Пусковые реле для холодильников маркировка

Пусковое реле холодильников: устройство и ремонт

Холодильник – образец бытовой техники, без которой сегодня не обходится ни одна семья. Подобно большинству сложных электромеханический устройств холодильники в определенный момент могут выйти из строя, после чего приходится приглашать мастера. Однако возможны ситуации, когда сравнительно простую неисправность удается диагностировать и устранить собственными силами.

Современные холодильные агрегаты оснащаются компрессорами с однофазным мотором, для запуска которого предусмотрено специальное пусковое реле (ПР). Когда этот узел по какой-то причине отказывает в работе – компрессор агрегата перестает запускаться. В предлагаемом обзоре можно ознакомиться с тем, как работает ПР и каковы признаки его отказа. Пользователи, хорошо разобравшиеся с работой схемы запуска, смогут самостоятельно устранить возникшую неисправность.

Запуск мотора

По своей сути используемые в компрессорах приводные моторы – это однофазные асинхронные двигатели (АД), оснащенные пусковой обмоткой. Основу их конструкции составляют неподвижный статор с комплектом катушек и вращающийся ротор. Подвижная часть двигателя или ротор – это полый цилиндр из алюминия (его называют еще «беличьей клеткой»).

Статор двигательного агрегата содержит пару рабочих обмоток, одна из которых является основной, а вторая выполняет функцию пусковой. Они расположены по отношению одна к другой под прямым углом, либо наматываются в противоположных направлениях, образуя своеобразный «бифиляр». Протекающий по основной обмотке ток создает э/м поле с изменяющимся направлением вектора. При вращающемся роторе по закону э/м индукции в двигателе создается равнодействующая магнитных потоков (ЭДС). Как правило, ее достаточно для того, чтобы поддержать его вращение за счет протекающего по основной катушке тока.

Если ротор в начальном положении неподвижен (что считается нормой), то результирующая ЭДС приближается к нулевому значению. В этом случае для запуска двигателя потребуется дополнительное усилие, обеспечивающее требуемую величину пускового момента. Для этих целей и нужна стартовая катушка.

Для запуска и нормальной работы мотора токи в катушках должны быть смещены по фазе один относительно другого. По этой причине в его конструкции предусмотрен дополнительный, смещающий фазу элемент (дроссельный или конденсаторный). Как только двигатель развивает нужные обороты – необходимость в стартовой катушке отпадает.

Вывод: Для нормального запуска АД нужно задействовать сразу обе катушки (основную и пусковую). С другой стороны для режимного вращения ротора достаточно только одной – основной. Для своевременной коммутации этих цепей и используется пусковое реле, включаемое непосредственно перед компрессором.

Принцип действия ПР

Несмотря на разнообразие моделей и электрических схем современных холодильников, принцип действия ПР у всех у них одинаков. После знакомства с особенностями работы этого элемента в одной из моделей можно будет самостоятельно заняться диагностированием и ремонтом.

Схема устройства и подключение к компрессору

На электрической схеме релейного устройства в первую очередь выделяют входную и выходную цепи. На ней четко видны два провода по питанию и три жилы, идущие на компрессор. Одна из них (нулевая шина питания) является общей для входа и выхода. Вторая (фазная) жила внутри реле расщепляется на две цепочки, по одной из которых фаза поступает на рабочую катушку. Другой отвод предназначен для подачи сетевого питания на коммутирующий контакт цепи запуска.

Если на самом реле отсутствуют обозначения контактов – легко ошибиться при его подключении к компрессору. Предлагаемый некоторыми специалистами метод идентификации обмоток путем измерения их сопротивления очень часто неприменим. Объясняется этот тем, что у некоторых моделей компрессоров их сопротивления практически одинаковы.

Вот почему для уточнения назначения контактных площадок потребуется найти паспорт со схемой, на которой они обозначаются соответствующими значками (с указанием назначения). При наличии маркировки следует учитывать, что для некоторых моделей агрегатов символы расшифровываются следующим образом:

  • «S»– контакт провода, идущего к пусковой обмотке.
  • «R»– то же, но для подсоединения к рабочей катушке.
  • «C»– это общая (или нулевая шина).

Кроме того, различные модели реле отличаются методом крепления на элементах каркаса холодильника (компрессора). Каждая из них имеет особые токовые характеристики, что вынуждает при замене выбирать схожие по параметрам образцы.

Переключение цепей э/м способом

Реле э/м типа срабатывают за счет протекания тока через последовательно включенную стартовую обмотку, что приводит к замыканию его рабочих контактов. Т. к. при запуске компрессора по ней протекает значительный ток, то формируется магнитное поле, достаточное для замыкания контакта стартовой катушки. Сразу вслед за этим ротор начинает разгоняться.

При достижении определенной скорости этот ток уменьшается, а напряженность магнитного поля снижается. За счет упругости возвратной пружины сердечник реле отходит обратно, размыкая цепь питания пусковой катушки. После этого двигатель компрессора переходит в режим обеспечения постоянства вращения ротора. При этом ток протекает только через основную обмотку. В последующем ПР переключается лишь после того, как ротор перестанет вращаться.

Читайте также:  Abb tw1 реле освещения с датчиком 1 диапазон 16а 230в

Регулирование тока позистором

В некоторых холодильниках в качестве коммутирующего элемента используется электронный прибор – позистор, представляющий собой тепловую модификацию резистора. При низких температурах его сопротивление мало, а с ее повышением оно резко увеличивается (что равносильно размыканию цепи). Этот элемент устанавливается в цепочку, через которую ток поступает на стартовую катушку.

Принцип его действия можно описать так:

  1. При нормальной температуре (на начальном этапе роботы холодильника) ток через позистор имеет величину, достаточную для запуска мотора компрессора.
  2. По мере работы схемы за счет протекающего тока этот элемент нагревается, а после достижения фиксированной температуры его высокое сопротивление размыкает цепь (обесточивает стартовую катушку).
  3. Двигатель компрессора работает после этого только на одной рабочей обмотке.

Остывает позистор лишь после снятия напряжения с компрессора, а срабатывает вновь при последующем включении двигателя.

Прибор токовой защиты

В двигателях асинхронного типа предусмотрены несколько видов защиты от превышения потребляемым током заданной величины. Это происходит при КЗ в рабочих цепях или при перегреве узлов из-за отказа вентилятора (срабатывает тепловая защита). Вместе с тем не исключены ситуация, когда двигатель в течение некоторого времени (порядка нескольких секунд) работает в режиме предельных токов, превышающих норму в 2-5 раз. Как правило, это случается при резком увеличении нагрузки на валу из-за явления заклинивания.

При этом потребляемый от сети ток также возрастает, но его величина не достигает значений КЗ. Вследствие этого защитный автомат не успевает отключить цепь питания. Тепловое реле также не срабатывает, поскольку за такое короткое время температура его контакта измениться не успевает. Самый верный способ защитить двигатель от перегрузки в этом случае – использовать прибор токовой защиты, устанавливаемый в следующих местах:

  • Во внутренней полости компрессора.
  • В отдельном корпусе.
  • Внутри самого ПР.

В последнем случае получается устройство, сочетающее в себе функции подключения пусковой цепи и защиты по току. Специалисты называют его пускозащитным реле (ПЗР).

Действие этого устройства основано на 3-х принципах:

  • с увеличением тока проводящие материалы нагреваются;
  • вследствие этого наблюдается расширение металла;
  • для разных типов металлических материалов коэффициент расширения различен.

Всем этим принципам удовлетворяют конструкции, изготовленные в виде сваренных между собой биметаллических пластин с отличным КТР (коэффициентом теплового расширения).

Из-за различия этих показателей при разогреве от протекающего по ней тока такая пластина начинает изгибаться; причем один из ее концов остается в фиксированном положении. Одновременно второй слегка отклоняется и размыкает рабочий контакт. Каждый тип биметаллических пластин рассчитывается на определенный ток, так что при замене ПЗР потребуется убедиться в его совместимости с неработающим прибором.

Поиск и устранение неполадок

С учетом того, что количество элементов в реле незначительно – проверить их исправность удается методом последовательного исключения. Для этого достаточно запастись плоской отверткой и мультиметром. Во время ремонта важно обратить внимание на следующие моменты.

Чисто конструктивно э/м реле – это приборы с контактами, разомкнутыми в нормальном состоянии. Позисторный вариант коммутирующего прибора имеет контакты, первоначально замкнутые. В первом случае при старте мотора ток по цепи запуска не протекает, а во втором – наоборот.

Если заведомо рабочий компрессор не запускается – это означает, что напряжение на пусковой катушку не поступает. Причина в этом случае заключается в следующем:

  • Срабатывание реле защиты по току.
  • Разрыв цепи, по которой в исходном состоянии должен протекать ток.
  • Неисправность позистора.

Рассмотрим каждую их этих неполадок более подробно

Неисправности в реле защиты по току (РЗТ)

В ситуации, когда холодильник включается на некоторое время (5-20 секунд), а затем отключается – это означает срабатывание РЗТ.

Причины его отключения перечислены ниже:

  • срабатывание связано с повреждением рабочей обмотки (реле срабатывает от перегрузки по току);
  • стартовое реле не размыкает контакты в цепи запуска;
  • неисправно токовое реле, срабатывающее при минимальном нагреве.

Если при прозвонке мультиметром обнаруживается обрыв цепи питания обмоток – скорее всего, неисправно само реле защиты. Обычно причиной этого является нарушение контакта в биметаллической пластине. Самый простой выход из положения – заменить поврежденный прибор новым.

Неполадки в цепи запуска

Неисправности этого типа выявляются с помощью обычного мультиметра, посредством которого потребуется прозвонить следующие электрические цепи:

  1. При обнаружении обрыва на участке до рабочей обмотки необходимо проверить исправность ПЗР.
  2. В этом случае особое внимание обращается на залипание или окисление его контактов.
  3. При отсутствии прозвонки на участке до катушки пуска помимо обрыва цепи возможны неисправности ПЗР или отсутствие контакта в соединительных планках.

В устройстве с индукционной катушкой для восстановления контакта придется вручную поднять контактную планку с возвратной пружиной.

Неисправность позистора

Чтобы убедиться в работоспособности позистора потребуется проверить его сопротивление в различных состояниях. Для этого следует дождаться, когда он полностью остынет и прозвонить его цепь мультиметром или подобным ему прибором. Если тестер показывает полное отсутствие тока или значительное по величине сопротивления – позистор следует заменить новым образцом.

Читайте также:  Реле заднего хода даф 95 хф где находится

Для проверки режима отключения нужно подключить к позистору какую-нибудь нагрузку (к примеру – лампу накаливания на 100 Ватт). Для этого потребуется вилка с клеммами, подсоединяемая ко входной цепи устройства. Идущие от лампы провода подключают к разъему, контакты которого соединены с нулем питания и фазным концом пусковой обмотки.

При включении в сеть по всей защитной цепи и через лампу начинает течь ток и она загорится. Поскольку его величина значительно ниже, чем при запуске мотора – защитный элемент нагревается очень долго (для выбранной лампы этот промежуток составит порядка 20-40 секунд).

Если со временем лампочка накаливания погаснет, то можно быть уверенным в исправности испытываемого элемента. Если ничего не произойдет и цепь со временем не прервется – это значит, что позистор неисправен. В сложившейся ситуации проще всего приобрести новый прибор.

Проблемы с контактами

Известно две причины рассматриваемой неисправности. Это – отсутствие тока в цепи при вроде бы замкнутых контактах и их залипание из-за потери упругости пластин. Первый случай характерен для ситуации, когда контактные пяточки сильно окислились. Решить проблему удается их зачисткой с использованием наждачной бумаги. Другая причина – деформация самой прижимной планки. В этом случае потребуется восстановить ее форму, обеспечивающую нормальный прижим и контакт.

Более сложная неисправность – залипание планки со штырем, срабатывающей при протекании тока через соленоид и не отходящей при его отключении. Для устранения этой неполадки потребуется почистить элементы, управляющие узлом коммутации.

Выводы

Простота конструкция ПР допускает самостоятельное выявление причины неисправности и позволяет устранять ее без привлечения специалистов. Для этого не требуется глубоких познаний в электротехнике и наличия специального инструмента. При самостоятельном ремонте пускового прибора следует быть очень внимательным, так как от этого зависит функциональность дорогостоящей бытовой техники.

Источник

Реле пускозащитное РКТ

От admin Июл 7, 2009 В Запчасти для холодильников

Реле пускозащитные для компрессоров холодильников РКТ-1, РКТ-2, РКТ-3, .. 4, 5, 6 по конструкции существенных отличий не имеют, имеется разница в токе и температуре срабатывания защитной части. Эта запчасть холодильника не ремонтируется.

Схема соединений реле РКТ 2 показана на рисунке:

  • C — на общую компрессора,
  • S — на пусковую,
  • R — на рабочую обмотку компрессора,
  • u1 — биметаллическая пластина,
  • r1 — спираль с высоким сопротивлением,
  • К — рабочий конденсатор.

Принцип работы защитной части реле РКТ

напряжение на рабочую обмотку компрессора поступает через спираль с высоким удельным сопротивлением и затем через контакты биметаллической пластины. При увеличении тока, протекающего через рабочую обмотку компрессора, например при заклинивании или межвитковом замыкании, спираль разогревается, и установленная в непосредственной близости от нее биметаллическая пластина с контактами вследствие нагрева изменяет свою форму и размыкает цепь.

Позисторная часть реле пускозащитного РКТ

Тепловая часть работает следующим образом: в холодном состоянии позистор имеет сопротивление около 30 Ом. При запуске через него и конденсатор на пусковую обмотку компрессора подается напряжение смещения, которое и запускает компрессор. При возникновении каких либо проблем с пусковой обмоткой ток через позистор увеличивается, при нагреве его сопротивление резко увеличивается и компрессор не запускается.

Основные параметры защитных реле РКТ-1. РКТ-6:

  • Настройка по температуре срабатывания 120-140 град.С;
  • Настройка по температуре возврата 60-75 град.С;
  • Температура срабатывания 130+-10 град.С;
  • Температура возврата 65 +10-5 град.С;

    Ток срабатывания (при t=80 град.С):

    • РКТ-1 1,5А;
    • РКТ-2 1,8А;
    • РКТ-3 2,5А;
    • РКТ-4 3,0А;
  • Максимальный ток срабатывания (при t=25 град.С)соответственно: 5; 6,3; 8,0; 11,5 A.
  • Время срабатывания 6-15 сек.
  • Основные параметры реле контроля тока PT, РТ-1 (позистор):

    • номинальное сопротивление (при 25 град.С) 33+-8,5 Ом;
    • потребляемая мощность 4,3Вт;
    • Время срабатывания 0,6-2,0 сек.;
    • Время возврата 100 сек;
    • Максимальное напряжение 500 В.
    • номинальное сопротивление 3,3+-1 Ом;
    • потребляемая мощность 4,3Вт;
    • Время срабатывания 0,6-2,0 сек.;
    • Время возврата 100 сек;
    • Максимальное напряжение 200 В.

    Конструкция блока пускозащитного РТ-РКТ:

    Для разборки:

    снять боковую крышку блока РКТ 20 (защелка вверху) для освобождения заземляющего контакта. Далее отцепить изогнутые концы пружины из выемок (сжать концы и приподняв другой край пружины, вытянуть ее на себя).
    Снять крышку — она снимется вместе с РКТ. Отверткой поддеть снизу и вытащить РКТ.

    86750 просмотров Теги: rkt-2

    34 комментариев

    Спасибо 🙁 грустно.
    — Надеялся что разнеся(отодвинув) греющийся резистор от «термореле» дам возможность Разогнаться «мотору»компрессора. (или «позистор» замкнуть)
    -Два вопроса.
    — Чем чревато убирание РКТ(защиты) для холодильника, ну кроме выхода из строя «движкА»(типа взрыв, пламя, тишина)
    — Интересно, а в этих «компрессорах» не вибрационники ли стоят?
    — спасибо что ответили, есть ещё в русских селЕниях -люди. 😉

    Треугольник на двигателе
    -нижний левый — П
    -средний верхний — О
    -нижний правый — Р
    вобщем как ни мерь, судя по чертежу и описанию обмоток мотора — всё равно угадаешь
    О
    0
    20ом 10ом

    Помню что при отключении(серез 5 сек) компрессор Встяхивало, отсюда, удручающий, вывод — он крутился, а не стоял заклиненый.
    — СПАСИБО !
    в эту пятницу поеду(если по нашему бездорожью пробьёмся) вооруженный вашими советами(диодами) и вынесу окончательный вердикт.

    Читайте также:  Снаббер для реле в цепи переменного тока

    День Добр!
    — Двух-камерный холодильник(не помню название)После Замены всего агрегата, 4 года работал и встал.
    — агрегат -компрессор «Атлант ск 140 Н5-02» и «РКТ2».
    Симптом — При включении компрессор запускается — через 5 сек — нагревается до покраснения ркт2 и компрессор выключается.
    — Думаю, Ваш вердикт — виноват компрессор 🙁
    — Но у меня вопрос, а Нужен ли конденсатор? т.к. в этом холодильнике (после замены агрегата) конденсатора нет, т.е. «3» нога РТ висит в воздухе. и он так работал 4 года.
    -спасибо.

    эм-м, добавлю, сопротивление обмоток
    компрессора АТЛАНТ с-к 140 Н5-02
    О-П должно 20.1ом имеем 20ом
    О-Р должно 15.1ом имеем 10ом

    может быть благодаря отсутствию пуск.конденсатора он(компрессор) не успевает разогнаться и стимулирует термо-резистивную защиту?
    — Подскажите какая ёмкость и напруга у конденсатора.
    (холодильник в деревне у бабушки)

    Stinol-104 NF 330 4T компрессор FN91Q17G перестал запускаться. В ходе поисков поменял термореле К-59 L1188 на К-59 L1275. Регулятор поставил в положение 1. Холодильник включился. В морозильной камере стрелка термометра показывает более половины на синем делении. Это так должно быть. Или надо настроить регулировочный болт в термореле или менять термореле. При вкл. в холод. отделении намерзают капельки воды. При откл. оттаивают. Время интервала работы 10 мин. работает, 14 мин. не работает. Я как бы самоучка. Подскажите пожалуйста все ли правильно. Толи реле поставил, правильно работает интервал времени срабатывания холодильника.

    ПЕРЕСТАЛ ВКЛЮЧАТЬСЯ Stinol 104 КШТ-305,КОМПРЕССОР FN91Q17G НА НЕМ СТОЯЛА ПУСКОВОЕ РЕЛЕ ММ8-605 330М355 2013. СНЯЛ РЕЛЕ, ЗАПУСТИЛ КОМПРЕССОР БЕЗ РЕЛЕ.ПОМЕНЯЛ НА РКТ2.МЫЧИТ НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ. ПРОВОДА ПОДСОЕДИНИЛ ПРАВИЛЬНО ЭТО ТОЧНО.ТЕРМОРЕЛЕ ПРОЗВОНИЛ 6,3,4,ПРОЗВАНИВАЮТСЯ

    ПРОСТИТЕ ЗАБЫЛ НА ТАЙМЕРЕ 2,3,ЗАМКНУТЫ

    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста. Реле РКТ1 возможно заменить на реле РКТ2?
    Заранее спасибо!

    Спасибо, за помощь. Но папа привез из сада ещё stinol 107 no frost, компрессор Атлант ск 140 н5-02 с ркт2. При включении краснеет круг ркт2 но компрессор запускается,через 5-10 сек выкл, через 15 сек сново вкл. Но папа нажал 3 раза на клапан конпрессора ,рядом коробка с клеммами из неё провода кр-син-масса в реле.Скажите! Нужно реле и R12? И какой провод куда к реле

    На холодильнике no frost стинол, компрессор Атлант ск 140 н5-02 и ркт2. Менял реле, но не запомнил провода (3 шт). Подскажите пожалуйста, какой провод куда или дайте ссылку. PS- Первый раз делаю, боюсь ошибиться!

    Подскажите пожалуйста! Холодильник stinol no frost, компрессор Атлант(купил без реле). Какое реле надо купить.

    Добрый день! Подскажите, почему так происходит. Холодильник Indesit С132 NFG. Перестал работать компрессор. Снял реле РКТ 2 2, прозвонил, обнаружил обрыв между контактами С и 3. Разобрал и увидел перегорелую спираль r1. Дальше проверять ни чего не стал. Купил новое реле, поставил, компрессор дёрнулся и затих, запахло палёным. Снял реле, разобрал-таже история, сгорела спираль r1. Теперь стало ясно, что причина не в реле, Надо менять компрессор. Но остался не ясен вопрос, почему перегорает спираль. Ведь она должна нагреть пластину, а та разомкнуть цепь. А может в данном вопросе виноваты китайцы.

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста,холодильник стинол-110,компресор АТЛАНТ- не холодит обе камеры холодильника.Щелкает реле РКТ-2 ЧЕРЕЗ З СЕКУНДЫ при включении холодильника и компрессор отключается! Минут через 10 повторяется так же.

    Перестал запускаться компрессор морозилки Атлант хм 6025( морозилка снизу) Сначала был противный высокий зуд временами похожий на дребезжание контактов затем перестал запускаться но»мычал» Попробовал поменять местами пусковые реле с холодильника ( они одного типа 103N0050 данфос) — не помогло (холодильник работает на обоих реле ) Поменял термореле ТАМ 125 — морозилка запустилась Но поработала сутки или полтора и опять таже проблема — «мычит» и не запускается Сигнал с термореле на запуск вроде идёт ( он бы не мычал ) Прозванивал обмотки -все как положено 31 и 16 Ом Напрямую накинул питание на рабочую и кратко запитал пусковую запустился компрессор и работает вроде нормально ( морозит ) Вроде всё говорит о том,что виновато пусковое реле Но две непонятки почему холодильник работае на обоих реле и второе на корпусе почему то фаза светится индикатором

    Померил сопротивление обмоток на горячем компрессоре 37,5 и 19,5 Ом думаю это в пределах разумного учитывая погрешность прибора

    Как проверить компрессор на межвитковое.

    Кстати как вариант может с компрессором что-то межвитковое например и реле по току не срабатывает.

    Добрый день. Подскажите пожалуйста что может быть, холодильник Норд, работал не отключался вызывал мастера он поменял реле работает не отключался долго, отключился и не включается, вытаскиваешь вилку из разетки, через восем часов включаешь, цикл повторяется, сказал что двигатель, поменяли двигатель, работал отключился и не включается. Что с ним делать? Где искать причину? Спасибо за ранее.

    а можно вместо РКТ-1 установить РКТ-3 подскажите кто знает.

    Источник

    Оцените статью
    Adblock
    detector