Реле в селекторе входов

Содержание
  1. KOMITART — развлекательно-познавательный портал
  2. Разделы сайта
  3. GNEZDO NEWS
  4. Друзья сайта
  5. Статистика
  6. Селектор входов для усилителя на реле (DIY).
  7. Лорта 75У-202С: установка релейного селектора входов
  8. Содержание / Contents
  9. ↑ Проблемы родного селектора входов
  10. ↑ Китайский селектор — на благо человечества
  11. ↑ Модернизация штатного переключателя входов
  12. ↑ Реализация в железе
  13. ↑ Файлы
  14. ↑ Видео
  15. ↑ Итого
  16. Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
  17. 🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
  18. Заметки радиолюбителя
  19. Простой селектор входов для УМ (2..4 входа)
  20. Селектор входов и выходов УМЗЧ на микроконтроллере
  21. Лорта 75У-202С: установка релейного селектора входов
  22. ↑ Проблемы родного селектора входов
  23. Схема селектора каналов
  24. ↑ Китайский селектор — на благо человечества
  25. ↑ Модернизация штатного переключателя входов
  26. ↑ Реализация в железе
  27. Детали и подключение

KOMITART — развлекательно-познавательный портал

Разделы сайта

GNEZDO NEWS

Друзья сайта

Статистика

Селектор входов для усилителя на реле (DIY).

Селектор входов для усилителя на реле (DIY).

Собираем релейный селектор входов для усилителя мощности

Чтобы коммутировать несколько входных сигналов на усилитель мощности без постоянного передергивания шнуров используются различного рода селекторы. Ниже представлена принципиальная схема такого селектора, в качестве коммутирующих элементов в ней применены реле на напряжение 12 Вольт. Схема способна коммутировать 4 стереофонических источника звукового сигнала. Входные разъемы RCA и реле располагаются на одной небольшой плате, это позволяет снизить помехи и использовать меньшее число экранированных кабелей. Выбор входов осуществляется миниатюрным галетным переключателем на 4 положения. Так же на плате расположены выпрямитель и фильтрующая емкость блока питания. Принципиальная схема селектора приведена ниже:

На разъем питания подается переменное напряжение 9. 12 Вольт от понижающего трансформатора. На схеме после выпрямителя мы видим резистор R* с маркировкой 0R or more. Это сопротивление нужно для ограничения тока при использовании трансформаторов с более высоким напряжением, чем 9 Вольт. При подаче переменного напряжения 9 Вольт просто ставится перемычка. При подаче переменки 12 Вольт после выпрямителя и сглаживающей емкости получится 16,92 Вольта, а это для 12-ти вольтового реле уже многовато, ставим токоограничивающий резистор. Номинал прикидываем по формуле: 16,92-12 / ток обмотки реле.

Конфигурация платы выглядит следующим образом:

На рисунке желтой точкой под резистором R* обозначено место разреза дрожки в случае применения токоограничительного резистора.

Печатная плата релейного селектора входных сигналов в формате LAY6:

Фото-вид платы селектора LAY6 формата:

Selector Audio In Rele12V LAY6 Foto

Список элементов схемы коммутатора:

• Разъем RCA стерео – 4 шт.
• Реле 12 Вольт HK19F-DC12V-SHG – 4 шт.

Ссылка на страницу товара (Реле 12V)
• Галетный переключатель на 4 положения – 1 шт.
• Разъем 5Pin (2,54mm) подключения галетного переключателя – 1 шт.
• Разъем 2Pin с болтовым зажимом (подключение питания) – 1 шт.
• Разъем 3Pin (подключение выхода селектора на вход усилителя) – 1 шт.
• Импортная диодная сборка типа W04, W06 – 1 шт.
Так же на плату можно поставить диодные сборки типа DB102, DB103 или подобные.
• Конденсатор электролит 470. 1000mF/25-35V – 1 шт.
• Диод 1N4001 (в параллель обмоткам реле) – 4 шт.
• Светодиод 5mm – 4 шт.
• Резисторы в цепь светодиода 1 кОм – 4 шт.
• Токоограничительный резистор 200R 0,25W – 1 шт.
• Разъемы Input1 – Input4 — 3Pin 2,54mm – 4 шт. Это если вы будете использовать не штатные RCA входные разъемы, а внешние, которые установлены не на плате селектора, а на корпусе усилителя.
• И еще один разъем Vcc – для подачи на плату постоянного напряжения питания, в этом случае переменка не подключается, да и диодную сборку можно не впаивать.

Источник

Лорта 75У-202С: установка релейного селектора входов

Содержание / Contents

↑ Проблемы родного селектора входов

Именно такая схемотехника обуславливает ряд проблем, которые присущи, наверное, если не всем, то многим электронным коммутаторам. Конкретно у меня было следующее:
— очень сильное взаимопроникновение каналов, при котором о качественном стерео говорить не приходилось. Переключение режимов «Моно»/«Стерео» на слух практически не ощущалось;
— если к усилителю подключить несколько источников сигнала и подать на них сигнал, то при выборе какого-то входа к нему подмешивался сигнал с другого входа;
— сильные наводки в виде фона и свиста на некоторых входах.
Кроме того, на плате совместно с селектором размещен фонокорректор, который тоже имеет ряд недостатков и добавляет свою часть наводок в сигнал.
В общем, этот узел является узким местом всего усилителя и нуждается в серьезной доработке.

↑ Китайский селектор — на благо человечества

Для устранения данных проблем в 90% случаев выбирается самое простое решение: весь узел выбрасывается, а сигнал подается напрямую на вход предусилителя. Я поначалу так и собирался сделать, потому что данный усилитель планировалось использовать с компьютером и более одного входа мне не требовалось.

Но к счастью, на тот момент у меня лежал без дела купленный у наших китайских друзей
Релейный модуль коммутации входов, 4 канала, RCA .

Посему концепция поменялась, и решено было сохранить в усилителе первоначальную функциональность. Но просто так воткнуть новый модуль в готовую заводскую конструкцию не получится. И, если чисто механически разместить и закрепить плату на место штатного селектора труда не составляло, то над электрическим совмещением надо было подумать.

В китайском селекторе переключение осуществляется путем простой подачи напряжения на катушку соответствующего реле, а коммутация реализована на простом галетном переключателе. В усилителе же переключение осуществляется при помощи четырех кнопок на передней панели.

Задача состояла в том, чтобы сохранить штатную систему выбора входа и каким-то образом совместить ее с китайским модулем, чтобы избежать сверления на лицевой панели отверстий и установки дополнительных органов управления в виде галетника.

↑ Модернизация штатного переключателя входов

Коммутатор собран на микросхеме К155ТМ5, которая представляет собой четыре D-триггера в одном корпусе DIP14. При замыкании любой из кнопок SB1-SB4 на соответствующий вход подается сигнал, что приводит к переключению триггера и появлению на выходе напряжения высокого уровня.
Далее по штатной схеме управляющее напряжение с одного из выходов поступает на один из логических входов КР590КН2, которая в свою очередь коммутирует выбранный вход усилителя.

Доработка заключается в том, чтобы коммутировать при помощи микросхемы КР590КН2 не сигнал, а напряжение 12В для питания реле селектора. Однако КР590КН2 для этой цели использовать не удастся, т. к. она позволяет коммутировать напряжения от –10В до +10В. Для нашей цели меняем чип на КР590КН5, что позволяет коммутировать напряжения от –15В до +15В.

Доработанная схема выглядит следующим образом:

↑ Реализация в железе

Она размещается «вторым этажом» на штатную печатную плату коммутатора на стойках подходящей высоты

При этом пятачки 3, 4, 5, 6 штатного коммутатора электрически соединяются с пятачками 3*, 4*, 5*, 6* дополнительной платы при помощи обрезков выводов элементов или межплатных соединителей .

Осталось подключить цепи питания ко всем потребителям. Что откуда брать и куда подключать приведено в таблице:

Гнездо XS1 дополнительной платы коммутатора соединяем шлейфом с соответствующим разъемом китайского селектора. Сигнальный выход селектора соединяем экранированным (микрофонным) кабелем с входами предусилителя.

На задней панели усилителя вырезаем отверстие необходимого размера для размещения разъемов нового селектора и крепим его к шасси.

↑ Файлы

↑ Видео

↑ Итого

На этом все.
Конструкция, собранная из исправных деталей, в наладке не нуждается. У меня схема запустилась сразу и стабильно работает.

Всем спасибо за внимание и удачи в доработке!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Читайте также:  Ситроен берлинго реле кондиционера

Заметки радиолюбителя

Простой селектор входов для УМ (2..4 входа)

Запись опубликовал aitras · 31 марта, 2018

Простой селектор входов для усилителя мощности. Выполнен на микроконтроллере ATtiny13A.

Подключение выполняется по следующей схеме:

Естественно, что вместо светодиодов должны стоять реле.

В 1 кбайте памяти микроконтроллера спрятан следующий функционал:
— использование от 2-х до 4-х входов, количество которых определяется автоматически (неиспользуемые 4-й или 3-й и 4-й входы следует подтянуть к питанию через резистор 5-10 кОм);
— переключение одной кнопкой «по кругу»;
— запоминание последнего выбранного входа;
— задержка при включении (2 c);
— защита от дребезга кнопки;
— mute между переключениями каналов (0,5 c).

При программировании следует установить фьюзы следующим образом: HIGH — 0xFF, LOW — 0x79. То есть нужно отключить делитель частоты на 8, и выбрать источник тактирования — внутренний RC-генератор на 4,8 МГц с задержкой старта в 64 мс.

Платы под схему нет, предполагаю, что каждый нарисует себе сам под необходимые детали.

На видео показан макет, демонстрирующий работу селектора:

Источник

Селектор входов и выходов УМЗЧ на микроконтроллере

Целью создания данного проекта послужило желание создать простое и надежное устройство, которое выполняло бы функции коммутации входов и выходов высококачественного усилителя.

Данный проект полностью открытый. Выкладываю на Ваш суд исходный код, принципиальную схему и проект в Proteus.
Исходный код написан на языке высокого уровня «Си» в среде CVAVR буквально за вечер. Он хорошо прокомментирован и кто хотя бы немного знает данный язык, сможет с легкостью модифицировать проект под свои цели.

Селектор работает следующим образом:
При подаче питания выполняется задержка в две секунды для исключения щелчков АС при переходном процессе, при этом все входы и выходы отключены. После задержки происходит сравнение 4-го байта EEPROM с числом 0х22, если число совпадает — загружаем данные с энергонезависимой памяти. Если не совпадает — значит данные повреждены либо данные были стерты, грузим значения по умолчанию (АС1 откл. АС2 откл. CD вкл.). При выборе нужного входа происходит кратковременное мигание светодиода выбранного входа и далее он просто горит, данный эффект повышает визуальную функциональность аппарата в целом.
Те, кому по какой либо причине не нужно куча кнопок может использовать 1 кнопку (select), которая по кругу переключает входы.

Выходы АС тоже можно не использовать, для этого просто не надо впаивать диоды и кнопки отвечающие за управление выходами и не впаивать ключи коммутирующие реле АС1 и АС2. После того как мы выбрали нужный вход или выход, начинает считать программный таймер, который примерно через 10 секунд (если не было повторного нажатия на кнопки) записывает данные в EEPROM память. При снятии питания и повторной подаче входы и выходы после задержки сохраняют свое состояние, что тоже очень удобно.

Реле могут быть любыми, которые у Вас есть в наличии. Но лучше применить в АС на 16А фирмы SHRACK RT серии. Рекомендую на эту роль реле RTD14005 на 5V или RT314012 на 12V (при использование реле на 5V необходимо заменить транзисторы более мощными, например KSE340 или MJE340). А в качестве реле в сигнальных цепях, следует использовать специализированные сигнальные реле, которых сейчас в продаже имеется в большом количестве. Рекомендую миниатюрные сдвоенные реле 12V TQ2-12V или A5W-K на 5V

При прошивке чипа фьюзы трогать не надо!

Ниже вы можете скачать прошивку, исходник и проект в Proteus

Источник

Лорта 75У-202С: установка релейного селектора входов


Приветствую, друзья! Некоторое время назад занимался я ремонтом замечательного усилителя Лорта 75У-202С. До этого лежал он у меня лет десять в шкафу и, наконец, дождался своего часа. Кстати, на мой вкус, по звуку он очень даже ничего. Например, по сравнению с легендарной Радиотехникой У-101, его звучание мне нравится больше. Но сейчас не об этом. Среди прочих доработок в усилителе был заменен узел коммутации входов, и вот об этом опыте решил я написать небольшую статью по просьбам трудящихся.

↑ Проблемы родного селектора входов

Селектор входов на этом усилите электронный и выполнен на двух четырехканальных МОП-ключах КР590КН2.


Именно такая схемотехника обуславливает ряд проблем, которые присущи, наверное, если не всем, то многим электронным коммутаторам. Конкретно у меня было следующее: — очень сильное взаимопроникновение каналов, при котором о качественном стерео говорить не приходилось. Переключение режимов «Моно»/«Стерео» на слух практически не ощущалось; — если к усилителю подключить несколько источников сигнала и подать на них сигнал, то при выборе какого-то входа к нему подмешивался сигнал с другого входа; — сильные наводки в виде фона и свиста на некоторых входах. Кроме того, на плате совместно с селектором размещен фонокорректор, который тоже имеет ряд недостатков и добавляет свою часть наводок в сигнал. В общем, этот узел является узким местом всего усилителя и нуждается в серьезной доработке.

Схема селектора каналов

Схема состоит из устройства управления, выполненного на микросхеме D1 и электронного переключателя на микросхеме D2.

Рис. 1. Принципиальная схема электронного коммутатора входов для стерео усилителя мощности.

Схема на микросхеме D1 представляет собой широко известную схему трехфазного RS-триггера, реализованную на микросхеме К561ЛА7. Изменение состояния триггера осуществляется кнопками S1-S3, подающими на его три входа логические нули (активный уровень — логический ноль). Соответственно, есть и три выхода (активный уровень тоже — ноль).

Трехфазный триггер может принимать три состояния, в каждом из которых логический ноль есть только на одном из его выходов. Соответственно, на выходе элемента D1.1, D1.2 или D1.3. Состояние триггера индицируется светодиодами HL1-HL3, подключенными к его выходам через транзисторные ключи VТ1-VT3.

Ключи выполнены на транзисторах р-п-р структуры, поэтому они открываются логическими нулями, поступающими на их базы с выходов логических элементов через резисторы R4-R6.

Электронный переключатель сделан на микросхеме D2 типа К561КП1. Микросхема содержит два переключателя на два направления и четыре положения, управляемые цифровым кодом, поступающим на управляющие входы. Код управления цифровой и двухразрядный. То есть, всего четыре положения «00», «01», «10» и «11».

Соответственно, открываются каналы «0», «1», «2» и «3». Для управления переключателем берутся логические уровни только с двух выходов трехфазного триггера на D1. В результате, в различных состояниях триггера на D1 получаются коды «01», «10» и «11».

Этого достаточно для управления микросхемой К561КП1 для переключения на три положения («1», «2» и «3»).

Входные сигналы от разных трех источников сигналов поступают на парные разъемы Х1, Х2 и ХЗ. Каждый из них представляет собой пару коаксиальных гнезд «тюльпанов», сейчас широко используемых в различной аудио и видео технике.

Выходным является такой же разъем Х4, но на практике, если переключатель входов будет размещен внутри стереоусилителя, этой пары Х4 может и не быть, просто с выводов 13 и 3 сигнал по экранированным кабелям поступает на вход предварительного УНЧ.

↑ Китайский селектор — на благо человечества

Для устранения данных проблем в 90% случаев выбирается самое простое решение: весь узел выбрасывается, а сигнал подается напрямую на вход предусилителя. Я поначалу так и собирался сделать, потому что данный усилитель планировалось использовать с компьютером и более одного входа мне не требовалось.


Но к счастью, на тот момент у меня лежал без дела купленный у наших китайских друзей Релейный модуль коммутации входов, 4 канала, RCA.
Посему концепция поменялась, и решено было сохранить в усилителе первоначальную функциональность. Но просто так воткнуть новый модуль в готовую заводскую конструкцию не получится. И, если чисто механически разместить и закрепить плату на место штатного селектора труда не составляло, то над электрическим совмещением надо было подумать.

Читайте также:  Ремонт реле накала свечей рекстон

В китайском селекторе переключение осуществляется путем простой подачи напряжения на катушку соответствующего реле, а коммутация реализована на простом галетном переключателе. В усилителе же переключение осуществляется при помощи четырех кнопок на передней панели.

Задача состояла в том, чтобы сохранить штатную систему выбора входа и каким-то образом совместить ее с китайским модулем, чтобы избежать сверления на лицевой панели отверстий и установки дополнительных органов управления в виде галетника.

Летом 2010-го года передо мной стал вопрос о покупке либо сборке усилителя для себя. Судя по многочисленным противоречивым отзывам о недорогих новодельных фабричных усилителях, о них стоило забыть, а выбирать только из стареньких аппаратов и из DIY-проектов. Случайно набрел на объявление о продаже усилителя Kenwood KA-5010, о котором в голове отложился положительный отзыв одного компетентного человека. Подумав хорошенько, решил брать.
Создать обсуждение статьи на форуме
Автор: aleyer

Пара дней – и усилитель у меня. Первое прослушивание показало, что усилитель таки неплохо играет, особо придраться, исходя из моего скромного опыта, было не к чему. Впрочем, меня несколько не впечатлила подача низкочастотного диапазона. Тогда же состоялось сравнительное прослушивание Кенвуда и усилителя, собранного на базе плат-китов от Vidalgo (на LM3886). Звучание оказалось похожим, единственное, в чем мой усилитель проиграл, — передача игры на саксофоне на одной песне, усилитель на LM3886 сыграл классно. Возможно, я бы и не стал ничего трогать, но оказалось, что в усилителе барахлит селектор входов, да и потенциометр регулятора громкости был несколько изношен. Поразмыслив, я решил все же внедрить в усилитель несколько “безобидных” улучшений.

Список запланированных действий по модернизации усилителя включал следующие пункты:

  1. Увеличение емкости основных конденсаторов в БП
  2. Замена барахлящего селектора входов на новый, на основе реле
  3. Замена изношенного потенциометра регулятора громкости на РГ на реле по схеме Алексея Никитина
  4. Замена разделительных электролитов (2,2мкФ на 50В) на полипропилен.
  5. Возможное увеличение тока покоя выходных транзисторов

К этом списку также впоследствии добавилась замена электролитических конденсаторов в обратной связи, это номер 6. Итак, идем по порядку.

1. Самое простое, что можно было сделать с усилителем, это добавить к его родным 2 банкам Elna for Audio на 10000мкФ х 63В еще парочку такой же емкости, так как усилителю от его старшего брата, Кенвуда KA-7010, досталась плата, на которой есть место и отверстия для установки четырех конденсаторов. Желание добавить еще пару конденсаторов обусловливалось, во-первых, тем, что я не мог проверить состояние родных, которым уже 22 года, во-вторых, тем, что я не был удовлетворен низкочастотным диапазоном, а в-третьих, тем, что родные 10000мкФ в плече усилителя — это не так и много. Внимательно изучив обратную сторону платы, обнаружил, что родные электролиты имеют 4 вывода, два из которых служат для дополнительной фиксации, а расстояние между основными двумя составляет 22,5мм. Поиск в интернете показал, что современные snap-in конденсаторы имеют расстояние между выводами в 10мм. Это было первое, что меня озадачило, поиск четырехлапых конденсаторов не увенчался успехом, разве что специально для меня по заказу немцы могли изготовить такие, но минимальный заказ — 100 штук. Вторая особенность поиска заключалась в том, что что новые конденсаторы должны были быть не хуже родных.

В результате выбор остановился на немецких конденсаторах FTcap (фирма также известная как Fischer & Tausche или F&T) серии SI. Установка новых электролитов была успешно произведена прямо в день получения, меньшее расстояние между выводами не стало большой проблемой, спасибо инженерам из Японии. В общем-то от этого этапа модернизации я ожидал кардинального изменения подачи НЧ-диапазона, но этого не произошло. Все осталось практически таким же, как и было, только в одной песне из прослушанных звучание поменялось существенным образом. Я не расстроился, ведь кондеры оказались не хуже родных, и взялся за следующий пункт.

2. Тут можно было пойти простым путем: выпаять родной переключатель, разобрать его, почистить, собрать и припаять обратно. Но после критического осмотра, переключатель показался мне ненадежным с точки зрения обеспечения качественного контакта, было принято решение его заменить. На новый? Я ничего похожего и близко не видел в продаже. Значит оставалось заменить его на что-то, сделанное своими руками. Был найден паспорт на усилитель, его схема, которую я, в части переключения входов, изучил. Оказалось, что функцию коммутации входов вместо родного 4-контактного переключателя на 6 положений может выполнять устройство, состоящее из 8 реле с 2 группами контактов, из которых 6 непосредственно переключают входы, а 2 оставшихся выполняют вспомогательные функции.

Накидал схему в Eagle, в нем же развел плату. На этой же плате расположил места для новых разделительных конденсаторов, так как они ну никак не могли влезть на место мелких электролитов. Параллельно с этим занимался РГ Никитина и блоком питания для этих двух новых устройств. Что касается блока питания, то это стабилизированный БП на двух LM317, для питания реле и микроконтроллера (об этом ниже). Плату БП сделал максимально компактной (использовал SMD диоды, резисторы и керамические конденсаторы, расположенные на нижней стороне платы), расположить ее решил возле основного трансформатора усилителя, там как раз было свободное место и два отверстия в шасси, которые пригодились для крепления платы БП.

После установки на свои места плат БП и селектора входов на реле, а также установки нового переключателя на переднюю панель (для этого пришлось просверлить отверстие в корпусе) и первого запуска, меня ожидало разочарование. Появился сильный фон, который, впрочем, уменьшался, если я пальцами соединял земли усилителя и БП селектора. Не разобравшись до конца в этой проблеме, я занялся установкой нового регулятора громкости.

3. Желание попробовать на деле РГ Никитина возникло давно, тем более, что в усилителе на LM3886, с которым я сравнивал Кенвуд, стоял именно такой. Подробно о РГ Никитина я вскоре расскажу в отдельной статье. Что касается моего экземпляра, то при его разработке главным условием было то, что устройство должно поместиться в пространство, имеющееся между платой усилителя и передней панелью усилителя, в котором изначально помещался потенциометр РГ. Так что первым условием была максимальная компактность платы. Вторым условием было то, что для управления устройством предполагалось использовать родную ручку регулятора громкости, правда уже с другим потенциометром, также максимально компактным. Также, после недолгих размышлений, в список требований, предъявляемых увстройству, была добавлена возможность регулировки громкости с пульта ДУ.

После установки нового РГ стало очевидно, что родной потенциометр, оказывается, был с линейной зависимостью. А что касается главного — влияния установки нового РГ на звучание, сказать могу мало что, услышанная разница на обычном уровне громкости — на уровне ощущений и провалов в памяти, о причине этого я подробно расскажу в пункте 6. На малой же громкости релейный РГ оказался гораздо лучше родного потенциометра ALPS, тот портил звук при громкости ниже определенного уровня. Также с родным РГ переключение режима Direct Source разницы в звучании слышно не было, сейчас же она просто бросается в уши, при выключенном Direct Source, то есть когда сигнал проходит через темброблок, регулятор баланса и фильтр инфразвуковых частот, звук сильно беднеет.

4. С заменой разделительных конденсаторов все достаточно просто. Учитывая, что в источнике разделительный конденсатор отсутствует, то наличие в усилителе электролита в этой роли выглядит недоразумением. В качестве новых, была выбрана пара полипропиленовых Icel MPL 2,2мкФ х 160В, которые, по отзывам, являются чуть ли не самыми лучшими из доступных для этой роли. Новые кондеры гораздо больше родных электролитов Elna, тулить их на плату было бы сложно, да и выглядело бы это, мягко говоря, не очень.

Читайте также:  Характеристики реле пэ 21у3

Как уже сказал в пункте про селектор входов, они разместились на плате селектора входов, а с основной платой соединялись четырьмя проводками. Сначала для этой цели применил все тот же МГТФ, но оказалось, что они хорошо ловят наводки. Поэтому впоследствии они были заменены тонким коаксиалом, экраны со стороны платы селектора входов припаял к земляному полигону. Наводки пропали. Что касается звука, то услышал немало нового, хотя надо отдать должное, японские электролиты не так уж сильно портили звучание, как я ожидал. В частности тональный баланс не поменялся.

5. Увеличение тока покоя было опробовано еще до замены селектора входов, РГ и конденсаторов в сигнальных цепях. Тогда оно не дало на слух ровно никакого эффекта.

6. Всего на плате усилителя было 6 электролитических конденсаторов серии Elna for Audio, 2 из них — основные емкости БП, 2 — в обратной связи, еще 2, такие же, как и в ОС, 100мкФ х 6,3В, находятся рядом на плате. Раз японские инженеры поставили именно в этих местах схемы аудио ориентированные конденсаторы, напрашивается вывод, что во всей схеме именно они больше всего влияют на итоговое звучание. На практике так и оказалось. Для замены их была приобретена кучка Nichicon KZ (пары на 10, 100 и 220мкФ), Elna Silmic II (таких же номиналов) и неполярные Nichicon ES на 220мкФ. Все эти конденсаторы пробовались в различных комбинациях в качестве C7, C8, C45, C46. С родными Elna звучание я бы охарактеризовал как немного резковатое, при этом низких маловато, но детальность была хороша.

Когда электролиты в ОС заменил с родных 100мкФ на Silmic 220мкФ (самые большие на фото), низкие прорезались, звучание стало мягче, но при этом значительно уменьшилась детальность, или скорее разборчивость нюансов, они остались, но их стало трудно различать. Когда я заменил РГ, в ОС стояли электролиты на 220мкФ, думаю, что по большей части именно из-за этого особой разницы после замены я не услышал. Как выяснилось позже, причиной этой проблемы был увеличенный ток покоя, после его уменьшения до заводского значения проблема исчезла. Где-то через месяц я обратил внимание, что усилитель играет лучше, чем раньше. Папа у меня даже поинтересовался, что я поменял, что усилитель стал играть лучше. А я ничего и не менял, видимо «прогрелись» эти конденсаторы.

Упомянутый во втором пункте фон был побежден путем соединения земель усилителя и БП селектора входов и РГ через резистор в 800ом.

Если сравнивать звучание усилителя до модернизации и после, то оно изменилось значительно. Даже не знаю, к чему придраться. К сожалению, так и не вышло собраться и сравнить мой усилитель с каким-либо еще. В общем, подводя итоги, по пунктам можно отметить следующее:

Добавление емкости в БП полезно, так как я сомневаюсь, что без этого получились бы полноценные мощные, при этом четкие, не гудящие низкие частоты. В то же время, сам по себе этот шаг может не дать желаемого эффекта.

  1. Добавление емкости в БП полезно, так как я сомневаюсь, что без этого получились бы полноценные мощные, при этом четкие, не гудящие низкие частоты. В то же время, сам по себе этот шаг может не дать желаемого эффекта.
  2. Заменить барахлящий переключатель селектора входов вполне возможно на самодельный, сделанный на основе реле, но при этом можно столкнуться с проблемой наводок от цепей питания реле на сигнальные цепи.
  3. Встроить в усилитель РГ Никитина, не портя при этом внешний вид, также возможно, как и добавление при этом функции управления при помощи пульта ДУ.
  4. Разделительные конденсаторы, если стоят электролиты, менять однозначно стоит, если акустика и источник позволят, разница будет очевидна, тем более, что такие конденсаторы, как Icel, вполне доступны.
  5. Увеличение тока покоя не всегда полезно. Кстати, бывший владелец Кенвуда купил себе усилитель Yamaha, в котором был установлен высокий ток покоя, но звучание ему все равно понравилось меньше.
  6. Замена конденсаторов в обратной связи существенно влияет на звучание усилителя, в случае, если изначально стоят достаточно качественные конденсаторы, разница вряд-ли поразит воображение, ну а замена посредственных, на мой взгляд, должна дать ощутимую прибавку в качестве.

Фото собранного усилителя. Как видно, внешний вид не изменился, даже не смотря на замену внутренних органов и добавления новых, как, например, приемника для пульта ДУ.

проект CodeVision AVR (), исходник, найденный в интернете, из которого с адаптацией к другому МК был взят код декодера RC-5;

проекты плат в формате Eagle ()

принципиальную электрическую схему усилителя ()

Больше фотографий можно посмотреть ЗДЕСЬ

Обсудить статью на форуме

↑ Модернизация штатного переключателя входов

Для простоты было решено максимально использовать штатную схемотехнику. Рассмотрим схему штатного коммутатора.


Коммутатор собран на микросхеме К155ТМ5, которая представляет собой четыре D-триггера в одном корпусе DIP14. При замыкании любой из кнопок SB1-SB4 на соответствующий вход подается сигнал, что приводит к переключению триггера и появлению на выходе напряжения высокого уровня. Далее по штатной схеме управляющее напряжение с одного из выходов поступает на один из логических входов КР590КН2, которая в свою очередь коммутирует выбранный вход усилителя.
Доработка заключается в том, чтобы коммутировать при помощи микросхемы КР590КН2 не сигнал, а напряжение 12В для питания реле селектора. Однако КР590КН2 для этой цели использовать не удастся, т. к. она позволяет коммутировать напряжения от –10В до +10В. Для нашей цели меняем чип на КР590КН5, что позволяет коммутировать напряжения от –15В до +15В.

Доработанная схема выглядит следующим образом:

↑ Реализация в железе

Для компактного размещения дополнительных элементов была разработана небольшая печатная плата.

Она размещается «вторым этажом» на штатную печатную плату коммутатора на стойках подходящей высоты


При этом пятачки 3, 4, 5, 6 штатного коммутатора электрически соединяются с пятачками 3*, 4*, 5*, 6* дополнительной платы при помощи обрезков выводов элементов или межплатных соединителей.

Осталось подключить цепи питания ко всем потребителям. Что откуда брать и куда подключать приведено в таблице:


Гнездо XS1 дополнительной платы коммутатора соединяем шлейфом с соответствующим разъемом китайского селектора. Сигнальный выход селектора соединяем экранированным (микрофонным) кабелем с входами предусилителя.

На задней панели усилителя вырезаем отверстие необходимого размера для размещения разъемов нового селектора и крепим его к шасси.

Детали и подключение

Микросхема К561КП1 может коммутировать как цифровые, так и аналоговые сигналы. Но, при коммутации аналогового сигнала нужно чтобы он находился между полюсами питания, желательно посредине (при этом будут минимальные искажения аудиосигнала).

Поэтому, второй вывод минуса питания ключей (вывод 7), который обычно соединяется с общим минусом питания, здесь соединяется с отрицательным источником питания (-5V). Таким образом, питание переключателя двухполярное.

С этим нет никаких проблем, так как предварительные УНЧ обычно делают по схемам на ОУ, также, питающимся от двуполярного источника. Если напряжение источника более ±7V, нужно на схему подавать питание через понижающие стабилизаторы, например, на интегральном стабилизаторе 7805 сделать источник +5V, а отрицательный на простои параметрическом стабилизаторе из стабилитрона на 4,7-5,6V и резистора. Светодиоды HL1-HL3 — любые индикаторные, например, АЛ307 или их аналоги.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector