Реле тока рт 85 1 описание

Реле максимального тока РТ-85/1 с зависимой выдержкой времени

Получение товара

До терминала ТК — бесплатно.
Далее, согласно тарифным планам ТК «Деловые линии», «DPD», «Кашалот».

Чебоксары, Декабристов, 33а.

Гарантия

На поставляемое изделие предоставляется гарантия — 30 мес.
По гарантийным случаям — обращаться по телефонам, которые указаны в контактных данных.

Назначение

Реле предназначены для использования в схемах релейной защиты в качестве органа, реагирующего на увеличение тока в контролируемой цепи и применяются для защиты электрических машин, трансформаторов и линий электропередачи при перегрузках и коротких замыканиях.

Условия эксплуатации

Климатическое исполнение УХЛ или О, категория размещения «4» по ГОСТ 15150-69.
Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от минус 20 до плюс 55°С для исполнения УХЛ4 и от минус 10 до плюс 45°С для исполнения О4.
Вибрационные нагрузки (вибропрочность) 0,25 g в вертикальном направлении в диапазоне частот от 10 до 50 Hz.
Степень защиты оболочки реле IP40, а контактных зажимов для присоединения внешних проводников — IP00 по ГОСТ 14255-69.

Основные данные

Типоисполнение реле Номинальный ток, А Номинальная частота, Hz Уставки
на ток срабатывания индукционного элемента, А на время срабатывания, s * на кратность тока срабатывания элемента отсечки **
РТ 85/1 10 50 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10 1 — 4 2 — 8

* При десятикратном токе срабатывания индукционного злемента.
** Т.е отношение тока срабатывания отсечки к току срабатывания индукционного элемента.

Примечание

С реле поставляется универсальный комплект деталей присоединения внешних проводников (переднего, заднего шпилькой, заднего винтом).

Типоисполнения

Тип реле Исполнение контактов
РТ-85 Один переключающий контакт без разрыва цепи
Шунтирование и дешунтирование управляемой цепи (если управляемая цепь питается от трансформатора тока и ее импеданс при токе 4А не более 4 Ом, а при токе 50 А — не более 1,5 Ом)
— контактами реле типов РТ-85 при токах, А, не более 150
Коэффициент возврата, не менее 0,8
Потребляемая мощность при токе, равном току уставки реле, VA, не более 10
Коммутационная износостойкость, циклов ВО
— для реле типов РТ-85 60
Механическая износостойкость, циклов ВО
— для реле типов РТ-85 630
Конструктивное исполнение по способу присоединения внешних проводников: переднее или заднее (винтом или шпилькой)
Габаритные размеры, мм, не более 245х149х155
Масса, кг, не более 2,9

Конструкция

Все механизмы реле смонтированы внутри корпуса , состоящего из механически прочного цоколя и съемного прозрачного кожуха.

Источник

РТ- 85 и РТ- 86 — индукционное реле максимального тока с зависимой и независимой выдержкой времени

1. Технические характеристики максимального реле тока РТ-85, РТ-86

Реле типов РТ-85, РТ-86 используются в устройствах защиты на переменном оперативном токе. Они оснащены контактами усиленной мощности, конструкция которых описана в разделе 2. Эти контакты способны шунтировать и дешунтировать управляемую цепь при токах до 150 А, если ее полное сопротивление не более 4 Ом при токе 4 А и не более 1,5 Ом при токе 50 А (напомним, что сопротивление катушки с сердечником падает при возрастании тока из-за насыщения железа).

Реле типов РТ-86/1 и РТ-86/2, предназначенные для защиты электродвигателей, имеют контакты усиленной мощности, управляемые только якорем отсечки, и сигнальные контакты, управляемые индукционным элементом. В этом они аналогичны реле РТ-84 и имеют такую же шкалу уставок.

Реле применяются для защиты электрических установок при нагрузках и коротких замыканиях.

Реле являются комбинированными и состоят из двух элементов: индукционного с диском, создающего выдержку времени, и электромагнитного мгновенного действия, создающего «отсечку» при больших значениях тока короткого замыкания.

Реле исполняются для цепей переменного тока частотой 50—60 гц.

Пределы уставок реле приведены в табл. 1.

Пределы уставок реле

* — При токе в реле, равном 10 Iср
** Буквой «у» обозначаются реле утопленного монтажа

Разброс времени срабатывания индукционного элемента при полуторакратном токе уставки не более 1 сек для реле РТ 85 и 2 сек для реле РТ 86

Отклонение величины Iср электромагнитного элемента (отсеч­ки) при уставке на Iср индукционного элемента 4 а для реле РТ 85/1 и РТ 86/1 и 3 а для реле РТ 85/2 и РТ 86/2 не превышает ±30% от Iнэлектромагнитного элемента.

При переходе на уставку № 7 индукционного элемента. отклоне­ние действительных кратностей Iср электромагнитного элемента от, измеренных при указанных выше уставках на Iср индукционного элемента (4 а для реле РТ 85/1 и РТ 86/1 и 3 а для реле РТ 85/2 и .РТ 86/2) не превосходит величин, указанных в табл. 2.

Отклонения действительных кратностей Iср электромагнитного
элемента от измеренных при уставках 4 а (РТ 83/1 и РТ 84/1)
и 3 а (РТ 83/2 и РТ 84/2) индукционного элемента

Номинальная кратность срабатывания

Отклонение действительной кратности Iср, %

Погрешности для обоих типов реле при разных уставках вре­мени идентичны таковым соответственно для реле РТ 81 и 82 (см. табл. 3). Инерционная ошибка реле не более 0,15 сек.

Погрешность реле, сек

* — только для реле РТ 82 и РТ 84

Мощность, потребляемая реле при токе, равном току уставки, не более 10 ва. Коэффициент возврата не менее 0,8.

Характеристики времени действия индукционного элемента реле даны на рис. 2 и 3.

Обмотка реле длительно выдерживает 1,1 Iн.

Обмоточные данные реле для исполнения 50 гц аналогичны реле РТ81 и 82 (табл. 4).

Обмоточные данные реле

Марка и диаметр провода по меди, мм

* — Ответвления 12, 20 , 26, 30, 33, 36 витков
** — Ответвления 24, 40, 52, 60, 66, 72 витков

Контактная система реле РТ 85 имеет Iп контакт, срабатывающий: от индукционного элемента с зависимой от тока выдержкой времени, а от электромагнитного элемента (отсечки) мгновенно.

Контактная система реле РТ 86 имеет 1п контакт, срабатывающий от электромагнитного элемента мгновенно, и 1р контакт, срабатывагощий от индукционного элемента с зависимой от тока выдержкой времени.

Переключающий контакт реле способен шунтировать и дешунтировать управляемую цепь при токах до 150 а, если эта цепь питается от трансформатора тока и ее полное сопротивление при токе. 3,5 а не более 4,5 ом. Переключающий контакт реле размыкается без разрыва цепи.

Коммутационная способность замыкающего контакта при напряжении до 250Всоставляет 0,2 а в цени постоянного и 1 а в цепи переменного тока.

Реле снабжено указателем срабатывания главных контактов с ручным возвратом (для возврата указателя не требуется снятия кожуха).

Инерция вращающегося диска послужила причиной двух нежелательных явлений: инерционного выбега и замедленного возврата. Инерционный выбег практически не зависит от тока и составляет около 40 мс. Время возврата реле при снижении тока с 5 Iуст до 0,7 Iуст не превышает 0,8 с.

Условное обозначения РТ-ХХ/Х Х4

Р — реле ;
Т — тока;
Х — классификация серии реле: 8 или 9;
Х — конструктивное исполнение: 1; 2; 3; 4; 5; 6;
Х — номинальный ток:
1 — 10 А;
2 — 5 А;
Х4 — климатическое исполнение (УХЛ, О) и категория размещения (4) по ГОСТ 15150-69

Схема присоединения реле РТ 85 и 86

Рис. 4. Схема присоединения реле РТ 85

Рис. 5. Схема присоединения реле РТ 86

Габаритные размеры реле РТ 85 и 86

Рис.6 Габаритные размеры реле РТ 83 и 84
а — переднее присоединение
б — заднее присоединение
* — для реле типов РТ-81, РТ82, РТ-91;
** — для реле типов РТ-83, РТ84, РТ-96;
*** — для реле типов РТ-85, РТ95;
**** — для реле типов РТ-83, РТ84, РТ-85, РТ86, РТ-95.

Габаритные размеры не более 245х149х145 мм.

Более детальную информацию о реле РТ-80 и РТ-90 вы сможете прочитать в книге Индукционные реле тока. Труб И.И.

Источник

РТ- 85 и РТ- 86 — индукционное реле максимального тока с зависимой и независимой выдержкой времени

3. Конструкция реле

Рассмотрим конструкцию индукционного реле на примере реле типа РТ-81 (рис. 5). Цоколь реле изготовляется из немагнитного сплава путем отливки. Он имеет приливы для крепления деталей. В пазы цоколя уложена резиновая уплотняющая прокладка. В верхней части цоколя в прямоугольном вырезе запрессована контактная колодка 5 с зажимами. Для крепления реле цоколь снабжен двумя отверстиями с резьбой. Кожух реле первых выпусков представлял собой железный каркас со стеклянным окошком. Он оказывает влияние на распределение магнитных потоков. Для проверки электрических характеристик кожух необходимо надеть, а для регулировки снять, что создает неудобства. Поэтому в настоящее время кожух изготовляется из прозрачного полимерного материала. В верхней его части расположен поворотный рычажок с возвратной пружиной и фасонным винтом, служащий для установки сигнального флажка в исходное положение.

Магнитопровод реле является общим для индукционного и электромагнитного элементов. Он имеет две ветви и делит магнитный поток на две составляющие. Основная ветвь (собственно магнитопровод) 16 представляет прямоугольник с воздушным зазором, образованным полюсами. Полюсы магнитопровода разделены на две части таким образом, что часть каждого полюса охвачена короткозамкнутым витком (экраном) 17; назначение экранов объяснено ранее. Другая ветвь магнитопровода — это магнитный шунт 15, образующий магнитную цепь совместно с якорем отсечки и его правым воздушным зазором.

Катушка реле 12- это измерительный орган, включаемый во вторичную обмотку трансформатора тока. По катушке протекает ток, пропорциональный току защищаемого присоединения. Катушка насажена на правый стержень магнитопровода. Один ее конец выведен на контактную колодку, а отпайки — на семь гнезд штепсельного мостика 13, который также имеет вывод на контактную колодку. Гнезда имеют обозначения токов срабатывания. В одно из них ввернут винт 14 с фасонной пластмассовой головкой. Винт снабжен пружинящей шайбой, предотвращающей нарушение контакта в случае усыхания карболита штепсельного мостика. Восьмое гнездо является холостым, в него ввернут запасной винт.

Якорь отсечки 9 представляет неуравновешенное коромысло, ось которого укреплена на шунте магнитопровода. На левом, более тяжелом плече, укреплены фигурный рычаг 4 и текстолитовая пластина 8. Посредством фигурного рычага осуществляется воздействие индукционного элемента на якорь и на сигнальный флажок. Текстолитовая пластина непосредственно переключает контакты.

Рис. 5. Устройство реле типа РТ-81:

1 — зубчатый сектор; 2 — верхняя опора диска; 3 — червяк; 4 — фигурный рычаг; 5 — контактная колодка; 6 — неподвижный контакт; 7 — подвижный контакт; 8 — текстолитовая пластина; 9 — якорь отсечки; 10 — регулировочный винт отсечки; 11 — короткозамкнутый виток якоря; 12 — катушка; 13 — штепсельный мостик; 14 — штепсельный винт; 15 — шунт магнитопровода; 16 — магнитопровод; 17 — экраны; 18 — диск; 19 — скоба; 20 — толкатель; 21 — упор; 22 — нижняя опора диска; 23 — упорный винт; 24 — фасонный винт; 25 — регулировочный винт пружины; 26 -пружина; 27 — постоянный магнит; 28 — нижняя опора рамки; 29 — рамка; 30 — полуось сектора; 31 — верхняя опора рамки

Вибрация якоря отсечки в притянутом состоянии, вызванная пульсацией магнитного потока, может привести к неустойчивому замыканию контактов. Для устранения этого нежелательного явления на правый конец якоря насажен короткозамкнутый виток Л, охватывающий часть его торцевой стороны. Магнитный поток расщепляется на две составляющие, сдвинутые по фазе, что приводит к сглаживанию пульсации. Для предотвращения залипания якорь снабжен немагнитной заклепкой.

Как установлено ранее, ток срабатывания электромагнитного элемента можно регулировать воздушным зазором. Для этой цели предназначен фасонный винт 10. На нем укреплено кольцо со шкалой, проградуированной в кратностях тока срабатывания отсечки току срабатывания индукционного элемента. Например, цифра 6 на шкале отсечки совмещена с неподвижной риской, а уставка индукционного элемента — 5 А. Следовательно, уставка отсечки 30 А. Кольцо со шкалой закреплено стопорным винтом. Ослабив винт, можно повернуть кольцо.

Постоянный магнит 27 является составной частью магнитной системы реле. Он создает тормозной момент, пропорциональный частоте вращения диска, что необходимо для получения стабильных характеристик реле. Этим, однако, не исчерпываются функции постоянного магнита. Он участвует в создании системы сил, действующих на подвижную часть реле и вызывающих его срабатывание. И наконец, магнит останавливает вращение диска после сброса тока, сводя к минимуму инерционный выбег реле. Тормозной магнит крепится к приливу цоколя осевым винтом и фиксируется тремя стопорными винтами. При отпускании стопорных винтов положение магнита можно изменять.

Подвижная часть индукционного элемента представляет алюминиевый диск 18, вращающийся между полюсами магнитов. Ось диска установлена на двух опорах в поворотной рамке 29. В свою очередь, поворотная рамка также на опорах 28, 31 двух полуосей установлена в приливах цоколя. Ось диска имеет утолщение, на котором нарезан одно- или четырехзаходный червяк 3. Вторым элементом червячной пары служит зубчатый сектор 1, поворачивающийся на двух полуосях 30. Сектор снабжен толкателем 20, воздействующим на якорь отсечки. Упор 21, на котором лежит толкатель, определяет его исходное положение. Упор фиксируется фасонным винтом 24, выведенным вместе с указателем в прорезь со шкалой времени на щитке реле. Его положением устанавливается выдержка времени. Время на шкале указано в независимой части характеристики.

Крайние положения поворотной рамки ограничены упорным винтом 23. Винт закреплен контргайкой. При отпущенной контргайке винт имеет ход около 3 мм, необходимый для регулировки глубины зацепления червяка с сектором. Рамка оттянута в крайнее положение возвратной пружиной 26 с винтом 25, служащим для регулировки ее натяжения. Рамка заканчивается стальной скобой 19, которая за счет притяжения к магнитопроводу обеспечивает надежное сцепление червячной передачи. Скобу можно слегка подгибать и отгибать, регулируя тем самым коэффициент возврата.

Механический указатель срабатывания выполнен в виде фигурного коромысла с красным кружком справа.

Рис. 6. Нижний подпятник и цапфа диска реле серий РТ-80 и PT-90:

а — общий вид; 6 — микроподшипник по сечению А—А в увеличенном масштабе (50/1); I — корпус подпятника; 2 — микроподшипник № Э625; 3 — шайба; 4 — цапфа нижнего конца оси диска; 5 — наружное кольцо; 6 — чашечка; 7 — шарик

Контактные системы реле имеют различные исполнения в зависимости от модификации. Реле типа РТ-81 имеет замыкающий контакт, управляемый якорем отсечки и толкателем сектора. Неподвижный контакт 6 с серебряной или металлокерамической накладкой и изоляционный упор укреплены на контактной пластине. На упругой пластине подвижного контакта 7 помещена вторая накладка. Если поменять местами изоляционный упор с неподвижным контактом, а пластину подвижного контакта перевернуть, то контакт будет переделан на размыкающий.

Верхний опорный узел оси диска представляет латунный винт, в который запрессована стальная цапфа. Ее отполированная боковая поверхность является рабочей. Винт фиксируется гайкой. Цапфа вращается в бронзовой втулке. Аналогично устроены верхний и нижний опорные узлы рамки.

Конструкция нижнего опорного узла оси диска иная (рис. 6). В кратере подпятникового винта 1 на глубине 4 мм помещен микроподшипник 2 в виде чашечки 6 с четырьмя шариками 7. В подшипник погружена коническая цапфа оси 4 с закруглением на конце. Подшипниковый винт также закреплен гайкой.

Следует особо остановиться на конструкции контактов усиленной мощности. Реле, оснащенные этими контактами, применяются в устройствах защиты на переменном оперативном токе. Переключающий контакт усиленной мощности выполняется таким образом, что при срабатывании реле раньше замыкается контакт, подготавливающий цепь отключающей катушки (реле прямого действия РТМ), а затем размыкающий контакт дешунтирует эту катушку (рис. 7). По катушке протекает вторичный ток трансформатора тока, вызывающий срабатывание механизма отключения.

Рис. 7. Принцип выполнения контактов усиленной мощности:

а — нормальный режим; б — дешунтирование; ТА — трансформатор тока; КА реле РТ-85; YAT— токовый электромагнит отключения

Рис. 8. Конструкция контактов усиленной мощности:

а — элементы контактной системы; б — общий вид; 1 — изоляционный упор; 2 — пластина подвижного размыкающего контакта; 3, 4 — токоотводящие шунты; 5 — угольник; 6 — пластина подвижного замыкающего контакта; 7 — верхняя упорная пружина; 8 — нижняя упорная пружина; 9 — ось

Конструкция контактной системы показана на рис. 8. Подвижная контактная пластина 6 поворачивается на оси 9, укрепленной на жестком угольнике 5. Ход контактной пластины ограничен упорными пружинами 7 и 8. К концу пластины приварена контактная накладка замыкающего контакта. Вторая подвижная контактная пластина 2 также закреплена за угольник. Она имеет две контактные накладки замыкающего и размыкающего контактов. Ход пластины ограничен неподвижным размыкающим контактом и изоляционным упором 1. Все контактные накладки изготовлены из композиции серебро-оксид кадмия. Серебро обеспечивает контактам наименьшее переходное сопротивление, а оксид кадмия — тугоплавкость. Подвижные контактные пластины снабжены гибкими токоотводящими шунтами, которые необходимы для отвода тока и тепла при протекании больших токов. Такая конструкция контактов обеспечивает возможность безобрывного переключения в токовых цепях во время короткого замыкания (КЗ).

На щитке реле нанесены: товарный знак, наименование и тип реле, модификация, климатическое исполнение и категория, месяц и год изготовления. Приведены следующие технические данные: номинальный ток, две предельные характеристики для минимальной и максимальной уставок по времени, показывающие зависимость времени от кратности тока току уставки, и схема внутренних соединений. Стрелка указывает направление вращения диска.

Теперь рассмотрим, как происходит работа реле. При токе около 20% тока уставки диск, преодолевая момент силы трения, начинает вращаться, как было объяснено ранее. При этом возникают дополнительные моменты и усилия. В диске, пересекающем магнитные силовые линии постоянного магнита, наводится ЭДС и циркулируют токи, препятствующие вращению. Их взаимодействие с полем постоянного магнита создает тормозной момент Мт. Диск пересекается потоком электромагнита, в результате этого наводится ЭДС «резания» и циркулируют токи «резания». Они создают момент М реэ, также препятствующий вращению. Когда рабочий момент уравновесится тормозными моментами, частота вращения установится постоянной. Для упрощения пренебрежем силой, вызванной токами «резания». Тогда можно считать, что на диск действуют две силы, стремящиеся повернуть рамку, F1 — сила, созданная электромагнитом, и F2 — сила тормозного магнита (рис. 9). Интересно отметить, что на вращение диска эти силы оказывают противоположное действие, а на рамку они действуют согласно. Их равнодействующая, приближенно равная 2F2, приложена к оси рамки. Теперь становится ясным основное назначение постоянного магнита. Если бы он отсутствовал, уравновешенные силы были бы приложены к одной точке, а их равнодействующая равнялась нулю.

Рис. 9. Силы, действующие на подвижную систему. Обозначения элементов те же, что и на рис. 5

С увеличением тока возрастает частота вращения. Одновременно возрастают силы F1 и F2. Наконец, при токе уставки суммарное усилие преодолевает силу возвратной пружины. Рамка поворачивается, и зубчатый сектор приходит в зацепление с червяком. С этого момента начинается отсчет времени срабатывания. Теперь возрастает сила трения, стремящаяся вызвать расцепление. Но значительно возрастет и удерживающая сила F1 из-за уменьшения зазора между скобой и магнитопроводом.

Итак, при дальнейшем вращении диска сектор с толкателем движется вверх. Придя в соприкосновение с фигурным рычагом 4 (рис. 5), он поворачивает якорь отсечки. Правый зазор якоря уменьшается, и возрастающая сила электромагнитного притяжения ускоряет движение якоря. Текстолитовая пластина якоря переключает контакты, а фигурный рычаг выталкивает механический указатель срабатывания.

После исчезновения тока подвижные части реле кроме механического указателя срабатывания возвращаются в исходное положение: рамка — возвратной пружиной, якорь — собственной массой.

При токе уставки отсечки электромагнитный элемент работает самостоятельно: срабатывание реле происходит без выдержки времени. При необходимости отсечка может быть выведена из работы вывинчиванием винта 10 до упора.

Источник

Читайте также:  Управляющее реле акпп хендай соната
Оцените статью
Adblock
detector