Воздушные линии напряжением 1150 кв

История первой и единственной в мире ЛЭП напряжением 1150 кВ

Первым в мире проектом уникальной линии электропередачи сверхвысокого напряжения 1150 киловольт переменного тока является линия Экибастуз-Урал протяженностью 900 км с подстанциями в Экибастузе, Кокчетаве, Кустанае и участок Кустанай — Челябинск протяженностью 300 км, с временным использованием его на напряжение 500 кВ.

Решение о строительстве было принято 24 марта 1977, а через 10 лет был сдан в эксплуатацию участок ЛЭП-1150 Экибастуз – Чебаркуль. Пропускная способность линии достигала 5500 МВт.

Генеральное проектирование осуществлялось отделением дальних передач института «Энергосетьпроект». Разработкой оборудования для уникального проекта занимались десятки научных центров и институтов.

Имеющаяся на то время практика подстанционного строительства на объектах ПС-1150 кВ была неприемлема, так как маслонаполненное электротехническое оборудование, монтируемое на площадке, весило более 500 тонн. Металлоконструкции линейных и ячейковых порталов весили до 30 тонн и монтировались на высоте 40 и более метров при значительных габаритах.

Для координации монтажных мероприятий в Экибастузе работала группа рабочего проектирования Одесского филиала института «Оргэнергострой», которая разрабатывала проекты производства работ на технологические процессы монтажа строительных конструкций и оборудования.

После ввода в эксплуатацию, ЛЭП-1150 кВ работала на номинальном напряжении 1150 кВ с 1988 по 1991 годы. Из-за распада СССР большая часть линии оказалась «за границей». В связи с падением производства такие мощности стали бесполезными. На участке, проходящем по Казахстану, пять из восьми проводов сняты, на российских участках провод сохранен. Линия работает на напряжении 500 кВ. Она была задействована после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году для компенсации выпадения сибирских мощностей.

В 2012 году корпорация En+ заявила о намерении возродить проект строительства энергомоста Сибирь — Казахстан — Урал на основе сверхвысоковольтной ЛЭП. Проект позволит увеличить перетоки между энергосистемами Сибири, Казахстана и Урала с сегодняшних 1,7 ГВт до 5 ГВт.

Источник

Уникальная ЛЭП-1150

В 1987 году был сдан в эксплуатацию участок ЛЭП-1150 Экибастуз – Чебаркуль

В восьмидесятые годы строительство ЛЭП-750 кВ приобрело массовый характер. На повестке дня стоял вопрос освоения новых, ранее не существоваших в мире классов напряжения -1150 кВ переменного и 1500 кВ постоянного тока, названных ультравысокими.

Строительство линий электропередачи ультравысокого напряжения открывало захватывающие перспективы — возможность быстро, с минимальными потерями перебрасывать электроэнергию и мощность на тысячи километров из энергоизбыточных регионов страны в энергодефицитные.

Первым в мире «широтным» линиям электропередачи предстояло связать воедино пять объединённых энергосистем Советского Союза – Сибири, Казахстана, Урала, Волги, Центра. Электропередача Сибирь – Казахстан – Урал строилась и вводилась в эксплуатацию поэтапно.

24 марта 1977 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли Постановление №243 «О создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса и строительства линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 кВ Экибастуз-Центр». Этим постановлением было предусмотрено эффективнее развивать топливно-энергетический комплекс, реализовать энергетическую программу СССР, где Казахстану предусматривалась в ближайшие годы одна из ключевых ролей в советской энергетике. В то время Казахстан занимал третье место среди республик СССР по производству электроэнергии.

Учитывая несметные запасы угля и масштабы его добычи, было принято решение о строительстве в Экибастузе крупных тепловых электростанций в непосредственной близости от разрезов, чтобы сократить до минимума расходы на транспортировку угля. С вводом в эксплуатацию энергоблоков на строящихся ГРЭС Казахстан не только полностью обеспечивал электроэнергией народное хозяйство республики, но и имел возможность передавать электроэнергию в другие регионы бывшего Советского Союза.

Для этих целей и было принято решение строительства электролиний 500 кВ и уникальной линии электропередачи сверхвысокого напряжения 1150 киловольт переменного тока Экибастуз-Урал протяженностью 900 км с подстанциями в Экибастузе, Кокчетаве, Кустанае и участок Кустанай — Челябинск протяженностью 300 км, с временным использованием его на напряжение 500 кВ.

Технико-экономическое обоснование электропередачи 1150 осуществлялось отделением дальних передач института «Энергосетьпроект». Разработка проектно-сметной документации производилась этим же институтом.

Генеральным подрядчиком по строительству электропередачи были по ВН-1150 кВ — трест «Спецсетьстрой». По строительству объектов ПС 1150 кВ Экибастузская — трест «Экибастузэнергострой». По строительству подстанций в Кокчетаве, Кустанае и Челябинске — трест «Южуралэнергострой».

Читайте также:  Как снять остаточное напряжение с трансформаторами

Разработкой оборудования для уникальной электропередачи занимались десятки научных центров и институтов. К примеру, автотрансформаторы АОДЦТ-66700 разрабатывал и изготавливал НПО «Запорожтрансформатор». Реакторы шунтирующие РОДЦ-300000/1150 — Московский завод «Электросила», воздушные выключатели ВНВ-1150 разработал НПО «Уралэлектротяжмаш». Полый провод для ошиновки оборудования ОРУ-1150 изготовил Московский электротехнический завод АН СССР в содружестве с институтами, энергетиками и работниками других отраслей промышленности. Для электропередачи были созданы новые классы контактных и изоляционных материалов, аппаратуры релейной защиты, автоматики и связи, рассчитанной на безотказную и длительную работу узлов и агрегатов при сверхвысоких нагрузках.

Строительство ВЛ-1150 кВ осуществлялось несколькими передвижными мехколоннами и опережало строительство подстанций. Строительство первой из четырех подстанций началось генподрядчиком СУЭПК, начальник Ю.А. Казанцев Для повышения индустриализации и сокращения сроков строительства проектными институтами были приняты усовершенствованные конструкции со сборкой отдельных узлов на сборочных площадках.

Имеющаяся на то время практика подстанционного строительства на объектах ПС-1150 кВ была неприемлема, так как маслонаполненное электротехническое оборудование, монтируемое на площадке, весило более 500 тонн. Металлоконструкции линейных и ячейковых порталов весили до 30 тонн и монтировались на высоте 40 и более метров при значительных габаритах.

Подрядчиками для их монтажа применялась на тот период передовая мобильная грузоподъемная техника, краны «Като», «Днепр», «Январец», ДЭК-50, автовышки «Магирус-Бронто-33», АГП-22 и др.

Используя вышеназванную технику в стесненных условиях площадки, строителям и монтажникам приходилось проявлять смекалку для организации безаварийной работы механизмов.

При большой концентрации механизмов на площадках строительства была удачно применена кольцевая схема временного электроснабжения, исключающая отключение и повреждение линий при передвижении механизмов.

Для координации вышеназванных мероприятий в Экибастузе работала группа рабочего проектирования Одесского филиала института «Оргэнергострой» (возглавлял ее В.Х. Ким), которая разрабатывала проекты производства работ на технологические процессы монтажа строительных конструкций и оборудования.

Большой объем работ по монтажу металлоконструкций ОРУ-500 кВ и ОРУ-1150 кВ был выполнен участком под руководством А.В. Музыка треста «Электросредазмонтаж». Монтаж всего маслонаполненного оборудования и его ревизию выполнил
участок во главе с М.Е. Семеновым этого же треста.

Строительные и монтажные работы по укладке кабельных лотков и каналов, монтажу стоек УСО, устройство дорог и переездов выполнило СУЭПК (начальник участка В.И. Веселов).

По своему техническому оснащению первенец казахстанской энергетики сверхвысокого напряжения ПС-1150 кВ являлась уникальным сооружением, которому не было аналогов в мире. Само оборудование на ПС-1150 кВ считалось технически сложным для эксплуатации и требовало от эксплуатирующего персонала особых знаний и особого отношения к своей работе. Именно такими качествами обладали Ю.Н. Пакулин, начальник подстанции, Л.Р. Беседин, заместитель начальника ПС, Г.И. Пилюгин, мастер по ремонту воздушных выключателей. Оперативно-диспетчерский персонал — Н.И. Токманцеца, И.П. Долгов, Е.Н. обко, А.В. Аксиньин. Ведущие инженеры группы релейной защиты и автоматики А.Н. Юхно, И.Т. Финк, К. Ергалиев — электрослесарь по ревизии и наладке маслонаполненного оборудования и др. Бесперебойной работой подрядных организаций, занятых в круглосуточном режиме, руководил штаб стройки во главе с главным инженером треста «Экибастузэнергострой» М. Барковским.

В предпусковой период в течение продолжительного времени на площадке ПС-1150 кВ практически жила группа ведущих специалистов объединения во главе с главным инженером ПО «Дальние электропередачи» О.А. Никитиным. После четырехлетней напряженной работы многих подрядных, пусконаладочных и шефских заводских организаций, участвующих в создании уникальной подстанции, в последних числах июля 1985 года впервые в мировой практике было подано напряжение на уникальное оборудование подстанции Экибастузская 1150 кВ, предназначенное для передачи электроэнергии по линии Экибастуз-Урал до подстанции в Кокчетаве. Началось промышленное испытание первой очереди крупнейшего энергомоста.

Впервые в мировой практике промышленного потребления получена электроэнергия переменного тока сверхвысокого напряжения 1150 кВ.

В честь такого события был проведен митинг на территории ПС-1150 кВ с участием общественности города.

На снимке запечатлен момент передачи символичного ключа от строителей эксплуатационникам. Фото Б.КИРИЧЕК, участника строительства электропередачи переменного тока 1150 кВ Экибастуз-Урал.

Так в 1987 году был сдан участок этой линии от Экибастуза до Чебаркуля протяжённостью 432 километра на уровне напряжения 1150 кВ. Ни одна другая линия в мире не способна работать под столь высоким напряжением. Участок должен был выдавать мощность от двух построенных Экибастузских ГРЭС на подстанцию 1150 кВ в Чебаркуле. Диспетчерское наименование: Костанайская-Челябинская. Пропускная способность линии достигала 5500 МВт.

Проложенная от Экибастуза через Кокчетаев и Кустанай вплоть до Челябинска, ЛЭП-1150 соединила энергосистемы Казахстана и России. Средняя высота опор линии составляет 45 метров. Вес проводников приблизительно 50 тонн.

Читайте также:  Обслуживание воздушных линий напряжением до 110 кв

Уникальная высоковольтная линия электропередачи «Сибирь-Центр» проектного напряжения 1150 кВ обошлась стране в 1,3 трлн. рублей. Одновременно с ней шло строительство линии электропередачи постоянного тока 1500 кВ Экибастуз – Центр.

На территории Казахстана ЛЭП-1150 кВ Экибастуз-Кокчетав-Кустанай работала на номинальном напряжении 1150 кВ с 1988 по 1991 годы.

Завершение строительства «широтных» ЛЭП 1150 и 1500 кВ планировалось в 1995 году, однако из-за распада СССР проект остался неоконченным. Большая часть линии оказалась «за границей», так как приблизительно 1400 из 1900 км линии «Барнаул-Экибастуз-Кокчетав-Кустанай-Челябинск» находится в Казахстане.

«Линию построили, но использовать ее, окупив затраченные деньги, так и не пришлось. Сначала во время распада СССР перестали работать обе электростанции в Экибастузе, их продали американцам фактически как металлолом. Потом и линию демонтировали на участке, проходящем по Казахстану. А участок от Петропавловска до Чебаркуля эксплуатируется на напряжении 500 киловольт и практически незагружен. Но опоры-рюмки стоят».

Заместитель управляющего Челябэнерго Владимир Михайлович Козлов

В 2012 Олег Дерипаска заявил о намерении En+ возродить проект строительства энергомоста Сибирь — Казахстан — Урал на основе сверхвысоковольтной ЛЭП.

Музей энергетики Урала © 2014 Все права защищены

Источник

Воздушные линии напряжением 1150 кв

ВОЗДУШНЫЕ ЛИНИИ НАПРЯЖЕНИЕМ 1150 КВ

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций Российской Федерации — ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения», общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним — ГОСТ 1.5-2001, правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации — ГОСТ Р 1.5-2004 .

На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.5-2012. — Примечание изготовителя базы данных.

1. РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-технический центр электроэнергетики» (ОАО «НТЦ электроэнергетики»)

2. ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП «ИНВЭЛ»

1 Область применения

— устанавливает нормы и требования к созданию воздушных линий электропередачи (ВЛ) переменного тока класса напряжения 1150 кВ.

— распространяется на вновь сооружаемые и подлежащие техническому перевооружению и реконструкции ВЛ класса напряжения 1150 кВ.

— предназначен для применения проектными, строительными, монтажными, наладочными, эксплуатационными и ремонтными организациями, ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», магистральных сетевых компаний, научно-исследовательские и проектные организации

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

* Вероятно ошибка оригинала. Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ имеет наименование «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.1.002-84 Система стандартов безопасности труда. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)

ГОСТ 3062-80 Канат одинарной свивки типа ЛК-О конструкции 1 7(1+6). Сортамент (с изменениями N 1, 2)

ГОСТ 3063-80 Канат одинарной свивки типа ТК конструкции 1 19(1+6+12). Сортамент (с изменениями N 1, 2)

ГОСТ 3064-80 Канат одинарной свивки типа ТК конструкции 1 37(1+6+12+18). Сортамент (с изменениями N 1, 2)

ГОСТ 6490-93 Изоляторы линейные подвесные тарельчатые. Общие технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22012-82 Радиопомехи индустриальные от линий электропередачи и электрических подстанций. Нормы и методы измерений (с Изменением N1)

ГОСТ 26600-98 Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия

ГОСТ 28856-90 Изоляторы линейные подвесные стержневые полимерные. Общие технические условия

ГОСТ Р 51097-97 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от гирлянд изоляторов и линейной арматуры. Нормы и методы измерений

ГОСТ Р 51177-98 Арматура линейная. Общие технические условия

Читайте также:  Как снизить выходное напряжение зарядного устройства

ГОСТ Р 51320-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств — источников индустриальных радиопомех

СТО 56947007-29.240.055-2010 Методические указания по расчету климатических нагрузок в соответствии с ПУЭ-7 и построению карт климатического районирования

СТО 56947007-29.240.057-2010 Методические указания по определению климатических нагрузок на ВЛ с учетом ее длины

СТО 56947007-29.060.50.015-2008 Грозозащитные тросы для воздушных линий электропередачи 35-750 кВ. Технические требования

СТО 70238424.29.240.20.003-2011 Воздушные линии напряжением 35-750 кВ. Условия создания. Нормы и требования

СТО 70238424.27.010.001-2008 Электроэнергетика Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины и определения в соответствии СТО 70238424.27.010.001-2008, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 аварийный режим работы ВЛ в расчетах механической части: Режим работы ВЛ при оборванных одном или нескольких проводах или тросах, гирляндах изоляторов и тросовых креплений.

3.1.2 большой переход: Пересечения судоходных участков рек, каналов, озер и водохранилищ, на которых устанавливаются опоры высотой 50 м и более, а также пересечения ущелий, оврагов, водных пространств и других препятствий с пролетом пересечения более 700 м независимо от высоты опор ВЛ.

3.1.3 волоконно-оптическая линия связи на воздушных линиях электропередачи: Линия связи, для передачи информации по которой служит оптический кабель, размещаемый на опорах ВЛ.

3.1.4 габаритная стрела провеса провода м: Наибольшая стрела провеса провода в габаритном пролете.

3.1.5 гасители вибрации: Устройства, устанавливаемые на линиях электропередачи для ограничения вибрации проводов и грозозащитных тросов и предупреждения усталостных повреждений, вызываемых вибрацией.

3.1.6 климатические условия: Комплекс ряда климатических характеристик — скорость ветра (ветровое давление), толщина стенки гололеда, температура воздуха, интенсивность грозовой деятельности.

3.1.7 малоизученные районы: Горная местность и районы, где на 100 км трассы ВЛ для характеристики климатических условий имеется только одна репрезентативная метеорологическая станция независимо от ее расположения по отношению к ВЛ.

3.1.8 монтажный режим ВЛ в расчетах механической части: Режим ВЛ в условиях монтажа опор, проводов и тросов.

3.1.9 нормальный режим работы ВЛ в расчетах механической части: Режим работы ВЛ при необорванных проводах, тросах, гирляндах изоляторов и тросовых подвесках.

3.1.10 поддерживающие зажимы: Арматура для крепления проводов и грозозащитных тросов к поддерживающим гирляндам изоляторов, а также для крепления грозозащитных тросов непосредственно к промежуточным опорам.

3.1.11 промежуточный пролет: Горизонтальное расстояние между осевыми линиями смежных промежуточных или промежуточной и анкерной опорами.

3.1.12 степень загрязнения: Показатель, учитывающий влияние загрязненности атмосферы на снижение электрической прочности изоляции.

3.1.13 транспозиционная опора: Опора, на которой осуществляется перемена взаимного расположения фаз линии электропередачи с целью компенсации электромагнитной несимметрии.

3.1.14 трасса ВЛ: Полоса земли, на которой сооружена ВЛ.

3.1.15 трасса ВЛ в стесненных условиях: Участки трассы ВЛ, проходящие по территориям, насыщенным надземными и (или) подземными коммуникациями, сооружениями, строениями.

3.1.16 тросовое крепление: Устройство для прикрепления грозозащитных тросов к опоре; если в состав тросового крепления входит один или несколько изоляторов, то оно называется изолированным.

3.1.17 труднодоступная местность: Местность, недоступная для транспорта и сельскохозяйственных машин.

3.1.18 фундамент опоры: Конструкция, заделанная в грунт или укладываемая непосредственно на грунт без заглубления и передающая на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).

3.1.19 Габарит приближения строений: Предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное перпендикулярное пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств.

3.2 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

ВЛ — воздушная линия электропередачи

ВОЛС-ВЛ — волоконно-оптическая линия связи на воздушных линиях электропередачи

ЛПВ — линия проводного вещания

ОКГТ — оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос.

ОКСН — оптический кабель самонесущий неметаллический.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector