаться, но принцип похож. Ниже видео с примером разборки.

Как разобрать импульсный ферритовый трансформатор. Видео

Как быстро и просто разбирается ферритовый сердечник показано на видео ниже. Самый лучший метод с полным прогревом сердечника. Данным способом разборка осуществится безопасным способом, без сколов и трещин.

Надеюсь информация была полезной и познавательной!

Источник

Разборка трансформаторов

1. Последовательность разборки.

2. Дефектация трансформаторов.

3. Последовательность сборки трансформаторов.

Разборка и дефектировка трансформаторов

Сначала трансформатор очищают от грязи, а затем вниматель­но осматривают его снаружи с целью выявления внешних неисп­равностей: трещин в армировочных швах, сколов фарфора вводов, нарушений сварных швов и протекания масла из фланцевых со­единений, механических повреждений циркуляционных труб, расширителя и других деталей. Обнаруженные неисправности за­писывают в дефектировочные карты.

Читайте также:  Частоты в понижающем трансформаторе

Перед разборкой из трансформатора сливают (частично или полностью) масло. Частично (до уровня верхнего ярма магнито- провода) масло сливают, если ремонтные работы выполняются без подъема активной части трансформатора (например, при замене вводов, ремонте контактов переключателя) или с ее подъемом, но на время, не превышающее допустимое время пребывания обмо­ток трансформатора без масла. Полностью масло сливают, если не­обходима сушка активной части трансформатора или в случаях, требующих замены поврежденных обмоток или замены масла при его непригодности для дальнейшего использования из-за загряз­нения и увлажнения.

Последовательность разборки трансформатора зависит от его конструкции. Рассмотрим основные операции разборки и ремонта трансформаторов большого диапазона мощностей и различного конструктивного исполнения.

Разборку начинают с демонтажа газового реле, предохрани­тельной трубы, термометра, расширителя и других устройств и де­талей, расположенных на крышке трансформатора. При демонта­же газового реле под него подкладывают деревянную планку ши­риной 200 мм или резиновую пластину толщиной около 10 мм. За­тем отвертывают болты крепления (придерживая реле рукой) и, перемещая корпус реле параллельно фланцам, снимают его. Отвер­стия реле закрывают листами фанеры или картона, которые за­крепляют освободившимися болтами. Реле аккуратно кладут на стеллаж или передают в электролабораторию для испытаний и ре­монта.

Расширитель демонтируют в следующем порядке: снимают с него маслопровод с краном, стекло маслоуказателя закрывают временным щитком из фанеры, привязав его к арматуре маслоука­зателя веревками; стропят расширитель пеньковым или стальным стропом (в зависимости от массы) и отвертывают крепежные бол­ты; устанавливают наклонно две доски и по ним опускают расши­ритель на пол; закрывают отверстия в крышке и расширителе вре­менными фланцами из листовой резины, фанеры или картона во избежание попадания в них грязи и влаги.

Далее демонтируют крышку трансформатора, при этом освобо­дившиеся болты укомплектовывают шайбами и гайками, смачи­вают керосином и хранят в металлической таре до сборки.

Для подъема активной части трансформатора применяют спе­циальные приспособления и стропы, рассчитанные на массу под­нимаемого груза и прошедшие необходимые испытания. При подъеме активной части трансформатора с вводами, расположен­ными на стенках бака, сначала отсоединяют отводы, демонтируют вводы и только затем поднимают активную часть. При этом, когда крышка будет приподнята над баком на 200-250 мм, подъем вре­менно прекращают, чтобы убедиться в отсутствии перекоса подни­маемой активной части, который может привести к повреждению обмоток. Если обнаружится перекос, активную часть опускают на дно бака и снова поднимают только после его ликвидации. В нача­ле подъема рекомендуется убедиться в исправности грузоподъем­ного механизма, для чего необходимо поднять активную часть на 50-200 мм над уровнем дна бака и держать ее на весу в течение 3— 5 мин, затем продолжить подъем. Подняв активную часть над ба­ком не менее чем на 200 мм, бак удаляют. Стоять под активной частью или в опасной близости от нее, а также производить ее осмотр категорически запрещается.

Активную часть, поднятую из бака, устанавливают на прочном помосте из досок или брусков так, чтобы обеспечить ее устойчивое вертикальное положение и возможность осмотра, проверки, ре­монта.

Продолжая разборку, отсоединяют отводы от вводов и перек­лючателя, проверяют состояние их изоляции, армировочных швов ввода и контактной системы переключателя (все неисправ-

ности записывают в дефектировочную карту). Затем отвертывают рым-болты с вертикальных шпилек, снимают крышку и укладывают так, чтобы не повредить выступающие под крышкой части; вводы закрывают цилиндрами из картона или обертывают мешковиной.

Основные операции по демонтажу обмоток выполняют в такой последовательности: удаляют вертикальные шпильки, отвертыва­ют гайки стяжных болтов и снимают ярмовые балки магнитопро- вода, связывая и располагая пакеты пластин по порядку, чтобы удобнее было их затем шихтовать. Далее разбирают соединения обмоток, удаляют отводы, извлекают деревянные и картонные де­тали расклиновки обмоток ВН и НН и снимают обмотки вручную или с помощью подъемного механизма (обмотки трансформаторов мощностью 100 кВ -А и выше) сначала ВН, а затем НН.

Читайте также:  At0475 gh 130 трансформатор

При дефектировке обмоток для определения мест витковых за­мыканий используют комплект специальных приборов. После де- фектировки поврежденные обмотки доставляют в обмоточное от­деление, а расширитель, переключатель, вводы и другие детали трансформатора, требующие ремонта, — в отделение ремонта электромеханической части.

Сборку трансформатора начинают со сборки его основной части — каркаса (остова) магнитопровода. К месту работы доставляют пол­ный комплект изолированных пластин, изоляционных деталей, приспособлений и инструмента и располагают в таком порядке, чтобы при выполнении операций не нужно было делать лишних движений.

Магнитопроводы в зависимости от габаритных размеров собира­ют на металлических столах, приспособлениях или кантователях.

Пластины собранного магнитопровода неплотно прилегают од­на к другой, поэтому его сначала прессуют, устанавливая груз или стягивая пластины временными шпильками, а затем проверяют по всему периметру толщину магнитопровода. Надевают на стяж­ные шпильки бумажно-бакелитовые трубки, электрокартонные и стальные шайбы, навинчивают гайки и слегка стягивают. Затем устраняют неровности и прессуют магнитопровод до требуемого размера (равномерно закручивая гайки на шпильках). После этого к нижним ярмовым балкам крепят опорные планки. Полностью собранный магнитопровод стропят, поднимают, ставят верти­кально на шпалы и устанавливают вертикальные прессующие шпильки.

После выполнения всех операций сборки магнитопровод осмат­ривают, окончательно подтягивают шпильки, измеряют мегаом­метром сопротивление изоляции ярмовых балок и шпилек по от­ношению к активной стали.

Полностью собранный магнитопровод доставляют в обмоточное отделение, где сначала расшихтовывают верхнее ярмо, устанавли­вают ярмовую изоляцию и изоляционные цилиндры, а затем наса­живают обмотки на стержни и шихтуют верхнее ярмо.

При ремонте трансформаторов небольшой мощности в электро- ремонтном цехе магнитопровод собирают полностью (но без ших­товки верхнего ярма). На стержни такого магнитопровода насажи­вают обмотки НН и ВН. Изолируют их и только затем шихтуют верхнее ярмо и полностью собирают магнитопровод.

Заключительными операциями первого этапа сборки трансфор­матора являются сборка и соединение схемы обмоток.

Обмотки современных трансформаторов, применяемых в электроустановках промышленных предприятий, как правило, соединены «звездой» (в редких случаях — «треугольником»). Кон­цы обмоток соединяют пайкой специальными паяльниками. Пос­ле пайки участки соединений очищают от выступающих частиц припоя, изолируют лакотканью шириной 20-25 мм и покрывают лаком ГФ-95.

Для обеспечения высокой электрической прочности изоляции активную часть трансформатора подвергают сушке, в результате которой удаляется влага из его твердой изоляции. Существуют различные способы сушки трансформаторов (например, в специ­альном шкафу, инфракрасными лучами, методом индукционных потерь, токами короткого замыкания и др.).

После окончания сушки выполняют так называемую «отдел­ку» активной части: подпрессовывают обмотку вертикальными шпильками верхнего и нижнего ярм магнитопровода. Затем про­веряют сопротивление изоляции обмоток, стяжных шпилек и яр­мовых балок и переходят к операциям второго этапа сборки транс­форматора.

При сборке трансформаторов без расширителя, вводы которых расположены на стенках бака, сначала опускают активную часть в бак, устанавливают вводы, присоединяют к ним и переключателю отводы обмоток, а затем размещают крышку на баке.

Крышки трансформаторов мощностью до 560 кВ -А устанавли­вают на подъемных шпильках магнитопровода и снабжают необ­ходимыми деталями, а более мощных — комплектуют отдельно и закрепляют на подъемных шпильках выемной части или баке. При этом особое внимание обращают на правильность установки уплотняющих прокладок, прочность затяжки гаек, правильность присоединения отводов к вводам и переключателю, выполнение уплотнений, исключающие протекание масла.

Активную часть с закрепленной на ней крышкой стропят за подъемные кольца тросами, поднимают краном и медленно опус­кают в бак, соблюдая меры предосторожности; монтируют крыш­ку, равномерно затягивая болты по всему периметру; на крышке устанавливают кронштейны, на которых крепят расширитель с маслоуказателем; располагают предохранительную трубу; уста­навливают реле и пробивной предохранитель.

Читайте также:  Как проверить строчный трансформатор tdks

После сборки трансформатора перед заполнением его маслом еще раз проверяют мегаомметром на 1000 В электрическую проч­ность изоляции обмоток. Затем трансформатор заполняют до тре­буемого уровня сухим трансформаторным маслом соответствую­щей электрической прочности, проверяют герметичность армату­ры и установленных на крышке деталей, а также отсутствие течи масла из соединений и сварных швов.

Затем трансформатор подвергают электрическим испытаниям, объем и нормы которых установлены стандартами.

Ремонт обмоток

Ремонт и изготовление обмоток

При ремонте обмоток с поврежденной изоляцией (в результате электрического пробоя или износа) целесообразно использовать повторно провод обмоток после его переизолировки. Процесс пере- изолировки заключается в отжигании провода в печи (при темпе­ратуре 550-600 °С), промывке в горячей воде и покрытии новой изоляцией на оплеточных станках или специальными приспособ­лениями на обычном токарном станке. В качестве изоляционных материалов применяют хлопчатобумажную (шелковую, стеклян­ную, из химических волокон) пряжу высоких номеров (№ 60 и бо­лее), ленты из кабельной или телефонной бумаги шириной 10- 25 мм, толщиной 0,05-0,12 мм. При правильном выполнении опе­раций переизолированный обмоточный провод по своим качест­вам будет равноценен новому.

Обмотки, имеющие небольшой участок повреждений проводов (оплавление или выгорание) и изоляции, в некоторых случаях ре­монтируют только частичной перемоткой. Однако при таком ре­монте возникают трудности с удалением поврежденной части об­мотки и намоткой новых секций. Кроме того, продолжительность работы трансформаторов с частично перемотанными обмотками в 2—3 раза меньше, чем трансформаторов с полностью перемотанными обмотками.

Намотку новых обмоток выполняют по образцам поврежден­ных обмоток на специальных намоточных станках, оснащенных шаблонами, натяжными приспособлениями и стойками с натяж­ными устройствами для барабанов с обмоточным проводом. Перед ремонтом, пользуясь чертежами, дефектировочной, маршрутной и технологической картами, подготавливают необходимые изоля­ционные и проводниковые материалы и инвентарные приспособ­ления, а также рабочие и измерительные инструменты.

При изготовлении, сборке и монтаже обмоток в качестве изоля­ционных материалов применяют бумагу (кабельную, телефон­ную), электротехнический картон и деревянные детали, а также изоляционные конструкции из этих материалов.

Провод обмотки обычно наматывают на бумажно-бакелитовый цилиндр; кабельную и телефонную бумагу используют чаще всего в качестве межслойной изоляции, картон — в виде прокладок и штампованных или клееных изоляционных деталей, а изоляцион­ные конструкции — как уравнительную и ярмовую изоляцию.

Изготовленную обмотку стягивают с помощью круглых сталь­ных плит и шпилек (чтобы обмотка не рассыпалась при транспор­тировке к месту выполнения очередной технологической опера­ции) и отправляют на сушку. Она повышает качество обмотки за счет удаления из бумажной изоляции влаги, которая резко снижа­ет электрическую прочность и срок ее службы.

Обмотки на напряжение до 35 кВ сушат при температуре до 105 °С в обычных сушильных камерах с вытяжной вентиляцией и элект­рическим или паровым подогревом, а на напряжение 35 кВ и вы­ше — в вакуумных сушильных камерах.

После сушки обмотку сжимают с помощью гидропресса без сня­тия плит, пока ее размер по оси не достигнет требуемого. Затем проверяют другие размеры обмотки, ликвидируют (с помощью клиньев) наклон катушек, обрезают выступающие части реек и клиньев, выявляют и ликвидируют другие дефекты обмотки, по­явившиеся в процессе намотки, сушки или прессовки.

Готовую обмотку подвергают различным проверкам и испыта­ниям с целью определения ее качества.

Затем обмотку направляют в сборочное отделение или устанав­ливают в специальную рамку и хранят в сухом и отапливаемом по­мещении.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector