Напряжение в самолете ту 154

Электрооборудование самолета ту-154М

Федеральная служба воздушного

Академия гражданской авиации

Электрооборудование самолета ТУ-154М

Одобрено и рекомендовано к изданию

Методическим Советом Академии

Электрооборудование самолета ту-154м: Методические указания, С.-Петербург, 2000.

Составлены в соответствии с программой курса «Электрооборудование самолета ТУ-154м (объем 18 ч.). Приведены основные данные систем электроснабжения, противообледенительной и противопожарной систем и светотехнического оборудования самолета ту-154м.

Составитель Ю.М. Тимофеев, доц.

Рецензент О.И. Михайлов, проф.

© Академия

Гражданской авиации, 2000

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ САМОЛЕТА

Система электроснабжения самолета ТУ-154М включает в свой состав три

Следующие подсистемы (рис.1):

— первичная система переменного трехфазного тока напряже­нием 200/II5B частотой 400Гц;

— вторичная система переменного трехфазного тока напряже­нием 36В частотой 400Гц;

— вторичная система постоянного тока напряжением 27В. Источники первичной системы электроснабжения:

— три генератора ГТ40пч6, установленные по одному на каж­дом авиадвигателе;

— аэродромный источник ШРАП-400 Зф, установленный в райо­не шп. 12, оправа.

Вторичная система 36В 400Гц получает питание через два трансформатора ТС-ЗЗОС04Б и ПТС-250 № 1. Преобразователь ПТС-250 № 2 — резервный, используется только в воздухе и при отказе первичного питания.

ТС-ЗЗОС04Б — установлены в 1-ом техотсеке. а ПТС-250 I, № 2 установлены во 2-ом техотсеке (шп. 19),

Вторичная система постоянного тока получает питание от первичной системы через три выпрямительных устройства БУ-6Б, из которых два — рабочие, а ВУ-6Б № 3- резервное,

Резервным источником постоянного тока служат четыре акку­муляторных батареи 20НКШ-25 УЗ. Аккумуляторы размещены в 2-х контейнерах. Первый контейнер с аккумуляторами № I и 2 установ­лен в 1-ом техотсеке (шп,9-П); второй контейнер — в 5-ом техотсеке (шп.70-72).

На самолете установлен аварийный источник переменного однофазного тока ПОС-125ТЧ, который используется только в воздухе при неработающих генераторах авиадвигателей. Преоб­разователь установлен во 2-ом техотсеке (шп,15).

2. ПЕРВИЧНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕНННОГО ТРЕХФАЗНОГО ТОКА СПЗСЗБ40
— 60кВА

Допустимая перегрузка на 5о — 80кВА

Напряжение линейное — 202-2IOB

Напряжение фазное — II7-I2IB

Номинальный ток канала — 111А

Частота переменного тока — 390-410Гц

СП — система переменного тока, ЗС — трехфазная стабилизированной частоты, ЭБ — трехканальная, без параллельной работы, 40 — мощность канала кВА,

Первичная система предназначена для питания переменным током напряжением 200/II5B частотой 400Гц потребителей, исполь­зующих трехфазный переменный ток линейным напряжением 200В и однофазный переменный ток напряжением II 5В, а также для обес­печения энергией вторичных систем электроснабжения перемен­ного тока 36В 400Гц и постоянного тока 27В,

В состав агрегатов одного канала входят:

— блок регулирования напряжения БИ1208М7А (БШ);

— блок защиты и управления БЗУ-376СБ (БЗУ);

— блок трансформаторов тока БТТ-40Б (БТТ);

-блок регулирования частоты БРЧ-62Ш (БРЧ). Установлены:

— генераторы — по одному на двигателях;

— блоки БРН и БРЧ — между панелями генераторов на потолке (шп.63-64);

— БТТ — в панелях генераторов;

— блоки БЗУ — над последним рядом кресел в районе шп.6З. Первичная система трехканальная. Каждый генератор питает свою сеть. Соединение фаз генера­торов выполнено по схеме «Звезда» выведенной силовой нейтралью на корпус самолета.
Основные технические данные СПЗСЗБ40

Номинальная мощность системы — 120кВА

Номинальная мощность канала — 40кВА

Допустимая перегрузка на 5 мин
Генератор ГТ-40пч6

пч6 – постоянно частотный, 6 тысяч оборотов в минуту.
Генератор представляет собой электрическую машину, состоящую из 3-х синхронный генераторов. Генератор снабжен трансформатором тока, входящим в систему дифференциальной защиты генератора и его фидера от коротких замыканий (рис.2)

Источник

Основные источники электроэнергии на борту Ту-154

От основной системы электроснабжения путем трансформирования получают питание вторичные системы:

— система переменного трехфазного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц через два понижающих трансформатора 200/36, один из них – рабочий, другой – резервный;

Читайте также:  Назначение обмотки трансформатора напряжения соединенной в схему разомкнутый треугольник

— система постоянного тока напряжением 27В±10% обеспечивается тремя выпрямительными устройствами ВУ-6А, из них два рабочих №1 и №2 и одно резервное №3.

Резервными источниками постоянного тока являются две аккумуляторные батареи 20НКБН-25 и стартер-генератор ГС-12ТО с приводом от ВСУ.

На земле аккумуляторные батареи 20НКБН-25 предназначены для запуска ВСУ при отсутствии аэродромных источников электроэнергии.

В полете аккумуляторные батареи сглаживают пульсации выпрямленного напряжения, воспринимают пиковые нагрузки при включении мощных потребителей, а также служат для питания аварийных потребителей при отказе системы электроснабжения.

Аварийными источниками переменного тока (используются) являются два преобразователя: МА-100М и ПТ-200Ц.

Для электропитания потребителей на самолете Ту-154 имеются следующие системы энергоснабжения:

-система переменного трехфазного тока напряжением 200/115 В частотой 400 Гц;

-система переменного трехфазного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц;

-система постоянного тока напряжением 27 В±10%.

Основной (первичной) системой электроснабжения является система трехфазного переменного тока напряжением 200 В частотой

400 Гц. Источниками электроэнергии являются три генератора переменного тока ГТ-40ПЧ-6, установленные по одному на каждом авиадвигателе.

Резервным источником питания основной системы служит генератор ГТ-40ПЧ-6 № 4, установленный на вспомогательной силовой установке (ВСУ).

Эта система электроснабжения является наиболее надежной в эксплуатации и выгодной в отношении массы.

Генераторы работают раздельно каждый на свою сеть, от которой питается определенная группа потребителей.

При отказе одного из генераторов все основные потребители получают питание от двух оставшихся. Если включаются противообледенители предкрылков (оборудованы электронагревательными элементами) потребители бытового оборудования автоматически выключаются.

При отказе одновременно двух генераторов все потребители, кроме противообледенителей предкрылков и бытового оборудования, получают питание от 3-го генератора.

Переключение сетей с отказавшего генератора на работающий производится автоматически.

Каждый генератор работает в комплексе с аппаратурой регулирования, управления и защиты, которая обеспечивает включение генератора на сеть, стабилизацию напряжения и частоты, а также его защиту в аварийных случаях.

От основной системы электроснабжения путем трансформирования получают питание системы (вторичные):

-система переменного трехфазного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц через два понижающих трансформатора 200/36, один из них рабочий, другой резервный. При отказе рабочего резервный включается автоматически или вручную переключателем на панели энергоузла, после чего должна загореться желтая лампа «Резервный работает»;

— система постоянного тока напряжением 27 В± 10% через три выпрямительных устройства ВУ-6А, из них два рабочих № 1 и 2 и одно резервное № 3. При отказе одного из рабочих ВУ-6А резервный включается в полете автоматически или вручную на панели энергоузла переключателями выпрямительных устройств, о чем будет сигнализировать желтая лампа «ВУ — резервный работает».

Резервными источниками системы постоянного тока являются две аккумуляторные батареи 20НКБН- 25 и стартер-генератор ГС-12ТО с приводом от ВСУ.

На земле аккумуляторные батареи 20НКБН- 25 предназначены для запуска ВСУ при отсутствии аэродромных источников электроэнергии. В полете аккумуляторные батареи сглаживают пульсации выпрямленного напряжения, воспринимают пиковые нагрузки при включении мощных потребителей, а также служат для питания аварийных потребителей при отказе системы электроснабжения. Аварийными источниками переменного тока являются два преобразователя: МА-100М и ПТ-200Ц.

Преобразователь МА-100М с выходным напряжением 115 В частотой 400 Гц однофазного переменного тока используется для питания обдува УКВ радиостанций «Ландыш – 20» и аппаратуры 2ИА-7А при отказе основной энергосистемы.

Преобразователь ПТ-200Ц с выходным напряжением 36 В частотой 400 Гц трехфазного переменного тока используется для автономного питания резервного авиагоризонта АГР-144 в нормальных условиях полета. При отказе системы переменного трехфазного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц преобразователь ПТ-200Ц подключается автоматически на шину аварийного питания 36 В, от которой питаются следующие потребители: радиокомпас АРК-15 №1, индикатор ИКУ-1А №1 из комплекта КУРС-МП-2, выключатель коррекции ВК-90, 1-й подканал механизма МЭТ-4Б (У) системы АБСУ и манометры гидросистемы.

Читайте также:  Регулятор напряжения 4 квт как рассчитать мощность

Для подключения аэродромных источников электроэнергии на самолете установлены бортовые штепсельные разъемы:

-ШРАП-400-3Ф для основной сети переменного тока;

-ШРАП-500К для сети постоянного тока (см. рис. 1).

Источник

Система электроснабжения самолета Ту-154М

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

Система электроснабжения самолета Ту-154М состоит из:
• первичной системы переменного трехфазного тока напряжением 200/115B частотой 400Гц;
• вторичной системы переменного трехфазного тока напряжением 36В частотой 400Гц;
• вторичной системы постоянного тока напряжением 27В.
Источники первичной системы электроснабжения:
• три генератора ГТ40пч6, установленные по одному на каждом авиадвигателе;
• генератор ГТ40пч6 на ВСУ;
• аэродромный источник ШРАП-400 Зф.

Содержание

1. Общие сведения об электротехническом оборудовании самолета………..3
2. Первичная система электроснабжения переменного трехфазного тока СП3С3Б40…………………………………………………………………. 5
3. Вторичная система электроснабжения переменного трехфазного тока 36В 400Гц…………………………………………………………………………14
4. Вторичная система электроснабжения постоянного тока……………. …20
5. Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по ОФСС.doc

Затем выключить «РАП» и убедиться в подключении генератора ВСУ к сетям 1,2,3. От генератора ВСУ должны питаться все три сети переменного тока, однако будут блокированы ПОС предкрылков (от ВК » Земля-Воздух») и бытовое оборудование.

Если при подключенном генераторе ВСУ включить один из генераторов авиадвигателей, то данный генератор подключится на 1 и 3 сети, а генератор ВСУ продолжает питать сеть 2. Однако генератор ВСУ автоматически отключается при включении

1 — светосигнализатор СЛМ-61 подключения сетей на трансформаторы; 2 — выключатель ВГ-15К шин ПТС-250; 3 — переключатель вольтметра постоянного тока; 4—переключатель 1ИТ2Н-К8 вольтметра сети 36 В; 5—переключатель амперметра левой сети постоянного тока; 6 — вольтметр В1 постоянного тока;

7 — вольтметр ВФ-0, 4-45 переменного тока 36 В; 8 — выключатель преобразователя ПОС-125ТЧ; 9 — переключатель вольтметра н герцметра переменного тока; 10— герцметр ГФ-400/208; 11 — переключатель вольтметра и герцметра по фазам;

12—вольтметр измерения фазного напряжения; 13—переключатель амперметра генераторов переменного тока; 14—амперметр АФ1-150 генераторов переменного тока; 75 — светосигнализатор СЛМ-61 включения аэродромного источника переменного тока 200 В; 16—выключатель аэродромного источника переменного тока;

17—выключатель генератора ВСУ; 18—светосигнализатор подключения правой шины ВПК на сеть 1; 19 — светосигнализатор подключения левой шины НПК на сеть 3; 20—переключатель ЗПЗН-КШ амперметра по генераторам; 21— светосигнализатор отключения генератора; 22 — переключатель ЗППНТК включения генераторов; 23—амперметр А2 правой сети постоянного тока; 24—светосигнализатор СЛМ-61 соединения сетей постоянного тока; 25—переключатель амперметра правой сети постоянного тока; 26 — выключатель ВГ-15К соединения сетей 2-х генераторов авиадвигателей. При работающих трех генераторах генератор ВСУ подключить невозможно.

Подключение аэродромного источника переменного тока

Необходимо подсоединить разъем ШРАП-400 Зф и убедиться, что напряжение и частота соответствуют техническим условиям. Затем подключить аккумуляторы и включить выключатель «РАП» (на самолетах с номера 85731 загорается зеленый светосигнализатор над выключателем). Аэродромный источник подключается на все три сети, однако ПОС предкрылков и бытовое оборудование будут блокированы.

Если при подключенном РАП включить один из генераторов авиадвигателей, то данный генератор подключается на свою сеть, а аэродромный источник продолжает питать остальные две сети.

Если при подключенном РАП включить два генератора авиадвигателей, то аэродромный источник продолжает питать сеть 3 при включенных генераторах № 1 и № 2 и питает сеть 2 при включенных генераторах № 1 и № 3. Однако РАП отключается, если включить два генератора — № 2 и № 3 или три генератора.

При одновременном включении ВСУ и РАП генератор ВСУ питает сети 1 и 2, а аэродромный источник питает сеть 3.

Особенность электропитания шин НПК

Повышенная надежность электропитания шин НПК обеспечивается за счет резервирования их электроснабжения путем переключения шин от отказавшей сети на сеть другого борта.

— шины НПК левые подключены к сети 1;

— шины НПК правые подключены к сети 3.

Читайте также:  Напряжения при гибке металла

Автомат переключения шин АПШ-ЗМ и коробка отсечки частоты КОЧ-62Б анализируют параметры сетей 1 и 3. Два комплекта АПШ КОЧ установлены в первом техническом отсеке. АПШ-3М срабатывает при просадке линейных напряжений до 150±15В

КОЧ-62Б срабатывает при просадке частоты до 360Гц. Время задержки от 0,15 до 0,5 с. О переключении шин НИК сигнализируют желтые светосигнализаторы «Подключение шин НИК», «Левые на сеть 3, правые на сеть 1». При исчезновении всех трех напряжений АПШ срабатывают без самоблокировки. При исчезновении напряжения или частоты только в одной или 2-х фазах АПШ и КОЧ срабатывают и само блокируются. Для разблокировки схемы пользоваться автоматами защиты «АПШ», «КОЧ», установленными на панелях АЗС левой и правой.

Распределительная сеть первичной системы электроснабжения

Распределительная сеть состоит из:

К числу основных распределительных устройств относятся:

— левая и правая панели генераторов;

— левая и правая РК противообледенителей;

— левая и правая РК 115/200B;

Панели генераторов выполнены в виде 2-х вертикальных шкафов. В левой панели генераторов установлены шины сети 1 и автономные шины левые. В правой панели генераторов установлены шины сети 2, шины сети 3 и шины бытового оборудования, а также шины автономные правые.

От левой панели генераторов питаются шины РК 115/200B левой — установлена в 1 техотсеке. В РК 115/200B левой размещены шины НПК левые.

От правой панели генераторов питаются:

— РК 115/200B правая — установлена в 1 тех отсеке.

В РK 115/200B правей размещены шины ШК правые.

При коротком замыкании в силовых распределительных устройствах необходимо включить все генераторы аварийно, т.е. включить три выключателя «Аварийное включение на автономные шины»

При этом генераторы отключаются от сетей и подключаются только на автономные шины.

Автономные шины левые нормально подключены, к сети 1, но могут получать аварийное питание непосредственно от генератора № 1 или при его отказе — от генератора № 2.

От автономных шин левых питаются:

— топливные насосы № 3; 8 прав.; 8 лев. и 10;

— выпрямительное устройство ВУ-6Б резервное.

Автономные шины правые нормально подключены к сети 3, но могут получать аварийное питание непосредственно от генератора № 3 или при его отказе — от генератора № 2.

От правых автономных шин питаются: топливные насосы № 4, 6 левый, 6 правый и 2.

3. Вторичная система электроснабжения трехфазного переменного тока 36В 400 Гц

Электропитание системы осуществляется от первичной системы электроснабжения. В состав системы Зф 36В 400Гц входят:

— два понижающих трансформатора ТСЗЗОС04Б;

— два блока защиты трансформаторов БЗТ-1 2 серии;

— два преобразователя ПТС-250 2 серии;

— аппарат подключения преобразователя АПП-1А;

— автомат переключения шин АПШ-ЗМ;

— аппаратура управления и защиты.

Трансформаторы, БЗТ, АЛЛ и АПШ — установлены в 1 техническом отсеке.

Преобразователи установлены во 2-ом тех отсеке. Аппаратура коммутации управления и защиты установлена в РК 115/200B левой и правой, а также в левой и правой РК 36В, в панели энергоузла, в левой и правой панелях, АЭС.

Система обеспечивает раздольное питание авиагоризонтов. Трансформаторы ТСЗЗ0С04Б № 1 и № 2 первичными обмотками подключены к шинам НПК соответственно к левым и правым.

Каждый трансформатор питает шины своей сети 36В:

-трансформатор № 1 питает шины в РК 36В левой;

-трансформатор № 2 питает шины и РК 36В правой.

В распределительных коробках РК 36В левой и правой, кроме трансформаторных шин, установлены шины преобразователей:

— шины ПТС-250 № 2 — в левой РК 36В;

— шины ПТС-250 № I — в правой РК 36В.

В нормальных условиях работает, только ПТС-250 № 1, a ПТС-250 № 2 находится в резерве.

Напряжение и частота в сетях 36В не регулируются и зависят от параметров первичной системы электроснабжения, причем напряжение поддерживается в пределах 35-39,5В.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector