Зачем выхлопная труба в трансформаторе

Выхлопная труба трансформатора

Выхлопная (предохранительная) труба служит для предотвращения разрушения бака трансформатора, в котором при внутренних повреждениях (КЗ, электрический пробой и пр.) повышается давление, а защита, отключающая трансформатор, не сработала или сработала с запозданием. Выхлопная труба представляет собой длинный стальной цилиндр, сваренный из листовой стали толщиной 1,5 мм, устанавливаемый нижним основанием на крышке трансформатора / (рис. 1). Верхний конец трубы закрыт мембраной — стеклянным диском 2 42 (рис. 2). При повышении давления внутри трансформатора мембрана лопается и масло и газы выбрасываются наружу. При отсутствии выхлопной трубы аварии трансформаторов обычно сопровождаются разрушением бака.
Выхлопную трубу делают такой высоты, при которой мембрана оказывается выше расширителя трансформатора. Кроме того, трубу делают наклонной и верхний конец ее несколько опускают для того, чтобы масло, выбрасываемое из трансформатора, не попадало на него и на стоящие рядом другие трансформаторы.


Рис. 1. Крепление выхлопной трубы.
1 — крышка трансформатора; 2 —фланец, приваренный к крышке; 3 — уплотняющая резиновая шайба; 4— болт; 5 — ограничительная труба, предотвращающая попадание пузырьков газа в выхлопную трубу; 6 — нижний стальной фланец выхлопной трубы; 7 — корпус выхлопной трубы; 8 — верхний фланец выхлопной трубы.
Рнс. 2. Установка стеклянного диска на верхнем фланце выхлопной трубы.
1 — корпус выхлопной трубы; 2 — стеклянная мембрана (диск); 3 — гайка; 4 — болт; 5 — фланец, приваренный к обечайке; 6 — прижимной фланец; 7 — резиновые уплотнительные кольца; 8 — ограничительное стальное кольцо.
Чтобы уровень масла в выхлопной трубе был одинаков с уровнем масла в расширителе, воздушные полости. расширителя и предохранительной трубы соединены трубкой 14 согласно ГОСТ 11677-75. Для этой цели на выхлопной трубе и на расширителе имеются патрубки, к фланцам которых крепят фланцы соединительной трубки. Если бы не было такого сообщения воздушных полостей, то в изолированной воздушной полости выхлопной трубы во время работы трансформатора (при изменении нагрузки, температуры окружающего воздуха и т. и.) возникло бы избыточное давление или разрежение. Это может привести к разрушению мембраны и, как следствие этого, к перетоку масла в расширитель или из него. При этом может сработать газовая защита (ложное срабатывание газового реле).
Диаметр выхлопной трубы принято выбирать в зависимости от диаметра расширителя, т. е. фактически от количества масла в трансформаторе:

Диаметр расширителя, мм . . 470—940 940—1260 1260—1570
Объем расширителя, л . . 200—1250 1600—4000 4500 и более
Диаметр выхлопной трубы, мм 150 255 350

Чем больше диаметр трубы и соответственно площадь стекла, тем больше сила, действующая на стекло. Поэтому толщину стекла принимают в зависимости от диаметра трубы 2,5—3—4 мм при диаметрах соответственно 150—255—350 мм.
В трансформаторах обычно применяют выхлопные трубы с наклоном цилиндрической части относительно вертикали под углом 15, 22°30′ и 30°; под таким же углом располагается диафрагма. Как правило, труба устанавливается на крышке трансформатора у расширителя и наклонена в его сторону. В том случае, если трудно выдержать необходимые изоляционные расстояния от трубы до вводов, допускается устанавливать трубу в стороне от расширителя. На крышке трансформатора трубу крепят болтами на специально предназначенном для этой цели фланце. В качестве уплотнения между фланцами крышки и трубы используют шайбу из маслостойкой резины.
В некоторых конструкциях трансформаторов используют выхлопные трубы с поворотом верхней части на 180°. При этом мембрана занимает горизонтальное положение. При расположении трубы в стороне от расширителя она крепится к крышке трансформатора стальной штангой. К верхнему концу штанги приваривают пластину, к которой прикрепляют верхний фланец выхлопной трубы. Нижний конец штанги, имеющий резьбу, вставляют в отверстие в горизонтальной планке и закрепляют гайками. Планку помещают на крышке и привинчивают к ней двумя болтами, крепящими крышку к раме бака.
В связи с тем что герметичность в месте установки стеклянной диафрагмы трудно достижима и в трубу может попадать влажный воздух, в современных конструкциях труб предусматривают фланец для установки воздухоосушителя; чтобы масло не попадало в воздухоосушитель, внутри трубы помещается трубка, соединенная с фланцем, на котором устанавливается воздухоосушитель, верхний конец трубки открыт. Таким образом, воздухоосушитель сообщается с воздухом, находящимся над маслом, и осушает его.
Выхлопные трубы на трансформаторах применяют не во всех странах. В ГОСТ 11677-75 указано, что масляные трансформаторы мощностью 1000 кВ-А и более с расширителями должны быть снабжены защитным устройством, срабатывающим при внезапном повышении давления сверх 5-10 4 Па, а в нормативной документации некоторых стран такое требование отсутствует. Ряд фирм считает, что выхлопная труба не является надежной защитой от повреждений бака трансформатора. Другие фирмы считают применение трубы обязательным.

Источник

Конструкция и монтаж выхлопной трубы трансформатора

Силовые трансформаторы активной мощностью от 1 МВА, работающие в непрерывном режиме, интенсивно нагреваются, поэтому в их конструкции всегда предусматривается бачок с охладительной жидкостью – трансформаторным маслом.

В случае нештатной ситуации – пробой, короткое замыкание, масло резко нагревается, выделяя газы. Объём бачка при этом увеличивается, и он может разрушиться. Во избежание этого на верхней крышке всегда имеется выхлопная труба трансформатора.

Конструкция

Выхлопная (иначе – предохранительная) труба электрического трансформатора большой мощности состоит из следующих частей:

  • Составного сварного корпуса.
  • Верхнего фланца.
  • Ограничительной трубки.
  • Нижнего фланца.
  • Элементов крепления и уплотнения (болты, гайки, прокладки).

Корпус выхлопной трубы силового трансформатора может быть и прямым, однако для того, чтобы исключить попадание частиц масляного тумана на поверхность крышки устройства, корпус выполняют изогнутым на угол не менее 90 0 . Из тех же соображений ось детали наклоняют относительно верхней плоскости крышки на некоторый угол.

Угол проектируют произвольным, но не менее 20 0 , в зависимости от взаимного расположения элементов устройства.

В обычном состоянии верхний фланец снабжается стеклянной заглушкой диаметром 185 мм, которая выполняет роль одноразовой мембраны. Она монтируется в пакет, который скрепляется двумя уплотнительными кольцами, изготовленными из эластичной бензомаслостойкой резины. Когда давление внутри расширительного бачка повышается, стеклянная мембрана разрушается и обеспечивает свободный пропуск газов наружу. При эксплуатации во влажной среде рекомендуется дополнить конструкцию мембраны воздухоосушителем.

При проектировании предохранительной трубы имеет значение ее высота: она должна быть выше, чем уровень расширительной крышки, иначе самопроизвольный подъём газового выхлопа окажется невозможным.

Требования к составным частям

Материалом корпуса принимают низкоуглеродистую тонколистовую сталь толщиной 1,5…2,0 мм, которая отличается хорошей свариваемостью. В готовом виде внутренний диаметр трубы составляет не менее 150 мм, причём сварные швы должны быть герметичными.

При иных параметрах силового агрегата диаметр выхлопной трубы принимают в зависимости от объёма расширительного бачка:

  • При объеме до 4000 л – 255 мм;
  • При объеме свыше 4000 л – 350 мм.

Соответственно корректируют и диаметр мембраны.

Готовое изделие перед установкой подвергают проверке на предприятии-изготовителе. В ходе такой проверки:

  • Испытывают изделие на статическое давление масла. Масло заливают в трубу и оставляют там на 2…3 часа. Затем определяют места возможной протечки, после чего производится заварка автогеном выявленных пустот между швами;
  • Устанавливают соответствие марок стеклянной мембраны и резиновых прокладок эксплуатационным требованиям;
  • Проверяют соосность мест под крепеж в нижнем и верхнем фланцах.

Если в результате проверки стеклянная мембрана имеет трещины, то ее необходимо заменить. Для этого используют стекло с толщиной 2,5…4 мм (соответственно для уплотнительных резиновых прокладок толщиной 4…5 мм).

Читайте также:  Тан 104 в качестве выходного трансформатора

После всех проверок внутреннюю поверхность узла очищают и смазывают чистым трансформаторным маслом.

Отбойный щит

Отбойный щит на выхлопную трубу силового трансформатора предназначен для защиты от масляного потока поверхности смежного устройства, которое расположено на расстоянии ближе 30 м: в противном случае возможно возгорание. Для одиночного трансформатора щит не нужен, достаточно просто отклонить выхлопную трубу в требуемом направлении.

Допускается вместо отбойного щита предусматривать экран из огнезащитного материала, в качестве которого используют базальтовую вату, композиции на основе силикатов кальция или алюминия. Высота и ширина детали должны быть больше на 300…500 мм, чем части рядом расположенного агрегата. Конфигурация и толщина щита не регламентируются.

Требования к монтажу

Порядок установки выхлопной трубы трансформатора и требования к ней оговаривается инструкцией ОАХ 458003-70, которая должна соблюдаться относительно устройств, рассчитанных на напряжение от 110 кВ. В процессе выгрузки и монтажа производится проверка целостности всех элементов, соответствие материалов исходным требованиям, наличие контрящего крепежа трубы к крышке трансформатора.

Транспортировка частей узла всегда выполняется раздельно. Все элементы должны быть загерметизированы и очищены от следов окалины, а также прочих возможных загрязнений. Ответственность за это несёт изготовитель. При несоответствии вышеперечисленным требованиям составляется акт, а требуемые операции производятся до сборки и установки.

Поскольку в целях безопасности корпус расширителя и предохранительной трубы должны представлять собой сообщающиеся сосуды, то между ними устанавливают соединительную трубку.

Ее размеры и способ соединения оговаривается ГОСТ 11677-75. Для монтажа используют фланцы, которые прикрепляют к патрубкам расширителя и трубы. Наличие такой трубки исключает перераспределение масла из расширителя в трубу и выравнивает давления в системе.

Для мощных трансформаторов горизонтальная ветвь выхлопной трубы может оказаться достаточно длинной. Тогда посредине верхней крышки устанавливают опорную стойку, в гнездо которой помещают корпус.

Предохранительные трубы предусматривают лишь в тех случаях, когда трансформатор не снабжен защитным реле, которое срабатывает при резком повышении давления сверх нормативной величины (обычно – 50…100 кПа).

Источник

Для чего выхлопная труба в трансформаторе

Выхлопная труба трансформатора

Выхлопная (предохранительная) труба служит для предотвращения разрушения бака трансформатора, в котором при внутренних повреждениях (КЗ, электрический пробой и пр.) повышается давление, а защита, отключающая трансформатор, не сработала или сработала с запозданием. Выхлопная труба представляет собой длинный стальной цилиндр, сваренный из листовой стали толщиной 1,5 мм, устанавливаемый нижним основанием на крышке трансформатора / (рис. 1). Верхний конец трубы закрыт мембраной — стеклянным диском 2 42 (рис. 2). При повышении давления внутри трансформатора мембрана лопается и масло и газы выбрасываются наружу. При отсутствии выхлопной трубы аварии трансформаторов обычно сопровождаются разрушением бака.
Выхлопную трубу делают такой высоты, при которой мембрана оказывается выше расширителя трансформатора. Кроме того, трубу делают наклонной и верхний конец ее несколько опускают для того, чтобы масло, выбрасываемое из трансформатора, не попадало на него и на стоящие рядом другие трансформаторы.


Рис. 1. Крепление выхлопной трубы.
1 — крышка трансформатора; 2 —фланец, приваренный к крышке; 3 — уплотняющая резиновая шайба; 4— болт; 5 — ограничительная труба, предотвращающая попадание пузырьков газа в выхлопную трубу; 6 — нижний стальной фланец выхлопной трубы; 7 — корпус выхлопной трубы; 8 — верхний фланец выхлопной трубы.
Рнс. 2. Установка стеклянного диска на верхнем фланце выхлопной трубы.
1 — корпус выхлопной трубы; 2 — стеклянная мембрана (диск); 3 — гайка; 4 — болт; 5 — фланец, приваренный к обечайке; 6 — прижимной фланец; 7 — резиновые уплотнительные кольца; 8 — ограничительное стальное кольцо.
Чтобы уровень масла в выхлопной трубе был одинаков с уровнем масла в расширителе, воздушные полости. расширителя и предохранительной трубы соединены трубкой 14 согласно ГОСТ 11677-75. Для этой цели на выхлопной трубе и на расширителе имеются патрубки, к фланцам которых крепят фланцы соединительной трубки. Если бы не было такого сообщения воздушных полостей, то в изолированной воздушной полости выхлопной трубы во время работы трансформатора (при изменении нагрузки, температуры окружающего воздуха и т. и.) возникло бы избыточное давление или разрежение. Это может привести к разрушению мембраны и, как следствие этого, к перетоку масла в расширитель или из него. При этом может сработать газовая защита (ложное срабатывание газового реле).
Диаметр выхлопной трубы принято выбирать в зависимости от диаметра расширителя, т. е. фактически от количества масла в трансформаторе:

Диаметр расширителя, мм . . 470—940 940—1260 1260—1570
Объем расширителя, л . . 200—1250 1600—4000 4500 и более
Диаметр выхлопной трубы, мм 150 255 350

Чем больше диаметр трубы и соответственно площадь стекла, тем больше сила, действующая на стекло. Поэтому толщину стекла принимают в зависимости от диаметра трубы 2,5—3—4 мм при диаметрах соответственно 150—255—350 мм.
В трансформаторах обычно применяют выхлопные трубы с наклоном цилиндрической части относительно вертикали под углом 15, 22°30′ и 30°; под таким же углом располагается диафрагма. Как правило, труба устанавливается на крышке трансформатора у расширителя и наклонена в его сторону. В том случае, если трудно выдержать необходимые изоляционные расстояния от трубы до вводов, допускается устанавливать трубу в стороне от расширителя. На крышке трансформатора трубу крепят болтами на специально предназначенном для этой цели фланце. В качестве уплотнения между фланцами крышки и трубы используют шайбу из маслостойкой резины.
В некоторых конструкциях трансформаторов используют выхлопные трубы с поворотом верхней части на 180°. При этом мембрана занимает горизонтальное положение. При расположении трубы в стороне от расширителя она крепится к крышке трансформатора стальной штангой. К верхнему концу штанги приваривают пластину, к которой прикрепляют верхний фланец выхлопной трубы. Нижний конец штанги, имеющий резьбу, вставляют в отверстие в горизонтальной планке и закрепляют гайками. Планку помещают на крышке и привинчивают к ней двумя болтами, крепящими крышку к раме бака.
В связи с тем что герметичность в месте установки стеклянной диафрагмы трудно достижима и в трубу может попадать влажный воздух, в современных конструкциях труб предусматривают фланец для установки воздухоосушителя; чтобы масло не попадало в воздухоосушитель, внутри трубы помещается трубка, соединенная с фланцем, на котором устанавливается воздухоосушитель, верхний конец трубки открыт. Таким образом, воздухоосушитель сообщается с воздухом, находящимся над маслом, и осушает его.
Выхлопные трубы на трансформаторах применяют не во всех странах. В ГОСТ 11677-75 указано, что масляные трансформаторы мощностью 1000 кВ-А и более с расширителями должны быть снабжены защитным устройством, срабатывающим при внезапном повышении давления сверх 5-10 4 Па, а в нормативной документации некоторых стран такое требование отсутствует. Ряд фирм считает, что выхлопная труба не является надежной защитой от повреждений бака трансформатора. Другие фирмы считают применение трубы обязательным.

Конструкция и монтаж выхлопной трубы трансформатора

Силовые трансформаторы активной мощностью от 1 МВА, работающие в непрерывном режиме, интенсивно нагреваются, поэтому в их конструкции всегда предусматривается бачок с охладительной жидкостью – трансформаторным маслом.

В случае нештатной ситуации – пробой, короткое замыкание, масло резко нагревается, выделяя газы. Объём бачка при этом увеличивается, и он может разрушиться. Во избежание этого на верхней крышке всегда имеется выхлопная труба трансформатора.

Конструкция

Выхлопная (иначе – предохранительная) труба электрического трансформатора большой мощности состоит из следующих частей:

  • Составного сварного корпуса.
  • Верхнего фланца.
  • Ограничительной трубки.
  • Нижнего фланца.
  • Элементов крепления и уплотнения (болты, гайки, прокладки).

Корпус выхлопной трубы силового трансформатора может быть и прямым, однако для того, чтобы исключить попадание частиц масляного тумана на поверхность крышки устройства, корпус выполняют изогнутым на угол не менее 90 0 . Из тех же соображений ось детали наклоняют относительно верхней плоскости крышки на некоторый угол.

Угол проектируют произвольным, но не менее 20 0 , в зависимости от взаимного расположения элементов устройства.

В обычном состоянии верхний фланец снабжается стеклянной заглушкой диаметром 185 мм, которая выполняет роль одноразовой мембраны. Она монтируется в пакет, который скрепляется двумя уплотнительными кольцами, изготовленными из эластичной бензомаслостойкой резины. Когда давление внутри расширительного бачка повышается, стеклянная мембрана разрушается и обеспечивает свободный пропуск газов наружу. При эксплуатации во влажной среде рекомендуется дополнить конструкцию мембраны воздухоосушителем.

Читайте также:  Фар край 5 не от мира сего трансформаторы

При проектировании предохранительной трубы имеет значение ее высота: она должна быть выше, чем уровень расширительной крышки, иначе самопроизвольный подъём газового выхлопа окажется невозможным.

Требования к составным частям

Материалом корпуса принимают низкоуглеродистую тонколистовую сталь толщиной 1,5…2,0 мм, которая отличается хорошей свариваемостью. В готовом виде внутренний диаметр трубы составляет не менее 150 мм, причём сварные швы должны быть герметичными.

При иных параметрах силового агрегата диаметр выхлопной трубы принимают в зависимости от объёма расширительного бачка:

  • При объеме до 4000 л – 255 мм;
  • При объеме свыше 4000 л – 350 мм.

Соответственно корректируют и диаметр мембраны.

Готовое изделие перед установкой подвергают проверке на предприятии-изготовителе. В ходе такой проверки:

  • Испытывают изделие на статическое давление масла. Масло заливают в трубу и оставляют там на 2…3 часа. Затем определяют места возможной протечки, после чего производится заварка автогеном выявленных пустот между швами;
  • Устанавливают соответствие марок стеклянной мембраны и резиновых прокладок эксплуатационным требованиям;
  • Проверяют соосность мест под крепеж в нижнем и верхнем фланцах.

Если в результате проверки стеклянная мембрана имеет трещины, то ее необходимо заменить. Для этого используют стекло с толщиной 2,5…4 мм (соответственно для уплотнительных резиновых прокладок толщиной 4…5 мм).

После всех проверок внутреннюю поверхность узла очищают и смазывают чистым трансформаторным маслом.

Отбойный щит

Отбойный щит на выхлопную трубу силового трансформатора предназначен для защиты от масляного потока поверхности смежного устройства, которое расположено на расстоянии ближе 30 м: в противном случае возможно возгорание. Для одиночного трансформатора щит не нужен, достаточно просто отклонить выхлопную трубу в требуемом направлении.

Допускается вместо отбойного щита предусматривать экран из огнезащитного материала, в качестве которого используют базальтовую вату, композиции на основе силикатов кальция или алюминия. Высота и ширина детали должны быть больше на 300…500 мм, чем части рядом расположенного агрегата. Конфигурация и толщина щита не регламентируются.

Требования к монтажу

Порядок установки выхлопной трубы трансформатора и требования к ней оговаривается инструкцией ОАХ 458003-70, которая должна соблюдаться относительно устройств, рассчитанных на напряжение от 110 кВ. В процессе выгрузки и монтажа производится проверка целостности всех элементов, соответствие материалов исходным требованиям, наличие контрящего крепежа трубы к крышке трансформатора.

Транспортировка частей узла всегда выполняется раздельно. Все элементы должны быть загерметизированы и очищены от следов окалины, а также прочих возможных загрязнений. Ответственность за это несёт изготовитель. При несоответствии вышеперечисленным требованиям составляется акт, а требуемые операции производятся до сборки и установки.

Поскольку в целях безопасности корпус расширителя и предохранительной трубы должны представлять собой сообщающиеся сосуды, то между ними устанавливают соединительную трубку.

Ее размеры и способ соединения оговаривается ГОСТ 11677-75. Для монтажа используют фланцы, которые прикрепляют к патрубкам расширителя и трубы. Наличие такой трубки исключает перераспределение масла из расширителя в трубу и выравнивает давления в системе.

Для мощных трансформаторов горизонтальная ветвь выхлопной трубы может оказаться достаточно длинной. Тогда посредине верхней крышки устанавливают опорную стойку, в гнездо которой помещают корпус.

Предохранительные трубы предусматривают лишь в тех случаях, когда трансформатор не снабжен защитным реле, которое срабатывает при резком повышении давления сверх нормативной величины (обычно – 50…100 кПа).

Монтаж расширителя и выхлопной трубы

Расширители в силовых трансформаторах предназначены для поддержания и контроля необходимого уровня масла в баке и обеспечения температурного расширения масла в процессе работы трансформаторов.

Для этих целей в конструкциях расширителя, который представляет собой по форме, как правило, герметичную цилиндрическую емкость, предусматриваются указатели уровня масла в нем, патрубки для соединения его внутренней полости с баком трансформатора и окружающей средой, патрубок для доливки масла, пробка для слива остатков масла и другие приспособления (рис. 7 а, б).

Расширители обычных типов трансформаторов с РПН имеют специальный отсек, предназначенный для поддержания и контроля необходимого уровня масла и температурного расширения масла в емкости контактора регулятора.

Перед установкой расширителя на бак трансформатора через торцевые люки проверяют состояние его внутренней поверхности, которая должна быть чистой и не иметь механических повреждений.

При необходимости расширитель промывают сухим трансформаторным маслом и сливают остатки масла через спускную пробку.

Одновременно следует убедиться и в целостности сварных швов внутренних патрубков, которые могли быть повреждены во время перевозки.

После устранения замеченных недостатков приступают к установке демонтированных на время перевозки узлов расширителя (указателей уровня, реле уровня масла и др.).

В конструкциях новых типов трансформаторов наряду со стеклянными маслоуказателями, установка которых показана на рис. 7 а, широкое применение находят стрелочные маслоуказатели (рис. 8).

Рис. 7. Монтаж расширителя и выхлопной трубы: а — установка расширителя на баке трансформатора; б — устройство расширителя; 1 — патрубок; 2 — предохранительная (выхлопная) труба; 3 — газовое реле; 4 — расширитель; 5 — пластины для подъема расширителя; 6 — патрубок для подсоединения воздухоосушителя; 7 — стеклянная диафрагма; 8 — резиновая прокладка; 9 — фланец; 10 — предохранительная сетка; 11 — пробка для слива грязного масла; 12 — патрубок для соединения с баком трансформатора; 13 — патрубок для подсоединения заливной трубы; 14 — стеклянная трубка; 15 — фланец; 16 — резиновая прокладка; 17 – винт.

Стрелочный маслоуказатель состоит из корпуса со шкалой и защитным стеклом, привода и указательной стрелки, связанных постоянными магнитами.

При изменении уровня масла пробковый поплавок через рычаг поворачивает магнит привода, который изменяет положение стрелки, показывающей уровень масла на шкале.

Встроенный в корпус магнитоуправляемый контакт замыкает цепь электрической сигнализации при минимальном уровне масла в расширителе.

Дополнительный магнит исключает срабатывание магнитоуправляемого контакта в зоне допустимых изменений уровня масла.

Рис. 8. Монтаж стрелочного маслоуказателя: 1 — рычаг с поплавком; 2 — ведущий магнит; 3 — герконовый контакт; 4 — шкала; 5 — ведомый магнит со стрелкой; 6 — корпус.

На шкале маслоуказателя нанесены отметки Макс, и Мин., соответствующие допустимым уровням масла в расширителе.

Стрелочные указатели устанавливают на специально предусмотренном фланце торцевого люка расширителя.

Перед установкой необходимо, проверив целостность механизма указателя и удалив консервационную смазку путем протирания его ветошью, смоченной в бензине или уайт-спирите, проверить его работу от легкого усилия руки.

Затем к валу магнитной муфты прикрепляют демонтированный на время транспортировки рычаг с поплавком и проверяют соответствие взаимного положения рычага и стрелки.

При установке закрепляют указатель таким образом, чтобы коробка выводов от его электрических контактов была направлена вниз, а отметка Макс, находилась в верхней части заглушки люка.

После установки маслоуказателя необходимо проверить отсутствие касания стрелки защитного стекла корпуса и рычага за выступающие части расширителя, а также размыкание и замыкание магнитоуправляемого контакта путем заполнения и слива масла из расширителя. Магнитоуправляемый контакт должен находиться в разомкнутом состоянии при допустимом уровне масла в расширителе.

Читайте также:  Нужно ли заземлять вторичную обмотку понижающего трансформатора

Проверка работы контакта осуществляется путем включения на его выводы, расположенные в коробке на наружной стороне фланца указателя, цепи сигнала (лампа, звонок).

Выводы рабочего контакта указателя посредством кабеля, заключенного в металлорукав, соединяют с соответствующими контактными клеммами клеммной коробки трансформатора.

В расширителях, имеющих стеклянные указатели, для сигнализации о недопустимом понижении уровня масла в них устанавливают специальные реле уровня масла поплавкового типа. Реле уровня масла применяют в трансформаторах мощностью 1000 кВА и выше. Предварительно проверенное реле устанавливают на фланце специально предусмотренного люка в расширителе.

Выводы реле соединяют кабелем с клеммной коробкой трансформатора.

Собранный расширитель подвергают проверке на герметичность, в процессе которой устраняют все неплотности, образовавшиеся при сборке его комплектующих частей, а также в период его транспортировки и хранения. Для этого его наполняют горячим (50— 60°С) сухим трансформаторным маслом до уровня верхней отметки указателя и выдерживают в таком состоянии в течение не менее 3 ч. При обнаружении следов утечки масла надежно устраняют причину появления неплотности.

Собранный и испытанный расширитель устанавливают и закрепляют на баке трансформатора.

Выхлопная труба предназначена для защиты бака от разрушения при внутренних повреждениях в трансформаторе и повышения давления в баке. Срабатывающим элементом трубы является стеклянная диафрагма, разрушающаяся при образовании избыточного давления в баке трансформатора более 50 кПа.

Перед установкой на бак внутреннюю полость трубы очищают и промывают сухим трансформаторным маслом.

Затем в верхней ее части устанавливают и уплотняют стеклянную диафрагму и защитную сетку (рис. 7, а).

Затяжку болтов при уплотнении диафрагмы необходимо производить осторожно, без рывков, и равномерно по периметру во избежание повреждения стекла.

В собранном виде выхлопную трубу устанавливают и уплотняют на баке трансформатора.

— Надмасляное пространство выхлопной трубы соединяют с надмасляным пространством расширителя или воздухоосушителем при помощи патрубков.

Монтаж фланцевых соединений

Сочленение комплектующих узлов и деталей с баком трансформатора и между собой производят при помощи различных фланцевых соединений. В зависимости от конструкции сочленения соединяемых фланцев различают:

1) фланцевые соединения глухого крепления, когда сочленение производят путем ввинчивания болтов в тело одного из фланцев (рис. 9, а). Такие соединения применяют для крепления заглушек, монтажных люков и других узлов и деталей к баку трансформатора;

2) фланцевые соединения сквозного крепления, когда сочленение производят при помощи болтов, проходящих через тело соединяемых фланцев (рис. 9, б). Такие соединения используют для сочленения верхней (колокол) и нижней (дно) частей бака, высоковольтных вводов к установкам трансформаторов тока, патрубков и запорной арматуры на баке трансформатора и др.;

3) фланцевые соединения сухарного крепления (рис. 9, в). Применяются в основном для сочленения установок трансформаторов тока и бака трансформатора.

Рис. 9. Монтаж фланцевых соединений: а — глухое соединение; б — сквозное соединение; в — сухарное соединение. 1 — болт; 2, 4 — фланцы; 3 — уплотняющая прокладка; 5 — сухарь; 6 – бобышка.

Фланцевые соединения в зависимости от их герметической формы могут быть круглыми, овальными и прямоугольными. Их устанавливают в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях.

При монтаже кроме надежности крепления особое внимание обращают на обеспечение маслоплотности фланцевых разъемов.

Для этого между фланцами помещают резиновые прокладки из маслостойкой резины, отвечающей требованиям ГОСТ 12855-77. Такая резина способна работать в среде трансформаторного масла в пределах изменения температуры от —45 до +100°С. Резиновые прокладки изготовляют с отверстиями под проходящие болты и без отверстий, они повторяют форму соединительных фланцев.

Перед сочленением необходимо проверить состояние фланцевых соединений, при этом следует обратить внимание на:

1) параллельность сочленяемых фланцев, которые не должны иметь вогнутых участков и других повреждений;

2) на расположение проволочных ограничителей, которые должны быть плотно расположены на поверхности фланца и не иметь выступов и извилин, препятствующих уплотнению резиновой прокладки;

3) на выбор размеров болтов и глубины резьбового участка отверстия в теле одного из фланцев, которые должны выбираться с учетом обеспечения сжимания уплотняющей прокладки на 1/3 ее высоты.

Уплотняющие прокладки отправляют на место монтажа установленными на заглушках комплектующих узлов или в отдельных упаковках. Кроме того, их поставляют как запчасти для некоторых фланцевых соединений, монтируемых при установке трансформаторов.

Перед установкой прокладок на фланец необходимо проверить их механическую целостность, качество стыковых соединений, обезжирить, если они пропитаны в масле, и высушить. Прокладки не должны иметь трещин, разрывов и остаточных деформаций. Стыковые соединения концов составных участков прокладок должны быть тщательно срезаны под углом, склеены резиновым клеем или клеем № 88 и расположены в местах, в которых можно надежно их уплотнить путем затяжки фланцев. Длина среза стыка должна в 2—3 раза превышать толщину прокладки.

При демонтаже прокладок, установленных на комплектующих узлах, следует соблюдать осторожность с тем, чтобы на поверхность прокладки не попало масло, так как это может привести к затруднениям при ее уплотнении. Если имеются даже незначительные повреждения, уплотняющие прокладки необходимо заменить новыми.

После установки прокладки путем затяжки болтов равномерно сжимают ее до уменьшения ее толщины не более чем на 1/3. При этом затяжку необходимо производить равномерно по всему периметру фланца во избежание местного передавливания прокладки. Последнее очень важно для прокладок, имеющих отверстия под болты.

Прокладки приклеивают к разъему при помощи резинового клея или клея № 88. Приклеивание к разъему прокладок, имеющих отверстия под болты, как правило, не производят.

В трансформаторах предусматривают задвижки с условным проходом от 80 до 250 мм, вентили с условным проходом 25 и 50 мм, плоские краны с условным проходом от 50 до 250 мм, пробковые краны, а также пробки для герметизации воздухоспускных отверстий. Задвижки применяют для аварийного слива масла из трансформатора и перекрытия системы охлаждения. По механическим свойствам задвижки должны соответствовать ГОСТ 8437-75.

Для обеспечения возможности их работы в среде трансформаторного масла на трансформаторных заводах внутренние поверхности их очищают от песка, пригара и других загрязнений и окрашивают маслостойким лаком, а уплотняющие прокладки заменяют прокладками из маслостойкой резины.

При испытании на герметичность затвора давлением 150 кПа и сальникового уплотнения давлением 400 кПа в течение 2 мин конструкция их обеспечивает полную маслоплотность (отсутствие течи) сальникового уплотнения и допускает незначительный проход масла через затвор: для задвижек типа ДУ 80—100 мм — 2см 3 /мин, ДУ 125—250 мм — 3 см 3 /мин.

При появлении неплотности задвижек их нужно разобрать, проверить состояние уплотняющих прокладок, чистоту внутренней поверхности и качество притирки шпинделя и восстановить необходимую плотность.

Вентили применяют для подсоединения вакуумного и маслоочистительного оборудования, для перекрытия маслопроводов небольшого диаметра. Для обеспечения их работы в трансформаторном масле уплотнение золотника заменяют фторопластовым, а сальниковую набивку — уплотнительным кольцом из маслостойкой резины. Вентили практически обеспечивают полную маслоплотность сальникового уплотнения, затвора и прокладочных соединений.

Широкое применение в трансформаторах находят плоские краны, имеющие большой диапазон проходного сечения и небольшую массу и габариты, а также пробковые краны. Плоские краны допускают проход масла через уплотняющую заслонку, что необходимо учитывать в технологии монтажа трансформаторов. При давлении столба масла высотой 10 м допускается течь масла через плоский кран диаметром 50 мм — в количестве не более 0,1 л/с; 75 мм — 0,2 л/с; 125— 250 мм — 0,3 л/с.

При установке воздухоспускных пробок необходимо обращать внимание на состояние резьбы в теле пробки и штуцера.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector