Реле дифференциальное РД-3010, является специальным, предназначенным для регулирования тока возбуждения тяговых электродвигателей в зависимости от тока и напряжения. Реле состоит из ярма, к которому с помощью сердечников крепятся катушка напряжения и токовая катушка, якоря и контактная система. Катушки реле включены соответственно на напряжение и ток тягового генератора. В зависимости от значения сигнала по току и напряжению реле срабатывает. Реле срабатывает под воздействием усилия, создаваемого катушкой напряжения, которому противодействует усилие токовой катушки и возвратной пружины. При уменьшении тока в катушке напряжения и увеличении тока в токовой катушке до определенных значений якорь реле отпадает и контакты размыкаются. Контактная система имеет два замыкающих контакта, включенных последовательно. Подвижные контакты реле РД-3010 расположены на плоских пружинах, укрепленных на изоляционной колодке, расположенной на якоре. Неподвижные контакты реле РД-3010 укреплены на изоляционной колодке, установленной на ярме. При обесточенных катушках пружина прижимает якорь к сердечнику токовой катушки. Упор ярма служит также для регулирования раствора контактов. На реле установлен защитный прозрачный кожух.
Реле дифференциальное Р Д-3010 тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М
(рис. 107) автоматически управляет контакторами ослабления возбуждения тяговых электродвигателей тепловоза в зависимости от соотношений тока и напряжения тягового генератора. Магнитная система реле состоит из магнитопровода и двух катушек: токовой 6 и напряжения 2, включаемых на напряжение, пропорциональное току и напряжению тягового генератора соответственно. Реле имеет один замыкающий контакт 9 с двойным разрывом. Контактная система реле закрыта защитным прозрачным кожухом 7. Реле срабатывает под воздействием электромагнитного усилия, создаваемого катушкой напряжения, которому противодействует усилие токовой катушки и пружины. Соответственно при уменьшении тока в катушке напряжения и увеличении тока в токовой катушке до определенных величин якорь реле отпадает и контакты размыкаются. Техническая характеристика реле и данные его настройки приведены в табл. 13 и 14.
Назначение и устройство реле перехода RE 21 и РД 3010.
Реле перехода (РП1, РП2) предназначено для автоматического включения и выключения контакторов ослабления возбуждения в зависимости от определенного соотношения тока и напряжения тягового генератора (скорости движения тепловоза). Реле перехода тепловоза ЧМЭ3 RE21 конструктивно одинаковы
Реле перехода типа RE21: 1 —
неподвижный контактный палец 2 —
притирающая пружина; 3 — текстолитовая
колодочка; 4 — стальная планка; S —
регулировочный болт; б — упорный болт,
7 — якорь; S — поляризационная катушка;
9 — катушка напряжения; 10 — токовая
катушка; 11 — изоляционная прокладка; 12
ограничительная скоба; 16— противовес; 17
текстолитовый кубик; 19 — гетинаксовая
планка; 20 — подвижный контакт; 21 —
На общем сердечнике 12 установлены три катушки — токовая 10, напряжения 9 и поляризаци- онная 8. Токовая катушка представляет собой виток полосовой меди, прикрепленный двумя болтами к текстолитовой панели 14. Две другие катушки намотаны из изолированного медного провода на общем каркасе и имеют соответственно 16 400 и 1710 витков. Сердечник прикреплен бол- том к стальному ярму 13. Между ярмом и токовой катушкой поставлена прокладка 11 из изоляционного картона. Ярмо двумя болтами прикреплено к панели. Снизу к ярму присоединена четырьмя винтами ограничительная скоба 15, на которую острой кромкой опирается якорь 7. К якорю прикреплена двумя винтами стальная планка 4, на нижнем конце которой укреплен противовес 16. К нему через текстолитовый кубик 18 прикреплена гетинаксовая планка 19 с подвижными контактами 20, изготовленными в виде болтов с контактными наплавками на головках. Неподвижные контактные пальцы 1 вместе с притирающими пружинами 2 укреплены на текстолитовой колодочке 3, которая притянута двумя болтами к скобе 15. Через вырез в верхней части скобы проходит латунный регулировочный болт 5, ввернутый в якорь. В якорь также ввернуты два болта 6, которыми он в отключенном положении упирается в ограничительную скобу. Для отключения реле служит пружина 17, один конец которой закреплен на скобе 75, а другой — на планке 4. Токовые катушки обоих реле включены в силовую цепь последовательно с обмотками третьего и четвертого тяговых электродвигателей, поэтому магнитный поток этих катушек пропорционален току нагрузки. Катушки напряжения вместе с добавочным резистором R7 подключены к «плюсу» и «минусу» тягового генератора т. е. их магнитный поток пропорционален напряжению генератора. Поляризационные катушки вместе с добавочными резисторами R18 и R19 подключены к проводу 202 т. е. они возбуждаются с момента включения контактора КУ. Так как эти катушки питаются от вспомогательного генератора, то их магнитный поток практически постоянен. Катушки напряжения и поляризационная образуют так 87 называемую комбинированную систему, т. е. создаваемые ими магнитные потоки действуют согласованно и направлены встречно магнитному потоку токовой катушки. Поляризационные катушки поляризуют магнитный поток, не допускают включение реле при больших токах во время трогания тепловоза
На тепловозах ТЭ10 применяется дифференциальное реле перехода РД-3010. На магнитопроводе (ярме) 1 П-образной формы укреплены катушки с сердечниками 5 и 3, токовая 6 и напряжения 2. Сердечник 5 токовой катушки с помощью винта может перемещаться для изменения воздушного зазора между якорем и сердечником 3. Якорь 4 Г- образной формы поворачивается на оси. При обесточенных катушках якорь прижимается пружиной к упорному винту. Неподвижные контакты 8 реле установлены на изоляционной колодке, а подвижные 9— на якоре. Реле имеет один замыкающий контакт с двойным разрывом. Раствор контактов регулируют перемещением неподвижных контактов, а сов- падение центров замыкающих поверхностей — перемещением подвижных контактов на контактодержателе. Раствор контактов не менее 2 мм, а нажатие 4 Н. Контактная система закрыта кожухом 7. Катушка напряжения включается на напряжение генератора Г, так что ток в ней пропорционален напряжению тягового генератора. Ток в токовой катушке пропорционален току тягового генератора. Реле срабатывает под воздействием электромагнитного усилия, создаваемого катушкой напряжения 2, которому противодействует усилие токовой катушки 6 и пружины Катушка напряжения при возрастании тока в ней (напряжения генератора) вызывает срабатывание реле, а токовая катушка при возрастании тока в ней (тока тягового генератора) вызывает отпадание реле Срабатывание и отпадание реле происходят в зависимости от определенного соотношения напряжения и тока генератора
Тема программы: Тема 6Устройство и ремонт электрической аппаратуры
Тема занятия: Реле дифференциальное РД-3010. Реле боксования типа РК, блок боксования ББ-320А.
Цели урока:изучить реле дифференциальное РД-3010. Реле боксования типа РК, блок боксования ББ-320А.
Оборудование урока: компьютер, проектор.
I. Организационный момент.
II Изучение нового материала.Реле дифференциальное РД-3010. Реле боксования типа РК, блок боксования ББ-320А.
Работа над новым теоретическим материалом
Реле дифференциальное РД3010
Дифференциальное реле РД-3010 (рис. 1) автоматически управляет контакторами ослабления возбуждения тяговых электродвигателей в зависимости от тока и напряжения на зажимах тягового генератора или выпрямительной установки. Магнитная система реле состоит из ярма 2, выполненного в виде скобы, сердечников 4, 7 и якоря 5, поворачивающегося вокруг оси 9, установленной на стойке 19. Якорь при обесточенных катушках пружиной 23 прижимается к упорному винту контактодержателя 21. На нижней полке ярма установлена катушка напряжения 3, на верхней — токовая 8. На токовую катушку подается сигнал, пропорциональный току тягового генератора, а на катушку напряжения — сигнал, пропорциональный напряжению тягового генератора. Реле имеет один замыкающий контакт с двойным разрывом, подвижные контакты 15 установлены на якоре, неподвижные 14 — на изоляционной колодке 13. Контактная система закрыта прозрачным кожухом 12. Реле срабатывает под воздействием электромагнитного усилия, создаваемого катушкой напряжения, которому противодействует усилие токовой катушки 5 пружины. Соответственно при уменьшении тока в катушке напряжения и увеличении тока в токовой катушке до определенных значений якорь 5 отпадает, и контакты размыкаются.
Реле боксования. Реле боксования предназначены автоматически защищать тяговые электродвигатели тепловоза от разносного боксования. В качестве реле боксования принимают реле типа РК, характеристики которых представлены в табл. 24
На тепловозах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ116 реле боксования объединены в один блок, который получил название блок боксования.
Блок боксования ББ-320А (рис. 76) состоит из реле РК-221 и реле РК-231, 1
соединенных вместе шпильками, пропущенными через панель 3, и закрытых кожухом, который после настройки реле и проверки их работы пломбируется. Реле РК-221 представляет собой электромагнитный аппарат плунжерного типа, выполненный с разомкнутой магнитной системой.
Втягивающий якорь (плунжер) 9 укреплен на поворотном рычаге 6 из немагнитного материала. Контактная система реле имеет один размыкающий и один замыкающий контакты перекидного типа. Высокая чувствительность реле, необходимая для срабатывания в начале боксования, достигается путем облегчения массы, уменьшения трения, тщательной балансировки подвижной системы, а также уменьшения усилия возвратной пружины. Своевременное отпадание якоря реле после прекращения боксования для исключения большого снижения силы тяги тепловоза обеспечивается высоким коэффициентом возврата (отношением тока отключения к току включения). Коэффициент возврата, равный 0,8—0,85, получен в результате выполнения реле с небольшим воздушным зазором между якорем и сердечником относительно общего воздушного- пути прохождения магнитного потока, благодаря чему при срабатывании реле не происходит существенного увеличения магнитного потока и, следовательно, усилия притяжения якоря. В результате этого для отпадания якоря реле достаточно небольшого уменьшения тока в его катушке.
В блоке боксования одно реле включается между зажимами Я Я первого и второго тяговых двигателей, второе — между зажимами ЯЯ третьего и четвертого, третье между зажимами ЯЯ пятого и шестого тяговых электродвигателей. При нормальной работе, т. е. когда двигатели не боксуют, разность потенциалов между точками подсоединения реле близка к нулю и по катушке реле практически ток не проходит. При боксовании одной из колесных пар, например первой, частота вращения якоря электродвигателя, соединенного с этой осью, быстро возрастает и вызывает увеличение противо-э. д. с. на зажимах этого электродвигателя. Потенциал точки ЯЯ первого электродвигателя уменьшится, и по катушке РБ1 потечет ток от точки ЯЯ второго электродвигателя к точке ЯЯ первого. Если боксует вторая колесная пара, то ток через катушку РБ1 потечет в обратную сторону, т. е. от зажима ЯЯ первого электродвигателя к зажиму ЯЯ второго. При срабатывании реле РБ своими контактами разрывает цепь питания катушки контактора ВВ или подает сигнал на уменьшение возбуждения тягового генератора.
1.Назначение дифференциального реле 3010?
2. Назначение реле боксования?
3.Из чего состоит блок боксования ББ-320?
IV. ДомашнееДля чего предназначено реле задание:
Изучить данные реле. Изучить позиции реле. Ответить на вопросы для самопроверки. Фото ответов на вопросы самопроверки отправить на сайт https://vk.com/club194189853 (Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение) или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Реле предназначено для автоматического управления ослаблением возбуждения тягового электродвигателя посредством включения соответствующих контактов в зависимости от соотношения величин тока и напряжения тягового генератора тепловоза.
Структура условного обозначения
РД-3010 Х3: Р — реле; Д — дифференциальное; 30 — конструктивное исполнение; 1 — количество замыкающих контактов; 0 — количество размыкающих контактов; Х3 — климатическое исполнение (У, УХЛ, Т) и категория размещения (3) по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89.
Условия эксплуатации
Температура окружающего воздуха от минус 50 до 60°С. Время работы при верхнем значении температуры по ГОСТ 9219-95. Группа условий эксплуатации М25 по ГОСТ 17516.1-90. Реле соответствует ТУ 16-523.423-73 и ГОСТ 9219-95. ТУ 16-523.423-73
Технические характеристики
Отключаемый (выключаемый) ток контакта при 110 В и постоянной времени 0,05 с, А, не более — 0,6 Род тока — постоянный Сопротивление при 20°С, Ом: катушки тока — 1,5 катушки напряжения — 270 Потребляемая мощность, Вт — 15 Масса, кг — 3,2 Гарантийный срок по ГОСТ 9219-95, но не более 2,5 лет со дня отгрузки с предприятия-изготовителя.
Конструкция и принцип действия
Реле (см. рисунок) выполнено в виде спецального магнитопровода, двух катушек — сериесной и шунтовой, включаемых соответственно на сигнал тока и напряжения тягового генератора, якоря, контактной системы, клеммной колодки и кожуха.
Габаритные и установочные размеры реле дифферинциального типа РД-3010