Зил 131 регулятор напряжения где находится

Зил 130 / 131 — электросхема, предохранители, реле

ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) и ЗИЛ-131 грузовые автомобили выпускавшиеся с 1966 по 2002 год с различными модификациями и изменениями. Основное отличие в том что ЗИЛ 130 двуосный грузовик, с ведущей задней осью, а ЗИЛ 131 — полноприводный трёхосный грузовик, оснащённый системой подкачки шин, выпускавшийся преимущественно для военных. Во многом их электронные схемы схожи, но не одинаковы. В данном публикации мы покажем схемы электрооборудования, описание предохранителей и реле Зил 130 131, места их расположения.

Предохранители

В системе электрооборудования автомобилей ЗИЛ 131 и 130 могут быть установлены следующие предохранители:

p, blockquote 3,0,1,0,0 —>

  • биметаллический предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, расположен на центральном переключателе света (под приборной панелью);
  • предохранитель на 20 А с автоматическим замыканием для цепей звукового сигнала и переносных ламп; установлен на отдельной панели за щитком кабины слева;
  • блок предохранителей с автоматическим замыканием (два предохранителя на 6/7,5А каждый) в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателей поворота; установлен на той же панели, что и предохранитель звукового сигнала (на более ранних годов выпуска отсутствовал).

Более подробно смотрите на схема.

Электросхема ЗИЛ 130

1, 10, 23 и 48 — соединительные панели; 2 — фара; 3 — передний фонарь; 4 — боковой повторитель указателя поворота; 5 — генератор; 6 — свеча зажигания с помехоподавляющим резистором; 7 — датчик-распределитель; 8 — датчик сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 9 — электрический сигнал; 11 — стартер; 12 — реле стартера; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — добавочный резистор катушки зажигания; 15 — подкапотная лампа; 16 — высоковольтные провода; 17 — катушка зажигания; 18 — опознавательные фонари автопоезда; 19 — плавкий предохранитель; 20 — биметаллический предохранитель; 21 — блок биметаллических предохранителей; 22 — реле — прерыватель указателей поворота; 24 — выключатель зажигания и стартера; 25 — спидометр; 26 — сигнализатор дальнего света фар; 27 — манометр тормозной системы; 28 — регулятор напряжения; 29 — электродвигатель отопителя; 30 — резистор электродвигателя отопителя; 31 — переключатель отопителя; 32 — выключатель опознавательных фонарей автопоезда; 33 — выключатель плафона; 34 — центральный переключатель света; 35 — плафон; 36 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 37 — комбинация приборов; 38 — сигнализатор указателей поворота; 39 — контактные устройства звукового сигнала; 40 — переключатель указателей поворота; 41 — сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 42 — розетка переносной лампы; 43 — ножной переключатель света фар; 44 — транзисторный коммутатор; 45 — аккумуляторная батарея; 46 — выключатель сигнала торможения; 47 — датчик указателя уровня топлива; 49 — задний фонарь; 50 — штепсельная розетка прицепа.

Электросхема ЗИЛ 131

Обозначение

1 — Фара головного света; 2 — Передний фонарь; 3 — Боковой повторитель указателя поворота; 4 — Генератор; 5 — Подкапотная лампа ПД308А; 6 — Аварийный вибратор РС 331; 7 — Свеча зажигания; 8 — Датчик контрольной лампы аварийного перегрева ТМ102; 9 — Прерыватель распределитель; 10 — Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100В; 11 — Электрический сигнал С311-01; 12 — Реле стартера РС502; 13 — Стартер СТ2А; 14 — Регулятор напряжения РР132К; 15 — Транзисторный коммутатор ТК200-01; 16 — Катушка зажигания Б118; 17 — Добавочный резистор СЕ326; 13 — Фильтр радиопомех ФР82Ф; 19 — Конденсаторный фильтр ФР132Т; 20 — Реле включения переднего моста РС523; 21 — Зуммер РС 508; 22 — Розетка рации В47К; 23 — Электродвигатель отопителя 192.3730; 24 — Конденсатор электродвигателя отопителя КБП-С125-40-1,0; 25 — Резистор электродвигателя отопителя СЭ300; 26 — Выключатель 46.3710 принудительного выключения переднего моста; 27 — Переключатель управляемой фары П20-А2; 28 — Переключатель отопителя П20-А2; 29 — Выключатель управляемой фары ВК38-Б; 30 — Электродвигатель вентилятора МЭ11; 31 — Выключатель вентилятора ВК26-А2; 32 -Датчики ММ 124-Д аварийного падения воздуха в тормозной системе; 33 — Выключатель сигнала торможения ВК13-В; 34 — Реле указателей поворота РС57; 35 — Предохранитель 20А ПР2Б; 36 — Предохранитель 6А ПР119-01; 37 — Переключатель указателей поворота П105А-01; 38 — Переключатель света фар П53Б; 39 — Предохранители (2х7,5А) 13.3722; 40 — Прожектор искатель 17.3711; 41 — Аккумуляторная батарея 6СТ-90ЭМ; 42 — Фонарь освещения кабины ФП12-Б (дополнительный); 43 — Выключатель дополнительного фоноря освещения кабины ВК26-А2; 44 — Выключение опозновательных фонарей автопоезда ВК26-А2; 45 — Переключатель датчиков уровня указателей топлива П20-А2; 46 — Выключатель плафона ВК26-А2; 47 — Центральный переключатель света П44-А; 48 — Щиток приборов; 49 — Манометр тормозной системы МД213; 50 — Лампа подсветки приборов; 51 — Контрольная лампа включение привода переднего моста ПП6-Б; 52 — Указатель температуры охлождающей жидкости; 53 — Комбинация приборов КП205; 54 — Амперметр; 55 — Контрольная лампа дальнего света фар ПД20-Д1; 56 — Спидометр СП201А; 57 — Манометр системы регулирования давления воздуха в шинах МД223-Б; 58 — Замок зажигания ВК350; 59 — Кнопка сигнала; 60 — Контактное устройство электрического сигнала; 61 — Датчик указателя уровня топлива БМ117Д; 62 — Плафон ПК201А; 63 — Опозновательные фонари автопоезда УП101-01; 64 — Контрольная лампа ПД20-Е аварийного падения давление воздуха в системе тормозов; 65 — Контрольная лампа ПД20-Е1 аварийного падения давления масла; 66 — Указатель давления масла в двигателе; 67 — Указатель уровня топлива в баке; 68 — Розетка переносной лампы В47К; 69 — Контрольная лампа указателей поворота ПД20-Д1; 70 — Контрольная лампа аварийного перегрева жидкости в системе охлаждения двигателя ПД20-Д1; 71 — Электромагнит 1402.3747 клапана системы включения переднего моста; 72 — Выключатель переднего моста ВК403; 73 — Выключатель контрольной лампы включения переднего моста ВК403; 74 — Выключатель сигнала водителю ВК38-Б; 75 — Выключатель аккумуляторной батареи ВК138Б; 76 — Задний фонарь ФП133А; 77 — Розетка переносной лампы ПС400; 78 — Розетка прицепа ПС3ООА-ЮО; 79 — Фонарь освещения номерного знака ФП134;

p, blockquote 12,0,0,0,0 —> p, blockquote 13,0,0,0,1 —>

Будем рады если Вы поделитесь своим опытом ремонта ЗиЛ (замены предохранителей и реле) в комментариях.

Источник

Зил 131 регулятор напряжения где находится

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА ГЕНЕРАТОРА Г130 АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

Проверка и регулировка реле-регулятора генератора автомобилей ЗИЛ-130, 131

Проверка реле обратного тока. Реле обратного тока проверяют на стенде при подключенной аккумуляторной батарее 2 (см. рис. 21). Для этого между клеммой Б и батареей 2 при помощи дополнительного проводника включают амперметр 4. Вольтметр 6 подключают между клеммами Я и массой. Движок реостата 3 устанавливают на lk величины номинального нагрузочного тока. Затем, постепенно повышая скорость вращения якоря генератора 1 при помощи электродвигателя 7, определяют напряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока. В момент замыкания контактов происходит скачок стрелки вольтметра 6 в сторону уменьшения напряжения.

Напряжение, которое в этот момент показывает вольтметр (12,8—13,2 в), и есть напряжение включения реле обратного тока для РР130 и для РР51. Затем, уменьшая скорость вращения якоря генератора, определяют по амперметру 4 величину обратного тока (разрядного), при которой размыкаются контакты и выключается реле.

Величина силы обратного тока должна быть 0,5—6,0 а для РР130 и 0,5—8,0 а для РР51.

Если при увеличении скорости вращения якоря генератора напряжение по показанию вольтметра не увеличивается, а включение реле не происходит (стрелка вольтметра не отклоняется, контакты реле не замыкаются), необходимо сначала проверить и подрегулировать величину напряжения, регулируемого регулятором напряжения, а затем величину напряжения включения реле обратного тока.

Проверка регулятора напряжения. При проверке регулятора напряжения в схему включения приборов вносят следующие изменения: отсоединяют аккумуляторную батарею 2,

вольтметр 6 подключают к клемме Б реле-регулятора. Обороты якоря генератора устанавливают примерно равными 3000 об/мин. Движок реостата устанавливают так, чтобы нагрузка генератора составила 15 а для РР130 и 18 а для РР51. Вольтметр при этом должен показывать фактическую величину регулируемого напряжения: 13,8—14,8 в для РР130 и 13,8 — 15,0 для РР51.

Читайте также:  Uw3di 2 схема напряжений

Проверка ограничителя тока. При проверке ограничителя тока пользуются той же схемой соединений, которой пользовались при проверке регулятора напряжения.

Устанавливают скорость вращения якоря генератора, равной 3000—5000 об/мин для Г130 и 3000 об/мин для Г51. Затем, постепенно увеличивая силу тока генератора 1 при помощи реостата 3, наблюдают за стрелкой амперметра 4 с момента начала работы ограничителя тока. Дальнейшее уменьшение сопротивления реостата не будет вызывать увеличения тока, но напряжение будет снижаться.

Максимальное значение, показываемое амперметром, должно соответствовать наибольшей величине тока, отдаваемого генератором.

При напряжении 12,5 в показания амперметра должны быть 26—30 а для РР130 и 33—37 а для РР51.

Реле-регулятор следует регулировать на указанные ниже средние значения:

Напряжение включения реле обратного тока . . . 12,7в

Регулирумое нанряжение (при 3000 об/мин

генератора и величине тока 15а). 14,3в (дляРР51

Максимальный ток -. 28а для РР130 и 35а
для РР51

Перед регулировкой реле-регулятора надо проверить величину зазоров и состояние контактов.

При регулировке реле-регулятора зачищать контакты и регулировать зазоры следует только в том случае, если имеется подгорание контактов или значительный перенос металла с одного контакта на другой. В этих случаях реле-регулятор работает неустойчиво и натяжением пружины не удается привести его в соответствие с указанными выше данными.

Зачищать контакты следует плоским надфилем или стеклянной шкуркой. После зачистки контакты необходимо протереть чистой тряпкой, смоченной спиртом или бензином.

Для правильной работы реле-регулятора зазоры в контактах должны находиться в пределах, указанных в технической характеристике. Если зазоры не соответствуют указанной величине, то следует их отрегулировать.

Зазор в контактах реле обратного тока регулируют подгибанием ограничителя 2 (рис. 22, а).

Зазор между контактами якорька 5 (рис. 22, б) и сердечника 6 реле ограничителя тока и регулятора напряжения регулируют, передвигая переднюю стойку 4 по вертикали при ослабленных винтах 3. После окончания регулировки стойку надо закрепить винтами.

Закончив проверку и регулировку контактов, приступают к регулировке электрических параметров реле-регулятора.

Напряжение включения рале обратного тока, а также напряжение, поддерживаемое регулятором, и силу тока, поддерживаемую ограничителем, регулируют в случае их завышен-ного значения ослаблением, а в случае заниженного значения — натяжением спиральной пружины 1, якорька 5, подгибая хвостовик 7 специальным ключом (рис. 23, а) для реле-регулятора РР130. У реле-регулятора РР51 ослабление или натяжение спиральной пружины выполняют при помощи регулировочной гайки, вращая ее ключом (рис. 23, б).

После регулировки надо дать реле-регулятору охладиться, затем еще раз проверить значения напряжения и силы тока и в случае необходимости повторить регулировку.

Способ регулировки регуляторов напряжения РР51. Перед регулировкой следует убедиться в том, что оба регулятора напряжения работают синхронно. Для этого нужно подключить к их клеммам вольтметр со шкалой с нулем посередине. Если стрелка вольтметра будет находиться на нуле, то регулировки регуляторов напряжения не требуется. Если имеется отклонение стрелки от нуля, то следует их отрегулировать.

Так как в комплекте реле-регулятора РР51 имеются два регулятора напряжения, их следует регулировать раздельно и последовательно, разомкнув контакты одного из регуляторов заклиниванием якорька заточенной спичкой. Способ регулировки натяжения спиральной пружины показан на рис. 23, б. При этом необходимо помнить, что, вращая гайку, надо для

фиксации установить ее так, чтобы выступ кронштейна входил в прорезь гайки.

Закончив раздельную регулировку регулятора напряжения, необходимо проверить величину регулируемого напряжения по способу, указанному выше.

Рис. 22. Приборы реле-регуляторов: а — реле обратного тока; б — регулятор напряжения

Источник

Зил 131 регулятор напряжения где находится

Регулятор напряжения служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и силы тока генератора в нагрузочном режиме, а также при изменении температуры окружающей среды. Значение поддерживаемого напряжения выбирается с учетом обеспечения заряда аккумуляторной батареи и нормальной работы светотехнических изделий.

На автомобиле ЗИЛ -431410 устанавливается регулятор напряжения 201.3702, на автомобиле ЗИЛ -133ГЯ — регулятор РР132, на автомобиле ЗИЛ -131Н — регулятор РР132-А, на автомобиле ЗИЛ -435850 — регулятор Я112-А.

Регулятор напряжения 201.3702 предназначен для работы с генераторами Г250 И1 и 32.3701. Регулятор представляет собой бесконтактное реле, выполненное на кремниевых полупроводниковых приборах.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Уровень регулируемого напряжения регулятора 201.3702 с подключенной аккумуляторной батареей при частоте вращения ротора генератора (3000 ± 150) мин-1 и силе тока в нагрузочном режиме (14 ±1) А для генератора Г250 И1 и (20 ± 1) А для генератора 32.3701 составляет 13,8 … 14,5 В, а регулятор 201.3702 (тропическое исполнение) 13,3 … 14,0 В.

В состав регулятора входят следующие функциональные блоки и элементы:
— измерительный блок, предназначенный для сравнения фактического напряжения с заданным. В измерительный блок входят транзистор VT1, стабилитрон VD1, конденсатор С1 и резисторы R1 … R7’ . 4 ч
— регулирующий блок, служащий для усиления сигналов- измерительного блока и регулирования силы то^а возбуждения генератора. В него входят управляющий элемент, состоящий из транзистора VT3 и резисторов R10 … R13\ выходной транзисторный ключ, выполненный на составном транзисторе (транзисторы VT4, VТ5), резисторах R14, R15 и гасящем диоде VD3,
— блок защиты от короткого замыкания вывода «шунт» на «—», состоящий из транзистора VT2, резистора R9, конденсатора С2 и диода VD2. Резистор R6 обеспечивает общую отрицательную связь, а резистор R8 — местную положительную связь;
— диод VD4, предназначенный для защиты полупроводниковых элементов от импульсов напряжения обратной полярности.

Регулятор работает следующим образом. При неработающем двигателе напряжение на выводах регулятора «» аккумуляторной батареи, указатель тока, выключатель S2, «+» регулятора, эмиттер — база транзистора VT5, эмиттер-база транзистора VT4, резистор R14, резистор R13, резистор R12, зажим «—» регулятора, корпус автомобиля, «—» аккумуляторной батареи. В этом случае разность потенциалов на обкладках конденсатора С2 близка к нулю, тока в его цепи нет, вследствие чего транзистор защиты VT2 от короткого замыкания зажима Ш на корпус закрыт.

Когда двигатель пущен и частота вращения ротора генератора повышается, уровень напряжения на зажимах «» и «—» регулятора вновь повышается. Далее процесс регулирования повторяется, в результате чего напряжение в бортовой сети автомобиля поддерживается на заданном уровне.

При периодических переключениях схемы регулятора в нормальных условиях эксплуатации транзистор защиты VT2 выполняет функцию элемента, форсирующего процесс закрывания транзисторов VT4, VT5. При их закрывании напряжение на зажимах «—» и Ш увеличивается, и в цепи конденсатора С2 протекает ток, открывающий транзистор защиты VT2. Благодаря этому существенно ускоряется процесс открывания транзистора VT3 и закрывания транзисторов VT4, VT5.

Открывание составного транзистора (VT4, VT5) форсируется путем подключения конденсатора С2, соединенного с резистором R9 через диод VD2, к средней точке делителя напряжения R10, R11, включенного между базой и эмиттером управляющего транзистора VT3. Когда составной транзистор VT4, VT5 открывается, конденсатор С2 начинает разряжаться по цепи: диод VD2, резистор R11, эмиттер-коллекторный переход транзистора VT5. При этом к базе управляющего транзистора VT3 через резистор R10 прикладывается запирающее напряжение, которое обеспечивает более быстрое открывание составного транзистора VT4, VT5.

Благодаря форсированному переключению силового транзистора VT5 удалось существенно снизить активную мощность, рассеиваемую на нем в процессе регулирования напряжения в бортовой сети автомобиля.

В режиме короткого замыкания зажимов Ш и «—» или короткого замыкания в обмотке возбуждения силовой транзистор VT5 защищается от перегрузок по мощности. Допустим, что замыкание произошло в момент времени, когда управляющий транзистор VT3 открыт, а транзистор VT5 закрыт. Вследствие понижения напряжения, поступающего на регулятор, управляющий транзистор VT3 закрывается, а силовой транзистор VT5 открывается. При этом сила тока коллектора силового транзистора ограничивается индуктивностью аккумуляторной батареи и присоединительных проводов регулятора, затем транзистор переходит в линейный режим усиления, вследствие чего напряжение на его эмиттер-коллекторном переходе начинает возрастать. В цепи конденсатор С2, резистор R9, переход база —эмиттер транзистора VT2 возникает ток, открывающий транзисторы VT2 и VT3. Силовой транзистор при этом закрывается. После заряда конденсатора С2 транзистор защиты VT2 и управляющий транзистор VT3. закрываются, а силовой транзистор VT5 открывается. При этом конденсатор С2 разряжается по цепи: диод VD2, резистор R11 и эмиттер-коллекторный переход транзистора VT5. Силовой транзистор VT5 снова переходит в линейный режим усиления. Таким образом в схеме регулятора возникают устойчивые автоколебания. В данном режиме через силовой транзистор VT5 протекает импульсный ток, среднее значение которого не превышает 0,1 А, активная мощность, рассеиваемая на транзисторе, составляет не более 0,5 Вт.

Читайте также:  Самым радикальным способом снятия внутригруппового напряжения считается

После устранения короткого замыкания регулятор напряжения включается в работу автоматически. Это объясняется тем, что после заряда конденсатора С2 силовой транзистор VT5 не переходит в линейный режим усиления, а остается в режиме насыщения, из-за чего в цепи обмотки возбуждения протекает ток. Напряжение на зажимах «+» и «—» генератора будет повышаться до тех пор, пока не откроется измерительный транзистор VT1. Далее происходит описанный выше процесс регулирования напряжения в бортовой сети в нормальных условиях эксплуатации регулятора.

В процессе эксплуатации регулятора напряжения не требуется выполнять какие-либо регулировки его, поэтому не рекомендуется его вскрытие. Отказ регулятора может произойти вследствие неправильной эксплуатации или открытого дефекта элементов его схемы. Ремонт регулятора напряжения должен проводиться только специалистами и в специально оборудованных мастерских.

Конструкция регулятора напряжения 201.3702 обеспечивает его взаимозаменяемость с регулятором напряжения РР350. Элементы схемы регулятора смонтированы в блок, состоящий из теплоотвода с силовым транзистором КТ837Х и печатной платы с остальными элементами схемы, к которой с помощью гибких монтажных проводов подключен трехштырьковый разъем. Блок помещен в металлический корпус и закрыт стальной крышкой. Для монтажа на автомобиле корпус регулятора имеет две крепежные лапы с отверстиями, одна из которых снабжена выводом Для подсоединения зажима «—» генератора.

Регулятор напряжения РР132 состоит из двух основных Функциональных блоков: измерительного —делитель напряжения (резисторы Rl, R2, R7, дроссель L), стабилитрон VD1, транзистор VT1 с резисторами R3 и R5 и регулирующего —транзистор VT2, диоды VD2 и VD3, резистор R4.

Регулятор работает по принципу бесконтактного реле. При включении выключателя приборов на цепь базы выходного транзистора VT2 через резистор R5 подается напряжение от аккумуляторной батареи и транзистор при этом будет открытым. Через обмотку возбуждения генератора протекает ток, сила которого определяется напряжением батареи и сопротивлением обмотки возбуждения. Этот ток обеспечивает возбуждение генератора и рост напряжения на его зажимах «+» и «—» по мере повышения частоты вращения ротора.

Сопротивление резисторов делителя подобрано таким образом, что при неработающем двигателе падение напряжения на стабилитроне VD1 будет меньше напряжения стабилизации, и поэтому пробой стабилитрона в обратном направлении не происходит, транзистор VT1 закрыт (ток базы отсутствует).

При напряжении 13,5 … 14,8 В стабилитрон пробивается, резко снижается его сопротивление, и на базе транзистора VT1 появляется напряжение положительной полярности. Он отпирается, а транзистор VT2 вследствие изменения полярности напряжения на базе запирается. При этом резко увеличивается сопротивление участка эмиттер — коллектор транзистора VT2, входящего в цепь обмотки возбуждения, и, следовательно, снижается напряжение генератора.

Напряжение снижается до тех пор, пока вновь не закроется стабилитрон. При этом транзистор VT2 открывается, и напряжение генератора будет возрастать до тех пор, пока не достигнет установленного значения и не произойдет повторный пробой стабилитрона. В системе устанавливаются автоколебания, благодаря которым автоматически поддерживается заданный уровень регулируемого напряжения.

Резистор R7 является подстроечным и служит для регулирования напряжения, поддерживаемого регулятором. Дроссель сглаживает пульсации выпрямленного напряжения генератора, так как пики пульсирующего напряжения генератора могли бы вызывать ложные срабатывания элементов. Диоды VD2 и VD3 служат для надежного запирания транзистора VT2. Диод VD4 шунтирует ЭДС самоиндукции, возникающую в обмотке возбуждения генератора при коммутации в ней тока, защищая транзистор VT2 от перенапряжений. Резистор цепи обратной связи R6 служит для повышения частоты переключения и уменьшения времени перехода схемы из одного состояния в другое.

В корпусе регулятора, отлитом из алюминиевого сплава, помещена печатная плата, на которой размещены все элементы, кроме транзисторов VT1 и VT2. Последние установлены на алюминиевой пластине-теплоотводе. Между печатной платой и пла-стиной-теплоотводом устанавливается подставка, выполненная из изоляционного материала.

Резистор R5 должен иметь сопротивление 37,5 Ом и рассеивать мощность 6,5 Вт. Рассеиваемая мощность резисторов типа МЛТ не более 2 Вт. Следовательно, для обеспечения рассеиваемой мощности 6,5 Вт необходимо применять четыре резистора МЛТ с номинальным сопротивлением 150 Ом.

Крышка корпуса регулятора отлита из алюмениевого сплава, закреплена на корпусе винтами. Между корпусом и крышкой проложен резиновый шнур для предотвращения проникновения влаги и пыли.

В корпусе регулятора имеются: вывод «» регулятора, вывод III с резьбой М4 для подключения обмотки возбуждения генератора и резьбовое отверстие М5 для соединения с корпусом автомобиля.

Регулятор напряжения РР132-А работает совместно с генераторами Г250П1, Г287-Б, 381.3701 и 382.3701. Регулятор является усовершенствованной модификацией регулятора РР132. Он имеет трехдиапазонную настройку регулируемого напряжения. Изменение диапазонов напряжения осуществляется переключателем, расположенным на верхней части основания регулятора (при рабочем положении регулятора — выводом Ш вниз). Переключатель закрыт заглушкой. Положение рычажка переключателя соответствуют следующим значениям: крайнее левое — максимальному, среднее — минимальному, крайнее правое — среднему. Маркировка диапазонов напряжения сделана на крышке регулятора. Регуляторы, устанавливаемые на автомобили, имеют, средний диапазон настройки.

д Значения регулируемого напряжения, при температуре окружающей среды и регулятора (20+5) °С должны быть следующие: минимальное (13,6+0,35) В, среднее —выше минимального на (0,6+0,15) В, максимальное (14,7+0,35) В.

Работа регулятора проверяется при частоте вращения ротора генератора 3500 мин-1 и силе тока: 14 А для генератора Г250П1 и 36 А для генератора Г287-Б.

Схема регулятора приведена на рис. 6.8. Делитель напряжения регулятора, в отличие от регулятора РР132, имеет дополнительно Два резистора и переключатель S3, который обеспечивает возможность переключения диапазонов регулируемого напряжения. Параллельное включение силовых транзисторов VT2 и VT3 повышает надежность работы регулятора. В цепи базы этих транзисторов установлены стабилитроны VD2…VD4. Назначение их то же, что и диодов у регулятора РР132.

В остальном схема, принцип работы и конструкция регуляторов РР132 и РР132-А аналогичны.

В интегральном регуляторе Я112А применен составной транзистор VT2, VT3, что позволило резко сократить мощность других элементов регулятора (рис. 6.9). Для уменьшения мощности, рассеиваемой транзистором VT3, в цепь коллектора его включен резистор R8. С возрастанием сопротивления резистора R8 до определенного значения увеличивается степень насыщения транзистора VT3 и уменьшается рассеиваемая им мощность.

Скорость переключения транзисторов в регуляторе увеличивается с помощью обратной связи — жесткой эмиттерной посредством резистора R7 и гибкой коллекторной, образованной цепью C1—R9.

В качестве фильтра в регуляторе используется конденсатор С2, включенный между базами транзисторов VT1 и VT2. При подаче напряжения от аккумуляторной батареи через выключатель зажигания S1 по цепи делителя напряжения (резисторы Rl, R2, R3) протекает ток, и на резисторе R3 создается падение напряжения. Так как напряжение аккумуляторной батареи меньше напряжения срабатывания транзисторного реле, транзистор VT1 закрыт, составной транзистор открыт. По обмотке возбуждения генератора протекает ток. С возрастанием частоты вращения ротора генератора повышается напряжение на зажимах генератора. Когда напряжение генератора достигает значения, при котором срабатывает транзисторное реле, транзистор VT1 открывается, а составной транзистор закрывается. Обмотка возбуждения генератора при этом отключается от источника напряжения. Возникающая ЭДС самоиндукции замыкается через шунтирующий диод VD6. В результате сила тока возбуждения и напряжение генератора уменьшаются. Когда напряжение генератора понизится до.значения, равного напряжению возврата транзисторного реле в исходное положение, транзистор VT1 закроется, а составной транзистор откроется. Затем процесс периодически повторяется.

Применение гибкой обратной связи позволяет ускорить процессы переключения транзисторов. Когда составной транзистор находится в состоянии насыщения, напряжение, приложенное к цепи R9—C1, мало (по этой цепи ток не протекает). При переключении составного транзистора из состояния насыщения в состояние отсечки потенциал на его коллекторе резко увеличивается и в цепи резистор R9, конденсатор С1, эмиттерный переход транзистора VT1 возникает импульс тока, форсирующий процесс переключения транзистора VT1, а следовательно, и составного транзистора. При этом конденсатор С1 заряжается. При переходе составного транзистора из состояния отсечки в состояние насыщения конденсатор С1 разряжается по цепи резистор R9, составной транзистор, резисторы R7, R4, создавая на эмиттерном переходе транзистора VT1 сигнал обратной полярности. В результате ускоряется процесс закрытия транзистора VT1 и открытия составного транзистора.

Читайте также:  Монтаж измерительных трансформаторов напряжения

Интегральный регулятор напряжения имеет металлическое основание размером 58 X 38 X 1,9 мм, выполняющее и функции отвода теплоты от активных элементов. На основании размещен

блок мощных активных элементов, который представляет собой металлизированную керамическую подложку с напаянными на ней бескорпусными транзисторами VT2, VT3 и диодом VD6. Функции диода выполняет транзистор с короткозамкнутыми базовым и эмиттерным электродами. На основании размещен также блок маломощных резисторов, который выполнен в виде теплопроводя-щей керамической пластины (подложки), на которой путем толстопленочной технологии нанесены резисторы и соединяющие их проводники. К контактным площадкам блока резисторов припаяны конденсаторы CI, С2, стабилитрон VD4, диод VD5 и транзистор VT1.

К основанию регулятора напряжения приклеена пластмассовая крышка, защищающая элементы регулятора от механических повреждений. Для герметизации элементов регулятора напряжения свободное пространство под крышкой заполнено (через отверстие в ней) топливоводостойким компаундом.

Интегральный регулятор напряжения имеет неразборную конструкцию, а следовательно, не ремонтируется.

При замене регулятора напряжения Я112А или при установке снятого регулятора необходимо обращать внимание на «технологический ключ» на основании регулятора, который представляет собой выступ шириной 4 и длиной 2,6 мм. Он обеспечивает однозначную установку регулятора напряжения на генератор.

Регулируемое напряжение при силе тока нагрузочного режима 14 А, частоте вращения ротора генератора 3500 мин-1 и температуре окружающей среды (25±10) °С регуляторов в исполнении для умеренного климата равно- 14,4 В, в тропическом исполнении 13,2…13,9 В.

При каждом ТО-2 проверяют чистоту наконечников проводов к выводам регулятора напряжения и их затяжку. Во время эксплуатации регуляторы напряжения не требуют какой-либо регулировки. Поэтому вскрывать их не рекомендуется.

Регулятор РР132-А позволяет при СО изменять диапазон регулируемого напряжения. При необходимости изменения диапазона регулируемого напряжения необходимо отвернуть заглушку, закрывающую переключатель, и переключить переключатель в требуемое положение. При подготовив автомобиля к эксплуатации в зимний период напряжение повышают для полного заряда аккумуляторной батареи. После этого заглушку заворачивают до упора, обращая внимание на наличие резинового уплотнительного кольца.

Ниже приведены основные неисправности регулятора, причины, их вызывающие, и способы устранения.

Водитель перед выездом и в процессе эксплуатации автомобиля проверяет работу генератора и регулятора напряжения по показаниям указателя тока аккумуляторной батареи. Отсутствие зарядного тока является необходимым, но недостаточным признаком для вывода о неисправности генератора или регулятора напряжения, так как аккумуляторная батарея может быть полностью заряжена и не принимать заряда. Только наличие разрядного тока при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя свидетельствует об отказе в работе генераторной установки. Чтобы этот признак проявился более явно, рекомендуется при средней частоте вращения коленчатого вала включить потребители электрической энергии (удобнее фары).

Неисправность надо искать в генераторе (обмотка статора, выпрямительный блок), соединительном проводе на участке между генератором и аккумуляторной батареей или же в цепи возбуждения (обмотка возбуждения, щеточный узел, регулятор напряжения, соединительные провода от выключателя зажигания к регулятору напряжения и от регулятора напряжения к щеточному узлу генератора).

Для того чтобы определить неисправную цепь, необходимо отсоединить провода от щеточного узла и подать напряжение на обмотку возбуждения непосредственно от аккумуляторной батареи. Если при работающем двигателе появится зарядный ток, следовательно, неисправность имеется в цепи возбуждения (в том числе может быть и в регуляторе напряжения). При отсутствии зарядного тока неисправен генератор.

Признаком неисправности генераторной установки является также большой силы зарядный ток при заряженной батарее. В этом случае неисправность вызвана регулятором напряжения, который или не регулирует напряжение генератора (пропускает ток в обмотку возбуждения независимо от частоты вращения ротора генератора и его нагрузочного режима) или отрегулирован на большое значение регулируемого напряжения, что сопровождается быстрым «выкипанием» электролита в аккумуляторной батарее во время эксплуатации.

При измерении регулируемого напряжения на автомобиле необходимо подключить вольтметр к выводу «» регулятора напряжения) и корпусу; включить (в качестве нагрузки) дальний свет фар; зафиксировать регулируемое напряжение по показанию вольтметра при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Для проверки регулятора напряжения на автомобиле можно использовать прибор НИИАТ -Э-5. Более тщательная проверка регулятора напряжения, снятого с автомобиля, может быть проведена на стенде мод. 532. При отсутствии такого стенда проверку регулятора можно осуществить на простейшем стенде, имеющим привод для вращения ротора генератора (рис. 6.10). При проверке регулятора необходимо установить частоту вращения ротора генератора и нагрузочный режим в соответствии с технической характеристикой регулятора. В случае отклонения регулируемого напряжения на ±3% от за-/ данного регулятор напряжения необходимо направить на ремонт.

При отклонении регулируемого напряжения регулируют регулятор заменой под-строечного резистора в делителе напряжения. В регуляторе напряжения 201.3702 подстроечным резистором является резистор R1, в регуляторе РР132 резистор #7 и в регуляторе РР132-А — резистор R3. Интегральный регулятор Я112А не регулируется: точность регулировки обеспечена в процессе производства.

При ремонте неисправных регуляторов напряжения основные трудности связаны с определением неисправных элементов схемы. Для этого вначале определяют состояние выходного транзистора (транзистор VT5 у регулятора 201.3702, транзистор VT2 у регулятора РР132 и транзисторы VT2, VT3 у регулятора РР132-А). Если при увеличении напряжения выходной транзистор не запирается, то он пробит или всегда открыт. Выходной транзистор всегда открыт, если: не срабатывает стабилитрон; не открывается входной (первый) транзистор; не открывается управляющий транзистор VT3 у регулятора 201.3702.

Стабилитрон не срабатывает в случае обрыва в его цепи. Вход-вой транзистор не открывается при обрыве в цепи стабилитрона и в цепи транзистора. Управляющий транзистор не открывается во всех перечисленных случаях, а также при обрыве в его цепи.

Если при подключении регулятора генератор не возбуждается, то это означает, что выходной транзистор не пропускает ток, т. е. всегда закрыт или в его цепи имеется обрыв.

Выходной транзистор всегда закрыт, если пробит или срабатывает стабилитрон при низком напряжении генератора; открыт (или пробит) входной транзистор; открыт (или пробит) управляющий транзистор у регулятора 201.3702

Элементы схемы регулятора напряжения проверяют, начиная со стабилитрона, для чего отпаивают от схемы хотя бы один его вывод и омметром измеряют сопротивленйе стабилитрона, меняя местами зажимы на выводах проверяемого прибора. Стабилитрон считают исправным, если при одном измерении сопротивление будет не более 100…200 Ом, а при перемене местами зажимов омметра будет составлять сотни кОм. В пробитом стабилитроне сопротивление равно нулю, а при обрыве вывода— бесконечности.

При исправном стабилитроне последовательно проверяют состояние транзисторов, начиная с входного и заканчивая выходным.

Для проверки транзистора отпаивают хотя бы два любых его вывода и подключают поочередно к двум любым выводам транзистора омметр. Транзистор считается исправным, если сопротивление при этих измерениях больше нуля, но не более 500 кОм и омметр оказывает различное сопротивление одних и тех же переходов при перемене местами зажимов омметра. В неисправном транзисторе сопротивление между двумя выводами равно нулю или бесконечности. Если стабилитрон и транзисторы исправны, омметром проверяют состояние резисторов и диодов, включенных в цепь стабилитрона и транзисторов.

Отпаивание и пайка полупроводниковых приборов для проверки и при замене их проводится при постоянном теплоотводе между корпусом полупроводникового прибора и местом пайки. Следует помнить, что полупроводниковые приборы разрушаются даже при кратковременном нагревании до температуры свыше 150 °С. Поэтому для пайки следует использовать припой с температурой плавления, как правило, не прервышающей 260 °С (например, припой ПОС -40). Выводы базы транзисторов необходимо присоединять в схему первыми и отключать последними. Запрещается подавать напряжение на транзистор, база которого отключена.

После ремонта регулятор напряжения необходимо проверить на стенде при работе с тем типом генератора, с которым он работает на автомобиле.

В том случае, если проводится ремонт партии регуляторов одного типа, целесообразно снять карту напряжений или осциллограммы контрольных точек схемы исправного регулятора напряжения. Это позволит сократить время поиска неисправности, так как неисправность будет определяться путем сравнения напряжений и формы сигнала в контрольных точках регулятора.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector