Чем растворить лак трансформатора

Способ удаления лакокрасочных, электроизоляционных покрытий обмоток электродвигателей, в том числе погружных электродвигателей (пэд), пропитанных лаком

Владельцы патента RU 2396670:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для удаления обмоток статора или якоря любого электродвигателя, в том числе погружных электродвигателей, обмоточный провод которых пропитан лаковым составом. Техническая сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что статор ПЭД с двух сторон закручивается металлическими крышками, причем в одной крышке имеются три резьбовых отверстия: два для штуцеров подачи технической воды и углекислого газа в полость статора при размягчении обмоток статоров ПЭД, третье для штуцера слива жидкости после размягчения обмотки; а другая крышка глухая. Процесс размягчения происходит при нагреве статора, заполненного технической водой с углекислым газом, помещенным в печь, до температуры 60-80°С в течение 4-6 часов. Предлагаемое изобретение не требует сложного и дорогостоящего технологического оборудования и легко реализуется на практике. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности проникновения размягченного состава в обмотку статора и размягчение электроизоляционного лака обмотки при снижении пожароопасных характеристик предложенного способа. 1 ил.

Изобретение «Способ удаления лакокрасочных, электроизоляционных покрытий обмоток электродвигателей, в том числе погружных электродвигателей (ПЭД), пропитанных лаком» относится к электротехнике и может быть использовано для удаления обмоток статора или якоря любого электродвигателя, в частности погружных электродвигателей (в дальнейшем ПЭД), обмоточный провод которых пропитан лаковым составом.

При ремонте электродвигателей (демонтаже старой обмотки) для извлечения обмотки ее лобовую часть предварительно вырезают на фрезерном станке, затем статор двигателя выдерживают в течение 4 ч в электропечи при 350-400°С для выжига лакового покрова обмотки, после чего с горячего двигателя извлекают обмотку. Однако при такой обработке электродвигателей происходит ухудшение характеристик электродвигателя из-за выгорания изоляционного слоя пакета стали, кроме того, невозможен выжиг обмотки якоря двигателя постоянного тока с двойной (пластмассовой) изоляцией, сложен ремонт электродвигателей в алюминиевом корпусе из-за расплавления и коробления.

Целью данного изобретения является сохранение технических характеристик статора путем повышения эффективности проникновения размягчающего состава в обмотку статора электродвигателя и размягчения электроизоляционного лака (например, ГФ95) обмотки, снижение пожароопасных характеристик состава.

Техническая сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что статор ПЭД герметично с двух сторон закрыт закручиваемыми металлическими крышками, причем в одной крышке имеются три резьбовых отверстия: два для установки штуцеров подачи технической воды и углекислого газа в полость статора при размягчении обмоток статоров ПЭД, а третье — для штуцера слива жидкости после размягчения обмотки.

На чертеже изображен продольный разрез ПЭД с устройством для удаления лакокрасочных, электроизоляционных покрытий обмоток электродвигателей, в том числе погружных электродвигателей (ПЭД), пропитанных лаком, содержащего корпус ПЭД 1, обмотку статора 2, верхнюю крышку 3, нижнюю крышку 4, штуцер 5 для подсоединения к линии подачи технической воды, штуцер 6 для подсоединения к линии подачи углекислого газа, сквозное резьбовое отверстие под штуцер 7 (не показан) для слива жидкости после гидролизного размягчения обмотки, предохранительный клапан 8 со свинцовой прокладкой 9 для аварийного слива жидкости и контроля давления по манометру, уплотнительные кольца 10, статорное железо 11.

Предложенное устройство работает следующим образом. На торцы статора ПЭД — 1 с обмоткой 2 устанавливаются уплотнительные кольца 10 и закручиваются крышка 3 с резьбовыми отверстиями и крышка 4 глухая. В резьбовые отверстия крышки 3 устанавливаются три штуцера: один штуцер 5 для присоединения к линии подачи технической воды, второй штуцер 6 для присоединения к линии подачи углекислого газа CO2, третий штуцер (не показан, показано только место его установки — сквозное резьбовое отверстие 7) для присоединения к линии слива жидкости после гидролизного размягчения. Штуцеры расположены по окружности крышки на одинаковом расстоянии друг от друга (по углам равностороннего треугольника, вписанного в окружность диаметром, равным внутреннему диаметру крышки 3). На боковой (цилиндрической) поверхности крышки 3 устанавливается клапан 8 с прокладкой 9, предназначенный для контроля давления в полости статора ПЭД. В полость статора 1, закрытого крышками 3 и 4, через штуцер 5 подается техническая вода до заполнения всего объема (100% заполнение). Затем через штуцер отверстия 7 сливается 20% технической воды от объема, залитого в корпус 1, и через штуцер 6 подается углекислый газ (CO2) до создания в полости статора избыточного давления 2 кг/см 2 . При превышении давления более 2 кг/см 2 срабатывает предохранительный клапан 8 и жидкость стравливается в емкость. Статор в таком состоянии помещается в печь, где нагревается до температуры 60-80°С в течение 4-6 часов. При этом в полости создается гидролитическая деструкция или гидролитическое расщепление — химическая реакция между газом и водой, ускоренная воздействием температуры. При гидролитическом расщеплении образуются слабые кислоты. Органические вещества гидролизуются в присутствии кислот в растворимые или легколетучие вещества, реакция идет практически до полного разложения исходного вещества.

Читайте также:  Трансформатор ms 2620 17

При протекании реакции гидролиза для размягчения лака происходит следующее: при растворении СО2 в воде начинается барбатаж, образуется угольная кислота (H2CO3). Реакция, образовавшаяся в результате этого растворения, обратимая:

Слабая угольная кислота оказывает разрушение связующих компонентов лакового покрытия. После окончания реакции CO2 улетучивается. Техническая вода удаляется через отверстие штуцера 7 в емкость для сбора отработанной технической воды. В воде остаются распределенные жировые капли от лака, имеющие молочный цвет, и остаточные компоненты лакового покрытия в виде желеобразных нетоксичных отходов, которые затвердевают через определенный период времени (2-4 часа). Затем вынимается обмотка из железа статора.

Заявляемый способ был опробован в ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» при ремонте ПЭД, стендовые испытания которых подтвердили приемлемость данного способа и хорошее состояние статорного железа.

Техническая или иная эффективность.

1. Упростилась технология ремонта ПЭД.

2. Сократилось количество бракованных статоров ПЭД.

3. Сократилось время капитального ремонта ПЭД.

4. Способ не требует сложного и дорогостоящего технологического оборудования и легко реализуется на практике.

Способ удаления лакокрасочных, электроизоляционных покрытий обмоток электродвигателей, в том числе погружных электродвигателей (ПЭД), пропитанных лаком, включающий установку герметизирующих крышек на торцах статора, имеющих резьбы под установку заглушек, причем одна крышка имеет предохранительный клапан и три штуцера — один для подачи технической воды, второй для подачи углекислого газа, третий для слива технической воды, а вторая крышка глухая, подачу в полость статора технической воды до заполнения всего внутреннего объема статора, слив технической воды в размере 20% от заполненного внутреннего объема статора, подачу углекислого газа СО2 в заполненный технической водой внутренний объем статора до создания в полости статора избыточного давления 2 кг/см 2 , нагрев статора с технической водой и углекислым газом в печи до температуры 60-80°С с выдержкой в течение 4-6 ч при указанной температуре, слив отработанной технической воды с остатками растворенного лака, удаление обмотки из железа статора.

Источник

Чем смыть лак с трансформатора?

Трансформатор залит лаком,надо этот лак смыть(удалить) при этом не повредив каркас трансформатора,который полистироловый и само трансформаторное железо.Посоветуйте недорогую смывку для лака,но чтобы при этом не пострадало трансформаторное железо и каркас.

Так он наверное не только сверху залит? Обычно все обмотки пропитывают эпоксидным компаундом.

даже если залит лаком а не эпоксидкой то замучетесь отмывать, вариант засунуть в кастрюлю и долго кипетить — каркас правда немного деформируется и провод в обмотках уже применять не стоит .
Но скорей всего увас не получится разобрать сам транс — если железо из ш образных пластин собрано и пропитано то .
если из u образных сердечников то тут нужноочень осторожно иначе пакет расыпится на отдельные пластины

Читайте также:  Проверка трансформатора по перегрузочной способности

Транс пропитывается в ванне иногда под давлением и сушится в жаровом шкафу(камере)
Бывет что лак пропитки — УР213. Но в любом случае вы не смоете лак и при разборке транса затруднительно ращепить пластины или ленточный сердечник.
А уж катушку размотать — это вообще одноразовое действие.
Обращаю внимание не то что последующая сборка обычно ведет к повышению уровня шума — транс гудит. Потому как и лак не пропитает в дом условиях и обойму обжать качественно без сноровки трудно.

Трансформатор разбирается легко и провод сматывается тоже легко он мне и не нужен(всё равно перематывать другим).Просто нужно удалить лак с каркаса катушки,чтобы не мешал при намотке и с U-образных подков для последующей сборки.Ну вобщем просто нужно смыть лак,чтобы был нормальный внешний вид у трансформатора.

Возьмите любое щелочное средство для чистки канализационных труб. Замочите в нём свой трансформатор — почти уверен что вся лаковая обмазка и пропитка через какоето время размокнет и растворится, а на полистирол и железо щёлочь не действует.

Источник

Как пропитать обмотки трансформаторным лаком в домашних условиях

Пропитка трансформаторов необходима для повышения технических характеристик. Использования современных компонентов позволяют успешно выполнить пропитку в домашних условиях. Перед тем как узнать, чем можно пропитать трансформатор в домашних условиях, необходимо определиться с возможными средствами. Оптимальным средством для выполнения такой задачи становится трансформаторный лак.

Использование составов удобно для обеспечения исключения в процессе работы гудения трансформатора. Он хорошо пропитывает обмотку. Плюсом становится достаточно быстрое высыхание.

Для чего нужна пропитка

Использование трансформаторного лака улучшает эксплуатационные характеристики. Его использование делает устройство тихим в работе даже в условиях перегрузки. В большинстве случаев выполнение пропитки на начальном этапе осуществляется еще на стадии промышленного производства в заводских условиях. Использование специализированных лаковых составов:

  • увеличивает электродинамическую стойкость при КЗ;
  • сокращению негативного влияния контрольных толчков и нагрузок;
  • устраняет последствия частых включений.

Итогом становится повышение электродинамичной стойкости. Нанесение защиты снижает негативный контакт с влагой и пылью, скрепляет витки.

Основные способы

Выполнение пропитки трансформаторов в домашних условиях может выполняться несколькими способами. Каждый из них в своей мере позволяет улучшить технические характеристики устройства.

В свечном воске или парафине

Выполнение пропитки с использованием парафина в домашних условиях осуществляется в несколько этапов:

  • На плите без использования открытого огня плавится парафин или свечной воск. Состав должен стать жидким и лишенным включения комков. Количество рассчитывается с учетом возможности полного погружения в жидкий парафин или свечной воск трансформатора.
  • Трансформатор расклинивают и сжимают на должном уровне. Его подвешивают на проволоке и полностью погружают в кастрюлю. Оставляют минут на пять. За этот срок он полностью пропитывается.
  • Достают трансформатор из кастрюли и подвешивают примерно на три часа, чтобы парафин или свечной воск полностью высох.
  • Остатки подсохшего средства аккуратно счищают с контактов и устанавливают трансформатор в штатное место.

При отсутствии этих веществ, альтернативным вариантом становится использование парафинового лака.

Пропитка в лаке

Для выполнения нанесения такого защитного слоя могут использоваться различные типы лаков. Чаще всего в домашних условиях используется алкидный лак. Также можно использовать ПВФ-170 или ПВФ-171, мебельные лаки. Такая технология также готова существенно повысить эксплуатационные характеристики работы трансформатора.

Какой лак можно использовать

В большинстве случаев для пропитки используется алкидный лак. Наиболее доступным распространенным вариантом становится «Зебра». При покупке следует обратить внимание на степень вязкости. Для этого предпочтение желательно отдавать составам, упакованным в прозрачную емкость. Например, в прозрачную пластиковую или стеклянную бутылку.

Консистенция должна быть достаточно вязкой, что хорошо видно через прозрачные стенки.

Как залить

Трансформатор готовят к обработке, как и в случае с парафином. Чтобы пропитка прошла успешно, выбирают емкость большой вместительности. Трансформатор должен погружаться в нее полностью и заливаться составом с верхом. Далее емкость чаще всего приходится выбрасывать. По этой причине в домашних условиях удобно использовать пятилитровую пластиковую бутылку, у которой обрезается верх.

Читайте также:  Что такое твердая изоляция силовых трансформаторов

Далее пропитка выполняется в следующей последовательности:

  • положить трансформатор в емкость;
  • залить лаком полностью, состав может покрывать устройство на 1-2 см выше верней части, можно просто облить со всех сторон два или три раза;
  • трансформатор достают из емкости и дают лаку слиться, полностью на эту процедуру требуется минимум пять минут;
  • остатки лака можно будет использовать повторно;
  • трансформатор подвешивают на проволоку и оставляют просушиваться, в зависимости от условий эта процедура составит разную продолжительность, если пропитка выполняется в закрытом помещении и проводится при комнатной температуре, будет достаточно выделить на просушку сутки, если пропитка выполняется на улице, потребуется до трех суток.

После этого необходимо выполнения тестирование аппаратуры.

При помощи вакуумной камеры

Использование вакуумной камеры позволяет улучшить качество пропитки трансформаторов. В такой ситуации трансформатор погружают в емкость и после заливки герметично её закрывают. Следующим шагом становится откачка из емкости воздуха. Он пузырьками выходит из пустот и собирается на поверхности.

После откачки и поднятия всех пузырьков на поверхность, в емкость принудительно закачивается воздух. Такая процедура обеспечивает заполнение лаком всех пустот. Это происходит за счет действия атмосферного давления.

Вакуумная пропитка требует обязательного наличия в домашней мастерской специального оборудования. Важнейшим становится создающий разрежение вакуумный насос. Устройство можно выполнить самостоятельно, проводят откачку и обратное наполнение емкость воздухом с помощью купленного в аптеке шприца с резиновым поршнем. Возможно использование и шприца с пластмассовым поршнем, но его КПД будет ниже.

Соединение емкости с трансформатором с штуцером или шприцем проводится с помощью герметичного закрытия крышкой, в которой просверливаются отверстия для присоединения откачивающего или накачивающего устройства.

В домашних условиях определить уровень создания в емкости, в которой находится залитый трансформатор, поможет состояние крышки. После создания вакуума, она должна втянуться внутрь. Поршень шприца для обеспечивания успешного использования предварительно смазывается парафином, политолом или маслом.

Успех процедуры возможен только в случае, когда выбранный для проведения пропитки лак не является слишком густым. Полная пропитка возможна только в ситуации, когда после нескольких переворачиваний банки с трансформатором и откачки воздуха шприцем, пузырьки прекратили выходить полностью. Расстояние между крышкой и поверхностью лака должно быть больше 15 мм. Полное исчезновение пузырьков показывает, что лак заполнит все пустоты.

После завершения процедуры через минимум 5 минут пропитки, трансформатор просушивают от 1 до 3 дней в зависимости влажности и температуры.

Особенности пропитки тороидальных трансформаторов

Отличием этого типа устройств становится наличие изогнутого кольцом замкнутого сердечника. Для этого типа устройств за счет особенности конструкции оптимальным способом надежной пропитки становится использование вакуума. Именно эта технология позволяет полностью заполнить лаком все пустоты в устройстве нетипичной формы.

Для просушки потребуется также не более трех суток в зависимости от температуры и влажности. При этом в случае, когда такой трансформатор работает только в сухих условиях, от проведения процедуры пропитки можно отказаться. Такой трансформатор и так в большинстве работает с минимальным гулом и шумом.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector