Реле ртт 111 схема подключения

Реле ртт 111 схема подключения

Реле имеют исполнение для установки на металлических и изоляционных панелях, рейках комплектного устройства и специальное исполнение для установки с пускателями серии ПМА (ТУ 16-644.005-84), ПМ12 (ТУ 16-89 ИГРФ.644236. 033 ТУ). Трехполюсное исполнение реле, применение несменных нагревательных элементов и ускоренное срабатывание при обрыве фазы повышают надежность защиты электродвигателей по сравнению с однополюсным и двухполюсным исполнениями реле.

Элементы реле размещены в пластмассовом корпусе, который, как правило, имеет четыре отсека. В трех отсеках размещены термоэлементы с нагревателями и выводами, в четвертом — исполнительный механизм реле, связанный с термоэлементами подвижными деталями. Реле имеют ускоренное срабатывание при обрыве одной из фаз, температурную компенсацию, регулировку тока несрабатывания, 1 переключающий или 1 размыкающий контакты в цепи управления, свободное расцепление контактов при нажатии кнопки, ручной возврат.

Принцип работы тепловых реле РТТ основан на прохождении электрического тока через биметаллические пластины и нагреватели, которые включены в главную цепь. Под воздействием нагрева биметаллические пластины изгибаются и через механизм срабатывания происходит размыкание контактов вспомогательной цепи.

Расшифровка РТТ. Маркировка.

РТТ — реле электротепловое токовое;
Х — исполнение реле по величине номинального тока (1 — на 40 А; 2 — на 80 А; 3 — на 160 А);
Х — способ установки реле (1 — исполнение на все токи для индивидуальной установки и для комплектации реле исполнения на 80 А с пускателями ПМА-3000; 2 — исполнение на токи 80 и 160 А для комплектации с пускателями ПМА-4000; ПМА-5000; ПМА-6000 и на ток 40 А для втычного подсоединения к пускателю ПМ12-040; 3 — исполнение на ток 25 А для втычного подсоединения к пускателю ПМ12-025 и исполнение на ток 63 А для навесного подсоединения к пускателю ПМ12-063; 4 — исполнение для втычного подсоединения реле на ток до 40 А к пускателям ПМЕ-200 и ПМА-3000);
Х — род контактов вспомогательной цепи реле (1 — исполнение с одним размыкающим контактом; отсутствие цифры — исполнение с переключающим контактом);
Х — исполнение реле по величине инерционности (П — исполнение реле пониженной инерционности; отсутствие буквы — исполнение реле повышенной инерционности);
Х4 — климатическое исполнение (УХЛ; О) и категория размещения (4) по ГОСТ 15150-69.

Технические характеристики реле РТТ:

Номинальный ток несрабатывания, А

Мощность, потребляемая одним полюсом реле, Вт

Номинальный ток несрабатывания, А

Мощность, потребляемая одним полюсом реле, Вт

Номинальный ток несрабатывания, А

Мощность, потребляемая одним полюсом реле, Вт

Реле РТТ-1

Реле электротепловые токовые типа РТТ5-10 на номинальный ток 10А предназначены для защиты трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором от токовых перегрузок недопустимой продолжительности, в том числе возникающих при выпадании одной из фаз. Реле предназначены для применения в качестве комплектующих изделий в схеме управления электроприводами в цепях переменного тока напряжением 660 В частотой 50 (60) Гц, в цепях постоянного тока напряжением 440 В. Реле имеет: три полюса с устройством ускоренного срабатывания; температурный компенсатор; регулятор уставки токов несрабатывания; указатель срабатывания; один переключающий или один размыкающий контакт; кнопку ручного возврата; переднее присоединение внешних проводников; несменные нагреватели; степень защиты IР00 либо IР20.

Реле представляет собой моноблочную конструкцию и имеет втычное исполнение для подсоединения к пускателю и исполнение для индивидуальной установки. Все сборочные узлы и детали реле устанавливаются в ячейках пластмассового корпуса, которые расположены по обеим сторонам основания корпуса и закрываются крышками. В верхней части корпуса расположены четыре ячейки, в трех из которых размещены термоэлементы с нагревателями и выводами главной цепи. В четвертой ячейке, расположенной над термоэлементами, находится контактный механизм, регулятор уставки токов несрабатывания и кнопка возврата. В ячейке на нижней стороне основания корпуса расположен термоэлемент (компенсатор). Для индивидуальной установки дополнительно на реле устанавливается клеммник.

Расшифровка РТТ5-10, структура условного обозначения.

РТТ5-10-IIK XXXX
РТТ — буквенное обозначение вида реле
5 — условное обозначение номера серии
10 — условное обозначение номинального тока реле на 10А
II — двузначное число. Условное обозначение диапазона регулирования номинального тока несрабатывания
K — цифра. Условное обозначение по способу возврата и роду контактов вспомогательной цепи:
1 — возврат ручной, исключающей самовозврат, с одним размыкающим контактом
2 — возврат ручной, исключающий самовозврат, с одним переключающим контактом
XXXX — условное обозначение климатического исполнения и категории размещения по ГОСТ 15150-69

Расшифровка клеммника КР5-10

КР5-10 XXXX
КР — буквенное обозначение вида клеммника
5 — условное обозначение номера серии
10 — условное обозначение номинального тока клеммника 10А
XXXX — условное обозначение климатического исполнения и категории размещения по ГОСТ 15150-69

Номинальные рабочие токи цепи управления реле

Номинальный ток, А Номинальный рабочий ток, А
При номинальном напряжении постоянного тока, В При номинальном напряжении переменного тока, В
27 110 220 440 220 380 660
6,3 2 0,3 0,15 0,06 4 3 1

Обозначение типоисполнений реле и диапазоны регулирвоания токов несрабатывания

Обозначение типоисполнения реле Диапазон регулирования номинального тока несрабатывания, А Условное обозначение диапазона регулирования номинального тока несрабатывания
РТТ5-10-011 (РТТ5-10-012) 0,10-0,12-0,14 01
РТТ5-10-021 (РТТ5-10-022) 0,13-0,16-0,18 02
РТТ5-10-031 (РТТ5-10-032) 0,17-0,20-0,23 03
РТТ5-10-041 (РТТ5-10-042) 0,21-0,25-0,29 04
РТТ5-10-051 (РТТ5-10-052) 0,27-0,32-0,37 05
РТТ5-10-061 (РТТ5-10-062) 0,34-0,40-0,46 06
РТТ5-10-071 (РТТ5-10-072) 0,42-0,50-0,58 07
РТТ5-10-081 (РТТ5-10-082) 0,54-0,63-0,72 08
РТТ5-10-091 (РТТ5-10-092) 0,68-0,80-0,92 09
РТТ5-10-101 (РТТ5-10-102) 0,85-1,00-1,15 10
РТТ5-10-111 (РТТ5-10-112) 1,10-1,25-1,40 11
РТТ5-10-121 (РТТ5-10-122) 1,36-1,60-1,84 12
РТТ5-10-131 (РТТ5-10-132) 1,70-2,00-2,30 13
РТТ5-10-141 (РТТ5-10-142) 2,1-2,5-2,9 14
РТТ5-10-151 (РТТ5-10-152) 2,7-3,2-3,7 15
РТТ5-10-161 (РТТ5-10-162) 3,4-4,0-4,6 16
РТТ5-10-171 (РТТ5-10-172) 4,2-5,0-5,8 17
РТТ5-10-181 (РТТ5-10-182) 5,4-6,4-7,4 18
РТТ5-10-191 (РТТ5-10-192) 7,0-8,5-10,0 19

Переключатели ПМОФ. Структура условного обозначения, характеристики.

Источник

Устройство и принцип действия теплового реле

Тепловое реле – это аппарат защиты, отключающий электродвигатели при длительных перегрузках, а также при обрыве одной из фаз от сети. Тепловое реле, как правило, устанавливается после магнитного пускателя, для того, чтобы обесточить электродвигатель, отключая питание с катушки магнитного пускателя своим размыкающим контактом в цепях управления.

Чаще всего на предприятиях используются тепловые реле серии ТРЛ, РТЛ, РТТ и другие. В этой статье рассмотрим устройство и принцип действия реле РТТ-111 УХЛ 4, которое используется с магнитными пускателями серии ПМЕ.

Технические характеристики теплового реле РТТ-111 УХЛ4

-номинальный ток теплового расцепителя – 10 А;

-напряжение силовой цепи – 220 В, 400 В, 660 В;

-один нормально замкнутый контакт 95-96;

-уставка тока срабатывания от 5,35 А до 7,35 А.

Устройство и принцип действия теплового реле

Тепловые реле устроены аналогично друг другу и состоят из следующих основных деталей. Главным чувствительным элементом является биметаллическая пластина, состоящая из двух металлов: сплавов железа с никелем и латуни, соединенных пайкой и имеющих разные по величине коэффициенты линейного теплового расширения. Этот коэффициент характеризует то, насколько может удлиняться, в данном случае, металлическая пластина при ее нагревании. Для сравнения, коэффициент линейного теплового расширения латуни составляет 18,7 () по сравнению с сплавом железа и никеля 1,5 (), поэтому при нагреве латунь будет быстрее увеличиваться в длине, изгибая, тем самым, биметаллическую пластину в свою сторону. Это свойство и используется в тепловом реле!

2-биметаллическая пластина с нагревательным элементом;

5-пружина замыкающего контакта;

6-винт регулировки пластины температурного компенсатора;

7- пластина температурного компенсатора;

9-эксцентрик с движком уставки тока срабатывания;

10- кнопка возврата реле в рабочее состояние.

По закону Джоуля-Ленца электрический ток, протекающий по проводнику вызывает его нагрев, то есть часть электрической энергии уходит на тепловые потери. И чем больше по значению сила тока в проводника одного и того же поперечного сечения, тем больше он нагревается (перегрузка). Но в тепловых реле биметаллическая пластина нагревается непосредственно от нагревательного элемента-проводника, по которому протекает электрический ток к электродвигателю. Нагретая и изогнутая биметаллическая пластина воздействует через толкатель на исполнительную пластину температурного компенсатора, которая, в свою очередь, выводит из зацепления замкнутые контакты в цепи катушки магнитного пускателя и кнопку включения реле в рабочее состояние(наиболее наглядно изображено на этом рисунке).

Так как на работу теплового реле влияет температура окружающей среды (дополнительный нагрев), то в качестве «противовеса» используется также биметаллическая пластина температурного компенсатора, которая изгибается в противоположную сторону и регулируется специальным винтом.

На эксцентрике или регуляторе тока срабатывания есть шкала с 5 делениями влево(уменьшение тока) и с 5 делениями вправо (увеличение тока) от начальной риски. Ток срабатывания регулируется путем изменения зазора между толкателем и исполнительной пластиной с помощью воздействия движка эксцентрика на пластину температурного компенсатора.

При обрыве питания одной из фаз трехфазного электродвигателя нагрузка переходит на две другие фазы, что приводит к возрастанию в них электрического тока, нагреву обмоток и срабатыванию, в итоге, теплового реле- защита от неполнофазного режима!

Рекомендации:

-при срабатывании теплового реле, необходимо дать время для остывания тепловому расцепителю и обязательно найти причину его срабатывания (произвести тщательный осмотр электродигателя);

— в зависимости от температурных условий эксплуатации электродвигателей советую регулировать эксцентрик влево или вправо;

-периодически производить технический осмотр и ремонт теплового реле во избежание преждевременного выхода из строя!

Источник

Схема подключения теплового реле – принцип работы, регулировки и маркировка

Электродвигатели и прочее электрооборудование в процессе эксплуатации могут испытывать высокие нагрузки, вызывающие их перегрев. Частые перегревы обмоток силовых установок приводят к разрушению изоляционных материалов и значительному сокращению срока службы, поэтому в конструкции таких устройств предусматривают защитное тепловое реле (ТР). Подключениев схему теплового реле обеспечивает обесточивание электрооборудования при возникновении нештатных ситуаций и предотвращает его выход из строя.

Содержание статьи

Основные характеристики тепловых реле

Основные характеристики теплового реле, учитываемые при выборе подходящего варианта:

  • Номинальный ток защиты. Выбирается в соответствии с номинальным током нагрузки. Номинальный ток термореле должен быть в полтора раза выше Iном защищаемого двигателя.
  • Интервал регулирования установки тока срабатывания.
  • Напряжение цепи и характер тока – постоянный или переменный. При выходе напряжения за допустимые пределы термореле выйдет из строя.
  • Номенклатура и число вспомогательных контактов управления. Некоторые ТР имеют дополнительные контакты, управляющие функционированием самого теплореле и обслуживаемой нагрузки.
  • Мощность коммутации. Важное свойство ТР, которое характеризует выходную мощность нагрузки.
  • Граница (порог) срабатывания. Это коэффициент, величина которого зависит от величины Iном. Чаще всего этот коэффициент находится в пределах 1,1-1,5.
  • Чувствительность к асимметрии фаз. Этот параметр равен отношению фазы с перекосом к фазе, по которой проходит Iном.
  • Класс отключения. Характеризует усредненный период срабатывания устройства.

Устройство и принцип работы тепловых реле

Для защиты электродвигателей и другого электрооборудования чаще всего применяют ТР с биметаллическими пластинами.

В конструкцию биметаллического теплового реле входят:

  • Биметаллическая пластина. Изготавливается из двух сплавов, обладающих разными коэффициентами термического расширения. Обычно это инвар (низкий Кр) и хромоникелевая сталь (более высокий Кр). Между собой их сваривают или соединяют прокаткой. Один из этих металлов нагревается быстрее, другой – медленнее. При перегрузке по току часть пластиныс высоким Кр прогибается ко второй частипластины, которая имеет меньший Кр. Такое движение влияетчерез толкатель на группу контактов.
  • Регулятор тока установки. С его помощью устанавливают максимальное значение тока, выше которого ТР обесточивает цепь. Ток срабатывания регулируется путем увеличения или уменьшения зазора между основной пластиной и толкателем.
  • Электрические контакты. Их подключают к обмоткам магнитного пускателя теплового реле. Обычно в ТР имеются два контакта – нормально замкнутый и нормально разомкнутый. При силовом воздействии биметаллической пластинки контакты меняют свое положение на противоположное.

Нагрев биметаллической пластины происходит по одной из двух схем: непосредственно из-за тока перегруза или косвенно, через отдельный термочувствительный элемент. В одном устройстве могут соединяться оба этих принципа, что значительно повышает его эффективность. При превышении критических величин тока потребителя реле разомкнет цепь и обесточит МП, а следовательно, защищаемое электрооборудование.

На срабатывание релейного элемента может повлиять повышенная температура окружающей среды. Для компенсации этого явления и предотвращения ложных срабатываний в конструкции ТР предусматривают дополнительные биметаллические пластины, которые прогибаются в сторону, противоположную пространственному положению основного элемента.

Виды тепловых реле

Производители предлагают несколько типов ТР, которые отличаются между собой конструктивными особенностями и видом применяемых МП.

  • ТРП. Однополюсный коммутационный аппарат, имеющий комбинированный вариант нагрева. Используется в сетях постоянного тока, в которых напряжение не превышает 400 В, для защиты асинхронных двигателей. Устойчив к ударным и вибрационным нагрузкам.
  • РТЛ. Защищает электромоторы от затянутого пуска, асимметрии токов, перегрузов, при исчезновении фазы.
  • РТТ. Обеспечивает защиту асинхронных трехфазных машин с КЗ ротором от перегрузок, затянутого старта и перекоса фаз.
  • ТРН. Используется в электросетях постоянного тока. Служат для контроля пуска электрических установок и рабочего режима двигателя.
  • РТИ.Функционирует совместно с автоматическими выключателями или предохранителями.
  • РТК. Предназначен для использования в цепях автоматики, контролирует температурный режим в корпусе электрического оборудования.

Перечисленные ТР не защищают электроцепи от короткого замыкания.

Схема подключения теплового реле

Подсоединение ТР к силовым установкам осуществляется в соответствии с инструкцией производителя. В большинстве случаев ТР к защищаемому устройству подключают через нормально замкнутый контакт, который последовательно соединяют с клавишей «стоп». Разомкнутый контакт включает теплозащиту при выходе тока за допустимые значения. Схемы подключения теплового реле в цепь двигателя или другого электрооборудованиямогут быть и другими, в зависимости от присутствия дополнительных устройств.

Стандартная схема подключения теплового реле

Тепловое реле устанавливают и подключают вместе с магнитным пускателем, выполняющим функции включения электрического привода. Возможны варианты, когда тепловое реле устанавливают на DIN-рейку или отдельную панель.

При подключении потребителя в сеть 220 В или 380 В все фазы после магнитного пускателя пропускают через тепловое реле, а затем уже подсоединяют к электродвигателю. При включении пусковой кнопки напряжение электропитания попадает на обмотку МП, который включает электродвигатель. Если ток нагрузки увеличивается до значения, превышающего критическую величину, тепловое реле срабатывает и отключает электродвигатель.

Тепловое реле ТРН имеет всего два входящих подключения. Неподключенный провод фазы в этом случае пускают непосредственно от пускателя к двигателю. Поскольку ток в электродвигателе изменяется пропорционально, допускается контроль только двух из них (любых).

Регулировка теплового реле

Для эффективного выполнения функции отключения электродвигателя или другого обслуживаемого аппарата необходимо правильно отрегулировать настройки ТР таким образом, чтобы вероятность ложных срабатываний была исключена. Настройку рекомендуется осуществлять на специализированном стенде способом фиктивных нагрузок:

  • Через термочувствительный элемент пропускают ток для моделирования реальной тепловой нагрузки.
  • С помощью таймера определяют время срабатывания. При проведении настройки с помощью контрольного винта при токе 1,5 Iн время срабатывания должно быть не более 2,5 минут, 5-6 Iн – не более 10 секунд.

Маркировка тепловых реле

В маркировке указывается большинство важных характеристик ТР. Пример обозначения: РТЛ-Х1Х2Х3-Х4-Х5А-Х6А-Х7Х8, где

  • РТЛ – тип теплового реле;
  • Х1 – ном.ток, 1 – до 25 А, 2 – до 100 А, 3 – до 250 А, 4 – до 510 А;
  • Х2– 3 цифры (условно), обозначающие диапазон токовой уставки;
  • Х3–литера, характеризующая исполнение;
  • Х4– способ возврата: 1 – ручной, 2 – самовозврат;
  • Х5 – Iном, А;
  • Х6 – диапазон уставки по току, А;
  • Х7– климатическое исполнение;
  • Х8– торговая марка.

    Тепловое реле – эффективный элемент защиты электродвигателей и другого электрооборудования, который выгодно отличается от входного автоматического выключателя тем, что не подвержен ложным срабатываниям при кратковременных скачках тока.

    Источник

    Читайте также:  Ивеко реле звукового сигнала
  • Оцените статью
    Adblock
    detector