Реле блокировки стартера урал 4320 с двигателем ямз 236

Реле блокировки стартера урал 4320 с двигателем ямз 236

Библиографическая ссылка на статью:
// Современная техника и технологии. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2012/05/929 (дата обращения: 08.12.2021).

канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.,

канд. техн. наук Картуков А.Г.,

Автомобиль Урал-4320-31 – одна из основных марок военной автомобильной техники (ВАТ), используемой в Вооружённых силах РФ.

Готовность к использованию автомобилей в значительной мере определяется техническим состоянием электрооборудования, и в первую очередь такой системы, как система электростартерного пуска.

Стартер, дополнительные реле, выключатель стартера и соединительные провода входят в состав системы электростартерного пуска, источником энергии которой является стартерная аккумуляторная батарея. В стартерах используются электродвигатели постоянного тока с последовательным возбуждением, так как их характеристики хорошо согласуются со сложным характером нагрузки, создаваемой поршневым двигателем при пуске [1]. На рисунке 1 представлена структурная схема системы электростартерного пуска автомобиля УРАЛ-4320-31.

Рисунок 1 – Структурная схема системы электростартерного пуска

Система электростартерного пуска предназначена для провертывания коленчатого вала двигателя с частотой превышающей минимальную пусковую частоту вращения. При расчетах пусковая частота вращения для дизельного двигателя принимается 100-150 мин -1 [2].

Стартер является главным устройством системы электростартерного пуска. Для удобства водителя он имеет дистанционное управление и запускается из кабины ключом выключателя стартера и приборов. Однако контакты выключателя не рассчитаны на силу тока, потребляемую тяговым реле стартера (до 30 А). Поэтому устанавливается дополнительное реле стартера, обмотка которого включается через выключатель стартера и приборов, а контакты подключают обмотки тягового реле стартера под напряжение батарей. Для автоматического отключения стартера после пуска двигателя и для предотвращения его случайного включения при работающем двигателе устанавливается реле блокировки. В качестве датчика частоты вращения коленчатого вала для этого реле используется генератор автомобиля. Сигнал (переменное синусоидальное напряжение) снимается с одной из его фаз (вывод «Л1» или «W» на задней крышке генератора).

Признаком такой неисправности как, обрыв провода в цепях системы электростартерного пуска, неисправностей реле блокировки стартера и реле стартера является то, что тяговое реле и электродвигатель стартера не включаются. В случае неисправности электрических цепей системы электростартерного пуска необходимо найти обрыв. Для этого следует включить выключатель аккумуляторных батарей и выключатель стартера и приборов в нефиксированное положение «II» и проверить его исправность.

Проверка исправности выключателя стартера и приборов с помощью контрольной лампы проводится следующим образом. На корпусе выключателя расположено пять выводов (рисунок 2).

Рисунок 2 – Выключатель стартера

«АМ» – соединяется с клеммой «+» указателя тока. К этому выводу подводится напряжение от генератора и аккумуляторных батарей. К нему подсоединены два красных провода; «СТ» – используется для подключения управляющей цепи стартера и к нему подсоединены два серо-зеленых провода; «ПР» – свободен; «КЗ» – используется для подключения реле блокировки стартера и к нему подсоединены два черных провода; «ВК» соединяется с выводом «+» регулятора напряжения и к нему подключены два синих провода. В фиксированном положении «I» с «АМ» соединены все выводы, кроме «СТ», поэтому включены все приемники электроэнергии, кроме стартера. В положении «II» (нефиксированном) с «АМ» соединены выводы «СТ», «ВК» и «КЗ», а в положении «III» соединены выводы «АМ» и «ПР». Для проверки исправности выключателя стартера и приборов необходимо отвернуть гайку, крепящую его к панели приборов. Затем, включая одно из положений («I», «II» или «III») проверить напряжение на выводах выключателя.

Читайте также:  Рабочий цилиндр сцепления ЛуАЗ: от каких моделей он подходит?

1 – выключатель стартера и приборов; 2 – зажим «-»контрольной лампы; 3 – зажим «+»контрольной лампы и вывод «ВК» выключателя стартера и приборов (подходит синий провод); 4 – контрольная лампа

Рисунок 3 – Проверка исправности выключателя стартера и приборов

с помощью контрольной лампы

Для проверки цепей электростартерного пуска следует включить выключатель аккумуляторных батарей и выключатель стартера и приборов в нефиксированное положение «II» и проверить и подключать контрольную лампу к отдельным участкам цепи (рисунок 3), начиная от аккумуляторных батарей и далее последовательно по цепи в соответствии с рисунком 4. На том участке цепи, где при подключении к разъему провода контрольная лампа не загорится, имеется обрыв провода до его разъема. При проверке на обрыв провода один наконечник контрольной лампы подключается к его разъему, другой – к корпусу (к «массе» автомобиля).

Место подключения наконечника контрольной лампы к корпусу должно быть без коррозии и защитного покрытия (краски и т.п.) для обеспечения надежного электрического контакта. На том участке цепи, где при подключении к разъему провода контрольная лампа не загорится, имеется обрыв провода до его разъема. Неисправность необходимо устранить заменой провода или устранением его обрыва. В месте обрыва провода должны быть надежно соединены пайкой и изолированы от контакта с корпусом при помощи изоляционной ленты.

HL1 – HL3, HL5 – HL9, HL13 – последовательность подключения контрольной лампы при проверки цепи обмотки реле стартера; HL4, HL10, HL11 – последовательность подключения контрольной лампы при проверке цепи тягового реле стартера; HL14 – HL17 – последовательность подключения контрольной лампы при проверке цепи реле блокировки стартера; 1 – генератор; 2 – аккумуляторные батареи; 3 – выключатель аккумуляторных батарей; 4 – розетка внешнего пуска; 5 – кнопка выключения аккумуляторных батарей; 6 – указатель тока; 7 – реле блокировки выключателя батарей; 8 – выключатель стартера и приборов; 9 – реле блокировки стартера; 10 – реле стартера; 11 – стартер

Рисунок 4 – Последовательность подключения контрольной лампы при проверке цепей системы электростартерного пуска автомобиля Урал-4320-31

Неисправность необходимо устранить заменой провода или устранением его обрыва. В месте обрыва провода должны быть надежно соединены пайкой и изолированы от контакта с корпусом при помощи изоляционной ленты. Небрежное соединение проводов в виде скрутки и ненадежная изоляция их соединения создает предпосылки к короткому замыканию проводов на корпус и возможности из-за этого возгорания автомобиля.

Типичным признаком отказа может быть обесточивание обмотки реле стартера при любых частотах вращения коленчатого вала. При такой неисправности невозможно включить стартер и необходимо в первую очередь проверить цепь реле блокировки. При проверке с помощью контрольной лампы исправности цепи реле блокировки следует включить выключатель аккумуляторных батарей, а затем выключатель стартера и приборов в нефиксированное положение «II».

Контрольная лампа напряжением 24 В мощностью (1-3) Вт в последовательности, представленной на рисунке 5а, б подключается к выводам реле.

а, б – последовательность подключения контрольной лампы к выводам реле блокировки стартера; в – подключение к корпусу катушки реле стартера при неисправном реле блокировки стартера для электростартерного пуска двигателя

Рисунок 5 – Проверка исправности цепи и реле блокировки

стартера 2612.3747
с помощью контрольной лампы

Если при подключении контрольной лампы к выводам 2, 3, 6 реле при каждом подключении лампа горит, а при подключении контрольной лампы к выводу 1 реле она не горит, то реле блокировки неисправно и его необходимо заменить или отправить в ремонт. Если при подключении к выводу 1 реле блокировки лампа горит, то, возможно, отсутствует контакт вывода 1 с корпусом и поэтому реле стартера не срабатывает (не слышно характерного «щелчка» его контактов). Если после пуска двигателя от вывода «W» (Л1) генератора переменное подается на вывод 4 реле блокировки, а стартер автоматически не отключается (стартер отключается только ключом выключателя стартера и приборов), реле блокировки неисправно и его необходимо заменить или отправить в ремонт. Если нет возможности заменить или отремонтировать реле, то для электростартерного пуска двигателя необходимо отсоединить желтый провод от штекерного разъема подключения реле (от вывода 3) и подсоединить его к корпусу, как показано на рисунке 5в. При таком подключении реле стартера следует помнить, что отсутствуют автоматическое отключение и блокировка включения стартера, и быть внимательным при пуске и работе двигателя.

Читайте также:  Блок реле исузу нкр 75

При проверке с помощью контрольной лампы исправности реле стартера следует включить выключатель аккумуляторных батарей, а затем выключатель стартера и приборов в нефиксированное положение «II». Контрольная лампа напряжением 24 В мощностью (1-3) Вт в последовательности, представленной на рисунке 6а, б, в подключается к выводам реле.

Сначала лампу подсоединить к выводам 87 и 86 реле (рисунок 6а). Если лампа горит в обоих случаях, то это значит, что под напряжение батарей подключены контакты и катушка реле, соответственно. Если лампа не горит, то тогда необходимо проверить подводящие провода на обрыв.

Затем отсоединить провод от вывода 85 реле, а к выводу 85 подключить лампу (рисунок 6б). Если лампа горит, то катушка реле исправна, а если не горит, то катушка неисправна (обрыв обмотки) и реле необходимо заменить.

Затем проверить состояние контактов реле стартера. Для этого необходимо отсоединить провод от вывода 30 реле, и к нему подсоединить контрольную лампу (рисунок 6в). Если лампа горит, то контакты в исправном состоянии. Если же она не горит, то реле неисправно и его необходимо заменить.

При неисправном реле стартера электростартерный пуск двигателя можно осуществить следующим образом. Отсоединить провода от выводов 87 и 30 реле и соединить между собой (рисунок 6г). Сразу же после пуска двигателя провода разъединить, а провод 5 к выводу 87 обратно установить в штекерный разъем, так как он постоянно находится под напряжением аккумуляторных батарей и должен быть надежно зафиксирован или же его наконечник заизолирован, чтобы исключить короткое замыкание на корпус. В процессе эксплуатации реле стартера нуждается в периодической проверке. Технические характеристики реле стартера 738.3747-20 представлены в таблице.

Т а б л и ц а – Основные технические характеристики реле 738.3747-20

Источник

Урал 4320 — предохранители и реле

Назначение элементов в блоках и их расположение может отличаться и зависит от года выпуска и уровня оснащения Вашего Урал 4320.

Электросхема

1 Фонарь передний
2 Повторитель указателя поворота боковой
3 Фара ближнего света
4 Панель соединительная
5 Реле звуковых сигналов
6 Свеча факельная ЭФУ
7 Сигнал электрический высокого тона
8 Предохранитель
9 Электродвигатель предпускового подогревателя
10 Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
11 Сигнал электрический низкого тона
12 Свеча искровая предпускового подогревателя
13 Источник высокого напряжения
14 Выключатель электродвигателя предпускового подогревателя
15 Выключатель свечи предпускового подогревателя
16 Генератор
17 Регулятор напряжения
18 Клапан электромагнитный ЭФУ
19 Фильтр конденсаторный
20 Реле факельных свечей
21 Лампа подкапотная
22 Реле отключения регулятора напряжения
23 Резистор добавочный с электротермическим реле
24 Выключатель сигнала
25 Датчик аварийного падения давления масла
26 Датчик давления масла
27 Датчик загрязнения маслофильтра
28 Датчик аварийного перегрева охлаждающей жидкости
29 Клапан электромагнитный предпускового подогревателя
30 Клапан электромагнитный, муфты вентилятора
31 Реле блокировки выключателя аккумуляторных батарей
32 Реле включения муфты вентилятора
33 Нагреватель топлива, предпускового подогревателя
34 Выключатель электромагнитного клапана предпускового подогревателя
35 Выключатель подогрева топлива
36 Переключатель муфты вентилятора
37 Термо реле
38 Стартер
39 Блок предохранителей нижний
40 Блок предохранителей верхний
41 Переключатель отопителя кабины.
42 Сопротивление электродвигателя отопителя
43 Выключатель плафона кабины
44 Выключатель фары-прожектора
45 Выключатель фонарей знака автопоезда
46 Электродвигатель отопителя
47 Выключатель задних противотуманных фонарей
48 Реле задних противотуманных фонарей
49 Блок контрольных ламп правый
50 Сигнализаторы: включения ЭФУ
51 Указателей поворота автомобиля
52 Указателей поворота прицепа
53 Включения ДОМ
54 Включения КОМ
55 Предохранитель плавкий 6A
56 Предохранитель плавкий 10А
57 Переключатель света фар центральный
58 Кнопка включения ЭФУ
59 Выключатель световой аварийной сигнализации
60 Прерыватель указателей поворота
61 Панель соединительная
62 Переключатель указателей поворота
63 Реле вспомогательного тормоза
64 Выключатель вспомогательного тормоза
65 Фара прожектор.
66 Розетка переносной лампы
67 Реле блокировки стартера
68 Выключатель стартера и приборов
69 Выключатель подсветки приборов реостатный
70 Реле включения стартера
71 Выключатель сигнала торможения
72 Предохранитель термо биметаллический
73 Датчик минимального давления
74 Переключатель света фар ножной
75 Выключатель сигнализатора неисправности тормозов
76 Кнопка включения аккумуляторных батарей
77 Кнопка управления стекло омывателем
78 Датчик уровня топлива
79 Переключатель стеклоочистителя
80 Сигнализатор звуковой (зуммер)
81 Сигнализатор стояночного тормоза
82 Сигнализатор угла складывания полуприцепа
83 Выключатель сигнализатора стояночного тормоза
84 Сигнализатор аварийной температуры охлаждающей жидкости
85 Сигнализатор неисправности тормозов
86 Сигнализатор минимального давления воздуха в пневмосистеме
87 Сигнализатор засорения маслофильтра.
88 Блок контрольных ламп левый
89 Реле стояночного тормоза
90 Сигнализатор резерва топлива
91 Манометр шинный
92 Указатель уровня топлива
93 Указатель тока
94 Сигнализатор дальнего света фар
95 Спидометр
96 Тахометр
97 Сигнализатор аварийного падения давления масла
98 Указатель давления масла
99 Указатель температуры охлаждающей жидкости
100 Манометр двухстрелочный
101 Сигнализатор включения блокировки межколесного дифференциала
102 Плафон кабины
103 Розетка внешнего запуска
104 Выключатель света заднего хода
105 Выключатель аккумуляторных батарей.
106 Датчик включении КОМ
107 Датчик включения ДОМ
108 Фонарь знака автопоезда
109 Аккумуляторные батареи
110 Электродвигатель стеклоомывателя
111 Электродвигатель стеклоочистителя
112 Фонарь задний противотуманный
113 Фонарь задний
114 Выключатель сигнала кузова
115 Фонарь заднего хода
116 Фонарь освещения номерного знака
117 Розетка штепсельная прицепа
118 Датчик включения блокировки межколесного дифференциала
119 Фонарь подкузовной подсветки
Читайте также:  Реле омывателя лифан х60

Блок предохранителей

Находится в панели приборов, за защитной крышкой. НA крышке каждого блока указана сила тока, на которую рассчитаны размещенные под ней предохранители.

Схема

Верхний блок

  1. цепь противотуманных фар
  2. цепь лампы фар-прожектора
  3. цепь переносной и подкапотной ламп, цепь питания блоков контрольных ламп
  4. цепь лампы плафона кабины, фонарей знака автопоезда и ламп «стоп-сигнала»
  5. цепь электродвигателя отопителя и фонаря заднего хода
  6. цепь питания приборов и зуммера

Нижний блок

  1. левый габаритный огонь
  2. правый габарит и освещение приборов
  3. ближнего света левой фары
  4. ближнего света правой фары
  5. дальнего света левой фары
  6. дальнего света правой фары

Остальные отдельные предохранители находятся под капотом (смотрите схему). Например цепь питания подогревателя защищена от коротких замыканий биметаллическим предохранителем 291.3722 на 30 А.

Описание модернизированных моделей

В более поздних моделях сам блок предохранителей размещен там же, но выполнен в другом виде.

В отдельных модернизированных моделях Урал блок предохранителей и реле может находится в панели с правой стороны, со стороны пассажира, за защитной крышкой, на которой будет нанесена актуальная схема.

Блок с реле

Основные реле крепятся на щитке передка под капотом Урала.

Тут могут находится: реле звукового сигнала, реле вентилятора, реле стартера, прерывателей поворотов, реле стояночного тормоза и т. д.

Видео про предохранители Урал 4320

Урал 4320 часть 3 ремонт электропроводки .
Ремонт электрооборудования Урал
Урал-4320
Проверка реле поворотов РС950,951 по простому.Подключить — видео по ссылке.
Электроподключение стартера, генератора и реле регулятора

Источник

Оцените статью
Adblock
detector