Реле блокировки стартера урал 4320 с двигателем ямз 236
Библиографическая ссылка на статью:
// Современная техника и технологии. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2012/05/929 (дата обращения: 08.12.2021).
канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.,
канд. техн. наук Картуков А.Г.,
Автомобиль Урал-4320-31 – одна из основных марок военной автомобильной техники (ВАТ), используемой в Вооружённых силах РФ.
Готовность к использованию автомобилей в значительной мере определяется техническим состоянием электрооборудования, и в первую очередь такой системы, как система электростартерного пуска.
Стартер, дополнительные реле, выключатель стартера и соединительные провода входят в состав системы электростартерного пуска, источником энергии которой является стартерная аккумуляторная батарея. В стартерах используются электродвигатели постоянного тока с последовательным возбуждением, так как их характеристики хорошо согласуются со сложным характером нагрузки, создаваемой поршневым двигателем при пуске [1]. На рисунке 1 представлена структурная схема системы электростартерного пуска автомобиля УРАЛ-4320-31.
Рисунок 1 – Структурная схема системы электростартерного пуска
Система электростартерного пуска предназначена для провертывания коленчатого вала двигателя с частотой превышающей минимальную пусковую частоту вращения. При расчетах пусковая частота вращения для дизельного двигателя принимается 100-150 мин -1 [2].
Стартер является главным устройством системы электростартерного пуска. Для удобства водителя он имеет дистанционное управление и запускается из кабины ключом выключателя стартера и приборов. Однако контакты выключателя не рассчитаны на силу тока, потребляемую тяговым реле стартера (до 30 А). Поэтому устанавливается дополнительное реле стартера, обмотка которого включается через выключатель стартера и приборов, а контакты подключают обмотки тягового реле стартера под напряжение батарей. Для автоматического отключения стартера после пуска двигателя и для предотвращения его случайного включения при работающем двигателе устанавливается реле блокировки. В качестве датчика частоты вращения коленчатого вала для этого реле используется генератор автомобиля. Сигнал (переменное синусоидальное напряжение) снимается с одной из его фаз (вывод «Л1» или «W» на задней крышке генератора).
Признаком такой неисправности как, обрыв провода в цепях системы электростартерного пуска, неисправностей реле блокировки стартера и реле стартера является то, что тяговое реле и электродвигатель стартера не включаются. В случае неисправности электрических цепей системы электростартерного пуска необходимо найти обрыв. Для этого следует включить выключатель аккумуляторных батарей и выключатель стартера и приборов в нефиксированное положение «II» и проверить его исправность.
Проверка исправности выключателя стартера и приборов с помощью контрольной лампы проводится следующим образом. На корпусе выключателя расположено пять выводов (рисунок 2).
Рисунок 2 – Выключатель стартера
«АМ» – соединяется с клеммой «+» указателя тока. К этому выводу подводится напряжение от генератора и аккумуляторных батарей. К нему подсоединены два красных провода; «СТ» – используется для подключения управляющей цепи стартера и к нему подсоединены два серо-зеленых провода; «ПР» – свободен; «КЗ» – используется для подключения реле блокировки стартера и к нему подсоединены два черных провода; «ВК» соединяется с выводом «+» регулятора напряжения и к нему подключены два синих провода. В фиксированном положении «I» с «АМ» соединены все выводы, кроме «СТ», поэтому включены все приемники электроэнергии, кроме стартера. В положении «II» (нефиксированном) с «АМ» соединены выводы «СТ», «ВК» и «КЗ», а в положении «III» соединены выводы «АМ» и «ПР». Для проверки исправности выключателя стартера и приборов необходимо отвернуть гайку, крепящую его к панели приборов. Затем, включая одно из положений («I», «II» или «III») проверить напряжение на выводах выключателя.
1 – выключатель стартера и приборов; 2 – зажим «-»контрольной лампы; 3 – зажим «+»контрольной лампы и вывод «ВК» выключателя стартера и приборов (подходит синий провод); 4 – контрольная лампа
Рисунок 3 – Проверка исправности выключателя стартера и приборов
с помощью контрольной лампы
Для проверки цепей электростартерного пуска следует включить выключатель аккумуляторных батарей и выключатель стартера и приборов в нефиксированное положение «II» и проверить и подключать контрольную лампу к отдельным участкам цепи (рисунок 3), начиная от аккумуляторных батарей и далее последовательно по цепи в соответствии с рисунком 4. На том участке цепи, где при подключении к разъему провода контрольная лампа не загорится, имеется обрыв провода до его разъема. При проверке на обрыв провода один наконечник контрольной лампы подключается к его разъему, другой – к корпусу (к «массе» автомобиля).
Место подключения наконечника контрольной лампы к корпусу должно быть без коррозии и защитного покрытия (краски и т.п.) для обеспечения надежного электрического контакта. На том участке цепи, где при подключении к разъему провода контрольная лампа не загорится, имеется обрыв провода до его разъема. Неисправность необходимо устранить заменой провода или устранением его обрыва. В месте обрыва провода должны быть надежно соединены пайкой и изолированы от контакта с корпусом при помощи изоляционной ленты.
HL1 – HL3, HL5 – HL9, HL13 – последовательность подключения контрольной лампы при проверки цепи обмотки реле стартера; HL4, HL10, HL11 – последовательность подключения контрольной лампы при проверке цепи тягового реле стартера; HL14 – HL17 – последовательность подключения контрольной лампы при проверке цепи реле блокировки стартера; 1 – генератор; 2 – аккумуляторные батареи; 3 – выключатель аккумуляторных батарей; 4 – розетка внешнего пуска; 5 – кнопка выключения аккумуляторных батарей; 6 – указатель тока; 7 – реле блокировки выключателя батарей; 8 – выключатель стартера и приборов; 9 – реле блокировки стартера; 10 – реле стартера; 11 – стартер
Рисунок 4 – Последовательность подключения контрольной лампы при проверке цепей системы электростартерного пуска автомобиля Урал-4320-31
Неисправность необходимо устранить заменой провода или устранением его обрыва. В месте обрыва провода должны быть надежно соединены пайкой и изолированы от контакта с корпусом при помощи изоляционной ленты. Небрежное соединение проводов в виде скрутки и ненадежная изоляция их соединения создает предпосылки к короткому замыканию проводов на корпус и возможности из-за этого возгорания автомобиля.
Типичным признаком отказа может быть обесточивание обмотки реле стартера при любых частотах вращения коленчатого вала. При такой неисправности невозможно включить стартер и необходимо в первую очередь проверить цепь реле блокировки. При проверке с помощью контрольной лампы исправности цепи реле блокировки следует включить выключатель аккумуляторных батарей, а затем выключатель стартера и приборов в нефиксированное положение «II».
Контрольная лампа напряжением 24 В мощностью (1-3) Вт в последовательности, представленной на рисунке 5а, б подключается к выводам реле.
а, б – последовательность подключения контрольной лампы к выводам реле блокировки стартера; в – подключение к корпусу катушки реле стартера при неисправном реле блокировки стартера для электростартерного пуска двигателя
Рисунок 5 – Проверка исправности цепи и реле блокировки
стартера 2612.3747
с помощью контрольной лампы
Если при подключении контрольной лампы к выводам 2, 3, 6 реле при каждом подключении лампа горит, а при подключении контрольной лампы к выводу 1 реле она не горит, то реле блокировки неисправно и его необходимо заменить или отправить в ремонт. Если при подключении к выводу 1 реле блокировки лампа горит, то, возможно, отсутствует контакт вывода 1 с корпусом и поэтому реле стартера не срабатывает (не слышно характерного «щелчка» его контактов). Если после пуска двигателя от вывода «W» (Л1) генератора переменное подается на вывод 4 реле блокировки, а стартер автоматически не отключается (стартер отключается только ключом выключателя стартера и приборов), реле блокировки неисправно и его необходимо заменить или отправить в ремонт. Если нет возможности заменить или отремонтировать реле, то для электростартерного пуска двигателя необходимо отсоединить желтый провод от штекерного разъема подключения реле (от вывода 3) и подсоединить его к корпусу, как показано на рисунке 5в. При таком подключении реле стартера следует помнить, что отсутствуют автоматическое отключение и блокировка включения стартера, и быть внимательным при пуске и работе двигателя.
При проверке с помощью контрольной лампы исправности реле стартера следует включить выключатель аккумуляторных батарей, а затем выключатель стартера и приборов в нефиксированное положение «II». Контрольная лампа напряжением 24 В мощностью (1-3) Вт в последовательности, представленной на рисунке 6а, б, в подключается к выводам реле.
Сначала лампу подсоединить к выводам 87 и 86 реле (рисунок 6а). Если лампа горит в обоих случаях, то это значит, что под напряжение батарей подключены контакты и катушка реле, соответственно. Если лампа не горит, то тогда необходимо проверить подводящие провода на обрыв.
Затем отсоединить провод от вывода 85 реле, а к выводу 85 подключить лампу (рисунок 6б). Если лампа горит, то катушка реле исправна, а если не горит, то катушка неисправна (обрыв обмотки) и реле необходимо заменить.
Затем проверить состояние контактов реле стартера. Для этого необходимо отсоединить провод от вывода 30 реле, и к нему подсоединить контрольную лампу (рисунок 6в). Если лампа горит, то контакты в исправном состоянии. Если же она не горит, то реле неисправно и его необходимо заменить.
При неисправном реле стартера электростартерный пуск двигателя можно осуществить следующим образом. Отсоединить провода от выводов 87 и 30 реле и соединить между собой (рисунок 6г). Сразу же после пуска двигателя провода разъединить, а провод 5 к выводу 87 обратно установить в штекерный разъем, так как он постоянно находится под напряжением аккумуляторных батарей и должен быть надежно зафиксирован или же его наконечник заизолирован, чтобы исключить короткое замыкание на корпус. В процессе эксплуатации реле стартера нуждается в периодической проверке. Технические характеристики реле стартера 738.3747-20 представлены в таблице.
Т а б л и ц а – Основные технические характеристики реле 738.3747-20
Источник
Урал 4320 — предохранители и реле
Назначение элементов в блоках и их расположение может отличаться и зависит от года выпуска и уровня оснащения Вашего Урал 4320.
Электросхема
1 | Фонарь передний |
2 | Повторитель указателя поворота боковой |
3 | Фара ближнего света |
4 | Панель соединительная |
5 | Реле звуковых сигналов |
6 | Свеча факельная ЭФУ |
7 | Сигнал электрический высокого тона |
8 | Предохранитель |
9 | Электродвигатель предпускового подогревателя |
10 | Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости |
11 | Сигнал электрический низкого тона |
12 | Свеча искровая предпускового подогревателя |
13 | Источник высокого напряжения |
14 | Выключатель электродвигателя предпускового подогревателя |
15 | Выключатель свечи предпускового подогревателя |
16 | Генератор |
17 | Регулятор напряжения |
18 | Клапан электромагнитный ЭФУ |
19 | Фильтр конденсаторный |
20 | Реле факельных свечей |
21 | Лампа подкапотная |
22 | Реле отключения регулятора напряжения |
23 | Резистор добавочный с электротермическим реле |
24 | Выключатель сигнала |
25 | Датчик аварийного падения давления масла |
26 | Датчик давления масла |
27 | Датчик загрязнения маслофильтра |
28 | Датчик аварийного перегрева охлаждающей жидкости |
29 | Клапан электромагнитный предпускового подогревателя |
30 | Клапан электромагнитный, муфты вентилятора |
31 | Реле блокировки выключателя аккумуляторных батарей |
32 | Реле включения муфты вентилятора |
33 | Нагреватель топлива, предпускового подогревателя |
34 | Выключатель электромагнитного клапана предпускового подогревателя |
35 | Выключатель подогрева топлива |
36 | Переключатель муфты вентилятора |
37 | Термо реле |
38 | Стартер |
39 | Блок предохранителей нижний |
40 | Блок предохранителей верхний |
41 | Переключатель отопителя кабины. |
42 | Сопротивление электродвигателя отопителя |
43 | Выключатель плафона кабины |
44 | Выключатель фары-прожектора |
45 | Выключатель фонарей знака автопоезда |
46 | Электродвигатель отопителя |
47 | Выключатель задних противотуманных фонарей |
48 | Реле задних противотуманных фонарей |
49 | Блок контрольных ламп правый |
50 | Сигнализаторы: включения ЭФУ |
51 | Указателей поворота автомобиля |
52 | Указателей поворота прицепа |
53 | Включения ДОМ |
54 | Включения КОМ |
55 | Предохранитель плавкий 6A |
56 | Предохранитель плавкий 10А |
57 | Переключатель света фар центральный |
58 | Кнопка включения ЭФУ |
59 | Выключатель световой аварийной сигнализации |
60 | Прерыватель указателей поворота |
61 | Панель соединительная |
62 | Переключатель указателей поворота |
63 | Реле вспомогательного тормоза |
64 | Выключатель вспомогательного тормоза |
65 | Фара прожектор. |
66 | Розетка переносной лампы |
67 | Реле блокировки стартера |
68 | Выключатель стартера и приборов |
69 | Выключатель подсветки приборов реостатный |
70 | Реле включения стартера |
71 | Выключатель сигнала торможения |
72 | Предохранитель термо биметаллический |
73 | Датчик минимального давления |
74 | Переключатель света фар ножной |
75 | Выключатель сигнализатора неисправности тормозов |
76 | Кнопка включения аккумуляторных батарей |
77 | Кнопка управления стекло омывателем |
78 | Датчик уровня топлива |
79 | Переключатель стеклоочистителя |
80 | Сигнализатор звуковой (зуммер) |
81 | Сигнализатор стояночного тормоза |
82 | Сигнализатор угла складывания полуприцепа |
83 | Выключатель сигнализатора стояночного тормоза |
84 | Сигнализатор аварийной температуры охлаждающей жидкости |
85 | Сигнализатор неисправности тормозов |
86 | Сигнализатор минимального давления воздуха в пневмосистеме |
87 | Сигнализатор засорения маслофильтра. |
88 | Блок контрольных ламп левый |
89 | Реле стояночного тормоза |
90 | Сигнализатор резерва топлива |
91 | Манометр шинный |
92 | Указатель уровня топлива |
93 | Указатель тока |
94 | Сигнализатор дальнего света фар |
95 | Спидометр |
96 | Тахометр |
97 | Сигнализатор аварийного падения давления масла |
98 | Указатель давления масла |
99 | Указатель температуры охлаждающей жидкости |
100 | Манометр двухстрелочный |
101 | Сигнализатор включения блокировки межколесного дифференциала |
102 | Плафон кабины |
103 | Розетка внешнего запуска |
104 | Выключатель света заднего хода |
105 | Выключатель аккумуляторных батарей. |
106 | Датчик включении КОМ |
107 | Датчик включения ДОМ |
108 | Фонарь знака автопоезда |
109 | Аккумуляторные батареи |
110 | Электродвигатель стеклоомывателя |
111 | Электродвигатель стеклоочистителя |
112 | Фонарь задний противотуманный |
113 | Фонарь задний |
114 | Выключатель сигнала кузова |
115 | Фонарь заднего хода |
116 | Фонарь освещения номерного знака |
117 | Розетка штепсельная прицепа |
118 | Датчик включения блокировки межколесного дифференциала |
119 | Фонарь подкузовной подсветки |
Блок предохранителей
Находится в панели приборов, за защитной крышкой. НA крышке каждого блока указана сила тока, на которую рассчитаны размещенные под ней предохранители.
Схема
Верхний блок
- цепь противотуманных фар
- цепь лампы фар-прожектора
- цепь переносной и подкапотной ламп, цепь питания блоков контрольных ламп
- цепь лампы плафона кабины, фонарей знака автопоезда и ламп «стоп-сигнала»
- цепь электродвигателя отопителя и фонаря заднего хода
- цепь питания приборов и зуммера
Нижний блок
- левый габаритный огонь
- правый габарит и освещение приборов
- ближнего света левой фары
- ближнего света правой фары
- дальнего света левой фары
- дальнего света правой фары
Остальные отдельные предохранители находятся под капотом (смотрите схему). Например цепь питания подогревателя защищена от коротких замыканий биметаллическим предохранителем 291.3722 на 30 А.
Описание модернизированных моделей
В более поздних моделях сам блок предохранителей размещен там же, но выполнен в другом виде.
В отдельных модернизированных моделях Урал блок предохранителей и реле может находится в панели с правой стороны, со стороны пассажира, за защитной крышкой, на которой будет нанесена актуальная схема.
Блок с реле
Основные реле крепятся на щитке передка под капотом Урала.
Тут могут находится: реле звукового сигнала, реле вентилятора, реле стартера, прерывателей поворотов, реле стояночного тормоза и т. д.
Видео про предохранители Урал 4320
Урал 4320 часть 3 ремонт электропроводки .
Ремонт электрооборудования Урал
Урал-4320
Проверка реле поворотов РС950,951 по простому.Подключить — видео по ссылке.
Электроподключение стартера, генератора и реле регулятора
Источник