УСТРОЙСТВО РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ
Реле блокировки служит для автоматического выключения стартера после пуска двигателя и управления контрольной лампой, указывающей на нормальную работу генератора. Реле блокировки РБ1-10 (рис. 146) состоит из электромагнитного реле с нормально замкнутыми контактами и выпрямительного моста из диодов типа Д7-Б для питания электромагнитного реле.
Техническая характерястика реле блокировки РБ1-10 при температуре прибора и окружающей среды +20 °С
Напряжение размыкания контактов реле блокировки, измеренное на клеммах «
Напряжение замыкания контактов реле, измеренное на клеммах «
Зазор между якорьком и сердечником при замкнутых контактах (регулируется перемещением держателя верхнего контакта), мм 0,35 . 0,45
Рис. 146. Схема реле блокировки
В рабочем диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя (генератора) контакты реле блокировки постоянно разомкнуты, благодаря чему предотвращается включение стартера при случайном повороте ключа зажигания в положение включения стартера. При остановке двигателя напряжение на зажимах генератора исчезает, реле блокировки отключается, подготовляя цепь питания стартера для последующего пуска двигателя.
При включении зажигания на неработающем двигателе ввиду замкнутости контактов реле контрольная лампа на панели приборов загорается, а после пуска двигателя гаснет, что свидетельствует о нормальной работе генератора.
При этом снимается напряжение двух фаз генератора и подается на выпрямительный мост, катушка реле намагничивается и притягивает якорь — контакты размыкаются. Уход за реле блокировки тот же, что и за реле-регулятором.
Реле блокировки РБ1-10 имеет следующие данные обмотки. Основная обмотка состоит из 2500±10 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,19 мм, намотанных против часовой стрелки (смотря на катушку сверху). Сопротивление обмотки при температуре +20°С — (81+6) 0м.
Вспомогательная обмотка состоит из 90± 1 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,41 мм, намотанных против часовой стрелки (смотря на катушку сверху).
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.018 сек.)
Источник
Реле рб1 10 схема подключения
ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА ТРАКТОРА Т-25
Реле блокировки РБ1 стартера трактора Т-25
Реле блокировки РБ1 служит для автоматического выключения стартера после запуска двигателя и управления контрольной лампой (установленной на щитке приборов) нормальной работы генератора. Реле блокировки работает совместно с генератором Г302В, реле стартера РС-502, включателем реле стартера ВК-316Б и тяговым реле стартера СТ-222.
Напряжение включения реле при температуре окружающей среды 20°, в 9-10
Напряжение включения реле, в 6
Величина зазора между якорем и сердечником при замкнутых контактах (регулируется перемещением держателя верхнего контакта) 0,35-0,45
При неработающем двигателе реле блокировки имеет нормально закрытые контакты. В рабочем диапазоне оборотов генератора контакты реле блокировки постоянно разомкнуты, благодаря чему предотвращается включение стартера при случайном повороте ключа включателя стартера ВК-316Б.
Реле состоит (рис. 86) из электромагнитного реле с нормально замкнутыми контактами. Электромагнитное реле имеет вспомогательную обмотку с сопротивлением 30 ом, обмотку включения и выпрямительный мост из диодов типа Д76 для питания основной обмотки включения.
При включении включателя «массы» ВК-316Б на неработающем двигателе контакты реле замкнуты, контрольная лампа на щитке приборов загорается, а после пуска двигателя — гаснет. Это свидетельствует о нормальной работе генератора, так как напряжение от генератора подается на выпрямительный мост, катушка реле намагничивается и притягивает якорь — контакты размыкаются.
При обрыве ремня привода генератора лампочка загорается, контакты реле блокировки замыкаются, так как на выпрямительном мосту отсутствует напряжение от генератора.
При остановке двигателя напряжение на зажимах генератора падает, реле блокировки отключается, подготовляя цепь питания стартера для последующего запуска.
Рис. 86. Реле блокировки стартера:
1 — мост выпрямительный; 2 — сопротивление; 3 — вспомогательная обмотка; 4 — обмотка включения; 5 — электромагнитное реле; в — контакты.
Источник
Дополнительные электромагнитные реле стартера
Для обеспечения своевременного автоматического отключения стартера после пуска дизеля и для исключения возможности включения стартера при работающем дизеле в цепь стартера включены два дополнительных реле: промежуточное РС502 45 и блокировочное РБ1 46 (смотрите схему электрооборудования трактора МТЗ-80/82).
Реле РС 502 представляет собой электромагнитное реле с нормально разомкнутыми контактами, а реле РБ 1 (рис. ниже), на которое воздействует ток генератора, — электромагнитное реле с нормально замкнутыми контактами и выпрямительным мостом из четырех диодов марки Д226Д.
- 1, 2, 4 — диоды выпрямительного моста
- 3, 9 — клеммы переменного тока «-«
- 5 — якорь реле
- 6 — катушка реле
- 7 — клемма «ЛК» (лампа контрольная)
- 8 — клемма «РС» (реле стартера)
- 10 — клемма «массы»
При включении выключателя стартера ВК316-Б в положении запуска дизеля напряжение от аккумуляторной батареи через выключатель подается на обмотку реле РС502, включенную на «массу» через контакты реле РБ1. Реле РС502 срабатывает, контакты его замыкаются и через них подается питание на тяговое реле стартера. Стартер включается и вращает коленчатый вал дизеля. С увеличением частоты вращения коленвала дизеля увеличивается напряжение, подводимое от генератора к выпрямителю реле РБ1, и соответственно выпрямленное напряжение, приложенное к обмотке указанного реле.
При достижении генератором напряжения 8-9 В реле блокировки срабатывает, размыкая свои контакты. При этом обесточивается реле РС502, контакты его под действием пружины размыкаются и отключают стартер. В течение всего времени работы дизеля на всем диапазоне его рабочих оборотов контакты реле блокировки разомкнуты, ввиду чего включить стартер при работающем дизеле невозможно.
Источник
«Запорожец»
УСТРОЙСТВО РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ
Реле блокировки служит для автоматического выключения стартера после пуска двигателя и управления контрольной лампой, указывающей на нормальную работу генератора. Реле блокировки РБ1-10 (рис. 146) состоит из электромагнитного реле с нормально замкнутыми контактами и выпрямительного моста из диодов типа Д7-Б для питания электромагнитного реле.
^ Техническая характерястика реле блокировки РБ1-10 при температуре прибора и окружающей среды +20 °С
Напряжение размыкания контактов реле блокировки, измеренное на клеммах «
Напряжение замыкания контактов реле, измеренное на клеммах «
Зазор между якорьком и сердечником при замкнутых контактах (регулируется перемещением держателя верхнего контакта), мм 0,35 . 0,45
Рис. 146. Схема реле блокировки
В рабочем диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя (генератора) контакты реле блокировки постоянно разомкнуты, благодаря чему предотвращается включение стартера при случайном повороте ключа зажигания в положение включения стартера. При остановке двигателя напряжение на зажимах генератора исчезает, реле блокировки отключается, подготовляя цепь питания стартера для последующего пуска двигателя.
При включении зажигания на неработающем двигателе ввиду замкнутости контактов реле контрольная лампа на панели приборов загорается, а после пуска двигателя гаснет, что свидетельствует о нормальной работе генератора.
При этом снимается напряжение двух фаз генератора и подается на выпрямительный мост, катушка реле намагничивается и притягивает якорь — контакты размыкаются. Уход за реле блокировки тот же, что и за реле-регулятором.
Реле блокировки РБ1-10 имеет следующие данные обмотки. Основная обмотка состоит из 2500±10 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,19 мм, намотанных против часовой стрелки (смотря на катушку сверху). Сопротивление обмотки при температуре +20°С — (81+6) 0м.
Вспомогательная обмотка состоит из 90± 1 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,41 мм, намотанных против часовой стрелки (смотря на катушку сверху).
^
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ
Реле блокировки можно проверить на специальном стенде и на автомобиле. При этом необходимо иметь:
вольтметр переменного тока со шкалой не более 20 В класса точности не ниже 1,0;
реостат на 150. 350 0м при силе тока 0,3. 0,7 A:
понижающий трансформатор 220/(12. 16) В или лабораторные автотрансформаторы ЛАТР-1, ЛАТР-2;
контрольную лампочку 12 В мощностью 3 Вт.
Рис. 147. Схема соединений для проверки реле блокировки
Для проверки работоспособности реле блокировки на автомобиле при неработающем двигателе и включенном зажигании необходимо снять с двух клемм «
» наконечники. От клемм «-)-» и «—» аккумуляторной батареи подвести напряжение к клеммам реле блокировки в следующей последовательности: к нижней клемме «
» подсоединить «+», а к верхней клемме «
» прикасаться проводником «—», при этом должны прослушиваться резкие щелчки (притягивание якоря к сердечнику), а контрольная лампа должна гаснуть. Затем к верхней клемме «
» подсоединить «+», а к нижней клемме «
» прикасаться проводником «—», при этом также должны прослушиваться щелчки и должна гаснуть контрольная лампа.
Если в первом случае или втором не были слышны щелчки и контрольная лампа не гасла, значит, реле блокировки неисправно, пробиты диоды или обрыв в катушке. Может быть и так, что щелчки в обоих случаях прослушиваются, а реле блокировки неисправно (лампочка не гаснет).
Это указывает на то, что в реле блокировки произошло замыкание вывода «ЛК» на массу.
Для проверки и регулировки на стенде реле блокировки устанавливают в рабочее положение.
» реле блокировки (рис. 147) подключают источник регулируемого синусоидального напряжения с частотой 50 Гц и вольтметр переменного тока. К клемме «PC» подключается «+» аккумуляторной батареи, а клемму «—» соединяют с массой реле блокировки. Между клеммами «PC» и «ЛК» включают лампочку 12 В, 3 Вт.
При плавном изменении напряжения источника по вольтметру определяют напряжение включения и отключения реле блокировки. Момент включения и отключения фиксируют соответственно по потуханию контрольной лампы.
Напряжение аккумуляторной батареи при проверке должно быть (12,5±0,3) В.
Если размыкание и замыкание контактов (о чем сигнализирует контрольная лампа) происходит при напряжениях, отличающихся от приведенных в характеристике, то необходимо подрегулировать реле блокировки, для чего открыть крышку реле и проверить зазор между якорьком и сердечником, который должен быть в пределах 0,35. 0,45 мм.
Эту регулировку выполняют путем перемещения неподвижного контакта, который находится на стойке и прикреплен к ней двумя винтами.
Окончательную регулировку выполняют путем изменения натяжения пружины якорька с помощью подгибки хвостовика угольника, имеющегося на реле.
^
УСТРОЙСТВО СТАРТЕРА
Стартер типа СТ-368, предназначенный для пуска двигателя, представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения.
Он включается с помощью электромагнитного тягового реле (рис. 148) типа РС904-А, смонтированного на фланце крышки стартера.
^ Техническая характеристика стартера
Номинальное напряжение, В 12
Номинальная мощность, кВт 0.87
Сила тока холостого хода, А, не более 70
Частота вращения якоря при холостом ходе, об/мин, не менее 5000
Сила тока при тормозном моменте 0,66 кгс-м, не более 260
Напряжение включения тягового реле в момент соприкосновения шестерни привода с прокладкой толщиной 20 мм, помещенной между шестерней и ее упором, В, не более 9
Сила воздействия пружин щеткодержателя на щетку, гс 950 . 1250
Число зубьев шестерен привода стартера 9
Рис. 148. Схема электрических соединений системы пуска двигателя: G — аккумуляторная батарея; К — реле включения стартера; М — стартер; SI — выключатель зажигания и стартера; Т — катушка зажигания; S2 — прерыватель-распределитель зажигания
Стартер (рис. 149) имеет четыре полюса 37, на которых расположены катушки 36 возбуждения, три из которых соединены между собой последовательно, одна — параллельно им. Конец параллельной обмотки винтом соединен с корпусом статора.
Параллельная катушка состоит из 150 витков медного эмалированного провода диаметром 0,55 мм; сопротивление катушки при 20°С 1,9. 2,1 0м. Снаружи катушка изолирована изоляционной клейкой бумагой, одним слоем в полуперекрытие хлопчатобумажной лентой толщиной 0,25 мм, шириной 15 мм и пропитана эмульсионным лаком на основе лака МА-0121 ТУ 6-10-1314-77. Последовательные катушки имеют по семь витков проволоки 1,81х4,7 мм, изолированных электроизоляционным картоном ЭВ толщиной 0,25 мм, шириной 15 мм с полуперекрытием и пропитаны водоэмульсионным лаком на основе лака МА-0121 ТУ 6-10-1314-77.
Обмотка якоря — двухслойная, состоит из 23 секций медного эмалированного провода диаметром 2,02 мм. Число витков в секции два, число пазов в якоре 23, шаг по пазам 1. 7 мм, число коллекторных ламелей 23, шаг по коллектору 1. 12 мм. Якорь 21 стартера вращается в двух брон-зографитовых втулках 14 и 29, установленных в передней 13 (со стороны привода) и задней 32 крышках. Колпак 28, задняя 32 и передняя 13 крышки с расположенным между ними статором 22 стянуты двумя стяжными болтами 23.
На задней крышке 32 винтами 27 закреплен пластмассовый щеткодержатель 30, имеющий фигурные гнезда под изолированные щетки 35. Неизолированные (массовые) щетки 34 находятся в фигурных гнездах, выполненных в крышке 32. Щетки поджимаются к коллектору цилиндрическими пружинами 31, которые находятся в отверстиях пластмассового щеткодержателя и упираются в изоляционную прокладку 26. Все щетки имеют гибкие канатики. Канатики массовых щеток к крышке крепятся теми же винтами 27, что и пластмассовый щеткодержатель.
Рис. 149. Стартер СТ-368: 1 — крышка реле: ^ 2 — контактный диск; 3 — шток реле; 4 — винт крепления крышки реле; 5 — корпус реле; 6 — обмотка реле; 7 — пружина якоря; 8 — якорь реле; 9 — серьга якоря; 10 — рычаг; 11 — уплотнительная прокладка; 12 — ось рычага; 13 — крышки со стороны привода; 14, 29 — втулки якоря; 15 — пружинная шайба; 16 — упорная шайба; 17 — стопорное кольцо: 18 — упорное кольцо; 19 — шестерня; 20 — роликовая муфта; 21 — якорь в сборе; 22 — статор; 23 — стяжной болт; 24 — стальная шайба; 25 — фибровая шайба; 26 — изоляционная прокладка; 27 — винт; 28 — колпак; 30 — пластмассовый щеткодержатель; 31 — пружина щетки; 32 — крышка со стороны коллектора; 33 — контактные болты тягового реле; 34 —неизолированная щетка; 35 — изолированная щетка; 36 — катушка возбуждения; 37 — полюс; 38 — полюсный винт; 39 — дополнительный контакт тягового реле; 40 — вывод обмотки реле; 41 — вывод от катушек возбуждения.
Изолированные щетки соединены между собой и имеют общий вывод от одного из концов последовательно соединенных катушек обмотки возбуждения. Второй конец этих катушек присоединен к контактному болту 33 тягового реле. Для доступа к щеткам и осмотра коллектора необходимо снять стартер, отвернуть стяжные болты 23, снять колпак 28 и заднюю крышку 32.
На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из шестерни ^ 19 и роликовой муфты 20 свободного хода. При помощи привода, перемещающегося, по винтовым шлицам вала, осуществляется зацепление шестерни стартера с венцом маховика и передача крутящего момента от стартера к двигателю. Наличие муфты свободного хода предохраняет обмотку и коллектор якоря от разноса.
Электромагнитное тяговое реле РС904-А имеет катушку из 252 витков медного эмалированного провода диаметром 1,16 мм. Сопротивление обмотки при температуре 20°С равно 0,44 0м. Реле служит для перемещения привода по винтовым шлицам вала якоря и ввода шестерни в зацепление с венцом маховика. Реле прикреплено двумя винтами к крышке стартера.
Внутри катушки находятся передвигающийся якорь ^ 8 реле с возвратной пружиной 7. На одном конце якоря имеется серьга 9, соединенная с рычагом 10 включения привода стартера. Другой конец якоря упирается в шток с контактным диском 2. Дополнительное реле стартера и реле блокировки предохраняют якорь от разноса, а также от случайного включения стартера при работающем двигателе.
Источник