Что такое самоблокировка реле

Юный техник 1966-03, страница 40

в 1000 раэ1 Если вместо лампочки включить второе реле с мощными контактами, то управлять можно значительно большей мощностью. Усиление такой схемы может достигать десятков тысяч раз. Подобные усилительные схемы применяются, например, в мощных энергетических системах, на электростанциях.

В технике часто встречаются сложные задачи, решать которые помогают реле. Предположим, надо сделать так, чтобы исполнительное устройство включалось управляющим сигналом и продолжало работать даже после окончания сигнала. Справиться с этой задачей может реле, включенное по самоблокирующей-ся схеме (рис. 4).

Чтобы обесточить обмотку реле, достаточно нажать и отпустить кнопку Кн-2. Что при этом произойдет, вы легко сможете объяснить сами.

Вот несколько простых схем, в которых используются реле. Первая схема (рис. 5) — зуммер. Он применяется в самодельных телефонных аппаратах, в схемах сигнализации и при обучении радиотелеграфистов.

Обычно в качестве зуммера используют электрический звонок со снятой крышкой. Неплохо работают и самодельные зуммеры, собранные на трансформаторном железе. В нашей схеме роль зуммера выполняет реле. Его обмотка включена в цепь питания через нормально замкнутые контакты. Когда нажата кнопка, ток батареи попадает в обмотку реле, и оно срабатывает. В этот момент контакты разъединяются, и цепь пита-

ния оказывается разорванной. Якорь возвращается в первоначальное положение. Но тут снова замыкаются контакты и подают напряжение в обмотку. Таким образом, якорь реле будет все время вибрировать. Его звук вы и будете слышать, пока нажата кнопка. По этой схеме вы можете сделать в своей квартире электрический звонок. Только реле возьмите более мощное, чтобы оно сильнее звучало.

Вторая схема (рис. 6) — автомат защиты антенны от грозы. Известно, что чем выше поднята антенна, тем лучше работает приемник или телевизор. Но и тем большую опасность представляет она во время грозы, особенно в сельской местно-

Батарея питания подключается к обмотке реле через кнопки Кн-1 и Кн-2. Параллельно кнопке Кн-1 включены контакты реле 1, 2. Нажмите кнопку Кн-1 и отпустите. Вначале напряжение на обмотку реле подастся через кнопку Кн-1, а когда реле сработает, то и через контакты 1, 2. Теперь кнопка может быть отпущена — она эаблокировалась контактами 1, 2. Реле останется в рабочем состоянии, и исполнительное устройство (в данном случае электрическая лампочка) будет включено.

Источник

ДВУСТАБИЛЬНОЕ РЕЛЕ С САМОБЛОКИРОВКОЙ

В электронике часто используется реле с фиксацией положения, которое поддерживает любое из двух фиксированных состояний даже после снятия управляющего сигнала. Схему его эквивалента мы сейчас и рассмотрим. В основном электромеханические реле бывают двух типов:

  1. Реле с возвратом контактов – эти реле являются наиболее широко используют там, где лишнее потребление энергии не проблема. Этот тип реле возвращается в исходное состояние после того, как входной сигнал пропадает.
  2. Реле с блокировкой – эти реле используются в основном в автомобилях или другой специализированной технике.

Большинство реле, которые мы используем сегодня – это одностабильные реле, которые имеют только одно устойчивое состояние. Различают в них НО (нормально открытые) и НЗ (нормально замкнутые) контакты. То есть обычное электромагнитное реле, которое мы чаще всего используем, имеет только одно устойчивое состояние.

В этой схеме будет показано, как используя обычное незапираемое (без самоблокировки) реле, создать полноценное двухпозиционное реле с самоблокировкой, которое питается от внешнего источника напряжения. Можно использовать этот модуль во многих проектах автоматики и управления, например контроль освещением и так далее.

Вот принципиальная схема модуля реле. Её основа – микросхема-таймер NE555, образовывающая 1-битную ячейку памяти. Такой блок реле может управляться либо с помощью кнопки или с помощью логического сигнала 5V через предусмотренные входы.

В схеме разъем J1 нужен для входов и логики управления модуля, а разъем J2 подключен к переключаемым контактам реле. Далее приведено описание контактов для функционирования модуля:

  • VCC – 5V DC (можете взять его с USB-порта)
  • GND – отрицательное напряжение заземления.
  • SET INPUT – напряжение чтобы включить реле.
  • RESET INPUT – напряжение чтобы выключить реле.

Обратите внимание: это не полностью самоблокирующееся реле. Как только вы отключите питание, то реле вернется в свое исходное положение и пока питание не подастся снова – продолжит быть в нормально открытом или нормально закрытом состоянии. Классическое реле с самоблокировкой останется в запертом положении даже при отключении питания. То есть оно работает и переключает состояние лишь при подаче питания. Затем снова возвращается в исходное состояние.

Кроме кнопок, этот модуль может управляться с помощью сигналов любого микроконтроллера. Для испытаний подключили реле к модулю беспроводной связи через Wi-Fi смартфона и через специальную программу управляем переключением дистанционно.

Таким образом это двустабильное реле может быть использовано не только для управления обычным электромеханическим реле, но и для управления твердотельным реле. А это обеспечивает широкие возможности и функции данному устройству.

Источник

Блокировка двигателя используя самоподхват реле

Каждый автолюбитель задумывался о том, как сделать так, что бы его машину мог завести только он. Для этого существует куча различных сигнализаций, которые без метки или, допустим, без нажатия секретной кнопки не снимут машину с блокировки и она не заведется.

Но, что если сигнализация вам не по карману? Или вы хотите дополнительную защиту от угона? В этом случае можно установить дополнительную секретную кнопку на запуск двигателя.

Виды секретных кнопок

Секретная кнопка может быть установлена в любом месте, как в салоне автомобиля, так и где либо снаружи. может быть в виде тумблера.

Читайте также:  Выключено реле клапана 52

Может быть кнопкой с залипанием (кнопки фиксируется при нажатии):

И может быть кнопкой без залипания, которая при нажатии замыкает контакты, при отпускании контакт размыкается.

На фото изображена кнопка — микрик.

Первые два примера не представляют особого интереса, так как ничего сложного в их установке нет. Просто находите блокируемую цепь и разрываете ее кнопкой или тумблером. Тут все просто: вкл и выкл.

А вот сделать блокировку двигателя микриком уже сложнее. Именно этот процесс описан в данной статье.

Как сделать реле блокировки двигателя своими руками

Делать мы это будем используя самоподхват реле. Для этого нам понадобятся:

  • обычное реле,
  • два диода
  • и, естественно, микрик.

Стоит отметить, что для блокировки не обязательно использовать дополнительные кнопки. Можно использовать штатные кнопки автомобиля. Например, можно устроить так, что ваш автомобиль заведется, только при включенных фарах или при зажатой кнопке правого заднего стеклоподъемника. Зависит все от вашей фантазии. И блокируемую цепь вы можете выбрать на ваш вкус.

Главное, что бы ваша блокировка не вызывала ошибок других блоков и систем!

Блокировка бензонасоса

Мы рассмотрим самую простейшую блокировку — это блокировка питания бензонасоса. И использовать будем кнопку – микрик. Роль микрика в вашем автомобле может сыграть любая кнопка без залипания. Например, кнопка управления стеклоподъемником.

В нормальном состоянии, при обычных условиях использования автомобиля, питание на бензонасос подается при включении зажигания и, в некоторых случаях, при начале вращения стартера.

Найдя провод, подающий плюс на бензонасос и перерезав его, мы прекратим подачу топлива в двигатель. Выработав оставшееся топливо в системе, двигатель заглохнет и завести его можно будет, только снова восстановив провод питания. Но, чтоб каждый раз, припарковав авто, нам не перерезать проводку, мы будем использовать нормальноразомкнутое реле.

Замкнутый контакт либо удаляем, либо просто изолируем.

Найдя провод питания бензонасоса, перерезаем его. Тут надо понимать, с какой стороны приходит плюс. Проверить это можно прозвонкой. Включаем зажигание и смотрим, на каком из концов провода появился плюс.

Этот провод мы подматываем к общему контакту реле. Второй, соответственно, на разомкнутый контакт.

Теперь, чтоб заработал бензонасос, нам надо подать на провода управления разные потенциалы. И один из этих проводов надо разорвать кнопкой, иначе никакого смысла в нашей блокировке не будет.

Но, прежде чем пускать провод на кнопку, нам нужно в эту схему добавить диоды.

Первый диод устанавливается между разомкнутым контактом и проводом управления реле, который идет на кнопку.

Обратите внимание на направление диода.

Если вы еще не знаете, то диод в одну сторону пропускает ток, в другую нет. Собственно, для этого он нам тут и нужен.

Если присмотреться, то можно увидеть, что на одной из сторон диода есть чёрточка. Она означает, что с этой стороны положительный заряд не пройдет на другую сторону.

На нашей схеме получается, что плюс, появившийся на разомкнутом контакте, так же будет протекать и на контакт управления. То есть, нажав кнопку, мы пропускаем положительный заряд на управление реле. Реле размыкается. На разомкнутом контакте появляется плюс, который идет на бензонасос и на контакт управления реле, что, в свою очередь, не дает реле обратно замкнуться. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не выключим зажигание, и, питание с общего контакта не пропадет. Как только оно пропадет на общем контакте, оно сразу же пропадет и на разомкнутом. Соответственно, исчезнет оно и с провода управления. То есть реле замкнется.

Для установки микрика такой схемы, в принципе, достаточно. Но я рекомендовал бы поставить диод еще и на провод, идущий на микрик. Так как, ток протекает во всех доступных ему направлениях. И отпустив кнопку, ток с разомкнутого контакта пойдет не только на управление реле, но и обратно на кнопку. В ситуации с микриком это не страшно. Хотя, если у вас токи разной величины, это может привести совсем не к тем результатам которые вы ожидаете. А если вы используете не микрик, а кнопку, допустим, управления стеклоподъемником, то второй диод просто необходим.

Направление диода должно быть от кнопки к реле.

Источник

Схемы блокировки и взаимной блокировки реле

На рис. 12.2 изображены типовые релейные схемы, наиболее часто встречающиеся в устройствах автоматики.

Схема экономичного включения реле (см. рис. 12.2, а). При срабатывании реле Р его собственные блок-контакты (БК) размыкаются и в цепь обмотки включается добавочное сопротивление Ra, которое до срабатывания реле было замкнуто накоротко размыкающим контактом. При этом ток в цепи резко уменьшается, что делает схему экономичной, так как в этом случае уменьшаются потери энергии в цепи обмотки, а следовательно, и ее нагрев. Уменьшение тока объясняется тем, что для удержания якоря в притянутом положении требуется значительно меньший ток в обмотке реле, чем ток срабатывания. Поэтому если реле должно находиться долго в притянутом состоянии, то выгодно после его срабатывания уменьшить значение тока в обмотке до минимального, необходимого для удержания якоря.

Схема самоблокировки реле (см. рис. 12.2, б). При нажатии кнопки К1 реле Р срабатывает и своим замыкающим контактом шунтирует кнопку К1; поэтому при отпускании кнопки К1 цепь обмотки реле остается замкнутой.

Для отключения реле достаточно нажать кнопку К2, при этом обмотка реле обесточится и его контакты, шунтирующие кнопку К1, разомкнутся. Эта схема нашла применение при кнопочном управлении каким-либо устройством.

Схема взаимной блокировки двух реле (см. рис. 12.2, в). Эта схема не допускает одновременного включения двух реле, что достигается введением в цепь обмотки одного из них размыкающих контактов другого. Обозначение каждого контакта показывает, какому реле этот контакт принадлежит. Например, если время срабатывания реле Р1 меньше, чем время срабатывания реле Р2, то при одновременном нажатии двух кнопок К11 и К21 срабатывает только реле Р1 и своими контактами размыкает цепь обмотки реле Р2. Если же одновременно срабатывают реле Р1 и Р2, то это приводит к выходу системы из строя (например, если одно реле служит для включения вращения двигателя в одном направлении, а другое реле — в другом).

Читайте также:  Реле вентилятора охлаждения opel vectra b

Источник

Re][miLL

Джамшутим и отдыхаем

Автоматика: Реле (Промежуточные ABB CR-P; Самоблокировка реле)

Да простит меня автор CS данная статья была взята с его блога и пост появился здесь..

Компания ABB, как известно, выпускает замечательные промежуточные реле серии CR-P. Реле действительно суперские — кондовые, рабочие электромеханические «лошадки». Я их уже не раз и не два использовал. Данные реле крепятся на din-рейку с помощью специального крепления-розетки, а дальше подключаются как обычное модульное оборудование. Однако довольно часто можно заметить, что данные реле подключаются через розетку CR-PLsx ( Артикул: 1SVR405650R0100 Электромонтаж), которая не позволяет потом закрыть это реле заглушкой либо пластроном. Мое мнение — не стоит страдать золотухой! У того же ABB есть отличное решение, про которое почему-то мало кто знает (или наоборот знают, но почему-то молчат), а именно розетки серии CR-PSS (Артикул: 1SVR405650R1000 Электромонтаж). Данные розетки обладают всеми «няшками»:

  1. Замечательно встают на din-рейку;
  2. Замечательно занимают тот же 1 модуль на din-рейке, что и розетки CR-PLs;
  3. Замечательно закрываются как заглушкой, так и пластроном, не требуя при этом никаких извращений.

А вот я у себя на блоге столько раз распинаюсь про разные реле и прочую автоматику, что мне пришла в голову одна мысль: каждый уважающий себя чел с паяльником обязательно должен иметь на своём блоге запись про реле 😉 Ну а на самом деле – я случайно натолкнулся на промежуточные реле ABB серии CR-P, жутко ими пропёрся (как обычно) и решил накатать про них небольшой обзорчик. А заодно и привести классическую схему реле с самоблокировкой, потому что её обязаны знать все, и по ней постоянно в форумах возникают вопросы вида “А как бы мне сделать кнопки пуск-стоп для моего насоса?”

Итак, раз статья классическая – кратко опишу о том, что же такое обычное реле. Это штука с катушкой и контактами. Причём прямой электрической связи между ними нет. И если подать на катушку напряжение, то контакты реле изменят своё состояние. Контакты реле бывают трёх видов: замыкающий, размыкающий и комбинированный: переключающий. У самого реле может быть несколько групп контактов. Например один или два перекючающих, два замыкающих. Размыкающие контакты обычно отдельно не встречаются, а идут в виде переключающих. Из переключающего контакта легко можно сделать размыкающий или замыкающий – нужно просто заюзать нужную его половину.

Ток через контакты реле может протекать гораздо больше того, который требуется для его срабатывания. Ну или, совсем простым языком: катушка у реле может срабатывать от 3-5 вольт, а управлять мы можем двигателем на 220 или 380 вольт. Вот это – первое свойство реле, которое нам очень может пригодиться в какой-нибудь домашней автоматике. Сделаю пометку о том, что специальные реле, которые рассчитаны на большие токи контактов, называются контакторами и будут описаны мной чуть позже.

Второе удобство реле – это то, что мы можем размножить нужные нам контакты. Скажем, у нас есть кнопка, которая имеет только один замыкающий контакт. А нам надо их штуки три. Не проблема! Возьмём подходящее реле (а если количества контактов одного не хватит – то два), запитаем его от кнопки, а контакты будем использовать как хотим.

Третье удобство – это то, что его контакты никак не связаны электрически с катушкой. Это значит, что при помощи реле можно управлять разными, не сваязанными друг другом цепями или разными напряжениями. Например некоторый народ на дачах морочится следуюдщим образом. Чтобы от кнопки звонка на калитке никого не трахнуло током, они собирают небольшую цепь из кнопки и реле на 12 вольт. А реле в свою очередь питает звонок на 220. Пример несколько синтетический, но народ у нас ещё умирать боится, и поэтому более-менее запоминает о чём идёт речь.

Так вот. Конечно, сейчас реле активно вытесняются всякими электронными их аналогами или твердотельными реле. Но если вам хочется получить дубовую, надёжную как монтировка схему – можно легко взять реле. Ну и ещё реле остаются в некоторых интересных нишах типа построения логических контроллеров и систем промышленной автоматики.

Вот именно такую серию реле я нашёл у ABB. Она называется CR-P, и имеет моё любимое достоинство: крепится на DIN-рейку (в последнее время я обленился и подсел на неё – собираю всё на DIN-рейках или в боксах с DIN-рейками). Сами реле в этой серии достаточно слабенькие и зовутся промежуточными. То-есть их задача как раз состоит в том, чтобы передать какие-нибудь сигалы управления или размножить контакты. А нам часто это и надо – в бытовой-то автоматике. Максимальный ток у них примерно 5-8А, но его хватит зажечь какую-нибудь лампочку в какой-нибудь автоматике освещения – что тоже плюс.

Серия состоит из отдельных компонентов: самих реле, номенклатура коих огромна по вариантам контактов и напряжениям катушек (12, 24,

220 вольт), специальной колодки для крепления реле на DIN-рейке и пластикового фиксатора. Мне понравился прикол: фиксатор сделан в китае, реле в польше, а колодка – в италии. Во как! Ржал %)

Форм-фактор у реле стандартный, и оказалось что в эти колодки влезают, например, мои TYCO’вские релюшки с катушкой на 12 вольт и двумя группами переключающих контактов, коих я накупил пачку в ТерраЭлектроника для своих технических поделок. То-есть, если захочется – можно и те и эти реле поставить на DIN-рейку.

Читайте также:  Реле srd 03vdc sl c схема подключения

Ещё стоит отметить, что колодка сделана так, что будет влезать в обычный щиток наравне с обычными автоматами. Этот факт я отмечаю особо, потому что обычно релюшки такого типа хотьт и монтируются на DIN-рейку, но рассчитаны на большие шкафы, где стоят открыто без кожуха. А эти влазят в щиток. Правда, у них торчат верхние контакты колодки, но это не так страшно. Главное то, что если мне придётся в квартире родить какую-нибудь штуку на реле – то я смогу запихать их в свой же щиток.

Реле и колодок я набрал про запас, уже ссорудил и испытал на них одну схемку, а остаток будет у меня в оперативном запасе на домашнем “складе” на случай сборки какой-нибудь автоматики для себя или для заказа.

Схема включения реле с самоблокировкой

Ну а теперь немного побалуемся. Все видели и много раз (возможно) пользовались каким-нибудь ящиком с кнопками Вкл/Выкл или чаще Пуск/Стоп. Это мог быть и насос, вентилятор или ещё что-нибудь типа станка, точила. Давайте рассмотрим эту вещь повнимательнее.

Начнём с простого. Откудова там реле. Почему нельзя сделать включение обычным выключателем? Тут всё просто: реле (или контактор) мы можем взять на большой ток, а пользователю сделать красивую панельку с парой удобных и красивых кнопок, проложив управляющий кабель небольшого сечения. А так – был бы у него огромный ящик с рубильником, например.

Отлично. Но что дальше? Составим кратенькое ТЗ. Итак, у нас есть две кнопки: Пуск и Стоп. Надо сделать так, чтобы при нажатии на Пуск наше реле включалось и оставалось включенным. А при нажатии на Стоп, конечно же, отключалось. Показываю идею. Сначала соберём простую схему (рисовать не буду): кнопка Пуск (SB2) включает реле. Отлично. Фазу подали через кнопку на один конец обмотки реле, ноль – на другой конец обмотки. Нажали кнопку – реле включилось. Как обычный звонок.

Окей. А как его включенным удержать? А вот как! Возьмём один из замыкающих контактов реле и влепим его параллельно кнопке Пуск. Тогда получится вот что: нажали на кнопку, включилось реле и своим контактом эту же кнопку закоротило. Теперь кнопку можно отпускать – реле самозаблокировалось и будет держать своё собственное питание включенным пока не отключится. А как его теперь заставить отключиться? А просто – разорвать цепь питания катушки! Так как кнопки тоже могут быть не только замыкающими, а ещё и размыкающими и переключающими – то возьмём кнопку, которая имеет нормально замкнутый контакт и посмотрим на схему:

Видите, как всё просто? SB1 при своём нажатии разомкнёт цепь питания катушки реле, и оно отключится, разомкнув контакт K1.1, который у нас стоит параллельно кнопке SB2. Вот и вся идея. А если у нас есть ещё и проблема с кнопкой на размыкание (я с таким сталкивался из-за банального дизайна: есть пара красивых кнопочек, но только на замыкание) – то мы влепим ещё одно промежуточное реле, которое будет тупо от этой кнопки срабатывать и своими контактами размыкать цепь питания первого реле. Получится так:

Кстати, поддразню и напомню что в обычных сериях электроустановочных изделий кнопок на размыкание нет. Вот и придётся городить такую штуку 😉

А теперь смотрим на схему ещё раз. Можно на верхнюю, без второго реле. Зацените фишку. Так как кнопка Стоп размыкает цепь питания реле, то эта кнопка будет у нас приоритетной! То-есть, пока Стоп нажата – Пуск хрен сработает. И этим пользуются, например, в плане безопасности: ставят ещё один размыкающий контакт под крышку какого-нибудь привода станка и соединяют последовательно с кнопкой Стоп. И пока крышка открыта (контакт разомкнут, цепь питания реле разорвана) – хрен ты станок включишь.

И есть ещё одна важная полезность в плане безопасности. У этой схемы есть чётко определённое состояние, в котором она будет после подачи питания: Стоп. То-есть, если питание пропало, а потом появилось снова – то ничего само не включится и не завертится и никого не убьёт. А в случае с рубильником или выключателем схема будет находиться в том же состоянии, в котром она была до пропадания питания.

Отсюда использование кнопок Пуск/Стоп на оборудовании давно стало стандартом, а кнопки экстренной остановки оборудования (“грибок”) выпускаются даже с фиксацией: по ней удобно хреначить кулаком, а назад она сама просто так не отжимается: для этого на неё надо нажать и провернуть.

Ну и добавлю ещё вот что, для полноты картины. Никто нам не мешает через контакты реле K1 запитать не нагрузку сразу, а более мощный контактор. амперчиков так на 250. И через него уже управлять нагрузкой огромной мощности.

UPD 06/04/20015

Розетки ABB CR-PSS для промежуточных реле серии CR-P

Продолжаем. Компания ABB, как известно, выпускает замечательные промежуточные реле серии CR-P. Реле действительно суперские — кондовые, рабочие электромеханические «лошадки». Я их уже не раз и не два использовал. Данные реле крепятся на din-рейку с помощью специального крепления-розетки, а дальше подключаются как обычное модульное оборудование. Однако довольно часто можно заметить, что данные реле подключаются через розетку CR-PLSX (Артикул: 1SVR405650R0100 ABB), которая не позволяет потом закрыть это реле заглушкой либо пластроном.

Мое мнение — не стоит страдать золотухой! У того же ABB есть отличное решение, про которое почему-то мало кто знает (или наоборот знают, но почему-то молчат), а именно розетки серии CR-PSS (Артикул: 1SVR405650R1000 ABB). Данные розетки обладают всеми «няшками»:

  • Замечательно встают на din-рейку;
  • Замечательно занимают тот же 1 модуль на din-рейке, что и розетки CR-PLs;
  • Замечательно закрываются как заглушкой, так и пластроном, не требуя при этом никаких извращений.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector